Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3460

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели ия

 

и

 

вера

75

75

От

   

нас

 

тэпэрь

 

монастыр.

 

И

 

вот

 

вона

 

б ла

 

там,

 

та

 

молод

á

 

жэншчина

та

á

,

 

подходыть

 

до

 

батюш и.

 

Говорыть:

 

„Я

 

х

ó

ч

 

рос азаты

 

свою

 

ис-

торию“.

 

Вон

á

 

из

 

семьи

 

баптистоў.

 

Бать о

 

йий

 

б ў

 

там

 

пресвитером.

А

 

полюб

¢

лася

 

с

 

хлопцэм

 

с

 

та

¨

е

 

в

ры.

 

И

 

вси

 

б л

 

протиў

 

то о,

 

шоб

вона

 

за

 

не о

 

зам ж

 

вых

ó

дила.

 

Вона

 

йих

 

не

 

посл

ý

хала,

 

вона

 

зойш-

л

á

ся

 

с

 

тим

 

хлопцем,

 

ороче,

 

вийшла

 

из

 

й

хния

 

веры,

 

зошлась

 

с

 

тым

хлопцем.

 

Вот

 

воны

 

в

 

Ковэле

 

жыв ть.

 

И

 

дэ-то

 

йо

ó

 

нэ

 

б л

ó

,

 

дэ-то

 

в н

б ў,

 

ороче,

 

отс тствовал

 

тры

 

дня

 

в н.

 

Вот

 

она

 

одн

 

нич

 

лэ л

á

 

спаты

и

 

та

 

чэрэз

 

сон

 

ч

ý

е,

 

шо

 

та

 

я

 

дым

 

по

 

омнате.

 

Она

 

очи

 

от рыла,

 

а

то

 

та

 

я

 

из-под

 

подл

ó

и

 

вылазыть

 

от

 

та

 

нэд

ó

бра.

 

Лохм

á

тоя.

 

И

 

та

на

 

олэн ах,

 

на

 

чэтвэрэнь ах

 

до

 

йий

 

до

 

постэли

 

л

зэ.

 

А

 

вона

 

лэ-

жыть.

 

И

 

ажэ:

 

„Шо

 

ты

 

наробыла,

 

да

 

ты

 

п шл

á

?

 

К да

 

ты

 

п шл

á

,

тэбэ

 

опэч

á

талы“.

 

Шо,

 

мол,

 

вона

 

с

 

тэй

 

виры

 

пэрэшла

 

в

 

т

ý

ю

 

вир .

„Тэбя

 

опэчаталы,

 

на

 

што

 

ты

 

та

 

зроб

¢

ла?“

 

А

 

сам

 

до

 

е

é

 

не

 

можэ

 

эть

шо

 

подст п

¢

ты.

 

И

 

вот

 

та

 

пре ал

 

е

é

 

и

 

потом

 

раз!

 

 

и

 

назад,

 

и

 

-

да-то

 

исчезло.

 

И

 

вона

 

встала,

 

в лючила

 

свит,

 

подходыть

 

до

 

зэр ала,

а

 

ў

 

е

é

 

рэсти

 

на

 

лб

 

 

прамо

 

аж

 

си

¸

е.

 

Видно,

 

вона

 

пэрэ рэстилася,

вжэ

 

ж

 

сюды

 

пошла

 

в

 

цэр в .

 

Бо

 

хлопэц

 

той

 

ходиў,

 

и

 

вона

 

ходыла.

 

И

 

шчэ

в

 

та их

 

сл чаях

 

ма ом

 

обсыпають

 

вартиры,

 

шоб

 

воно

 

бильш

 

не

 

по а-

зывалося.

 

И

 

людын

 

обсивають»

 

(В.

 

И.

 

Денисова,

 

1959

 

.

 

р.,

 

Речица

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

этой

 

истории

 

черт

 

выст пает

 

в

 

роли

 

баптистс о о

 

«бо а»,

 

ото-

рый

 

боится

 

зна а

 

реста;

 

ср.

 

свидетельство

 

с

 

Волыни,

 

что

 

во

 

время

молений

 

баптисты

 

вызывают

 

«Ирода»

 

(черта),

 

оторый

 

боится

 

ре-

ста

 

(Кравчен о

 

1911:

 

36–37;

 

см.

 

та же

 

II.2

).

