Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3367

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели ия

 

и

 

вера

95

95

рие

   

нем

 

(раньше

 

Бо

 

перебрасывал

 

всех

 

новорожденных

 

людей

 

и

животных

 

через

 

рыш ,

 

дерево,

 

из ородь,

 

ворота

 

и

 

т.

 

п.,

 

после

 

че о

они

 

сраз

 

же

 

вставали

 

на

 

но и);

 

животные

 

сохранили

 

эт

 

способность,

та

 

а

 

ни о да

 

не

 

решили

 

перед

 

Бо ом

 

(Ш хевич

 

1908:

 

5;

 

Гринчен-

о

 

1895/1:

 

83;

 

СбНУ

 

1889/1:

 

105;

 

СбНУ

 

1891/3:

 

91;

 

СбНУ

 

1963/51:

186).

 

Ко да

 

в

 

онце

 

времен

 

явится

 

Антихрист,

 

он

 

тоже,

 

со ласно

 

на-

родным

 

верованиям,

 

б дет

 

обладать

 

та ой

 

же

 

способностью.

 

Ита ,

ч десная

 

способность

 

б дет

 

возвращена

 

в

 

онце

 

времен,

 

но

 

«Божьим

даром»

 

о ажется

 

наделен

 

Антихрист

 

 

воплощение

 

зла.

Второй

 

мотив,

 

засл живающий

 

внимания,

 

это

 

поминание

 

о ромно-

о

 

вола

 

Шараб ра,

 

мясом

 

оторо о

 

«жидовс ий

 

Мессия»

 

б дет

 

ощать

своих

 

приверженцев.

 

Перед

 

нами

 

инвертированный

 

мотив

 

еврейс их

ле енд,

 

со ласно

 

оторым

 

после

 

С дно о

 

дня

 

Мессия

 

остит

 

праведни-

ов

 

мясом

 

о ромно о

 

вола

 

(

Szor-ha-bor

),

 

оторый

 

пасется

 

с

 

начала

 

вре-

мен

 

на

 

райс их

 

л

ах,

 

рыбой

 

Левиафаном

 

и

 

вином,

 

при отовленным

 

во

времена

 

Адама

 

(польс ие

 

евреи,

 

Lilientalowa

 

1902:

 

353).

Образ

 

о ромно о

 

вола

 

выводит

 

нас

 

на

 

след ющ ю

 

р пп

 

ле енд,

 

по-

веств ющих

 

о

 

«последней

 

в

 

мире

 

войне»,

 

о

 

сражении

 

с

 

Антихристом.

Среди

 

архивных

 

материалов

 

онца

 

XIX

 

в.

 

нам

 

встретилась

 

запись

ле енды

 

«О

 

розе

 

и

 

ончине

 

ве а»:

 

«Весьма

 

превратное

 

понятие

 

с ще-

ств ет

   

наше о

 

народа

 

о

 

розе

 

и

 

ончине

 

ве а;

 

этот

 

с еверный

 

расс аз

мне

 

передала

 

одна

 

стар ш а,

 

оторая

 

жила

   

меня

 

в

 

сл жении.

 

На

небе,

 

а

 

оворила

 

стар ха,

 

находятся

 

два

 

проро а

 

Ильи,

 

оторые

 

и

производят

 

ром

 

след ющим

 

образом.

 

Ка

 

толь о

 

на

 

небе

 

является

 

ро-

зовая

 

т ча,

 

то

 

эти

 

Божьи

 

одни и

 

начинают

 

разъезжать

 

по

 

неб

 

на

 

о -

ненных

 

олесницах,

 

запряженных

 

трой ою

 

о ненных

 

оней.

 

Протяж-

ные

 

рас аты

 

рома

 

они

 

приписывают

 

ромыханию

 

этих

 

олесниц,

 

на

оторых

 

разъезжают

 

по

 

неб

 

святые

 

проро и,

 

сильные

 

же

 

дары

 

про-

исходят

 

от

 

стол новения

 

этих

 

оней

 

и

 

олесниц

 

др

 

с

 

др

ом.

