Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3466

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

II

90

90

И

 

на онец

 

отметим

 

еще

 

одно

 

прямое

 

сближение

 

онфессиональных

«оппонентов»

 

 

старообрядцев

 

 

с

 

и деями,

 

но

 

теперь

 

же

 

в

 

области

бытово о

 

эти ета.

 

У раинцы

 

При арпатья,

 

наблюдая

 

стро ость

 

обра-

щения

 

старообрядцев-липован

 

(местное

 

название

 

 

«пилипони»)

 

с

 

не

старообрядцами

 

и

 

их

 

приверженность

 

рит альной

 

чистоте,

 

замечали:

«То

 

та

 

я

 

жиди:

 

я

 

прийд ть

 

мiж

 

наших

 

людей,

 

то

 

тiль о

 

про

 

те

 

й

дбають,

 

щоби

 

не

 

ос вернитися.

 

Боронь

 

Боже

 

при

 

нiм

 

люль

 

за

рити

[ бе ает

 

из

 

хаты;

 

если

 

дотронется,

 

обтирается;

 

не

 

польз ется

 

„нашей“

пос дой;

 

нес оль о

 

раз

 

в

 

день

 

молится]»

 

(Фран о

 

1898:

 

201–202).

Ита ,

 

чтобы

 

прослыть

 

в

 

лазах

 

онфессионально о

 

или

 

этниче-

с о о

 

большинства

 

«евреем»,

 

совсем

 

не

 

обязательно

 

принимать

 

и -

даизм.

 

Призна и,

 

на

 

основе

 

оторых

 

формир ется

 

фоль лорный

 

об-

раз

 

«жидовств юще о»,

 

зачаст ю

 

ни а

 

не

 

связаны

 

с

 

еврейс ой

 

тра-

дицией

 

и

 

одина ово

 

применимы

 

о

 

всем

 

«мар иналам»

 

льт рно о

или

 

онфессионально о

 

сообщества.

 

Они

 

мар ир ют

 

яр о

 

видимые

отличия

 

от

 

«своей»

 

традиции,

 

и

 

все,

 

что

 

не

 

«свое»,

 

пол чает

 

та им

образом

 

«этничес и- онфессиональн ю»

 

о рас

.

II.3.

 

Славянс ие

 

народные

 

ле енды

о

 

«жидовс ом

 

Мессии»

Этот

 

раздел

 

асается

 

проблемы

 

отражения

 

мессиан-

с их

 

идей

 

в

 

славянс ой

 

фоль лорной

 

прозе.

 

В

 

народной

 

повество-

вательной

 

традиции

 

образ

 

Мессии,

 

без словно,

 

связан

 

с

 

представ-

лениями

 

о

 

«последних

 

временах»

 

(тема

 

была

 

райне

 

а т альна

 

на

переломе

 

столетий,

 

остается

 

та овой

 

и

 

сейчас),

 

о

 

с дьбах

 

целых

народов

 

и

 

отдельных

 

людей

 

во

 

время

 

Страшно о

 

с да.

Материалом

 

для

 

разработ и

 

этой

 

темы

 

посл жили

 

народные

 

ле-

енды

 

в

 

записях

 

онца

 

XIX

 

 

начала

 

XX

 

в.

 

и

 

современные

 

фоль лор-

ные

 

свидетельства

 

из

 

различных

 

ре ионов

 

славянс о о

 

мира.

Прежде

 

все о,

 

мессианс ие

 

мотивы

 

ор аниз ют

 

значительный

пласт

 

фоль лорной

 

эсхатоло ичес ой

 

прозы.

И

 

начнем

 

мы

 

именно

 

с

 

та о о

 

повествования,

 

записанно о

 

в

 

2000

 

.

в

 

с.

 

Речица

 

на

 

Волыни.

