ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3460
Скачиваний: 2
Рели ия
и
вера
75
75
От
нас
тэпэрь
монастыр.
И
вот
вона
б ла
там,
та
молод
á
жэншчина
та
á
,
подходыть
до
батюш и.
Говорыть:
„Я
х
ó
ч
рос азаты
свою
ис-
торию“.
Вон
á
из
семьи
баптистоў.
Бать о
йий
™
б ў
там
пресвитером.
А
полюб
¢
лася
с
хлопцэм
с
та
¨
е
в
™
ры.
И
вси
б л
™
протиў
то о,
шоб
вона
за
не о
зам ж
вых
ó
дила.
Вона
йих
не
посл
ý
хала,
вона
зойш-
л
á
ся
с
тим
хлопцем,
ороче,
вийшла
из
й
™
хния
веры,
зошлась
с
тым
хлопцем.
Вот
воны
в
Ковэле
жыв ть.
И
дэ-то
йо
ó
нэ
б л
ó
,
дэ-то
в н
б ў,
ороче,
отс тствовал
тры
дня
в н.
Вот
она
одн
нич
лэ л
á
спаты
и
та
чэрэз
сон
ч
ý
е,
шо
та
я
дым
по
омнате.
Она
очи
от рыла,
а
то
та
я
из-под
подл
ó
и
вылазыть
от
та
нэд
ó
бра.
Лохм
á
тоя.
И
та
на
олэн ах,
на
чэтвэрэнь ах
до
йий
™
до
постэли
л
™
зэ.
А
вона
лэ-
жыть.
И
ажэ:
„Шо
ты
наробыла,
да
ты
п шл
á
?
К да
ты
п шл
á
,
тэбэ
опэч
á
талы“.
Шо,
мол,
вона
с
тэй
виры
пэрэшла
в
т
ý
ю
вир .
„Тэбя
опэчаталы,
на
што
ты
та
зроб
¢
ла?“
А
сам
до
е
é
не
можэ
эть
шо
подст п
¢
ты.
И
вот
та
пре ал
е
é
и
потом
раз!
—
и
назад,
и
-
да-то
исчезло.
И
вона
встала,
в лючила
свит,
подходыть
до
зэр ала,
а
ў
е
é
рэсти
на
лб
—
прамо
аж
си
¸
е.
Видно,
вона
пэрэ рэстилася,
вжэ
ж
сюды
пошла
в
цэр в .
Бо
хлопэц
той
ходиў,
и
вона
ходыла.
И
шчэ
в
та их
сл чаях
ма ом
обсыпають
вартиры,
шоб
воно
бильш
не
по а-
зывалося.
И
людын
обсивають»
(В.
И.
Денисова,
1959
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
В
этой
истории
черт
выст пает
в
роли
баптистс о о
«бо а»,
ото-
рый
боится
зна а
реста;
ср.
свидетельство
с
Волыни,
что
во
время
молений
баптисты
вызывают
«Ирода»
(черта),
оторый
боится
ре-
ста
(Кравчен о
1911:
36–37;
см.
та же
II.2
).
След ющая
ле енда
отражает
вечный
спор
атоли ов
и
православ-
ных
об
«истинности»
избранной
веры.
Сам
Христос
менял
и
имя,
и
вер :
«Ис с
Христос
переезжал
з
Е ипта
в
Ир салим.
Ис с
Христос
в
И ра-
сал
™
ме
рад
™
ўся.
Еўрэй
быў.
Имя
[е о]
Юд
Нав
™
н.
Пражыл
35
лет
еўрэйс им
цар
ó
м.
На
Ерд
á
ни
рэст
™
ўся.
Я
ён
же
стаў
рэст
™
ца,
та
ё о
схват
™
ли
и
зам
ý
чили.
Ён
па
™
н ў
еўрэйс
вер ,
а
пэрэшол
в
р с
ю.
В
р с ой
вере
дали
ем
имя
Петр
ó
-Иль
¸
.
А
Ба ародице
не
панравилась
р
ý
с а
ц
¨
р аў.
И
ана
пэрэвел
á
я
ó
асцёл.
И
пэрэхрэст
™
ли
я
ó
.
И
дали
имя
Ис с
Христос.
[Вот
поэтом
переходить
из
православия
в
атоли-
чество
можно,
а
из
атоличества
в
православие
—
нельзя.]»
