ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3221
Скачиваний: 8
280
И.М. Денисова
Это наводит на мысль, что рассмотренный выше и явно недо-
статочно мотивированный наш сказочный мотив «укрытия» птенцов
или их спасения поднявшимся в гнездо героем – ни что иное, как
эквивалент или трансформация мотива добычи яиц. Встречаются
сказки, в которых герой пытается именно
добыть птенцов
, причем с
какой целью – это уже забыто: победив змеев и освободив девушек
(вариант типа № 301 А, В), герой направляется домой и выходит
к озерам и буеракам, а там «видит: сидят на древе два сокола, и у
этих у соколов 11 детей. Сейчас влезли на дерево, достали, и хоро-
шая она птица, бить не бьет, кричать не кричит, свист свой подает
громкий»; далее – возвращение домой, а о птенцах – ни слова (Худ.
№ 53). Удивительно, но мотивы, очень близкие нашим сказочным,
встречаются в шумерской мифологии: так, в одном из сказаний о
Гильгамеше герой, победив змея у корней некоего дерева, «в его
ветвях у птицы Имдугуд птенца взял» (цит. по:
Иванов, Топоров
1974: 144); а в поэме о Лугальбанде герой поднимается на дерево
в гнездо громовой птицы, украшает ее птенцов, вернувшаяся же
затем их мать в благодарность дарит герою силу для будущей по-
беды (
Иванов
1993: 21-24). Можно предположить, что в мифо-ри-
туальном прототипе сказки герой (олицетворение души умершего
либо неофита) должен был приобщиться к добытому яйцу – залогу
его возрождения в новом качестве – самым непосредственным об-
разом, то есть съесть его, а в более позднем варианте, возможно,
– заменяющего его птенца (видимо, не случайно в других эпизодах
герой, испытывая силу принесенной вороном живой воды, вначале
разрывает вороненка, а затем оживляет его этой водой). Отголоском
подобного представления может являться, в частности, любопыт-
ный эпизод в одной сатирической (и довольно скабрезной) сказке,
где герой вначале стреляет гуся в летящей стае (ср. выше в других
сказках: гусь в стае снимает мальчика с дерева и несет домой), варит
его, а есть лезет на вершину дерева (Онч. № 284)
13
.
На первый взгляд, совсем иную роль выполняет яйцо в сказках
типа 301 А, В, где встреченные героем (чаще всего в подземном
мире) три девушки (а иногда – старушки; порою главная из жен-
щин – мать героя)
дарят ему по яичку
– медное, серебряное и
золотое, соответственно их царствам, из которых затем при воз-
врате на землю разворачивается город или дворец; иногда вместо
яиц фигурируют шарики (Аф. № № 132, 139, 140, 559; Карн. №
14). На основе данного типа сказок рассматривал образ яйца в
специальной работе В.Н. Топоров (
Топоров
1967: 81-99), проводя
281
Мифологемы восточнославянской сказки
параллель с архетипическим образом мирового яйца, из которого по
мифам разных народов возникают сферы мироздания, и делая свой
главный вывод исходя из этого образа: «Оказывается, что герой
приобретает в тридесятом царстве яйца и тем самым становится
демиургом космического здания; благодаря именно ему возникают
небо и земля, извлеченные из хаоса» (
Топоров
1967: 97). Однако
в данном сказочном мотиве роль яйца представляется все же
значительно более скромной, по сути это лишь
индивидуальный
дар герою
(или нечто вроде приданого чудо-невесты, иногда из
таких яичек появляются наряды царевен). В украинской сказке
царство появляется из золотого яйца огромной птицы, сидевшей
на высоком дереве – она отблагодарила этим подарком героя за
помощь – он потом открыл яйцо и еле закрыл (
Веселовский
2006:
459-460; кстати, данный автор на несколько десятилетий ранее В.Н.
Топорова сопоставил подобные мотивы с образом мирового яйца).
В другом варианте из
яйца-райца
, подаренного герою родителями
спасенного им орла, появляется скот (= богатство), который герою
удается загнать обратно лишь с помощью некоей Змеи (Слав. ск.:
293). В подобных эпизодах русских сказок (тип № 313 В по СУС)
герой получает от птицы (также обычно через ее родственников)
вместо яйца ларчик, сундучок и т.п. – из них могут появляться и
скот, и дворцы, и сад, и прочие блага (вместо яйца встречается
даже лошадь, которая «могла из себя деньги выкидывать») (Аф.