 

90-летний

 

Ефим

 

Варфоломеевич

 

С пр ню ,

изла ая

 

свою

 

версию

 

библейс их

 

событий,

 

сопровождал

 

расс аз

омментариями-размышлениями,

 

асавшимися

 

избранности

 

еврей-

с о о

 

народа;

 

перипетиям

 

с дьбы

 

евреев,

 

превратившихся

 

из

 

люби-

мейше о

 

Бо ом

 

народа

 

в

 

онимый

 

народ;

 

ожиданиям,

 

связанным

 

с

приближением

 

«последних»

 

времен:

«Алэ

 

пэрвым

 

народом

 

Бо

 

почитал

 

наивернейшим

 

евреев,

 

И д ,

и деи.

 

Ето

 

И да

 

б ў

 

сын

 

один,

 

б ў

 

ў

 

ё

ó

 

сын,

 

значыть,

 

Зав лон,

 

Иса-


background image

Рели ия

 

и

 

вера

91

91

хар,

 

Симеон,

 

Иосиф

 

и

 

И да

 

б ў.

 

От

 

И да,

 

значыть,

   

Бо а

 

засл жиў

найлипше

 

достояние,

 

из

 

ё

ó

 

родословия

 

я

 

идэ,

 

та

 

из

 

И дово о

 

по о-

лэния

 

и

 

Христос

 

народыўся

 

<…>

 

Вин

 

жэ

 

сам

 

[т.

 

е.

 

Христос]

 

до

 

еврэй-

с о о

 

[рода].

 

Вин,

 

значыть,

 

прийшоў

 

до

 

своих,

 

але

 

там

 

пишэ,

 

шо

 

вин

прийшоў

 

до

 

еврэеў.

 

Вин

 

до

 

еврэеў

 

прийшоў

 

тыль о,

 

алэ

 

евреи

 

не

 

при-

нялы,

 

а

 

принялы

 

та ие,

 

шо

 

зовсим

 

нэ

 

признавалы

 

Бо а

 

 

язычни-

и,

 

 

шо

 

воны

 

робыли

 

бо оў

 

з

 

липы.

 

Пийдэ,

 

значыть,

 

ў

 

лис,

 

зр бае

 

дэ-

рэво,

 

др

ó

ва

 

сп

á

лыть,

 

а

 

з

 

то о

 

в

¢

тяша

 

(?)

 

зробыть

 

соби

 

бо а

 

и

 

м

ó

лытса,

молытся,

 

ё

ó

 

там

 

нарыс

ý

е

 

там

 

та эй.

 

Это

 

называўса

 

народ

 

то

 

язычны-

оў.

 

Наш

 

народ

 

из

 

тых,

 

из

 

язычни оў.

 

А

 

йих

 

[евреев],

 

значыть,

 

из

 

тых

[имевших

 

свою

 

рели ию].

 

Но

 

самый,

 

самый

 

йихный

 

из

 

найдоро ше о,

из

 

оторых

 

Христос

 

явывса.

 

Вин

 

сам

 

из

 

еврэйс о о

 

народ .

 

Вин

 

до

 

сво-

их

 

[пришел],

 

але

 

шо

 

ж

 

воны,

 

воны

 

не

 

понялы,

 

[что]

 

это

 

Бо

 

е,

 

это

 

роз-

с дыты,

 

это

 

нихто

 

не

 

розс

ý

дыть,

 

чом

ý

 

вон

ó

 

та ,

 

шо

 

вон

 

и

 

до

á

зывал,

исцелял

 

больных

 

и

 

пэрэдви аў

 

ўсе,

 

и

 

вос рэшаў

 

мэртвых

 

и

 

ўся э

 

тэе,

воны

 

не

 

принялы.

 

Воны

 

шэ

 

жд ть

 

сво

ó

!

 

Воны

 

шэ

 

жд ть

 

сво о,

 

а

 

наши

свяшэнни и,

 

одни и

 

вэлы и

 

пиш ть,

 

это

 

воны

 

жд ть,

 

значыть,

сво

ó

 

 

это

 

Антихрист!

 

Прид

é

 

из

 

йих,

 

из

 

еврэйс о о

 

народа,

 

прид

é

Антихрист,

 

оторый

 

овлад

é

е

 

светом...»

 

(зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

По азателен

 

в

 

онте сте

 

данно о

 

повествования

 

образ

 

Мессии.

 

Для

христиан

 

Мессия

 

же

 

пришел

 

 

это

 

Христос.

