ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3222
Скачиваний: 8
275
Мифологемы восточнославянской сказки
АА и СУС № 329), в том числе – в разных животных: «…овернулся
ясным соколом … летел, летел … увидел на сыром дубу у Маговей-
птичи гнездо свито; надлетел и упал в это гнездо» – она затем несет
его к окну царя-чернокнижника, герой же оборачивается мушкой,
потом – кремешком, и ложится в огниво (Онч. № 2). В другой сказке
кремень и огниво дает герою Змей, и с их помощью он прячется от
Елены Премудрой – в небе на орле, на дне моря внутри рыбы. (Аф.
№ 237). Еще в одной сказке в драгоценный камень оборачивает
героя «птица-жар», чьим птенцам он помог, поднявшись в гнездо
на дубу, в конце своих перевоплощений: сокол – цветок – маковое
семя (Вол. ск. № 27). В подобном оборотничестве нетрудно уло-
вить следы реинкарнационных представлений, а превращение в
камешек, из которого потом вновь появляется герой, соотносимо
с былинно-фольклорным мотивом рождения из или от камня (ср.
«от камешка родилися, от березы откатилися»). Характерно, что
по древнерусским представлениям в гнезде некоторых птиц можно
найти золото или драгоценные камни, которые якобы способство-
вали деторождению (
Белова
2000: 61).
Богатый сравнительный материал для анализа мотива «подъ-
ем героя в гнездо на Древе» и образа демонической птицы дают
белорусские сказки. В одной из них герой в конце «добежал до
высокого дуба, корни в земле, а макушка в небе. Влез он на тот
дуб, обернулся малой иголкой, схоронился под корой, сидит»;
прилетевшая затем птица Ногай оборачивает его в пушинку, не-
сет под крылом к царю и кладет ему за пазуху; царь, посмотрев в
волшебную книгу, велит спилить тот дуб (Бел. ск.: 36) (отметим,
что это редкий случай описания дерева, приближающегося к образу
Мирового). В сказке о Ковале-богатыре (родившемся, кстати, от
камешка-звезды) он видит гнездо филина на трех «как печь не-
охватных» дубах (на горе у широкой и глубокой реки). Полез он на
дуб, «дотянулся до гнезда,.. а там человеческие детские косточки
валяются». Он
убивает птенцов и спасает ребенка
, принесенного
возвратившимся филином, хотя самого его милует за обещание
помощи. Спустившись, он валит гору с дубами и впоследствии
побеждает Змея, причем филин помогает герою, разбудив его,
заснувшего, «как малое дитя», под елью – вся эта драма разыгры-
вается во время сильнейшей грозы (Бел. ск.: 188-190). В славянской
мифологии образы ночных птиц – филина, совы – в некоторой
степени амбивалентны: с одной стороны, они сами или их крик
могут предвещать смерть, несчастье, с другой – рождение ребен-
276
И.М. Денисова
ка; они связаны с представлениями о душах умерших, сами могут
считаться их воплощением; образ филина, например, в Болгарии,
отмечен положительной окраской, а сове местами приписывается
роль хранительницы подземных богатств, румыны считали даже ее
святой, а в Полесье (Житомирская обл.) зафиксировано поверье,
что ее называли Божьей Матерью (
Чубинский
1872: 63-64;
Гура
1997: 568-586). В русских сказках иногда именно сова выносит
героя из подземного мира (РГСС № 18).
Почти ту же роль, что и филин в вышеприведенной сказке,
выполняет Змей
в другой белорусской сказке (она частично сопо-
ставима с типом № 705 по АА): герой (Бортник) увидел во время
грозы, «что какая-то птаха гнездо свила на семи дубах. Полез он по
дубу… и видит: там целые палаты» – дворец Змея; там он встречает
и спасает прекрасную девушку, немую и голенькую, унесенную
когда-то Змеем, который «все летает да людей хватает»; спасаясь
от его погони, они попадают
на остров
, а после победы героя над
Змеем с помощью пчелы девушка радуется – «как будто заново ро-
дилась» (в конце герой с невестой летят на орле, птенцов которого
они спасли в гнезде уже на другом дубе, в царство ее родителей)
(Бел. ск.: 199-202).
Сюжет о спасении ребенка из гнезда с дерева
встречался у разных народов (например, в легенде об основании
Вильнюса), он перекликается с также распространенными мотивами
о немой девушке, прячущейся в листве дерева, или о девушке в
гробу, который помещен на дереве; после оживления ее увозит в
свое царство герой (
Лурье
1932: 174).
