ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3466
Скачиваний: 2
Глава
II
90
90
И
на онец
отметим
еще
одно
прямое
сближение
онфессиональных
«оппонентов»
—
старообрядцев
—
с
и деями,
но
теперь
же
в
области
бытово о
эти ета.
У раинцы
При арпатья,
наблюдая
стро ость
обра-
щения
старообрядцев-липован
(местное
название
—
«пилипони»)
с
не
старообрядцами
и
их
приверженность
рит альной
чистоте,
замечали:
«То
та
я
жиди:
я
прийд ть
мiж
наших
людей,
то
тiль о
про
те
й
дбають,
щоби
не
ос вернитися.
Боронь
Боже
при
нiм
люль
за
рити
[ бе ает
из
хаты;
если
дотронется,
обтирается;
не
польз ется
„нашей“
пос дой;
нес оль о
раз
в
день
молится]»
(Фран о
1898:
201–202).
Ита ,
чтобы
прослыть
в
лазах
онфессионально о
или
этниче-
с о о
большинства
«евреем»,
совсем
не
обязательно
принимать
и -
даизм.
Призна и,
на
основе
оторых
формир ется
фоль лорный
об-
раз
«жидовств юще о»,
зачаст ю
ни а
не
связаны
с
еврейс ой
тра-
дицией
и
одина ово
применимы
о
всем
«мар иналам»
льт рно о
или
онфессионально о
сообщества.
Они
мар ир ют
яр о
видимые
отличия
от
«своей»
традиции,
и
все,
что
не
«свое»,
пол чает
та им
образом
«этничес и- онфессиональн ю»
о рас
.
II.3.
Славянс ие
народные
ле енды
о
«жидовс ом
Мессии»
Этот
раздел
асается
проблемы
отражения
мессиан-
с их
идей
в
славянс ой
фоль лорной
прозе.
В
народной
повество-
вательной
традиции
образ
Мессии,
без словно,
связан
с
представ-
лениями
о
«последних
временах»
(тема
была
райне
а т альна
на
переломе
столетий,
остается
та овой
и
сейчас),
о
с дьбах
целых
народов
и
отдельных
людей
во
время
Страшно о
с да.
Материалом
для
разработ и
этой
темы
посл жили
народные
ле-
енды
в
записях
онца
XIX
—
начала
XX
в.
и
современные
фоль лор-
ные
свидетельства
из
различных
ре ионов
славянс о о
мира.
Прежде
все о,
мессианс ие
мотивы
ор аниз ют
значительный
пласт
фоль лорной
эсхатоло ичес ой
прозы.
И
начнем
мы
именно
с
та о о
повествования,
записанно о
в
2000
.
в
с.
Речица
на
Волыни.
90-летний
Ефим
Варфоломеевич
С пр ню ,
изла ая
свою
версию
библейс их
событий,
сопровождал
расс аз
омментариями-размышлениями,
асавшимися
избранности
еврей-
с о о
народа;
перипетиям
с дьбы
евреев,
превратившихся
из
люби-
мейше о
Бо ом
народа
в
онимый
народ;
ожиданиям,
связанным
с
приближением
«последних»
времен:
«Алэ
пэрвым
народом
Бо
почитал
наивернейшим
евреев,
И д ,
и деи.
Ето
И да
б ў
сын
один,
б ў
ў
ё
ó
сын,
значыть,
Зав лон,
Иса-
Рели ия
и
вера
91
91
хар,
Симеон,
Иосиф
и
И да
б ў.
От
И да,
значыть,
Бо а
засл жиў
найлипше
достояние,
из
ё
ó
родословия
я
идэ,
та
из
И дово о
по о-
лэния
и
Христос
народыўся
<…>
Вин
жэ
сам
[т.
е.
Христос]
до
еврэй-
с о о
[рода].
Вин,
значыть,
прийшоў
до
своих,
але
там
пишэ,
шо
вин
прийшоў
до
еврэеў.
Вин
до
еврэеў
прийшоў
тыль о,
алэ
евреи
не
при-
нялы,
а
принялы
та ие,
шо
зовсим
нэ
признавалы
Бо а
—
язычни-
и,
—
шо
воны
робыли
бо оў
з
липы.