След ющая

 

ле енда

 

отражает

 

вечный

 

спор

 

атоли ов

 

и

 

православ-

ных

 

об

 

«истинности»

 

избранной

 

веры.

 

Сам

 

Христос

 

менял

 

и

 

имя,

 

и

 

вер :

«Ис с

 

Христос

 

переезжал

 

з

 

Е ипта

 

в

 

Ир салим.

 

Ис с

 

Христос

 

в

 

И ра-

сал

ме

 

рад

ўся.

 

Еўрэй

 

быў.

 

Имя

 

[е о]

 

Юд

 

Нав

н.

 

Пражыл

 

35

 

лет

еўрэйс им

 

цар

ó

м.

 

На

 

Ерд

á

ни

 

рэст

ўся.

 

Я

 

ён

 

же

 

стаў

 

рэст

ца,

 

та

 

ё о

схват

ли

 

и

 

зам

ý

чили.

 

Ён

 

па

н ў

 

еўрэйс

 

вер ,

 

а

 

пэрэшол

 

в

 

р с

ю.

В

 

р с ой

 

вере

 

дали

 

ем

 

имя

 

Петр

ó

-Иль

¸

.

 

А

 

Ба ародице

 

не

 

панравилась

р

ý

с а

 

ц

¨

р аў.

 

И

 

ана

 

пэрэвел

á

 

я

ó

   

асцёл.

 

И

 

пэрэхрэст

ли

 

я

ó

.

 

И

 

дали

имя

 

Ис с

 

Христос.

 

[Вот

 

поэтом

 

переходить

 

из

 

православия

 

в

 

атоли-

чество

 

можно,

 

а

 

из

 

атоличества

 

в

 

православие

 

 

нельзя.]»

 

(Т.

 

В.

 

Бай-

ова,

 

1901

 

.

 

р.,

 

Комаровичи

 

Петри овс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

1983,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Та

 

вместе

 

с

 

пол чением

 

«настояще о»

 

имени

Христос

 

о азывается

 

причастен

   

«правильной»

 

вере

 

(см.

 

та же:

 

Белова

1999:

 

14–15).

Источни

 

данно о

 

нарратива

 

 

оляд а

 

со

 

сходным

 

сюжетом.

Ср.

 

те ст

 

рождественс ой

 

оляд и,

 

записанный

 

в

 

с.

 

Комаровичи

 

в

онце

 

XIX

 

в.:

 

«Прачыста»

 

принесла

 

новорожденно о

 

в

 

цер овь,

 

де


background image

Глава

 

II

76

76

е о

 

хотели

 

назвать

 

«Петро-Павле»;

 

имя

 

не

 

понравилось,

 

Бо оматерь

вышла

 

из

 

цер ви,

 

по асив

 

все

 

свечи,

 

и

 

направилась

 

в

 

остел;

 

в

 

остеле

дали

 

младенц

 

имя

 

«Ис с

 

Хрыстос»

 

(Ele

ńska

 

18

91:

 

490).

 

См.

 

п бли а-

цию

 

сходно о

 

те ста

 

из

 

Ровенс ой

 

обл.

 

(с.

 

Озерс

 

Д бровиц о о

 

р-на),

записанно о

 

в

 

1983

 

.:

 

Оболенс ая,

 

Топор ов

 

1990:

 

154

 

(Бо ородица

 

от-

вер ает

 

имена

 

Петр

 

и

 

Павел,

 

поэтом

 

«дали

 

сын

 

С

ý

са

 

Хр

¢

ста»).

Этнос

 

и

 

онфессия.

 

Фа тор

 

онфессиональной

 

принадлежности

 

и -

рает

 

в

 

системе

 

ценностей

 

народной

 

льт ры

 

определяющ ю

 

роль.

Принадлежность

   

доминир ющей

 

онфессии

 

является

 

для

 

пред-

ставителя

 

этноса

 

лавным

 

словием

 

то о,

 

что

 

он

 

является

 

неотъем-

лемой

 

частью

 

«свое о»

 

народа.

 

Именно

 

поэтом

 

в

 

фоль лорных

представлениях

 

о

 

«своей»

 

вере

 

и

 

«своем»

 

народе

 

призна

 

онфес-

сиональности

 

часто

 

идентифицир ется

 

с

 

призна ом

 

этничности.

