Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3450

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Фоль лорная этноло ия

55

55

треб ется

 

человечес ая

 

ровь,

 

чтобы

 

«от рыть»

 

лаза

 

своим

 

новорож-

денным

 

(

Ca³a

 

1992:

 

102;

 

Zowczak

 

2000:

 

161–162,

 

165;

 

Hryciuk,

 

Moroz

1993a:

 

90;

 

Трахтенбер

 

1998:

 

47,

 

215–216);

 

то

 

же

 

самое

 

расс азывают

поля и

 

о

 

маз рах

 

(

Ca³a

 

1992:

 

102).

 

Жители

 

Вол овысс о о

 

повета

(Западная

 

Белор ссия)

 

та же

 

считали,

 

что

 

маз ры,

 

подобно

 

животным,

рождаются

 

слепыми

 

и

 

прозревают

 

толь о

 

на

 

третий

 

день

 

(Federowski

1897:

 

233);

 

по

 

представлениям

 

раинцев

 

алиц о-волынс о о

 

по рани-

чья

 

и

 

поля ов,

 

толь о

 

на

 

9-й

 

(3-й)

 

день

 

прозревают

 

маз ры,

 

за

 

что

 

их

 

и

дразнят

 

ślepy

 

Mazur,

 

śleporód

   

(

Siewiński

 

1903:

 

70;

 

Benedyktowicz

 

2000:

127,

 

132).

 

Этим

 

же

 

поверьем

 

объясняется

 

западно

раинс ое

 

прозвище

поля ов

 

«лях-девятьденни »:

 

считается,

 

что

 

слепо о

 

новорожденно о

мать

 

9

 

дней

 

держит

 

под

 

«ма итрой»

 

(большой

 

мис ой),

 

по а

   

не о

 

не

от роются

 

лаза.

 

«Ляхи»

 

рождаются

 

слепыми,

 

а

 

отята,

 

и

 

потом

 

са-

мо

 

их

 

название

 

имеет

 

отрицательный

 

оттено ,

 

отражая

 

я обы

 

их

 

нече-

ловечес

ю

 

природ :

 

«по ане

 

’м

 

iмя:

 

Лях»

 

(Фран о

 

1908:

 

369–370).

Ка

 

ласит

 

польс ая

 

по овор а,

 

«

Żyd

 

słońca

 

na

 

niebie

 

nie

 

widzi,

tylko

 

udaje,

 

że

 

widzi

»

 

(Kolberg

 

DW

 

42:

 

598).

 

Присловье

 

соотносится

 

с

поверьями

 

поля ов

 

в

 

Литве

 

о

 

том,

 

что

 

«евреи

 

не

 

видели

 

солнца»

 

и,

следовательно,

 

не

 

мо ли

 

определять

 

время.

 

Поэтом

 

они

 

все да

спрашивали

   

христианс их

 

работни ов:

 

«

Maryńka,

 

a

 

gdzie

 

słońce,

skolka

 

czasu?

»;

 

по

 

этой

 

же

 

причине

   

мно их

 

евреев

 

были

 

нар чные

часы

 

(

Zowczak

 

2000:

 

161

).

Тело

 

«ч жо о»

 

отличает

 

и

 

та ая

 

зооморфная

 

черта,

 

а

 

хвост

.

 

В

 

фоль -

лорно-этно рафичес их

 

сводах

 

восточнославянс их

 

материалов

 

сви-

детельств

 

о

 

бытовании

 

народных

 

верований

 

об

 

инородцах

 

с

 

хвостом

не

 

зафи сировано.

 

Одна о

 

представление

 

та о о

 

рода

 

поминается

 

в

романе

 

«Соборяне»,

 

автор

 

оторо о,

 

Н.

 

С.

 

Лес ов,

 

был

 

необы новен-

но

 

ч то

 

о

 

вся о о

 

рода

 

народным

 

с евериям

 

и

 

отразил

 

мно ие

 

из

них

 

в

 

своих

 

произведениях.

