ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3238
Скачиваний: 8
235
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
Владимиров
1896 –
Владимиров П.В.
Введение в историю русской словес-
ности. Из лекций и исследований П.В. Владимирова. Киев, 1896.
Гаген-Торн
1986 –
Гаген-Торн Н.И.
Путь к Северу // Полярный круг. М.,
1986.
Гильфердинг
1949–1951 –
Гильфердинг А.Ф.
Онежские былины, записан-
ные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 г. Т. 1–3. М., 1949–1951.
Греков
1949 –
Греков Б.Д.
Киевская Русь. М., 1949.
Григорьев
1994, 1939, 1906 –
Григорьев А. Д.
Архангельские былины и
исторические песни, собранные в 1899–1901 гг. Т. 1. М., 1904; Т. 2.
Прага, 1939; Т. 3. СПб., 1910.
Гринкова
1939 –
Гринкова Н.П.
Термины вышивания в русских диалектах
// Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института. Л., 1939.
Дмитриева
1986 –
Дмитриева С.И.
Слово и обряд в мезенских заговорах
// Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
Дмитриева
1990 –
Дмитриева С.И.
Еще раз к вопросу о географическом
распространении русских былин (ответ М.И.Васильеву) // Советская
этнография. М., 1990. 3.
ДРС 1958 – Древние российские стихотворения, собранные Киршею
Даниловым. М.; Л., 1958.
Евгеньева
1963 –
Евгеньева А.П.
Очерки по языку русской устной поэзии
в записях ХVII-ХХ вв. М.; Л., 1963.
Жилинский
1919 –
Жилинский А.
Крайний Север Европейской России.
Пг., 1919. С. 256.
Иваницкий
1890 –
Иваницкий Н.А.
Материалы по этнографии Вологодской
губернии. Сб. сведений для изучений крестьянского населения России
// Изв. Об-ва любителей естествознания, археологии и этнографии.
Т . 69. Труды этнографического отдела. М., 1890. Т. 2. Вып. 1.
Киреевский
1868
–
1879 – Песни, собранные П.В. Киреевским. Изд. 2. М.,
Вып. 1.1868; Вып. 2. 1875; Вып. 3. 1878; Вып. 4. 1879.
Липец
1950 –
Липец Р.С.
Рыбацкие песни и сказы. М., 1950.
Липец
1951 –
Липец Р.С.
Былины у промыслового населения Русского
Севера ХIХ – начала ХХ века // Славянский фольклор / Труды Ин-та
этнографии. Новая серия. Т. 13. М., 1951.
Липец
1969 –
Липец Р.С.
Эпос и Древняя Русь. М., 1969.
Лихачев
1946 –
Лихачев Д.С.
Культура Руси эпохи образования русского
национального государства (конец XV – начало ХVI в.) М., 1946.
Лихачев
1953 –
Лихачев Д.С.
Народное поэтическое творчество в
годы феодальной раздробленности Руси до татаро-монгольского
нашествия (XII – начало ХIII в.) // Русское народное поэтическое
творчество. Т. 1. М.; Л., 1953.
Лосев
1957 –
Лосев А.Ф.
Античная мифология в историческом развитии.
М., 1957.
Майков
1863 –
Майков Л.
О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863.
Максимов
1871 –
Максимов А.С.
Год на Севере. СПб., 1871.
236
С.И. Дмитриева
Марков
1901 –
Марков А.В.
Беломорские былины, записанные А. Мар-
ковым. М., 1901.
Марков
1904 –
Марков А.В.
Бытовые черты русских былин // Этногра-
фическое обозрение. Кн. 58-59. СПб., 1904.
Миллер
1892 –
Миллер В.Ф.
Экскурсы в область русского народного
эпоса. М., 1892.
Миллер
1897 –
Миллер В.Ф.
Очерки русской народной словесности.
Т. 1. М., 1897.
Миллер
1912 –
Миллер В.Ф.
Былины и исторические песни в качестве
обрядовых // Русская мысль. М., 1912. № 9.
Ончуков
1904 –
Ончуков Н.Е.
Печорские былины. СПб., 1904.
Плисецкий
1962 –
Плисецкий М.М.
Историзм русских былин. М., 1962.
