Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3365

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

II

80

80

с ий

 

пов.),

 

для

 

прощания

 

с

 

мершим

 

более

 

зажиточные

 

рестьяне

 

при-

лашали

 

чтеца,

 

знающе о

 

польс

ю

 

рамот .

 

Он

 

вместо

 

Псалтыри

 

читал

над

 

по ойни ом

 

польс ие

 

за по ойные

 

молитвы

 

(Шейн

 

1890:

 

544).

Крещение.

 

В

 

этой

 

связи

 

рещение

 

осмысляется

 

не

 

толь о

 

а

 

обре-

тение

 

истинной

 

веры,

 

но

 

и

 

а

 

приобщение

   

«своем »

 

этнос .

Целый

 

спе тр

 

«ч жеродных»

 

наименований

 

представлен

 

в

 

назва-

ниях

 

не рещеных

 

детей,

 

оторые

 

осознаются

 

а

 

не

 

принадлежа-

щие

 

«своем »

 

этнос :

 

бол .

 

еврейче

,

 

т р о

/

т рченче,

 

ци анче,

 

мо-

хам данче

;

 

серб.

 

т рче,

 

ци анчища,

 

б

арче,

 

влашче

;

 

ю.-р с.

 

жидо

не рещёный

,

 

с.-р с.

 

лопь

 

от

 

«лопарь»;

 

см.

 

та же:

 

СД

 

2:

 

86;

 

Кръсте-

ва-Бла оева

 

1999:

 

24–35).

 

Со ласно

 

раинс ом

 

поверью,

 

д ша

 

мер-

ше о

 

не рещеным

 

ребен а

 

не

 

может

 

попасть

 

на

 

небо,

 

«бо

 

вона

 

ше

 

жи-

дiв а»

 

и

 

в

 

течение

 

7

 

лет

 

должна

 

пребывать

 

под

 

придорожным

 

ре-

стом

 

(Гнатю

 

1912:

 

202).

У

 

бол ар,

 

ма едонцев,

 

слова ов,

 

л жичан,

 

поля ов

 

при

 

передаче

рестными

 

или

 

повит хой

 

о рещенно о

 

младенца

 

матери

 

происхо-

дил

 

рит альный

 

диало ,

 

содержащий

 

след ющ ю

 

форм л :

 

«Дали

вы

 

мне

 

е о

 

язычни ом

 

(евреем),

 

отдаю

 

е о

 

вам

 

христианином»

 

(см.,

например:

 

ДОО

 

1:

 

68,

 

91,

 

93,

 

212;

 

Кръстева-Бла оева

 

1999:

 

35–37).

Значимой

 

для

 

с дьбы

 

младенца,

 

оторо о

 

несли

 

рестить,

 

о азы-

валась

 

и

 

встреча

 

с

 

представителем

 

той

 

или

 

иной

 

народности

 

или

онфессии.

 

В

 

Бол арии

 

пола али,

 

что

 

встреча

 

с

 

цы аном

 

означает,

 

что

ребено

 

б дет

 

«с итаться

 

по

 

доро ам»;

 

если

 

ребено

 

испражнится

 

в

пели,

 

то

 

впоследствии

 

он

 

станет

 

«т р ом»

 

или

 

«т рчан ой»

 

(

адъ

-

на

),

 

т.

 

е.

 

сменит

 

вер

 

(Кръстева-Бла оева

 

1999:

 

37).

По

 

р сс ом

 

поверью,

 

сопших

 

младенцев

 

н жно

 

непременно

подпоясывать

 

«для

 

то о,

 

чтобы

 

их

 

на

 

том

 

свете

 

по

 

первом

 

вз ляд

можно

 

было

 

распознать

 

от

 

татарчат

 

и

 

жиденят»

 

(Даль

 

1996:

 

97);

 

по-

яс

 

здесь

 

выст пает

 

а

 

заменитель

 

реста,

 

а

 

зна

 

принадлежно-

сти

   

«своей»

 

традиции.

