Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3451

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Фоль лорная этноло ия

45

45

бы

 

дав

á

ў»

 

(Е.

 

М.

 

Шнайдер,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Во-

лынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Миф

 

об

 

траченной

 

бла одати.

 

От

 

людей

 

старше о

 

по оления

 

нам

неодно ратно

 

приходилось

 

слышать

 

фраз

 

«мы

 

пр

ó

лятый

 

народ»,

«мы

 

пр

ó

лятые

 

люди»,

 

оторая

 

затем

 

разворачивалась

 

в

 

нарратив

о

 

том,

 

что

 

вместе

 

с

 

евреями

 

из

 

местече

 

« шла

 

бла одать»

 

и

 

пошат-

н лось

 

бла опол чие.

«Где

 

б л

 

евреи,

 

там

 

б л

ó

 

бо атство...»

 

Эта

 

фраза

 

зв чит

 

лейтмо-

тивом

 

в

 

большинстве

 

записанных

 

нами

 

расс азов.

 

Действительно,

 

ев-

реи,

 

составлявшие

 

до

 

Второй

 

мировой

 

войны

 

основное

 

население

 

мес-

тече ,

 

определяли

 

и

 

лад

 

жизни

 

(именно

 

они

 

вели

 

р пн ю

 

тор овлю,

занимались

 

ремеслом

 

и

 

владели

 

« ородс ими»

 

профессиями),

 

и

 

бла о-

состояние

 

жителей

 

о рестных

 

сел

 

(именно

 

евреям

 

продавали

 

рестья-

не-

раинцы

 

прод

цию

 

со

 

своих

 

о ородов

 

на

 

ежедневных

 

местеч о-

вых

 

базарах).

 

Стереотипный

 

образ

 

жив ще о

 

за

 

счет

 

ч жо о

 

тр да

 

ев-

рея-белор ч и,

 

столь

 

привле ательный

 

для

 

приверженцев

 

«бытово о

антисемитизма»,

 

напрочь

 

разбивается

 

о

 

та ие,

 

например,

 

свидетельства:

«Местеч о,

 

оно

 

ж

 

не

 

мало

 

поля,

 

оно

 

жило

 

за

 

счет

 

свое о

 

тр да...

Ко да

 

они

 

[т.

 

е.

 

евреи]

 

выбирали

 

место,

 

то

 

они

 

хотели,

 

чтоб

 

вся

 

их

родина,

 

вся

 

их

 

нация

 

была

 

во р

.

 

Вы

 

не

 

забывайте

 

за

 

це,

 

что

 

они

были

 

специалисты.

 

Воны

 

были,

 

например,

 

я

 

знаю,

 

и

 

сте ольщи и,

 

и

продавцы,

 

и

 

что

 

вы

 

хотите.

 

Если

 

бы

 

евреи

 

з

á

раз

 

были,

 

то

   

нас

 

ма а-

зины

 

были

 

бы

 

полные...

 

У

 

них...

 

может,

 

природно,

 

может,

 

по оле-

ние

 

с

 

по оления

 

передавалось

 

 

тор овля,

 

специалисты

 

разные.

 

Вы

не

 

д майте,

 

что

 

еврей

 

ниче о

 

не

 

робил.

 

Брехня.

 

Место

 

 

все-все

 

спе-

циалисты.

 

Не

 

толь о

 

М рафа,

 

а

 

съезжалися

 

во р

:

 

то

 

пошити

 

паль-

то,

 

то

 

остюм,

 

то

 

двери

 

зробити,

 

то

 

оня

 

под овать...

 

Они

 

были

 

тр -

дя и!»

 

(И.

 

А.

 

Кр пля ,

 

1916

 

.

 

р.,

 

с.

 

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

 

Вин-

ниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Сейчас

 

же

 

«та э

 

врэмья

 

настало,

 

шо

 

и

 

з

á

раз,

 

нав

¨

рно,

 

еврэя

 

в

 

село

нэ

 

зат

¸

нэш.

