ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3225
Скачиваний: 8
265
Мифологемы восточнославянской сказки
восточнославянской культуры этот семантический комплекс рекон-
струирован преимущественно по заговорам, хотя и с привлечением
отдельных сказочных параллелей (
Шиндин
1993;
Агапкина
2010:
33-59; 74-79;
Денисова
2009).
Рассматривая комплекс «сакрального центра» в заговорах
с образами острова, камня и дуба, В.Н. Топоров соотносил по-
следний с архетипом Мирового древа (
Топоров
1993: 99), хотя и
отмечал, что далеко не всегда удается восстановить ясную схему
данного архетипа, и, в частности, по сказкам (
Топоров
1967: 85).
Мы не можем, к сожалению, разделить эту точку зрения извест-
ного ученого, много сделавшего в области изучения славянской
культуры, так как все попытки реконструировать «классический»
архетип Мирового древа в русской народной культуре, особенно по
сказкам, все же представляются в значительной мере натяжками.
Получившая широкую популярность в отечественной литературе
с конца 1960-х годов концепция Мирового древа привела к тому,
что многие исследователи самых различных областей народной
культуры в образе любого дерева стремились увидеть именно
этот архетип
2
. Однако, данная концепция отражает относительно
поздние представления о вертикально структурированном про-
странстве с довольно определенным разграничением трех ярусов
мироздания (обителей богов, людей и предков), с которыми соот-
несены соответственно три класса живых существ (
Топоров
1972:
93-94;
Топоров
1987: 398-406). В восточнославянской сказке по-
добных четких привязок к образу дерева мы не находим. Так, в
сказочном мотиве дуба на острове его «ярусы» не соотнесены ни с
образами светил, ни божеств, ни с какими-либо «классами живот-
ных», а местонахождение «цепочки» с жизнью-смертью Кощея в
разных сказках варьируется (ветви, дупло, под корнями). Зато по
некоторым вариантам можно заключить, что и
само море (река,
озеро), и остров с дубом расположены в подземном мире
, по кото-
рому путешествует герой (например, РНССБ № 2; ср. Аф. № 132).
Таким образом, о дубе на острове пока что можно сказать лишь,
что он – хранитель, (а, возможно, и источник) некоей жизненной
энергии, то есть является ипостасью другого архетипа, явно более
древнего – Древа жизни (
Топоров
1987: 396-398;
Петрухин
1999)
3
.
На необходимость более четкого разграничения двух этих аспектов
при анализе мифологического образа Древа обращал внимание еще
Б.А. Латынин (1933: 24-27), особо подчеркивая связь Древа жизни
с женским божеством плодородия, соотносимым с землей и водой,
266
И.М. Денисова
от которого ждали и продолжения человеческого рода. Данный
круг идей просматривается в первую очередь и в древневосточной
мифологии с образом священного дерева (
Комороци
1981: 51).
Привлекает внимание и еще один немаловажный факт: дерево
в разных сюжетах наших сказок, даже очень крупное и старое,
часто
вырывается
,
срубается
героем или само
падает
, вопреки кон-
цепции о Мировом древе, по которой его «поднятие … обозначает
установление всех мыслимых связей между частями мироздания
и прекращение состояния хаоса» (
Топоров
1972: 96): так, герой
Световик, добывая в подземном мире яйцо со смертью Яги с острова
Буяна, по совету орла «пошел по тропке – дуб весь оброс мохом;
подрезал, давай толкать его, дуб полетел; оказался в дупле ста-
рый ящик…» (РНССБ № 2; см. также: Аф. № 158; Карн. №№ 42,
141 и др.). Удивителен эпизод сказки (вар. типа № 461 по СУС),
где явно выражено очень пренебрежительное отношение именно
к древнему дубу: герой по дороге встречает уставший стоять 300
лет дуб, который сам просит его узнать у Змея об отмеренном ему
сроке; возвращаясь, герой лишь «толкнул его ногою, дуб свалил-
ся; под ним злата и серебра и каменья драгоценного что ни есть
числа!» (Аф. № 305). Резонно предположить, что данная сказка
отразила относительно поздние представления, а как отголосок
типологически более ранних можно рассматривать сюжеты, где
дерево выступает в роли всемогущего божества
(вариант «золотой
рыбки», тип по АА и СУС № 555): не позволяя срубить себя, выпол-
няя вначале все желания старика и старухи, делая их даже царями,
оно, наконец, возмущенное их требованием стать бессмертными
богами, превращает их в медведей (Аф. № 76)
4
.
