Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3364

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели ия

 

и

 

вера

85

85

виўсё.

 

Х до

 

йим

 

б дёт

 

на

 

т ом

 

свите.

 

Жыды

 

первыё

 

пойд т

 

в

 

ат.

 

Евреи

б д т

 

дiесвовать

 

(действовать,

 

с ществовать)

 

до

 

онцины

 

мiра,

 

до

 

фто-

р ова

 

пришесвiя

 

Христа.

 

Из

 

jихнова

 

рода

 

произойдет

 

сам

 

Антихрист.

 

вере

 

евреев

 

не

 

знают,

 

толь о:]

 

Жыды

 

не

 

вирят

 

во

 

Христа.

 

[Зачаст ю

по

 

вере

 

евреев

 

смешивают

 

с

 

татарами.]

 

Евреи

 

женятся

 

на

 

мн о ихъ

жонах

 

и

 

а

 

татары

 

не

 

йидят

 

свинин

 

<...>

Немци

 

не

 

вирят

 

во

 

Христа

 

(слыхал

 

от

 

одново

 

страннич а),

 

[нем-

цы

 

ни о да

 

не

 

постятся,

 

все

 

машины

 

сделаны

 

немцами].

[Католи и

 

 

„латыны“.]

 

Латыны

 

м олятьсё

 

нашом

 

Бо

 

и

 

ещо

своем

 

папе;

 

во

 

Христа

 

и

 

в

 

Божью

 

Матерь

 

вирят

 

<...>

 

вере

 

франц зов.]

 

Кажитьсё,

 

наш

 

р сь

ю

 

вер

 

[исповед ют].

У

 

наших

 

р сс их

 

с

 

франц зами

 

др жба

 

большая;

 

а

 

оли

 

бы

 

вера

 

бы-

ла

 

разная,

 

та

 

т т

 

ж

 

ни а иё

 

бы

 

др жбы

 

не

 

было.

 

Неб ось

 

нашы

 

не

др жатьсё

 

с

 

т р ой

 

 

а

 

почем ?

 

Да

 

потом

 

самом ,

 

що

 

веры

 

неоди-

на овы;

 

т р и

 

не

 

вирят

 

в

 

нашова

 

Христа...»

 

(АРЭМ,

 

ф.

 

7,

 

оп.

 

1,

 

д.

 

376

(Воло одс ая

 

б.,

 

Тотемс ий

 

.,

 

зап.

 

И.

 

С воров,

 

1899),

 

л.

 

11–17).

Ка

 

видно

 

из

 

приведенно о

 

фра мента,

 

представления

 

рестьян

 

о

вере

 

их

 

«оппонентов»

 

носили

 

райне

 

расплывчатый

 

хара тер.

 

Значи-

мым

 

для

 

информантов

 

был

 

минимальный

 

набор

 

«опознавательных

зна ов»,

 

с

 

помощью

 

оторо о

 

можно

 

было

 

идентифицировать

 

иновер-

ца.

 

По азательно

 

при

 

этом

 

сближение

 

и

 

почти

 

отождествление

 

т ро ,

татар

 

и

 

евреев

 

на

 

основании

 

одно о

 

призна а

 

 

не потребления

 

в

 

пи-

щ

 

свинины.

 

Данный

 

призна

 

становится

 

единственным

 

по азателем,

передающим,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

воло одс их

 

рестьян,

 

с ть

 

и

 

м с льман-

ства,

 

и

 

и даизма.

 

Анало ичные

 

представления

 

быт ют

 

и

 

в

 

др

их

 

ре ио-

нах

 

славянс о о

 

мира.

 

Та ,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

бол ар,

 

т р и

 

и

 

евреи

 

 

од-

ной

 

веры,

 

пос оль

 

и

 

те

 

и

 

др

ие

 

делают

 

обрезание

 

и

 

не

 

едят

 

свинин

(Тодорова

 

2001:

 

91).

В

 

наборе

 

призна ов

 

«еврейства»

 

наблюдается

 

чет ое

 

ре иональ-

ное

 

различие.

