ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3229
Скачиваний: 8
260
Л.А. Тульцева
ющие наблюдения: «Некоторые носители традиции воспринимают
праздник не как досуг, а как ритуал. Вера в то, что эмоциональная
неистовость в плясках, пении будет вознаграждена в будущем удачей,
успехом, достатком, благополучием. Другие воспринимают обряд как
необходимое условие преемственности поколений, этнической само-
бытности» (
Сысоева
2002: 43).
Традиционный праздник является одним из образов этнокуль-
турной идентичности. Праздник как индикатор самосознания и эт-
нокультурной идентичности народа через его трансформированный
тезаурус по-прежнему интегрирован в современную систему цен-
ностей (подробнее см.:
Тульцева
2011: 64-74). Поэтому необходимо
продолжение профессиональных этнографических исследований
этой области. Только тщательный и непредвзятый анализ имеющихся
этнографических материалов может может быть надежной основой
для презентации этнической культуры.
примечание
1. В свете изложенных разысканий трудно согласиться с прочтением фоль-
клористом К.Е. Кореповой моей интерпретации ритуального шествия
«Гоньба утушки» (см.:
Корепова
2009: 343-344). Моя интерпретация
впервые предложена в книге «Рязанский месяцеслов» (
Тульцева
2001:
124-125, 141, 150). Она повторена и обоснована новыми материалами
в данной статье. К сожалению, мой уважаемый оппонент некорректно
обошлась с первоисточником 1894 года и моими полевыми матери-
алами. В них речь идёт об
утушке
(в ед. числе), а не об «утках», а
также о биоприродном
гоне
, а не «изгнании», по К.Е. Кореповой. Об
«изгнании» (утушки), не может быть речи по той простой причине, что,
во-первых,
никакого изгнания не было, а было хороводное шествие
;
а во-вторых, получалось бы, что девушки и молодушки изгоняли сами
себя. Критика построена на единственной записи 1983 года обычая
«гонять уток» в нижегородском селе Корино Шатковского р-на. Обы-
чай состоял в следующем: «В Троицу вечером собирался “взрослый
народ”, на шею вешали веники, брали косы и шли к плотине. Шли с
песнями, пританцовывая, позванивая косами. Называлось это “го-
нять уток”» (
Корепова
2009: 343). К сожалению, вместо конкретных
разысканий по этой единственной записи К.Е. Корепова предприняла
неудачное сравнение шатковского, явно трансформированного к 1983
году обычая «гнать уток», с ерахтурским (1894 г.),
повторявшимся в
течение весны
хороводным шествием «утушек» – девушек и молоду-
шек, одетых в лучшие наряды годового праздника и готовившихся
или быть просватанными или, как молодушки, стать роженицами со
своим выводком детей.
261
Заговенье на Петров пост
Литература
АИЭА – Архив Института этнологии и антропологии РАН. Владимирско-
Нижегородская экспедиция. 1990 г. № 8848. Полевые тетради Л.А.
Тульцевой. Тетр. № 1. Записи от директора Дома культуры с. Шутилово
Первомайского р-на Т.Г. Соломенковой.
АЭЦ 1974 – Архив Этнокультурного центра «Заряна» (Шиловский р-н Ря-
занской обл.). Воспоминания краеведа, учителя Ерахрурской средней
школы Н.А Пантюшова. 1974 г.
Богатырев
1971 –
Богатырев П.Г.
Вопросы теории народного искусства.
М., 1974.
Будде
1895 –
Будде Е.
Отчет о командировке в Рязанскую губернию на
летние месяцы 1894 г. Казань, 1895 (отд. оттиск).
ВГАИ АКЭ – Воронежская гос. Академия искусств. Архив кафедры этному-
зыковедения.
Гаврилов
2004 –
Гаврилов А.Н.
Народный календарь Шиловского края.
Этнографические очерки. Шилово, 2004.
Гилярова
1996 –
Гилярова Н.Н.
«Проводы весны» в Пензенской области //
Живая старина. 1996. № 4. С. 13-16.
Гринкова
1947 –
Гринкова Н.П.
Обряд «вождения русалки» в селе Б.
Верейка Воронежской области // Советская этнография (далее – СЭ).
1947. № 1.
Денисова
1998
– Денисова И.М.
Смена ритуальной одежды троицкого об-
рядового цикла // Этнос и религия. М., 1998. С. 139-151.
Зеленин
1994 –
Зеленин Д.К.