Этничес ий

 

омпонент

 

является

 

значимым

 

для

 

дефиниции

 

раз-

личных

 

онфессий:

 

православие

 

 

« речес ая»,

 

«р сс ая»,

 

«сербс ая»,

«бол арс ая»

 

вера;

 

атоличество

 

 

«польс ая

 

вера»;

 

протестантизм

 

«немец ая

 

вера»;

 

м с льманство

 

 

«т рец ая»,

 

«татарс ая

 

вера»;

 

и -

даизм

 

 

«жидовс ая

 

вера»,

 

«ч х тс а

 

вера».

 

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

бал ан-

с ой

 

области

 

Височ а

 

Нахия,

 

например,

 

славяне

 

 

атоли и

 

и

 

пра-

вославные

 

 

называли

 

м с льман

 

«т р ами»;

 

м с льмане

 

именовали

всех

 

христиан

 

«влахами»

 

(

власи

)

 

(Филиповић

 

1949:

 

294).

Для

 

православных

 

и

 

атоли ов

 

Восточной

 

Европы

 

важно

 

раз-

раничение

 

р сс ой

 

и

 

польс ой

 

веры;

 

«р сс ая»

 

вера

 

соотносится

 

с

православием,

 

а

 

«польс ая»

 

с

 

атоличеством,

 

причем

 

по

 

ряд

 

свиде-

тельств

 

православным

 

от азано

 

в

 

праве

 

называться

 

христианами:

«У

 

нас

 

аворать,

 

шо

 

можно

 

перехадить

 

из

 

р с ой

 

веры

 

в

 

польс

ю.

Р с ие

 

вроде

 

пративни и

 

Ис с

 

Христ ,

 

ани

 

ид ть

 

протиў

 

сонца

 

из

цэр ви.

 

А

 

Божа

 

Матерь

 

не

 

злюбила

 

[р сс

ю

 

вер

 

за

 

это]

 

и

 

пашла

 

за

сонцем»

 

( омельс ое

 

Полесье;

 

Белова

 

1994:

 

46).

Вообще

 

же

 

«Бо

 

не

 

назначал

 

р сс ой

 

веры»;

 

она

 

взялась

 

сама

 

по

 

себе,

но

 

широ о

 

распространилась

 

и

 

набрала

 

сил

 

(бел.,

 

Federowski

 

1897:

 

236).

А

 

вот

 

что

 

оворили

 

о

 

происхождении

 

«р сс ой

 

веры»

 

в

 

Полесье:

 

«Бо

адин,

 

а

 

веры

 

все

 

на

 

разных

 

язы ах

 

ав

ó

рять.

 

Раньше

 

наша

 

р сс ая

 

вера

была

 

язычни и.

 

Р сс ая

 

православная

 

вера

 

ўзялася

 

з

 

Греции.

 

Князь

Ўладзимир

 

ўзал,

 

было

 

три

 

сына,

 

Михаил,

 

да

 

не

 

помню,

 

сестра

 

Анна.

 

Гэ-

тот

 

нязь

 

хотел

 

женицца,

 

а

 

ў

 

Киеве

 

тоже

 

ж

 

была

 

язычес ая

 

вера,

 

тады

 

ён

решил

 

перехрест

цца»

 

(М.

 

А.

 

Мартынова,

 

1908

 

.

 

р.,

 

Грабов а

 

Гомель-

с о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

Т.

 

В.

 

Рождественс ая).

О

 

немец ой

 

вере

 

(протестантизме)

 

поля и

 

и

 

белор сы- атоли и

 

ово-

рили,

 

что

 

«раньше

 

немцы

 

были

 

та ие,

 

а

 

мы»,

 

по а

 

епис оп

 

Мартин

Лютер

 

не

 

подвин лся

 

мом

 

«от

 

вели ой

 

на

и»

 

и

 

не

 

становил

 

нов ю


background image

Рели ия

 

и

 

вера

77

77

«немец

ю»

 

вер ,

 

переведя

 

мно о

 

народ

 

«в

 

немцы»

 

(Federowski

 

1897:

234).

 

Православные

 

бал анс ие

 

славяне

 

тверждали,

 

что

 

лютеране

 

«не

боятся

 

Бо а»

 

на

 

том

 

основании,

 

что

   

них

 

нет

 

ни

 

венчания,

 

ни

 

рещения

и

 

они

 

не

 

соблюдают

 

постов

 

(Филиповић

 

1949:

 

296;

 

СбНУ

 

1963/51:

 

192).