Пийдэ,
значыть,
ў
лис,
зр бае
дэ-
рэво,
др
ó
ва
сп
á
лыть,
а
з
то о
в
¢
тяша
(?)
зробыть
соби
бо а
и
м
ó
лытса,
молытся,
ё
ó
там
нарыс
ý
е
там
та эй.
Это
называўса
народ
то
язычны-
оў.
Наш
народ
из
тых,
из
язычни оў.
А
йих
[евреев],
значыть,
из
тых
[имевших
свою
рели ию].
Но
самый,
самый
йихный
из
найдоро ше о,
из
оторых
Христос
явывса.
Вин
сам
из
еврэйс о о
народ .
Вин
до
сво-
их
[пришел],
але
шо
ж
воны,
воны
не
понялы,
[что]
это
Бо
е,
это
роз-
с дыты,
это
нихто
не
розс
ý
дыть,
чом
ý
вон
ó
та ,
шо
вон
и
до
á
зывал,
исцелял
больных
и
пэрэдви аў
ўсе,
и
вос рэшаў
мэртвых
и
ўся э
тэе,
воны
не
принялы.
Воны
шэ
жд ть
сво
ó
!
Воны
шэ
жд ть
сво о,
а
наши
свяшэнни и,
одни и
вэлы и
пиш ть,
это
воны
жд ть,
значыть,
сво
ó
—
это
Антихрист!
Прид
é
из
йих,
из
еврэйс о о
народа,
прид
é
Антихрист,
оторый
овлад
é
е
светом...»
(зап.
О.
В.
Белова).
По азателен
в
онте сте
данно о
повествования
образ
Мессии.
Для
христиан
Мессия
же
пришел
—
это
Христос.
Вопрос
то да
в
том,
о о
в
та ом
сл чае
жд т
евреи.
И
ответ
вполне
однозначный,
традицион-
ный
для
народно-христианс ой
эсхатоло ии
—
это
Антихрист.
В
полесс ой
ле енде
обращает
на
себя
внимание
мотив
не знава-
ния:
евреи
не
знали
в
Христе
истинно о
Мессию,
«они
еще
жд т
сво-
е о».
Подобный
мотив
прис тств ет
и
в
расс азе,
записанном
поль-
с ом
Подлясье:
«
Izraelicka
religia
<…>
jest
religia
wybrana
przez
Boga,
tylko
że
oni
nie
uwierzyly
w
Mesjasza,
bo
myśleli,
że
to
wielki
król
przyjdzie,
a
nie
taki
ubogi
Pan
Jezus»
[Израэлитс ая
рели ия
<…>
из-
брана
Бо ом,
толь о
они
не
веровали
в
Мессию,
потом
что
д мали
—
придет
вели ий
царь,
а
не
та ой
бо ий
Пан
Ез с]
(
Cała
1992:
94).
Со-
ласно
народным
ле ендам,
не знавание
истинно о
Мессии
влечет
за
собой
страшное
прест пление
—
распятие
Христа
—
и
обре ает
евреев
на
дальнейш ю
драматичес
ю
с дьб :
вина
за
распятие
становится
«вечной»
виной
еврейс о о
народа
и
причиной
е о
страданий.
Сходным
образом
изла ается
«родословная»
Антихриста
в
ле енде,
записанной
в
восточной
Польше,
в
районе
Бялой
Подляс и
(поль-
с о-
раинс о-белор сс ое
по раничье).
«
Ancychrist
z
żydowskiego
pokolenia
»
придет
править
на
землю
на
сро
в
три
с
половиной
ода.
«
A
ch stka
izraelskogo
ludu
Żydów
ni
przyjmie
jego,
te
dużo
jego
przyjmio,
dlatego
przyjmio,
że
on
b dzie
puchodzil
z
żydowskiego
pokolenia.
Pokolenia
z
Dana
<…>
Dan
syn
to
był
Jakuba,
co
to
miał
on
Глава
II
92
92
dwanaście
synów.