 

Ко да

же

 

придет

 

последнее

 

время

 

или

 

онец

 

все о

 

мира,

 

то да

 

эти

 

стол нове-

ния

 

б д т

 

происходить

 

чаще

 

и

 

несравненно

 

сильнее;

 

и

 

на онец

 

про-

изойд т

 

нес оль о

 

та их

 

даров

 

или

 

стол новений,

 

от

 

оторых

 

святые

проро и

 

прольют

 

свою

 

ровь,

 

и

 

эта

 

ровь

 

вместе

 

с

 

дождем

 

прольется

 

на

землю,

 

а

 

от

 

этой

 

святой

 

рови

 

за орится

 

земля

 

на

 

три

 

аршина,

 

и

 

то да

же

 

наст пит

 

время

 

второ о

 

пришествия

 

Иис са

 

Христа

 

на

 

землю.

 

Но

Он

 

сойдет

 

на

 

землю

 

не

 

сраз ,

 

а

 

прежде

 

Е о

 

на

 

землю,

 

очищенн ю

 

о -

нем,

 

сойдет

 

Пресвятая

 

Бо ородица

 

и

 

обойдет

 

ее

 

по

 

всем

 

направлениям,

и

 

то да

 

же

 

сойдет

 

Господь

 

во

 

славе

 

своей

 

на

 

землю

 

и

 

станет

 

с дить

 

лю-

дей

 

живых

 

и

 

мертвых»

 

(АИЭА,

 

ол.

 

ОЛЕАЭ,

 

д.

 

148

 

(Рязанс ий

 

.

 

Ря-

занс ой

 

б.,

 

б/д,

 

зап.

 

читель

 

Иванов),

 

л.

 

3–3

 

об.).

 

В

 

описании

 

зна-

мений

 

«последних

 

времен»

 

можно

 

сматривать

 

влияние

 

нижно о

те ста,

 

ср.

 

Деян.

 

2:

 

19–20.

 

Нас

 

же

 

сейчас

 

интерес ет

 

др

ой

 

мотив,

 

а


background image

Глава

 

II

96

96

именно

 

эсхатоло ичес ое

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

земля

 

с орит

 

от

рови

 

св.

 

Ильи.

 

Представление

 

о

 

том,

 

что

 

три

 

апли

 

рови

 

св.

 

Ильи

 

со-

ж

т

 

землю

 

на

 

9

 

саженей

 

в

 

л бин ,

 

быт ет

 

и

   

южных

 

славян

 

(Велес,

СбНУ

 

1895/12:

 

163).

Это

 

поверье

 

отражено

 

та же

 

в

 

ле ендах

 

из

 

арпатс о о

 

ре иона.

Расс азывают,

 

что

 

в

 

онце

 

времен

 

св.

 

Илья,

 

взятый

 

живым

 

на

 

небо,

придет

 

мирать

 

на

 

землю.

 

Он

 

по ибнет

 

в

 

битве

 

с

 

Сатаной

 

(

злым,

 

Иро-

дом,

 

Гор аном

),

 

приняв

 

м ченичес

ю

 

смерть

 

через

 

отсечение

 

оло-

вы

 

на

 

ш

ре

 

о ромно о

 

бы а

 

или

 

вола,

 

оторый

 

ве

 

от

 

ве а

 

пасется

 

на

одной

 

полонине,

 

«сiм

 

 

трави

 

випасає,

 

а

 

сiм

 

рi

 

води

 

випиває»;

 

пра-

ведная

 

ровь

 

Ильи

 

просочится

 

с возь

 

дыроч

 

в

 

ш

ре

 

и

 

спалит

 

зем-

лю

 

(Со iл

 

1995:

 

61–62;

 

Гнатю

 

1902а:

 

80–83,

 

253;

 

Ш хевич

 

1908:

 

14;

Б ш евич

 

2002:

 

12;

 

Онищ

 

1909:

 

15

 

 

ле енда

 

отмечает,

 

что

 

это о

вола

 

специально

 

вырастят

 

черти).

Образ

 

о ромно о

 

вола

 

о азывается

 

лючевым

 

для

 

«расшифров и»

данно о

 

сюжета

 

 

это

 

тот

 

самый

 

вол

 

Шарабор,

 

мясом

 

оторо о

 

б д т

ощаться

 

сл

и

 

Антихриста

 

и

 

ш

ра

 

оторо о

 

станет

 

смертным

 

одром

св.

 

Ильи.