Избранные труды. Статьи по духовной куль-
туре. 1901–1913. М., 1994.
Зеленин
1995 –
Зеленин Д.К.
Избранные труды. Очерки русской мифоло-
гии. М., 1995.
Корепова
2009 –
Корепова К.Е.
Русские календарные праздники и обряды
Нижегородского Поволжья. СПб., 2009.
Крюкова
1947 –
Крюкова Т.А.
«Вождение русалки» в селе Оськино Воро-
нежской области (По материалам экспедиции Государственного музея
этнографии 1936 г.) // СЭ. 1947. № 1.
Кулаковский
1965 –
Кулаковский Л.В.
Искусство села Дорожёво. М., 1965
(2-е изд.).
Кутенков
2011 –
Кутенков П.И.
Южнорусская народная одежда. Чернавская
крестьянская родовая культура. Середина 19-го – 20-й вв. СПб., 2011.
Моисеенкова
2003 –
Моисеенкова С.И.
Люди и традиции Сараевской земли.
Шацк, 2003.
Морозов
и др. 2001 –
Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н.
Авсень
кликать //
Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л.Н.
Рязанская традиционная культура первой половины ХХ века. Шацкий
этнодиалектный словарь (далее – ШЭС) / Серия «Рязанский этногра-
фический вестник». Вып. 28. Рязань, 2001. С. 64-77.
262
Л.А. Тульцева
Морозов, Слепцова
2001 –
Морозов И.А., Слепцова И.С.
Русальское за-
говенье // ШЭС. С. 347-352.
Морозов, Слепцова
2004 –
Морозов И.А., Слепцова И.С.
Круг игры. Праздник
и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX – XX вв.). М., 2004.
Напольских
2011 – Напольских В.В. Миф о нырянии за землей (А218) в
Северной Евразии и Северной Америке двадцать лет спустя // «Не
любопытства ради, а познания для…». К 75-летию Юрия Борисовича
Симченко. М., 2011. С. 245-269.
ПМА – Полевые материалы автора: 1996 – Рязанская обл.; 2002 – д. Ива-
новка Кадомского р-на Рязанской обл.
Пропп
1963 –
Пропп В.Я.
Русские аграрные праздники. Л., 1963.
Соколова
1998 –
Соколова Г.В.
О локальных особенностях народной одежды
Скопинского уезда (по материалам экспедиции в Милославский район)
// Русское народное искусство. Сообщения. 1996. Сергиев Посад, 1998.
С. 104-127.
Сысоева
2002 –
Сысоева Г.Я.
Русалки «ведутся» на подарки // Человек и
наука. Воронеж. ЗАО ИД «Комсомольская правда». 2002. № 9. С. 41-43.
Сысоева
2009 –
Сысоева Г.Я.
«Вождение русалки» в селе Оськино Во-
ронежской области (по записям конца ХХ в.) // Живая старина. 2009.
№ 4. С. 30-31.
Тульцева
2001 –
Тульцева Л.А.
Рязанский месяцеслов / Серия «Рязанский
этнографический вестник». Рязань, 2001.
Тульцева
2010 –
Тульцева Л.А.
Дети и деды в свято-световом пространстве
праздника Крещения Господня // Этнографическое обозрение (далее
- ЭО). 2010. № 5. С. 120-133.
Тульцева
2011 –
Тульцева Л.А.
Русский праздник и демография в ХХ – на-
чале XXI в. // ЭО. 2011. № 4. С. 64-74.
Тульцева
2011а –
Тульцева Л.А.
«У Бога Света всего доспето»: сакрально-
световое пространство русских святок и новые поколения рода-племени
// Церковные праздники русского народа: от прошлого к настоящему.
М., 2011. С. 259-344.
Тульцева
2012 –
Тульцева Л.А.
«Солнце на веточках»: три книги по на-
родному календарю русских Прикамья // ЭО. 2012. № 4. С. 170-178.
Черепанова
1983 –
Черепанова О.А.
Мифологическая лексика Русского
Севера. Л., 1983.
Чеснов
1994 –
Чеснов Я.В.
Поэтика девичества // Женщина и свобода вы-
бора в мире традиций и перемен. М., 1994. С. 336-345.
Шейн
1898 –
Шейн П.И.
Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях,
верованиях, сказках, легендах и т.п. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1898.
