ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3233
Скачиваний: 8
250
Л.А. Тульцева
Семилукском р-не Воронежской обл., по воспоминаниям, характери-
зующим 1960–1970-ые годы, на проводы Русалки девушки надевали
кофты алого и розового цветов и сатиновые юбки (ВГАИ АКЭ 1998:
№ 436 / 15).
В Поочье, где Русальская неделя отмечалась с размахом, девуш-
ки-невесты были одеты в белые холщовые рубахи. Такая рубаха,
надевавшаяся в течение всей Русальской недели, т.е.
русальская
рубаха
, хранилась потом для венчания. Благодаря этой традиции,
в Шацком р-не (д. Токарево, с. Лесное Ялтуново), просватанную
девушку вплоть до свадьбы называли
русалкой
(
Морозов, Слепцова
2001: 349). Русалкой называли невесту в первый день свадьбы, т.е.
в день венчания, в с. Красный Холм Шиловского р-на Рязанской обл.
(ПМА: 1998).
Говоря об одежде Русальской недели исследуемого региона, от-
метим, что она изготавливалась только из холстины, льняной или
конопляной. Пряжа, холст, полотенца, льняное полотно, очень грубая
ткань из конопли (
торпище
или
воспище
) – обязательный обрядовый
реквизит русальских игрищ.
поле ржи, льна, конопли.
Холщовая ткань в качестве маркера
Русальской недели появляется не случайно. Накануне Русальской
недели «по зорьке под Троицу» или в русальский четверг сеяли лен
и коноплю. Это согласуется с народными представлениями о том, что
поле льна, конопли и ржи находились под покровительством русалок,
о чём говорят все этнографические записи ритуалов Русальской не-
дели (подробнее см.:
Гаврилов
2004: 64-65;
Морозов, Слепцова
2001:
350;
Сысоева
2002: 42-43;
Тульцева
2001: 183-185, 197-201).
Повсеместно началом или завершением обрядовой игры было ози-
мое ржаное поле. В Семилукском р-не Воронежской обл. по традиции
уже в субботу перед заговеньем делали чучело русалки из соломы
и сена или травы и оставляли его во ржи или трепали по ржаному
полю. В Елецком р-не Липецкой обл. девушки уходили в поле ржи,
прятались и пели песни или же с утра уходили в ржаное поле, чтобы
нарядиться «русалками» (ВГАИ АКЭ 1998: № 435 / 59; 2000: № 785
/ 6; 790 / 32).
Традиционное представление о том, что ряженых «русалок»
надо провожать в ржаное или конопляное поле сохранялось ещё в
1970‒1980-ые годы. Уникальная запись проводов русалок «в канапѝ»
была сделана в с. Казачья Слобода Шацкого р-на, где эта процессия
осмыслялось как шуточная свадьба, с непрекращающейся пляской и
прибасками. Все участники, старые и молодые, «плясали толпой»,
251
Заговенье на Петров пост
с гармошкой или без неё, как гости на свадьбе (
Морозов, Слепцова
2001: 350). Это ‒ один из типичных вариантов проводов ритуального
персонажа во время сельского календарного праздника, сопровождав-
шегося «пляской толпой». У таких плясок – аграрно-продуцирующее
значение, их цель – способствовать росту озимых, льна и конопли.
ряженье.
Три основных признака характеризуют русальское
ряженье: 1) одежда ряженых могла быть очень ветхой, старой, даже
рваной, уже вышедшей из употребления; 2) использование старинного
традиционного костюма, соответствующего локальной традиции; 3)
травестийые формы ряженья.
Типичное ряженье «проводов Русалки» – ветхая одежда, шабалы,
вывороченная шуба. Что касается ветхой одежды, то в этом случае
важно понимание того, что ветхая одежда, используемая ряженым-
«русалкой», приобретала особые качества. П.Г. Богатырев отметил
словацкое поверье о благотворном влиянии на выводок домашних
гусей клочьев от одежды, рядившихся на Масленицу: их подкла-
дывали под гусынь, чтобы «они хорошо сидели» (
Богатырев
1971:
40). Продуцирующую функцию выполняла и вывороченная шуба на
ряженых женщинах. В ней они плясали и катались по ржаному полю
для урожая.
Особую жизненную силу приобретали и белые холщовые
ру
-
сальские рубахи
, которые надевали на себя девушки и молодушки в
течение Русальской недели. Девушка-невеста, надев на себя такую
рубаху, получала всю силу цветущих ржаных полей, а значит и силу
плодоношения, которой была насыщена земля в Русальскую неделю.
