Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3449

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

I

40

40

тече

 

с

 

превалир ющим

 

еврейс им

 

населением

 

( а

 

в

 

Подолии)

 

или

в

 

сельс ой

 

среде,

 

де

 

немно очисленные

 

еврейс ие

 

семьи

 

жили

 

в

 

о -

р жении

 

соседей-славян

 

( а

 

в

 

Полесье).

 

С ажем

 

сраз :

 

се одня

большинство

 

этих

 

местече

 

и

 

сел

 

превратились

 

в

 

населенные

 

п н -

ты

 

с

 

моноэтничным

 

населением,

 

одна о

 

память

 

о

 

соседях-евреях,

 

во

мно ом

 

определявших

 

специфичес ий

 

олорит

 

данных

 

историчес их

ре ионов,

 

жива

 

среди

 

местных

 

жителей.

 

Собранный

 

в

 

ходе

 

полевых

исследований

 

материал

 

на лядно

 

подтверждает,

 

что

 

различия

 

в

 

типе

соседства

 

отражаются

 

и

 

на

 

тематичес ом,

 

и

 

на

 

жанровом

 

составе

фоль лорных

 

нарративов

 

о

 

евреях

 

(сходн ю

 

артин

 

для

 

ре иона

 

Под-

лясья

 

в

 

Польше

 

отметила

 

в

 

одной

 

из

 

своих

 

работ

 

О.

 

Гольдбер -М ль-

евич

 

 

Goldberg-Mulkiewicz

 

1989:

 

150–152).

Из

 

местеч овой

 

среды,

 

де

 

до

 

сих

 

пор

 

сохранились

 

материальные

свидетельства

 

«еврейс о о

 

прис тствия»

 

(та ие

 

элементы

 

льт рно-

о

 

ландшафта,

 

а

 

сина о и,

 

ладбища,

 

рядовая

 

застрой а),

 

мы

 

по-

л чаем

 

значительный

 

пласт

 

расс азов,

 

«привязанных»

   

этим

 

ви-

димым

 

объе там

 

 

это

 

мо

т

 

быть

 

ле енды

 

о

 

построй е

 

местной

 

си-

на о и

 

(100

 

еврейс их

 

местече

 

1:

 

200–201;

 

Белова

 

2003:

 

62–63),

 

рас-

с азы

 

о

 

л бо их

 

подвалах

 

и

 

подземных

 

ходах

 

под

 

еврейс ими

 

до-

мами,

 

о

 

ладах,

 

со рытых

 

в

 

подземельях

 

или

 

особых

 

омнатах

 

«се ретах».

 

Хотя

 

местеч овое

 

еврейство

 

составляло

 

достаточно

 

обо-

собленн ю

 

р пп

 

населения

 

 

расс азах

 

постоянно

 

подчер ивается

противопоставление

 

«миста»,

 

т.

 

е.

 

собственно

 

территории,

 

де

 

ом-

па тно

 

проживали

 

евреи,

 

и

 

о рестных

 

«слобод»

 

 

Со олова

 

2003),

 

со-

седи

 

славяне

 

мо ли

 

наблюдать

 

обрядовые

 

действия,

 

связанные

 

с

 

ль-

товыми

 

пра ти ами

 

евреев

 

(моление

 

в

 

сина о е,

 

по ребальный

 

об-

ряд),

 

и

 

соответственно

 

их

 

интерпретировать.

 

Та ,

 

зачаст ю

 

самым

 

по-

п лярным

 

объе том

 

народных

 

расс азов

 

 

том

 

числе

 

с еверных)

становится

 

местеч овое

 

еврейс ое

 

ладбище

 

(Белова

 

2003:

 

65–69;

Белова

 

2004б:

 

231–232,

 

235–237).

В

 

Полесье,

 

де

 

тип

 

ре иональной

 

льт ры

 

был

 

иной

 

 

немно о-

численные

 

еврейс ие

 

семьи

 

жили

 

в

 

о р жении

 

сельс о о

 

населения,

 

в

та их

 

же,

 

а

 

и

 

полеш

и,

 

хатах,

 

ближайшее

 

местеч о

 

находилось

 

в

нес оль их

 

десят ах

 

илометров,

 

 

представлен

 

иной

 

тип

 

расс азов

о

 

«ч жих».