В

 

связи

 

с

 

этно онфессиональными

 

стереотипами

 

может

 

быть

 

рас-

смотрена

 

и

 

фи

ра

 

Христа,

 

вопрос

 

об

 

этничес ой

 

принадлежности

 

о-

торо о

 

тесно

 

связывается

 

с

 

идеей

 

вероисповедания,

 

рещения.

Преобладает

 

точ а

 

зрения,

 

что

 

Иис с

 

Христос

 

не

 

был

 

евреем:

 

«С с

Христос

 

жэ

 

хрэшченый,

 

а

 

жыды

 

нехрэшченые»

 

( омел.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова);

 

«И

²

да

 

род

ўся

 

з

 

еўр

¨

й и,

 

а

 

С с

 

Христ

ó

с

 

з

 

Б

ó

жой

 

М

á

тери»,

ср.:

 

«И

ý

да

 

Ис

ý

са

 

зам чил

 

 

з

 

жыдоў

 

быў»

 

(М.

 

И.

 

Левчен о,

 

1903

 

.

 

р.,

Тхорин

 

Овр чс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Бело-

ва);

 

«И да

 

з

 

жыдоў

 

быў,

 

а

 

Христос

 

нэ.

 

Р

ý

с ий»

 

(М.

 

И.

 

Левчен о,

1903

 

.

 

р.,

 

Тхорин

 

Овр чс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова);

 

«Ани

 

ж

 

были

 

р сс ие,

 

Я им

 

и

 

Анна,

 

а

 

ён

 

же

 

ат

 

них

 

ра-


background image

Рели ия

 

и

 

вера

81

81

диўся»

 

(Н.

 

П.

 

Левонова,

 

1898

 

.

 

р.,

 

Грабов а

 

Гомельс о о

 

р-на

 

Гомель-

с ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

Т.

 

В.

 

Рождественс ая).

В

 

польс ом

 

расс азе

 

о

 

рещении

 

Иис са

 

тверждается,

 

что

 

Хри-

стос

 

стал

 

поля ом,

 

а

 

толь о

 

рестился,

 

а

 

до

 

это о

 

он

 

был

 

евреем

 

(

Cała

1992:

 

37).

 

В

 

бол арс ой

 

ле енде

 

Дева

 

Мария

 

прячется

 

от

 

евреев,

 

потом

что

 

они

 

«против

 

бол арс ой

 

веры

 

и

 

против

 

бол ар»,

 

а

 

Христос

 

оворит

еврейс ом

 

царю,

 

что

 

осн ет

 

«бол арс

ю

 

вер »

 

(АИФ

 

330:

 

28–29,

 

Вра-

чанс о,

 

1985,

 

зап.

 

А.

 

Геор иева).

 

Со ласно

 

др

ой

 

ле енде,

 

евреи

 

не

 

хоте-

ли,

 

чтобы

 

Иис с

 

стал

 

их

 

царем,

 

потом

 

что

 

мать

 

е о

 

не

 

была

 

еврей ой,

она

 

была

 

«др

ая,

 

а

 

бол ар а»

 

(АИФ

 

353:

 

205,

 

о р.

 

Б р аса,

 

1980,

зап.

 

А.

 

Анчев).

 

Мотив

 

«нееврейс о о»

 

происхождения

 

Христа

 

зв чит

 

и

в

 

след ющей

 

ле енде:

 

«Мать

 

Иис са

 

была

 

дев ш ой,

 

и

 

был

   

нее

 

др

еврей

 

Я ов,

 

и

 

она

 

забеременела»;

 

пос оль

   

ребен а

 

не

 

было

 

при-

знанно о

 

отца,

 

е о

 

назвали

 

«син

 

божи»;

 

впоследствии

 

Иис с

 

пропове-

довал,

 

что

 

«евреи

 

и

 

бо ачи

 

 

вра и

 

человечества»,

 

за

 

что

 

они

 

и

 

ничто-

жили

 

е о

 

(АИФ

 

328:

 

109,

 

Михайлов радс о,

 

1983,

 

зап.

 

А.