 

Н

 

есть

 

та

,

 

значить,

 

отдельни

 

е земпляры.

 

У

 

нас

 

не

 

да-

д т

 

жити,

 

т т

 

и

 

цвом

 

[своем ]

 

не

 

дают

 

жити,

 

бо

 

вжэ

 

т т

 

м жы

 

то-

о

 

вы р тытся.

 

То

 

трэ

 

тор оваты,

 

врачом

 

б

ý

ти.

 

Вы

 

ж

 

знаете,

 

я

прытеснялы

 

еўрэеў,

 

шо

 

прытеснялы

 

спецыяльно,

 

шоб

 

не

 

даваты

йим

 

врач

á

мы

 

б

ý

ты,

 

бо,

 

мол,

 

вон

¢

 

зловрэдничают

 

 

и

 

всё.

 

И

 

о азы-

вается,

 

еўрэи

 

особо

 

роз мнийши

 

б

ý

ли

 

люды

 

и,

 

значить,

 

способствовал

Господь

 

йим

 

за

 

то,

 

шобы,

 

значить,

 

даваў

 

йим

   

олов

 

то,

 

шо

 

не

 

мо ло

даты

 

м жи ови.

 

Мни

 

та

 

ажется,

 

на

 

мою

 

д м

»

 

(Н.

 

А.

 

Ковальс ий,

1951

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Исход

 

евреев

из

 

Вербовца

 

расс азчи

 

объясняет

 

не

 

столь о

 

тр дностями

 

деревен-


background image

Глава

 

I

46

46

с ой

 

жизни,

 

в

 

оторой

 

толь о

 

«м жи

 

вы р тится»,

 

с оль о

 

ее

 

бес-

перспе тивностью

 

и

 

теми

 

обидами,

 

оторые

 

с ждено

 

было

 

претерпеть

евреям

 

 

расс азе

 

явно

 

прис тств ют

 

от олос и

 

печально

 

знаменито о

«дела

 

врачей»).

Миф

 

о

 

«прест плении

 

и

 

на азании».

 

Отметим

 

еще

 

один

 

сюжет,

 

бы-

т ющий

 

в

 

фоль лоре

 

местече .

 

Это

 

расс азы

 

о

 

«вечной

 

вине»

 

евреев

за

 

распятие

 

Христа

 

а

 

о

 

причине

 

их

 

истребления

 

во

 

время

 

войны

 

и

время

 

от

 

времени

 

проявлявше ося

 

со

 

стороны

 

соседей

 

недоброжела-

тельно о

   

ним

 

отношения:

«Вон

¢

 

та

 

рэшыли,

 

бачь,

 

Хрыста

 

роспъ

é

ти.

 

То

 

йих

 

и

 

Бо

 

на аз

á

ў,

тожэ

 

порассып

á

лыся

 

по

 

ц

¢

лым

 

св

ти.

 

А

 

выбило

 

с иль о

 

йих!

 

Я

 

сама

темлю

 

[помню]

 

там

 

о

 

 

в

опали

 

ям

 

и

 

за н

á

лы

 

йих

 

ўсих,

 

и

 

пострэ-

л

лы,

 

и

 

за оп

á

лы»

 

(Е.

 

М.

 

Шнайдер,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

«В

 

войн

 

их

 

выбило

 

мно о.

 

Немцы

 

их

 

поставили

 

возле

 

ямы,

 

заста-

вили

 

ям

 

оп

á

ти,

 

п

é

рв

 

ч

é

р

 

побили,

 

та

 

земля

 

по

 

неделе

 

дышала

<…>

 

Они

 

за

 

Юд

 

рех

 

нес т.

 

За

 

Юд ,

 

шо

 

Ис са

 

Христа

 

прод

á

ў.

 

И

 

они

за

 

Юд

 

этот

 

рех

 

нес т»

 

(М.

 

К

рба,

 

1969

 

.