 

Ита ,

 

мать

 

чителя

 

Варнавы,

 

найдя

 

сына

 

ости

 

топленни а,

 

предназначенные

 

для

 

«на чноестественно-

о»

 

из чения,

 

хочет

 

похоронить

 

их

 

по-христианс и

 

и

 

записать

 

в

 

по-

минание.

 

Учитель

 

пытается

 

спасти

 

свое

 

«на лядное

 

пособие»:

 

«„Не

молитеся

 

вы,

 

пожал йста,

 

мамень а,

 

за

 

не о,

 

он

 

из

 

жидов“.

 

Не

 

ве-

рит!

 

„Лжешь,

 

оворит,

 

это

 

тебя

 

бес

 

на чает

 

меня

 

обманывать,

 

я

 

знаю,

 

что

жиды

 

с

 

хвости ами“.

 

 

„Ни о да,

 

оворю,

 

ни

   

а их

 

жидов,

 

ни

 

нежидов

 

ни а их

 

хвости ов

 

нет“.

 

Н

 

и

 

спор,

 

я

 

а

 

след ет

 

стою

 

за

евреев,

 

а

 

она

 

против;

 

я

 

спорю

 

 

нет

 

хвостов,

 

а

 

она

 

твердит

 

 

есть!»

( л.

 

10).

 

Сравним

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

польс ое

 

поверье

 

о

 

том,

 

что

 

все

 

ев-

реи

 

имеют

 

малень ие

 

хвости и

 

(Подлясье;

 

Bystroń

 

1922:

 

180);

 

ср.

о.-слав.

 

представления

 

о

 

том,

 

что

 

наличие

 

хвоста

   

челове а

 

выдает

е о

 

с лонность

   

ведьмачеств

 

(СД

 

1:

 

297).


background image

Глава

 

I

56

56

В

 

основе

 

славянс их

 

представлений

 

о

 

хвостатых

 

инородцах

 

частности,

 

евреях),

 

а

 

нам

 

представляется,

 

может

 

лежать

 

ино

ль-

т рный

 

нижно- стный

 

источни ,

 

а

 

именно

 

 

еврейс ая

 

ле енда

 

о

том,

 

что

 

Бо

 

сотворил

 

Ев

 

не

 

из

 

Адамова

 

ребра,

 

а

 

из

 

хвоста,

 

оторый

сначала

 

был

   

Адама

 

(Грейвс,

 

Патай

 

2002:

 

94–95).

 

Этот

 

же

 

сюжет

отразился

 

и

 

в

 

западнобелор сс ой

 

ле енде

 

о

 

сотворении

 

Евы

 

из

 

хво-

ста

 

Адама.

 

Ка

 

расс азывали

 

в

 

Западной

 

Белор ссии,

 

первоначально

Бо

 

сотворил

 

Адама

 

с

 

хвостом,

 

но

 

потом

 

хвост

 

отрезал,

 

и

 

«зрабиласе

 

с

та о

 

хваста

 

ж он а

 

Ева»

 

(Federowski

 

1897:

 

201).

По

 

поверью

 

жителей

 

Подлясья,

 

хвостатыми

 

рождаются

 

их

 

за-

падные

 

соседи

 

рпы

 

(с бэтнос

 

в

 

Мазовше)

 

(Stomma

 

1986:

 

31).

У

 

сербов- раничар

 

и

 

черно орцев

 

быт ют

 

представления

 

о

 

«хвоста-

тых»

 

т р ах

 

ановић

 

1931:

 

67),

 

чьи

 

хвосты

 

напоминают

 

собачьи

 

(Бе-

овић

 

1887:

 

202),

 

что

 

соотносится

 

с

 

представлениями

 

южных

 

славян

 

христиан

 

 

о

 

зооморфном

 

образе

 

проро а

 

М хаммеда

 

(см.

 

III.2.1

).

Гениталии.