 

Что

 

асается

 

воловьей

 

ш

ры

 

а

 

атриб та

 

нечистой

 

силы,

то

 

любопытн ю

 

параллель

 

мы

 

находим

 

в

 

ле ендах

 

из

 

Западной

 

Бело-

р ссии

 

и

 

Западной

 

Галиции:

 

в

 

храме

 

черти

 

записывают

 

на

 

воловьей

ш

ре

 

имена

 

людей,

 

оторые

 

молятся

 

не

 

от

 

чисто о

 

сердца

 

или

 

спят

 

во

время

 

бо осл жения

 

(Сержп тоўс i

 

2000:

 

56;

 

Kosiński

 

1904:

 

84).

Мотив

 

«смерть

 

св.

 

Ильи»

 

зафи сирован

 

и

 

в

 

современных

 

арпат-

с их

 

ле ендах.

 

Со ласно

 

одном

 

из

 

расс азов,

 

Илья

 

«прыйде

 

с дыты

з

 

Хрыстосом

 

людэй.

 

Вин

 

мае

 

прыйти

 

на

 

свит

 

и

 

йо о

 

мают

 

быты»

(С.

 

В.

 

Про ипчин,

 

1928

 

.

 

р.,

 

Тисов

 

Долинс о о

 

р-на

 

Ивано-Фран ов-

с ой

 

обл.,

 

1993;

 

см.:

 

Б ш евич

 

2002:

 

12).

 

Сохраняется

 

в

 

современ-

ной

 

нарративной

 

традиции

 

и

 

мотив

 

б йволовой

 

ш

ры,

 

на

 

оторой

б дет

 

бит

 

св.

 

Илья

 

вместе

 

с

 

Михаилом

 

и

 

Енохом:

 

«Оны

 

м сят

 

прый-

ти,

 

бо

 

мыраты

 

трэба

 

на

 

зэмни.

 

И

 

йих

 

бьют,

 

алэ

 

трэба

 

пидстэлыты

б

волячои

 

ожы,

 

бо

 

я

 

брыс нэ

 

ров

 

йих

 

на

 

зэмню,

 

то

 

за орыт

свит»

 

(А.

 

Ф.

 

Б ш о,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Пилипец

 

Меж орс о о

 

р-на

 

За ар-

патс ой

 

обл.,

 

1991;

 

см.:

 

Б ш евич

 

2002:

 

12).

Еврейс ая

 

традиция

 

представляет

 

свою

 

версию

 

последней

 

бит-

вы.

 

В

 

ле енде,

 

записанной

   

польс их

 

евреев,

 

расс азывается,

 

что

 

в

онце

 

времен

 

в

 

мире

 

разразится

 

война.

 

Явится

 

вели ан

 

Gogimugik

( оторый

 

сейчас

 

спит

 

в

 

п стыне,

 

ср.

 

Го

 

и

 

Ма о ,

 

Ogog-magog

)

 

и

 

нач-

нет

 

бить

 

евреев.

 

Бо

 

пошлет

 

на

 

помощь

 

своем

 

народ

 

Мессию,

 

Дави-

дова

 

сына,

 

но

 

Го им

и

 

е о

 

бьет.

 

И

 

лишь

 

второй

 

посланный

 

Бо ом

Мессия

 

одолеет

 

Го им

и а

 

(Lilientalowa

 

1902:

 

352).

 

Ко да

 

за он-

чится

 

битва,

 

люди

 

смо

т

 

войти

 

в

 

Иер салим,

 

выдержав

 

испытание:

пройти

 

предстоит

 

по

 

дв м

 

мостам

 

 

для

 

праведни ов

 

предназначен


background image

Рели ия

 

и

 

вера

97

97

мост

 

б мажный,

 

для

 

решни ов

 

 

железный.

 

В

 

Иер салиме

 

евреи

встретятся

 

с

 

та

 

называемым

 

по олением

 

Моисея

 

 

« расными

 

ев-

реями»,

 

рослым

 

и

 

расивым

 

народом

 

(по

 

др

ой

 

версии

 

 

малень-

им,

 

но

 

расивым

 

и

 

сильным),

 

оторый

 

живет

 

за

 

ре ой

 

Самбатия

 

и

до

 

поры

 

до

 

времени

 

не

 

может

 

явиться

 

в

 

мир,

 

потом

 

что

 

ре а

 

изры-

ает

 

о онь

 

и

 

амни

 

(Lilientalowa

 

1902:

 

353).