Старый дуб, падающий от пренебрежительного толчка в вы-
шеприведенной сказке, почти несомненно является
символом
древнего отжившего мировоззрения
, олицетворением ниспровер-
гаемого божества или его атрибутом, причем подобное отношение
к древним деревьям, как известно, ничуть не характерно для живой
народной культуры. Вряд ли можно связывать этот мировоззренче-
ский перелом с принятием христианства, он произошел, вероятно, в
значительно более отдаленное от нас время, так как мотив падения
некоего Древа довольно распространен в мифологическом фолькло-
ре многих народов мира и отнюдь не является эсхатологическим,
скорее его можно связать с идеей становления нового мира, при-
чем нередко он соотнесен с мотивом потопа и образами женского
божества и/или змея. Мифы с мотивом падения Древа, во многом
267
Мифологемы восточнославянской сказки
вписываясь в схему так называемого «основного мифа», прослежи-
ваемого преимущественно с III тыс. до н.э. (
Иванов, Топоров
1974:
156-164), у некоторых народов являются мифами первотворения,
хотя в них явно выражена идея становления нового мира на об-
ломках старого, где когда-то уже существовало великое Древо (см.
подробнее:
Денисова
2004: 429-437). В восточнославянских сказках
также можно встретить глухие
отголоски мотива потопа
после сру-
бания героем дуба (Аф. № 157; РНССБ № 4; Бел. ск.: 189-190). К
мифическим временам относят падение, уничтожение Древа наши
загадки («Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь
лежит» /дорога/ –
Садовников
1959: № 1326), а также некоторые
наши легенды (
Островский
2002: 119).
И в славянских, и в древнегреческих преданиях встречаются
сюжеты о порубке дерева
вилы, дриады, даже дуб самой Деметры
был срублен нечестивцем в ее роще, и из него заструилась кровь; в
сюжете о виле, которая прятала воду в сухом дереве, некий герой,
отдаленно напоминающий громовика, разбивает это дерево и от-
крывает путь двенадцати ручьям, предавая вилу смерти (
Топоров
1992: 28;
Тахо-Годи
1991: 140). Варианты данной мифологемы
встречаем и в русских сказках – прежде всего в сюжетах с образом
некоей могущественной царевны, царь-девицы и т.п. (у нее могут
быть разные имена; тип № 400
2
по СУС и 400* В по АА) – теснейшая
сопряженность этого образа с могучим деревом иногда выражена
совершенно отчетливо, например: у моря растет огромный дуб,
сросшийся из трех, и на нем надпись – «… Хто эти дубья расшибет,
тот эту Красоту взамуж возьмет»; герой пускает в него каленую
стрелу – «И дуб раздвоился начетверо», после чего подплывшая
на корабле царевна, живущая, кстати, на острове, говорит ему:
«… умел дуб разбить, умей мной владеть» (РНССБ № 1). В другой
сказке герой (с характерным именем Самойло Кузнецов) разбивает
огромный столб на росстани перед царством Марграфини Прекрас-
ной, а затем – еще два более крупных, воздвигаемых ею, чтобы,
якобы, испытать его силу (РНССБ № 5). Дуб или столб на росстани
в сказках, как и камень, вообще часто предлагают герою выбор
одной из двух-трех дорог, и одна из них (как правило, связанная
с угрозой смерти) ведет обычно в царство некоей волшебницы,
царь-девицы. «Заставами» в царство Царь-девицы, где цветут мо-
лодильные яблони и хранится живая и мертвая вода (тип № 551 по
АА и СУС), могут быть и Жары-птицы на дубах, и огромный человек
с коренастым дубом в руках (Вол. ск. № 33; Аф. № 173), да и сама
268
И.М. Денисова
она спит – «будто с дубу лист бруснет» (Аф. № 175). Это «дивье
царство», и в образе такой спящей девицы исследователи пред-
полагают олицетворение земли (см. ниже).
