Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3112

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

270

И.М. Денисова

(

Криничная

 2011: 22, 29, 31, 33). По многим материалам восточнос-

лавянской культуры прослеживается 

тенденция срастания образов 

женского божества и дерева

 (

Денисова

 2003а). Она проявляется 

иногда и в заговорах в «цепочке» образов, подобной сказочной: 

«На синем море дуп, в этом дубу сидит старушка старая старая… 

на синем море есть ящик, в этом ящике есть утка, в этой утке есть 

яйцо…» (Отреченное 2002: 552).

В одной из северных сказок герой встречает сидящую на ели 

бабу (которая оказалась матерью убитого им змея, как порой и 

Баба Яга, которая также иногда рисуется сидящей на дереве) – с 

помощью 

бросания прутьев

 эта баба могла превращать людей и 

животных в «серы-каменья», а потом тем же способом 

оживлять 

их – ср. из другой сказки: из ветки, брошенной в печь, возникает 

девочка (Карн. №№ 133, 32). Близкой, хотя и не явно выраженной, 

семантикой обладает и дерево, растущее у дома различных женских 

персонажей  (которые,  кстати,  проявляют  черты  значительного 

сходства между собой – советчицей в лесной избушке может быть 

не только Яга или старушка, но и девушка; живая и мертвая или 

«целющая» вода может храниться как у царевны, царь-девицы, так 

и у Бабы Яги, ведьмы и пр. – Аф. №№ 171-175; Слав. ск.: 37). На 

«прекрасное дерево» Елены Премудрой прилетает герой в виде 

птички (в его преображениях можно уловить следы реинкарнаци-

онных представлений), а на дерево у дома «ягой-бабы», змеихи и 

т.п. влезает, спасаясь от нее, мальчик, которого затем снимают и 

уносят домой гуси-лебеди (вар. – делают ему крылышки из своих 

перьев) (Аф. №№ 236; 108-112; Слав. ск.: 254-255)

7

. Образ типа 

Бабы Яги детально анализировал еще А.А. Потебня, настаивая на 

его развитии из положительного прототипа с важнейшей функцией: 

«

Яга посылает души на свет

 и принимает их оттуда»; ее владения 

(избушка, подземелье) – «обитель душ бессмертных» и «

источник 

всякого земного изобилия

» (

Потебня

 2007: 192, 249; курсив мой - 

И.Д.

). По русским сказкам в избушке Яги ребенок играет золотым 

яблочком (Аф. № 113), а по южнорусской – она хранит возвра-

щающие здоровье «вишни-черешни» и «на мiдном току молотить, 

москалiв робить» (русский вариант – на том свете в подземелье 

ее ткачихи ткут для нее войско (

Потебня

 2007: 287); отметим, что 

близкий мотив встречается и с образом царь-девицы). Яблоко в 

руке у ребенка, утащенного Ягой, – несомненный символ возрож-

дения (см. обобщение материалов по возрождающей символике 

яблока – 

Мадлевская 

2002: 94-103).


background image

271

Мифологемы восточнославянской сказки

Представления о 

мифическом Древе

 с душами бывших/будущих 

людей на нем – либо в виде птиц, цветов, плодов и даже листьев, 

либо питающихся его плодами – были когда-то очень широко рас-

пространены, и в настоящее время хорошо известны. Этот образ 

зримо отразился, в частности, в русских загадках с образом дерева 

и птицы, где просматривается и идея 

круговорота душ

 (примеры см. 

ниже в разделе о птице). «Перевоплощение душ, возвращение их 

на землю связано с мировым деревом» в представлениях восточ-

ных славян – считала Н.Н. Велецкая (

Велецкая

 1978: 38). В Европе 

были известны «сказания о том, что люди берут своих младенцев 

из-под деревьев», и в то же время – «о пребывании в деревьях душ 

умерших» (

Зеленин

 1937: 73, 74). О троицких березках известны 

поверья, в том числе в современной Новгородской области, что 

на них слетаются души «родителей»; в то же время считалось, 

что «домами» для душ некрещеных младенцев являются деревья 

(Новг. №№ 316, 340). У южных славян отмечено поверье о том, 

что 

умершие младенцы на том свете сидят на дереве, с листьев 

которого капает молоко

 (

Толстая 

2004: 286) – ср. верования одной 

из субэтнических групп грузин: в раю молочное озеро с деревом и 

душами детей на нем; нганасан: души детей в виде птичек на пути 

в страну мертвых встречают сочное дерево и сосут это дерево-мать 

(

Гагулашвили

  1984:  214-215; 

Грачева

  1976:  62).  А  в  рассказе  о 

посвящении нганасанского шамана на острове подземного озера 

он видит дерево со множеством людей на вершине, и дух этого 

дерева говорит: «Я есмь дерево, делающее всех людей способными 

к жизни» (

Анисимов

 1959: 49). У восточных славян известны об-

ряды хождения «до дуба» с просьбой о детях (

Кабакова

 2002: 91, 

204), а в одной сказке женщина (после повреждения пальца при 

резке капусты) просит ребенка у сосны – родилась дочка, мать же, 

умершая вскоре, превратилась в вербу (Брянск.: 14-15). В основе 

женско-девичьей троицко-семицкой обрядности с деревцем, как 

показавает ее анализ, лежали тоже, вероятно, подобные ожида-

ния участниц и всего социума (

Денисова

 1995: 106-185). У тюрков 

Сибири (шорцев) сохранился близкий весенний обряд, однако его 

участниками были уже мужчины – они украшали старую березу 

ленточками, залезая на нее и обращаясь к ней с просьбой даровать 

им зародышей «кут» будущих детей (Традиционное 1989: 34). 

