Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Фоль лорная этноло ия

35

35

ния

 

Подолии;

 

ородс ая

 

рат ша

 

XVIII

 

в.

 

в

 

Город ов е

 

(Винниц ая

 

обл.)

имен ется

 

местными

 

жителями

 

не

 

иначе

 

а

 

«т рец ой

 

тюрьмой»

(Со олова

 

2003:

 

329–330).

 

И

 

репость

 

в

 

Сатанове,

 

это,

 

онечно

 

же,

«т рец ая

 

репость»:

«А

 

т т

 

и

 

т р и

 

были,

 

хто

 

хош

 

были.

 

Т да

 

дальше

 

рэпость

 

есть,

 

вон

вниз

 

рэпость.

 

А

 

там

 

та и…

 

замороў а

 

е

 

та а

 

во,

 

замороў а

 

[плита,

вм рованная

 

в

 

стен ].

 

Сатаноў

 

быў,

 

въезд

 

в

 

Сатаноў

 

быў.

 

Т т

 

доро и

 

не

было,

 

а

 

то

 

 

чэрэз

 

т

ý

ю

 

рэпость.

 

[Крепость]

 

т р и

 

строили.

 

От

 

рэпости

чэрэз

 

рэч

 

т да

 

 

в

 

т

 

сторон

 

 

подземный

 

ход

 

есть,

 

вот…

 

То

 

ж

 

рэ-

пость

 

т рэц ая

 

и

 

валы.

 

[Называли]

 

«т рэц а

 

рэпость»

 

да

 

и

 

ўсё»

(Ни олай

 

Андреевич,

 

1926

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц-

ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

Упомян тая

 

в

 

расс азе

 

плита

 

та же

 

воспринимается

 

а

 

памятни

т рец о о

 

нашествия.

 

Действительно,

 

на

 

южных

 

въездных

 

воротах

 

со-

хранилась

 

дос а

 

с

 

надписью

 

на

 

латинс ом

 

язы е,

 

повеств ющей

 

об

 

-

реплении

 

сатановс ой

 

репости

 

ма натом

 

Адамом-Ми олаем

 

Синяв-

с им,

 

владельцем

 

местеч а,

 

«чтобы

 

Оттоманс ой

 

Порте

 

пре радить

 

до-

ро

 

до

 

Польши»,

 

«лютым

 

татарам

 

противопоставить

 

Сатанов»

 

и

«толь о

 

Бо

,

 

оролю

 

и

 

отчизне

 

доверять

 

свои

 

лючи».

 

В

 

интерпрета-

ции

 

наше о

 

след юще о

 

информанта

 

эта

 

надпись

 

и

 

ма натс ий

 

ерб

та же

 

напоминают

 

о

 

т р ах:

 

«А

 

вот

 

там

 

написано

 

по-польс и.

 

А

 

вниз

написано:

 

Anno

 

Domini,

 

1742

 

ри .

 

То

 

в

 

сэмьдесят

 

четвэртом

 

роци,

 

я

т р и

 

жи

 

пишли,

 

то

 

т рэц ий

 

эрб

 

залишиўся»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Со ласно

 

др

им

 

ле ендам,

 

быт ющим

 

в

 

Сатанове,

 

репость

 

бы-

ла

 

построена

 

местными

 

жителями

 

а

 

оборонительное

 

соор жение

против

 

наст павших

 

т ро :

«Построй а

 

еще

 

шла,

 

нес оль о

 

баб ш а

 

мне

 

рос азывала,

 

еще

 

она

помятает

 

от

 

своей

 

баб ш и,

 

 

она

 

рос азывала:

 

о да

 

Сатанов,

 

еще

 

с

 

т -

рец о о

 

времени,

 

о да

 

т р и

 

нападали

 

на

 

нас,

 

вот

 

здесь

 

башта

 

есть

 

та-

ая,

 

рэпость,

 

то

 

отт да

 

еще

 

идет

 

этот

 

подвал

 

 

проход

 

 

еще

 

через

реч

 

на

 

западн ю

 

сторон .

 

Этот

 

вал

 

[возле

 

репости]

 

делали

 

люди

 

свои-

ми

 

р

ами.