 

Вопрос

 

то да

 

в

 

том,

 

о о

в

 

та ом

 

сл чае

 

жд т

 

евреи.

 

И

 

ответ

 

вполне

 

однозначный,

 

традицион-

ный

 

для

 

народно-христианс ой

 

эсхатоло ии

 

 

это

 

Антихрист.

В

 

полесс ой

 

ле енде

 

обращает

 

на

 

себя

 

внимание

 

мотив

 

не знава-

ния:

 

евреи

 

не

 

знали

 

в

 

Христе

 

истинно о

 

Мессию,

 

«они

 

еще

 

жд т

 

сво-

е о».

 

Подобный

 

мотив

 

прис тств ет

 

и

 

в

 

расс азе,

 

записанном

 

поль-

с ом

 

Подлясье:

 

«

Izraelicka

 

religia

 

<…>

 

jest

 

religia

 

wybrana

 

przez

 

Boga,

tylko

 

że

 

oni

 

nie

 

uwierzyly

 

w

 

Mesjasza,

 

bo

 

myśleli,

 

że

 

to

 

wielki

 

król

przyjdzie,

 

a

 

nie

 

taki

 

ubogi

 

Pan

 

Jezus»

 

[Израэлитс ая

 

рели ия

 

<…>

 

из-

брана

 

Бо ом,

 

толь о

 

они

 

не

 

веровали

 

в

 

Мессию,

 

потом

 

что

 

д мали

 

придет

 

вели ий

 

царь,

 

а

 

не

 

та ой

 

бо ий

 

Пан

 

Ез с]

 

(

Cała

 

1992:

 

94).

 

Со-

ласно

 

народным

 

ле ендам,

 

не знавание

 

истинно о

 

Мессии

 

влечет

 

за

собой

 

страшное

 

прест пление

 

 

распятие

 

Христа

 

 

и

 

обре ает

 

евреев

на

 

дальнейш ю

 

драматичес

ю

 

с дьб :

 

вина

 

за

 

распятие

 

становится

«вечной»

 

виной

 

еврейс о о

 

народа

 

и

 

причиной

 

е о

 

страданий.

Сходным

 

образом

 

изла ается

 

«родословная»

 

Антихриста

 

в

 

ле енде,

записанной

 

в

 

восточной

 

Польше,

 

в

 

районе

 

Бялой

 

Подляс и

 

(поль-

с о-

раинс о-белор сс ое

 

по раничье).

 

«

Ancychrist

 

z

 

żydowskiego

pokolenia

»

 

придет

 

править

 

на

 

землю

 

на

 

сро

 

в

 

три

 

с

 

половиной

 

ода.

«

A

 

ch stka

 

izraelskogo

 

ludu

 

Żydów

 

ni

 

przyjmie

 

jego,

 

te

 

dużo

 

jego

przyjmio,

 

dlatego

 

przyjmio,

 

że

 

on

 

b dzie

 

puchodzil

 

z

 

żydowskiego

pokolenia.

 

Pokolenia

 

z

 

Dana

 

<…>

 

Dan

 

syn

 

to

 

był

 

Jakuba,

 

co

 

to

 

miał

 

on


background image

Глава

 

II

92

92

dwanaście

 

synów.

 

Tak.

 

A

 

to

 

już

 

stare

 

pokolenie

 

i

 

on

 

nazwany

 

jest

Źmiejem,

 

że

 

ty

 

b dziesz

 

Źmiej

»

 

 

часть

 

израильс о о

 

народа

 

е о

 

не

примет,

 

но

 

большинство

 

прим т,

 

потом

 

что

 

родом

 

он

 

б дет

 

из

 

ев-

рейс о о

 

олена.

 

Из

 

олена

 

Данова

 

<…>

 

Дан

 

был

 

сыном

 

Иа ова,

 

оторо о

 

было

 

двенадцать

 

сыновей.

 

Да.

 

И

 

это

 

древний

 

род,

 

и

 

назван

он

 

Змием,

 

ты

 

б дешь

 

Змий]

 

(

Czaplak

 

1987:

 

126–127).