 

Местные

 

жители

 

пра тичес и

 

ниче о

 

не

 

знают

 

о

 

рели и-

озной

 

жизни

 

евреев,

 

об

 

их

 

льтовых

 

рит алах,

 

они

 

ни о да

 

не

 

были

на

 

еврейс ом

 

ладбище

 

и,

 

бывая

 

в

 

местеч е,

 

вряд

 

ли

 

ходили

 

специ-

ально

 

посмотреть

 

на

 

сина о

.

 

При

 

та ом

 

отс тствии

 

«материальных»

следов

 

«ч жой»

 

льт ры

 

с ладывается

 

отличная

 

от

 

местеч овой

«мифоло ема

 

еврея»,

 

о да

 

евреи

 

во

 

мно ом

 

становятся

 

«своими

 

ч -

жими»,

 

растворенными

 

в

 

стихии

 

традиционно о

 

полесс о о

 

быта;

становится

 

возможным

 

взаимное

 

частие

 

в

 

семейных

 

обрядах,

 

опыт


background image

Фоль лорная этноло ия

41

41

соседства

 

предпола ает

 

обмен

 

ма ичес ими

 

и

 

лечебными

 

рецептами.

Но

 

и

 

в

 

этом

 

сл чае

 

в

 

представлениях

 

этничес их

 

соседей

 

др

 

о

 

др

е

продолжают

 

превалировать

 

не

 

«объе тивные

 

знания»,

 

а

 

верования,

 

об -

словленные

 

традицией.

Быт.

 

В

 

расс азах

 

об

 

опыте

 

соседства

 

немин емо

 

возни ает

 

тема

внешних

 

отличий

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

 

отличий

 

в

 

обли е

 

и

 

в

 

одеж-

де,

 

в

 

пище

 

и

 

в

 

стройстве

 

жилища.

 

И

 

а

 

по азывает

 

материал,

 

да-

же

 

в

 

этих,

 

азалось

 

бы,

 

точных

 

«этно рафичес их»

 

свидетельствах

зачаст ю

 

проявляется

 

мифоло изация

 

«ч жо о»,

 

свойственная

 

лю-

бой

 

ло альной

 

традиции.

Внешность

.

 

Большинство

 

информантов

 

отмечали,

 

что

 

отличали

местных

 

евреев

 

по

 

темном

 

цвет

 

волос,

 

форме

 

лаз

 

и

 

носа

 

(анало ичные

наблюдения

 

см.:

 

Cała

 

1992:

 

23–24;

 

Hryciul,

 

Moroz

 

1993а:

 

89):

 

«И

 

трохи

жыд

ў

 

б ло

 

ў

 

нас.

 

Воны

 

ш

¨

ли

 

[шили]

 

л

²

дэм

 

от

 

тэю

 

всячин .

 

 

мож-

но

 

по

 

внешности

 

еврея

 

отличить?]

 

Вон

¢

 

иначе,

 

чем

 

мы,

 

та

 

о

á

ти-

сте

 

 

большые

 

очи

   

йих»

 

(Е.

 

М.

 

Шнайдер,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратнов-

с о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

«Но

 

в

 

основном

чэрн

¨

нь и

 

были

 

á

рние

 

цэи

 

еврэи

 

<…>

 

Расс азывал

 

[по ойный

 

зна-

омый],

 

шо

 

др жил

 

з

 

молодою

 

еврэй ой,

 

та

 

чистосердечно,

 

по-др -

жес и.

 

Др жил,

 

á

же,

 

приятный

 

был

 

народ,

 

ажет,

 

все да

 

остят.

Н

 

шо,

 

аждом

 

сво

é

 

И,

 

á

же,

 

вон

á

 

мни

 

нравилась.

 

К

á

же,

 

вон

á

 

та

á

была

 

 

лиц

é

 

б

лэ,

 

а

 

волос

 

чернявый»

 

(Н.

 

А.

 

Ковальс ий,

 

1951

 

.