 

Люди

 

делали,

 

это

 

моя

 

прабаб ш а

 

рос азывала,

 

 

люди

 

де-

лали

 

своими

 

р

ами,

 

эт

 

всю

 

насыпь,

 

от

 

ре и

 

до

 

репости,

 

все

 

делали

своими

 

р

ами.

 

Я

 

маю

 

в

 

вид ,

 

что

 

о да

 

т р и

 

наст пали,

 

Сатанов

 

был

вообще

 

репостью

 

<…>

 

Здесь

 

прохода

 

ни а о о

 

не

 

было

 

<…>

 

Сатанов

вообще

 

р

ом

 

б л

 

об орожен,

 

а

 

бы

 

недоп стимый.

 

А

 

от

 

реч и

 

насыпь

делали

 

вр чн ю»

 

(М.

 

И.

 

Опанасю ,

 

1967

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Сатанов

 

стал

 

неприст пной

 

репостью,

 

а

 

местные

 

жители

 

хитро-

стью

 

вели

 

т ро

 

в

 

непроходимые

 

леса,

 

де

 

те

 

и

 

запл тали.

 

Говорят,


background image

Глава

 

I

36

36

что

 

с

 

тех

 

пор

 

и

 

за репилось

 

за

 

местеч ом

 

название

 

Сатанов:

 

т р и

сами

 

назвали

 

та

 

это

 

про лятое

 

место,

 

де

 

их

 

я обы

 

«водила»

 

по

дебрям

 

нечистая

 

сила

 

(Соха

 

1991:

 

18).

Т р ам

 

приписывается

 

строительство

 

не

 

толь о

 

подземных

 

хо-

дов,

 

но

 

возведение

 

льтовых

 

зданий

 

для

 

вер ющих

 

различных

онфессий:

 

«Здесь

 

т р и

 

б ли.

 

Они

 

цэр в

 

строили,

 

д же

 

рэп и

дома

 

строили.

 

Но

 

доў о

 

т т

 

т р иў

 

нэ

 

б ло.

 

Они

 

построили

 

цэр в

 

нас,

 

сина о

.

 

С иль и

 

война

 

б ла,

 

снарадами

 

[били]

 

 

дыры

 

есть,

 

а

не

 

мо ли

 

разр шить

 

её»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо -

с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

В.

 

Я.

 

Петр хин).

До

 

сих

 

пор

 

в

 

Каменце-Подольс ом

 

при

 

афедральном

 

рим-

с о- атоличес ом

 

остеле

 

св.

 

Петра

 

и

 

Павла

 

возвышается

 

мина-

рет,

 

напоминающий

 

о

 

том,

 

что

 

во

 

времена

 

т рец о о

 

владычества

остел

 

был

 

обращен

 

в

 

лавн ю

 

мечеть.

 

Ко да

 

в

 

середине

 

XVIII

 

в.

остел

 

был

 

отреставрирован,

 

на

 

вершине

 

минарета

 

водр зили

 

ли-

цом

 

на

 

запад

 

позолоченн ю

 

стат ю

 

Бо оматери

 

в

 

венце

 

из

 

12

 

звезд

(символ

 

12

 

апостолов).

 

В

 

расс азах

 

местных

 

жителей

 

эта

 

стат я

представляет

 

собой

 

не

 

изображение

 

Бо ородицы,

 

а

 

«памятни

 

хри-

стианс ой

 

вере,

 

из навшей

 

т рец

ю

 

вер »

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2003,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Золото

 

и

 

лады.

 

О

 

былом

 

нашествии

 

народов

 

напоминают

 

не

 

толь-

о

 

ис опаемые

 

остан и

 

и

 

различные

 

соор жения,

 

но

 

и

 

та ой

 

обя-

зательный

 

элемент

 

«истори о- ео рафичес о о

 

фоль лора»,

 

а

оставленные

 

пришельцами

 

лады

 

и

 

со ровища.

Расс азы

 

о

 

«т рец ом

 

золоте»

 

чрезвычайно

 

поп лярны

 

в

 

По-

долии.