 

Геор иева).

«Нечистое»

 

и

 

«са ральное».

 

Эти

 

понятия

 

тесно

 

переплетаются

 

в

 

на-

родном

 

восприятии

 

«ч жих»

 

онфессий.

 

Прис тствие

 

иноверца

 

ос -

верняет

 

священное

 

место

 

(об

 

этом

 

оворят

 

ле енды

 

Р сс о о

 

Севера

 

об

шедших

 

при

 

приближении

 

«литвы»,

 

«немцев»,

 

«шведов»

 

в

 

землю

 

хра-

мах,

 

см.,

 

например,

 

МРЛРС)

 

и

 

трапез

 

православных

 

(Нов ородс ая

 

I

Летопись

 

свидетельств ет

 

о

 

на азании

 

за

 

трапез

 

с

 

инородцами

 

или

не рещеными).

 

В

 

традиционном

 

р сс ом

 

быт

 

дол о

 

сохранялся

 

запрет

пользоваться

 

пос дой,

 

из

 

оторой

 

ели

 

цы ане,

 

татары,

 

немцы:

 

она

 

дол ое

время

 

считается

 

а

 

бы

 

ос верненной,

 

и

 

хозяй и

 

не

 

велят

 

домочадцам

есть

 

из

 

нее,

 

«по а

 

татарин

 

не

 

выдохнется»

 

(Ма симов

 

1995:

 

545).

В

 

XI

 

в.

 

Феодосий

 

Печерс ий

 

обличал

 

латинян- атоли ов

 

в

 

том,

что

 

«неправо

 

они

 

вер ют

 

и

 

нечисто

 

жив т:

 

едят

 

со

 

псами

 

и

 

ош ами,

пьют

 

свою

 

моч

 

и

 

едят

 

ящериц,

 

и

 

ди их

 

оней,

 

и

 

ослов,

 

и

 

давленин ,

и

 

мертвечин ,

 

и

 

медвежатин ,

 

и

 

бобровое

 

мясо,

 

и

 

бобровый

 

хвост»

(«Послание

   

нязю

 

о

 

вере

 

латинс ой»,

 

БЛДР

 

1:

 

449).

 

В

 

XX

 

в.

 

право-

славные

 

Височ ой

 

Нахии

 

(Босния)

 

тверждали,

 

что

 

атоли и

 

(

шо ци

)

едят

 

мышей,

 

давленных

 

р,

 

павших

 

домашних

 

животных,

 

барс -

ов

 

и

 

слизней

 

(Филиповић

 

1949:

 

294–295).

С

 

понятием

 

«нечисто о»

 

связано

 

представление

 

о

 

запахе

 

«ч жой»

веры

 

(ср.

 

стереотип

 

«запах

 

ч жо о»

 

 

I.4

).

 

В

 

бол арс ом

 

песенном

фоль лоре

 

христианс ая

 

вера

 

имен ется

 

«чистой»,

 

«бла о ханной»,

пахн щей

 

базили ом;

 

«т рец ая

 

вера»

 

расценивается

 

а

 

«собачья»,

«ни а ая»,

 

«смрадная»

 

(Ан елов

 

1997:

 

110).

 

В

 

этом

 

онте сте

 

интерес-

но

 

рассмотреть

 

обычай

 

бол ар

 

Хас ово

 

при

 

первом

 

пеленании

 

или

 

на

третий

 

день

 

после

 

рождения

 

сыпать

 

ребен

 

соль

 

на

 

с ибы

 

р че

 

и

 

но-


background image

Глава

 

II

82

82

же ,

 

на

 

шей

 

 

«чтобы

 

д рно

 

не

 

пах,

 

о да

 

потел».

 

У

 

т ро

 

и

 

цы ан

это о

 

обычая

 

нет,

 

поэтом

 

о

 

них

 

оворили,

 

что

 

они

 

«несоленой

 

веры»

(ДОО

 

1:

 

202).