№№ 219-221, 224 и прим. к ним). Ларчики также могут быть
медным, серебряным и золотым, как и яйца в сказках типа 301,
видимо, более архаичном (см. выше о связи золота с представле-
нием о бессмертии; образ золота вполне естественно перетекает в
образ сокровищ, богатства). Общий смысл образа яйца в подобных
сказках – это
волшебный дар герою
, который он приносит с собой
из иного мира и который так или иначе
преображает его жизнь
,
причем при возвращении домой он часто находит
новорожденного
сына
– резонно предположить, что в основе этого «дара» лежала
когда-то все та же идея
возрождения жизни
.
В сказочном мотиве «Кощеева смерть в яйце» (тип № 302 по АА
и 302¹ по СУС) образ яйца несет, на первый взгляд, иную семан-
тическую нагрузку – в нем заключена жизнь-смерть (вар. – душа,
сила) демонического существа (Кощея, вар. – Змея, и др.), и цель
героя – уничтожить его. Данный сказочный мотив кажется вполне
прозрачным, его связывают с «представлениями о парциальной
магии» (
Добровольская
2009: 135), так как поверья о местона-
282
И.М. Денисова
хождении одной из «душ» человека либо мифического существа
в каком-либо вне его расположенном внешнем предмете – хорошо
известный этнографический факт, отмеченный у многих традици-
онных народов мира. Однако более пристальный анализ вариантов
данного мотива позволяет предположить, что и в его основе лежит
тот же архаичный мировоззренческий пласт, связанный с поиском
возрождающего источника жизни.
Яйцо это заключено внутри
вложенных друг в друга животных
– чаще всего в утке, она – в зайце, он – в сундуке, ящике и т.п.,
который – на дубе или под ним, либо в его дупле. Необходимо
отметить, что образ Кащея, скорее всего, относительно поздний,
он встречается только у восточных славян, хотя сам мотив в его
вариантах имеет международное распространение, он фиксируется
как минимум с ХIII века до н.э. (
Бараг
1971: 187;
Новиков
1974:
217)
14
. Кащею явно предшествовал образ Змея, заменяющий его
в ряде сказок, причем первоначально, возможно, – в женской его
ипостаси, так как в подобном яйце бывает спрятана и смерть бабы
Яги (РНССБ № 2, здесь представлена цепочка: яйцо – утка – заяц –
сундук – дупло дуба на острове Буяне). Местонахождение дуба на
таинственном острове на море встречается наиболее часто, хотя
бывают и иные локусы: за морем, на горе, на поле, которое порой
также находится на острове; вместо моря могут быть озеро, река.
Несомненно, что яйцо имеет отношение к представлению о некоем
жизненном потенциале, скрытом в мифическом «центре мира»,
так как аналогичный образ известен и по заговорам, в которых он
явно соотнесен с «центром мира» (
Завьялова
2006: 144), причем
субъект их обычно ждет от него прибавления здоровья, жизненных
сил или иных благ: «Есть в море камен, в том камени утица, в тои
утице яйцо. Пригожается то яйцо ко всякому недугу человеческо-
му… и пойдет от того яйца по всем суставам … сему рабу Божию на
здравие» (
Срезневский
1913: 508)
15
. В другом подобном заговоре
(локусы: море – остров Буян – камень – заяц – утка – яйцо) это
яйцо «дает свет» (Отреченное 2002: 163-164).
Не всегда в сказочном яйце, спрятанном в подобной «цепочке»,
заключена смерть демонического существа – изредка
в нем скрыта
жизнь/смерть самого героя
(
Новиков
1974: 193, прим. 120). Так,
в одной нижегородской сказке герой в поисках своей невесты по-
падает к злой волшебнице, владевшей островом с людьми, «что в
аду сидели», и выпытывает у нее сведения о местонахождении ее
смерти (она оказалась в синем розане, растущем в глубине озера;
283
Мифологемы восточнославянской сказки
герой затем вырывает его с корнем), а в ответ на ее аналогичный
вопрос он отвечает, что его смерть «в таком-то океане, там кури-
ное яйцо лежит в дереве» (Худ. № 82). Иногда в яйце может быть
заключена
любовь царевны
(Царь-девицы, Царевны-лягушки – в
варианте с образом последней яйцо в утке, которая – за морем в
камне, как и в вышеприведенном заговоре), и герой добывает его
тем же способом, а царевна,
съев это яйцо
, влюбляется в него (Аф.