Мессианс ие

 

мотивы

 

прис тств ют

 

и

 

в

 

фоль лорных

 

жанрах

совершенно

 

ино о

 

хара тера,

 

а

 

именно

 

в

 

ш точных

 

расс азах,

 

та

или

 

иначе

 

обы рывающих

 

образ

 

«жидовс о о

 

Мессии».

 

Обращает

на

 

себя

 

внимание,

 

что

 

нарративы

 

ане дотичес о о

 

хара тера

 

ис-

польз ют

 

в

 

принципе

 

тот

 

же

 

набор

 

стереотипных

 

представлений,

что

 

и

 

«серьезные»

 

жанры

 

(этиоло ичес ие

 

и

 

эсхатоло ичес ие

 

ле-

енды).

 

Это

 

асается

 

в

 

перв ю

 

очередь

 

обли а

 

«жидовс о о

 

Мес-

сии»,

 

в

 

отором

 

прис тств ют

 

зооморфные

 

и

 

демоничес ие

 

черты.

Рассмотрим

 

сюжет

 

ш точной

 

с аз и

 

про

 

жадно о

 

попа

 

и

 

бедно о

Кири а.

 

У

 

бедно о

 

м жи а

 

Кири а

 

мирает

 

ребено ,

 

а

 

поп

 

от азы-

вается

 

хоронить

 

мерше о

 

без

 

платы.

 

Кири

 

отправляется

 

на

 

лад-

бище,

 

чтобы

 

самостоятельно

 

похоронить

 

ребен а,

 

и

 

по

 

совет

 

не ое-

о

 

«дид а

 

 

шапоч а

 

яснень а,

 

одиж а

 

на

 

нем

 

раснень а»,

 

опая

землю

 

в

 

определенном

 

месте,

 

находит

 

лад.

 

Поп

 

завид ет

 

бо атств

Кири а

 

и

 

вызывает

 

е о

 

на

 

исповедь.

 

Узнав

 

се рет

 

бо атства,

 

по

 

сове-

т

 

попадьи

 

поп

 

надевает

 

на

 

себя

 

ш

р

 

черно о

 

вола

 

и

 

п

ает

 

Кири-

а,

 

треб я

 

отдать

 

день и

 

с

 

«мо ило ».

 

Ш

ра

 

прирастает

   

поп ,

Кири

 

ведет

 

е о

 

в

 

Почаев

   

архиерею,

 

тот

 

в

 

свою

 

очередь

 

велит

 

от-

править

 

попа

 

в

 

ш

ре

 

в

 

Ганополь,

 

де

 

е о

 

водят

 

по

 

базар .

 

«Взяли

верев ою

 

за

 

ро и,

 

повели

 

на

 

базар,

 

бiжать

 

люде,

 

идень

 

до

 

др

о о

ричать,

 

та

 

що

 

ни де

 

не

 

стало

 

в

 

хатi

 

и

 

живої

 

д ши,

 

бо

 

одни

 

аж ть,

що

 

ород

 

палицця,

 

а

 

др

и

 

с азали,

 

що

 

жидивсь iй

 

Мишiям

 

заявив-

ся,

 

а

 

др

и

 

здибали

 

межи

 

домами,

 

д мали,

 

що

 

зловили

 

чорта

 

з

 

ро а-

ми».

 

Воловья

 

ш

ра

 

спадает

 

с

 

попа

 

толь о

 

после

 

по аяния

 

(Абрамов

1908:

 

351–352).

 

Со ласно

 

др

ом

 

вариант ,

 

с матоха

 

в

 

Житомире

 

по

повод

 

явления

 

попа

 

с

 

ро ами

 

интерпретир ется

 

а

 

пожар

 

или

 

«жи-

дивсь iй

 

Мейсер

 

наявился»

 

(Кравчен о

 

1914:

 

80).

Любопытно,

 

что

 

сит ация

 

«пришествия»

 

еврейс о о

 

Мессии

 

опи-

сывается

 

стандартно:

 

переполох,

 

ш м,

 

ри ,

 

с ета.