 

Для

 

ре ионов

 

тесных

 

этно

льт рных

 

онта тов

 

чрезвы-

чайно

 

а т альным

 

о азывается

 

осмысление

 

особенностей

 

обрядности

или

 

бытово о

 

лада

 

этничес их

 

или

 

онфессиональных

 

соседей.

В

 

частности,

 

в

 

бол арс ой

 

повествовательной

 

традиции

 

прис тств ет

целый

 

омпле с

 

ле енд,

 

объясняющих

 

та ие

 

хара терные

 

особенно-

сти

 

быта

 

м с льман,

 

а

 

обрезание

   

м жчин.

 

Про омментировать

это

 

отличие

 

от

 

христианс их

 

обычаев

 

было

 

тем

 

более

 

важно,

 

что

в

 

этом

 

ре ионе

 

представители

 

одно о

 

и

 

то о

 

же

 

этноса

 

зачаст ю

 

при-

надлежали

   

разным

 

онфессиям.

Ка

 

повеств ют

 

бол арс ие

 

ле енды,

 

азанный

 

обычай

 

связан

с

 

происхождением

 

«т ро »

 

(этим

 

термином

 

обозначаются

 

не

 

толь о

этничес ие

 

т р и,

 

но

 

и

 

все

 

м с льмане

 

независимо

 

от

 

этничес ой

принадлежности).

 

Происхождение

 

же

 

«т ро »,

 

или

 

«измаильтян»,

напрям ю

 

связано

 

с

 

библейс ой

 

историей.

 

Со ласно

 

бол арс им

 

и

ма едонс им

 

ле ендам,

 

бол ары

 

 

это

 

потом и

 

праотца

 

Авраама

и

 

е о

 

сына

 

Исаа а,

 

а

 

т р и

 

 

потом и

 

„неза оннорожденно о“

 

сына

Авраама

 

Измаила,

   

том

 

же

 

совершивше о

 

ровосмешение

 

со

 

своей

матерью

 

А арью.

 

Это

 

была

 

единственная

 

возможность

 

для

 

продол-

жения

 

рода

 

в

 

п стыне,

 

де

 

с рывались

 

А арь

 

и

 

Измаил,

 

но,

 

чтобы

сын

 

не

 

до адался

 

о

 

ровосмешении,

 

А арь

 

за рыла

 

лицо

 

по рыва-

лом

 

 

Измаил

 

под мал,

 

что

 

вст пает

 

в

 

связь

 

с

 

а ой-то

 

незна омой

женщиной.

 

В

 

рез льтате

 

инцест альной

 

связи

   

А ари

 

родилось

 

во-

семь

 

сыновей,

 

и

 

т ро

 

с

 

тех

 

пор

 

называют

 

османлии

 

 

память

 

об

 

их

восьми

 

пред ах).

 

Узнав

 

о

 

ровосмешении,

 

сын

 

стыдился

 

и

 

хотел

 

отре-

зать

 

себе

 

тайный

 

д,

 

но

 

отрезал

 

лишь

 

райнюю

 

плоть

 

 

отсюда

 

про-

изошел

 

обряд

 

«сюнет»

 

(обрезание).

 

С

 

тех

 

же

 

пор

 

пошел

 

и

 

обычай

 

м -


background image

Фоль лорная этноло ия

57

57

с льманс их

 

женщин

 

за рывать

 

лицо

 

(Странджа,

 

СбНУ

 

1983/57:

 

881;

о р.

 

Орхание,

 

СбНУ

 

1900/16–17:

 

307;

 

Прилеп,

 

СбНУ

 

1894/11:

 

74).

Бол арс ая

 

фоль лорная

 

традиция

 

может

 

тол овать

 

м с льман-

с ий

 

обычай

 

обрезания

 

и

 

вне

 

библейс о о

 

онте ста.

 

Ка

 

расс азы-

вает

 

ле енда,

 

один

 

т ро

 

мастерил

 

ветрян ю

 

мельниц ,

 

а

 

прохожие

донимали

 

е о

 

вопросами,

 

что

 

же

 

он

 

делает.