В некоторых сказочных мотивах, как мы видели выше, явно
выражено
противостояние женского и мужского персонажей
, за-
вершающееся победой последнего, и образ дерева в этом противо-
стоянии играет далеко не последнюю роль. Характерный пример:
герой на пути «к заповедным лугам царь-девицы богатырки» рубит
на дороге «дерево стояросовое» и ставит вместо него столб с
надписью о собственных подвигах; впоследствии он «потоптал»
луга богатырки и победил ее войско во главе со змеем Зилантом
Змеулановичем (кстати, его железное гнездо висело на 12 дубах)
(Аф. № 578). В сказках встречаются довольно развернутые эпизоды
борьбы «девичьего» войска и мужского, и хотя побеждают иногда
девицы, но – благодаря тайно помогающему им герою (Слав. ск.:
164-166). Многовариантно выраженная в сказке победа мужского
персонажа над женским, связанным с землей и священным деревом,
владеющим тайнами жизни-смерти и явно обладавшим могуще-
ственной магической силой, несомненно, отразила произошедшие
когда-то важные
социальные сдвиги и изменение общественного
мировоззрения
– отходит в прошлое уклад с превалированием в об-
ласти культа женского божества, воплощавшего в первую очередь
идею плодородия, связанную с землей. Этот процесс (фиксируемый
примерно с бронзового века) исследователи связывали с противо-
стоянием материнского и отцовского родов, отмечая его отражение
в мифологии и сказке (
Новиков
1974: 180;
Мелетинский
1958: 21)
5
.
И у австралийцев, и у африканцев, и у американских индейцев были
известны предания о похищении мужчинами у женщин атрибутов
сакральной власти, среди которых как главный отмечается пред-
мет, соотносимый со священным деревом (деревце или священный
шест, красные волокна на дереве и пр.) (
Элиаде
1998: 191-200,
206-212;
Котляр
1975: 198-201;
Березкин
1991).
В этот ряд вполне вписываются и наши
сказочные сюжеты о
переносе чудо-дерева
: «В некотором царстве есть золотой дуб,
ветки серебряные; чтоб из этого царства дуб вырвал и в свое
перенес», – наказывает царь герою (Худ. № 69; редуцированный
вариант – герой добывает ветку с золотой сосны с серебряными
ветвями, под которой – колодцы с живой и мертвой водой – Аф.
№ 564). В сказках о коровушке, подаренной девочке ее умершей
матерью и убитой затем мачехой (тип по АА и СУС № 511), из ее
269
Мифологемы восточнославянской сказки
костей или кишок обычно вырастает чудо-дерево, и в ряде вариан-
тов это
дерево само
вместе с бьющей из-под него криницей затем
переходит
вслед за девушкой в царство ее жениха и становится
«под кутьним вокном, коло царьского коло прастолу» (Ром.: 290).
К периоду, завершающему вышеозначенный мировоззренческий
сдвиг, можно отнести, вероятно, мотивы, с которых начинается ряд
сказок – чудо-дерево растет уже в отцовском саду героя; однако
указывает ему на это дерево порой все же женский персонаж, на-
пример, «Бабка зелена шапка» (и советует «своротить» это дере-
во – герой из-под огромной плиты под ним добывает спрятанного
там волшебного прадедова коня – РННСБ: 43 № 1). Характерно,
что в наших сказках царевна может обращаться в церковь (т.е.
культовое сооружение), но описание ее иногда очень близко вы-
шеприведенному образу древнего, отжившего свой век дуба: «…
сама сделалась ветхой церковью: еле стены держатся, кругом
мохом обросли» (Аф. № 219).
Близкая
связь женского божества, особенно божества земли, с
образом дерева
у разных народов мира – факт, достаточно хорошо
известный, в той или иной мере с деревом соотносились почти все
великие богини древности (см. подробнее
Денисова
2003а: 76-77).
«Береза – это главное дерево! Это, говорят, мать наша», – расска-
зывала нам почти 100-летняя жительница рязанской земли
6
(ср.:
древние греки называли дубы «первыми матерями» –
Зеленин
1937: 73). В русских сказках эта взаимосвязь отражена, в част-
ности, в следующем мотиве: гонимая девушка убегает в лес и
живет в дупле дуба
, где ее затем находит жених (Аф. № 211 вар.
на с. 462). Этот мотив особенно выразителен в белорусской сказке:
ушедшая в лес женщина в дупле старого большого дерева (рядом
с криницей) рожает сына-богатыря (Бел. ск.: 191-193). Напраши-
вается сопоставление с эпизодом исландской сказки: дети пере-
селяются в дупло дуба, где хранились драгоценности их умершей
матери (
Мелетинский
1958: 191). Кстати, Т.Б. Щепанская по другим
материалам народной культуры отмечала аналогию «древесного
дупла с женским рожающим лоном» (
Щепанская
2003: 293). По-
добные сюжеты, вероятно, послужили впоследствии источником
многих поверий о Богородице, икона которой, как известно, часто
обреталась именно на дереве, а, например, по кенозерской легенде
Богородица, оставшаяся бесприютной после разорения ее часовни,
плачет и жалуется внутри дерева (хотя в легендах и поверьях с
деревьями в лесу чаще уже связан мужской персонаж типа лешего)