Подобно

 

том

 

а

 

в

 

эсхатоло ичес их

 

ле ендах

 

еврейс ий

 

Мессия

напрям ю

 

соотносится

 

с

 

чертом

 

 

та

 

и

 

имен ется!),

 

в

 

ш точных

 

рас-

с азах

 

он

 

наделяется

 

ро ами

 

(дьявольс им

 

атриб том).

 

Можно

 

та же

предположить,

 

что

 

«ро атый»

 

Мессия

 

ореняется

 

в

 

народных

 

пред-

ставлениях

 

славян

 

бла одаря

 

ле ендарном

 

сюжет

 

о

 

«ро атом»

 

Мои-

сее:

 

«

Pewnego

 

razu

 

Mojżesz

 

pasł

 

bydło,

 

i

 

ujrzał

 

krzak

 

gorej cy

 

i

 

w

 

nim

 

na


background image

Глава

 

II

98

98

oczy

 

swoje

 

zobaczył

 

samego

 

Boga.

 

Upadł

 

na

 

kolana,

 

widziało

 

mu

 

si

 

że

 

Pan

Bóg

 

ma

 

dwa

 

świec ce

 

rogi

 

na

 

głowie,

 

wi c

 

mówi:

 

„Jakiś

 

ty

 

dziwny

 

mój

 

Boże

 

z

rogami“.

 

„Nie

 

ja

 

dziwny,

 

rzekł

 

Pan

 

Bóg,

 

lecz

 

ty

 

Mojżeszu

 

z

 

woli

 

mojéj

dziwnym

 

b dziesz,

 

bo

 

ci

 

téż

 

rogi

 

urosn “.

 

Jakoż

 

wyrosły

 

zaraz

 

Mojżeszowi

dwa

 

świec ce

 

rożki

 

na

 

głowie

 

 

cj

 

do

 

dziś

 

dnia

 

żydy

 

uważaj

 

i

 

modl c

 

si

 

w

świ ta,

 

z

 

czego

 

b dź

 

na

 

głowie

 

rogi

 

sobie

 

robi

 

na

 

t

 

pami tk »

 

[Однажды

Моисей

 

пас

 

с от

 

и

 

видел

 

орящий

 

ст

 

и

 

в

 

нем

 

своими

 

лазами

 

зрел

Бо а.

 

Упал

 

на

 

олени,

 

по азалось

 

ем ,

 

что

   

Господа

 

Бо а

 

два

 

сияющих

ро а

 

на

 

олове,

 

и

 

с азал

 

Моисей:

 

«С оль

 

странен

 

ты,

 

Господи,

 

с

 

ро а-

ми».

 

 

«Не

 

я

 

странный,

 

с азал

 

Господь,

 

но

 

ты,

 

Моисей,

 

по

 

воле

 

моей

странным

 

б дешь,

 

потом

 

что

   

тебя

 

ро а

 

выраст т».

 

И

 

сраз

 

выросли

 

Моисея

 

сияющие

 

рож и

 

на

 

олове

 

 

и

 

до

 

наших

 

дней

 

евреи,

 

о да

 

мо-

лятся

 

в

 

праздни и,

 

делают

 

себе

 

ро а

 

на

 

олове

 

в

 

память

 

о

 

том]

 

(Kolberg

DW

 

7:

 

14–15).

 

Анало ичный

 

сюжет

 

зафи сирован

 

в

 

белор сс ой

 

тради-

ции:

 

Моисей

 

с азал

 

Бо

:

 

«Ч дзен

 

ты,

 

Господи!»

 

 

в

 

ответ

 

на

 

что

 

Гос-

подь

 

предложил

 

Моисею

 

пощ пать

 

собственн ю

 

олов .

 

Из мленный

Моисей

 

обнар жил

 

на

 

олове

 

ро а,

 

а

 

Бо

 

с азал:

 

«Ты

 

ч дней

 

за

 

мяне!».

С

 

тех

 

пор

 

и

 

изображают

 

Моисея

 

на

 

и онах

 

с

 

ро ами

 

(Романов

 

1891/4:

 

159).

Связь

 

Моисея

 

с

 

Мессией

 

в

 

фоль лорных

 

ле ендах

 

опирается

 

та же

 

на

 

со-

зв чие

 

имен:

 

Мойжеш

/

Mojżesz

 

 

Мишияш

/

Мэсияш

/

Мэсьяш

/

Мейсер

.