В

 

Полесье,

 

одна о,

 

с

 

важением

 

относятся

   

представителям

 

этой

самой

 

«немец ой»

 

веры

 

 

баптистам,

 

или

 

шт ндам

,

 

отмечая

 

их

 

высо-

ю

 

нравственность

 

(Белова

 

1994:

 

46).

 

В

 

то

 

же

 

время

 

баптисты

 

вызывают

стой ое

 

подозрение

 

в

 

«неправильности»

 

веры,

 

ими

 

исповедываемой;

 

вера

эта

 

часто

 

напрям ю

 

сравнивается

 

с

 

верой

 

евреев

 

(см.

 

II.2

).

 

Упре ают

еван елистов

 

и

 

в

 

несоблюдении

 

постов

 

(

ц л.,

 

Кайндль

 

2003:

 

81).

Сами

 

баптисты

 

неред о

 

ощ щают

 

себя

 

в

 

положении

 

онимой

 

ве-

ры,

 

не

 

ид щей,

 

одна о,

 

ни

 

на

 

а ие

 

омпромиссы:

 

«Мы

 

еван ели-

сты.

 

Цэ

 

правильно.

 

Шт нд

 

 

цэ

 

нэпо ано

 

слово,

 

хто

 

е о

 

понимае.

„Шт нд“

 

 

цэ

 

„врэмья“,

 

на

 

одын

 

час

 

молытвы

 

да

 

и

 

ўсэ.

 

Нэмэц ое

слово

 

„одын“

 

<...>

 

Прых

ó

ди

 

врэмья

 

молытыся

 

и

 

аж ть:

 

„К ды

йд ть?“

 

 

„Йд ть

 

на

 

шт нд“

 

(„одын

 

час“).

 

[Еван елисты

 

в

 

Вербовце

были

 

еще

 

до

 

революции,

 

их

 

все

 

время

 

притесняли.]

 

Дэ

 

справэдливость,

там

 

йи

é

 

нэ

 

любыть.

 

[На

 

цер овь]

 

тоже

 

онение

 

было,

 

но,

 

бачте,

 

им

 

про-

стийше

 

 

они

 

и

 

во

 

власти

 

мо

т

 

сл жить,

 

а

 

вжэ

 

и

 

шт нды

 

 

мы

 

во

власти

 

не

 

сл жим,

 

подчиняемся

 

власти,

 

но

 

принимаем

 

тил о

 

Бо а»

(м жчина,

 

о .

 

50

 

лет,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Вин-

ниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

О

 

татарах,

 

оторые

 

часто

 

в

 

народном

 

сознании

 

сравнивались

 

с

 

не и-

ми

 

мифичес ими

 

инородцами,

 

«ди ими»,

 

«безверными»

 

людьми

 

(см.

I.2

),

 

в

 

Западной

 

Белор ссии

 

оворили,

 

что

   

них

 

татарс ая

 

вера

.

Христос

 

ниче о

 

не

 

знал

 

о

 

татарах,

 

ведь

 

они

 

жили

 

и

 

жив т

 

де-то

 

да-

ле о

 

за

 

морем,

 

потом -то

 

«наша

 

вера

 

до

 

них

 

не

 

дошла»

 

(Federowski

1897:

 

236).

 

Интересно

 

отметить

 

свидетельства

 

о

 

том,

 

что

 

вероиспо-

ведание

 

определяет

 

моральн ю

 

оцен

 

той

 

или

 

иной

 

р ппы

 

в

 

пре-

делах

 

одно о

 

этноса.

 

Со ласно

 

бол арс ой

 

ле енде

 

из

 

Велеса,

 

бол а-

ры

 

и

 

т р и

 

 

это

 

единый

 

народ,

 

но

 

одни

 

праведные

 

и

 

вер ющие,

 

а

др

ие

 

решни и-разбойни и

 

и

 

неверные

 

(Геор иева

 

1990:

 

48).

О

 

вере

 

более

 

дале их

 

этничес их

 

соседей

 

(например,

 

франц зов)

есть

 

свидетельства,

 

что

 

франц зы

 

раньше

 

были

 

добрыми

 

атоли а-

ми,

 

но

 

теперь

 

остались

 

«одни

 

масоны»

 

(Federowski

 

1897:

 

232).

