ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3465
Скачиваний: 2
Рели ия
и
вера
85
85
виўсё.
Х до
йим
б дёт
на
т ом
свите.
Жыды
первыё
пойд т
в
ат.
Евреи
б д т
дiесвовать
(действовать,
с ществовать)
до
онцины
мiра,
до
фто-
р ова
пришесвiя
Христа.
Из
jихнова
рода
произойдет
сам
Антихрист.
[О
вере
евреев
не
знают,
толь о:]
Жыды
не
вирят
во
Христа.
[Зачаст ю
по
вере
евреев
смешивают
с
татарами.]
Евреи
женятся
на
мн о ихъ
жонах
и
а
татары
не
йидят
свинин
<...>
Немци
не
вирят
во
Христа
(слыхал
от
одново
страннич а),
[нем-
цы
ни о да
не
постятся,
все
машины
сделаны
немцами].
[Католи и
—
„латыны“.]
Латыны
м олятьсё
нашом
Бо
и
ещо
своем
папе;
во
Христа
и
в
Божью
Матерь
вирят
<...>
[О
вере
франц зов.]
Кажитьсё,
наш
р сь
ю
вер
[исповед ют].
У
наших
р сс их
с
франц зами
др жба
большая;
а
оли
бы
вера
бы-
ла
разная,
та
т т
ж
ни а иё
бы
др жбы
не
было.
Неб ось
нашы
не
др жатьсё
с
т р ой
—
а
почем ?
Да
потом
самом ,
що
веры
неоди-
на овы;
т р и
не
вирят
в
нашова
Христа...»
(АРЭМ,
ф.
7,
оп.
1,
д.
376
(Воло одс ая
б.,
Тотемс ий
.,
зап.
И.
С воров,
1899),
л.
11–17).
Ка
видно
из
приведенно о
фра мента,
представления
рестьян
о
вере
их
«оппонентов»
носили
райне
расплывчатый
хара тер.
Значи-
мым
для
информантов
был
минимальный
набор
«опознавательных
зна ов»,
с
помощью
оторо о
можно
было
идентифицировать
иновер-
ца.
По азательно
при
этом
сближение
и
почти
отождествление
т ро ,
татар
и
евреев
на
основании
одно о
призна а
—
не потребления
в
пи-
щ
свинины.
Данный
призна
становится
единственным
по азателем,
передающим,
с
точ и
зрения
воло одс их
рестьян,
с ть
и
м с льман-
ства,
и
и даизма.
Анало ичные
представления
быт ют
и
в
др
их
ре ио-
нах
славянс о о
мира.
Та ,
с
точ и
зрения
бол ар,
т р и
и
евреи
—
од-
ной
веры,
пос оль
и
те
и
др
ие
делают
обрезание
и
не
едят
свинин
(Тодорова
2001:
91).
В
наборе
призна ов
«еврейства»
наблюдается
чет ое
ре иональ-
ное
различие.
Та ,
если
обратиться
материалам,
зафи сированным
на
Р сс ом
Севере
или
в
центральных
берниях
России
(т.
е.
в
тех
ре ионах,
де
местное
население
не
имело
возможности
онта тиро-
вать
с
евреями),
налицо
о ажется
стойчивый
и
райне
малый
набор
стереотипов
нижно о
происхождения,
опирающихся
на
определен-
ные
те сты.
В
перв ю
очередь
среди
источни ов
след ет
назвать
«Сон
Бо ородицы»
(те ст
имеет
широ ое
хождение
в
рестьянс ой
среде
и
хорошо
зна ом
носителям
традиции)
—
лише
типа
«жид
ó
ви и-не-
рещ
é
ни и»
происходит
а
раз
отт да
(см.:
Мороз
2002,
Прохоров
2000).
Образом
евреев-«нехристей»,
виновных
в
распятии
Спасите-
ля,
и
исчерпываются,
собственно,
представления
о
евреях
(и деях).