Tak.
A
to
już
stare
pokolenie
i
on
nazwany
jest
Źmiejem,
że
ty
b dziesz
Źmiej
»
[А
часть
израильс о о
народа
е о
не
примет,
но
большинство
прим т,
потом
что
родом
он
б дет
из
ев-
рейс о о
олена.
Из
олена
Данова
<…>
Дан
был
сыном
Иа ова,
оторо о
было
двенадцать
сыновей.
Да.
И
это
древний
род,
и
назван
он
Змием,
ты
б дешь
Змий]
(
Czaplak
1987:
126–127).
Упомянем
та же
польс
ю
ле енд
из
о рестностей
Кра ова
о
том,
что
перед
С дным
днем
родится
Jancychrist
—
сын
Люцифера
и
70-лет-
ней
еврей и;
отличительной
чертой
е о
б дет
то,
что
он
родится
с
з ба-
ми
(Gloger
1978:
54;
ср.
широ о
распространенное
славянс ое
поверье,
что
с
з бами
рождаются
ведьмы
и
олд ны,
пыри
и
«двоед шни и»
—
СД
2:
361).
По
бол арс ой
ле енде,
еврей а
родит
сына
и
назовет
е о
Антихристом
(СбНУ
1913/
27:
347).
По
ле енде,
записанной
в
Вятс ой
б.,
Антихрист
« же
наро-
дился
и
про рыз
7
железных
дверей
—
из
тех
12-ти,
за
оторыми
он
заперт
в
аменной
оре»
(Зеленин
1914:
416).
Со ласно
современным
польс им
материалам,
оп бли ованным
А.
Цалой,
«
Antychryst
narodził
si
już
w
Chinach.
Urodził
si
z
Żydówki
cudołożnicy
i
poganina
»
[Антихрист
же
родился
в
Китае.
Родился
от
еврей и-прелюбодей и
и
язычни а],
«
Narodził
si
już
Antychryst.
Ma
już
25
lat.
Urodził
si
w
1957
r.
w
Chinach,
czyli
w
dzisiejszym
Babilonie,
z
Żydówki
prostytutki
i
z
Ducha
Świ tego
»
[Родился
же
Ан-
тихрист.
Ем
же
25
лет.
Родился
в
1957
.
в
Китае,
или
в
древнем
Ва-
вилоне,
от
еврей и-простит т и
и
Свято о
Д ха]
(
Cała
1992:
93).
Ср.
р сс ое
поверье
о
том,
что
Антихрист
о да-ниб дь
родится
от
одной
из
еретниц
—
женщин,
продавших
д ш
черт
(тамбов.,
РДС:
177).
Что
асается
представления
о
том,
что
Антихрист
явится
«из
ев-
рейс о о
народа»,
то
мотив
этот
нижно о
происхождения.
В
апо ри-
фичес ом
«Слове
Мефодия
Патарс о о»
оворится
о
том,
что
«явится
сын
по ибелныи»,
«сын
па
бе»,
творящий
«лжетворные»
знамения
и
ч деса
(Тихонравов
1863:
225–226,
246–248).
Представляет
интерес
поминание
в
одном
из
спис ов
о
зачатии
Антихриста
девой-«черни-
цей»
после
то о,
а
ее
дарила
в
лицо
залетевшая
в
о но
птица
(Там
же:
262;
ср.
Фран о
1906:
292).
Народные
славянс ие
ле енды
о
пришествии
Антихриста,
бы-
т ющие
а
среди
православных,
та
и
среди
атоли ов,
строятся
по
стандартной
схеме,
использ я
набор
стереотипных
мотивов:
пе-
ред
онцом
света
земля
перестанет
плодоносить,
наст пят
бездождие
и
зас ха,
в
ре ах
и
морях
исчезнет
вода;
земля
по роется
серебром
и
золотом,
но
люди
б д т
страдать
от
олода
и
жажды.
То да
и
явится
Антихрист,
б дет
возить
за
собой
железн ю
печь
и
соблазнять
людей
«водой»
и
«хлебом»
(на
самом
деле
это
б д т
смола
и
амни).
