ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3462
Скачиваний: 2
Глава
II
80
80
с ий
пов.),
для
прощания
с
мершим
более
зажиточные
рестьяне
при-
лашали
чтеца,
знающе о
польс
ю
рамот .
Он
вместо
Псалтыри
читал
над
по ойни ом
польс ие
за по ойные
молитвы
(Шейн
1890:
544).
Крещение.
В
этой
связи
рещение
осмысляется
не
толь о
а
обре-
тение
истинной
веры,
но
и
а
приобщение
«своем »
этнос .
Целый
спе тр
«ч жеродных»
наименований
представлен
в
назва-
ниях
не рещеных
детей,
оторые
осознаются
а
не
принадлежа-
щие
«своем »
этнос :
бол .
еврейче
,
т р о
/
т рченче,
ци анче,
мо-
хам данче
;
серб.
т рче,
ци анчища,
б
арче,
влашче
;
ю.-р с.
жидо
не рещёный
,
с.-р с.
лопь
от
«лопарь»;
см.
та же:
СД
2:
86;
Кръсте-
ва-Бла оева
1999:
24–35).
Со ласно
раинс ом
поверью,
д ша
мер-
ше о
не рещеным
ребен а
не
может
попасть
на
небо,
«бо
вона
ше
жи-
дiв а»
и
в
течение
7
лет
должна
пребывать
под
придорожным
ре-
стом
(Гнатю
1912:
202).
У
бол ар,
ма едонцев,
слова ов,
л жичан,
поля ов
при
передаче
рестными
или
повит хой
о рещенно о
младенца
матери
происхо-
дил
рит альный
диало ,
содержащий
след ющ ю
форм л :
«Дали
вы
мне
е о
язычни ом
(евреем),
отдаю
е о
вам
христианином»
(см.,
например:
ДОО
1:
68,
91,
93,
212;
Кръстева-Бла оева
1999:
35–37).
Значимой
для
с дьбы
младенца,
оторо о
несли
рестить,
о азы-
валась
и
встреча
с
представителем
той
или
иной
народности
или
онфессии.
В
Бол арии
пола али,
что
встреча
с
цы аном
означает,
что
ребено
б дет
«с итаться
по
доро ам»;
если
ребено
испражнится
в
пели,
то
впоследствии
он
станет
«т р ом»
или
«т рчан ой»
(
адъ
-
на
),
т.
е.
сменит
вер
(Кръстева-Бла оева
1999:
37).
По
р сс ом
поверью,
сопших
младенцев
н жно
непременно
подпоясывать
«для
то о,
чтобы
их
на
том
свете
по
первом
вз ляд
можно
было
распознать
от
татарчат
и
жиденят»
(Даль
1996:
97);
по-
яс
здесь
выст пает
а
заменитель
реста,
а
зна
принадлежно-
сти
«своей»
традиции.
В
связи
с
этно онфессиональными
стереотипами
может
быть
рас-
смотрена
и
фи
ра
Христа,
вопрос
об
этничес ой
принадлежности
о-
торо о
тесно
связывается
с
идеей
вероисповедания,
рещения.
Преобладает
точ а
зрения,
что
Иис с
Христос
не
был
евреем:
«С с
Христос
жэ
хрэшченый,
а
жыды
нехрэшченые»
( омел.,
ПА
1981,
зап.
О.
В.
Белова);
«И
²
да
род
™
ўся
з
еўр
¨
й и,
а
С с
Христ
ó
с
з
Б
ó
жой
М
á
тери»,
ср.:
«И
ý
да
Ис
ý
са
зам чил
—
з
жыдоў
быў»
(М.
И.
Левчен о,
1903
.
р.,
Тхорин
Овр чс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
О.
В.
Бело-
ва);
«И да
з
жыдоў
быў,
а
Христос
нэ.
Р
ý
с ий»
(М.
И.
Левчен о,
1903
.
р.,
Тхорин
Овр чс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
О.
В.