№№ 232, 268) – яйцо здесь, видимо, является своего рода аналогом
зачатию. Кстати, известны обряды от бесплодия с проглатыванием
яйца (
Клингер
1911: 129). Эпизоды с проглатыванием встречаются
и в иных близких мотивах, где субъект уже – сам герой: так, в бело-
русской сказке сила трех змеев, с которыми герой вступает в бой,
находилась в разных плодах, которые эти змеи выплевывали из
себя во время боя на мосту, а он их глотает и приобретает силу этих
змеев (Бел. ск.: 145-147). Известен мотив и с местонахождением
яйца (в той же цепочке: утка – заяц – сундук) не вне, а непосред-
ственно
внутри Змея
, которого герой убивает, чтобы добыть это
яйцо (Аф. № 162). В словацкой сказке герой, убив золотую утку
на море и съев находившееся в ней яйцо, получает заключенную
в нем силу некоего чародея и всеведение (
Потебня
2007: 283).
Суммируя подобные варианты, можно высказать предположе-
ние, что в прототипе сказочного мотива № 302 герой должен был
добыть чудо-яйцо именно для себя. Учитывая вышеприведенное
заключение В.Я. Проппа о формировании волшебных сказок на
основе представлений о «странствовании души в загробном мире»
(
Пропп
2005: 91), целью которого было достижение страны предков
и, вероятно, последующая реинкарнация, вполне резонно допустить,
что и в основе данного мотива лежит круг подобных воззрений:
душа умершего отправляется к сакральному «центру мира» и при
-
общается к его творческому потенциалу, получая яйцо как источник
ее возрождения для новой жизни
(ср. вышеприведенные примеры
из якутской мифологии). Одним из аргументов в пользу этого по-
ложения является предупреждение героя, добывшего яйцо, в одной
из сказок: «… ежели кому яйцо дашь, то погибнешь» (РГСС № 28).
Другой аргумент – схожесть отдельных эпизодов из сюжета «Коще-
ева смерть в яйце» с эпизодами из других сюжетов, где вместо яйца
мы видим самого героя. Если в первом сюжете яйцо приобщается
к трем сферам мироздания соответственно через трех животных,
то в сказках типа № 329 (с испытанием героя умением спрятаться)
сам герой проходит те же три сферы в образах подобных животных
284
И.М. Денисова
или с их помощью: «… вышол молодец… в чистое поле, овернулся
серым волком, побежал, … добежал до синего моря, овернулся щу-
кой-рыбой … переплыл синее море … овернулся ясным соколом …»
(Онч. № 2), причем в море его порой прячет именно щука (Карн.
№ 90); а в белорусской сказке
щука достает из моря бочку с раз
-
рубленным телом героя
, его помощник баран разбивает ее и вороны
его оживляют мертвой и живой водой (Бел. ск.: 68-69).
Сам
мотив разбивания яйца
связан в некоторых сказках не со
смертью, а именно с жизнью и возрождением героя или героини.
Так, в украинской сказке в яйце была спрятана душа прекрасной
царевны, которая оживает после того, как оно разбилось (Чуб. №
6). Та же идея в заговорах: разбивается яйцо, лежащее под камнем
на дне моря, и «дзяцiнец мiнецца» (
Завьялова
2006: 145); ср. с
мифологемой о мировом яйце – мир создается после его раскалы-
вания. Любопытен сюжет белозерской сказки «Копченое яйцо», в
которой герой встречает на лесной поляне горящую печь, а в трубе
ее было подвешено яйцо; три года он коптит это яйцо, затем из
него появляется чудесная девушка, ставшая его женой с большим
приданым (Сок.: 52)
16
. Привлекает внимание и один редкий сюжет
с образом яйца, явно имеющий отношение к подземному миру и
идее возрождения: девушка, запроданная «мертвому царю», уходит
в его царство, где все спят, и там
двадцать лет «катает золотое
яичко по белым грудям»
, а потом ударяет в колокол и все про-
сыпаются, хотя сама она остается там вместе с царем (Вол. ск. №
31). Мотивы этих двух сказок встречают параллели в обрядах: в
лечебной магии у славян был известен обычай «обкатывать» яйцо
по телу больного (а в приведенной сказке как бы «выкатывают» из
тела саму смерть); «обкатанное» яйцо отправляли в семантически
значимые локусы (на перекресток, в проточную воду), но могли
и класть в дымоход или сжигать в печи (
Клингер
1911: 120-121,
125-126;
Виноградова
2012: 624). В похоронных обрядах нередко
использовали яйцо – вероятно, в качестве символа возрождения:
его вкладывали в руки умершему, клали на грудь, в гроб или про-
сто в могилу (такие обычаи существовали еще в Древнем Египте);
глиняные яички археологи находят в средневековых могилах;
широко известны поминальные обряды с использованием яиц
и блюд с ними; особо показательны слова в одном болгарском
похоронном обряде: «Когда из яйца вылупится цыпленок, тогда
пусть и умерший оживет» (
Виноградова
2012: 625;
Клингер
1911:
127-129;
Мадлевская
2002: 102)
17
.