Что
асается
наше о
исследования,
то
для
нас
более
привле атель-
ными
б д т
материалы
из
ре ионов
тесных
славяно-еврейс их
этно-
Глава
II
86
86
льт рных
онта тов,
де
была
выработана
система
представлений
о
онфессиональных
особенностях
ч жих
(сочетающая
«объе тивные»
знания
с
их
фоль лорно-мифоло ичес ой
интерпретацией),
де
при-
зна овое
поле
«ч жо о»
(в
нашем
сл чае
—
еврея)
было
достаточно
об-
ширно
и
де
с ществовала
система
оцено
«близ о о
ч жо о»
с возь
призм
«своей»
традиции.
Ка
мы
же
отмечали
(Белова
1999а,
Белова
2003),
наиболее
жив чими
стереотипами
в
отношении
евреев
являются
стереотипы,
асающиеся:
1)
объе та
льтово о
почитания;
2)
обрядов
и
рит а-
лов;
3)
бытово о
эти ета
(внешне о
вида,
пищевых
запретов,
норм
поведения).
Эти
же
параметры
в
определенных
сит ациях
мо
т
быть
приложимы
и
«своим»
(христианс им)
онфессиональным
оппонентам,
и
наличие
сходства
межд
«неправильными»
«своими»
и
«ч жими»
неизбежно
ведет
том ,
что
оппоненты
о азываются
причислены
молвой
«жидам»,
а
вера
их
т т
же
объявляется
«жидовс ой».
Среди
подобно о
рода
«псевдо-евреев»
о азываются
в
лазах
носителей
народно о
православия
в
перв ю
очередь
старооб-
рядцы,
баптисты
и
се танты-хлысты.
Вера
и
бо осл жение.
В
Полесье
наши
информанты
тверждали,
что
баптистов
—
«жидивс а
вера,
вон
¢
Христа
одвэрн
ý
ли»
(М.
П.
Горд н,
1923
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Бе-
лова),
оворя,
что
баптисты
(«шт нды»)
не
признают
рест
а
са раль-
ный
символ
и
не
почитают
и он.
Точно
та
же
основное
видимое
отличие
баптистов
от
православных
—
отс тствие
и он
—
подчер ивали
и
наши
информанты
в
Подолии:
«З
á
ра
в
тых,
шо
шт нды
( аж ть
—
„вер -
ющие“),
то
тоже
и ониў
нэмае.
Тиль и
правослаўных.
И
ў
поля иў
нэмае
и ониў.
А
то
всё
надписи»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со о-
лова,
В.
Я.
Петр хин).
В
Подолии
в
роли
«евреев»
о азались
местные
ад-
вентисты,
оторых
здесь
называют
«с бботни ами»
(при
этом
по аза-
тельным
призна ом
здесь
выст пила
«вера
в
„Старый
завет“»:
«Н ,
ев-
реи
та же
та а
сама
вира.
Н ,
нас,
пример ,
с бботни и.
Та
сама
вира,
я
еўрэеў.
Они
Старый
завет
вер ют»
(м жчина,
о .
50
лет,
бап-
тист,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Сходная
артина
наблюдается
в
Кар ополье,
де
местное
население,
недавно
стол н вшееся
с
представителями
протестантизма,
сраз
же
опре-
делило
эт
вер
а
«еврейс
ю»
или
«ма ометс
ю».
«У
них
еврейс ая
вера.
А
я
оворю:
„Я
еврейс ой
веры
не
признаю“.
—
„У
нас
сл жбы
те
же,
те
же
эти
молитвы,
та
же
мы
их
читаем“.
Я
оворю:
„Я
знаю,
что
всё
та ,
но
всё
равно
вас
сл жба
не
наша.
И
вы
Пас
праздн ете
не
та ,
Рели ия
и
вера
87
87
а
мы.
Вы
еврейс
праздн ете
Пас
-то“»
(Мороз
1999:
14);
«У
них
а ая-то
ма ометс ая,
наверно»
(Там
же).
