Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3452

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

I

60

60

з ля

 

ропаточ а

 

это

 

и

 

есь,

 

то

 

шо

 

ричит

 

„ў т!

 

ў т!“

 

<...>

 

Вона

 

во-

няе

 

тэба

 

холера,

 

н

 

жыт

 

воняе

 

тожэ,

 

потом

   

них

 

та ая

 

одёжа

 

есь,

она

 

воняе

 

тожэ»

 

(М ховец

 

Брестс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

зап.

 

М.

 

И.

 

Серебряная);

 

«У

 

нас

 

[ дода]

 

называють

 

„жыдиўс а

 

зоз -

ля“.

 

Это

 

еврэйс а

 

по-р с и.

 

[Почем

 

та

 

называют?]

 

Говор

á

ть,

 

шо

запах

 

есть,

 

шо

 

вона...

 

жыд

á

мы

 

смэрдыть.

 

[Ка ой

 

запах?]

 

От

 

одежды

запах.

 

И

 

можно

 

сраз

 

отличить

 

[еврея

 

от

 

нееврея].

 

Запах

 

та эй...

 

н ,

я

   

с отыны

 

запах

 

есть»

 

(М.

 

М.

 

Костючи ,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратнов-

с о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Что

 

асается

 

последне о

 

расс аза,

 

то

 

в

 

связи

 

с

 

ним

 

разверн лась

любопытная

 

дис

ссия,

 

по азательная

 

в

 

онте сте

 

наше о

 

исследо-

вания.

 

Прис тствовавшая

 

при

 

раз оворе

 

сестра

 

расс азчи а,

 

семья

оторой

 

до

 

войны

 

жила

 

в

 

с.

 

Мельни и

 

(3

 

м

 

от

 

Речицы)

 

по

 

соседств

с

 

еврейс ой

 

семьей

 

(«наши

 

хаты

 

ст

ý

ляны

 

б л

¢

 

с

 

жид

á

мы»),

 

с

 

не о-

торым

 

дивлением

 

для

 

себя

 

поделилась

 

та им

 

своим

 

«этно рафиче-

с и-бытовым»

 

наблюдением:

 

соседи-евреи

 

жили

 

зажиточно

 

и

 

очень

«чисто»;

 

местные

 

цы ане,

 

напротив,

 

чистоплотностью

 

не

 

отлича-

лись.

 

И

 

все-та и,

 

заметила

 

расс азчица,

 

«цы ане

 

 

воны

 

та ие

 

бы-

вають

 

рязные,

 

а

 

нэ

 

пахнэ

 

вид

 

ных

 

ничим.

 

А

 

еўрэи

 

 

воны

 

чисто

ходылы,

 

одёжи

 

мно о

 

было

   

них,

 

а

 

вот

 

запах...

 

Почем

 

та ?»

 

(2000,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Та им

 

образом,

 

цы ане

 

не

 

обладают

 

хара терным

«запахом

 

ч жо о»,

 

и

 

дело

 

здесь

 

вовсе

 

не

 

в

 

и иене.

 

Та

 

бытовые

 

на-

блюдения,

 

сочетаясь

 

с

 

фоль лорно-мифоло ичес ими

 

стереотипами,

придают

 

новые

 

оттен и

 

представлениям

 

о

 

«ч жих»,

 

подчер ивая,

что

 

онфессиональная

 

принадлежность

 

(здесь

 

 

евреи-и деи

 

и

 

цы-

ане-христиане)

 

в

 

ряде

 

сит аций

 

может

 

превращать

 

«ч жих»

 

в

«др

их»

 

и

 

почти

 

в

 

«своих».

С

 

чем

 

идентифицир ется

   

славян

 

запах

 

еврея?