Упомянем

 

та же

 

польс

ю

 

ле енд

 

из

 

о рестностей

 

Кра ова

 

о

 

том,

что

 

перед

 

С дным

 

днем

 

родится

 

Jancychrist

 

 

сын

 

Люцифера

 

и

 

70-лет-

ней

 

еврей и;

 

отличительной

 

чертой

 

е о

 

б дет

 

то,

 

что

 

он

 

родится

 

с

 

з ба-

ми

 

(Gloger

 

1978:

 

54;

 

ср.

 

широ о

 

распространенное

 

славянс ое

 

поверье,

что

 

с

 

з бами

 

рождаются

 

ведьмы

 

и

 

олд ны,

 

пыри

 

и

 

«двоед шни и»

 

СД

 

2:

 

361).

 

По

 

бол арс ой

 

ле енде,

 

еврей а

 

родит

 

сына

 

и

 

назовет

 

е о

Антихристом

 

(СбНУ

 

1913/

 

27:

 

347).

По

 

ле енде,

 

записанной

 

в

 

Вятс ой

 

б.,

 

Антихрист

 

« же

 

наро-

дился

 

и

 

про рыз

 

7

 

железных

 

дверей

 

 

из

 

тех

 

12-ти,

 

за

 

оторыми

 

он

заперт

 

в

 

аменной

 

оре»

 

(Зеленин

 

1914:

 

416).

Со ласно

 

современным

 

польс им

 

материалам,

 

оп бли ованным

А.

 

Цалой,

 

«

Antychryst

 

narodził

 

si

 

już

 

w

 

Chinach.

 

Urodził

 

si

 

z

 

Żydówki

cudołożnicy

 

i

 

poganina

»

 

[Антихрист

 

же

 

родился

 

в

 

Китае.

 

Родился

 

от

еврей и-прелюбодей и

 

и

 

язычни а],

 

«

Narodził

 

si

 

już

 

Antychryst.

Ma

 

już

 

25

 

lat.

 

Urodził

 

si

 

w

 

1957

 

r.

 

w

 

Chinach,

 

czyli

 

w

 

dzisiejszym

Babilonie,

 

z

 

Żydówki

 

prostytutki

 

i

 

z

 

Ducha

 

Świ tego

»

 

[Родился

 

же

 

Ан-

тихрист.

 

Ем

 

же

 

25

 

лет.

 

Родился

 

в

 

1957

 

.

 

в

 

Китае,

 

или

 

в

 

древнем

 

Ва-

вилоне,

 

от

 

еврей и-простит т и

 

и

 

Свято о

 

Д ха]

 

(

Cała

 

1992:

 

93).

 

Ср.

р сс ое

 

поверье

 

о

 

том,

 

что

 

Антихрист

 

о да-ниб дь

 

родится

 

от

 

одной

из

 

еретниц

 

 

женщин,

 

продавших

 

д ш

 

черт

 

(тамбов.,

 

РДС:

 

177).

Что

 

асается

 

представления

 

о

 

том,

 

что

 

Антихрист

 

явится

 

«из

 

ев-

рейс о о

 

народа»,

 

то

 

мотив

 

этот

 

нижно о

 

происхождения.

 

В

 

апо ри-

фичес ом

 

«Слове

 

Мефодия

 

Патарс о о»

 

оворится

 

о

 

том,

 

что

 

«явится

сын

 

по ибелныи»,

 

«сын

 

па

бе»,

 

творящий

 

«лжетворные»

 

знамения

 

и

ч деса

 

(Тихонравов

 

1863:

 

225–226,

 

246–248).

 

Представляет

 

интерес

поминание

 

в

 

одном

 

из

 

спис ов

 

о

 

зачатии

 

Антихриста

 

девой-«черни-

цей»

 

после

 

то о,

 

а

 

ее

 

дарила

 

в

 

лицо

 

залетевшая

 

в

 

о но

 

птица

 

(Там

же:

 

262;

 

ср.

 

Фран о

 

1906:

 

292).