 

р.,

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

В

 

представлении

 

расс аз-

чи а,

 

именно

 

«чернявость»

 

является

 

отличительной

 

внешней

 

чертой

 

ев-

реев,

 

и

 

потом …

 

« же

 

до азано,

 

шо

 

сам

 

Ис с

 

<…>

 

шо

 

вин

 

сам

 

вроде

 

я

 

не

еврэй.

 

Чэрэз

 

то,

 

шо

 

ў

 

н

¨

о

 

б лы

 

очи,

 

очи

 

б лы

 

зэлэн ов

á

ти,

 

сам

 

б ў

 

ры-

жов

á

тый,

 

аштаново о

 

цвет

 

б ў

 

волос,

 

вот

 

по

 

ўсих

 

сих

 

датах…»

В

 

то

 

же

 

время

 

антрополо ичес ие

 

наблюдения

 

над

 

обли ом

 

эт-

ничес их

 

соседей,

 

попадая

 

в

 

иной

 

онте ст

 

 

перв ю

 

очередь

 

в

 

сфе-

р

 

с еверных

 

представлений

 

о

 

связи

 

инородцев

 

с

 

нечистой

 

силой

 

и

пот сторонним

 

миром),

 

приобретали

 

дополнительные

 

оннотации.

Та ,

 

чернота

 

волос,

 

см

лость

 

ожи

 

и

 

форма

 

носа

 

начинали

 

осозна-

ваться

 

а

 

призна

 

«дьявольс ой»

 

природы

 

(пол.,

 

Cała

 

1992:

 

95).

Одежда.

 

Наши

 

расс азчи и

 

единод шно

 

отмечали,

 

что

 

евреи

 

оде-

вались

 

по-особом ,

   

них

 

была

 

своя

 

«мода»,

 

они

 

предпочитали

 

« ород-

с

ю»,

 

«нарядн ю»

 

одежд .

 

В

 

подольс ом

 

местеч е

 

Вербовец

 

в

 

памяти

местных

 

жителей

 

остались

 

поп лярные

 

среди

 

евреев

 

ф раж и

 

особо о

по роя:

«Нас

ль и

 

я

 

помню,

 

т т

 

ще

 

робили

 

á

пци

 

<…>

 

в

 

основном

 

но-

сыли

 

вон

¢

,

 

значыть,

 

або

 

еп

 

та

ý

,

 

типа

 

я

 

р зыньс

 

носыли,


background image

Глава

 

I

42

42

або,

 

значыть,

 

типа

 

сталинс о о

 

аш

é

та.

 

Типа

 

сталинс о о

 

аш ета

та ие,

 

знаете

 

ли,

 

носили.

 

Но

 

там

 

пош

ття

 

трош и

 

не

 

та е

 

было,

 

я

Сталин.

 

Ф раж а

 

та

á

.

 

Жэнщины

 

в

 

основном

 

ходили

   

длинном ,

нар

á

дно

 

обязательно.

 

Еврэй а

 

шоб

 

была

 

не

 

нарадна!»

 

(Н.

 

А.

 

Коваль-

с ий,

 

1951

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц-

ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Жители

 

полесс о о

 

села

 

Мельни и

 

обращали

 

внимание

 

на

 

то,

что

 

евреи

 

ни о да

 

не

 

ходили

 

в

 

домот аном,

 

и

 

об вь

   

них

 

была

 

иная,

чем

   

рестьян;

 

а

 

раз

 

в

 

од ,

 

на

 

Пасх ,

 

евреи

 

выбрасывали

 

об вь

 

на

двор

 

на

 

радость

 

соседс им

 

детям:

«Т

¢

о

 

вон

¢

 

хитрый

 

народ

 

б ў,

 

т

¨

и

 

жыды.

 

Нашы

 

люди

 

ходили

ў

 

постол

á

х,

 

н ,

 

я

 

вам

 

с азать

 

 

постол

¢

?

 

Я

 

д

тям

 

рос

á

з ваю,

 

шо

во

 

 

до

 

ол

н

 

зам

ó

т вали

 

он чи.

 

А

 

жыды

 

ходили

 

та

 

я

 

в

 

самых

 

тапоч-

ах,

 

и

 

та ых…

 

т флы,

 

я

 

ты

 

хочешь,

 

на

 

ш ороч ах

 

[т.