 

Чаще

 

все о

 

ово-

рят

 

просто

 

о

 

«запахе»

 

(«запах

 

их,

 

та ой

 

ч жой,

 

тр дно

 

объяс-

нить…»

 

 

пол.,

 

Hryciuk,

 

Moroz

 

1993a:

 

90),

 

но

 

если

 

этот

 

запах

 

с

чем-либо

 

сравнивается,

 

обычно

 

поминают

 

животных

 

(«я

   

с отыны

запах

 

есть»

 

 

Полесье,

 

«евреи

 

воняли

 

озлом»

 

 

поля и

 

в

 

Литве,

Hryciuk,

 

Moroz

 

1993a:

 

90;

 

ср.

 

Трахтенбер

 

1998:

 

45,

 

215)

 

или

 

падаль

(« а ая-то

 

рица

 

сдохла

 

или

 

что»

 

 

поля и

 

в

 

Литве,

 

Hryciuk,

Moroz

 

1993a:

 

90).

 

«Еврейс ий»

 

запах

 

может

 

ассоциироваться

 

та же

с

 

запахом

 

л

а

 

и

 

чесно а

 

(пол.,

 

Ca³a

 

1992:

 

25;

 

Ca³a

 

1995:

 

30,

 

34;

Czaja

 

1906:

 

44;

 

бел.,

 

Federowski

 

1935:

 

372).

 

Об

 

идентифи ации

 

запа-

хов,

 

прис щих

 

др

им

 

народам,

 

см.

 

подробнее

 

в

 

СД

 

2:

 

269.

Поверья

 

о

 

«еврейс ом»

 

запахе

 

парадо сальным

 

образом

 

сочета-

ются

 

с

 

представлениями

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

домах

   

евреев

 

было

 

ораздо

чище,

 

чем

 

в

 

хатах

 

местных

 

жителей:

 

«Б вало

   

еврэев

 

и

 

чысто

 

вро-

де,

 

а

 

вот

   

их

 

запах

 

б в

 

др

и»

 

(Бельс

 

Кобринс о о

 

р-на

 

Брест-


background image

Фоль лорная этноло ия

61

61

с ой

 

обл.,

 

ПА

 

1986,

 

зап.

 

Н.

 

П.

 

Антропов);

 

«А

 

ў

 

ных

 

та ие

 

б лы

ш афчи и

 

та ие,

 

и

 

за рывали

 

пос д

 

и

 

вообще

 

и

 

та

 

[пасхальн ю]

пос д .

 

Ў

 

йих

 

та

 

не

 

б

ý

ло,

 

шоб

 

всё

 

валялось.

 

Та ие

 

б л

¢

 

за рытые

ш афы

 

и

 

пид

 

сте лом,

 

и

 

там

 

пос да

 

ў

 

ных.

 

Д же

 

чистота

 

б ла.

 

Хотя

та и

 

во

 

омнаты

 

та и

 

мал

¨

нь и

 

б лы,

 

алэ

 

любили

 

чисто»

 

(А.

 

А.

 

С и-

бинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Анало ичные

представления

 

о

 

чистоте,

 

сопровождаемой

 

тем

 

не

 

менее

 

специфиче-

с им

 

запахом,

 

быт ют

 

в

 

селах

 

Спиша

 

применительно

   

цы анам:

«

W

 

chałupach

 

zaczej

 

czysto,

 

ale

 

jest

 

zapach

 

taki…

 

ale

 

my

 

tu

 

poznamy,

że

 

to

 

Cygan

».

 

Причиной

 

«цы анс о о»

 

запаха

 

информанты

 

славяне

считали

 

то,

 

что

 

цы ане

 

ели

 

онин

 

(Nowicka

 

1995:

 

363).

Со ласно

 

расс азам

 

информантов

 

из

 

Подолии,

 

особый

 

запах

 

ис-

ходит

 

не

 

толь о

 

от

 

самих

 

евреев

 

и

 

их

 

рит альной

 

одежды,

 

но

 

ощ -

щается

 

та же

 

в

 

еврейс их

 

домах,

 

даже

 

после

 

то о,

 

а

 

их

 

давно

 

по-

ин ли

 

хозяева

 

(Копай ород

 

Барс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

зап.