Одна о

 

при

 

всем

 

различии

 

обрядности

 

и

 

цер овно о

 

алендаря

православные,

 

атоли и

 

и

 

даже

 

протестанты

 

признают

 

близость

 

своих

вер

 

на

 

том

 

основании,

 

что

 

они

 

«

лоняются

 

Христ

 

и

 

Бо

 

вер ють»

(Белова

 

1994:

 

46).

 

Совершенно

 

иное

 

отношение

   

славян

 

всех

 

онфес-

сий

   

рели ии

 

евреев

 

 

их

 

непосредственных

 

этничес их

 

соседей.

По

 

повод

 

жидовс ой

 

веры

 

и

 

ее

 

равноправия

 

с

 

иными

 

онфес-

сиями

 

славянс ая

 

традиция

 

фи сир ет

 

самые

 

разнообразные

 

пред-


background image

Глава

 

II

78

78

ставления.

 

Наряд

 

с

 

точ ой

 

зрения

 

о

 

том,

 

что

 

вера

 

евреев

 

 

это

 

вера

Ветхо о

 

Завета

 

и

 

от

 

нее

 

происходит

 

христианство

 

(пол.,

 

Ca

ła

 

1992:

 

84),

быт ет

 

мнение,

 

что

 

«

 

жыдоў

 

др

ий

 

Бо »

 

(полес.,

 

Белова

 

1994:

 

47);

при

 

этом

 

представления

 

о

 

«ч жом»

 

объе те

 

льтово о

 

почитания

подвер аются

 

значительной

 

мифоло изации

 

(см.

 

III.2.1

).

 

Доминир ет

 

представление,

 

что

 

вера

 

евреев

 

 

нечто

 

«ненастоя-

щее»,

 

ведь

 

евреи

 

не

 

знали

 

в

 

Иис се

 

истинно о

 

Бо а:

 

«Рели ия

 

евре-

ев

 

освящена

 

Бо ом

 

<...>

 

но

 

они

 

ошиблись,

 

о да

 

не

 

поверили

 

в

 

при-

ход

 

Мессии

 

 

д мали,

 

что

 

придет

 

вели ий

 

царь,

 

а

 

не

 

та ой

 

бо ий

Пан

 

Ез с»

 

(см.:

 

Cała

 

1992:

 

94;

 

запись

 

сделана

 

в

 

восточной

 

Польше

(Бил орай)

 

от

 

православно о

 

информанта).

 

Евреям

 

«от азано

 

в

 

твер-

дой

 

вере»,

 

потом

 

что,

 

со ласно

 

народной

 

ле енде

 

из

 

Западной

 

Бело-

р ссии

 

(Вол овыс ),

 

«в

 

начале

 

света

 

все

 

люди

 

были

 

мертвы»,

 

и

 

Пан

Ез с

 

ходил

 

по

 

земле

 

и

 

оживлял

 

их

 

( лал

 

в

 

отел,

 

варил,

 

затем

 

д л

 

на

челове а);

 

один

 

еврей

 

вызвался

 

сопровождать

 

Христа,

 

чтобы

 

стать

та им

 

же

 

всемо

щим.

 

Он

 

проделал

 

все

 

то

 

же

 

самое

 

с

 

мертвой

 

дев ш-

ой,

 

но

 

потерпел

 

не дач ,

 

за

 

что

 

все

 

е о

 

потом и

 

и

 

были

 

лишены

«правильной»

 

веры

 

(см.:

 

Federowski

 

1897:

 

11;

 

анало ичный

 

сюжет,

а

 

и

 

сюжет

 

с

 

частием

 

цы ана,

 

обман вше о

 

Христа,

 

быт ет

 

в

 

Га-

лиции;

 

см.:

 

Гнатю

 

1902:

 

103–105;

 

105–106).

Причиной

 

«вы люченности»

 

евреев

 

из

 

«нормально о»

 

с

 

точ и

зрения

 

славян

 

жизненно о

 

лада

 

является

 

страшный

 

рех,

 

совер-

шенный

 

евреями

 

в

 

прошлом,

 

 

распятие

 

Христа

 

и

 

последовавшее

 

за

этим

 

Божье

 

про лятие.

 

Соответственно

 

основные

 

еврейс ие

 

рели и-

озные

 

обряды

 

рассматриваются

 

а

 

еже одное

 

воспроизведение

 

м -

чений

 

и

 

азни

 

Христа

 

(см.

