ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3456
Скачиваний: 2
Фоль лорная этноло ия
35
35
ния
Подолии;
ородс ая
рат ша
XVIII
в.
в
Город ов е
(Винниц ая
обл.)
имен ется
местными
жителями
не
иначе
а
«т рец ой
тюрьмой»
(Со олова
2003:
329–330).
И
репость
в
Сатанове,
это,
онечно
же,
«т рец ая
репость»:
«А
т т
и
т р и
были,
хто
хош
были.
Т да
дальше
рэпость
есть,
вон
вниз
рэпость.
А
там
та и…
замороў а
е
та а
во,
замороў а
[плита,
вм рованная
в
стен ].
Сатаноў
быў,
въезд
в
Сатаноў
быў.
Т т
доро и
не
было,
а
то
—
чэрэз
т
ý
ю
рэпость.
[Крепость]
т р и
строили.
От
рэпости
чэрэз
рэч
т да
—
в
т
сторон
—
подземный
ход
есть,
вот…
То
ж
рэ-
пость
т рэц ая
и
валы.
[Называли]
«т рэц а
рэпость»
да
и
ўсё»
(Ни олай
Андреевич,
1926
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц-
ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
Упомян тая
в
расс азе
плита
та же
воспринимается
а
памятни
т рец о о
нашествия.
Действительно,
на
южных
въездных
воротах
со-
хранилась
дос а
с
надписью
на
латинс ом
язы е,
повеств ющей
об
-
реплении
сатановс ой
репости
ма натом
Адамом-Ми олаем
Синяв-
с им,
владельцем
местеч а,
«чтобы
Оттоманс ой
Порте
пре радить
до-
ро
до
Польши»,
«лютым
татарам
противопоставить
Сатанов»
и
«толь о
Бо
,
оролю
и
отчизне
доверять
свои
лючи».
В
интерпрета-
ции
наше о
след юще о
информанта
эта
надпись
и
ма натс ий
ерб
та же
напоминают
о
т р ах:
«А
вот
там
написано
по-польс и.
А
вниз
написано:
Anno
Domini,
1742
ри .
То
в
сэмьдесят
четвэртом
роци,
я
т р и
жи
пишли,
то
т рэц ий
эрб
залишиўся»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
Со ласно
др
им
ле ендам,
быт ющим
в
Сатанове,
репость
бы-
ла
построена
местными
жителями
а
оборонительное
соор жение
против
наст павших
т ро :
«Построй а
еще
шла,
нес оль о
баб ш а
мне
рос азывала,
еще
она
помятает
от
своей
баб ш и,
—
она
рос азывала:
о да
Сатанов,
еще
с
т -
рец о о
времени,
о да
т р и
нападали
на
нас,
вот
здесь
башта
есть
та-
ая,
рэпость,
то
отт да
еще
идет
этот
подвал
—
проход
—
еще
через
реч
на
западн ю
сторон .
Этот
вал
[возле
репости]
делали
люди
свои-
ми
р
ами.
Люди
делали,
это
моя
прабаб ш а
рос азывала,
—
люди
де-
лали
своими
р
ами,
эт
всю
насыпь,
от
ре и
до
репости,
все
делали
своими
р
ами.
Я
маю
в
вид ,
что
о да
т р и
наст пали,
Сатанов
был
вообще
репостью
<…>
Здесь
прохода
ни а о о
не
было
<…>
Сатанов
вообще
р
ом
б л
об орожен,
а
бы
недоп стимый.
А
от
реч и
насыпь
делали
вр чн ю»
(М.
И.
Опанасю ,
1967
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
Сатанов
стал
неприст пной
репостью,
а
местные
жители
хитро-
стью
вели
т ро
в
непроходимые
леса,
де
те
и
запл тали.
Говорят,
Глава
I
36
36
что
с
тех
пор
и
за репилось
за
местеч ом
название
Сатанов:
т р и
сами
назвали
та
это
про лятое
место,
де
их
я обы
«водила»
по
дебрям
нечистая
сила
(Соха
1991:
18).
Т р ам
приписывается
строительство
не
толь о
подземных
хо-
дов,
но
возведение
льтовых
зданий
для
вер ющих
различных
онфессий:
«Здесь
т р и
б ли.
Они
цэр в
строили,
д же
рэп и
дома
строили.
Но
доў о
т т
т р иў
нэ
б ло.
Они
построили
цэр в
нас,
сина о
.
С иль и
война
б ла,
снарадами
[били]
—
дыры
есть,
а
не
мо ли
разр шить
её»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо -
с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
До
сих
пор
в
Каменце-Подольс ом
при
афедральном
рим-
с о- атоличес ом
остеле
св.