 

А.

 

В.

 

Со олова).

Отметим

 

та же

 

бол арс ое

 

поверье,

 

со ласно

 

отором

 

еврей и

и

 

т рчан и

 

не

 

мо

т

 

делать

 

солений,

 

потом

 

что

 

при отовленные

ими

 

прод

ты

 

б д т

 

смердеть

 

(АЕИМ

 

953

 

II

 

Ва .:

 

195).

Тело

 

инородца

 

несет

 

в

 

себе

 

специфичес ие

 

болезни

,

 

оторые

 

помимо

то о,

 

что

 

и рают

 

свою

 

«зна ов ю»

 

роль

 

в

 

различении

 

«ч жо о»

 

и

«свое о»,

 

треб ют

 

особо о

   

себе

 

отношения,

 

особых

 

методов

 

лече-

ния

 

и

 

профила ти и.

 

В

 

Западной

 

Европе

 

с

 

XVII

 

в.

 

имел

 

широ ое

хождение

 

« атало »

 

тайных

 

«еврейс их»

 

хворей,

 

оп бли ованный

 

в

1602

 

.

 

рещеным

 

евреем

 

Францис ом

 

из

 

Пьяченцы.

 

В

 

нем

 

перечис-

лялись

 

болезни

 

( ожные

 

язвы,

 

ровохар анье,

 

телесные

 

родства

и

 

т.

 

п.),

 

оторыми

 

были

 

наделены

 

все

 

12

 

олен

 

Израиля

 

в

 

на азание

за

 

распятие

 

Христа

 

(несмотря

 

на

 

тот

 

фа т,

 

что

 

10

 

олен

 

были

 

рас-

сеяны

 

задол о

 

до

 

распятия

 

Иис са)

 

(см.:

 

Трахтенбер

 

1998:

 

48–49,

139–140,

 

216).

 

По

 

поверьям

 

восточных

 

славян,

 

евреи

 

та же

 

стра-

дают

 

оростой

 

и

 

паршой,

 

оторые

 

являются

 

рез льтатом

 

Божье о

на азания

 

(см.

 

выше).

В

 

то

 

же

 

время

 

ряд

 

болезней

 

в

 

народной

 

традиции

 

пол чает

 

стат с

«ч жих».

 

Та ,

 

в

 

1890

 

.

 

не ий

 

олд н

 

Вавже

 

Мар т,

 

обвиненный

 

в

том,

 

что

 

он

 

вы опал

 

и

 

похитил

 

два

 

тр па

 

с

 

еврейс о о

 

ладбища,

объяснил,

 

что

 

с ществ ет

 

два

 

вида

 

тифа

:

 

обычный,

 

оторый

 

можно

преодолеть

 

с

 

помощью

 

молитвы

 

Господней,

 

и

 

«еврейс ий»,

 

от

 

оторо о

мо

т

 

исцелить

 

толь о

 

ости

 

еврея

 

(Трахтенбер

 

1998:

 

216).

 

На

 

У раи-

не

 

и

 

ю е

 

России

 

бытовали

 

представления

 

о

 

лихорад е-«жидов е»

,

 

на-

падающей

 

ис лючительно

 

ночью;

 

борьба

 

с

 

ней

 

предписывала

 

расти-


background image

Глава

 

I

62

62

рание

 

освященным

 

салом

 

 

прод

том,

 

неприемлемым

 

а

 

для

 

са-

мих

 

евреев,

 

та ,

 

видимо,

 

и

 

для

 

этой

 

болезни

 

(Семенцов

 

1993:

 

104;

Шар о

 

1891:

 

171;

 

см.

 

та же

 

о

 

лечении

 

с

 

помощью

 

«жидывсь о о

Бо а»

 

 

III.2.2

).

 

Происхождение

 

этой

 

лихорад и

 

объясняется

 

та :

люди

 

сначала

 

не

 

знали

 

этой

 

болезни,

 

но

 

о да

 

Иродиаде

 

принесли

 

на

блюде

 

олов

 

Иоанна

 

Крестителя,

 

она

 

от

 

жаса

 

впервые

 

затряслась

 

в

лихорад е.