 

е.

 

в

 

об ви

 

на

 

о-

жаной

 

подошве].

 

Та

 

вы

 

зна,

 

хата

 

наша

 

была

 

т

¢

о

 

разом

 

и

 

з

 

жыд

á

мы,

 

то

вже

 

оны

 

я

 

вым

т ют

 

на

 

Вылы дэнь,

 

вым

т ють

 

там

 

ор ,

 

та

 

ў

 

нас

 

и-

дают,

 

о!

 

вже

 

мы

 

побэжым

ó

 

тай

 

назбыр

á

емо

 

тых

 

т флюв.

 

У

 

ных

 

во-о-о!

вон

¢

 

хитрый

 

народ,

 

вон

¢

 

бо ато

 

жыли.

 

О

 

жыды,

 

я

 

ж

 

вам

 

аж

ý

,

 

и

 

ў

 

та-

их

 

ў

 

юб ах

 

та их

 

ходыли,

 

йэ

 

и

 

тэп

¨

ри а,

 

просто

 

эть

 

йэ

 

и

 

тэпэр,

 

воны

ходыли

 

в

 

та ом .

 

Т

¢

о

 

м жы и

 

ходыли,

 

хочь

 

полэ

 

ў

 

йих

 

б л

ó

,

 

ходыли

 

в

своей

 

работы

 

[т.

 

е.

 

в

 

домот аном],

 

всё

 

 

и

 

юб а

 

св

¨

и,

 

ол

¢

сь

 

зв

á

лы

«раб

á

»,

 

и

 

та

 

ó

хта

 

св

¨

и,

 

всё

 

св

¨

и.

 

А

 

жыды

 

нэ

 

 

жыды

 

ходыли

 

и

 

ў

 

та-

поч ах,

 

и

 

ў

 

т

ý

хли ах,

 

о!»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

 

Мельни и

 

Ратнов-

с о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Среди

 

польс их

 

материалов,

 

оп бли ованных

 

А.

 

Цалой,

 

есть

та же

 

целый

 

ряд

 

любопытных

 

свидетельств

 

относительно

 

одежды

 

ев-

реев.

 

Без словное

 

впечатление

 

на

 

соседей-славян

 

производил,

 

без с-

ловно,

 

остюм

 

хасидов

 

(«халаты

 

с

 

разрезом»,

 

«длинные

 

фра и

 

с

 

п

о-

вицами,

 

а

   

нас

 

сто

 

лет

 

назад»

 

 

Ca³a

 

1992:

 

26).

 

В

 

объяснении

особенностей

 

одежды

 

просматривается

 

и

 

«мифоло ичес ая»

 

подопле-

а:

 

«мода»

 

евреев

 

становлена

 

самим

 

Бо ом:

 

«Носили

 

черные

 

пальто

и

 

оворили,

 

что

 

Господь

 

Бо

 

та

 

ходил

 

по

 

земле»

 

( р.

 

Замостья,

 

Ca³a

1992:

 

26).

 

Др

ая

 

интерпретация

 

черно о

 

цвета

 

одежды

 

евреев

 

свя-

зана

 

с

 

еван ельс им

 

мифом:

 

«Черн ю,

 

тра рн ю

 

носили

 

одежд …

Тра р

 

носили

 

по

 

Нем

 

(Христ ),

 

но

 

не

 

веровали»

 

(

Ca³a

 

1992:

 

90).

Пища.

 

Объе том

 

внимания

 

этничес их

 

соседей

 

становились

 

и

различия

 

в

 

еде,

 

пищевые

 

предписания

 

и

 

запреты.

 

То,

 

что

 

отнюдь

 

не

все

 

прод

ты

 

евреи

 

потребляют

 

в

 

пищ ,

 

что

 

с ществ ют

 

особые

правила

 

обращения

 

с

 

прод

тами

 

или

 

что

 

еврейс ая

 

еда

 

должна

 

быть

а ой-то

 

«особенной»,

 

знают

 

пра тичес и

 

все.