 

р.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

Ивано-Фран овс ой

 

обл.,

 

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина);

«Н ,

 

вони,

 

онешно,

 

наши

 

б ли

 

недобри

 

[

 

евреям],

 

раинци,

потом

 

шо

 

воны

 

Спасителя

 

зам чили.

 

То

 

сейчас,

 

в

 

свое

 

времья

 

не

виноваты,

 

то

 

сих

 

 

молодежь

 

 

р

али:

 

„Я

 

та ,

 

зам чили

 

Спаси-

теля,

 

м

и

 

вин

 

приняў“.

 

Но

 

то-то

 

вже

 

давно

 

б ло,

 

меня

 

еще

 

и

 

на

 

све-

те

 

не

 

было.

 

Но

 

дети

 

не

 

виноваты,

 

то

 

д же

 

не

 

хотели

 

даже

 

др житы

 

евреями],

 

шо

 

ж

 

та

ю

 

жив ю

 

людын

 

и

 

через

 

вас

 

пострадал.

 

А

 

чо

вин?

 

Том ,

 

шо

 

вин...

 

пэрва

 

вира

 

б ла

 

еврейс а.

 

Я

 

оно

 

настало

 

все,

еврейс а

 

б ла

 

вера.

 

Н ,

 

потом

 

правослаўна

 

перешла.

 

Спаситель,

 

о-

лы

 

ем

 

32

 

ро и

 

б ло,

 

вин

 

пэрэхрэстиўса

 

на

 

рич и

 

Иордане

 

 

Иван

Хреститель

 

и

 

е о

 

перехрестиў

 

на

 

правослаўн .

 

И

 

евреи

 

т ды

 

 

вин

та ий

 

родимий

 

вин

 

б ў,

 

д же

 

роз мный,

 

знаў

 

все

 

же,

 

при азаў

 

при-

азание

 

я е

 

все,

 

собрания

 

робиў,

 

и

 

евреи

 

вже

 

т ды

 

 

недовольные,

шо

 

вин

 

перешоў

 

на

 

правослаўн .

 

Вин

 

первый

 

перейшоў.

 

А

 

он

 

еврей

б ў,

 

да.

 

И

 

е о

 

вихрестили

 

в

 

32

 

ода,

 

вин

 

обрезаный

 

б ў

 

и

 

перехре-

стивсь,

 

под мав

 

себе,

 

шо

 

правослаўна

 

вира

 

л чча,

 

и

 

работя а,

 

рабо-

чие

 

хорошие.

 

Евреи-то

 

вони

 

тиль и

 

знают

 

та

 

 

пити,

 

перепро-

дати

 

 

та эм

 

занималыся.

 

Воны

 

оло

 

земли

 

неты,

 

не

 

понималы

тр дытыся.

 

Н ,

 

воны

 

та

 

йо о

 

начали

 

м чить.

 

Вселя и

 

м

и

 

вин

перенис

 

<...>

 

Через

 

еврееў

 

вин

 

пострадаў.

 

Та а

 

людына

 

понимающа

и

 

рели иозна,

 

за

 

рели ию,

 

за

 

людьми

 

стояў,

 

и

 

вин

 

пострадаў.

 

То

 

вже

давно

 

б ло,

 

то

 

шо

 

ж

 

тые

 

з

á

ра

 

не

 

виноваты,

 

вже

 

их

 

немае,

 

оторы

 

м -

чили

 

йо о.

 

А

 

перва

 

вира

 

еврейс а

 

б ла»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,


background image

Фоль лорная этноло ия

47

47

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Бело-

ва,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

В

 

этом

 

расс азе

 

о

 

с дьбе

 

еврей-

с о о

 

народа

 

переплетаются

 

мотивы

 

избранности

 

еврейс ой

 

веры

 

и

ответственности

 

евреев

 

за

 

распятие

 

Христа,

 

перехода

 

Христа

 

из

еврейс ой

 

веры

 

в

 

православн ю

 

и

 

стереотипное

 

восприятие

 

евреев

а

 

тор овцев.