Тем,
Рели ия
и
вера
93
93
то
поддастся
на
ис
шение,
он
даст
свой
зна
—
печать
на
лоб
или
на
р
.
Тех,
то
б дет
противиться,
он
б дет
бросать
вилами
в
печь
(см.,
например:
Карпаты,
Гнатю
1902а:
79–80;
ю о-восточная
Поль-
ша,
D browska
1903:
96–97;
Западная
Белор ссия,
Federowski
1903:
281;
Бол ария,
Ковачев
1914:
58–59).
По
южнославянс им
поверьям,
во
время
второ о
пришествия
спас тся
лишь
те,
то
стро о
держал
пост.
Дьявол
б дет
соблазнять
людей
«водой»
и
«хлебом»,
но
постившиеся
не
б д т
ч вствовать
оло-
да
и
жажды
(Велес,
СбНУ
1895/12:
162–163;
Еленс о,
СбНУ
1913/
27:
347);
Антихрист
«зам нет»
небо,
не
б дет
дождя;
он
б дет
застав-
лять
людей
пить
из
«мо ра
стомна»
(бол .
стомна
‘
вшин
с
р ч-
ой’)
и
ставить
им
печать
на
р
(СбНУ
1913/27:
348).
Особ ю
роль
при
этом
б д т
и рать
евреи,
помо ающие
своем
«Мессии».
По
ле енде
из
Галиции,
«йа
пр
™
йди
онец
сьвiта,
то
по
йидньiм
боцьi
б д т
стойали
жиди
с
обас
á
ми,
пивом,
орiв ов,
а
на
др
iм
боцьi
б ди
во онь.
Потом
старший
сьи
запитайи,
де
хто
хочи
йти,
ци
до
жидiв,
ци
в
во онь.
Хто
пiди
до
жидiв,
то
зiст
á
ни
вьи
ф
пе льi,
а
хто
пiди
в
во онь,
—
то
ни
б ди
во онь,
то
та
сьи
б ди
зда-
вало
—
то
зiст
á
ни
в
небi»
(Гнатю
1902а:
79).
Ита ,
людям
предсто-
ит
сделать
выбор
межд
спасением
и
рехом,
а
рех
этот
олоритно
репрезентирован
фи
рами
этничес их
соседей,
соблазняющих
-
раинцев
олбасой,
пивом
и
орил ой.
Ка им
же
образом
Антихрист
дастся
завладеть
светом
и
подчи-
нить
себе
людей?
П тем
обольщения
и
обмана,
наведенно о
моро а,
видимости,
имитир ющей
святость.
Со ласно
ле енде
из
Галиции,
в
онце
времен
явится
Антихрист
и
б дет
летать
по
возд х ,
а
люди,
д -
мая,
что
это
святой,
б д т
молиться
и
по лоняться
ем
(Там
же).
«Антихрист
—
та е
би
чорт,
шо
Бо а
не
вэр е.
Ан ел
зла
—
Анти-
христ.
[Он
с ажет:]
„Люди,
я
зийшоў
з
неба,
с оро
б де
онец
света“.
Тэи
чорт
б де,
не
верьте
ем »
(М.
К.
Шмаюн,
1936
.
р.,
Тхорин
Овр ч-
с о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
1981,
зап.
О.
В.
Белова).
За
ан ельс им
видом
с рывается
дьявольс ая
с щность,
отор ю
выдают
не оторые
«атриб ты»
Антихриста.
По
ле енде
о
пришествии
Антихриста,
запи-
санной
современных
пермс их
староверов,
«придет
та ой
добрый,
а
на
лб
ро а,
и
орон
сверх
наденет,
и
сядет
на
престол…»
(Смор-
нова
1998:
34).
Истинн ю
с щность
Антихриста
выдают
не
толь о
ро а,
но
и
име-
на,
под
оторыми
он
выст пает
в
народных
ле ендах,
—
Змий
(
р.-пол.),
Гор ан
/
Гар он
( арпат.;
предположения
об
этимоло ии
это о
имени
см.:
Хобзей
2002:
89),
чорт
(з.-бел.).