 

Именно

 

поэтом

 

со-

седи

 

с

 

пониманием

 

относились

   

том ,

 

что

 

евреи

 

пра тичес и

 

все да

от азывались

 

от

 

ощения

 

в

 

христианс их

 

домах:


background image

Фоль лорная этноло ия

43

43

«О

 

та

 

о

 

то

 

по-с сидс

 

до

 

мэн

¨

 

та

 

сама

 

[сосед а]

 

е

 

пр

¨

йд ть…

То

 

ж

 

знаетэ,

 

б в

á

е,

 

шо

 

шось

 

поз

¢

чыты

 

[одолжить]

 

пр

¨

йд ть,

 

о!

 

Та :

„Пост

¢

йтэ,

 

я

 

вам

 

по р

ó

ю

 

[нареж ]“.

 

 

«Ой,

 

не-не-не!»

 

 

ричит.

К

á

жэ:

 

„То

 

ош

рный

 

нихшь!“

 

Кош

рный!

 

Бо

 

вон

¢

 

бо

é

лыся

 

та !

 

Хоб

сала,

 

сохрань

 

Божэ!

 

Бо,

 

а,

 

та

 

етим

 

сало

 

р

á

яла,

 

тым

 

нож

¨

м.

 

Н

 

и

нэ

 

й

лы,

 

и

 

то о

 

нэ

 

й

лы»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

 

Мельни и

 

Рат-

новс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

«Мясо

 

аш

¨

рнэ

 

м

á

е

 

б

ý

ти,

 

а

 

свинина

 

 

та э

 

во,

 

то

 

ни!

 

Воны

свин

¢

н

 

нэ

 

й

лы,

 

нельзя!

 

Т

ль и

 

аш

¨

рнэ,

 

мясо

 

аш

¨

рнэ»

 

(Е.

 

Е.,

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Мно ие

 

информанты

 

вспоминают

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

местеч е

 

был

 

рез-

ни

 

(

шойхет

),

 

оторый

 

и

 

ос ществлял

 

правильный

 

забой

 

птицы

 

и

с ота

 

для

 

евреев.

 

Приведем

 

пример

 

записи,

 

фи сир ющий

 

расс аз

сраз

 

дв х

 

информантов,

 

оторые

 

по

 

очереди,

 

а

 

ино да

 

и

 

хором

 

ста-

раются

 

расс азать

 

о

 

фи

ре

 

та о о

 

«ответственно о»

 

челове а,

 

а-

им

 

представлялся

 

резни :

«[ОАК:]

 

Б ў

 

я

сь

 

отвэтсвэнный

 

чоловэ ,

 

шо

 

р

 

р баў.

 

Я

 

не

знаю,

 

я

 

потом

 

по

 

сл

ý

хах,

 

мий

 

тато

 

аз

á

ў,

 

том

 

шо

 

мий

 

тато

 

знаў

еўр

¨

иў.

 

[ЗАМ:]

 

Б ў

 

одын

 

та

й

 

чолов

 

[ОАК:]

 

Б ў

 

одын

 

та

й

чолов

,

 

местный.

 

[ЗАМ:]

 

…шо

 

вин

 

р б

á

ў

 

ры

 

еврэям.

 

[ОАК:]

Спэци

á

льно.

 

[ЗАМ:]

 

Вин

 

нэ

 

р б

á

ў,

 

еврэй

 

ни

 

одын

 

нэ

 

р б

á

ў,

 

вон

¢

носили

 

до

 

нь

ó

о.

 

[Это

 

раинец

 

был?]

 

[ОАК

 

и

 

ЗАМ

 

хором:]

 

Не-не,

еврэй!

 

[ЗАМ:]

 

Алэ

 

одын

 

б ў

 

та ий

 

спэцияльный

 

чолови ,

 

шо

 

вин…

[ОАК:]

 

Та

 

сп с аў

 

роў,

 

шо…

 

<…>

 

[ЗАМ:]

 

Вин

 

назыв

á

ўся,

 

ч

á

й-

тэ,

 

я

 

вин

 

называўся…

 

ой-ёй-ёй…

 

а!

 

нэ,

 

нэ

 

та …

 

пах

á

м,

 

чи

 

я …

 

н ,

в

 

общем

 

 

пахам!