 

Та ,

 

если

 

обратиться

   

материалам,

 

зафи сированным

на

 

Р сс ом

 

Севере

 

или

 

в

 

центральных

 

берниях

 

России

 

(т.

 

е.

 

в

 

тех

ре ионах,

 

де

 

местное

 

население

 

не

 

имело

 

возможности

 

онта тиро-

вать

 

с

 

евреями),

 

налицо

 

о ажется

 

стойчивый

 

и

 

райне

 

малый

 

набор

стереотипов

 

нижно о

 

происхождения,

 

опирающихся

 

на

 

определен-

ные

 

те сты.

 

В

 

перв ю

 

очередь

 

среди

 

источни ов

 

след ет

 

назвать

 

«Сон

Бо ородицы»

 

(те ст

 

имеет

 

широ ое

 

хождение

 

в

 

рестьянс ой

 

среде

 

и

хорошо

 

зна ом

 

носителям

 

традиции)

 

 

лише

 

типа

 

«жид

ó

ви и-не-

рещ

é

ни и»

 

происходит

 

а

 

раз

 

отт да

 

(см.:

 

Мороз

 

2002,

 

Прохоров

2000).

 

Образом

 

евреев-«нехристей»,

 

виновных

 

в

 

распятии

 

Спасите-

ля,

 

и

 

исчерпываются,

 

собственно,

 

представления

 

о

 

евреях

 

(и деях).

Что

 

асается

 

наше о

 

исследования,

 

то

 

для

 

нас

 

более

 

привле атель-

ными

 

б д т

 

материалы

 

из

 

ре ионов

 

тесных

 

славяно-еврейс их

 

этно-


background image

Глава

 

II

86

86

льт рных

 

онта тов,

 

де

 

была

 

выработана

 

система

 

представлений

 

о

онфессиональных

 

особенностях

 

ч жих

 

(сочетающая

 

«объе тивные»

знания

 

с

 

их

 

фоль лорно-мифоло ичес ой

 

интерпретацией),

 

де

 

при-

зна овое

 

поле

 

«ч жо о»

 

 

нашем

 

сл чае

 

 

еврея)

 

было

 

достаточно

 

об-

ширно

 

и

 

де

 

с ществовала

 

система

 

оцено

 

«близ о о

 

ч жо о»

 

с возь

призм

 

«своей»

 

традиции.

Ка

 

мы

 

же

 

отмечали

 

(Белова

 

1999а,

 

Белова

 

2003),

 

наиболее

жив чими

 

стереотипами

 

в

 

отношении

 

евреев

 

являются

 

стереотипы,

асающиеся:

 

1)

 

объе та

 

льтово о

 

почитания;

 

2)

 

обрядов

 

и

 

рит а-

лов;

 

3)

 

бытово о

 

эти ета

 

(внешне о

 

вида,

 

пищевых

 

запретов,

 

норм

поведения).

 

Эти

 

же

 

параметры

 

в

 

определенных

 

сит ациях

 

мо

т

быть

 

приложимы

 

и

   

«своим»

 

(христианс им)

 

онфессиональным

оппонентам,

 

и

 

наличие

 

сходства

 

межд

 

«неправильными»

 

«своими»

и

 

«ч жими»

 

неизбежно

 

ведет

   

том ,

 

что

 

оппоненты

 

о азываются

причислены

 

молвой

   

«жидам»,

 

а

 

вера

 

их

 

т т

 

же

 

объявляется

«жидовс ой».

 

Среди

 

подобно о

 

рода

 

«псевдо-евреев»

 

о азываются

 

в

лазах

 

носителей

 

народно о

 

православия

 

в

 

перв ю

 

очередь

 

старооб-

рядцы,

 

баптисты

 

и

 

се танты-хлысты.

Вера

 

и

 

бо осл жение.