(Т.
В.
Бай-
ова,
1901
.
р.,
Комаровичи
Петри овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
О.
В.
Белова).
Та
вместе
с
пол чением
«настояще о»
имени
Христос
о азывается
причастен
«правильной»
вере
(см.
та же:
Белова
1999:
14–15).
Источни
данно о
нарратива
—
оляд а
со
сходным
сюжетом.
Ср.
те ст
рождественс ой
оляд и,
записанный
в
с.
Комаровичи
в
онце
XIX
в.:
«Прачыста»
принесла
новорожденно о
в
цер овь,
де
Глава
II
76
76
е о
хотели
назвать
«Петро-Павле»;
имя
не
понравилось,
Бо оматерь
вышла
из
цер ви,
по асив
все
свечи,
и
направилась
в
остел;
в
остеле
дали
младенц
имя
«Ис с
Хрыстос»
(Ele
ńska
18
91:
490).
См.
п бли а-
цию
сходно о
те ста
из
Ровенс ой
обл.
(с.
Озерс
Д бровиц о о
р-на),
записанно о
в
1983
.:
Оболенс ая,
Топор ов
1990:
154
(Бо ородица
от-
вер ает
имена
Петр
и
Павел,
поэтом
«дали
сын
С
ý
са
Хр
¢
ста»).
Этнос
и
онфессия.
Фа тор
онфессиональной
принадлежности
и -
рает
в
системе
ценностей
народной
льт ры
определяющ ю
роль.
Принадлежность
доминир ющей
онфессии
является
для
пред-
ставителя
этноса
лавным
словием
то о,
что
он
является
неотъем-
лемой
частью
«свое о»
народа.
Именно
поэтом
в
фоль лорных
представлениях
о
«своей»
вере
и
«своем»
народе
призна
онфес-
сиональности
часто
идентифицир ется
с
призна ом
этничности.
Этничес ий
омпонент
является
значимым
для
дефиниции
раз-
личных
онфессий:
православие
—
« речес ая»,
«р сс ая»,
«сербс ая»,
«бол арс ая»
вера;
атоличество
—
«польс ая
вера»;
протестантизм
—
«немец ая
вера»;
м с льманство
—
«т рец ая»,
«татарс ая
вера»;
и -
даизм
—
«жидовс ая
вера»,
«ч х тс а
вера».
В
то
же
время
в
бал ан-
с ой
области
Височ а
Нахия,
например,
славяне
—
атоли и
и
пра-
вославные
—
называли
м с льман
«т р ами»;
м с льмане
именовали
всех
христиан
«влахами»
(
власи
)
(Филиповић
1949:
294).
Для
православных
и
атоли ов
Восточной
Европы
важно
раз-
раничение
р сс ой
и
польс ой
веры;
«р сс ая»
вера
соотносится
с
православием,
а
«польс ая»
с
атоличеством,
причем
по
ряд
свиде-
тельств
православным
от азано
в
праве
называться
христианами:
«У
нас
аворать,
шо
можно
перехадить
из
р с ой
веры
в
польс
ю.
Р с ие
вроде
пративни и
Ис с
Христ ,
ани
ид ть
протиў
сонца
из
цэр ви.
А
Божа
Матерь
не
злюбила
[р сс
ю
вер
за
это]
и
пашла
за
сонцем»
( омельс ое
Полесье;
Белова
1994:
46).
Вообще
же
«Бо
не
назначал
р сс ой
веры»;
она
взялась
сама
по
себе,
но
широ о
распространилась
и
набрала
сил
(бел.,
Federowski
1897:
236).
А
вот
что
оворили
о
происхождении
«р сс ой
веры»
в
Полесье:
«Бо
адин,
а
веры
все
на
разных
язы ах
ав
ó
рять.
Раньше
наша
р сс ая
вера
была
язычни и.
Р сс ая
православная
вера
ўзялася
з
Греции.
Князь
Ўладзимир
ўзал,
было
три
сына,
Михаил,
да
не
помню,
сестра
Анна.
Гэ-
тот
нязь
хотел
женицца,
а
ў
Киеве
тоже
ж
была
язычес ая
вера,
тады
ён
решил
перехрест
™
цца»
(М.
А.
Мартынова,
1908
.