Народные

 

славянс ие

 

ле енды

 

о

 

пришествии

 

Антихриста,

 

бы-

т ющие

 

а

 

среди

 

православных,

 

та

 

и

 

среди

 

атоли ов,

 

строятся

по

 

стандартной

 

схеме,

 

использ я

 

набор

 

стереотипных

 

мотивов:

 

пе-

ред

 

онцом

 

света

 

земля

 

перестанет

 

плодоносить,

 

наст пят

 

бездождие

и

 

зас ха,

 

в

 

ре ах

 

и

 

морях

 

исчезнет

 

вода;

 

земля

 

по роется

 

серебром

 

и

золотом,

 

но

 

люди

 

б д т

 

страдать

 

от

 

олода

 

и

 

жажды.

 

То да

 

и

 

явится

Антихрист,

 

б дет

 

возить

 

за

 

собой

 

железн ю

 

печь

 

и

 

соблазнять

 

людей

«водой»

 

и

 

«хлебом»

 

(на

 

самом

 

деле

 

это

 

б д т

 

смола

 

и

 

амни).

 

Тем,


background image

Рели ия

 

и

 

вера

93

93

то

 

поддастся

 

на

 

ис

шение,

 

он

 

даст

 

свой

 

зна

 

 

печать

 

на

 

лоб

 

или

на

 

р

.

 

Тех,

 

то

 

б дет

 

противиться,

 

он

 

б дет

 

бросать

 

вилами

 

в

 

печь

(см.,

 

например:

 

Карпаты,

 

Гнатю

 

1902а:

 

79–80;

 

ю о-восточная

 

Поль-

ша,

 

D browska

 

1903:

 

96–97;

 

Западная

 

Белор ссия,

 

Federowski

 

1903:

281;

 

Бол ария,

 

Ковачев

 

1914:

 

58–59).

По

 

южнославянс им

 

поверьям,

 

во

 

время

 

второ о

 

пришествия

спас тся

 

лишь

 

те,

 

то

 

стро о

 

держал

 

пост.

 

Дьявол

 

б дет

 

соблазнять

людей

 

«водой»

 

и

 

«хлебом»,

 

но

 

постившиеся

 

не

 

б д т

 

ч вствовать

 

оло-

да

 

и

 

жажды

 

(Велес,

 

СбНУ

 

1895/12:

 

162–163;

 

Еленс о,

 

СбНУ

 

1913/

 

27:

347);

 

Антихрист

 

«зам нет»

 

небо,

 

не

 

б дет

 

дождя;

 

он

 

б дет

 

застав-

лять

 

людей

 

пить

 

из

 

«мо ра

 

стомна»

 

(бол .

 

стомна

 

вшин

 

с

 

р ч-

ой’)

 

и

 

ставить

 

им

 

печать

 

на

 

р

 

(СбНУ

 

1913/27:

 

348).

Особ ю

 

роль

 

при

 

этом

 

б д т

 

и рать

 

евреи,

 

помо ающие

 

своем

«Мессии».

 

По

 

ле енде

 

из

 

Галиции,

 

«йа

 

пр

йди

 

онец

 

сьвiта,

 

то

 

по

йидньiм

 

боцьi

 

б д т

 

стойали

 

жиди

 

с

 

обас

á

ми,

 

пивом,

 

орiв ов,

 

а

 

на

др

 

боцьi

 

б ди

 

во онь.

 

Потом

 

старший

 

сьи

 

запитайи,

 

де

 

хто

 

хочи

йти,

 

ци

 

до

 

жидiв,

 

ци

 

в

 

во онь.

 

Хто

 

пiди

 

до

 

жидiв,

 

то

 

зiст

á

ни

 

вьи

 

ф

пе льi,

 

а

 

хто

 

пiди

 

в

 

во онь,

 

 

то

 

ни

 

б ди

 

во онь,

 

то

 

та

 

сьи

 

б ди

 

зда-

вало

 

 

то

 

зiст

á

ни

 

в

 

небi»

 

(Гнатю

 

1902а:

 

79).

 

Ита ,

 

людям

 

предсто-

ит

 

сделать

 

выбор

 

межд

 

спасением

 

и

 

рехом,

 

а

 

рех

 

этот

 

олоритно

репрезентирован

 

фи

рами

 

этничес их

 

соседей,

 

соблазняющих

 

-

раинцев

 

олбасой,

 

пивом

 

и

 

орил ой.