Одна о
с ществ ют
нарративы,
в
оторых
ожидаемый
евреями
персонаж
носит
вполне
этно онфессионально
«о рашенное»
имя.
Глава
II
94
94
Та ова
ле енда
из
Западной
Белор ссии,
начинающаяся
словами
«Старые
люди
та
оворили:
„Мае
быць
жыдоўс и
Мясьяш…“»
(Federowski
1903:
281).
Хара терной
особенностью
этой
ле енды
является
прослеживаемое
в
ней
влияние
ино
льт рной
нижно-фоль лорной
традиции,
а
имен-
но
традиции
раввинистичес ой
литерат ры
и
мидрашей
(подробнее
см.:
Белова
2004:
20–22).
Со ласно
помян той
западнобелор сс ой
ле енде,
«жидовс ий
Мессия»
(т.
е.
Антихрист),
родится
в
онце
времен
одной
еврей и
после
семилетней
беременности,
сраз
после
рождения
станет
ходить,
сделает
себе
воз
с
железной
печью,
б дет
ездить
по
свет
и
обращать
людей
в
свою
вер .
Тем,
то
со ласится,
он
«даст
свой
зна »
и
при-
ажет
для
них
зарезать
вола
Шараб ра.
Вол
этот
о ромный
—
в
день
он
съедает
7
ор
травы
и
выпивает
7
ре
воды.
А
потом
он
вознесется
на
небо,
«но
это
неправда,
—
за лючает
ле енда,
—
потом
что
это
не
Мессия,
а
черт»
(Federowski
1903:
281).
В
этом
те сте
прис тств ет
целый
ряд
мотивов,
оторые
треб ют
омментария
в
свете
наше о
исследования.
Во-первых,
это
поминание
та ой
особенности
«жидовс о о
Мес-
сии»,
а
способность
ходить
сраз
после
рождения.
Со ласно
еврей-
с им
ле ендам,
именно
та ой
способностью
обладал
Каин,
оторый
сраз
же
после
рождения
встал
на
но и,
побежал
и
принес
Еве
орсть
соломенных
стеблей
(пшеничный
олосо ),
и
этим
та же
объясняет-
ся
е о
имя
—
Каин
от
qaneh
‘солома,
тростни ,
стебель’.
Отметим,
что
в
еврейс их
мидрашах,
связанных
с
традицией
поп лярно о
тол ования
те стов
Торы,
о
Каине
оворится,
что
он
был
плодом
связи
Евы
с
ан елом
Самаэлем,
оторый,
приняв
вид
змея,
овладел
Евой;
та
а
лицо
новорожденно о
Каина
сияло
ан ельс им
светом,
Ева
(зная,
что
Адам
не
был
отцом
Каина)
простод шно
вос ли н ла:
«Я
родила
сына
(челове а)
от
Яхве!»
(ср.
Быт.
4:
1
—
«приобрела
я
челове а
от
Господа»
и
в
связи
с
этим
этимоло ию
имени
Каин
от
qaniti
‘приобретать’
—
Ginzberg
1956:
54–55;
Graves,
Patai
1966:
85–88
;
Грейвс,
Патай
2002:
123–124).
Еврейс ие
ле енды
подробно
расс азывают
о
пре решениях
лю-
дей
та
называемо о
по оления
Потопа,
оторые
и
вызвали
нев
Божий.
Люди,
не
знавшие
жизненных
невз од,
способные
ходить
и
оворить
сраз
же
после
рождения,
не
боявшиеся
демонов,
верова-
ли
в
свою
безна азанность:
они
вели
расп тн ю
и
бесчестн ю
жизнь,
были
жадны
и
прожорливы,
орды
и
самонадеянны
(Ginzberg
1956:
70–71).
В
раинс ом,
бол арс ом
и
ма едонс ом
фоль лоре
та же
быт ют
ле енды,
объясняющие,
почем
теперь
люди
не
ходят
сраз
после
рождения.
Это
мение
Бо
отнял
людей
за
неверие
и
недове-