Имея в виду круг подобных верований и обрядов, когда-то явно 

очень  распространенных,  хотелось  бы  обратить  внимание  на  до-

вольно разнообразно представленный в сказках 

мотив подъема на 


background image

272

И.М. Денисова

дерево

8

: например, человек поднимается на какое-либо дерево в 

лесу, на дороге (чаще дуб, около него может быть и источник), чтобы 

переночевать; но ночью под деревом собираются либо разбойники, 

либо некие старички или даже – нечистая сила, и он подслушивает 

их разговор; благодаря полученным знаниям, герой затем добывает 

в жены царевну, либо иные блага (Аф. №№ 115, 121-123, 343, 345 – 

мотив в типах по АА и СУС №№ 613, 676, 1653 и др.). Показателен 

сюжет, где герой 

приплывает к острову и залезает на дуб

 – оттуда 

он слышит разговор чертей, в результате чего ему удается спасти 

царевну и жениться на ней (Аф. № 218). Данный сказочный мотив 

напоминает  широко  распространенные  поверья  о  слетающихся  в 

определенные дни на большое старое дерево духах, колдуньях (нами 

они фиксировались в 1996 г. в с. Чернава Рязанской обл. и в 2003 

г. в Калужской обл.), русалках (которые в Полесье близки образам 

«дедов» – 

Виноградова

 1986: 108, 128), в прототипе, видимо, – душ 

предков. В другом типе сказок (№ 1877 по АА и по СУС) человек за-

чем-либо 

поднимается на дерево и проваливается в дупло

, обретая 

там клад, золото (Аф. № 427; Вол. ск. № 34). Иногда речь прямо 

идет о 

душе

: вышедшая во время сна человека, она летит на сосну 

и попадает в дупло, находя там клад (

Веселовский

 1938: 189). Образ 

золота

 (который может трансформироваться в образ клада, сокро-

вищ, драгоценностей) в данном контексте явно несет семантическую 

нагрузку, связанную с представлениями о вечности и возрождении 

(

Пропп

 1946: 264, 275)

9

. Кстати, в дупле иногда герой находит 

мед 

и пчелиную матку-помощницу

 (Слав.ск.: 157). В свете мифологемы о 

Древе жизни с душами резонно предположить в подобных сказочных 

мотивах подъема героя на дерево (и получения им неких «знаний» 

или «прибыли») 

отражение архаичных представлений о «кругово

-

роте души» и связанных с ними похоронных либо инициационных 

обрядов

. Отголоски обрядов захоронения на/в деревьях отмечены 

в севернорусской культуре (

Криничная

 2011: 30, 55, 72 и др.), а по 

Житию Константина Муромского в могилу умершему когда-то клали 

«ременные  плетения  древолазные»  (

Котляревский

  1868:  129).  В 

карпатской похоронной игре инсценировалось карабканье вверх по 

стволу дерева (

Велецкая

 1978: 39)

10

Среди других сказочных сюжетов с мотивом подъема на дерево 

наиболее распространен следующий: герой, блуждая по подзем-

ному лесу, 

подходит к дубу и видит птенцов

 (выпавших из гнезда, 

намокающих под дождем и т.п.); он помогает им, обычно подни-

маясь на дерево в их гнездо (которое порой находится в дупле; 


background image

273

Мифологемы восточнославянской сказки

иногда о подъеме не говорится, но он явно подразумевается), а 

прилетевшая затем их мать, 

огромная птица

, в благодарность 

вы

-

носит героя на белый свет

. Наиболее характерен данный мотив 

для сказок типа «Три подземных царства» (№ 301 А, В по АА и 

СУС), и рассматривавший его В.Н.Топоров высказал мнение, что 

«словесное описание ситуации в сказках типа 301 весьма точно 

воспроизводит изображения мирового дерева, в корнях которого 

– змея, в ветвях – орел» (

Топоров

 1967: 90). Однако, змея здесь 

обычно не упоминается – эпизод этот относится ко второму «ходу» 

сказки, когда героя, уже победившего Змея и освободившего царе-

вен, братья оставляют «на том свете» – чаще всего в подземном 

мире (например, Аф. № 132; Худ. № 2). Таким образом, 

дуб этот 

имеет по преимуществу хтоническую природу

11

, и его явно нельзя 

рассматривать как соединительную вертикаль трех миров. Несо-

мненна  лишь  его  роль  как 

необходимого  звена

  в  возвращении 

к  земной  жизни  с  помощью  подъема  на  него,  а  затем  и  птицы. 