 

Расс азчица

 

задается

 

вопросом,

 

засл живают

 

ли

евреи

 

плохо о

   

себе

 

отношения

 

за

 

вин

 

своих

 

пред ов,

 

и

 

сама

 

себе

отвечает:

 

ее

 

современни и

 

не

 

виноваты

 

в

 

давних

 

рехах,

 

и

 

потом

онения

 

на

 

евреев

 

несправедливы.

В

 

расс азах

 

о

 

войне

 

та же

 

переплетаются

 

«историчес ие

 

фа ты»

с

 

фоль лорными

 

(почти

 

с азочными)

 

мотивами.

 

Вот

 

история

 

евреев

из

 

волынс о о

 

села

 

Мельни и,

 

отор ю

 

расс азала

 

полесс ая

 

ресть-

ян а,

 

семья

 

оторой

 

до

 

войны

 

жила

 

бо

 

о

 

бо

 

с

 

еврейс ой

 

семьей

 

соседи

 

помнят

 

«своих»

 

евреев

 

по

 

именам:

 

«Ян ель,

 

Лейз р,

 

Пейсах

и

 

старший

 

 

Ерш о

 

П

á

пир»:

«На

 

нашем

 

двор

 

вместе

 

б л

¢

 

жыды.

 

Та

 

о

 

 

наши

 

хат

¢

 

ст

ý

ля-

ны

 

б л

¢

 

з

 

жыд

á

мы

 

<…>

 

Стали

 

хов

á

тыся

 

жыд

¢

.

 

О

 

та

 

вжэ

 

в

 

дэнь

стали

 

хов

á

тыся.

 

А

 

прийихали

 

в

 

сило

 

нимци,

 

хот

лы

 

спал

¢

ты

 

хаты,

а

 

й

хня

 

хата

 

б л

á

 

бл

¢

зэнь о

 

с

 

хат

á

ми

 

з

 

нашими

 

б л

á

.

 

Тэ

 

йедн

á

 

баба

прийшл

á

 

 

нимцам

 

р

и

 

цил

ý

е,

 

шо

 

á

жэ:

 

„Нэ

 

пал

¢

те,

 

бо

 

мы

 

вси

по ор

¢

мо,

 

поб

¢

йтэ!“

 

То

 

жыд

ў а

 

та

 

д

¢

вилась

 

на

 

т

 

с сид

,

 

шо

 

та

о

 

с сид а

 

ов

ó

рыла,

 

шо

 

поб

¢

йте.

 

И

 

вжэ

 

вон

 

с

 

т

ó

и

 

пор

 

стали

 

хов

-

á

тыся,

 

вжэ

 

од

 

н

мциў

 

с рыв

á

тыся.

 

О

 

та

 

о

 

по

 

сосидах

 

ход

¢

ли,

 

до

 

нас

зр

ó

д

 

прих

ó

дыли.

 

Цэ

 

ж,

 

знаете,

 

люди

 

ж

 

т

¨

и

 

давали

 

ж

 

й

сты.

 

А

 

вжэ

потом

 

стали

 

хов

á

тыся

 

вжэ

 

в

¨

льми,

 

и

 

тэх

 

стар

йших

 

прыйшл

¢

 

вжэ,

полов

¢

лы

 

и

 

вжэ

 

подвод

 

взял

¢

,

 

о,

 

и

 

вжэ

 

йих

 

отправили

 

в

 

Р

á

тынь

[Ратно,

 

местеч о

 

в

 

20

 

м

 

от

 

Мельни ов],

 

в

 

район.

 

И

 

там

 

йих

 

поб

¢

лы.

А

 

молодые,

 

шчэ

 

д

ты

 

й

хни,

 

молод

¢

-то

 

дол о

 

с рывалыся,

 

ч ть

 

не

ри

 

ховалыся.

 

О

 

та

 

о

 

пр

йд ть

 

в

 

ноч

,

 

ст

от

ть,

 

знаете,

 

по-с сид-

с

,

 

тож

 

дас

é

 

й

сти,

 

то

 

ж

 

люди!