 

Рассердившись,

 

т ро

пообещал

 

Аллах ,

 

что

 

«ше

 

о

 

еба»

 

след юще о,

 

то

 

задаст

 

ем

 

этот

вопрос.

 

На

 

бед

 

след ющей

 

подошла

 

е о

 

дочь,

 

и

 

т ро ,

 

дабы

 

не

 

со-

вершить

 

рех

 

ровосмешения,

 

решил

 

отр бить

 

себе

 

«

р»

 

топором.

Одна о

 

р

а

   

не о

 

дро н ла,

 

«та

 

сама

 

ожич ата

 

отрезал».

 

С

 

тех

пор

 

этот

 

обычай

 

распространился

 

среди

 

всех

 

т ро

 

(ФЕ:

 

222–223).

Но и.

 

Нижние

 

онечности

 

та же

 

о азываются

 

значимой

 

частью

фоль лорно-мифоло ичес о о

 

описания

 

внешности

 

«ч жо о».

 

Вспом-

ним

 

общеславянс ое

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

но и

 

 

единственная

часть

 

тела,

 

вид

 

оторой

 

не

 

в

 

силах

 

изменить

 

нечистая

 

сила;

 

именно

по

 

вид

 

зооморфных

 

или

 

аномальных

 

нижних

 

онечностей

 

все да

можно

 

опознать

 

демона,

 

принявше о

 

человечес ое

 

обличье.

 

Сход-

ным

 

образом

 

но и

 

инородцев/иноверцев

 

о азываются

 

той

 

частью

 

те-

ла,

 

оторая

 

отличает

 

«ч жо о»

 

от

 

«свое о».

Мифичес их

 

инородцев

 

представляют

 

одноно ими.

 

Та ова,

 

в

 

част-

ности,

 

«ч дь

 

одноно ая»

 

в

 

ральс их

 

ле ендах

 

(Криничная

 

1987:

 

83).

В

 

основе

 

подобных

 

представлений

 

мо

т

 

лежать

 

нижные

 

свиде-

тельства

 

о

 

«дивьих

 

людях»,

 

под репляемые

 

л бочными

 

артин ами

типа

 

«Люди

 

дивыя,

 

найденныя

 

царем

 

Але сандром

 

Ма едонс им»,

 

среди

 

персонажей

 

встречаются

 

и

 

«одноно ие»

 

(«сциподес»,

 

«мономери»),

и

 

«но и

 

с отьи»,

 

и

 

«но и

 

озьи

 

( оровьи,

 

лошадиные)»

 

имеющие

 

(см.:

Белова

 

2000:

 

167–170,

 

177,

 

245).

Если

 

выйти

 

за

 

пределы

 

восточнославянс ой

 

традиции,

 

то

 

любо-

пытные

 

свидетельства

 

об

 

особенностях

 

но

 

«ч жих»

 

можно

 

найти

 

в

бол арс ом

 

фоль лоре.

 

Та ,

 

со ласно

 

ле енде

 

из

 

северо-западной

Бол арии

 

(Видин),

   

евреев

 

но и

 

(ст пни)

 

а

 

б дто

 

ис олоты

 

и ла-

ми.

 

Эти

 

зна и

 

остались

 

с

 

тех

 

времен,

 

о да

 

«цы анс ий

 

царь

 

Фара-

он»

 

на азал

 

евреев,

 

заставив

 

их

 

боси ом

 

ходить

 

по

 

олючим

 

терни-

ям

 

за

 

то,

 

что

 

евреи,

 

не

 

желая

 

заниматься

 

земледелием,

 

посеяли

 

ва-

реное

 

жито,

 

из

 

оторо о

 

не

 

выросло

 

ниче о

 

роме

 

сорня ов

 

(с.-зап.

Бол ария,

 

Видин,

 

СбНУ

 

1912/36:

 

156;

 

зап.