Белова);
«Ани
ж
были
р сс ие,
Я им
и
Анна,
а
ён
же
ат
них
ра-
Рели ия
и
вера
81
81
диўся»
(Н.
П.
Левонова,
1898
.
р.,
Грабов а
Гомельс о о
р-на
Гомель-
с ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
Т.
В.
Рождественс ая).
В
польс ом
расс азе
о
рещении
Иис са
тверждается,
что
Хри-
стос
стал
поля ом,
а
толь о
рестился,
а
до
это о
он
был
евреем
(
Cała
1992:
37).
В
бол арс ой
ле енде
Дева
Мария
прячется
от
евреев,
потом
что
они
«против
бол арс ой
веры
и
против
бол ар»,
а
Христос
оворит
еврейс ом
царю,
что
осн ет
«бол арс
ю
вер »
(АИФ
330:
28–29,
Вра-
чанс о,
1985,
зап.
А.
Геор иева).
Со ласно
др
ой
ле енде,
евреи
не
хоте-
ли,
чтобы
Иис с
стал
их
царем,
потом
что
мать
е о
не
была
еврей ой,
она
была
«др
ая,
а
бол ар а»
(АИФ
353:
205,
о р.
Б р аса,
1980,
зап.
А.
Анчев).
Мотив
«нееврейс о о»
происхождения
Христа
зв чит
и
в
след ющей
ле енде:
«Мать
Иис са
была
дев ш ой,
и
был
нее
др
еврей
Я ов,
и
она
забеременела»;
пос оль
ребен а
не
было
при-
знанно о
отца,
е о
назвали
«син
божи»;
впоследствии
Иис с
пропове-
довал,
что
«евреи
и
бо ачи
—
вра и
человечества»,
за
что
они
и
ничто-
жили
е о
(АИФ
328:
109,
Михайлов радс о,
1983,
зап.
А.
Геор иева).
«Нечистое»
и
«са ральное».
Эти
понятия
тесно
переплетаются
в
на-
родном
восприятии
«ч жих»
онфессий.
Прис тствие
иноверца
ос -
верняет
священное
место
(об
этом
оворят
ле енды
Р сс о о
Севера
об
шедших
при
приближении
«литвы»,
«немцев»,
«шведов»
в
землю
хра-
мах,
см.,
например,
МРЛРС)
и
трапез
православных
(Нов ородс ая
I
Летопись
свидетельств ет
о
на азании
за
трапез
с
инородцами
или
не рещеными).
В
традиционном
р сс ом
быт
дол о
сохранялся
запрет
пользоваться
пос дой,
из
оторой
ели
цы ане,
татары,
немцы:
она
дол ое
время
считается
а
бы
ос верненной,
и
хозяй и
не
велят
домочадцам
есть
из
нее,
«по а
татарин
не
выдохнется»
(Ма симов
1995:
545).
В
XI
в.
Феодосий
Печерс ий
обличал
латинян- атоли ов
в
том,
что
«неправо
они
вер ют
и
нечисто
жив т:
едят
со
псами
и
ош ами,
пьют
свою
моч
и
едят
ящериц,
и
ди их
оней,
и
ослов,
и
давленин ,
и
мертвечин ,
и
медвежатин ,
и
бобровое
мясо,
и
бобровый
хвост»
(«Послание
нязю
о
вере
латинс ой»,
БЛДР
1:
449).
В
XX
в.
право-
славные
Височ ой
Нахии
(Босния)
тверждали,
что
атоли и
(
шо ци
)
едят
мышей,
давленных
р,
павших
домашних
животных,
барс -
ов
и
слизней
(Филиповић
1949:
294–295).
С
понятием
«нечисто о»
связано
представление
о
запахе
«ч жой»
веры
(ср.
стереотип
«запах
ч жо о»
—
I.4
).
В
бол арс ом
песенном
фоль лоре
христианс ая
вера
имен ется
«чистой»,
«бла о ханной»,
пахн щей
базили ом;
«т рец ая
вера»
расценивается
а
«собачья»,
«ни а ая»,
«смрадная»
(Ан елов
1997:
110).