Петра
и
Павла
возвышается
мина-
рет,
напоминающий
о
том,
что
во
времена
т рец о о
владычества
остел
был
обращен
в
лавн ю
мечеть.
Ко да
в
середине
XVIII
в.
остел
был
отреставрирован,
на
вершине
минарета
водр зили
ли-
цом
на
запад
позолоченн ю
стат ю
Бо оматери
в
венце
из
12
звезд
(символ
12
апостолов).
В
расс азах
местных
жителей
эта
стат я
представляет
собой
не
изображение
Бо ородицы,
а
«памятни
хри-
стианс ой
вере,
из навшей
т рец
ю
вер »
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2003,
зап.
О.
В.
Белова).
Золото
и
лады.
О
былом
нашествии
народов
напоминают
не
толь-
о
ис опаемые
остан и
и
различные
соор жения,
но
и
та ой
обя-
зательный
элемент
«истори о- ео рафичес о о
фоль лора»,
а
оставленные
пришельцами
лады
и
со ровища.
Расс азы
о
«т рец ом
золоте»
чрезвычайно
поп лярны
в
По-
долии.
В
Каменце-Подольс ом
расс азывают,
что
де-то
в
стенах
репости
или
в
одной
из
опор
моста,
вед ще о
из
орода
в
ре-
пость,
зам рована
золотая
т рец ая
арета
или
бесценная
золотая
орона
(2001,
зап.
О.
В.
Белова).
Городс ая
ле енда
повеств ет,
что
нес оль о
лет
назад
т рец ие
власти
обратились
местной
адми-
нистрации
с
предложением
провести
в
Каменце
всеобщ ю
ре он-
стр
цию,
в
рез льтате
че о
ород
стал
бы
обладателем
рос ошных
отелей,
льт рных
зданий,
жилых
домов
и
т.
п.
Т р и
поставили
лишь
одно
словие:
на
два
ода
выселить
из
орода
всех
жителей.
Причин
столь
странной
просьбы
молва
сматривает
толь о
в
од-
ном:
р
оводств ясь
старыми
планами,
т р и
хотели
найти
спря-
танные
со ровища
( стное
сообщение
В.
А.
Дымшица).
Вариант
это-
о
сюжета
нам
далось
записать
летом
2003
.
в
Сатанове,
де
тоже
цир
лир ют
расс азы
о
т рец их
бо атствах:
Фоль лорная этноло ия
37
37
«[Малень ая
реч а,
проте ающая
в
Сатанове,]
называется
Шма-
ив а.
Я
в
ций
ричици
<…>
писля
вийны,
десь
в
пятьдесят
четвэртом
р
ó
ци,
пятьдесят
пьятом ,
найшоў
д же
ба ато
старинные
зброи.
Мечи,
сабли,
люль и
серебряные,
н ,
люль а
—
это
тр б а.
Да,
д же
ба-
ато.
Всэ
цэ
было
зд
á
но
в
мисц
é
вый
м зей
сатанивс ий.
Алэ
вись
йо о
рабан ли
и
хтось
добре
нажився.
Вот
там,
я
шчо,
от
нашо о
Сатанива
на
Тернопильс
область,
село
Кала арив а,
там
был
раньше
деревьяный
мист.
Потим
нач
á
ли
б довати
та
™
й
вжэ
—
с -
часный.
И
ви опывали,
забирали,
значыть,
р нт
там
и
та
дале,
шоб
ставити
та и
опоры
р
лые,
то
та ий
Андрей
Ани алов,
йо о
вже
немае,
значыть,
найшоў
р ч
вид
меча.
Вид
меча
р ч а
б ла
бр
ó
нзова,
д же
велы а.
Я
ее
сам
б
á
чиў.
И
ба ато
там
было
ци
á
во о.
Сатанив
нас
—
ци
á
ве
историчне
мисто.
По
всих
данных,
оли
о-
за и,
я им
Катэрына
Др
ý
а
видъявила
мисце
за
Д наем,
верталися
на
У раин ,
вони
шли
через
Сатанив.
И
т т,
в
наших
раях
вон
™
за-
опали
частин
сво
ó
золота.
Вот
це
е
золото
Пол бот а,
и
вот
т т
тоже
е
воно
за
ó
пано,
в
наших
раях
<…>
Золотиш а
в
Сатанове
хватает,
т т
еще
золотиш а
есть
—
э- ей!