Характерен  вариант  трансформации  этой  вертикали  в  данной 

функции: герой «поставил палицу, уперся на нее и выскочил вон 

из ямы» (Аф. № 177). Что же касается образа птицы, то ее в этом 

сюжете вряд ли можно соотнести с небесной сферой, т.к. гнездо 

находится  на  подземном  дубе  –  В.Н.  Топоров  сам  указывал  на 

контаминацию здесь орла и ворона, хотя они, по его же мнению, 

считаются «устойчивыми символами верхнего и нижнего царств» 

(

Топоров 

1967: 89-90). Рассмотрим эту птицу подробнее.

птица.

 Сказочный образ птицы-матери (Ногай-, Жар-, Могут-, 

Великая, Орел, Ворон и пр.), птенцов которой герой спасает, явно 

обладает  демоническими  чертами,  иногда  териоморфными:  «…

стоит дуб, в дубу лева-зверя дети озябли, пищат… лев-зверь на-

летела…» (Онч. № 85), а иногда и антропоморфными: Баба-птица 

прилетает в свое гнездо в подземном мире (Худ. № 2). В вариантах 

этого типа сказок (№ 301 А, В) птица не только выносит героя на 

«белый свет», в «свой мир», но порой и 

оживляет его

, принося 

или уже имея под крыльями живую воду (напр., РНССБ № 4 – здесь 

Жар-птица вызывается старушкой, оказавшейся в печке в подзем-

ном мире). Эпизоды с оживляющей птицей встречаются в разных 

сказках: так, в сказке типа 551 царевича изрубили братья, и «вдруг 

прилетает  жар-птица,  собрала  все  разбросанные  куски,..  потом 

принесла во рту мертвой воды, вспрыснула – все куски срослися; 

принесла живой воды, вспрыснула – царевич ожил» (Аф. № 172). 

Хотя чаще птица выносит героя из подземного мира, в других сказ-


background image

274

И.М. Денисова

ках она, наоборот, может 

уносить его в «иной мир»

, причем образ 

ее бывает устрашающий: за море в царство девицы-волшебницы 

несет героя огромная Моголь-птица – «пала на землю – в окнах 

свету  не  стало»  (Аф.  №  157;  см.  также  №  232);  другая  птица-

великанша  как  падет  на  море,  так  «оно  до  дна  раздваивается» 

(

Новиков

 1974: 155); а «тигр-птица» переносит героя в туше быка 

за огненное море в «девичье царство» (Слав. ск.: 164). 

Рассмотренный мотив с деревом, птицей и птенцами в сюжете 

№ 301 близок и одному типичному эпизоду в сюжете № 302 «Ко-

щеева смерть в яйце»: герой по дороге к этой вожделенной цели 

встречает трех животных, в том числе орла с орлятами на дубу, 

и хочет стрелять; животные просят пощадить их и обещают свою 

помощь (напр., Аф. № 158). Но в данном эпизоде герой угрожает, 

демонстрируя превосходство по отношению к ним, а они – сми-

рение. Можно предположить, что это более поздняя трансформа-

ция вышеописанного мотива, где угроза идет от могущественной 

птицы,  а  герой,  напротив,  находится  в  зависимом  состоянии  от 

этого мифического существа, возвращающего его на землю (а в 

прототипе, вероятно, – его душу к новой жизни). Как образ ча-

стично побежденного, но все же еще могущественного персонажа, 

предстает чудо-птица (орел, сыч) в сказках, зачин которых – мотив 

борьбы птиц и зверей: раненый орел сидит на вершине дерева, и 

охотник по его просьбе милует его, спасает, 

поднявшись на дерево

затем вылечивает, за что орел впоследствии носит его по миру и 

одаривает, причем при возвращении домой герой 

находит ново

-

рожденного сына

 (Аф. №№ 219-221). Следующий этап – полное 

подчинение героем могущественной птицы: Гриб-птица – «летит, 

как гора валит» – переносит героя в тридесятое царство в лошади-

ной туше, затем хочет проглотить его – «одну губу ведет по земи, 

а другую крышей расставила» – но герой побеждает ее: хотя она 

отдала даже пузырьки с сильной водой из-под крыльев, однако он 

«изрубил ее на мелкие части» (Аф. № 271).

Какова основа образа подобной могущественной птицы? Вряд ли 

мы можем рассматривать ее саму как воплощение души сказочного 

героя, возрождающейся к новой жизни, как это чаще всего принято 

считать в научной литературе (см., например, 

Пропп

 1946: 189-

192)

12

. Оборотничество героя, в том числе в птицу, в ряде сказок 

сосуществует с образом подобной большой птицы-переносчика – 

это, например, сказки о царевне (или ее царе-отце, вар. – Вещоре), 

испытывающей потенциального жениха умением спрятаться (тип по