 

В

 

Каменце-Подольс ом

 

расс азывают,

 

что

 

де-то

 

в

 

стенах

репости

 

или

 

в

 

одной

 

из

 

опор

 

моста,

 

вед ще о

 

из

 

орода

 

в

 

ре-

пость,

 

зам рована

 

золотая

 

т рец ая

 

арета

 

или

 

бесценная

 

золотая

орона

 

(2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Городс ая

 

ле енда

 

повеств ет,

 

что

нес оль о

 

лет

 

назад

 

т рец ие

 

власти

 

обратились

   

местной

 

адми-

нистрации

 

с

 

предложением

 

провести

 

в

 

Каменце

 

всеобщ ю

 

ре он-

стр

цию,

 

в

 

рез льтате

 

че о

 

ород

 

стал

 

бы

 

обладателем

 

рос ошных

отелей,

 

льт рных

 

зданий,

 

жилых

 

домов

 

и

 

т.

 

п.

 

Т р и

 

поставили

лишь

 

одно

 

словие:

 

на

 

два

 

ода

 

выселить

 

из

 

орода

 

всех

 

жителей.

Причин

 

столь

 

странной

 

просьбы

 

молва

 

сматривает

 

толь о

 

в

 

од-

ном:

 

р

оводств ясь

 

старыми

 

планами,

 

т р и

 

хотели

 

найти

 

спря-

танные

 

со ровища

 

( стное

 

сообщение

 

В.

 

А.

 

Дымшица).

 

Вариант

 

это-

о

 

сюжета

 

нам

 

далось

 

записать

 

летом

 

2003

 

.

 

в

 

Сатанове,

 

де

 

тоже

цир

лир ют

 

расс азы

 

о

 

т рец их

 

бо атствах:


background image

Фоль лорная этноло ия

37

37

«[Малень ая

 

реч а,

 

проте ающая

 

в

 

Сатанове,]

 

называется

 

Шма-

ив а.

 

Я

 

в

 

ций

 

ричици

 

<…>

 

писля

 

вийны,

 

десь

 

в

 

пятьдесят

 

четвэртом

р

ó

ци,

 

пятьдесят

 

пьятом ,

 

найшоў

 

д же

 

ба ато

 

старинные

 

зброи.

 

Мечи,

сабли,

 

люль и

 

серебряные,

 

н ,

 

люль а

 

 

это

 

тр б а.

 

Да,

 

д же

 

ба-

ато.

 

Всэ

 

цэ

 

было

 

зд

á

но

 

в

 

мисц

é

вый

 

м зей

 

сатанивс ий.

 

Алэ

 

вись

йо о

 

рабан ли

 

и

 

хтось

 

добре

 

нажився.

 

Вот

 

там,

 

я

 

шчо,

 

от

 

нашо о

Сатанива

 

на

 

Тернопильс

 

область,

 

село

 

Кала арив а,

 

там

 

был

раньше

 

деревьяный

 

мист.

 

Потим

 

нач

á

ли

 

б довати

 

та

й

 

вжэ

 

 

с -

часный.

 

И

 

ви опывали,

 

забирали,

 

значыть,

 

р нт

 

там

 

и

 

та

 

дале,

шоб

 

ставити

 

та и

 

опоры

 

р

лые,

 

то

 

та ий

 

Андрей

 

Ани алов,

 

йо о

вже

 

немае,

 

значыть,

 

найшоў

 

р ч

 

вид

 

меча.

 

Вид

 

меча

 

р ч а

 

б ла

бр

ó

нзова,

 

д же

 

велы а.

 

Я

 

ее

 

сам

 

б

á

чиў.

 

И

 

ба ато

 

там

 

было

 

ци

á

во о.

Сатанив

   

нас

 

 

ци

á

ве

 

историчне

 

мисто.

 

По

 

всих

 

данных,

 

оли

 

о-

за и,

 

я им

 

Катэрына

 

Др

ý

а

 

видъявила

 

мисце

 

за

 

Д наем,

 

верталися

на

 

У раин ,

 

вони

 

шли

 

через

 

Сатанив.

 

И

 

т т,

 

в

 

наших

 

раях

 

вон

 

за-

опали

 

частин

 

сво

ó

 

золота.

 

Вот

 

це

 

е

 

золото

 

Пол бот а,

 

и

 

вот

 

т т

тоже

 

е

 

воно

 

за

ó

пано,

 

в

 

наших

 

раях

 

<…>

 

Золотиш а

 

в

 

Сатанове

хватает,

 

т т

 

еще

 

золотиш а

 

есть

 

 

э- ей!