Нам

 

же

 

приходилось

 

оворить,

 

а

 

в

 

сит ации

 

длительных

 

эт-

но

льт рных

 

онта тов

 

в

 

рам ах

 

народной

 

традиции

 

с ладывается

представление

 

о

 

том,

 

что

 

«свои»

 

обряды

 

и

 

рит алы

 

 

том

 

числе

 

свя-

занные

 

с

 

льтовой

 

пра ти ой)

 

все да

 

значимее,

 

л чше

 

и

 

правиль-

нее

 

«ч жих»,

 

что

 

и

 

до азывается

 

повседневностью.

 

Именно

 

поэтом

онфессионально о

 

«оппонента»

 

все да

 

можно

 

посрамить

 

и

 

перехит-

рить,

 

например,

 

нар шив

 

ход

 

«ч жо о»

 

обряда,

 

вмешавшись

 

в

 

«ч жой»

рит ал

 

и

 

т.

 

п.

 

(подробнее

 

см.:

 

Белова

 

2004а).

 

В

 

этом

 

же

 

ряд

 

мо

т

 

быть

рассмотрены

 

фоль лорные

 

расс азы,

 

в

 

оторых

 

лавной

 

сюжетной

линией

 

является

 

до азательство

 

превосходства

 

«своей»

 

традиции

 

над

«ч жой»

 

традицией,

 

а

 

инстр ментом

 

давления

 

являются

 

«са ральные

образы»

 

льт ры

 

этничес их

 

соседей.

Та овы

 

истории

 

об

 

инсценировании

 

явления

 

Мессии

 

с

 

целью

 

по-

л чить

   

евреев

 

желаемое

 

( страшить

 

их,

 

посмеяться

 

над

 

ними);

 

при

этом

 

са ральный

 

символ

 

«ч жой»

 

льт ры

 

может

 

использоваться

 

в

ачестве

 

лжезнамения.

Со ласно

 

расс аз

 

из

 

Подолии

 

(«Пансь i

 

жарти»),

 

не ий

 

пан

подш чивает

 

над

 

своим

 

арендатором,

 

объявляя

 

ем ,

 

что

 

он

 

вычитал

в

 

ни ах,

 

что

 

«тепер

 

перед

 

святами

 

має

 

прийти

 

Мишияш».

 

Пан

 

про-

сит

 

арендатора

 

смилостивиться

 

и

 

оставить

 

ем

 

«двiр

 

i

 

сл

 

моєх,

 

бо

вже

 

села

 

б д т

 

вашi».

 

Далее

 

события

 

разворачиваются

 

та :

 

«Прий-

шов

 

пейсах.

 

Жиди

 

сiдают

 

на

 

свята,

 

а

 

пан

 

найшов

 

жид а,

 

вбрав

 

є о

 

в


background image

Рели ия

 

и

 

вера

99

99

бiл

 

одеж ;

 

дав

 

оня

 

бiло о

 

i

 

тр б ,

 

щоби

 

їхав

 

i

 

тр бiв

 

перед

 

оренда-

ровою

 

хатою».

 

Еврей

 

беждается,

 

что

 

пророчество

 

сбылось,

 

и

 

начи-

нает

 

вести

 

себя

 

высо омерно

 

и

 

дерз о,

 

за

 

что

 

и

 

на азан

 

паном

 

и

 

е о

аза ами

 

(Левчен о

 

1928:

 

249–250).

В

 

этой

 

истории

 

обли

 

«Мессии»

 

явно

 

соотносится

 

с

 

традицион-

ным

 

для

 

христианства

 

представлением

 

о

 

всадни е

 

Апо алипсиса,

 

о

чем

 

оворят

 

е о

 

атриб ты

 

(белые

 

одежды,

 

белый

 

онь,

 

тр ба).

 

Что

же

 

асается

 

слов

 

пана

 

о

 

том,

 

что

 

«села

 

б д т

 

ваши»,

 

то

 

это

 

отраже-

ние

 

широ о

 

бытовавше о

 

представления

 

о

 

наст плении

 

осподства

евреев

 

по

 

приходе

 

их

 

Мессии:

 

«Месси

¸

ш а

 

 

мессия.

 

Жиды

 

че а-

ють

 

сва о

 

меси

¸

ш

.