 

Бол ария,

 

Граово,

 

СбНУ

1958/49:

 

587;

 

с.-вост.

 

Бол ария,

 

Странджа,

 

СбНУ

 

1983/57:

 

880).

В

 

польс ой

 

среде

 

были

 

зафи сированы

 

представления

 

о

 

том,

что

 

евреев

 

можно

 

опознать

 

по

 

форме

 

но

 

 

но и

   

них

 

ривые

 

и

олени

 

пол со н ты

 

(«наверное,

 

от

 

сидяче о

 

образа

 

жизни»)

 

(

Cała

1992:

 

25).


background image

Глава

 

I

58

58

Своеобразн ю

 

параллель

   

польс им

 

свидетельствам

 

мо

т

 

соста-

вить

 

миниатюры

 

древнер сс их

 

р

описных

 

сборни ов,

 

представляю-

щих

 

в

 

живописной

 

форме

 

м чения

 

решни ов.

 

Среди

 

леветни ов,

бл дни ов

 

и

 

ерети ов

 

мы

 

видим

 

и

 

«июдеев»

 

с

 

расными

 

выс н тыми

язы ами,

 

на

 

пол со н тых

 

но ах

 

(сборни

 

лицевой

 

олле ции

 

Бо о-

словс о о,

 

 

41,

 

XIX

 

в.,

 

л.

 

144

 

об.;

 

Древлехранилище

 

Инстит та

 

р с-

с ой

 

литерат ры

 

РАН,

 

Сан т-Петерб р ).

 

«Жидове

 

распеншеи

 

Христа»

представлены

 

та :

 

«...и

 

лица

 

ихъ

 

ровїю

 

помазани,

 

и

 

в

 

р

ахъ

 

ихъ

опащи

 

онс їя

 

держаще,

 

и

 

язы ъ

 

ихъ

 

вне

 

вися

 

я о

 

беше

 

инымъ

псомъ,

 

но и

 

ихъ

 

ис ривлени

 

им ще

 

в

 

ожи

 

осли

 

оболчени.

 

И

 

взираю-

ще

 

др

ъ

 

на

 

др

а

 

дивлях ся

 

себе

 

и

 

межд

 

собою

 

ла олюще,

 

о

 

оре

намъ»

 

(Там

 

же,

 

л.

 

192).

Поля и- атоли и

 

считали,

 

что

   

лютеран

 

по

 

шесть

 

пальцев

 

на

но ах

 

(

Bystroń

 

1922:

 

180).

 

По

 

представлениям

 

сербов,

   

т ро

 

на

 

но-

ах

 

нет

 

пято

 

ановић

 

1931:

 

67),

 

что

 

напрям ю

 

соотносится

 

с

представлениями

 

об

 

обли е

 

нечистой

 

силы

 

(беспято о

 

черта,

 

анч т-

и

 

и

 

т.

 

п.

 

 

СД

 

3:

 

425).

Общечеловечес ие

 

телесные

 

выделения

 

( ровь,

 

пот,

 

запах)

 

в

 

прило-

жении

   

«ч жим»

 

та же

 

пол чают

 

стат с

 

мар ир ющих

 

элементов.

В

 

частности,

 

быт ют

 

представления

 

о

 

том,

 

что

 

ровь

 

инородцев

 

от-

личается

 

от

 

рови

 

«своих»

 

из-за

 

принимаемо о

 

a

 

priori

 

«родства»

инородцев

 

с

 

нечистой

 

силой.

 

Та ,

 

по

 

арпатс ом

 

поверью,

 

ровь

черта

 

черная

 

и

 

стая,

 

подобная

 

смоле

 

(Онищ

 

1909:

 

16);

 

со ласно

былич е

 

из

 

Мазовше,

 

однажды

 

ром

 

дарил

 

в

 

еврея,

 

и

 

тот

 

расте ся

смолой

 

(

Świ tek

 

1893:

 

547).