 

От

 

нее

 

эта

 

болезнь

 

распространилась

 

по

 

всем

 

свет ;

 

вот

почем

 

лихорад а

 

считается

 

«жидов ой»

 

(Шар о

 

1891:

 

171).

Специфичес и

 

«еврейс им»

 

явлением

 

считалось

 

ожное

 

заболе-

вание

 

парша

.

 

О

 

причинах

 

появления

   

евреев

 

это о

 

неприятно о

 

а-

чества

 

повеств ет

 

алицийс ая

 

ле енда

 

о

 

событиях

 

библейс о о

 

Ис-

хода:

 

«Я

 

жиди

 

ходили

 

з

 

Мойсейом

 

до

 

п шчи,

 

то

 

Бох

 

їм

 

посилаў

 

ман-

н

 

та

 

перепелицi.

 

Але

 

жиди

 

д же

 

захланнi!

 

Налапали

 

тiль о

 

перепе-

лиць,

 

шчо

 

сї

 

позасмеррдж вали.

 

I

 

та

 

вони

 

їли

 

засмерджене

 

перепе-

лицї,

 

а

 

с

 

то о

 

подiставали

 

пархи»

 

(Гнатю

 

1902:

 

33).

Мертвое

 

тело

.

 

После

 

смерти

 

инородца

 

тело

 

е о,

 

и

 

при

 

жизни

 

бывшее

потенциальным

 

вместилищем

 

«демоничес о о»

 

начала,

 

может

 

по-

сл жить

 

для

 

разно о

 

рода

 

ма ичес их

 

манип ляций.

 

Особенно

 

бо а-

та

 

та о о

 

рода

 

действиями

 

ма ия

 

овчаров,

 

направленная

 

на

 

защит

отары

 

от

 

болезней

 

и

 

порчи.

 

Пос оль

 

считалось,

 

что

 

причиной

 

болез-

ни

 

овец

 

может

 

быть

 

олова

 

или

 

др

ие

 

части

 

тр па

 

христианина,

 

за-

опанные

 

под

 

поро ом

 

или

 

о оло

 

овчарни,

 

то

 

в

 

ачестве

 

охранитель-

но о

 

средства

 

хозяева

 

мо ли

 

использовать

 

мертвое

 

тело

 

инородца

 

(тела

следовало

 

добывать

 

на

 

ладбище

 

в

 

полночь;

 

в

 

сл чае

 

необходимости

«ч жое»

 

тело

 

можно

 

было

 

заменить

 

телом

 

атоли а,

 

но

 

одился

 

толь-

о

 

тр п

 

висельни а

 

 

Kolberg

 

DW

 

19:

 

213).

 

По

 

материалам,

 

оп б-

ли ованным

 

А.

 

Цалой,

 

подобные

 

верования

 

фи сировались

 

в

 

Польше

и

 

в

 

1980-е

 

.

 

(

Ca³a

 

1992:

 

148).

Та ,

 

по

 

свидетельствам

 

из

 

Малопольши,

 

чтобы

 

беречь

 

я нят

 

от

с лаза,

 

их

 

в

 

новол ние

 

трижды

 

пере оняли

 

через

 

то

 

место,

 

де

 

овчар

предварительно

 

за опал

 

тело

 

еврейс о о

 

ребен а

 

(Federowski

 

1889:

243);

 

подозреваемом

 

в

 

насылании

 

порчи

 

на

 

овец

 

под ладывали

 

под

поро

 

тр п

 

(или

 

части

 

тр па)

 

еврея,

 

та

 

а

 

считали,

 

что

 

злая

 

сила

не

 

может

 

перест пить

 

через

 

мертвое

 

тело

 

инородца

 

(Federowski

1889:

 

240).

 

По

 

сообщению

 

из

 

о рестностей

 

Радома,

 

в

 

1869

 

.