р.,
Грабов а
Гомель-
с о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
Т.
В.
Рождественс ая).
О
немец ой
вере
(протестантизме)
поля и
и
белор сы- атоли и
ово-
рили,
что
«раньше
немцы
были
та ие,
а
мы»,
по а
епис оп
Мартин
Лютер
не
подвин лся
мом
«от
вели ой
на
и»
и
не
становил
нов ю
Рели ия
и
вера
77
77
«немец
ю»
вер ,
переведя
мно о
народ
«в
немцы»
(Federowski
1897:
234).
Православные
бал анс ие
славяне
тверждали,
что
лютеране
«не
боятся
Бо а»
на
том
основании,
что
них
нет
ни
венчания,
ни
рещения
и
они
не
соблюдают
постов
(Филиповић
1949:
296;
СбНУ
1963/51:
192).
В
Полесье,
одна о,
с
важением
относятся
представителям
этой
самой
«немец ой»
веры
—
баптистам,
или
шт ндам
,
отмечая
их
высо-
ю
нравственность
(Белова
1994:
46).
В
то
же
время
баптисты
вызывают
стой ое
подозрение
в
«неправильности»
веры,
ими
исповедываемой;
вера
эта
часто
напрям ю
сравнивается
с
верой
евреев
(см.
II.2
).
Упре ают
еван елистов
и
в
несоблюдении
постов
(
ц л.,
Кайндль
2003:
81).
Сами
баптисты
неред о
ощ щают
себя
в
положении
онимой
ве-
ры,
не
ид щей,
одна о,
ни
на
а ие
омпромиссы:
«Мы
еван ели-
сты.
Цэ
правильно.
Шт нд
—
цэ
нэпо ано
слово,
хто
е о
понимае.
„Шт нд“
—
цэ
„врэмья“,
на
одын
час
молытвы
да
и
ўсэ.
Нэмэц ое
слово
„одын“
<...>
Прых
ó
ди
врэмья
молытыся
и
аж ть:
„К ды
йд ть?“
—
„Йд ть
на
шт нд“
(„одын
час“).
[Еван елисты
в
Вербовце
были
еще
до
революции,
их
все
время
притесняли.]
Дэ
справэдливость,
там
йи
é
нэ
любыть.
[На
цер овь]
тоже
онение
было,
но,
бачте,
им
про-
стийше
—
они
и
во
власти
мо
т
сл жить,
а
вжэ
и
шт нды
—
мы
во
власти
не
сл жим,
подчиняемся
власти,
но
принимаем
тил о
Бо а»
(м жчина,
о .
50
лет,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Вин-
ниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
О
татарах,
оторые
часто
в
народном
сознании
сравнивались
с
не и-
ми
мифичес ими
инородцами,
«ди ими»,
«безверными»
людьми
(см.
I.2
),
в
Западной
Белор ссии
оворили,
что
них
татарс ая
вера
.
Христос
ниче о
не
знал
о
татарах,
ведь
они
жили
и
жив т
де-то
да-
ле о
за
морем,
потом -то
«наша
вера
до
них
не
дошла»
(Federowski
1897:
236).
Интересно
отметить
свидетельства
о
том,
что
вероиспо-
ведание
определяет
моральн ю
оцен
той
или
иной
р ппы
в
пре-
делах
одно о
этноса.
Со ласно
бол арс ой
ле енде
из
Велеса,
бол а-
ры
и
т р и
—
это
единый
народ,
но
одни
праведные
и
вер ющие,
а
др
ие
решни и-разбойни и
и
неверные
(Геор иева
1990:
48).
О
вере
более
дале их
этничес их
соседей
(например,
франц зов)
есть
свидетельства,
что
франц зы
раньше
были
добрыми
атоли а-
ми,
но
теперь
остались
«одни
масоны»
(Federowski
1897:
232).
Одна о
при
всем
различии
обрядности
и
цер овно о
алендаря
православные,
атоли и
и
даже
протестанты
признают
близость
своих
вер
на
том
основании,
что
они
«
лоняются
Христ
и
Бо
вер ють»
(Белова
1994:
46).
Совершенно
иное
отношение
славян
всех
онфес-
сий
рели ии
евреев
—
их
непосредственных
этничес их
соседей.