 

 

т р и

 

ниче о

 

не

 

остави-

ли,

 

про

 

т рец ие

 

лады

 

ниче о

 

не

 

расс азывали?]

 

Т р и

 

же

 

нам

 

о-

да-то,

 

еще

 

за

 

Советс о о

 

Союза,

 

они

 

с азали,

 

шо

 

дайте

 

нам

 

Сатанов,

мы

 

вам

 

е о

 

расстроим

 

и

 

сделаем

 

та ой

 

Сатанов,

 

а

 

наш

 

Стамб л!

Бывший.

 

Значить,

 

де-то

 

есть,

 

остались

 

арты

 

старинные

   

т р ов

 

и

де-то

 

есть

 

это

 

золотиш о

 

в

 

Сатанове.

 

Та

   

нас

 

 

сам

 

не

 

ам

 

и

 

о-

м сь

 

не

 

дам.

 

[Они

 

хотели,

 

чтоб

 

их

 

сюда

 

п стили,

 

чтобы

 

они

 

забрали

свое

 

наследство?]

 

Чтоб

 

они

 

почистили

 

ре

 

Збр ч!

 

Та

 

оворили,

 

але

це

 

та ,

 

я

 

не

 

знаю»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2003,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

материалах

 

Полесс о о

 

архива

 

Инстит та

 

славяноведения

РАН

 

хранится

 

запись

 

из

 

с.

 

Хильчицы,

 

объясняющая

 

происхожде-

ние

 

названия

 

орода

 

Т ров:

 

«Каж ць,

   

ол

ó

дзезе

 

т рэц а

 

шап а

 

ле-

жыць

 

золотая

 

 

т

ý

ра,

 

т р а,

 

шап а»

 

(Хильчицы

 

Жит овичс о о

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Т.

 

В.

 

Коза ).

Та

 

в

 

полесс ом

 

фоль лоре

 

отразился

 

поп лярный

 

ле ендарно-с а-

зочный

 

сюжет

 

о

 

олодце

 

Т р,

 

пол чившем

 

свое

 

название,

 

а

 

и

 

о-

род,

 

от

 

имени

 

ле ендарно о

 

нязя-основателя.

 

По

 

преданию,

   

это о

олодца

 

три

 

дна:

 

медное,

 

серебряное

 

и

 

золотое.

 

Ко да

 

прорвется

 

зо-

лотое

 

дно,

 

наст пит

 

онец

 

света,

 

и

 

вся

 

земля

 

по роется

 

водой

 

(Л П:

282,

 

 

384).

В

 

Белор ссии

 

пришельцы,

 

с

 

оторыми

 

связаны

 

расс азы

 

о

 

ла-

дах,

 

это

 

прежде

 

все о

 

шведы

 

и

 

франц зы.

В

 

онце

 

XIX

 

в.

 

в

 

Вол овысс ом

 

.

 

Гродненс ой

 

б.

 

было

 

запи-

сано

 

предание

 

о

 

лес е

 

под

 

названием

 

«О опы»:

 

«Во

 

время

 

войны


background image

Глава

 

I

38

38

р сс их

 

со

 

шведами

 

на

 

„О опе“

 

осталось

 

множество

 

человечес их

тр пов,

 

оторые

 

местные

 

жители

 

должны

 

были

 

брать.

 

Перенося

 

общей

 

мо иле

 

одно о

 

павше о,

 

заметили

 

на

 

пальце

 

доро ой

 

пер-

стень

 

и

 

стали

 

снимать

 

е о,

 

но

 

ни а

 

не

 

мо ли,

 

а

 

потом

 

отр били

палец

 

и

 

толь о

 

то да

 

завладели

 

перстнем.

 

Дол о

 

после

 

это о

 

в

 

де-

ревню

 

стал

 

приходить

 

по

 

ночам

 

беспалый

 

мертвец

 

и

 

тревожил

 

жи-

телей,

 

в

 

особенности

 

тот

 

дом,

 

де

 

находился

 

перстень,

 

по а

 

по-

следний

 

вместе

 

с

 

пальцевыми

 

остяш ами

 

не

 

был

 

положен

 

в

 

мо и-

л »

 

(Шейн

 

1893:

 

446).