[А
т р и
ниче о
не
остави-
ли,
про
т рец ие
лады
ниче о
не
расс азывали?]
Т р и
же
нам
о-
да-то,
еще
за
Советс о о
Союза,
они
с азали,
шо
дайте
нам
Сатанов,
мы
вам
е о
расстроим
и
сделаем
та ой
Сатанов,
а
наш
Стамб л!
Бывший.
Значить,
де-то
есть,
остались
арты
старинные
т р ов
и
де-то
есть
это
золотиш о
в
Сатанове.
Та
нас
—
сам
не
ам
и
о-
м сь
не
дам.
[Они
хотели,
чтоб
их
сюда
п стили,
чтобы
они
забрали
свое
наследство?]
Чтоб
они
почистили
ре
Збр ч!
Та
оворили,
але
це
та ,
я
не
знаю»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2003,
зап.
О.
В.
Белова).
В
материалах
Полесс о о
архива
Инстит та
славяноведения
РАН
хранится
запись
из
с.
Хильчицы,
объясняющая
происхожде-
ние
названия
орода
Т ров:
«Каж ць,
ол
ó
дзезе
т рэц а
шап а
ле-
жыць
золотая
—
т
ý
ра,
т р а,
шап а»
(Хильчицы
Жит овичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Т.
В.
Коза ).
Та
в
полесс ом
фоль лоре
отразился
поп лярный
ле ендарно-с а-
зочный
сюжет
о
олодце
Т р,
пол чившем
свое
название,
а
и
о-
род,
от
имени
ле ендарно о
нязя-основателя.
По
преданию,
это о
олодца
три
дна:
медное,
серебряное
и
золотое.
Ко да
прорвется
зо-
лотое
дно,
наст пит
онец
света,
и
вся
земля
по роется
водой
(Л П:
282,
№
384).
В
Белор ссии
пришельцы,
с
оторыми
связаны
расс азы
о
ла-
дах,
это
прежде
все о
шведы
и
франц зы.
В
онце
XIX
в.
в
Вол овысс ом
.
Гродненс ой
б.
было
запи-
сано
предание
о
лес е
под
названием
«О опы»:
«Во
время
войны
Глава
I
38
38
р сс их
со
шведами
на
„О опе“
осталось
множество
человечес их
тр пов,
оторые
местные
жители
должны
были
брать.
Перенося
общей
мо иле
одно о
павше о,
заметили
на
пальце
доро ой
пер-
стень
и
стали
снимать
е о,
но
ни а
не
мо ли,
а
потом
отр били
палец
и
толь о
то да
завладели
перстнем.
Дол о
после
это о
в
де-
ревню
стал
приходить
по
ночам
беспалый
мертвец
и
тревожил
жи-
телей,
в
особенности
тот
дом,
де
находился
перстень,
по а
по-
следний
вместе
с
пальцевыми
остяш ами
не
был
положен
в
мо и-
л »
(Шейн
1893:
446).
Этот
расс аз
созв чен
с
преданием
из
полесс о о
села
Тхорин
Овр чс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
в
отором
не ий
«дале ий
р -
мынец»
приходит
по
ночам
челове
,
разр бившем
найденн ю
им
о ромн ю
ость,
и
треб ет
обратно
свою
но
(Белова
2000в:
9).
«Шведс ие
оры»
становятся
хранилищем
иноземных
со ровищ
и
в
Польше.
Этот
мотив
ино да
прич дливо
соотносится
с
современ-
ной
действительностью,
от ли аясь,
например,
на
проведение
ар-
хеоло ичес их
рас опо
в
той
или
иной
местности.
Со ласно
ле енде
из
Ленчиц о о
рая,
ороль
Казимир
победил
шведов
при
помощи
войс а
ан елов.
Отст пая,
шведы
зарыли
на
оре
ящи
с
день ами
и
велели
демон
Бор те
сторожить
со ровище,
а
сверх
для
ис
ше-
ния
оставили
серебряный
р бль.
Местный
сендз
хотел
забрать
день и,
предварительно
отсл жив
на
Шведс ой
оре
месс ;
но
бо о-
сл жение
та
и
не
далось
совершить,
забывали
то
молитвенни ,
то
свечи,
то
ни
,
то
перо
для
обметания
алтаря…
Та
Бор та
не
до-
п стил
священни а
лад ,
и
современные
археоло и
тоже
знают,
что
со ровищ
им
не
достать
(Grodzka
1960:
29–30).
Подобно
том ,
а
воображение
жителей
Подолии
волновала
т -
рец ая
золотая
арета,
та
в
Борисовс ом
.
Минс ой
б.