 

овчар

рал

 

из

 

мо илы

 

тело

 

мертво о

 

раввина,

 

оторо о

 

евреи

 

почитали

 

и

через

 

отверстие

 

в

 

мо иле

 

бросали

 

вн трь

 

день и

 

и

 

запис и

 

с

 

прось-

бами;

 

овчар

 

за опал

 

тело

 

в

 

навоз

 

под

 

овчарней,

 

чтобы

 

овцы

 

не

 

дох-

ли.

 

Через

 

нес оль о

 

дней

 

тело

 

было

 

обнар жено

 

из-за

 

распростра-

нивше ося

 

запаха,

 

но

 

среди

 

евреев

 

же

 

прошел

 

сл х,

 

что

 

их

 

раввин

«был

 

живым

 

(?)

 

взят

 

Господом

 

на

 

небо»

 

(Kolberg

 

DW

 

46:

 

493).


background image

Фоль лорная этноло ия

63

63

Для

 

обере а

 

пленных

 

оней

 

следовало

 

в

 

течение

 

трех

 

дней

 

об-

носить

 

трижды

 

в

 

день

 

во р

 

стойла

 

тр п

 

еврея,

 

а

 

потом

 

подвесить

е о

 

над

 

лошадьми

 

в

 

стойле

 

(пол.,

 

Siarkowski

 

1885:

 

40).

Использование

 

мертво о

 

тела

 

инородца

 

мо ло

 

быть

 

и

 

средством

вредоносной

 

ма ии.

 

В

 

Малопольше

 

верили,

 

что

 

на

 

овец

 

нападет

 

мор,

если

 

положить

 

под

 

поро

 

овчарни

 

тр п

 

еврея

 

(

Siarkowski

 

1879:

 

31).

Упомянем

 

та же

 

использование

 

волос

 

мертвеца-инородца

 

во

 

вредо-

носной

 

ма ии

 

в

 

польс ой

 

традиции:

 

чтобы

 

наслать

 

порч

 

на

 

сосе-

да-

знеца,

 

на

 

знечный

 

оча

 

бросали

 

частицы

 

волос

 

из

 

бороды

 

еврея,

извлеченные

 

из

 

е о

 

мо илы,

 

вместе

 

с

 

аменной

 

рош ой,

 

сос облен-

ной

 

с

 

надписи

 

на

 

еврейс ом

 

над робии,

 

отче о

 

в

 

знице

 

появлялось

множество

 

м равьев

 

(Fischer

 

1921:

 

218;

 

Siarkowski

 

1885:

 

42).

Среди

 

материалов

 

Национально о

 

историчес о о

 

архива

 

Белар -

си

 

в

 

.

 

Гродно

 

представлено

 

дело,

 

со ласно

 

отором

 

в

 

1838

 

.

 

трое

рестьян

 

Вол овысс о о

 

езда

 

были

 

преданы

 

с д

 

«за

 

разрытие

 

мо-

илы

 

и

 

отрезание

 

мертвом

 

еврейс ом

 

ребен

 

р

и

 

для

 

совершения

обмана

 

и

 

олдовства»

 

(НИАБ

 

в

 

.

 

Гродно,

 

ф.

 

1,

 

оп.

 

11,

 

д.

 

374,

 

л.

 

1).

Отрезанная

 

р

а

 

была

 

найдена

 

в

 

с нд

е

 

одно о

 

из

 

зло мышленни-

ов;

 

там

 

же

 

был

 

найден

 

люч,

 

оторый

 

подходил

   

с нд

 

помещи а

Пр шинс о о.

 

В

 

своем

 

заявлении

 

помещи

 

тверждал,

 

что

 

рестьяне

замыслили

 

о рабить

 

е о

 

и

 

бить,

 

а

 

р

а

 

мертвеца

 

должна

 

была

 

«по

мнимом

 

их

 

олдовств

 

<…>

 

посл жить

 

им

 

в

 

сем

 

прест плении

 

сыплению

 

людей»

 

(л.