По
повод
жидовс ой
веры
и
ее
равноправия
с
иными
онфес-
сиями
славянс ая
традиция
фи сир ет
самые
разнообразные
пред-
Глава
II
78
78
ставления.
Наряд
с
точ ой
зрения
о
том,
что
вера
евреев
—
это
вера
Ветхо о
Завета
и
от
нее
происходит
христианство
(пол.,
Ca
ła
1992:
84),
быт ет
мнение,
что
«
жыдоў
др
ий
Бо »
(полес.,
Белова
1994:
47);
при
этом
представления
о
«ч жом»
объе те
льтово о
почитания
подвер аются
значительной
мифоло изации
(см.
III.2.1
).
Доминир ет
представление,
что
вера
евреев
—
нечто
«ненастоя-
щее»,
ведь
евреи
не
знали
в
Иис се
истинно о
Бо а:
«Рели ия
евре-
ев
освящена
Бо ом
<...>
но
они
ошиблись,
о да
не
поверили
в
при-
ход
Мессии
—
д мали,
что
придет
вели ий
царь,
а
не
та ой
бо ий
Пан
Ез с»
(см.:
Cała
1992:
94;
запись
сделана
в
восточной
Польше
(Бил орай)
от
православно о
информанта).
Евреям
«от азано
в
твер-
дой
вере»,
потом
что,
со ласно
народной
ле енде
из
Западной
Бело-
р ссии
(Вол овыс ),
«в
начале
света
все
люди
были
мертвы»,
и
Пан
Ез с
ходил
по
земле
и
оживлял
их
( лал
в
отел,
варил,
затем
д л
на
челове а);
один
еврей
вызвался
сопровождать
Христа,
чтобы
стать
та им
же
всемо
щим.
Он
проделал
все
то
же
самое
с
мертвой
дев ш-
ой,
но
потерпел
не дач ,
за
что
все
е о
потом и
и
были
лишены
«правильной»
веры
(см.:
Federowski
1897:
11;
анало ичный
сюжет,
а
и
сюжет
с
частием
цы ана,
обман вше о
Христа,
быт ет
в
Га-
лиции;
см.:
Гнатю
1902:
103–105;
105–106).
Причиной
«вы люченности»
евреев
из
«нормально о»
с
точ и
зрения
славян
жизненно о
лада
является
страшный
рех,
совер-
шенный
евреями
в
прошлом,
—
распятие
Христа
и
последовавшее
за
этим
Божье
про лятие.
Соответственно
основные
еврейс ие
рели и-
озные
обряды
рассматриваются
а
еже одное
воспроизведение
м -
чений
и
азни
Христа
(см.
II.5
).
Любопытной
трансформации
под-
вер ся
в
этой
связи
сюжет
о
вечном
странни е
—
еврее,
про лятом
Христом
за
то,
что
во
время
п ти
на
Гол оф
тот
нал
е о
от
поро а
свое о
дома
(ср.
ле енд
из
Подолии
о
паре
вечных
странни ов
—
м жчине
и
женщине,
про лятых
Христом;
они
ходят
по
свет ,
встречаясь
раз
в
сто
лет,
—
Гнатю
1902:
201).
По
белор сс ом
по-
верью,
вечный
жид
стареет
и
молодеет
вместе
с
месяцем
и
обречен
на
с итание
до
Страшно о
с да
(Federowski
1897:
238).
Каш бы
верят,
что
večni
Žid
—
с щество
очень
малень о о
роста,
та
а
он
стоптал
но и
до
олен
за
время
с итаний;
о да
он
их
до
онца
стопчет,
на-
ст пит
онец
света
(Sychta
1967–1976/6:
297).
На
Волыни
расс азы-
вают,
что
вместе
с
месяцем
перерождаются
снова
и
снова
евреи,
рас-
пявшие
Христа
и
стоящие
на
страже
Гроба
Господня
в
Иер салиме
(Ч бинс ий
1872/1:
10–11).
В
Галиции
быт ет
представление,
что,
о да
евреи
распинали
Христа,
он
их
про лял,
чтобы
они
жили
веч-
но.
С
тех
пор
они
сидят
за
морем
и
не
мо
т
добраться
до
своей
стра-
ны,
та
а
вода
в
море
ипит
(Яворс ий
1915:
233).
Рели ия
и
вера
79
79
«Ч жие»
соплеменни и.