Ка им

 

же

 

образом

 

Антихрист

 

дастся

 

завладеть

 

светом

 

и

 

подчи-

нить

 

себе

 

людей?

 

П тем

 

обольщения

 

и

 

обмана,

 

наведенно о

 

моро а,

видимости,

 

имитир ющей

 

святость.

 

Со ласно

 

ле енде

 

из

 

Галиции,

 

в

онце

 

времен

 

явится

 

Антихрист

 

и

 

б дет

 

летать

 

по

 

возд х ,

 

а

 

люди,

 

д -

мая,

 

что

 

это

 

святой,

 

б д т

 

молиться

 

и

 

по лоняться

 

ем

 

(Там

 

же).

«Антихрист

 

 

та е

 

би

 

чорт,

 

шо

   

Бо а

 

не

 

вэр е.

 

Ан ел

 

зла

 

 

Анти-

христ.

 

[Он

 

с ажет:]

 

„Люди,

 

я

 

зийшоў

 

з

 

неба,

 

с оро

 

б де

 

онец

 

света“.

Тэи

 

чорт

 

б де,

 

не

 

верьте

 

ем »

 

(М.

 

К.

 

Шмаюн,

 

1936

 

.

 

р.,

 

Тхорин

 

Овр ч-

с о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

1981,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

За

 

ан ельс им

видом

 

с рывается

 

дьявольс ая

 

с щность,

 

отор ю

 

выдают

 

не оторые

«атриб ты»

 

Антихриста.

 

По

 

ле енде

 

о

 

пришествии

 

Антихриста,

 

запи-

санной

   

современных

 

пермс их

 

староверов,

 

«придет

 

та ой

 

добрый,

 

а

на

 

лб

 

ро а,

 

и

 

орон

 

сверх

 

наденет,

 

и

 

сядет

 

на

 

престол…»

 

(Смор-

нова

 

1998:

 

34).

Истинн ю

 

с щность

 

Антихриста

 

выдают

 

не

 

толь о

 

ро а,

 

но

 

и

 

име-

на,

 

под

 

оторыми

 

он

 

выст пает

 

в

 

народных

 

ле ендах,

 

 

Змий

(

р.-пол.),

 

Гор ан

/

Гар он

 

( арпат.;

 

предположения

 

об

 

этимоло ии

это о

 

имени

 

см.:

 

Хобзей

 

2002:

 

89),

 

чорт

 

(з.-бел.).

Одна о

 

с ществ ют

 

нарративы,

 

в

 

оторых

 

ожидаемый

 

евреями

персонаж

 

носит

 

вполне

 

этно онфессионально

 

«о рашенное»

 

имя.


background image

Глава

 

II

94

94

Та ова

 

ле енда

 

из

 

Западной

 

Белор ссии,

 

начинающаяся

 

словами

«Старые

 

люди

 

та

 

оворили:

 

„Мае

 

быць

 

жыдоўс и

 

Мясьяш…“»

(Federowski

 

1903:

 

281).

Хара терной

 

особенностью

 

этой

 

ле енды

 

является

 

прослеживаемое

в

 

ней

 

влияние

 

ино

льт рной

 

нижно-фоль лорной

 

традиции,

 

а

 

имен-

но

 

традиции

 

раввинистичес ой

 

литерат ры

 

и

 

мидрашей

 

(подробнее

см.:

 

Белова

 

2004:

 

20–22).

Со ласно

 

помян той

 

западнобелор сс ой

 

ле енде,

 

«жидовс ий

Мессия»

 

(т.

 

е.

 

Антихрист),

 

родится

 

в

 

онце

 

времен

   

одной

 

еврей и

после

 

семилетней

 

беременности,

 

сраз

 

после

 

рождения

 

станет

 

ходить,

сделает

 

себе

 

воз

 

с

 

железной

 

печью,

 

б дет

 

ездить

 

по

 

свет

 

и

 

обращать

людей

 

в

 

свою

 

вер .