Этот

 

расс аз

 

созв чен

 

с

 

преданием

 

из

 

полесс о о

 

села

 

Тхорин

Овр чс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

в

 

отором

 

не ий

 

«дале ий

 

р -

мынец»

 

приходит

 

по

 

ночам

   

челове

,

 

разр бившем

 

найденн ю

им

 

о ромн ю

 

ость,

 

и

 

треб ет

 

обратно

 

свою

 

но

 

(Белова

 

2000в:

 

9).

«Шведс ие

 

оры»

 

становятся

 

хранилищем

 

иноземных

 

со ровищ

и

 

в

 

Польше.

 

Этот

 

мотив

 

ино да

 

прич дливо

 

соотносится

 

с

 

современ-

ной

 

действительностью,

 

от ли аясь,

 

например,

 

на

 

проведение

 

ар-

хеоло ичес их

 

рас опо

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

местности.

 

Со ласно

 

ле енде

из

 

Ленчиц о о

 

рая,

 

ороль

 

Казимир

 

победил

 

шведов

 

при

 

помощи

войс а

 

ан елов.

 

Отст пая,

 

шведы

 

зарыли

 

на

 

оре

 

ящи

 

с

 

день ами

 

и

велели

 

демон

 

Бор те

 

сторожить

 

со ровище,

 

а

 

сверх

 

для

 

ис

ше-

ния

 

оставили

 

серебряный

 

р бль.

 

Местный

 

сендз

 

хотел

 

забрать

день и,

 

предварительно

 

отсл жив

 

на

 

Шведс ой

 

оре

 

месс ;

 

но

 

бо о-

сл жение

 

та

 

и

 

не

 

далось

 

совершить,

 

забывали

 

то

 

молитвенни ,

 

то

свечи,

 

то

 

ни

,

 

то

 

перо

 

для

 

обметания

 

алтаря…

 

Та

 

Бор та

 

не

 

до-

п стил

 

священни а

   

лад ,

 

и

 

современные

 

археоло и

 

тоже

 

знают,

что

 

со ровищ

 

им

 

не

 

достать

 

(Grodzka

 

1960:

 

29–30).

Подобно

 

том ,

 

а

 

воображение

 

жителей

 

Подолии

 

волновала

 

т -

рец ая

 

золотая

 

арета,

 

та

 

в

 

Борисовс ом

 

.

 

Минс ой

 

б.

 

расс а-

зывали

 

о

 

спрятанной

 

отст павшими

 

«пранц зами»

 

«бри е

 

с

 

золо-

том»

 

или

 

о

 

потон вших

 

в

 

болоте

 

меш ах

 

с

 

золотом.

 

При

 

отст пле-

нии

 

через

 

Березин

 

Наполеон

 

потерял

 

шап

 

но,

 

бе ая,

 

спел

ри н ть:

 

«Н ,

 

ящо

 

н

é

оли

 

вярн ся

 

за

 

шап ой!»

 

(Шейн

 

1893:

 

461).

Одна о

 

франц зс ие

 

лады

 

остаются

 

недост пными

 

(подобно

 

том ,

а

 

в

 

большинстве

 

сл чаев

 

не

 

даются

 

в

 

р

и

 

со ровища,

 

спрятанные

и

 

«за лятые»,

 

«за оворенные»

 

разбойни ами):

 

«Нихто

 

и

 

не

 

ш

а-

иць,

 

бо

 

довероная

 

праўда:

 

хто,

 

бывало,

 

што-ниб дзь,

 

хоць

 

зи

 

я и

ўзяў

 

пранц зс ий,

 

ды

 

нихто

 

ни

 

разжыўся,

 

а

 

ожан

 

пропаў

 

от

 

я о-

о-ниб дзь

 

лиха»

 

(Там

 

же).

Вот

 

та

 

запечатлела

 

фоль лорная

 

традиция

 

ре ионов,

 

о азав-

шихся

 

в

 

сил

 

историчес их

 

причин

 

«на

 

пере рест е

 

дв х

 

миров»,

образы

 

иноземных

 

пришельцев.

 

Та

 

в

 

малень ом

 

ос ол е

 

льт р-

но о

 

зер ала

 

отразился

 

«миф

 

Европы»,

 

оторая

 

была

 

и

 

во

 

мно ом


background image

Фоль лорная этноло ия

39

39

продолжает

 

оставаться

 

для

 

славянс о о

 

фоль лорно-мифоло иче-

с о о

 

сознания

 

запредельным

 

пространством.