 

В

 

Полесье

 

наши

 

информанты

 

тверждали,

 

что

 

баптистов

 

 

«жидивс а

 

вера,

 

вон

¢

 

Христа

 

одвэрн

ý

ли»

 

(М.

 

П.

 

Горд н,

1923

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Бе-

лова),

 

оворя,

 

что

 

баптисты

 

(«шт нды»)

 

не

 

признают

 

рест

 

а

 

са раль-

ный

 

символ

 

и

 

не

 

почитают

 

и он.

 

Точно

 

та

 

же

 

основное

 

видимое

 

отличие

баптистов

 

от

 

православных

 

 

отс тствие

 

и он

 

 

подчер ивали

 

и

 

наши

информанты

 

в

 

Подолии:

 

«З

á

ра

 

в

 

тых,

 

шо

 

шт нды

 

( аж ть

 

 

„вер -

ющие“),

 

то

 

тоже

 

и ониў

 

нэмае.

 

Тиль и

   

правослаўных.

 

И

 

ў

 

поля иў

нэмае

 

и ониў.

 

А

 

то

 

всё

 

надписи»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со о-

лова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

В

  

Подолии

 

в

 

роли

 

«евреев»

 

о азались

 

местные

 

ад-

вентисты,

 

оторых

 

здесь

 

называют

 

«с бботни ами»

 

(при

 

этом

 

по аза-

тельным

 

призна ом

 

здесь

 

выст пила

 

«вера

 

в

 

„Старый

 

завет“»:

 

«Н ,

 

ев-

реи

 

та же

 

та а

 

сама

 

вира.

 

Н ,

   

нас,

   

пример ,

 

с бботни и.

 

Та

 

сама

вира,

 

я

   

еўрэеў.

 

Они

   

Старый

 

завет

 

вер ют»

 

(м жчина,

 

о .

 

50

 

лет,

 

бап-

тист,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Сходная

 

артина

 

наблюдается

 

в

 

Кар ополье,

 

де

 

местное

 

население,

недавно

 

стол н вшееся

 

с

 

представителями

 

протестантизма,

 

сраз

 

же

 

опре-

делило

 

эт

 

вер

 

а

 

«еврейс

ю»

 

или

 

«ма ометс

ю».

 

«У

 

них

 

еврейс ая

вера.

 

А

 

я

 

оворю:

 

„Я

 

еврейс ой

 

веры

 

не

 

признаю“.

 

 

„У

 

нас

 

сл жбы

 

те

же,

 

те

 

же

 

эти

 

молитвы,

 

та

 

же

 

мы

 

их

 

читаем“.

 

Я

 

оворю:

 

„Я

 

знаю,

 

что

 

всё

та ,

 

но

 

всё

 

равно

   

вас

 

сл жба

 

не

 

наша.

 

И

 

вы

 

Пас

 

праздн ете

 

не

 

та ,


background image

Рели ия

 

и

 

вера

87

87

а

 

мы.

 

Вы

 

еврейс

 

праздн ете

 

Пас

-то“»

 

(Мороз

 

1999:

 

14);

 

«У

 

них

а ая-то

 

ма ометс ая,

 

наверно»

 

(Там

 

же).

Столь

 

же

 

настороженное

 

отношение

 

проявляется

 

и

   

бо осл жени-

ям,

 

оторые

 

проводят

 

«странные»

 

«свои».

 

Вот

 

а

 

видится

 

бо осл же-

ние

 

баптистов

 

жителям

 

Кар ополя:

 

«Оне

 

вот

 

та

 

рестяцца.

 

[По азы-

вает:

 

сложила

 

ладони

 

вместе

 

перед

 

лицом

 

и

 

медленно

 

движет

 

ими

 

от

 

себя

вперед

 

и

 

вниз.]

 

Вот

 

та

 

ладони

 

держат

 

перед

 

собой»;

 

«Вот

 

т т

 

сл жили,

там

 

поют,

 

запоют,

 

ор т,

 

вот

 

р

и

 

подым т,

 

они

 

же

 

и

 

не

 

рестятся,

 

они

ни

   

а ой

 

и оне,

 

они

 

просто

 

этом

 

л

 

и

 

всё»

 

(Ловзань а

 

Кар ополь-

с о о

 

р-на

 

Архан ельс ой

 

обл.,

 

Мороз

 

1999:

 

14).