Гибридные образы змея-птицы
, как известно, нередки в русском
эпосе – это и «змей-рогатый сокол» на дереве (вар. – 12-ти дубах), и
близкий ему Соловей-разбойник, а, например, в псковской свадебной
песне двенадцатиголовый змей сидит на дубе во дворе невесты и
выступает в роли ее родового покровителя, защитника от приезжего
жениха (
Козырев
1912: 86) – то есть, змей, как и птица, может быть
соотнесен и с верхом мифического Древа. Даже в положительном
образе большой птицы сохранились, как мы видели, некоторые демо-
нические черты, а также – реминисценции «мотива проглатывания»
в устойчивом эпизоде подкармливания ее героем своими ляжками
(которые потом вновь прирастают после отхаркивания ею); порою
она говорит: «Какое у тебя мяско вкусное, я бы тебя всего съела»,
или угрожает: «Хам, съем!» (Вол. ск. № № 29, 27).
Мифологический мотив подъема в гнездо птицы на дерево во-
обще относится к одним из древнейших и распространенных, в
277
Мифологемы восточнославянской сказки
научной литературе подобные сюжеты получили название
мифа
о «разорителе гнезд»
. Анализируя его варианты, Ю.Е. Березкин
отмечает, что в них «главным является
мотив ловушки
, отделен-
ной от обитаемого мира труднопреодолимым пространством. Как
правило, ловушка расположена
над землей
, реже ниже земли (пе-
щера). Еще реже это может быть остров, наделенный признаками
того же
подземного мира
» (курсив мой –
И.Д.
); по мнению автора,
«общий субстрат, на основе которого развились сходные мифоло-
гические сюжеты Старого и Нового Света, должен быть отнесен к
периоду порядка 15-20 тыс. лет назад и мог быть распространен
на очень большой территории» (
Березкин
1996: 141, 145). Для
выявления исходной основы данной мифологемы необходим, без-
условно, сравнительный анализ большого корпуса фольклорных
текстов разных народов, однако уже сейчас с достаточной долей
очевидности можно говорить об отражении в ней реинкарнацион-
ных представлений и возникших на их основе обрядов перехода,
тем более, что в некоторых вариантах явно присутствуют мотивы
оживления, либо проглатывания и преображения после него. Так,
в румынской сказке (где мы встречаем явное наложение образов
змея и птицы) девочку, унесенную в гнездо грифом, пытается про-
глотить вначале живший поблизости змей, побеждаемый героем, но
вскоре вдруг сам
гриф глотает ее, после чего она выходит из него
преображенной
(
Веселовский
1938: 199-200). Анализируя русскую
сказку на фоне широкого сравнительного материала и выявляя в
ней значительный пласт, связанный с инициационной обрядностью,
В.Я. Пропп указывал на мировоззренческую основу мотивов про-
глатывания или прохождения сквозь некое, часто змееподобное,
мифическое существо: «Посвящаемый переживает смерть и, на-
оборот, смерть есть своего рода посвящение»; «пролезая через
чрево змея, он пролезал в иную страну», получая вещие знания,
возрождение в новом качестве, а на более позднем этапе «пре-
бывание в ж е л у д к е сменяется пребыванием в г н е з д е или
логовище..» (
Пропп
1946: 243, 213, 208; см. также 205-223). Следы
обрядов инициации, в основе которых лежали представления о
перерождении и возрождении души, фиксируются уже памятниками
позднего палеолита (
Анисимов
1959: 113).