 

С

 

этим

 

же

 

обычаем

 

связан

 

бол арс ий

 

фразеоло изм

 

со-

леный

 

бол арин

 

(Толстой

 

1995:

 

418–426).

На

 

этом

 

фоне

 

еще

 

более

 

яр о

 

проявлялись

 

представления

 

о

 

«чистоте»

«своей»

 

веры;

 

эт

 

«чистот »

 

признавали

 

я обы

 

даже

 

иноверцы.

 

В

 

Родо-

пах

 

тверждали,

 

что

 

пома и

 

и

 

т р и

 

признают

 

вод

 

от

 

омовения

 

христи-

ан

 

чистой

 

и

 

при одной

 

для

 

питья

 

(АЕИМ

 

953

 

II

 

Ва .:

 

167).

За

 

связь

 

с

 

инородцами

 

женщин

 

ссылали

 

в

 

монастырь,

 

м жчин

отл чали

 

от

 

цер ви

 

(СД

 

2:

 

416).

 

По

 

свидетельств

 

из

 

Добжиньс ой

земли,

 

«в

 

прежние

 

времена»

 

на

 

том,

 

то

 

со решил

 

с

 

нехристиан ой,

сжи али

 

р бах

 

(Petrow

 

1878:

 

25).

Связанный

 

в

 

народном

 

сознании

 

с

 

нечистой

 

силой

 

«ч жой»

 

эт-

нос

 

может

 

стать

 

причиной

 

появления

 

в

 

мире

 

Антихриста

 

перед

 

он-

цом

 

света

 

(см.

 

II.3

).

Ка

 

представителей

 

«ч жой»

 

веры

 

или

 

вероотст пни ов

 

тра т ет

народная

 

традиция

 

тех,

 

то

 

занимается

 

ведовством,

 

олдовством,

ма ией,

 

ср.

 

р с.

 

ерети

 

‘ олд н’,

 

‘оборотень’

 

еретница

 

‘ олд нья,

знахар а’

 

(Власова

 

2000:

 

169–174).

В

 

то

 

же

 

время

 

«ч жие»

 

льтовые

 

объе ты

 

и

 

предметы

 

в люча-

лись

 

в

 

систем

 

«своих»

 

рели иозных

 

пра ти ,

 

направленных

 

на

 

дос-

тижение

 

здоровья,

 

спеха

 

и

 

бла опол чия

 

(см.

 

III.1.2,

 

III.2.3,

 

III.2.4

).

Приоритет

 

«своей»

 

веры.

 

Непо олебимым

 

беждением

 

любо о

 

он-

фессионально о

 

сообщества

 

является

 

пост лат

 

о

 

приоритете

 

«своей»

веры

 

над

 

верой

 

этничес их

 

соседей

 

или

 

соплеменни ов-иноверцев.

Эта

 

идея

 

находит

 

воплощение

 

в

 

ряде

 

ш точных

 

фоль лорных

 

жан-

ров,

 

де

 

сюжетообраз ющим

 

элементом

 

становится

 

спор

 

о

 

вере

(сюжет

 

имеет

 

литерат рное

 

происхождение)

 

или

 

выяснение

 

вопроса

«чей

 

Бо

 

старше».

 

В

 

этом

 

споре

 

противни

 

ведет

 

себя

 

очень

 

серьез-

но,

 

представитель

 

же

 

«нашей»

 

стороны

 

обращает

 

все

 

в

 

ш т

,

 

что

 

и

не

 

м дрено:

 

а сиома

 

не

 

н ждается

 

в

 

до азательствах.

Молчаливый

 

дисп т

 

о

 

вере

 

раввина

 

и

 

священни а,

 

оторые

 

объ-

ясняются

 

зна ами,

 

за анчивается

 

поражением

 

раввина.

 

И дей

 

под-

нимает

 

палец

 

вверх,

 

христианин

 

по азывает

 

пальцем

 

в

 

землю;

 

и дей

по азывает

 

один

 

палец,

 

христианин

 

 

два;

 

и дей

 

по азывает

 

рас ры-

т ю

 

ладонь,

 

христианин

 

 

ла .