Не

 

менее

 

олоритное

 

описание

 

сл жбы

 

«шт ндовых»

 

содержится

в

 

материалах

 

В.

 

Г.

 

Кравчен о,

 

собранных

 

на

 

Волыни.

 

Один

 

парень

 

со-

брался

 

прим н ть

 

«до

 

шт ндових»

 

и

 

поведал

 

своей

 

матери,

 

а

 

про-

исходят

 

их

 

собрания:

 

«Наносять...

 

води,

 

читають,

 

а

 

потом

 

Ирод

 

виходит

с

 

тиї

 

води

 

тай

 

при аз є

 

тим,

 

шоб

 

вони

 

приводили

 

людей

 

до

 

шт нди:

 

Хлiба

 

й

 

соли

 

б д

 

давать,

 

рошей

 

б д

 

давать

 

 

сьо о

 

доволi

вам

 

б де».

Обеспо оенная

 

мать

 

зашила

 

ем

 

в

 

одежд

 

«свячено о»

 

и

 

дала

рести ,

 

велев

 

бросить

 

е о

 

в

 

«дiж

»

 

с

 

принесенной

 

водой.

 

Парень

бросил

 

рест

 

в

 

вод ,

 

по а

 

шт нды

 

читали

 

«йом »

 

(объе т

 

их

 

почи-

тания.

 

 

О.

 

Б

.)

 

 

«й

 

час

 

виходить,

 

а

 

„вiн“

 

не

 

виходить...

 

читали,

читали,

 

ричали,

 

ричали

 

 

нема!».

 

Вылили

 

вод

 

на

 

двор,

 

набрали

новой,

 

опять

 

читают:

 

«А

 

„вiн“

 

вийшов

 

тай

 

аже:

 

Ох,

 

я

 

мене

 

„той“

 

надавив!»

 

(имея

 

в

 

вид

 

рести .

 

 

О.

 

Б

.).

«Шт нды»

 

вы нали

 

парня

 

и

 

не

 

приняли

 

е о

   

себе

 

(Кравчен-

о

 

1911:

 

36–37).

Данный

 

фра мент

 

пере ли ается

 

с

 

расс азом

 

«Бiс

 

шалап тсь-

ий

 

бо »,

 

записанным

   

раинцев

 

в

 

Воронежс ой

 

б.

 

 

термине

шелап ты

 

(хлысты)

 

см.:

 

Панчен о

 

2002:

 

9).

 

Не ий

 

«хохол»

 

расс а-

зывал,

 

а

 

он

 

был

 

«

 

шалап т

 

на

 

моленiї».

 

«Шалап ты»

 

всячес и

прельщали

 

хохла

 

своей

 

верой

 

и

 

день ами.

 

На

 

молении

 

«пос идали

сї

 

штани,

 

а

 

баби

 

юп и,

 

i

 

бi ають

 

р

ом

 

шапли а,

 

налито о

 

водою,

i

 

прочит ють:

 

„Бо

 

наш!

 

Вийди

   

нам!“».

 

На онец

 

вылез

 

их

 

«бо »

 

«чорний

 

та

   

ширстї,

 

длатий».

 

Хохол

 

ст

н л

 

«бо а»

 

ма о оном,

и

 

тот

 

б лтыхн лся

 

обратно

 

в

 

чан.

 

«Шалап ты»

 

запричитали,

 

что

 

он

бил

 

их

 

бо а,

 

но

 

решили

 

попробовать

 

вызвать

 

е о

 

еще

 

раз.

 

То да

м жи

 

бросил

 

в

 

чан

 

щепот

 

ладана.

 

«Бо »

 

вылез

 

толь о

 

то да,

 

о-

да

 

переменили

 

вод ,

 

и

 

пожаловался,

 

что

 

е о

 

привалили

 

« аменю-

ою».