Исходя из всего вышеизложенного, можно высказать предпо-
ложение, что в основе сказочного образа демонической птицы
лежал типологически более ранний змеевидный образ с подобными
функциями (поглощения и возрождения души), который также
278
И.М. Денисова
имел свою длительную историю формирования (ему посвящена
специальная работа автора (
Денисова
2009б), прослеживается его
тесная связь с образом женского божества плодородия). Возможно,
процессу трансформации змееподобного образа в образ огромной
птицы способствовали все более развивающиеся представления
о душе в виде птицы, и эта могущественная птица – ни что иное,
как возрождающая душа богини, а может быть и воплощение ее
самой, так как в сказках царевна нередко оборачивается именно
птицей. Характерно, что в русских загадках мы встречаем мотивы,
близкие сказочным (большая птица на Древе), но «функциональ-
ность» птицы, связанная с идеей «круговорота душ» в мире, здесь
более явно выражена: «Стоит древо / Среди самаго белаго света;
/ На этом древе сидит ворон, / Яблоки щипает / И в яму бросает; /
Но яма не наполняется, / И яблоки не убывают»; «Стоит дерево, /
На дереве птица / Цветы хватает, / В корыто бросает, / Корыта не
наполняет / И цветов не умаляет» (
Садовников
1959: 235 № 2124
е, в
; отгадки: древо=мир; яблоки, цветы, а в вариантах и ягоды
= люди; птица=смерть). Ср. поверье с Волыни: сколько людей на
свете родится, столько и умрет (
Кабакова
2002: 213). Об этом же
говорит нам сохранившаяся украинская легенда, где вместо птицы
уже женский божественный образ: Ева на «том свете» должна была
ежедневно нести столько яиц, сколько умирало людей за день
(
Виноградова
2012: 626). Ср. также прибаутку: «Хохлов не баба
породила, а индюшка высидела, из каждого яйца по семи хохлов»
(
Яворский
1909: 17). Кстати, женское божество плодородия в древ-
ности на территории юго-восточной Европы на определенном этапе
мыслилось в птицеподобном образе (особенно прослеживается
этот образ в искусстве VII-V тыс. до н.э. – Мария Гимбутас отме-
чает слияние черт птицы и змеи в этой богине), причем на сломе
женских глиняных статуэток из Кукутени (территория Молдавии)
мы встречаем иногда два яичка, вылепленные в их лоне (
Gimbutas
1974: 136-145. Илл. 96-99; 116-123, рис. 109, 110) – ср. мотив
рождения царь-девицей, как правило, двоих детей.
яйцо.
В русской традиционной культуре яйцо использовалось,
как известно, во множестве обрядов: как календарных, так и свя-
занных с зачатием, браком, а также в похоронных и поминальных
(
Клингер
1911;
Яворский
1909;
Виноградова
2012;
Агапкина, Белова
2012). В сказках встречается мотив
беременности от яйца
(Вол. ск.
№ 17), а в некоторых –
из яиц вылупляются дети
, обычно сыновья,
один из которых чудо-ребенок: старик (вар. – мужик, иногда с
279
Мифологемы восточнославянской сказки
женой) либо собирает с каждого двора по яйцу, либо
снимает их с
берез из гнезд
, затем их высиживает курица (вар. – сами баба или
дед), или кладут на печку (Аф. № 105; Карн. № 46; Бел. ск.: 70). В
ряде сказок из огромного яйца рождается силач, богатырь (
Бараг
1971: 224). Данный мотив входит в число международных – так,
из яиц были рождены Ледой божественные близнецы Диоскуры,
чудо-дети рождаются из яиц и в венгерской сказке, и в буддийской.
В мифе вьетов богиня-первопредок, супруга Дракона Лака, рождает
мешок со ста яйцами, из которых вышло по сыну; в другом – из
яйца,
приплывшего в бревне по морю
, рождается герой (
Никулин
1995: 133, 141). В мифологии Древнего Египта с образом яйца,
кроме космогонических эпизодов, связана идея появления всех
живых существ (
Померанцева
1985: 85).
В наших сказках
мотив добычи героем чудо-яйца
– один из
ведущих, наиболее он известен по сказкам типа 302 («Кощеева
смерть»), однако встречается и в других сюжетах, и иногда – это
яйцо именно могучей птицы. Так, одной из сказочных «трудных
задач» (наряду с добычей живой и мертвой воды или звериного мо-
лока) может являться и задание «достать яиц жар-птицы», причем
помогающий герою выполнить его «мужичок-кулачок»
проглатыва
-
ется этой птицей
, а затем как-то освобождается, возрождается (Аф.
№ 202) (ср. мотив белорусской сказки: трех богатырей-помощников
глотает змеиха, их освобождает герой-кузнец – Бел. ск.: 112-113).
Приблизиться к пониманию роли птицы и яйца в русских сказках
нам, возможно, помогут типологические параллели из мифологии
сибирских народов, где мы встречаем порой поразительно близ-
кие аналогии: так, по представлениям якутов,
«мать-птица» орел
съедает душу ребенка
, предназначенного быть шаманом, уносит ее
в иной мир и
высиживает на священной березе яйцо
, из которого
вылупляется ребенок, воспитанный затем ею шаманом. Сходны
воззрения о приобретении богатырского статуса «в результате
высиживания героя в богатырском гнезде шаманкой-пестуньей»,
а также о получении бездетными супругами души их будущего
ребенка – шаман получал у богини Аисыт
души в образе птенцов
и, передавая их супругам, «внедрял» их в деревянные скульптурки
двух трясогузок в специально приготовленном гнездышке в туе-
ске (Традиционное 1989: 156). Здесь перед нами очень близкие
между собой представления о трех «переходных» состояниях, явно
имеющие единую основу (т.е. перерождение души через яйцо или
птенцов божественной птицы).