 

Раввин

 

расшифровывает

 

этот

 

обмен

зна ами

 

след ющим

 

образом:

 

«Бо

 

в

 

небе

 

 

Бо

 

и

 

на

 

земле;

 

Бо

 

зрит

о ом

 

на

 

свет

 

 

Бо

 

зрит

 

дв мя

 

очами;

 

Бо

 

мир

 

на

 

ладони

 

держит

 

Бо

 

сжимает

 

мир

 

в

 

р

е»

 

и

 

признает

 

бо ословс

ю

 

м дрость

 

оппо-

нента.

 

Священни

 

же

 

истол овывает

 

все

 

иначе:

 

«Он

 

хочет

 

меня

 

пове-

сить

 

 

я

 

е о

 

в

 

землю

 

зарою;

 

он

 

хочет

 

меня

 

пальцем

 

в

 

лаз

 

т н ть

 

 

а


background image

Рели ия

 

и

 

вера

83

83

я

 

е о

 

дв мя;

 

он

 

хотел

 

дать

 

мне

 

пощечин ,

 

а

 

я

 

ем

 

при розил

 

ла ом»

(Kolberg

 

DW

 

14:

 

364).

 

Со ласно

 

др

ом

 

вариант ,

 

еврей

 

вын жден

признать

 

правот

 

рестьянина

 

и

 

реститься

 

после

 

след юще о

 

об-

мена

 

зна ами:

 

еврей

 

по азал

 

один

 

палец,

 

рестьянин

 

 

три;

 

еврей

по азал

 

ладонь,

 

рестьянин

 

сжал

 

р

;

 

еврей

 

азал

 

на

 

небо,

 

ресть-

янин

 

 

в

 

землю.

 

Еврей

 

обратился

 

за

 

помощью

   

сендз ,

 

оторый

 

пе-

ревел

 

все

 

след ющим

 

образом:

 

один

 

палец

 

 

Бо

 

един,

 

три

 

пальца

 

Бо

 

в

 

Троице;

 

ладонь

 

 

Бо

 

все

 

видит,

 

сжатая

 

р

а

 

 

Бо

 

знает

 

все

 

тай-

ное;

 

палец

 

вверх

 

 

Бо

 

на

 

небе,

 

вниз

 

 

Бо

 

на

 

земле.

 

Крестьянин

 

более

пра матичен:

 

еврей

 

хотел

 

зарезать

 

меня

 

ножом,

 

я

 

ем

 

при розил

 

ви-

лами;

 

хотел

 

дарить

 

ладонью,

 

я

 

в

 

ответ

 

ла ом;

 

он

 

поднимет

 

меня

вверх,

 

я

 

ст

н

 

е о

 

о

 

землю

 

(Kolberg

 

DW

 

52:

 

470–471).

По

 

польс ом

 

преданию,

 

один

 

солдат

 

разорил

 

и

 

о рабил

 

мо ил

бо атой

 

еврей и.

 

Еврей а

 

приснилась

 

своем

 

м ж ,

 

расс азала

 

о

 

ра-

беже,

 

м ж

 

обратился

   

раввин .

 

Раввин

 

призвал

 

на

 

ладбище

 

апита-

на

 

с

 

солдатами,

 

рас опал

 

мо ил

 

и

 

начал

 

молиться,

 

чтобы

 

мершая

азала

 

на

 

виновно о.

 

Во

 

время

 

молитвы

 

мертвая

 

еврей а

 

стала

 

под-

ниматься

 

из

 

мо илы,

 

но

 

т т

 

виновни

-солдат

 

пришло

 

на

 

м

 

с азать:

«И

 

Слово

 

Божье

 

стало

 

телом

 

и

 

пребывало

 

средь

 

нас»

 

(ср.

 

Ин.

 

1:

 

14

 

«И

 

Слово

 

стало

 

плотию

 

и

 

обитало

 

с

 

нами»),

 

и

 

еврей а

 

пала.