Столь
же
настороженное
отношение
проявляется
и
бо осл жени-
ям,
оторые
проводят
«странные»
«свои».
Вот
а
видится
бо осл же-
ние
баптистов
жителям
Кар ополя:
«Оне
вот
та
рестяцца.
[По азы-
вает:
сложила
ладони
вместе
перед
лицом
и
медленно
движет
ими
от
себя
вперед
и
вниз.]
Вот
та
ладони
держат
перед
собой»;
«Вот
т т
сл жили,
там
поют,
запоют,
ор т,
вот
р
и
подым т,
они
же
и
не
рестятся,
они
ни
а ой
и оне,
они
просто
этом
л
и
всё»
(Ловзань а
Кар ополь-
с о о
р-на
Архан ельс ой
обл.,
Мороз
1999:
14).
Не
менее
олоритное
описание
сл жбы
«шт ндовых»
содержится
в
материалах
В.
Г.
Кравчен о,
собранных
на
Волыни.
Один
парень
со-
брался
прим н ть
«до
шт ндових»
и
поведал
своей
матери,
а
про-
исходят
их
собрания:
«Наносять...
води,
читають,
а
потом
Ирод
виходит
с
тиї
води
тай
при аз є
тим,
шоб
вони
приводили
людей
до
шт нди:
—
Хлiба
й
соли
б д
давать,
рошей
б д
давать
—
сьо о
доволi
вам
б де».
Обеспо оенная
мать
зашила
ем
в
одежд
«свячено о»
и
дала
рести ,
велев
бросить
е о
в
«дiж
»
с
принесенной
водой.
Парень
бросил
рест
в
вод ,
по а
шт нды
читали
«йом »
(объе т
их
почи-
тания.
—
О.
Б
.)
—
«й
час
виходить,
а
„вiн“
не
виходить...
читали,
читали,
ричали,
ричали
—
нема!».
Вылили
вод
на
двор,
набрали
новой,
опять
читают:
«А
„вiн“
вийшов
тай
аже:
—
Ох,
я
мене
„той“
надавив!»
(имея
в
вид
рести .
—
О.
Б
.).
«Шт нды»
вы нали
парня
и
не
приняли
е о
себе
(Кравчен-
о
1911:
36–37).
Данный
фра мент
пере ли ается
с
расс азом
«Бiс
шалап тсь-
ий
бо »,
записанным
раинцев
в
Воронежс ой
б.
(о
термине
шелап ты
(хлысты)
см.:
Панчен о
2002:
9).
Не ий
«хохол»
расс а-
зывал,
а
он
был
«
шалап т
на
моленiї».
«Шалап ты»
всячес и
прельщали
хохла
своей
верой
и
день ами.
На
молении
«пос идали
сї
штани,
а
баби
юп и,
i
бi ають
р
ом
шапли а,
налито о
водою,
i
прочит ють:
„Бо
наш!
Вийди
нам!“».
На онец
вылез
их
«бо »
—
«чорний
та
ширстї,
длатий».
Хохол
ст
н л
«бо а»
ма о оном,
и
тот
б лтыхн лся
обратно
в
чан.
«Шалап ты»
запричитали,
что
он
бил
их
бо а,
но
решили
попробовать
вызвать
е о
еще
раз.
То да
м жи
бросил
в
чан
щепот
ладана.
«Бо »
вылез
толь о
то да,
о-
да
переменили
вод ,
и
пожаловался,
что
е о
привалили
« аменю-
ою».
«А
ля ають
спать
шалап ти,
та
прямо
повал,
хто
с
им
по-
пав:
бать о,
мати,
брати,
сестри:
на
це
їх
розбор
нима.
Та
воно
ж
бач
ни
д рно
єсть
ця
при аз а,
шо
боїця,
я
чорт
ладин »
(Гнатю
1912:
11–12).