Темой

 

отдельно о

 

исследования

 

может

 

стать

 

запах

 

«ч жо о»

 

это

 

и

 

известные

 

со

 

времен

 

Средневе овья

 

общеевропейс ие

 

представ-

ления

 

о

 

foetor

 

judaicus

 

 

«еврейс ом

 

зловонии»

 

(Трахтенбер

 

1998:

44–47),

 

чешс ие

 

народные

 

представления

 

о

 

запахе

 

цы ан

 

и

 

т.

 

п.

 

(СД

 

2:

269)

 

и

 

верования

 

бол ар

 

о

 

специфичес ом

 

запахе,

 

прис щем

 

т р ам

(ДОО:

 

212;

 

Толстой

 

1995:

 

420–421).

 

Запах

 

«ч жо о»

 

мо

т

 

приобре-

тать

 

и

 

отвер н тые

 

члены

 

«свое о»

 

соци ма,

 

оторые

 

автоматичес и

превращаются

 

в

 

«ч жих».

 

Со ласно

 

бол арс ой

 

ле енде

 

о

 

происхож-

дении

 

«бол арс их

 

цы ан»

 

(из

 

про лятых

 

царем

 

леветни ов),

 

они

приобрели

 

та ой

 

же

 

запах,

 

а ой

 

исходит

 

от

 

т ро

 

и

 

«др

их»

 

цы ан

(СбНУ

 

1894/11:

 

71).

 

Специфичес ий

 

запах

 

исчезает,

 

если

 

«ч жие»

вводятся

 

в

 

рам и

 

«своей»

 

онфессии:

 

по

 

бол арс ой

 

ле енде,

 

царь

Константин

 

о рестил

 

население

 

«Влашс ой

 

земли»,

 

чтобы

 

они

 

не

 

рас-

пространяли

 

зловоние

 

(«за

 

да

 

не

 

м

 

миришат»)

 

(Геор иева

 

1996:

 

80).

Сравним

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

поверья,

 

широ о

 

распространенные

 

в

 

сред-

неве овой

 

Европе,

 

что

 

о рещенные

 

иноверцы

 

трачивают

 

прис щий


background image

Фоль лорная этноло ия

59

59

им

 

особый

 

смрад,

 

оторый

 

сменяется

 

бла о ханием

 

(Трахтенбер

1998:

 

45;

 

Тодорова

 

1994:

 

13).

По

 

данным

 

э спедиционных

 

исследований

 

в

 

Полесье

 

и

 

в

 

Подо-

лии

 

представления

 

о

 

специфичес ом

 

запахе

 

«ч жо о»,

 

по

 

отором

е о

 

все да

 

можно

 

опознать,

 

широ о

 

быт ют

 

до

 

сих

 

пор:

«Я

 

олысь

 

еўрэи

 

б лы,

 

познавалы

 

[их]

 

по

 

запах .

 

Жыд

 

смэр-

дыть.

 

То

 

познавалы

 

йих

 

по

 

том ,

 

шо

 

смэрд

¢

ть.

 

Я

 

Моисей

 

выводиў

еўрэи

 

з

 

Е ипта,

 

воны

 

сталы

 

роптаты

 

на

 

Моисея

 

[потом

 

что

 

хотели

есть].

 

Би

 

им

 

посылаў

 

манн

 

(поэтом

 

и

 

ов

ó

рать,

 

наша

 

молитва:

„Хлеб

 

наш

 

нас щный

 

дай

 

нам

 

днесь“)

 

и

 

птицы

 

арап

á

т и,

 

але

с аз

á

ў:

 

„Йиште,

 

а

 

ў

 

запас

 

не

 

бер

¢

ть“.

 

Але

 

вон

¢

 

пожадничалы,

 

набра-

ли

 

ў

 

запас,

 

и

 

воно

 

пэрэночов

á

ло,

 

и

 

же

 

не

 

можно

 

было

 

й

сти,

 

бо

смердело.