Попов
1903 –
Попов Г.
Русская народно-бытовая медицина. По матери-
алам Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева. СПб., 1903.
Ростиславин
1927 –
Ростиславин А.Ф.
Из быта мезенских поморов. Ар-
хангельск., 1927. С. 169.
РНДР – Рукописное наследие Древней Руси: по материалам Пушкинского
Дома. Л., 1972.
Рыбаков
1963 –
Рыбаков Б.А.
Древняя Русь. Сказания. Былины. Лето-
писи. М., 1963.
Рыбников
1909–1910 –
Рыбников П.Н.
Песни, собранные П.Н. Рыбнико-
вым. Т. 1-2. М., 1909–1910.
Соколова
1970 –
Соколова В.К.
Русские исторические предания. М., 1970.
Фаминцин
1889 –
Фаминцин А.С.
Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
Харузина
1890 –
Харузина В.Н.
На Севере. М., 1890.
Чикачев
1990 –
Чикачев А.Г.
Русские на Индигирке. Новосибирск., 1990.
Шахматов
1903 –
Шахматов А.А.
Исследования о двинских грамотах
XV в. СПб., 1903.
Янин
1953 –
Янин В.Л.
Великий Новгород // По следам древних культур.
Вып. 2. М., 1953.
237
Л.А. Тульцева
зАгОвЕНьЕ НА ПЕтРОв ПОСт:
этНОКУльтУРНОЕ НАСлЕДИЕ РУССКИх в
ОБРАзАх
УтУшКИ, КОСтРОмы, РУСАлКИ-
КОНя
День Всех святых, отмечаемый Православной церковью в сле-
дующее после Троицы воскресенье, в народной традиции чаще на-
зывается
Всесвятским заговеньем
или заговеньем на Петров пост. В
традиционном аграрно-праздничном календаре русских Всесвятское
заговенье было столь же сакрально значимым межевым временем,
как и заговенье на Великий пост. Структура и география сакрального
пространства заговенья на Петров пост отличается многоуровневыми
этнокультурными концептами и разнообразием артефактов, пред-
ставляющих своего рода
сакральные универсалии
в их общерус-
ском, региональном и локальном масштабах. Можно также говорить
о разных вариантах этнофольклорных модификаций традиционного
праздника и современных трансформациях народного гулянья по
случаю заговенья на Петров пост.
Сакральная стратификация географии заговенья на Петров пост у
русских отражает лексические поля хрононимов заговенья со знаками,
актуализирующими сокровенный тезаурус конкретного пространства-
времени: это культ земли, воды и растительного мира, обрядовая
еда, культ птиц, обрядовые игры и гулянья, девичьи гадания, разные
варианты ритуалов проводов весны, культ предков. На карте России
перечисленное этнокультурное наследие географически объединяет
территории с календарными хрононимами
Яишное
,
Качальное
,
Луго
-
вое
,
Крапивное
,
Русальское
и множеством других локально значимых
названий заговенья. Из перечисленных хрононимов заговенья как
праздника в форме сакрализации конкретного этнокультурного яв-
ления наиболее изученными являются
Яишное
и
Русальское
. Однако,
если роль куриного яйца как символа заговенья изучена подробно, то
238
Л.А. Тульцева
по-прежнему актуальны исследования традиций заговенья в форме
Русальского
в связи с вопросами разрушения аграрно-календарного
образа русалки. Остаётся актуальной тема образов птиц как символов
проводов весны. В числе образов заговенья на Петров пост – моло-
душки-первогодки. Их символ –
утушка луговая
. В разделе «Гоньба
утушки» рассматривается ритуально-символическая взаимосвязь
между молодушками и знаком семьи серой утицей. Разнообразно в
символике заговенья представлены ритуальные коды растительно-
го мира. Среди них сокровенными смыслами выделялись брянские
хороводные игры
проводов Костромы
, воспроизводившие «житие»
растительного волокна. На фоне некоторых современных спорных
интерпретаций имени и образа Костромы, повторяющих версию
«заложных» Д.К. Зеленина, стала актуальной задача наметить пути
этнотрансформационных процессов в ритуалах проводов Костромы.