Глава
II
88
88
Та им
образом,
баптисты
(«шт нды»)
и
хлысты
(«шелап ты»)
о азываются
одно о
поля
я одой:
они
по лоняются
«Ирод »
или
не оем
зооморфном
«бо
»,
причем
бо осл жение
состоит
в
вы-
ли ании
это о
персонажа
из
чана
с
водой.
В
обоих
сл чаях
«бо »
о азывается
бессильным
против
са ральных
христианс их
предме-
тов
—
нательно о
реста
и
ладана.
Более
то о,
в
последнем
примере
при
помощи
известной
по овор и
станавливается
прямая
связь
межд
«шелап тс им»
объе том
по лонения
и
чертом.
Кто
же
еще
пра ти
ет
рит алы
со
смотрением
в
чан
с
водой?
Конечно,
евреи.
Со ласно
раинс им,
белор сс им
и
польс им
по-
верьям,
евреи
смотрятся
в
вод
в
ан н
С дно о
дня,
чтобы
знать,
то
из
них
может
стать
жертвой
демона
Хап на;
тот,
ом
розит
ибель,
не
видит
свое о
отражения,
или
«тени»
в
воде
(Белова
2001:
175,
а
та же
V.3
).
Ино да
оворится,
что
та ие
действия
евреи
произ-
водят
в
ан н
праздни а
К щей
(«К ч и»)
или
на
Песах,
о да
им
тоже
рожает
нечистая
сила
(волынс ое
и
омельс ое
Полесье;
Бе-
лова
2001а:
177,
178,
а
та же
IV.2
).
Упоминание
смотрения
в
вод
свя-
зывает
эти
расс азы
с
еврейс им
рит алом
моления
над
водой
(«вытрясанием
рехов»),
происходящим
в
период
межд
еврейс им
Новым
одом
и
С дным
днем:
по
свидетельств
из
о рестностей
Бе-
лосто а,
во
время
«вытрясания
рехов»
евреи
смотрели
в
вод :
то
не
видел
свое о
отражения,
то о
мо
забрать
дьявол
(Ca
ł
a
1992:
59).
Упомянем
та же
в
связи
с
этим
еврейс ое
поверье:
в
праздни
Hoszana raba
по
возвращении
из
божницы
видеть
свою
тень
без
о-
ловы
—
значит
мереть
в
этом
од
(Волынь,
Lilientalowa
1898:
283).
А
черный
и
длатый
«жидiвсь ий
бо »
появляется
в
подольс ой
былич е,
повеств ющей
о
том,
что
можно
наблюдать
во
время
моления
на
еврейс
ю
Пасх :
«От
вони
позаставляли
на
мис ах
їдзеня,
посвi-
тили
свiч и,
ростворили
дверi
i
давай
ричати,
просити,
щоби
прий-
шов
їх
божо ».
На
призыв
от
да-то
с
черда а
явилось
нечто
—
«
д-
лате,
р бе,
та е
нiби
соба а,
нiби
чоловi »
(Левчен о
1928:
64–65).
Та им
образом,
и
вера
баптистов
и
хлыстов,
и
их
рит алы,
и
объе т
льтово о
почитания
о азываются
«срисованными»
с
еврей-
с их
рит алов
в
их
«фоль лорном
прочтении».
По азательные
схо-
ждения
зафи сированы
та же
относительно
по ребально о
обряда
«ч жих»,
о
чем
подробнее
см.
IV.3
.
Внешность
и
бытовой
эти ет.
Особенности
внешне о
вида,
в
частности
причес и,
атриб тир емые
а
«ч жие»,
та же
приписываются
и
инородцам,
и
«своим
ч жим»
(соседям,
старообрядцам),
см.
I.4
.
Это
на-
лядно
демонстрир ет
сюжет
«Чей
Бо
старше»,
причем
действ ющи-
ми
лицами
спора
о азываются
в
разных
вариантах
ле енды
м жи
и
Рели ия
и
вера
89
89
еврей,
р сс ий
и
немец,
хохол
и
мос аль,
православный
и
старообрядец.