расс а-
зывали
о
спрятанной
отст павшими
«пранц зами»
«бри е
с
золо-
том»
или
о
потон вших
в
болоте
меш ах
с
золотом.
При
отст пле-
нии
через
Березин
Наполеон
потерял
шап
но,
бе ая,
спел
ри н ть:
«Н ,
ящо
н
é
оли
вярн ся
за
шап ой!»
(Шейн
1893:
461).
Одна о
франц зс ие
лады
остаются
недост пными
(подобно
том ,
а
в
большинстве
сл чаев
не
даются
в
р
и
со ровища,
спрятанные
и
«за лятые»,
«за оворенные»
разбойни ами):
«Нихто
и
не
ш
а-
иць,
бо
довероная
праўда:
хто,
бывало,
што-ниб дзь,
хоць
зи
я и
ўзяў
пранц зс ий,
ды
нихто
ни
разжыўся,
а
ожан
пропаў
от
я о-
о-ниб дзь
лиха»
(Там
же).
Вот
та
запечатлела
фоль лорная
традиция
ре ионов,
о азав-
шихся
в
сил
историчес их
причин
«на
пере рест е
дв х
миров»,
образы
иноземных
пришельцев.
Та
в
малень ом
ос ол е
льт р-
но о
зер ала
отразился
«миф
Европы»,
оторая
была
и
во
мно ом
Фоль лорная этноло ия
39
39
продолжает
оставаться
для
славянс о о
фоль лорно-мифоло иче-
с о о
сознания
запредельным
пространством.
I.3.
Славяне
и
евреи:
повседневность
и
мифоло ия
соседства
Из чая
традиционн ю
льт р
ре ионов,
де
имели
место
длительные
этно
льт рные
онта ты,
исследователь
непре-
менно
стал ивается
с
проблемой,
асающейся
интерпретации
эле-
ментов
одной
традиции
носителями
соседств ющей
традиции.
В
та-
ой
сит ации
налицо
стремление
представителей
одной
льт ры
«перевести»
на
«свой»
язы
«ч жой»
льт рный
од,
дабы
сделать
е о
понятным
и
дост пным.
Бо атый
материал
в
этом
отношении
предоставляет
нам
льт рная
сит ация
та их
ре ионов,
а
Поле-
сье,
Подолия,
Западная
Белор ссия,
де
в
течение
длительно о
вре-
мени
развивались
этно онфессиональные
онта ты
славян
и
евреев
(Белова
2004б;
Белова,
Петр хин
2005).
При лядываясь
образ
жизни,
обычаям
и
особенностям
быта
соседей-евреев,
местное
сла-
вянс ое
население
формировало
для
себя
образ
«ч жой»
льт ры,
опираясь
прежде
все о
на
собственные
представления,
собственн ю
систем
ценностей,
собственн ю
артин
мира.
Расс азы
о
рели иоз-
ных
пра ти ах,
обрядах
и
рит алах
этничес их
соседей,
а
по а-
зывает
материал,
отражают
вполне
жив ю
традицию
фоль лорно о
самоосознания
себя
в
о р жающем
мире
и
во
взаимоотношениях
с
представителями
др
о о
этноса,
с
одной
стороны,
и
способств ют
формированию
определенных
стереотипов,
с
др
ой.
Именно
через
процесс
дистанцирования
себя
от
«др
их»
аждая
этничес ая
р ппа
пыталась
осмыслить
(в
привычных
для
нее
ате ориях
и
терминах)
свою
непохожесть
и
свое
отличие
от
соседних
народов,
тверждая
при
этом
свою
идентичность.
Расс азы
жителей
бывших
местече
и
сел
с
прежде
полиэтнич-
ным
населением
содержат
масс
интересных
этно рафичес их
дета-
лей,
подмеченных
внимательными
соседями,
оторые
дают
представ-
ление
об
особенностях
быта
местных
евреев.
В
то
же
время
в
этих
сви-
детельствах
яр о
проявляется
хара терная
для
традиционной
ль-
т ры
мифоло изация
образа
«ч жа а»,
основанная
на
архаичес их
народных
представлениях
(СД
2:
173–176,
414–418).
След ет
отметить,
что
на
формирование
фоль лорно о
образа
«ч жо о»,
без словно,
влияла
модель
льт рно о
соседства,
сло-
жившаяся
в
том
или
ином
ре ионе.
Иными
словами,
для
формирова-
ния
омпле са
стереотипных
представлений
о
евреях
было
небез-
различно,
в
а ой
среде
они
формировались
—
среди
жителей
мес-