 

«А

 

ля ають

 

спать

 

шалап ти,

 

та

 

прямо

   

повал,

 

хто

 

с

 

им

 

по-

пав:

 

бать о,

 

мати,

 

брати,

 

сестри:

 

на

 

це

   

їх

 

розбор

 

нима.

 

Та

 

воно

 

ж

бач

 

ни

 

д рно

 

єсть

 

ця

 

при аз а,

 

шо

 

боїця,

 

я

 

чорт

 

ладин »

 

(Гнатю

1912:

 

11–12).


background image

Глава

 

II

88

88

Та им

 

образом,

 

баптисты

 

(«шт нды»)

 

и

 

хлысты

 

(«шелап ты»)

о азываются

 

одно о

 

поля

 

я одой:

 

они

 

по лоняются

 

«Ирод »

 

или

не оем

 

зооморфном

 

«бо

»,

 

причем

 

бо осл жение

 

состоит

 

в

 

вы-

ли ании

 

это о

 

персонажа

 

из

 

чана

 

с

 

водой.

 

В

 

обоих

 

сл чаях

 

«бо »

о азывается

 

бессильным

 

против

 

са ральных

 

христианс их

 

предме-

тов

 

 

нательно о

 

реста

 

и

 

ладана.

 

Более

 

то о,

 

в

 

последнем

 

примере

при

 

помощи

 

известной

 

по овор и

 

станавливается

 

прямая

 

связь

межд

 

«шелап тс им»

 

объе том

 

по лонения

 

и

 

чертом.

Кто

 

же

 

еще

 

пра ти

ет

 

рит алы

 

со

 

смотрением

 

в

 

чан

 

с

 

водой?

Конечно,

 

евреи.

 

Со ласно

 

раинс им,

 

белор сс им

 

и

 

польс им

 

по-

верьям,

 

евреи

 

смотрятся

 

в

 

вод

 

в

 

ан н

 

С дно о

 

дня,

 

чтобы

 

знать,

то

 

из

 

них

 

может

 

стать

 

жертвой

 

демона

 

Хап на;

 

тот,

 

ом

 

розит

ибель,

 

не

 

видит

 

свое о

 

отражения,

 

или

 

«тени»

 

в

 

воде

 

(Белова

 

2001:

175,

 

а

 

та же

 

V.3

).

 

Ино да

 

оворится,

 

что

 

та ие

 

действия

 

евреи

 

произ-

водят

 

в

 

ан н

 

праздни а

 

К щей

 

(«К ч и»)

 

или

 

на

 

Песах,

 

о да

 

им

тоже

 

рожает

 

нечистая

 

сила

 

(волынс ое

 

и

 

омельс ое

 

Полесье;

 

Бе-

лова

 

2001а:

 

177,

 

178,

 

а

 

та же

 

IV.2

).

 

Упоминание

 

смотрения

 

в

 

вод

 

свя-

зывает

 

эти

 

расс азы

 

с

 

еврейс им

 

рит алом

 

моления

 

над

 

водой

(«вытрясанием

 

рехов»),

 

происходящим

 

в

 

период

 

межд

 

еврейс им

Новым

 

одом

 

и

 

С дным

 

днем:

 

по

 

свидетельств

 

из

 

о рестностей

 

Бе-

лосто а,

 

во

 

время

 

«вытрясания

 

рехов»

 

евреи

 

смотрели

 

в

 

вод :

 

то

не

 

видел

 

свое о

 

отражения,

 

то о

 

мо

 

забрать

 

дьявол

 

(Ca

ł

a

 

1992:

 

59).

Упомянем

 

та же

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

еврейс ое

 

поверье:

 

в

 

праздни

Hoszana raba

 

по

 

возвращении

 

из

 

божницы

 

видеть

 

свою

 

тень

 

без

 

о-

ловы

 

 

значит

 

мереть

 

в

 

этом

 

од

 

(Волынь,

 

Lilientalowa

 

1898:

 

283).