 

И

 

пр

¨

йд ть,

 

ст

от

ть,

 

на ормять

 

и

зноў…

 

То

 

два

 

жыд

ó

ч и,

 

то

 

ховалыся

 

оны

 

зимою

 

доў о

 

<…>

 

Вон

¢

дойшл

¢

 

ў

 

партиз

á

н

 

пошл

¢

,

 

а

 

с

 

партизан и

 

жэ

 

вон

¢

 

пэрэбр

á

лыся

ў

 

Гам

¨

ры

.

 

То

 

он

¢

 

вэрт

á

лыся,

 

йих

 

же

 

остав

á

ло,

 

же

 

война

 

пий

-

шл

á

,

 

то

 

вон

¢

 

вэрт

á

лыся

 

сюды

 

ў

 

сэло

 

ў

 

сво

é

,

 

и

 

вон

¢

 

á

ж ть

 

же:

 

„Мы

попрост

¢

тися,

 

а,

 

прийшл

¢

 

с

 

сос

дамы,

 

бо

 

вжэ

 

мы

 

пэрэбир

á

емося

 

на

Гам

¨

ры

,

 

бо,

 

а,

 

там

   

нас

 

р

ó

дина

 

е“

 

<…>

 

А

 

т

¢

о

 

два

 

жыд

 

спас

-

л

¢

ся

 

 

Лэйз р

 

и

 

Ян ель,

 

шо

 

ў

 

Гам

¨

ры

 

пэрэбр

á

лыся.

 

То

 

я ось

 

посл

¸

войны-то

 

письмо

 

присылали!

 

Н !

 

Зв

д и

 

з

 

Гам

¨

ры и

 

же

 

присылали,

що

 

мы

 

жывые,

 

пэрэбр

á

лыся

 

ў

 

Ам

¨

ры

…»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

Мельни и

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

этом

 

расс азе

 

есть

 

все

 

 

и

 

бесхитростное

 

предательство

 

одних

соседей

 

(«не

 

сжи айте,

 

л чше

 

бейте!»),

 

и

 

самоотверженная

 

помощь


background image

Глава

 

I

48

48

др

их

 

(«давали

 

есть,

 

то

 

ж

 

люди!»),

 

и

 

ч десное

 

спасение

 

в

 

дале ой

Амери е.

 

Что

 

т т

 

правда,

 

что

 

вымысел

 

 

не

 

важно.

 

Перед

 

нами

 

не-

большой

 

фра мент

 

« стной

 

истории»

 

из

 

тех

 

времен,

 

о да

 

хаты

 

жи-

телей

 

Полесья

 

«ст

ý

ляны

 

б л

¢

 

з

 

жыд

á

мы»…

Отношение

   

«ч жим»

 

в

 

ре ионах

 

тесных

 

этничес их

 

онта тов

ре ламентировалось

 

льт рными

 

механизмами,

 

бла одаря

 

ото-

рым

 

«еврей»

 

для

 

местных

 

жителей-славян

 

был

 

и

 

остается

 

зна овой,

мифоло ичес и

 

о рашенной

 

фи

рой.

 

Собранный

 

материал

 

оворит

 

в

польз

 

то о,

 

что

 

взаимоотношения

 

славян

 

и

 

евреев

 

и

 

в

 

Полесье,

 

и

 

в

 

По-

долии

 

(несмотря

 

на

 

различие

 

ре иональных

 

типов

 

льт р)

 

стро-

ились

 

с

 

опорой

 

на

 

ниверсальные

 

модели.

 

Этноцентризм,

 

прис щий

любой

 

традиционной

 

льт ре,

 

в

 

то

 

же

 

время

 

предпола ал

 

достаточ-

н ю

 

степень

 

толерантности,

 

об словленн ю

 

специфи ой

 

фоль лор-

но-мифоло ичес о о

 

отношения

   

«ч жим».