 

3).

 

Виновные

 

же

 

отрицали

 

планы

 

о рабле-

ния,

 

оворя,

 

что

 

«эт

 

р

 

приобрели

 

они

 

б дто

 

бы

 

для

 

спения

 

дво-

ровых

 

дево

 

и

 

довлетворения

 

любострастных

 

своих

 

желаний»

(л.

 

3

 

об.).

 

По

 

решению

 

с да,

 

хотя

 

«прест пление

 

за лючает

 

в

 

себе

л пость

 

и

 

обман»

 

(л.

 

1

 

об.),

 

виновные

 

были

 

лишены

 

всех

 

прав

 

и

 

со-

стояния,

 

п блично

 

биты

 

н том

 

и

 

сосланы

 

в

 

аторжные

 

работы

 

(л.

 

2).

В

 

архиве

 

Гродно

 

есть

 

еще

 

одно

 

интересное

 

дело

 

1828–1829

 

.,

рассматривающее

 

 

отличие

 

от

 

предыд ще о)

 

использование

 

чело-

вечес их

 

остан ов

 

в

 

ма ичес их

 

целях

 

евреями

 

 

«О

 

расследовании

фа та

 

найденных

 

человечес их

 

черепов

 

и

 

остей

 

в

 

доме

 

жителей

 

мес-

теч а

 

С идель

 

Бер овой

 

и

 

Хаимовой»

 

(НИАБ

 

в

 

.

 

Гродно,

 

ф.

 

1,

 

оп.

 

3,

д.

 

352).

 

В

 

донесении

 

приходс о о

 

священни а

 

Илишенни а

 

ово-

рится,

 

что

 

«с идельс ие

 

еврей и

 

Черна

 

Бер ова

 

и

 

Фей а

 

Хаимова

<…>

 

принесли

 

в

 

свои

 

домы

 

нес оль о

 

черепов

 

человечес их

 

олов,

 

и

о да

 

он,

 

священни ,

 

прибыл

 

с

 

братчи ами

 

в

 

их

 

домы

 

для

 

обыс а,

нашел

 

тамо

   

первой

 

Черни

 

Бер овой

 

череп

 

человечес ой

 

оловы

 

и

две

 

с и

 

ости,

 

варенных

 

в

 

орш е,

 

а

   

последнией

 

Фей и

 

два

 

че-

репа

 

тех

 

же

 

человечес их

 

олов,

 

спрятанных

 

в

 

платье,

 

а овые,

 

за-

брав

 

с

 

собою,

 

поставил

 

в

 

цер ви

 

(л.

 

1–1

 

об.).

 

На

 

следствии

 

еврей и

по азали,

 

что

 

«черепа

 

тех

 

человечес их

 

олов

 

и

 

ости

 

найдены

 

ими


background image

Глава

 

I

64

64

во

 

рв

 

близ

 

доро и

   

С идельс ом

 

Двор

 

ид щей,

 

и

 

что

 

сие

 

не

 

на

что

 

иное

 

взято,

 

а

 

на

 

ле арство

 

от

 

лихорат и»

 

(л.

 

3)

 

для

 

трехлет-

ней

 

дочери

 

Черни

 

Сор и.

 

В

 

оршо

 

с

 

борщом

 

ости

 

попали

 

сл чай-

но,

 

о да

 

Черня,

 

исп

авшись

 

обыс а,

 

бросила

 

их

 

т да.

 

Свидетели

подтвердили,

 

что

 

видели

 

во

 

рв

 

брошенные

 

ости,

 

принесенные

 

т да

с орее

 

все о

 

павод ом;

 

следствие

 

до азало,

 

что

 

черепа

 

и

 

ости

 

были

старые

 

(«оная

 

олова

 

от

 

давне о

 

же

 

времени

 

подвер лась

 

порче»

 

л.

