ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3438
Скачиваний: 2
Глава
I
50
50
н
¢
ў,
онешно,
е
д ша.
Оны
ж
та ы
самы
люды»
(В.
М.
Манч
,
1913
.
р.,
Мо раны
Малоритс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1977,
зап.
Н.
А.
Волочаева).
Для
сравнения
вспомним
р сс ое
поверье,
что
«д ша
во
вся ом
челове е,
а ой
бы
он
ни
был
народности,
одина-
ова,
но
при
этом
христианс ая
д ша
светлая,
все
остальные
—
тем-
ные»
(Владимирс ая
б.,
БВКЗ:
145).
Но
даже
если
с ществование
д ши
иноверцев
признается,
они
не
мо
т
вместе
с
христианами
попасть
в
ад,
рай
или
чистилище.
Со-
ласно
верованиям
белор сов
и
поля ов,
для
д ш
евреев
и
не реще-
ных
детей
с ществ ет
особое
место
otchłań
или
atchłań
—
пещера
или
бездонная
темная
пропасть
(Federowski
1897:
221;
Kolberg
DW
7:
21).
По
представлениям
полеш
ов,
д ши
« решных»
евреев,
зам чивших
Хри-
ста,
не
попадают
ни
в
рай,
ни
в
ад:
«Жыды
Христа
зам чили
—
йих
Гас-
подь
не
прим
á
е,
та
и
ходют
мимо
рая
и
пе ла»
(П.
Л.
Сопот,
1910
.
р.,
Новин и
Калин овичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1975,
зап.
Н.
А.
Во-
лочаева).
В
За арпатье
с ществ ет
поверье,
что
д ша
мерше о
еврея
пе-
реселяется
в
оня
(Г ра
1997:
44),
причем
ино да
точняется,
что
«д ша
злых
людей
может
перейти
в
зверя
—
в
оня»,
и
это
верова-
ние
я обы
заимствовано
арпатс ими
жителями
евреев
(Пот шня
1941:
202).
Со ласно
верованиям
ц лов,
д ша
решни а
в
изменен-
ном
виде
может
пребывать
на
земле,
«переселившись»
в
животное
—
свинью
или
лошадь
(та им
образом,
равниваются
после
смерти
и
решни и-христиане,
и
изначально
решные,
с
точ и
зрения
народ-
ной
традиции
«ч жие»
—
инородцы
и
иноверцы).
Грешная
д ша
об-
речена
на
пребывание
в
теле
животно о,
по а
свинья
не
б дет
за о-
лота,
а
лошадь
не
о олеет
(Онищ
1909:
49).
Упомянем
в
связи
с
этим
«переселением
д ш»
и
бол арс ие
поверья
о
том,
что
д ши
решных
т ро
переходят
в
свиней,
а
праведных
—
в
соба ;
эти
со-
ба и
сидят
на
плетеных
дорож ах
близ
христианс о о
рая
(СбНУ
1914/30:17).
Голова
и
волосы
.
В
народных
ле ендах
поп лярен
мотив
оловы,
я обы
пол ченной
иноплеменни ами
от
черта
(имплицитно
здесь
прис тств ет
мотив
родства
«ч жих»
с
нечистой
силой).
Именно
та
объясняется,
например,
прозвище
чертовы
оловы
,
оторым
р сс ие
дразнят
раинцев-«хохлов».
Ходили
по
земле
Господь
и
св.
Петр
и
вдр
слышали
страшный
ш м:
это
дрались
черт
и
«хохол».
Св.
Петр,
разнимая
дер щихся,
оторвал
им
оловы,
а
приставляя,
переп тал
(Б лашев
1992:
152).
У раинс ая
ле енда,
записанная
на
Волыни,
точ-
но
та
же
объясняет
причин ,
«с
чо о
побратались
жид
с
чортом»:
апостолы
Петр
и
Павел
ходили
по
земле,
встретили
черта
и
еврея,
Фоль лорная этноло ия
51
51
оторвали
им
оловы
и
бросили
в
ров.