 

Принципы

 

этничес о о

соседства

 

ре

лировались

 

и

 

ре ламентировались

 

архаичес ими

 

ль-

т рными

 

моделями,

 

в

 

оторых

 

оценочные

 

ате ории

 

не

 

являются

 

ре-

левантными,

 

а

 

основное

 

значение

 

в

 

«мифоло ии

 

соседства»

 

придает-

ся

 

амбивалентной

 

семанти е

 

призна ов

 

«свой»

 

и

 

«ч жой».

 

При

 

этом

фоль лорно-мифоло ичес ая

 

память

 

об

 

этничес их

 

соседях

 

продол-

жает

 

сохраняться,

 

о да

 

само

 

соседство

 

же

 

стало

 

фа том

 

истории.

I.4.

 

Фоль лорная

 

антрополо ия:

тело

 

инородца

Этот

 

раздел

 

посвящен

 

представлениям

 

о

 

внешних,

телесных

 

особенностях,

 

прис щих

 

 

точ и

 

зрения

 

носителей

 

традици-

онной

 

льт ры)

 

инородцам

 

и

 

иноверцам

 

и

 

являющихся

 

своеобразны-

ми

 

видимыми

 

зна ами

 

(«отметинами»,

 

«приметами»),

 

с

 

помощью

 

о-

торых

 

все да

 

можно

 

опознать

 

«ч жо о»

 

среди

 

«своих».

 

Материалом

для

 

нашей

 

работы

 

посл жили

 

фоль лорно-этно рафичес ие

 

данные,

разрабатывающие

 

образ

 

«ч жо о»,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

на

 

основе

 

цело о

ряда

 

общих

 

для

 

всех

 

славян

 

семиотичес их

 

ниверсалий,

 

а

 

с

 

др

ой

стороны

 

 

представляющие

 

ло альные

 

варианты

 

этнолин вистичес о о

портрета

 

«ч жо о»

 

в

 

зависимости

 

от

 

специфи и

 

местной

 

(ре иональной)

этно онфессиональной

 

сит ации.

Со ласно

 

народным

 

верованиям,

 

инородцам

 

(иноверцам)

 

прис -

щи

 

разно о

 

рода

 

телесные

 

особенности

 

и

 

аномалии

 

(ино да

 

эти

 

при-

зна и

 

с рытые,

 

на

 

первый

 

вз ляд

 

не

 

опознаваемые),

 

оторые

 

объяс-

няются

 

народной

 

этиоло ией

 

а

 

следствие

 

«нечеловечес ой»,

 

«демо-

ничес ой»,

 

природы

 

«ч жих»

 

или

 

а

 

рез льтат

 

на азания

 

«ч -

жих»

 

высшими

 

силами

 

за

 

их

 

«нечистот »

 

и

 

реховность.

 

Та им

 

об-


background image

Фоль лорная этноло ия

49

49

разом,

 

любой

 

«ч жой»

 

б

вально

 

«с

 

оловы

 

до

 

но »

 

о азывается

 

по-

рыт

 

отметинами,

 

выдающими

 

е о

 

инородность.

Тело

 

и

 

д ша.

 

Универсальным

 

представлением

 

является

 

то,

 

что

 

тело

(если

 

речь

 

идет

 

о

 

живом

 

и

 

«нормальном»

 

с

 

точ и

 

зрения

 

традицион-

ной

 

льт ры

 

челове е)

 

есть

 

вместилище

 

д ши

 

(ср.

 

общераспростра-

ненное

 

представление

 

об

 

антропоморфном

 

виде

 

д ши

 

 

СД

 

2:

 

165;

Толстая

 

2000:

 

62–71).

 

Одна о

 

если

 

речь

 

идет

 

об

 

инородцах,

 

это

 

об-

щее

 

правило

 

не

 

срабатывает.

Традиционным

 

в

 

народной

 

льт ре

 

является

 

представление,

что

   

иноверцев

 

(инородцев)

 

нет

 

д ши

 

(ср.:

 

u

 

żýda

 

duszý

 

nima

 

 

Fed

erowski

 

1935:

 

371

),

 

а

 

есть

 

толь о

 

пар

,

 

пара

,

 

а

   

животных.