 

И

 

од

 

йих

 

запах

á

ло

 

та ,

 

шо

 

вид

 

них

 

ч

ý

ти.

 

Ў

 

запас

 

стали

брать,

 

а

 

нельзя!

 

От

 

жэ

 

я

 

оворю,

 

шо

 

воны

 

сталы

 

бр

á

ты

 

ў

 

запас,

 

но

пэрэноч валы,

 

и

 

нэ

 

можно

 

ўжэ

 

шать

 

был

ó

.

 

Ўжэ

 

вон

ó

 

смэрдило.

 

То

та о

 

и

 

ов

ó

рать,

 

шо

 

ж

¢

д м

 

ч

ý

ти

 

[т.

 

е.

 

евреем

 

пахнет]»

 

(Е.

 

В.

 

С пр -

ню ,

 

1910

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова).

Со ласно

 

этой

 

ле енде,

 

происхождение

 

«еврейс о о»

 

запаха

 

свя-

зывается

 

с

 

событиями

 

библейс о о

 

Исхода

 

(ср.

 

Исх.

 

16:

 

13,

 

20):

 

евреи

были

 

на азаны

 

за

 

свою

 

жадность

 

 

нар шили

 

запрет

 

брать

 

по-

сланных

 

Бо ом

 

ропато

 

про

 

запас

 

(ср.

 

ле енд

 

из

 

Галиции,

 

объ-

ясняющ ю,

 

почем

 

евреи

 

о азались

 

отмеченными

 

паршой

 

 

в

 

на-

азание

 

за

 

жадность

 

и

 

неподобающее

 

поведение

 

в

 

п стыне;

 

см.:

Гнатю

 

1902:

 

33).

В

 

При арпатье

 

было

 

зафи сировано

 

свидетельство,

 

со ласно

 

о-

тором

 

евреи

 

« енетичес и»

 

обладают

 

неприятным

 

запахом

 

в

 

сил

свое о

 

происхождения:

 

«Евреи,

 

они…

   

них

 

пот

 

свой

 

та

й,

 

н ,

 

пот

та ой

 

вонючий,

 

от

 

оч

é

вни оў

 

ещё.

 

Еврей

 

 

он

 

вонючий.

 

У

 

них

идёт

 

же

 

а

 

в

 

енах

 

заложено,

 

шо,

 

они

 

ж

 

евреи

 

а

 

 

от

 

очевни-

ó

ў

 

пох

ó

дят

 

по

 

истории,

 

и

 

ў

 

них

 

это

 

а

 

же

 

в

 

енах

 

заложено,

 

шо

они…

 

Он

 

хоть

 

та

 

 

моется

 

 

он

 

всё

 

равно

 

полдня

 

походит,

 

от

 

не о

запах

 

та ой

 

специфичес ий

 

идёт

 

<…>

   

них

 

это

 

в

 

рови

 

это

 

заложе-

но»

 

(М.

 

К

рба,

 

1969

 

.

 

р.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

 

Ивано-Фран овс ой

обл.,

 

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина).

Запах,

 

по

 

отором

 

можно

 

было

 

отличить

 

еврея,

 

по

 

мнению

 

по-

леш

ов,

 

исходил

 

от

 

самих

 

«ч жих»

 

или

 

от

 

их

 

одежды.

 

Этот

 

запах

распространялся

 

и

 

на

 

природные

 

объе ты,

 

оторые

 

с

 

точ и

 

зрения

местной

 

традиции

 

считались

 

«еврейс ими»

 

(например,

 

в

 

Полесье

дода

 

называют

 

«еврейс ой

 

ш ой»

 

именно

 

из-за

 

ее

 

неприятно о

запаха):

 

«Он

 

[ дод]

 

та

 

смердить,

 

я

 

жид»

 

(Выст повичи

 

Овр чс о о

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

Т.

 

А.

 

А ап ина);

 

«Жыдоўс а

 

зо-