 

Та

 

по-

вторилось

 

трижды,

 

после

 

че о

 

раввин

 

вын жден

 

был

 

признать,

 

что

здесь

 

прис тств ет

 

не то

 

более

 

м дрый,

 

чем

 

он.

 

Грабитель

 

расс азал

обо

 

всем

 

апитан ,

 

тот

 

обещал

 

хранить

 

тайн ,

 

признав,

 

что

 

«наша

 

ве-

ра

 

сильнее

 

еврейс ой»

 

(Ланьц т,

 

о р.

 

Пшемышля,

 

Saloni

 

1903:

 

324).

Фоль лорные

 

ане доты

 

о

 

старшинстве

 

«наше о»

 

Бо а

 

над

 

«ч -

жим»

 

разворачивают

 

этот

 

сюжет

 

и

 

в

 

область

 

народной

 

антрополо ии

(объяснение

 

особенностей

 

цвета

 

волос

 

евреев

 

или

 

причес и

   

старооб-

рядцев

 

 

см.

 

I.4,

 

II.2

),

 

и

 

в

 

область

 

представлений

 

об

 

объе те

 

льтово-

о

 

почитания

 

(со ласно

 

польс ой

 

ле енде

 

пойманный

 

евреями

 

«хлоп»,

запертый

 

в

 

подвале,

 

съедает

 

храняще ося

 

там

 

сахарно о

 

«еврейс о о

бож а»,

 

а

 

собственные

 

э с ременты

 

выдает

 

за

 

следы

 

битвы

 

«польс о о

Бо а»

 

с

 

«еврейс им»

 

 

Kolberg

 

DW

 

14:

 

297–298;

 

PBL

 

2:

 

42–43).

Помимо

 

орп са

 

общих

 

представлений

 

о

 

«ч жих»

 

верах,

 

а

-

м лировавше о

 

в

 

себе

 

основные

 

стереотипы,

 

асающиеся

 

образа

 

«ч -

жо о»

 

в

 

народной

 

льт ре,

 

аждая

 

ло альная

 

традиция

 

формир ет

для

 

себя

 

более

 

подробный

 

образ

 

той

 

онфессии,

 

с

 

оторой

 

наиболее

тесно

 

онта тир ет

 

и

 

непосредственно

 

сопри асается.

 

При

 

этом

 

фоль -

лорный

 

образ

 

а ой-то

 

одной

 

«ч жой»

 

рели ии

 

может

 

стать

 

своеоб-

разным

 

эталоном,

 

на

 

оторый

 

ориентир ются

 

все

 

остальные

 

«с евер-

ные

 

онстр

ты»

 

относительно

 

онфессиональной

 

принадлежности

этничес их

 

соседей

 

(см.

 

II.2

).


background image

Глава

 

II

84

84

II.2.

 

О

 

«жидовс ой

 

вере»

в

 

народных

 

представлениях

восточных

 

славян

Не

 

сл чайно

 

лючевые

 

слова,

 

вынесенные

 

в

 

за лавие

раздела,

 

взяты

 

в

 

авыч и.

 

Дело

 

в

 

том,

 

что

 

на

 

этот

 

раз

 

речь

 

пойдет

 

не

 

о

восприятии

 

этничес их

 

евреев

 

и

 

и даизма

 

восточнославянс ой

фоль лорной

 

традицией,

 

о

 

чем

 

нам

 

же

 

доводилось

 

писать

 

(Белова

1997,

 

Белова

 

1999,

 

Белова

 

1999а).

 

Здесь

 

мы

 

хотели

 

бы

 

обс дить

 

во-

прос,

 

а их

 

призна ов,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

носителей

 

традиционной

 

сла-

вянс ой

 

рестьянс ой

 

льт ры,

 

достаточно,

 

чтобы

 

объе т

 

или

 

пер-

сонаж

 

приобрел

 

в

 

их

 

лазах

 

стат с

 

«еврейс о о».