А

 

черный

 

и

 

длатый

 

«жидiвсь ий

 

бо »

 

появляется

 

в

 

подольс ой

былич е,

 

повеств ющей

 

о

 

том,

 

что

 

можно

 

наблюдать

 

во

 

время

 

моления

на

 

еврейс

ю

 

Пасх :

 

«От

 

вони

 

позаставляли

 

на

 

мис ах

 

їдзеня,

 

посвi-

тили

 

свiч и,

 

ростворили

 

дверi

 

i

 

давай

 

ричати,

 

просити,

 

щоби

 

прий-

шов

 

їх

 

божо ».

 

На

 

призыв

 

от

да-то

 

с

 

черда а

 

явилось

 

нечто

 

 

«

д-

лате,

 

р бе,

 

та е

 

нiби

 

соба а,

 

нiби

 

чоловi »

 

(Левчен о

 

1928:

 

64–65).

Та им

 

образом,

 

и

 

вера

 

баптистов

 

и

 

хлыстов,

 

и

 

их

 

рит алы,

 

и

объе т

 

льтово о

 

почитания

 

о азываются

 

«срисованными»

 

с

 

еврей-

с их

 

рит алов

 

в

 

их

 

«фоль лорном

 

прочтении».

 

По азательные

 

схо-

ждения

 

зафи сированы

 

та же

 

относительно

 

по ребально о

 

обряда

«ч жих»,

 

о

 

чем

 

подробнее

 

см.

 

IV.3

.

Внешность

 

и

 

бытовой

 

эти ет.

 

Особенности

 

внешне о

 

вида,

 

в

 

частности

причес и,

 

атриб тир емые

 

а

 

«ч жие»,

 

та же

 

приписываются

 

и

инородцам,

 

и

 

«своим

 

ч жим»

 

(соседям,

 

старообрядцам),

 

см.

 

I.4

.

 

Это

 

на-

лядно

 

демонстрир ет

 

сюжет

 

«Чей

 

Бо

 

старше»,

 

причем

 

действ ющи-

ми

 

лицами

 

спора

 

о азываются

 

в

 

разных

 

вариантах

 

ле енды

 

м жи

 

и


background image

Рели ия

 

и

 

вера

89

89

еврей,

 

р сс ий

 

и

 

немец,

 

хохол

 

и

 

мос аль,

 

православный

 

и

 

старообрядец.

Одно о

 

из

 

спорщи ов

 

запирают

 

в

 

цер ви

 

 

т з е),

 

де

 

он

 

справляет

н жд

 

и

 

объясняет

 

потом,

 

что

 

это

 

следы

 

то о,

 

что

 

«наш»

 

Бо

 

победил

«жидивсь о о»,

 

«немец о о»,

 

«мос овсь о о»

 

или

 

«староверс о о».

Если

 

версия

 

«Чий

 

Бо

 

старший,

 

чи

 

наш,

 

чи

 

жидивсь ий»

 

сл жит

для

 

объяснения

 

то о,

 

почем

 

мно ие

 

евреи

 

имеют

 

рыжие

 

волосы

 

(вы-

мазались

 

э с рементами

 

 

раинцы

 

Причерноморья,

 

Ди арев

 

1896:

3)

 

или

 

почем

 

евреи

 

бреют

 

оловы,

 

но

 

оставляют

 

пейсы

 

(они

 

обрили

оловы

 

после

 

то о

 

а

 

м жи

 

Иван

 

признался

 

им,

 

что

 

э с ременты

оставлены

 

отнюдь

 

не

 

Бо ом,

 

а

 

им

 

самим

 

 

ц лы,

 

Ш хевич

 

1908:

155–157),

 

то

 

версии

 

с

 

«мос овс им»

 

и

 

«староверс им»

 

Бо ом

 

а цен-

тир ют

 

внимание

 

на

 

обычае

 

выстри ать

 

на

 

ма

ш е

 

«

менца»,

 

ото-

рый

 

тра т ется

 

а

 

обычай

 

старообрядчес ий

 

(Причерноморье;

 

Воро-

нежс ая

 

б.;

 

Ди арев

 

1896:

 

3–4,

 

30–31).