263
И.М. Денисова
мИфОлОгЕмы вОСтОчНОСлАвяНСКОй
СКАзКИ: СЕмАНтИчЕСКИй КОмПлЕКС
«ДЕРЕвО-ПтИцА-яйцО»
Волшебные сказки – одно из сложнейших явлений традиционной
культуры, они относятся «к наиболее древнему слою славянской
культуры» (
Новиков
1974: 247). В результате их многоаспектности,
отражения в них как разнообразных мифологических, обрядовых,
так и социальных, и даже бытовых реалий, сказки являются пред-
метом научных дискуссий уже на протяжении более двух столетий.
Однако, хотя количество исследований по сказкам (преимуществен-
но филологов-фольклористов) поистине неохватно, до сих пор
справедливо мнение Н.В. Новикова о том, что этот жанр «изучен
недостаточно полно и разносторонне», некоторые специальные
проблемы в этой области остаются слабо разработанными (
Там
же:
3). К одной из таких проблем относится вопрос о генезисе
образов, мотивов и сюжетов сказок, их семантических истоках.
В этой области наиболее значительным и важным для этнологов,
хотя в чем-то и спорным, продолжает оставаться известный труд
В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (1946), на-
писанный им на основе выводов, к которым он пришел в другой
фундаментальной книге «Морфология сказки» (первое издание в
1928 г.), а также разработанных в ней методов. Важнейшим вы-
водом морфологического анализа сказок стало заключение об их
мировоззренческой единой основе, отразившей «представления о
странствовании души в загробном мире», а главным методологи-
ческим принципом надо признать «освещение каждого элемента
в отдельности по всему сказочному материалу» с учетом того, что
ни один образ и сюжет «не может изучаться без другого ни мор-
фологически, ни генетически» (
Пропп
2005: 91, 99-100).
Анализ
взаимосвязей
между образами имеет основополагающее значение
для выявления их семантической сущности и всего сюжета в целом.
264
И.М. Денисова
Образы, о которых пойдет речь в данной работе, выбраны не слу-
чайно: дерево и яйцо являются наиболее известными символами
жизни и плодородия, хотя далеко не идентичными (они слиты в
единый комплекс в одном из наиболее распространенных сказоч-
ных сюжетов – «Кощеева смерть в яйце»); образ же птицы имеет
отношение к обоим данным образам, является как бы связующим
звеном между ними. Однако далеко не всегда все три образа пред-
ставлены в одном и том же мотиве или сюжете, порой один из них
значительно редуцирован или только угадывается. Наша задача
– проанализировав каждый из них, попытаться выявить наиболее
архаичную основу их семантики и взаимосвязи, а также их место
в древней системе миросозерцания.
дерево.
Для восточнославянской мифологической картины
мира образ дерева является ключевым, в значительной степени
системообразующим
, что характерно для многих традиционных
культур. Вопрос о семантике этого образа в наибольшей степени
разрабатывался по материалам обрядности, по сказкам же, с по-
мощью которых можно проникнуть в наиболее древние слои миро-
воззрения, он исследован довольно слабо, мы имеем лишь одну
специальную статью на эту тему В.Я. Проппа (1934)
1
, посвященную,
к тому же, только одному сказочному мотиву (см. ниже).
В восточнославянских сказках образ дерева относительно
скромен, так как в большинстве сюжетов оно является, на первый
взгляд, лишь вполне естественной частью ландшафта, некоей под-
держкой более значимого объекта – сундука с Кощеевой смертью,
гнезда чудо-птицы или местом временного укрытия героя, и т.п.
Наиболее многозначителен образ дерева (обычно дуба) в мотиве
добычи героем яйца с жизнью-смертью Кощея (тип № 302 по АА
и 3021 по СУС), спрятанной в цепочке вложенных друг в друга
образов, – оно растет чаще всего
на острове
(хотя встречаются
и иные локусы: за морем, на горе, на поле, которое порой также
на острове; вместо моря могут быть озеро, река) (например, Аф.
№№ 156, 158; Карн. №№ 42, 141; РНССБ № 2; Бел. ск. с. 97).
Данный набор мифологических локусов и образов – море, остров-
камень, дерево, нередко в комплексе со змеей (а в сказках типа
302 имплицитно присутствует Змей, нередко заменяющий Кощея,
– в образе его яйца) – является основополагающим
в концепции
мифического сакрального «центра мира»
– точке «абсолютного
начала, где прорвалась скрытая энергия священного… В этой
точке происходит абсолютно все творение» (
Cook
1974: 9). Для