Одно о
из
спорщи ов
запирают
в
цер ви
(в
т з е),
де
он
справляет
н жд
и
объясняет
потом,
что
это
следы
то о,
что
«наш»
Бо
победил
«жидивсь о о»,
«немец о о»,
«мос овсь о о»
или
«староверс о о».
Если
версия
«Чий
Бо
старший,
чи
наш,
чи
жидивсь ий»
сл жит
для
объяснения
то о,
почем
мно ие
евреи
имеют
рыжие
волосы
(вы-
мазались
э с рементами
—
раинцы
Причерноморья,
Ди арев
1896:
3)
или
почем
евреи
бреют
оловы,
но
оставляют
пейсы
(они
обрили
оловы
после
то о
а
м жи
Иван
признался
им,
что
э с ременты
оставлены
отнюдь
не
Бо ом,
а
им
самим
—
ц лы,
Ш хевич
1908:
155–157),
то
версии
с
«мос овс им»
и
«староверс им»
Бо ом
а цен-
тир ют
внимание
на
обычае
выстри ать
на
ма
ш е
«
менца»,
ото-
рый
тра т ется
а
обычай
старообрядчес ий
(Причерноморье;
Воро-
нежс ая
б.;
Ди арев
1896:
3–4,
30–31).
Со ласно
версии,
записан-
ной
в
Е атеринодаре,
мос али
заперли
хохла
в
т з
,
чтоб
не
ме-
шал
им
и рать
с
попом
в
арты.
Хохол
напас
дил
там
и
с азал,
что
видел,
а
бились
Бо и
и
«хохляц ий»
Бо
победил
«мос овс о о».
Мос али
вос ли н ли:
«Наш
Бо ,
наше
и
...о!»
—
и
вымазались
э с-
рементами.
«Та
тим
ото
вони
вистри ають
собi
на
тiмї
менце.
Я
не
знаю,
в
я iй
бернi
мос алi
та
выстри ають»
(Там
же).
Собиратель
отметил,
что
речь
здесь,
видимо,
идет
о
встречающемся
старообрядцев
обычае
выстри ать
волосы
на
темени
во
время
«по-
стри ов»
—
обряда,
символизир юще о
признание
мальчи а
м жчи-
ной)
(например,
в
Ниже ородс ой
б.;
Ди арев
1896:
30–31).
Это
подтверждается
материалами
с
Ниже ородчины,
ср.:
«м жчины
почти
все
вершин
оловы
стри
т»
(Зеленин
1915:
719).
Одна о
ареал
этой
«моды»
ораздо
шире,
о
чем
свидетельств ют
ма-
териалы
Р сс о о
ео рафичес о о
общества.
Данные
происходят
в
боль-
шинстве
своем
из
ре ионов,
связанных
со
старообрядчес ой
традицией;
ино да
прямо
азывается,
что
обычай
этот
заимствован
староверов.
Владимирс ая
б.:
«ма ов
на
олове
выстри ают»
(Зеленин
1914:
152);
«м жчины
волосы
выстри ают
в
р жо
и
ма ов
выстри ают
на оло,
че о
не
делают
молодые»
(Там
же).
Казанс ая
б.:
«на
ма
ш е
оловы
м жчины
выстри ают
мен-
цо
в
ознаменовании
рещения»
(Зеленин
1915:
495);
рестьяне
на
вер-
х ш е
оловы
выстри ают
небольшой
р жо ;
выстрижение
ма
ш и
означает,
что
челове
пол чил
от
Бо а
венец
бессмертия»
(Там
же).
Кал жс ая
б.:
«мно ие
выстри ают
ма
ш
и
считают
это
за
зна
христианства»
(Там
же).
Олонец ая
б.:
«волосы
пожилых
и
старых
все
почти
вы-
стрижены,
ис лючая
небольших
вис ов,
оставленных
во р
всей
оловы;
манер
та ой
взят
от
рас ольни ов»
(Там
же).