 

Вин

 

быў

 

одын

 

чолови ,

 

шо

 

вин

 

всим

 

еўрэям

 

ци

ры,

 

бо

 

вон

¢

 

сами

 

нэ

 

билы,

 

вот.

 

И

 

вон

¢

 

н

¨

сли

 

до

 

нь

ó

о,

 

и

 

р бал

ти

 

ры»

 

(О.

 

А.

 

Кошевой

 

[ОАК],

 

1960

 

.

 

р.,

 

З.

 

А.

 

Маланч

 

[ЗАМ],

1939

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

Т.

 

В.

 

Велич о).

 

Часто

 

в

 

расс азах

 

местно о

 

населения

 

резни

 

вы-

ст пает

 

а

 

не ий

 

«ма ичес ий

 

специалист»,

 

обладающий

 

особы-

ми

 

способностями

 

и

 

мениями

 

по

 

мерщвлению

 

животных

 

(Со о-

лова

 

2003:

 

352).

 

Что

 

асается

 

названия

 

это о

 

специалиста,

 

оторое

воспроизвела

 

наша

 

расс азчица

 

 

пахам

 

 

оно

 

явно

 

восходит

 

слов

 

хахам

,

 

оторое

 

может

 

иметь

 

и

 

значение

 

‘резни ’.

 

О

 

значимо-

сти

 

это о

 

персонажа

 

оворит

 

и

 

др

ое

 

название,

 

зафи сированное

 

в

Подолии,

 

в

 

с.

 

Озаринцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.

 

 

прораб

(2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

 

Для

 

сравнения

 

приведем

 

при-

мер

 

из

 

южнославянс ой

 

традиции:

 

бол ары

 

Баната

 

оворили,

 

что

для

 

евреев

 

птиц

 

особым

 

образом

 

за алывал

 

их

 

священни

 

 

шл

á

х-

терът

 

(СбНУ

 

1963/51:

 

187).


background image

Глава

 

I

44

44

Вот

 

еще

 

одно

 

интересное

 

свидетельство,

 

на

 

этот

 

раз

 

речь

 

идет

о

 

требованиях

   

овощам

 

и

 

фр

там,

 

чтобы

 

они

 

не

 

считались

 

«треф-

ными»:

 

«Я

 

йим

 

р ш

 

давала

 

и

 

ор

хи

 

давала.

 

Гр ш

.

 

Но

 

еврэям

трэба

 

даваты

 

бэз

 

анч

 

 

бо

 

б

ý

дэ

 

трэфн

¨

.

 

То

 

я

 

з

 

само о

 

вэрх

á

 

рв

á

ла

р ш

 

б

¨

ры

 

 

ранни,

 

вел

¢

и,

 

д жэ

 

расивы

 

навэрх .

 

То

 

я

 

рвала

и

 

ошчала.

 

Нэма

 

ў

 

ных

 

ни

 

чэрвяч а,

 

нич

ó

о,

 

то

 

цэ

 

я

 

н

¨

сла»

(Ю.

 

С.

 

Резни ,

 

1929

 

.

 

р.,

 

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Наибольшее

 

оличество

 

фоль лорных

 

ле енд

 

связано

 

с

 

запретом

потреблять

 

в

 

пищ

 

свинин .

 

До

 

сих

 

пор

 

широ о

 

быт ет

 

сюжет,

 

а

Иис с

 

превратил

 

в

 

свинью

 

еврейс

ю

 

женщин ,

 

отор ю

 

ее

 

сопле-

менни и

 

спрятали

 

под

 

орыто

 

(под

 

боч

,

 

в

 

печь),

 

чтобы

 

испытать

 

все-

ведение

 

Христа.

 

Иис с

 

явил

 

евреям

 

ч до

 

превращения,

 

и

 

с

 

тех

 

пор

 

сви-

нина

 

о азалась

   

них

 

под

 

запретом,

 

ведь

 

свинья

 

 

это

 

«жидовс ая

тет а»

 

(подробнее

 

об

 

этом

 

сюжете,

 

е о

 

енезисе

 

и

 

фоль лорных

трансформациях

 

см.:

 

Белова,

 

Петр хин

 

2003).