 

II.5

).

 

Любопытной

 

трансформации

 

под-

вер ся

 

в

 

этой

 

связи

 

сюжет

 

о

 

вечном

 

странни е

 

 

еврее,

 

про лятом

Христом

 

за

 

то,

 

что

 

во

 

время

 

п ти

 

на

 

Гол оф

 

тот

 

нал

 

е о

 

от

 

поро а

свое о

 

дома

 

(ср.

 

ле енд

 

из

 

Подолии

 

о

 

паре

 

вечных

 

странни ов

 

м жчине

 

и

 

женщине,

 

про лятых

 

Христом;

 

они

 

ходят

 

по

 

свет ,

встречаясь

 

раз

 

в

 

сто

 

лет,

 

 

Гнатю

 

1902:

 

201).

 

По

 

белор сс ом

 

по-

верью,

 

вечный

 

жид

 

стареет

 

и

 

молодеет

 

вместе

 

с

 

месяцем

 

и

 

обречен

 

на

с итание

 

до

 

Страшно о

 

с да

 

(Federowski

 

1897:

 

238).

 

Каш бы

 

верят,

что

 

večni

 

Žid

 

 

с щество

 

очень

 

малень о о

 

роста,

 

та

 

а

 

он

 

стоптал

но и

 

до

 

олен

 

за

 

время

 

с итаний;

 

о да

 

он

 

их

 

до

 

онца

 

стопчет,

 

на-

ст пит

 

онец

 

света

 

(Sychta

 

1967–1976/6:

 

297).

 

На

 

Волыни

 

расс азы-

вают,

 

что

 

вместе

 

с

 

месяцем

 

перерождаются

 

снова

 

и

 

снова

 

евреи,

 

рас-

пявшие

 

Христа

 

и

 

стоящие

 

на

 

страже

   

Гроба

 

Господня

 

в

 

Иер салиме

(Ч бинс ий

 

1872/1:

 

10–11).

 

В

 

Галиции

 

быт ет

 

представление,

 

что,

о да

 

евреи

 

распинали

 

Христа,

 

он

 

их

 

про лял,

 

чтобы

 

они

 

жили

 

веч-

но.

 

С

 

тех

 

пор

 

они

 

сидят

 

за

 

морем

 

и

 

не

 

мо

т

 

добраться

 

до

 

своей

 

стра-

ны,

 

та

 

а

 

вода

 

в

 

море

 

ипит

 

(Яворс ий

 

1915:

 

233).


background image

Рели ия

 

и

 

вера

79

79

«Ч жие»

 

соплеменни и.

 

К

 

иноверцам

 

приравниваются

 

и

 

представи-

тели

 

«свое о»

 

народа,

 

исповед ющие

 

др

ю

 

рели ию.

 

Яр ий

 

том

пример

 

 

вз ляд

 

православных

 

сербов

 

на

 

своих

 

единоплеменни ов,

сербов-м с льман.

 

В

 

XIX

 

в.

 

и

 

ранее

 

сербы

 

назвали

 

т р ами

 

не

толь о

 

этничес их

 

т ро ,

 

но

 

и

 

людей,

 

оворящих

 

по-сербс и

 

и

 

даже

не

 

знающих

 

т рец о о

 

язы а,

 

но

 

исповед ющих

 

ислам

 

(Толстой

1996:

 

29).

 

Полеш

и- атоли и

 

на

 

основании

 

различий

 

в

 

цер овном

рит але

 

от азывают

 

полеш

ам-православным

 

в

 

праве

 

называться

христианами:

 

«Р с ие

 

вроде

 

пративни и

 

Ис с

 

Христ ,

 

ани

 

ид ть

протиў

 

сонца

 

из

 

цэр ви.

 

А

 

Божа

 

Матерь

 

не

 

злюбила

 

[р сс

ю

 

вер

 

за

это]

 

и

 

пашла

 

за

 

сонцем»

 

(Т.

 

В.

 

Бай ова,

 

1901

 

.

 

р.,

 

Комаровичи

 

Петри-

овс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

В

 

Витеб-

с ой

 

б.