Ко да
они
расс азали
об
этом
Иис с
Христ ,
тот
рассердился,
что
апостолы
самовольно
лишают
о о-либо
жизни,
и
велел
исправить
положение.
Апостолы,
пристав-
ляя,
переп тали
оловы,
и
с
тех
пор
«
жида
чортяча
олова,
а
в
чор-
та
—
жидiвс а
—
то
вони
собi
брати»
(Кравчен о
1914:
112–113).
Упомянем
в
связи
с
последним
сюжетом
широ о
распространенное
в
Европе
со
времен
Средневе овья
представление,
что
оловы
евреев
рашены
ро ами,
и
именно
поэтом
они
вын ждены
носить
высо-
ие
оловные
боры
(см.:
Трахтенбер
1998:
42–43).
Связью
с
нечистой
силой
объясняется
и
цвет
волос
«ч жих»,
при
этом
основным,
доминир ющим
призна ом
становится
чернота
(ср.
р с.
черный,
черня
‘черт’,
пол.
czarny
‘р син’
и
‘дьявол’).
У
по-
ля ов
быт ет
поверье,
что
р сины
( арпатс ие
раинцы)
обладают
«черным
нёбом».
Р сины
не
остаются
в
дол
и
отвечают
:
«U
mazura
czarna
rura
[ лот а]»
(
Bystroń
1922:
180–181).
Анало ичный
призна
приписывают
маз ры
—
«литвинам»
и
«жм дзинам»,
а
ра овя и
—
ралям
(Stomma
1986:
30).
Черный
цвет
волос
цы ан
объясняется
их
родством
с
чертом:
цы ане
произошли
от
черта
и
хромой
дев ш и
из
числа
фараоновых
людей,
преследовавших
Моисея
и
евреев
во
время
исхода
из
Е ип-
та
—
они
«ч
ó
рньи
том
ý
,
бо
дыт о
(черт.
—
О.
Б.
)
ч
ó
рный
б в»
и
«с
нат рою
д рн ватою»
(Галиция;
Гнатю
1902:
33–34).
Др
ой
цвет,
обычно
мар ир ющий
«ч жих»,
—
рыжий.
Об
этом
—
южнор сс ая
версия
обсценно о
ане дота
на
тем
«чей
Бо
старше»,
в
р сле
народной
традиции
объясняющая
особенности
внешности
евре-
ев
(наделение
их
теми
или
иными
хара терными
призна ами
в
ре-
з льтате
онта та
с
нечистой
силой).
Каза
«поспорил
с
жидами,
чей
Бо
старше».
Е о
за рыли
на
ночь
в
«еврейс
ю
цер овь»,
и
он
там
спра-
вил
н жд .
Утром
аза
с азал
евреям,
что
это
со
страх
сделал
их
Бо ,
потом
что
ночью
в
цер ви
бились
р сс ий
Бо
и
еврейс ий
Бо
и
р с-
с ий
одолел
еврейс о о.
Евреи
от
почтения
вымазали
себе
оловы
э с-
рементами:
«тим
то
вони,
бiсовi
жиди,
та i
й
р дi»
(Ди арев
1896:
3).
Анало ичный
мотив
в
ц льс ой
ле енде
сл жит
для
объяснения
то о,
почем
евреи
бреют
оловы,
но
оставляют
пейсы
—
они
обрили
оловы
после
то о
а
м жи
Иван
признался
им,
что
э с ременты
оставлены
отнюдь
не
Бо ом,
а
им
самим
(Ш хевич
1908:
155–157).
Отметим,
что
др
ие
версии
это о
же
сюжета
объясняют,
почем
«мос али»
(р сс ие)
выстри ают
себя
на
темени
«
менца»:
обычай
принят
после
то о,
а
«хохлац ий»
Бо
одолел
Бо а
«мос овс о о»
или
«наш»
Бо
—
«старо-
верс о о»
(Ди арев
1896:
3–4,
30–31;
см.
та же
II.2
).