Фи сир ются

 

та же

 

те сты,

 

де

 

сюжет

 

о

 

свинье

 

в лючается

 

в

 

бо-

лее

 

широ ое

 

повествование

 

о

 

пищевых

 

запретах,

 

с ществ ющих

 

(или

я обы

 

с ществ ющих)

   

евреев.

 

Об

 

этом

 

 

полесс ая

 

ле енда,

 

со-

ласно

 

оторой

 

евреи

 

помимо

 

свинины

 

не

 

едят

 

ниче о,

 

что

 

отмечено

зна ом

 

реста

 

 

том

 

числе

 

задней

 

части

 

овяжьей

 

т ши

 

и

 

рыбы

 

щ

и):

«Колы

 

Ис с

 

Христос

 

ходыў

 

по

 

свити,

 

проповедовал,

 

и

 

люды

 

не

вирилы,

 

жыды,

 

шо

 

то

 

проро .

 

Н ,

 

воны

 

взялы

 

пид

 

орыто

 

положы-

ли

 

людын ,

 

жыдиў

.

 

И

 

с азалы

 

на

 

ё

ó

:

 

„А

 

н ,

 

то о,

 

я

 

шо

 

ты

 

ў а-

д

á

еш,

 

хто

 

там

 

лэжыть,

 

пид

 

тым

 

орытом,

 

значыть,

 

ты

 

проро

 

Бо-

жый“.

 

А

 

вон

¢

 

аж ть

 

на

 

ё

ó

:

 

ў адай!

 

А

 

вин

 

с азаў

 

йим,

 

шо

 

свин

¸

лэжыть

 

с

 

поросятамы.

 

Н ,

 

воны

 

сталы

 

ў

 

дол

ó

ни

 

плэс

á

ты,

 

шо

 

вин

 

нэ

ў адаў,

 

а

 

с азаў,

 

шо

 

свиня

 

с

 

поросятамы.

 

Воны

 

от рывають

 

орыто,

а

 

там

 

свиня

 

лэжыть

 

с

 

поросятамы.

 

Та

 

людына,

 

жыдиў а,

 

пэрэтво-

р

¢

лася

 

ў

 

свын

²

.

 

От

 

то о

 

воны

 

не

 

едять

 

[свинины].

 

И

 

тэлят

 

воны

 

не

ядять

 

с

 

зад

á

,

 

тыл о

 

пэрэд

á

,

 

бо,

 

ажэ,

 

там...

 

хрэст

 

[на

 

спине].

 

И

 

ры-

бы,

 

шч ч и,

 

не

 

едять.

 

Бо,

 

ажэ,

 

ў

 

олови

 

тожэ

 

хрэст

 

[т.

 

е.

 

ость

 

в

форме

 

реста]»

 

(Н.

 

И.

 

Пи

н,

 

1963

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Ино да

 

ле енда

 

расходится

 

с

 

бытовыми

 

наблюдениями,

 

но

 

та ая

«несты ов а»

 

не

 

см щает

 

расс азчи ов:

 

одно

 

дело

 

предание,

 

др -

ое

 

 

повседневная

 

реальность,

 

оторая

 

может

 

орре тировать

«миф»:

 

«[Евреи]

 

щ ч

 

не

 

ед

¸

ть...

 

То

 

ол

¢

сь

 

аз

á

лы,

 

шо

 

хрэст

 

йи

 

ў

 

олов

.

 

Косточ а

 

та ая,

 

е

 

хрэст.

 

То

 

вон

 

не

 

й

лы

 

тэи

 

шч

ý

ч и.

Но,

 

нав

¨

рно,

 

й

лы.

 

Бо

 

мий

 

брат

 

б ў

 

рыба ом

 

до

 

войны.

 

Бывало,

 

рыбы

нал

ó

вить,

 

евреям

 

там

 

дав

á

ў

 

зна омым.

 

Мы

 

аз

á

лы

 

С

ý

м о.

 

Вин

 

нам

зна омый.

 

То

 

вин,

 

бывало,

 

нас

 

повед

¨

 

ш

¢

ты

 

шось

   

тых

 

евреев.

 

И

 

ры-