 

Тем,

 

то

 

со ласится,

 

он

 

«даст

 

свой

 

зна »

 

и

 

при-

ажет

 

для

 

них

 

зарезать

 

вола

 

Шараб ра.

 

Вол

 

этот

 

о ромный

 

 

в

 

день

он

 

съедает

 

7

 

ор

 

травы

 

и

 

выпивает

 

7

 

ре

 

воды.

 

А

 

потом

 

он

 

вознесется

на

 

небо,

 

«но

 

это

 

неправда,

 

 

за лючает

 

ле енда,

 

 

потом

 

что

 

это

 

не

Мессия,

 

а

 

черт»

 

(Federowski

 

1903:

 

281).

В

 

этом

 

те сте

 

прис тств ет

 

целый

 

ряд

 

мотивов,

 

оторые

 

треб ют

омментария

 

в

 

свете

 

наше о

 

исследования.

Во-первых,

 

это

 

поминание

 

та ой

 

особенности

 

«жидовс о о

 

Мес-

сии»,

 

а

 

способность

 

ходить

 

сраз

 

после

 

рождения.

 

Со ласно

 

еврей-

с им

 

ле ендам,

 

именно

 

та ой

 

способностью

 

обладал

 

Каин,

 

оторый

сраз

 

же

 

после

 

рождения

 

встал

 

на

 

но и,

 

побежал

 

и

 

принес

 

Еве

 

орсть

соломенных

 

стеблей

 

(пшеничный

 

олосо ),

 

и

 

этим

 

та же

 

объясняет-

ся

 

е о

 

имя

 

 

Каин

 

от

 

qaneh

 

‘солома,

 

тростни ,

 

стебель’.

 

Отметим,

что

 

в

 

еврейс их

 

мидрашах,

 

связанных

 

с

 

традицией

 

поп лярно о

тол ования

 

те стов

 

Торы,

 

о

 

Каине

 

оворится,

 

что

 

он

 

был

 

плодом

связи

 

Евы

 

с

 

ан елом

 

Самаэлем,

 

оторый,

 

приняв

 

вид

 

змея,

 

овладел

Евой;

 

та

 

а

 

лицо

 

новорожденно о

 

Каина

 

сияло

 

ан ельс им

 

светом,

Ева

 

(зная,

 

что

 

Адам

 

не

 

был

 

отцом

 

Каина)

 

простод шно

 

вос ли н ла:

«Я

 

родила

 

сына

 

(челове а)

 

от

 

Яхве!»

 

(ср.

 

Быт.

 

4:

 

1

 

 

«приобрела

 

я

челове а

 

от

 

Господа»

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

этимоло ию

 

имени

 

Каин

 

от

qaniti

 

‘приобретать’

 

 

Ginzberg

 

1956:

 

54–55;

 

Graves,

 

Patai

 

1966:

85–88

;

 

Грейвс,

 

Патай

 

2002:

 

123–124).

Еврейс ие

 

ле енды

 

подробно

 

расс азывают

 

о

 

пре решениях

 

лю-

дей

 

та

 

называемо о

 

по оления

 

Потопа,

 

оторые

 

и

 

вызвали

 

нев

Божий.

 

Люди,

 

не

 

знавшие

 

жизненных

 

невз од,

 

способные

 

ходить

 

и

оворить

 

сраз

 

же

 

после

 

рождения,

 

не

 

боявшиеся

 

демонов,

 

верова-

ли

 

в

 

свою

 

безна азанность:

 

они

 

вели

 

расп тн ю

 

и

 

бесчестн ю

 

жизнь,

были

 

жадны

 

и

 

прожорливы,

 

орды

 

и

 

самонадеянны

 

(Ginzberg

 

1956:

70–71).

 

В

 

раинс ом,

 

бол арс ом

 

и

 

ма едонс ом

 

фоль лоре

 

та же

быт ют

 

ле енды,

 

объясняющие,

 

почем

 

теперь

 

люди

 

не

 

ходят

 

сраз

после

 

рождения.

 

Это

 

мение

 

Бо

 

отнял

   

людей

 

за

 

неверие

 

и

 

недове-