Предварительные разыскания, не вошедшие в данную статью, до-
казательно свидетельствуют об образе Костромы как одной из числа
значительных сакральных фигур мифоритуальной картины земле-
дельческого космоса, ответственной за сложную информационную
систему по выращиванию и преобразованию конопляных и льняных
волокон в холст.
Характерная особенность гуляний Петровского заговенья – это
луговые гулянья. Благодаря им заговенье называлось
Луговым
.
Типичными и известными до середины ХХ века обрядовыми играми
лугового заговенья были хороводные игры с образами
утушки луговой
и её выводком, а также соловушки, которого красные девушки «на
рученьках» выносили гулять из ворот на улицу.
гоньба утушки
Один из вариантов весеннего хоровода – шествие во всю ширину
улицы села в форме развёрнутых шеренг, когда девушки и молодушки,
взявшись за руки («со сцепленными руками»), торжественно про-
двигались по селу под обрядовую песню праздника. Такой хоровод-
шествие девушек и молодых женщин с названием «Гоньба утушки»
исполнялся на востоке рязанского Поочья в большом селе Ерахтур,
начиная с Красной Горки, по всем весенним праздникам. Во второй
половине ХХ века хороводное шествие «Гоньба утушки» воспроизво-
дилось только на Троицу и через неделю ‒ в «последнее» (Петровское)
заговенье (см.:
Гаврилов
2004: 47;
Тульцева
2001: 124-125, 150, 188).
Благодаря диалектологу Е.Ф. Будде (1859-1929), который воочию
наблюдал хоровод в 1894 г., можно воссоздать достоверную картину
239
Заговенье на Петров пост
ерахтурского праздничного действа: «По улицам села торжественно,
чинно и важно идут шеренгами, взявшись за руки, молодые бабы и
девки; на ходу они играют протяжные песни и проходят по селу из
конца в конец, возвращаясь таким же образом назад. Все они одеты в
праздничных костюмах, в сарафанах самых ярких цветов, с бусами и
лентами на шеях; на головах, большею частью, платки – “шали”, кое у
кого – повойники (у баб).
Торжественность этой процессии
настолько
бросается в глаза, что никак нельзя подумать, что это делается для
забавы: это какой-то
священный обряд
, при совершении которого
участвующие люди крайне сосредоточены, поют очень стройно, без
взвизгиваний, мерным кадансом и проходят даже с опущенными
глазами» (
Будде
1895: 18-19; выделено мною –
Л.Т.
).
Обратим внимание на характеристику хоровода-шествия «Гоньба
утушки» как священного обряда. В этой оценке – сокровенная суть ри-
туального шествия, истоки которого уходят вглубь мифопоэтического
культа водоплавающих птиц у русских и их соседей (см., например:
Напольских
2011: 245-269). С течением времени образ утки с утятами
занял наиболее сильные позиции в обрядах и обрядовом фольклоре
весеннего календаря и свадебной поэтике.
В связи с темой рязанского календаря мне уже приходилось давать
характеристику весеннему хороводному шествию «Гоньба утушки».
Были подробно освещены вопросы культа утки у русских и их соседей –
народов Поволжья. Особое внимание было уделено этнографическим
свидетельствам о гусиных
пушкáх
и селезнёвых
завитках
. Этот вид
височных украшений и одновременно средств оберега был в числе
любимых девушками и молодыми женщинами громадного ареала
от Черноземья до севернорусских территорий. Новые разыскания
о значении таких украшений позволили расширить понимание их
символических смыслов, как и значение образа утки в календарных
весенних игрищах. Начнём с того, что
пушк
ѝ изготавливались из вы-
сушенных утиных, гусиных и заячьих шкурок. Девушки носили пушки
по праздникам, вплоть до рождения первого ребёнка. Возрастная
стратификация в сроках пользования пушками – от семи лет и до
первых родов – говорит, прежде всего, о сакральной роли пушков как
проводников силы плодовитости, предположительно, «исходившей»
от пушков как природных заместителей конкретной водоплавающей
птицы или зайца. На девочек надевали пушки в семь лет, потому что
к 15-16-ти годам, началу поры девичества, они должны «распушить-
ся», как вербные почки, и быть готовыми к возможному сватовству и
замужеству. Знание о жизнедарующей силе пушков, вероятно, отно-