 

Отметим

 

при

 

этом,

что

 

объе том

 

наше о

 

внимания

 

б д т

 

льт рные

 

явления,

 

не

 

связан-

ные

 

енетичес и

 

с

 

еврейс ой

 

традицией,

 

но

 

имеющие

 

ряд

 

типоло иче-

с и

 

сходных

 

черт

 

с

 

еврейс ими

 

обрядами

 

(та ими,

 

а

 

они

 

видятся

соседям-славянам).

 

Та им

 

образом,

 

мы

 

рассмотрим

 

один

 

частный

 

сл -

чай

 

реализации

 

оппозиции

 

«свой–ч жой»,

 

о да

 

элементы

 

«своей»

льт ры

 

начинают

 

восприниматься

 

а

 

«ч жие»

 

(т.

 

е.

 

«еврейс ие»),

и

 

попытаемся

 

проанализировать

 

механизмы

 

этой

 

трансформации.

Среди

 

материалов

 

Тенишевс о о

 

архива

 

встретилось

 

любопытное

свидетельство,

 

записанное

 

в

 

онце

 

XIX

 

в.

 

на

 

Воло одчине.

 

Это

 

своеоб-

разная

 

свод а

 

рестьянс их

 

представлений

 

о

 

людях,

 

принадлежащих

др

им

 

онфессиям:

 

«При

 

оцен е

 

людей

 

др

ой

 

веры

 

рестьяне

принимают

 

во

 

внимание

 

не

 

столь о

 

вер ,

 

с оль о

 

т

 

общ ю

 

молв ,

оторая

 

соединена

 

с

 

той

 

или

 

др

ой

 

нацией,

 

исповедывающей

 

из-

вестн ю

 

рели ию.

 

Та ,

 

о

 

лицах

 

ма ометанс ой

 

рели ии

 

рестьяне

с дят

 

по

 

т р ам

 

и

 

татарам

 

<...>

 

„Ма ометана

 

ланяються

 

дв м

 

бо ам:

Алах

 

и

 

Ма омiет .

 

Ма омi т

 

жывёт

 

на

 

сем ом

 

небе,

 

а

 

Алах

 

 

на

 

деся-

том.

 

Алах

 

и

 

Ма омiет

 

оба

 

с ровы,

 

и

 

т р и

 

и

 

татара

 

тожо

 

эда ие:

 

потом

а

оф

 

Бохъ,

 

та

оф

 

и

 

прих от“.

 

[Т р и

 

и

 

татары

 

не

 

любят

 

христиан.

Убить

 

христианина

 

для

 

них

 

 

а

 

доброе

 

дело

 

сделать.

 

Имеют

 

мно о

жен

 

<...>

 

После

 

смерти

 

ма ометане

 

попадают

 

в

 

ад.

 

В

 

рай

 

их

 

п с ать

нельзя

 

 

там

 

б дет

 

очень

 

тесно.

 

На

 

вопрос

 

собирателя:

 

если

 

ма ометанин

живет

 

праведно

 

и

 

с

 

одной

 

женой,

 

да

 

он

 

попадет?

 

отвечает

 

 

„Не

знаю“.

 

По

 

размышлению

 

решает,

 

что]

 

можно

 

и

 

в

 

рай,

 

та

 

а

 

достоин.

[Прозвища-дразнил и

 

татар:]

 

свин оё

 

хо,

 

про лятый

 

Ма омет,

 

брито-

лобый

 

поросено ,

 

тын а

 

(от

 

тат.

 

тыны

 

 

задница)

 

<...>

 

[Собира-

тель

 

отмечает,

 

что

 

в

 

народном

 

сознании

 

татары

 

равны

 

т р ам.]

Евреи

 

 

нар от

 

хитрый

 

и

 

жадный.

 

Христа

 

продали

 

за

 

30

 

серебре-

ни ов.

 

За

 

што

 

Бох

 

отняў

   

йих

 

родин ,

 

п с ай

 

жив т

 

на

 

цюжих

 

зем-

лях.

 

Бох

 

любиў

 

раншэ

 

йих,

 

а

 

а

 

Христа

 

роспели,

 

та

 

Бо

 

от

 

и

 

про ни-