Рыжий
цвет
волос,
прис щий
и
др
им
этносам,
та же
пол чает
истол ование,
в
отором
прослеживается
этно онфессиональная
по-
Глава
I
52
52
допле а.
Та ова,
например,
р сс ая
пословица
«зырянин
рыж
от
Бо а,
татарин
рыж
от
черта»,
хара териз ющая
рещеных
право-
славных
оми-зырян
и
татар-м с льман.
Косматость
—
еще
один
ниверсальный
призна
«ч жо о»,
связы-
вающий
е о
с
миром
нео
льт ренной
природы,
с
одной
стороны,
и
с
областью
пот сторонне о,
с
др
ой.
Это
ачество,
со ласно
народной
этимоло ии,
может
отражаться
и
в
этнонимах.
Именно
та
объясняет
название
власи
(влахи,
роман-
с ий
с бэтнос)
бол арс ая
ле енда.
«Влахи»
—
это
выселенные
в
былые
времена
за
Д най
бол арс ие
разбойни и,
оторые
в
из на-
нии
одичали,
обросли
шерстью
(за
что
и
прозвали
их
власи
‘ осма-
тые’),
забыли
человечес ий
язы
(Геор иева
1990:
105–106;
Менил,
Попова
1995:
81–82).
Избавление
от
волос
в
этом
онте сте
может
быть
расценено
а
попыт а
дистанцировать
себя
от
«ч жо о»
этно-
са
и
«ч жо о»
обли а.
Именно
та
объясняет
др
ая
бол арс ая
ле-
енда
привыч
цы ан
брить
оловы
и
обычай
влахов
носить
длин-
ные
волосы.
В
давние
времена
ходили
по
земле
Господь
и
архан ел
Михаил.
В
одном
доме
архан ел
видел
мно о
влахов
и
цы ан
и
слы-
шал
ш м.
Д мая,
что
эти
люди
ссорятся
межд
собой,
архан ел
пре-
ратил
безобразие,
по бивав
всех.
Но
Бо
велел
ем
приставить
отр б-
ленные
оловы
назад,
правда,
Михаил
оловы
переп тал
—
та
цы-
анам
достались
влашс ие
оловы
и
наоборот
(ср.
помян тый
выше
мотив
«чертовых
олов»).
С
тех
пор
цы ане
стараются
избавиться
от
«ч жих»
волос,
а
влахам
все
равно,
ведь
они
все да
были
осматые
(СбНУ
1893/
9:
127–128;
СбНУ
1930/38:
32–33;
Менил,
Попова
1995:
78–79).
Лицо
и
ожа.
Призна
цвета
становится
релевантным
и
в
том
сл чае,
если
речь
идет
о
внешности
«ч жих»,
в
частности
цвете
их
ожи;
при
этом
особо
значимым
о азывается
противопоставление
призна-
ов
светлый–темный,
чистый– рязный
(Геор иева
1996:
80).
Это
представление
проявилось,
например,
в
ле енде
из
Кар ополья:
«[Бо
дал
аждом
народ ]
и
а цент
свой
и
цвет
ожи,
а
р сс ие
вот
свет-
ло ожие
—
самые
е о
любимые»
(Белова
2004:
81).
В
ле ендах
Р сс о о
Севера
цветовыми
хара теристи ами
отмечен
мифичес ий
народ
ч дь
,
обитавший
в
этих
местах
в
давние
времена,
до
прихода
сюда
р сс о о
населения,
и
наделенный
в
ле-
ендах
чертами
вели анов
и
людоедов.
«Ч дь
имела
расный
цвет
ожи
<...>
она
с рылась
от
нов ородцев
на
Нов ю
Землю
и
ныне
там
пребывает
в
недост пных
местах»
(Ле енды
1989:
39).
Ка
черная
фи
рир ет
ч дь
в
севернор сс их
и
ральс их
ле ендах.