 

оворили,

 

что

 

атоличес ая

 

вера

 

л чше,

 

потом

 

что

 

в

 

ос-

теле

 

расивее,

 

чем

 

в

 

цер ви,

 

и рают

 

на

 

ор анах;

 

на

 

образах

 

в

 

осте-

ле

 

 

biełyje

 

asoby

,

 

а

 

в

 

цер ви

 

 

murzatyje

 

(черные,

 

темные).

 

В

 

«р сс ой

цер ви»

 

священни и

 

женатые

 

и

 

поэтом

 

причастие

 

дают

 

лож ой,

 

а

не

 

р

ами,

 

чтобы

 

не

 

ос вернить

 

е о.

 

Поведение

 

и

 

обрядность

 

«наобо-

рот»

 

(ср.

 

представления

 

православных

 

раинцев,

 

что

 

атоличес ий

священни

 

читает

 

в

 

цер ви

 

то

 

же

 

самое,

 

что

 

и

 

православный,

 

«тиль-

и

 

не

 

з

 

то о

 

инця»

 

 

УНВ:

 

46)

 

в

 

народном

 

сознании

 

являются

 

сви-

детельством

 

о

 

том,

 

что

 

этничес ие

 

соседи

 

или

 

иноверные

 

«свои»

 

ве-

р ют

 

в

 

«неправильно о»

 

Бо а,

 

что

 

«ч жая»

 

вера

 

есть

 

в

 

л чшем

 

сл -

чае

 

просто

 

безверие,

 

а

 

в

 

х дшем

 

 

есть

 

не

 

что

 

иное

 

а

 

по лонение

дьявольс им

 

силам

 

(см.

 

II.2,

 

IV.1

).

По азательно

 

в

 

этом

 

онте сте

 

отношение

 

православных

   

старо-

обрядцам,

 

оторые

 

та же

 

расцениваются

 

а

 

«ч жие»:

 

«А

 

эти

 

ж

 

ста-

раабрядцы,

 

ани

 

ж

 

нехрысци.

 

Я

 

прышла

 

ў

 

ма азин.

 

„Здраств йтя“.

 

„Здраств йтя“.

 

Н

 

ж,

 

люди

 

стаять.

 

Стаять

 

люди.

 

Сама

 

ан

á

 

с

 

Дабр

á

н-

и,

 

а

 

т

ý

та а

 

жыла

 

близ а

 

á

ля

 

ма азина,

 

её

 

Катей

 

звали,

 

и

 

ян

á

 

ста-

рабр

¸

д а

 

была

 

   

нас

 

хто

 

зав

é

 

йих

 

мас ал

,

 

а

 

хто

 

ó

ни

 

 

и

 

ян

á

 

на-

н лась

 

и

 

аже:

 

„Ты

 

ня

 

б деш

 

с

é

рдица?“

 

А

 

я

 

аж :

 

„Ча

ó

?“

 

 

„Тебе

и

 

ве

 

ни

 

б дить“,

 

 

ета

 

ан

 

та

 

ав

ó

рать.

 

И

 

мене

 

сраз

 

зделалась

плоха.

 

Я

 

жэ

 

пришла

 

дамой

 

и

 

мне

 

жэ

 

т

á

а а

 

ў

 

ма азине

 

л

á

зы

 

за-

ал

ó

ли,

 

и

 

слёзы,

 

и

 

сраз

 

нас

ó

чыл

 

п зыр.

 

П зыр

 

нас

ó

чыл

 

зраз ,

 

я

е о,

 

можэ,

 

месяц

 

насила.

 

Да

 

Иван

 

[м ж]

 

ажэ:

 

„Давай

 

я

 

е о

 

т

ó

бе

выпе

“,

 

с

é

нцыей.

 

Н

 

и

 

выпе

 

и

 

ўсё.

 

И

 

ниче о

 

и

 

не

 

был

ó

»

 

(Гра-

бов а

 

Гомельс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

О.

 

А.

 

Тернов-

с ая).

 

В

 

этом

 

полесс ом

 

нарративе

 

женщина-старообряд а

 

насылает

с лаз

 

на

 

расс азчиц .

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

определенном

 

обрядовом

 

онте сте

 

«ч жая»

 

вера

 

и

обрядность

 

мо ли

 

восприниматься

 

а

 

нечто

 

более

 

престижное

 

по

 

срав-

нению

 

со

 

«своим».

 

По

 

свидетельств

 

из

 

Гродненс ой

 

б.

 

(Вол овыс-