 

Со ласно

 

версии,

 

записан-

ной

 

в

 

Е атеринодаре,

 

мос али

 

заперли

 

хохла

 

в

 

т з

,

 

чтоб

 

не

 

ме-

шал

 

им

 

и рать

 

с

 

попом

 

в

 

арты.

 

Хохол

 

напас

дил

 

там

 

и

 

с азал,

 

что

видел,

 

а

 

бились

 

Бо и

 

и

 

«хохляц ий»

 

Бо

 

победил

 

«мос овс о о».

Мос али

 

вос ли н ли:

 

«Наш

 

Бо ,

 

наше

 

и

 

...о!»

 

 

и

 

вымазались

 

э с-

рементами.

 

«Та

 

тим

 

ото

 

вони

 

вистри ають

 

собi

 

на

 

тiмї

 

менце.

 

Я

 

не

знаю,

 

в

 

я iй

 

бернi

 

мос алi

 

та

 

выстри ають»

 

(Там

 

же).

Собиратель

 

отметил,

 

что

 

речь

 

здесь,

 

видимо,

 

идет

 

о

 

встречающемся

 

старообрядцев

 

обычае

 

выстри ать

 

волосы

 

на

 

темени

 

во

 

время

 

«по-

стри ов»

 

 

обряда,

 

символизир юще о

 

признание

 

мальчи а

 

м жчи-

ной)

 

(например,

 

в

 

Ниже ородс ой

 

б.;

 

Ди арев

 

1896:

 

30–31).

 

Это

подтверждается

 

материалами

 

с

 

Ниже ородчины,

 

ср.:

 

«м жчины

почти

 

все

 

вершин

 

оловы

 

стри

т»

 

(Зеленин

 

1915:

 

719).

Одна о

 

ареал

 

этой

 

«моды»

 

ораздо

 

шире,

 

о

 

чем

 

свидетельств ют

 

ма-

териалы

 

Р сс о о

 

ео рафичес о о

 

общества.

 

Данные

 

происходят

 

в

 

боль-

шинстве

 

своем

 

из

 

ре ионов,

 

связанных

 

со

 

старообрядчес ой

 

традицией;

ино да

 

прямо

 

азывается,

 

что

 

обычай

 

этот

 

заимствован

   

староверов.

Владимирс ая

 

б.:

 

«ма ов

 

на

 

олове

 

выстри ают»

 

(Зеленин

 

1914:

152);

 

«м жчины

 

волосы

 

выстри ают

 

в

 

р жо

 

и

 

ма ов

 

выстри ают

на оло,

 

че о

 

не

 

делают

 

молодые»

 

(Там

 

же).

Казанс ая

 

б.:

 

«на

 

ма

ш е

 

оловы

 

м жчины

 

выстри ают

 

мен-

цо

 

в

 

ознаменовании

 

рещения»

 

(Зеленин

 

1915:

 

495);

 

рестьяне

 

на

 

вер-

х ш е

 

оловы

 

выстри ают

 

небольшой

 

р жо ;

 

выстрижение

 

ма

ш и

означает,

 

что

 

челове

 

пол чил

 

от

 

Бо а

 

венец

 

бессмертия»

 

(Там

 

же).

Кал жс ая

 

б.:

 

«мно ие

 

выстри ают

 

ма

ш

 

и

 

считают

 

это

 

за

зна

 

христианства»

 

(Там

 

же).

Олонец ая

 

б.:

 

«волосы

   

пожилых

 

и

 

старых

 

все

 

почти

 

вы-

стрижены,

 

ис лючая

 

небольших

 

вис ов,

 

оставленных

 

во р

 

всей

оловы;

 

манер

 

та ой

 

взят

 

от

 

рас ольни ов»

 

(Там

 

же).