Наивысший момент русальских игрищ – проводы ряженых «русалок» в
рожь или коноплю, где ряженые – там и только там! – переодевались,
снимая с себя «шабалатную» русалочью «одёжу» или белую льняную
рубаху, в которой разыгрывали свою роль. Обмен жизненной силой
был взаимообоюдным: силой обновления и плодоношения насыщалась
русальская рубаха, но и ржаное поле, рожь получали в свою очередь
необходимую энергию от исполнительниц ритуала. У них, как и во
время опахивания, распущены волосы, что, по архаичным верованиям,
было гарантом в достижении наивысшего вегетационного потенциала
для произрастания ржи, конопли, льна.
После венчания русальскую рубаху надевали «по печали» и хра-
нили «на смерть».
Современные хранители такой уникальной реликвии, какой являет-
ся русальская рубаха, затруднялись ответить на мой основной вопрос:
чем так примечательна эта вещь, что её надо было хранить всю жизнь?
252
Л.А. Тульцева
Не вызывает сомнения, что генетическая память моих собеседниц,
стихийно или интуитивно, подсказывала им осознание необыкновен-
ных качеств такой рубахи. Эти качества связаны, в первую очередь, с
магической («светоизлучающей») силой холста, полученной в особое
русальское время пика солнцестояния, что принципиально важно для
посмертного Пути души человека. В мифологизированном сознании
образ Русалки аграрного ритуала воспринимался причастным к воз-
рождению сил природы и покровительствующим участницам русаль-
ских игрищ как продолжательницам рода, что наиболее ценилось в
образах и символах традиционной картины мира.
Впечатляет особенный венок, который всегда был на ряженой
русалкой
. Такой венок мог быть увитым длинными колосьями ржи,
так, что были закрыты полностью лицо и голова вокруг; это могли
быть свисающие на стебле цветы или разноцветные длинные ленты,
полностью закрывавшие голову и плечи ряженой-«русалки». Коло-
сья наливающейся ржи, цветы периода солнцеворота, разноцветные
ленты в традиционной культуре являются символами обновления,
честно-похвального девичества, нового урожая.
Для такого действа, как
проводы Русалки
, в русской лексике су-
ществовало понятие
русалить
.
Русалить
– значит, все селение, объ-
единенное между собой семейно-родственными и соседскими узами,
поднималось, чтобы в соответствии с местной традицией встретить
и проводить Русалку. Словно в честь некоего особого события от-
бивался определенный ритм на печных заслонах, косах, кастрюлях,
свистели глиняные дудки, свистульки, берестяные рожки. И все вокруг
становились Русалками! Не только основной персонаж праздника, но
каждого, кто хоть как-то нарядился, называли Русалкой. По этому по-
воду старейшая жительница Шиловского р-на М.Н. Какушкина (1906
г.р.) на мой недоуменный вопрос ответила: «Ну, вот тебя наряди, и
будешь Русалка!» (ПМА: 1997). Таким образом, наряжаясь «в русалки»
и на время воспринимая себя «русалками», все словно ощущали свою
связь с силами житного поля, дающего жизнь, силами льняного или
конопляного поля, дарующего одежду, с вечерней зарей – временем,
когда провожали Русалку, и многим другим, чего мы уже никогда не
узнаем и отчего души людей от поколения к поколению оскудевает
всё явственнее.
проводы русалки.
Ритуалу была присуща типичная для аграр-
ного праздника форма обрядовых проводов-шествий. Русалку про-
вожают в озимую рожь, реже в коноплю, но не изгоняют. Ритуал
«проводов» разыгрывался в трех вариантах: проводы антропоморф-
253
Заговенье на Петров пост
ного чучела Русалки; проводы-шествия к полю ржи или конопли с
вождением / провожанием ряженой Русалкой; вождения / проводы
Русалки-коня.
По нашим материалам, вариант проводов антропоморфного чу-
чела в ХIХ–ХХ вв. является этнически значимым примером действа,
имевшего черты сакрального универсума, но трансформировавшегося
в действо локального значения, особенно после того, как произошла
смена антропоморфного чучела на ряженых
русалкой
.