Помимо
Фоль лорная этноло ия
53
53
вполне
реалистичес ой
основы
подобных
хара теристи
(абори ены
рая
мо ли
иметь
более
темный
сравнительно
со
славянс им
насе-
лением
цвет
ожи)
в
соотнесении
ч ди
с
аммой
черно- расных
цве-
тов
прослеживается
и
мифоло ичес ий
подте ст
(ср.
символи
черно о
и
расно о
цветов
а
связанных
с
пот сторонним
миром
и
мифоло ичес ими
персонажами;
СД
2:
647–651).
Любопытная
ле енда
о
происхождении
цы ан
(вариант
широ о
распространенно о
в
славянс ом
фоль лоре
сюжета
о
спрятанном
цы аном
(цы ан ой)
возде
для
распятия
—
Белова
2004:
78–81)
была
записана
в
раинс ом
Полесье.
Прародителем
цы ан
называ-
ется
не ий
«черный
челове »,
бла одаря
отором
и
появляется
на
свете
этот
народ:
«Колы
Ис
ý
са
Хрыст
á
роспын
á
лы,
то
зроб
¢
ли
пьять
воздей.
Пьять.
И
вот
заб
¢
ли
ў
р
и
по
воздёви
и
ў
но и.
И
ост
á
ўся
ще
одын.
И
вот
там
б ў
та и
ч
ó
рны
чолов
™
,
от
ó
рий
(цы
á
н
ещ
é
не
б л
ó
!)
т
¢
ль и
ч
ó
рный
чолов
™
,
волосы
не о,
ожа
[были
черные].
И
от
той
чолов
™
р
á
ў
же
ж
то о
пь
¸
то о
в
ó
здя,
своров
á
ў,
ў
арман
схов
á
ў.
То
Ис с
Хрыстос
и
с аз
á
ў:
„Раз
ты
та
зроб
¢
ў,
то
вы
б
ý
дэтэ
лэ
ó
жыть.
И
ви
роб
¢
ты
нэ
б
ý
дэтэ
ўсю
жысть,
т
¢
л о
б
ý
дэтэ
ход
¢
ты
по
х
á
тах,
прос
¢
ты.
Вам
люды
б д ть
дав
á
ты
хлиб,
рошы,
ўсё“.
И
от
то о
вр
¨
мэни
твор
¢
лыся
цы ане.
Вон
¢
и
ч
ó
рные
сами
потом .
Я
той
чолов
™
быў
ч
ó
рный,
та
и
вон
™
стали
ч
ó
рные»
(М.
М.
Костючи ,
1937
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Бе-
лова).
По
бол арс ой
ле енде,
от
непочтительно о
сына
Ноя,
насмеяв-
ше ося
над
на отой
отца,
произошли
«пияниците,
резилите,
църните
и
темните
(
рсив
наш.
—
О.
Б.
)
л
е»,
а
та же
цы ане
и
«арапи»
(СбНУ
1892/7:
169–170).
От
небла одарных
подданных,
о леветав-
ших
свое о
царя,
произошли
«бол арс ие
цы ане»
—
царь
про лял
леветни ов,
и
они
«извиднъж
п
р знели,
п чърнели»
(Габрово,
СбНУ
1894/11:
70–71).
Частичное
изменение
цвета
ожи
«ч жих»
(например,
их
природ-
ной
см
лости)
может
быть
об словлено
вольным
или
невольным
частием
в
событиях,
значимых
для
«своей»
традиции.
Та ,
на
Ви-
тебщине
считали,
что
«сравнительно
с
м жчинами
жидов и
имеют
больш ю
белизн
лица
отто о,
что
при
всех
страданиях
Спасителя,
особенно
рестных,
они
проливали
обильные
слезы,
оторыми
и
смы-
ли
восточн ю
темнот
лица»
(Ни ифоровс ий
1897:
298).
Мифичес ие
народы
мо
т
иметь
различные
внешние
призна и,
подчер ивающие
их
«э зотичность»
(а
возможно,
и
не
ю
«запредель-
ность»).