 

Р си-

ны

 

За арпатья,

 

от азывая

 

евреям

 

в

 

наличии

   

них

 

д ши,

 

приравни-

вают

 

их

   

животным,

 

о да

 

оворят

 

жид

 

iздох,

 

жид

 

iз иб,

 

но

 

ни о да

жид

 

мер

,

 

а

 

принято

 

оворить

 

о

 

смерти

 

челове а

 

(Жат ович

 

1896:

35).

 

В

 

Полесье

 

зафи сировано

 

анало ичное

 

отношение:

 

на

 

яўрэеў

аж ть

 

здохла

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

1983

 

.,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

ср.

 

о

 

реп о

 

спящем

 

челове е:

 

спыть,

 

я

дохлый

 

жыд

 

(Хоробичи

 

Городнянс о о

 

р-на

 

Черни овс ой

 

обл.,

 

ПА

1980,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра).

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

За арпатье

 

распространено

 

поверье,

 

что

 

тело

 

ино-

родца,

 

подобно

 

тел

 

олд на,

 

может

 

вмещать

 

в

 

себя

 

две

 

д ши,

 

поэтом

среди

 

евреев

 

особенно

 

мно о

 

«двоед шни ов»

 

(СД

 

2:

 

29–31):

 

«Жидюў

мно о

 

был

ó

 

нючни

²

ў

 

(

ночни и

 

‘двоед шни и’);

 

то-то

 

нючни

¢

 

бы-

ли

 

л

ше

 

жыды»

 

(Синевир

 

Меж орс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

 

обл.,

 

КА

1994

 

.,

 

зап.

 

С.

 

П.

 

Б ш евич).

 

Д мается,

 

что

 

та ое

 

поверье,

 

быто-

вавшее

 

в

 

ре ионе

 

тесных

 

этно

льт рных

 

онта тов,

 

мо ло

 

подпи-

тываться

 

не

 

толь о

 

стойчивым

 

славянс им

 

представлением

 

о

 

связи

евреев

 

с

 

нечистой

 

силой,

 

но

 

и

 

поверьями

 

самих

 

евреев

 

о

 

том,

 

что

 

в

б дний

 

день

   

аждо о

 

еврея

 

одна

 

д ша,

 

а

 

в

 

с ббот

 

и

 

в

 

праздни и

 

две

 

(Lilientalowa

 

1900:

 

644),

 

а

 

та же

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

ан н

 

с бботы

 

(т.

 

е.

в

 

пятниц

 

вечером)

 

в

 

аждом

 

доме

 

« остит

 

злой

 

д х»,

 

оторый

 

мо-

жет

 

задержаться

 

там

 

до

 

след ющей

 

с бботы

 

(Lilientalowa

 

1905:

 

148).

Современные

 

полевые

 

записи

 

демонстрир ют

 

б

ó

льш ю

 

толерант-

ность

 

по

 

отношению

   

проблеме

 

наличия

   

«ч жих»

 

д ши:

 

«У

 

жен-

щин

 

и

 

детей

 

д ша

 

та ая

 

же,

 

а

   

м жчин.

 

У

 

всех,

 

то

 

живет,

 

д ша

одна:

 

и

   

иноверцев,

 

и

   

людей

 

др

ой

 

национальности»

 

(Стодоли-

чи

 

Лельчиц о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1974,

 

зап.

 

О.

 

А.

 

Седа ова,

Н.

 

А.

 

Волочаева);

 

«Мы

 

ж

 

родымся

 

одина овыми,

 

а

 

хто

 

ж

 

знае,

 

чья

д ша

 

л чше;

 

не

 

поймэш

 

 

ци

 

шт нда,

 

ци

 

православных,

 

то

 

всэ

 

равно,

д ши

 

одина овы»

 

(Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

зап.

 

С.

 

М.

 

Толстая);

 

«У

 

жывотных

 

толь о

 

п

á

ра

 

е.

 

У

 

жыдоў,

   

цы а-