В
этом
онте сте
интерес-
но
рассмотреть
обычай
бол ар
Хас ово
при
первом
пеленании
или
на
третий
день
после
рождения
сыпать
ребен
соль
на
с ибы
р че
и
но-
Глава
II
82
82
же ,
на
шей
—
«чтобы
д рно
не
пах,
о да
потел».
У
т ро
и
цы ан
это о
обычая
нет,
поэтом
о
них
оворили,
что
они
«несоленой
веры»
(ДОО
1:
202).
С
этим
же
обычаем
связан
бол арс ий
фразеоло изм
со-
леный
бол арин
(Толстой
1995:
418–426).
На
этом
фоне
еще
более
яр о
проявлялись
представления
о
«чистоте»
«своей»
веры;
эт
«чистот »
признавали
я обы
даже
иноверцы.
В
Родо-
пах
тверждали,
что
пома и
и
т р и
признают
вод
от
омовения
христи-
ан
чистой
и
при одной
для
питья
(АЕИМ
953
II
Ва .:
167).
За
связь
с
инородцами
женщин
ссылали
в
монастырь,
м жчин
отл чали
от
цер ви
(СД
2:
416).
По
свидетельств
из
Добжиньс ой
земли,
«в
прежние
времена»
на
том,
то
со решил
с
нехристиан ой,
сжи али
р бах
(Petrow
1878:
25).
Связанный
в
народном
сознании
с
нечистой
силой
«ч жой»
эт-
нос
может
стать
причиной
появления
в
мире
Антихриста
перед
он-
цом
света
(см.
II.3
).
Ка
представителей
«ч жой»
веры
или
вероотст пни ов
тра т ет
народная
традиция
тех,
то
занимается
ведовством,
олдовством,
ма ией,
ср.
р с.
ерети
‘ олд н’,
‘оборотень’
еретница
‘ олд нья,
знахар а’
(Власова
2000:
169–174).
В
то
же
время
«ч жие»
льтовые
объе ты
и
предметы
в люча-
лись
в
систем
«своих»
рели иозных
пра ти ,
направленных
на
дос-
тижение
здоровья,
спеха
и
бла опол чия
(см.
III.1.2,
III.2.3,
III.2.4
).
Приоритет
«своей»
веры.
Непо олебимым
беждением
любо о
он-
фессионально о
сообщества
является
пост лат
о
приоритете
«своей»
веры
над
верой
этничес их
соседей
или
соплеменни ов-иноверцев.
Эта
идея
находит
воплощение
в
ряде
ш точных
фоль лорных
жан-
ров,
де
сюжетообраз ющим
элементом
становится
спор
о
вере
(сюжет
имеет
литерат рное
происхождение)
или
выяснение
вопроса
«чей
Бо
старше».
В
этом
споре
противни
ведет
себя
очень
серьез-
но,
представитель
же
«нашей»
стороны
обращает
все
в
ш т
,
что
и
не
м дрено:
а сиома
не
н ждается
в
до азательствах.
Молчаливый
дисп т
о
вере
раввина
и
священни а,
оторые
объ-
ясняются
зна ами,
за анчивается
поражением
раввина.
И дей
под-
нимает
палец
вверх,
христианин
по азывает
пальцем
в
землю;
и дей
по азывает
один
палец,
христианин
—
два;
и дей
по азывает
рас ры-
т ю
ладонь,
христианин
—
ла .
Раввин
расшифровывает
этот
обмен
зна ами
след ющим
образом:
«Бо
в
небе
—
Бо
и
на
земле;
Бо
зрит
о ом
на
свет
—
Бо
зрит
дв мя
очами;
Бо
мир
на
ладони
держит
—
Бо
сжимает
мир
в
р
е»
и
признает
бо ословс
ю
м дрость
оппо-
нента.