К
иноверцам
приравниваются
и
представи-
тели
«свое о»
народа,
исповед ющие
др
ю
рели ию.
Яр ий
том
пример
—
вз ляд
православных
сербов
на
своих
единоплеменни ов,
сербов-м с льман.
В
XIX
в.
и
ранее
сербы
назвали
т р ами
не
толь о
этничес их
т ро ,
но
и
людей,
оворящих
по-сербс и
и
даже
не
знающих
т рец о о
язы а,
но
исповед ющих
ислам
(Толстой
1996:
29).
Полеш
и- атоли и
на
основании
различий
в
цер овном
рит але
от азывают
полеш
ам-православным
в
праве
называться
христианами:
«Р с ие
вроде
пративни и
Ис с
Христ ,
ани
ид ть
протиў
сонца
из
цэр ви.
А
Божа
Матерь
не
злюбила
[р сс
ю
вер
за
это]
и
пашла
за
сонцем»
(Т.
В.
Бай ова,
1901
.
р.,
Комаровичи
Петри-
овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
О.
В.
Белова).
В
Витеб-
с ой
б.
оворили,
что
атоличес ая
вера
л чше,
потом
что
в
ос-
теле
расивее,
чем
в
цер ви,
и рают
на
ор анах;
на
образах
в
осте-
ле
—
biełyje
asoby
,
а
в
цер ви
—
murzatyje
(черные,
темные).
В
«р сс ой
цер ви»
священни и
женатые
и
поэтом
причастие
дают
лож ой,
а
не
р
ами,
чтобы
не
ос вернить
е о.
Поведение
и
обрядность
«наобо-
рот»
(ср.
представления
православных
раинцев,
что
атоличес ий
священни
читает
в
цер ви
то
же
самое,
что
и
православный,
«тиль-
и
не
з
то о
инця»
—
УНВ:
46)
в
народном
сознании
являются
сви-
детельством
о
том,
что
этничес ие
соседи
или
иноверные
«свои»
ве-
р ют
в
«неправильно о»
Бо а,
что
«ч жая»
вера
есть
в
л чшем
сл -
чае
просто
безверие,
а
в
х дшем
—
есть
не
что
иное
а
по лонение
дьявольс им
силам
(см.
II.2,
IV.1
).
По азательно
в
этом
онте сте
отношение
православных
старо-
обрядцам,
оторые
та же
расцениваются
а
«ч жие»:
«А
эти
ж
ста-
раабрядцы,
ани
ж
нехрысци.
Я
прышла
ў
ма азин.
„Здраств йтя“.
—
„Здраств йтя“.
Н
ж,
люди
стаять.
Стаять
люди.
Сама
ан
á
с
Дабр
á
н-
и,
а
т
ý
та а
жыла
близ а
á
ля
ма азина,
её
Катей
звали,
и
ян
á
ста-
рабр
¸
д а
была
—
нас
хто
зав
é
йих
мас ал
™
,
а
хто
ó
ни
—
и
ян
á
на-
н лась
и
аже:
„Ты
ня
б деш
с
é
рдица?“
А
я
аж :
„Ча
ó
?“
—
„Тебе
и
ве
ни
б дить“,
—
ета
ан
™
та
ав
ó
рать.
И
мене
сраз
зделалась
плоха.
Я
жэ
пришла
дамой
и
мне
жэ
т
á
а а
ў
ма азине
л
á
зы
за-
ал
ó
ли,
и
слёзы,
и
сраз
нас
ó
чыл
п зыр.
П зыр
нас
ó
чыл
зраз ,
я
е о,
можэ,
месяц
насила.
Да
Иван
[м ж]
ажэ:
„Давай
я
е о
т
ó
бе
выпе
“,
с
é
нцыей.
Н
и
выпе
и
ўсё.
И
ниче о
и
не
был
ó
»
(Гра-
бов а
Гомельс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
О.
А.
Тернов-
с ая).
В
этом
полесс ом
нарративе
женщина-старообряд а
насылает
с лаз
на
расс азчиц .
В
то
же
время
в
определенном
обрядовом
онте сте
«ч жая»
вера
и
обрядность
мо ли
восприниматься
а
нечто
более
престижное
по
срав-
нению
со
«своим».
По
свидетельств
из
Гродненс ой
б.
(Вол овыс-