Таким типичным примером трансформации сакрально-значимого
действа являются проводы-шествия в форме «похорон» антропоморф-
ной куклы-«русалки», которые разыгрывались на тульско-рязанском
пограничье в Михайловском уезде в конце ХIХ в. Здесь в заговенье
перед Петровками девушки изготавливали «куклу», наряжали и кла-
ли в украшенный кисеёй и цветами «гробок». Они же рядились: кто
священником, кто дьяком; несли «свечи» из конопляных стеблей;
делали кадило из яичной скорлупы и пели «Господи, помилуй». Вся
процессия из парней, молодых баб и девок шла к реке, где «русалке»
расчесывали волосы и со смехом и нарочитым плачем прощались,
бросая «гробок» в реку. Проводив «русалку», пели песни и водили
хороводы (
Шейн
1998: 367). Этот вариант ритуального игрища жи-
тели современного Михайловского р-на Рязанской обл. еще помнили
в конце 1960-х годов. О нём мне рассказывали в с. Новопанском, где
в первые годы советской власти Русальское заговенье отмечалось
схожим образом. По воспоминаниям моих рассказчиц, составилась
картина трансформации русальского действа от ритуального шествия
к сельскому гулянью и полному исчезновению сакрального образа.
Ещё в начале 1920-х годов шествие, сопровождаемое песнями и
игрой на гармони, с «гробком» шло до края села, за которым начи-
нались поля. Здесь его «растреплют и бросят». Девушки в этот день
собирали по домам яйца, вечером их «пекли» на лугу, пели песни и
«круга водили». С середины 1920-х годов в Новопанском уже не ста-
ли готовить куклу-«русалку». Этот образ стали разыгрывать парень
или девушка, которые рядились «русалкой». С начала 1930-х годов в
Новопанском проводы Русалки перестали воспроизводиться. Однако
весёлые воспоминания об этом действе с гуляньем и хороводами
участницы былых игрищ сохранили до старости. В 1990-х годах о
проводах Русалки уже почти никто не помнил. Лишь изредка можно
было услышать: «Раньше как-то провожали, хоронили русалок». В
цитированном воспоминании обращает внимание трансформация
ритуального образа: речь уже не о конкретном сакральном персонаже
254
Л.А. Тульцева
аграрного праздника, а множественности образа.
Материалы 1860-х годов о проводах Русалки в с. Кузьминском
Рязанского уезда рассказывают о том, что здесь «всё молодое жен-
ское поколение», в своих лучших нарядах, до самого вечера было
занято плясками, хороводами, играми. Но «в самые сумерки» веселье
затихало: настало время делать чучело Русалки. Когда с Русалкой
шли вдоль села, то нести её поручали «избранным женщинам». За
Русалкой, ликуя, с песнями и плясками, шло всё село. Процессия
уходила далеко в поле, к заранее разожжённому большому костру.
Едва огонь охватывал чучело Русалки, как сразу, не прерывая песен
и пляску, молодежь начинала «скакать» через костер (АИЭА ОЛЕАЭ.
Д. 148: 3об.-4).
В 1990-х годах мне пришлось собирать этнографические мате-
риалы в с. Кузьминском. В течение более, чем столетия, сценарий
праздника так сильно трансформировался, что от описания 1860-х
годов фактически ничего не осталось. По воспоминаниям, до начала
войны 1941–1945 гг. Русалку провожали в ржаное поле, а после войны
проводы состояли лишь в том, что «ходили по деревне» с песнями.
Этот вариант проводов сохранялся до середины 1980-х годов. Но ещё
и в 1990-ые годы воскресенье после Троицы по-прежнему называли
«Русалкой». Воспоминаний о русальском костре не сохранилось.
Разжигание русальского костра практиковалось в Елецком р-не
Липецкой обл. до 1950-х годов. В сёлах Екатериновка и Хитрово
делали антропоморфное чучело из соломы и «тряпок», заходили с
ним во все дворы, затем обходили село по кругу и сжигали чучело
за селом (ВГАИ АКЭ 2000: № 783 / 16; 784 /7, 19).
Таким образом, прослеживаются разные варианты трансформации
обрядового действа. Изменения шли по линии исчезновения сначала
антропоморфного чучела, затем главного действующего лица ритуала
– ряженой «Русалки». Однако сама номинация в качестве хрононима
или персонима продолжала бытовать.
проводы русалки-коня.
Об этом сакральном варианте русаль-
ского действа сохранилось меньше всего воспоминаний. Как правило,
они относятся к 1920-м годам.
Архаический вариант проводов Русалки-коня сохранялся в 1950-е
годы в с. Алексеевке Сараевского р-на Рязанской обл. Здесь ещё до
праздника, предварительно изготавливали из глины и настоящего
лошадиного черепа голову коня. Согласно традиции, туловище коня
составляли двое молодых мужчин, один из них держал на рогульке
глиняную голову коня. Вокруг собиралась весёлая толпа. Проводы