I.3.

 

Славяне

 

и

 

евреи:

повседневность

 

и

 

мифоло ия

 

соседства

Из чая

 

традиционн ю

 

льт р

 

ре ионов,

 

де

 

имели

место

 

длительные

 

этно

льт рные

 

онта ты,

 

исследователь

 

непре-

менно

 

стал ивается

 

с

 

проблемой,

 

асающейся

 

интерпретации

 

эле-

ментов

 

одной

 

традиции

 

носителями

 

соседств ющей

 

традиции.

 

В

 

та-

ой

 

сит ации

 

налицо

 

стремление

 

представителей

 

одной

 

льт ры

«перевести»

 

на

 

«свой»

 

язы

 

«ч жой»

 

льт рный

 

од,

 

дабы

 

сделать

е о

 

понятным

 

и

 

дост пным.

 

Бо атый

 

материал

 

в

 

этом

 

отношении

предоставляет

 

нам

 

льт рная

 

сит ация

 

та их

 

ре ионов,

 

а

 

Поле-

сье,

 

Подолия,

 

Западная

 

Белор ссия,

 

де

 

в

 

течение

 

длительно о

 

вре-

мени

 

развивались

 

этно онфессиональные

 

онта ты

 

славян

 

и

 

евреев

(Белова

 

2004б;

 

Белова,

 

Петр хин

 

2005).

 

При лядываясь

   

образ

жизни,

 

обычаям

 

и

 

особенностям

 

быта

 

соседей-евреев,

 

местное

 

сла-

вянс ое

 

население

 

формировало

 

для

 

себя

 

образ

 

«ч жой»

 

льт ры,

опираясь

 

прежде

 

все о

 

на

 

собственные

 

представления,

 

собственн ю

систем

 

ценностей,

 

собственн ю

 

артин

 

мира.

 

Расс азы

 

о

 

рели иоз-

ных

 

пра ти ах,

 

обрядах

 

и

 

рит алах

 

этничес их

 

соседей,

 

а

 

по а-

зывает

 

материал,

 

отражают

 

вполне

 

жив ю

 

традицию

 

фоль лорно о

самоосознания

 

себя

 

в

 

о р жающем

 

мире

 

и

 

во

 

взаимоотношениях

 

с

представителями

 

др

о о

 

этноса,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

и

 

способств ют

формированию

 

определенных

 

стереотипов,

 

с

 

др

ой.

 

Именно

 

через

процесс

 

дистанцирования

 

себя

 

от

 

«др

их»

 

аждая

 

этничес ая

р ппа

 

пыталась

 

осмыслить

 

 

привычных

 

для

 

нее

 

ате ориях

 

и

терминах)

 

свою

 

непохожесть

 

и

 

свое

 

отличие

 

от

 

соседних

 

народов,

тверждая

 

при

 

этом

 

свою

 

идентичность.

Расс азы

 

жителей

 

бывших

 

местече

 

и

 

сел

 

с

 

прежде

 

полиэтнич-

ным

 

населением

 

содержат

 

масс

 

интересных

 

этно рафичес их

 

дета-

лей,

 

подмеченных

 

внимательными

 

соседями,

 

оторые

 

дают

 

представ-

ление

 

об

 

особенностях

 

быта

 

местных

 

евреев.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

этих

 

сви-

детельствах

 

яр о

 

проявляется

 

хара терная

 

для

 

традиционной

 

ль-

т ры

 

мифоло изация

 

образа

 

«ч жа а»,

 

основанная

 

на

 

архаичес их

народных

 

представлениях

 

(СД

 

2:

 

173–176,

 

414–418).

След ет

 

отметить,

 

что

 

на

 

формирование

 

фоль лорно о

 

образа

«ч жо о»,

 

без словно,

 

влияла

 

модель

 

льт рно о

 

соседства,

 

сло-

жившаяся

 

в

 

том

 

или

 

ином

 

ре ионе.

 

Иными

 

словами,

 

для

 

формирова-

ния

 

омпле са

 

стереотипных

 

представлений

 

о

 

евреях

 

было

 

небез-

различно,

 

в

 

а ой

 

среде

 

они

 

формировались

 

 

среди

 

жителей

 

мес-