Священни
же
истол овывает
все
иначе:
«Он
хочет
меня
пове-
сить
—
я
е о
в
землю
зарою;
он
хочет
меня
пальцем
в
лаз
т н ть
—
а
Рели ия
и
вера
83
83
я
е о
дв мя;
он
хотел
дать
мне
пощечин ,
а
я
ем
при розил
ла ом»
(Kolberg
DW
14:
364).
Со ласно
др
ом
вариант ,
еврей
вын жден
признать
правот
рестьянина
и
реститься
после
след юще о
об-
мена
зна ами:
еврей
по азал
один
палец,
рестьянин
—
три;
еврей
по азал
ладонь,
рестьянин
сжал
р
;
еврей
азал
на
небо,
ресть-
янин
—
в
землю.
Еврей
обратился
за
помощью
сендз ,
оторый
пе-
ревел
все
след ющим
образом:
один
палец
—
Бо
един,
три
пальца
—
Бо
в
Троице;
ладонь
—
Бо
все
видит,
сжатая
р
а
—
Бо
знает
все
тай-
ное;
палец
вверх
—
Бо
на
небе,
вниз
—
Бо
на
земле.
Крестьянин
более
пра матичен:
еврей
хотел
зарезать
меня
ножом,
я
ем
при розил
ви-
лами;
хотел
дарить
ладонью,
я
в
ответ
ла ом;
он
поднимет
меня
вверх,
я
ст
н
е о
о
землю
(Kolberg
DW
52:
470–471).
По
польс ом
преданию,
один
солдат
разорил
и
о рабил
мо ил
бо атой
еврей и.
Еврей а
приснилась
своем
м ж ,
расс азала
о
ра-
беже,
м ж
обратился
раввин .
Раввин
призвал
на
ладбище
апита-
на
с
солдатами,
рас опал
мо ил
и
начал
молиться,
чтобы
мершая
азала
на
виновно о.
Во
время
молитвы
мертвая
еврей а
стала
под-
ниматься
из
мо илы,
но
т т
виновни
-солдат
пришло
на
м
с азать:
«И
Слово
Божье
стало
телом
и
пребывало
средь
нас»
(ср.
Ин.
1:
14
—
«И
Слово
стало
плотию
и
обитало
с
нами»),
и
еврей а
пала.
Та
по-
вторилось
трижды,
после
че о
раввин
вын жден
был
признать,
что
здесь
прис тств ет
не то
более
м дрый,
чем
он.
Грабитель
расс азал
обо
всем
апитан ,
тот
обещал
хранить
тайн ,
признав,
что
«наша
ве-
ра
сильнее
еврейс ой»
(Ланьц т,
о р.
Пшемышля,
Saloni
1903:
324).
Фоль лорные
ане доты
о
старшинстве
«наше о»
Бо а
над
«ч -
жим»
разворачивают
этот
сюжет
и
в
область
народной
антрополо ии
(объяснение
особенностей
цвета
волос
евреев
или
причес и
старооб-
рядцев
—
см.
I.4,
II.2
),
и
в
область
представлений
об
объе те
льтово-
о
почитания
(со ласно
польс ой
ле енде
пойманный
евреями
«хлоп»,
запертый
в
подвале,
съедает
храняще ося
там
сахарно о
«еврейс о о
бож а»,
а
собственные
э с ременты
выдает
за
следы
битвы
«польс о о
Бо а»
с
«еврейс им»
—
Kolberg
DW
14:
297–298;
PBL
2:
42–43).
Помимо
орп са
общих
представлений
о
«ч жих»
верах,
а
-
м лировавше о
в
себе
основные
стереотипы,
асающиеся
образа
«ч -
жо о»
в
народной
льт ре,
аждая
ло альная
традиция
формир ет
для
себя
более
подробный
образ
той
онфессии,
с
оторой
наиболее
тесно
онта тир ет
и
непосредственно
сопри асается.