Например,
в
ральс их
ле ендах
об
абори енах
рая
помина-
ется
не ий
«народ
без
бровей»,
время
от
времени
вст павший
в
тор о-
вые
отношения
с
местным
населением
(Ле енды
1989:
38).
Глава
I
54
54
Любопытн ю
цветов ю
хара теристи
этничес их
соседей
пред-
ставляют
материалы
из
полиэтничес их
ре ионов;
по азательно,
что
одни
соседи
для
славян
о азываются
более
близ ими,
чем
др
ие,
что
и
отражается
в
фоль лорных
свидетельствах.
Например,
на
тер-
ритории
Спиша
(польс о-словац ое
по раничье)
местное
славянс ое
население
подчер ивало
разниц
межд
евреями
и
цы анами
та :
евреи
были
« расивые»
и
«белые»,
а
цы ане
«черные»
(Nowicka
1995:
363).
«Этноло ичес
ю»
хара теристи
пол чает
и
та ое
довольно
рас-
пространенное
явление,
а
весн ш и
,
оторые
становятся
своеобраз-
ным
опознавательным
зна ом
цело о
народа.
Этиоло ичес ие
ле енды
о
причинах
появления
весн ше
евреев
распространены
в
фоль лоре
восточных
и
южных
славян
(бол ар).
Сюжет
связан
с
апо рифичес им
с азанием
об
ожившем
пет хе,
оторо о
евреи
сварили
для
трапезы
по-
сле
распятия
Христа
и
оторый
своим
ч десным
оживлением
до азал
истинность
вос ресения
Христа.
Мно ие
евреи
имеют
весн ш и
с
тех
пор,
а
вос ресший
вареный
пет х
взмахн л
рыльями
и
обрыз ал
ев-
реев
подливой
(з.-
р.,
Верхратс ий
1899:
147;
бол .,
АИФ
I
91
(II):
189–
190;
Хас овс о,
1989,
зап.
К.
Михайлова;
АИФ
I
48
(I):
120;
Хас овс о,
1988,
зап.
В.
К зманова)
—
них
на
лицах
навсе да
остались
отметины).
Та
же
объясняют
бол арс ие
ле енды
наличие
евреев
парши
(бол .
ел
)
—
евреи
« еляви»,
потом
что
оживший
пет х
обрыз ал
их
орячим
с пом
(Каравелов
1861:
171;
СбНУ
1983/57:
880).
В
народных
верованиях
весн ш и
мо
т
приравниваться
раз-
личным
болезненным
проявлениям
на
оже
—
ожо ам,
стр пьям,
бородав ам
(СД
1:
352–353).
Поэтом
вполне
ло ично,
что
в
ц ль-
с ой
ле енде
ч до
с
пет хом
становится
причиной
появления
евреев,
наряд
с
весн ш ами,
оросты
на
р
ах
(Онищ
1912:
38).
Глаза
и
зрение
.
Необычность
лаз
(в
перв ю
очередь
их
цвета)
та же
является
отличительной
особенностью
«ч жих».
Обратимся
вновь
портрет
мифичес ой
ч ди,
а
он
представлен
в
севернор сс их
народных
преданиях.
Наиболее
стойчивым
эпитетом
при
описании
ч ди
является
определение
«бело лазая»,
оторое,
с
одной
стороны,
соотносится
со
слабой
пи ментацией
лаз
не оторых
представите-
лей
прибалтийс о-финс их
племен,
а
с
др
ой,
ор анично
встраива-
ется
в
ряд
призна ов,
мар ир ющих
принадлежность
ч ди
ч ж-
дом ,
ином
мир
(ср.
определение
«ч дь
староверс ая»,
представ-
ление
о
необычном
цвете
ожи
и
та ой
призна
ч ди,
а
одноно-
ость,
о
чем
ниже
—
Власова
2000:
552;
Ле енды
1989:
41).
Устойчиво
быт ет
представление
о
том,
что
инородцы
рождаются
слепыми,
подобно
животным,
и
треб ется
определенное
время
или
осо-
бые
манип ляции,
чтобы
новорожденный
прозрел;
например,
евреям