 

32),

 

фа т

 

бийства

 

становлен

 

не

 

был,

 

а

 

и

 

то,

 

« а о о

 

тот

 

челове

при

 

жизни

 

своей

 

был

 

исповедания»

 

(л.

 

2).

 

Но

 

пос оль

 

еврей и

 

были

личены

 

в

 

с еверии

 

и

 

в

 

том,

 

что

 

«предприняли

 

сами

 

собою

 

ости

 

оз-

наченной

 

оловы

 

потребить

 

на

 

предмет

 

излечения

 

лихорад и

 

без

 

вся о-

о

 

на

 

то

 

права»

 

(л.

 

32–32

 

об.),

 

с д

 

постановил

 

«на азать

 

по

 

10

 

даров

 

роз-

ами

 

<…>

 

и

 

отнятые

 

ости

 

предать

 

зарытию

 

в

 

земле»

 

(л.

 

32

 

об.).

Ита ,

 

«ч жой»

 

все да

 

остается

 

ч жим

 

 

не

 

толь о

 

д ховно,

 

но

 

и

в

 

прямом

 

смысле

 

телесно,

 

что

 

и

 

подтверждается

 

фа тами

 

традици-

онной

 

льт ры,

 

для

 

оторой

 

стереотип

 

«ч жо о»

 

остается

 

одной

 

из

незыблемых

 

онстант.

I.5.

 

«В

 

аждом

 

селе

 

свой

 

а цент…»

Этот

 

раздел

 

посвящен

 

одном

 

из

 

аспе тов

 

язы овой

репрезентации

 

льт рной

 

оппозиции

 

«свой–ч жой»

 

 

народным

представлениям

 

о

 

язы е

 

этничес их

 

соседей

 

и

 

омм ни ативным

принципам,

 

связанным

 

с

 

язы ом

 

«ч жих».

О

 

разных

 

наречиях.

 

В

 

онте сте

 

фоль лорно-мифоло ичес их

 

пред-

ставлений

 

о

 

«ч жих»

 

язы овой

 

аспе т

 

не

 

и рает

 

вед щей

 

мифоло и-

зир ющей

 

роли,

 

что

 

для

 

ре ионов

 

тесных

 

этно

льт рных

 

онта -

тов

 

может

 

объясняться,

 

в

 

частности,

 

а тивным

 

прис тствием

 

«лин -

вистичес ой

 

составляющей»

 

в

 

ежедневной

 

омм ни ации.

 

Даже

ниверсальный

 

сюжет

 

о

 

библейс ом

 

«смешении

 

язы ов»

 

в

 

ло аль-

ных

 

традициях

 

меж

льт рно о

 

по раничья

 

приобретает

 

дополни-

тельные

 

мотивы,

 

ар

ментир ющие

 

взаимосвязь

 

всех

 

язы ов

 

и,

 

сле-

довательно,

 

их

 

взаимн ю

 

«понятность».

 

Об

 

этом

 

 

расс аз

 

о

 

родстве

язы ов

 

из

 

волынс о о

 

Полесья:

«После

 

Потопа

 

стал

 

росх

ó

дытыся

 

народ,

 

сталы

 

засэл

¸

ты

 

зэмлю,

 

и

зад малы,

 

значыть,

 

ирпычи

 

сталы

 

пал

¢

ти

 

и

 

зад малы

 

роб

¢

ти

 

башню

до

 

нэба.

 

Это

 

в

 

Библии

 

напысано

 

 

башню

 

до

 

нэба

 

роб

¢

ты.

 

И

 

робота

йшла

 

спэшно.

 

И

 

Бо

 

сам

 

под мал,

 

н

 

до

 

чо

ó

 

ж,

 

всё

 

раўно

 

ж

 

вони

 

нэ

достроят

 

до

 

то о,

 

это

 

дар

ó

мный

 

тр д,

 

я

 

йих

 

прыостановыты?

 

И

 

вот

помэшал

 

язы и.

 

Помэшал

 

язы и

 

 

той

 

рычыть:

 

„Давай

 

вод !“,

 

а

 

той