При
этом
фоль -
лорный
образ
а ой-то
одной
«ч жой»
рели ии
может
стать
своеоб-
разным
эталоном,
на
оторый
ориентир ются
все
остальные
«с евер-
ные
онстр
ты»
относительно
онфессиональной
принадлежности
этничес их
соседей
(см.
II.2
).
Глава
II
84
84
II.2.
О
«жидовс ой
вере»
в
народных
представлениях
восточных
славян
Не
сл чайно
лючевые
слова,
вынесенные
в
за лавие
раздела,
взяты
в
авыч и.
Дело
в
том,
что
на
этот
раз
речь
пойдет
не
о
восприятии
этничес их
евреев
и
и даизма
восточнославянс ой
фоль лорной
традицией,
о
чем
нам
же
доводилось
писать
(Белова
1997,
Белова
1999,
Белова
1999а).
Здесь
мы
хотели
бы
обс дить
во-
прос,
а их
призна ов,
с
точ и
зрения
носителей
традиционной
сла-
вянс ой
рестьянс ой
льт ры,
достаточно,
чтобы
объе т
или
пер-
сонаж
приобрел
в
их
лазах
стат с
«еврейс о о».
Отметим
при
этом,
что
объе том
наше о
внимания
б д т
льт рные
явления,
не
связан-
ные
енетичес и
с
еврейс ой
традицией,
но
имеющие
ряд
типоло иче-
с и
сходных
черт
с
еврейс ими
обрядами
(та ими,
а
они
видятся
соседям-славянам).
Та им
образом,
мы
рассмотрим
один
частный
сл -
чай
реализации
оппозиции
«свой–ч жой»,
о да
элементы
«своей»
льт ры
начинают
восприниматься
а
«ч жие»
(т.
е.
«еврейс ие»),
и
попытаемся
проанализировать
механизмы
этой
трансформации.
Среди
материалов
Тенишевс о о
архива
встретилось
любопытное
свидетельство,
записанное
в
онце
XIX
в.
на
Воло одчине.
Это
своеоб-
разная
свод а
рестьянс их
представлений
о
людях,
принадлежащих
др
им
онфессиям:
«При
оцен е
людей
др
ой
веры
рестьяне
принимают
во
внимание
не
столь о
вер ,
с оль о
т
общ ю
молв ,
оторая
соединена
с
той
или
др
ой
нацией,
исповедывающей
из-
вестн ю
рели ию.
Та ,
о
лицах
ма ометанс ой
рели ии
рестьяне
с дят
по
т р ам
и
татарам
<...>
„Ма ометана
ланяються
дв м
бо ам:
Алах
и
Ма омiет .
Ма омi т
жывёт
на
сем ом
небе,
а
Алах
—
на
деся-
том.
Алах
и
Ма омiет
оба
с ровы,
и
т р и
и
татара
тожо
эда ие:
потом
а
оф
Бохъ,
та
оф
и
прих от“.
[Т р и
и
татары
не
любят
христиан.
Убить
христианина
для
них
—
а
доброе
дело
сделать.
Имеют
мно о
жен
<...>
После
смерти
ма ометане
попадают
в
ад.
В
рай
их
п с ать
нельзя
—
там
б дет
очень
тесно.
На
вопрос
собирателя:
если
ма ометанин
живет
праведно
и
с
одной
женой,
да
он
попадет?
отвечает
—
„Не
знаю“.
По
размышлению
решает,
что]
можно
и
в
рай,
та
а
достоин.
[Прозвища-дразнил и
татар:]
свин оё
хо,
про лятый
Ма омет,
брито-
лобый
поросено ,
тын а
(от
тат.
тыны
—
задница)
<...>
[Собира-
тель
отмечает,
что
в
народном
сознании
татары
равны
т р ам.]
Евреи
—
нар от
хитрый
и
жадный.
Христа
продали
за
30
серебре-
ни ов.
За
што
Бох
отняў
йих
родин ,
п с ай
жив т
на
цюжих
зем-
лях.
Бох
любиў
раншэ
йих,
а
а
Христа
роспели,
та
Бо
от
и
про ни-