 

Я

 

народитца

 

их

 

месияш а,

 

тада

 

б дить

 

их

панство»

 

(Добровольс ий

 

1914:

 

409).

Герой

 

др

о о

 

расс аза

 

та же

 

использ ет

 

«ан ельс ий»

 

обли

для

 

то о,

 

чтобы

 

заморочить

 

олов

 

евреям

 

и

 

одновременно

 

отомстить

им

 

за

 

нанесенн ю

 

обид

 

(сюжет

 

о

 

соблазнении

 

дочери

 

еврея

 

работ-

ни ом- оем).

 

Со ласно

 

вариант

 

из

 

Галиции,

 

дол о

 

сл живше о

 

евреев

 

м жи а

 

вы оняют,

 

не

 

расплатившись

 

с

 

ним.

 

Обиженный

Иван

 

«на

пыў

 

соби

 

било о

 

полотна

 

тай

 

шмар ач иў»,

 

заверн лся

 

в

полотно,

 

свеч и

 

повты ал

 

в

 

метл

 

и

 

в

 

та ом

 

виде

 

явился

 

перед

 

до-

мом

 

хозяина-еврея.

 

«Мойшэлэ,

 

я

 

 

ан эл

 

с

 

нэба!

 

мэнэ

 

Г

ó

сподь

 

пи-

сл

á

ў

 

с азаты,

 

що

 

твоя

 

С ра

 

породыт

 

Мэсыяша!»

 

Из мленный

 

еврей

побежал

   

раввин ,

 

раввин

 

посоветовал

 

знать

   

«ан ела»,

 

то

 

же

б дет

 

отцом

 

ребен а-Мессии.

 

Хитрый

 

м жи ,

 

явившись

 

в

 

очередной

раз

 

в

 

обли е

 

«ан ела»

   

еврею,

 

не

 

зад мываясь

 

назвал

 

свое

 

имя.

 

Ев-

рей

 

на

 

след ющий

 

день

 

побежал

 

при лашать

 

Ивана

   

дочери

 

«поля алы

 

Иван

 

с

 

С роў

 

спаты»,

 

при

 

этом

 

Иван

 

ричал

 

еврею

«свети!»,

 

а

 

еврей

 

отвечал

 

«робы,

 

робы!».

 

Иван

 

пол чил

 

от

 

евреев

 

де-

не ,

 

а

 

о да

 

пришло

 

время

 

родить,

 

С ра

 

произвела

 

на

 

свет…

 

девоч

.

Евреи

 

подали

 

на

 

Ивана

 

в

 

с д,

 

«бо

 

то

 

мало

 

б ты

 

Мэсыяш,

 

а

 

ўро-

дылося

 

сы сылыс!».

 

Одна о

 

Иван

 

до азал

 

с д

 

свою

 

невиновность

 

в

недораз мении,

 

сославшись

 

на

 

то,

 

что

 

еврей

 

плохо

 

светил

 

ем

 

в

 

но-

чи,

 

«то

 

я

 

напотэм и

 

нэ

 

выдиў

 

добрэ

 

тай

 

змылыўса

 

 

замисць

 

Мэ-

сыяша

 

зробыў

 

ем

 

сы сылыс»

 

(Яворс ий

 

1915:

 

198–199;

 

сходные

 

ва-

рианты

 

из

 

Польши

 

см.:

 

PBL

 

2,

 

 

1336

 

(b)

 

 

парень

 

беждает

 

равви-

на

 

( орчмаря),

 

что

 

родит

 

с

 

е о

 

дочерью

 

Мессию;

 

рождается

 

девоч а).

Помимо

 

то о,

 

что

 

в

 

этих

 

те стах

 

явно

 

пародир ется

 

сит ация

Бла овещения,

 

здесь

 

имплицитно

 

выражена

 

мысль

 

о

 

тщетности

ожиданий

 

евреев,

 

ведь

 

их

 

ожидания

 

та

 

ле

о

 

развенчать.

«Мессианс ие»

 

мотивы,

 

представленные

 

в

 

разных

 

жанрах

 

сла-

вянс ой

 

фоль лорной

 

прозы,

 

представляют

 

собой

 

своеобразн ю

 

«на-

родн ю

 

версию»

 

меж онфессионально о

 

диало а,

 

в

 

сфере

 

нижной