ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3468
Скачиваний: 2
Рели ия
и
вера
95
95
рие
нем
(раньше
Бо
перебрасывал
всех
новорожденных
людей
и
животных
через
рыш ,
дерево,
из ородь,
ворота
и
т.
п.,
после
че о
они
сраз
же
вставали
на
но и);
животные
сохранили
эт
способность,
та
а
ни о да
не
решили
перед
Бо ом
(Ш хевич
1908:
5;
Гринчен-
о
1895/1:
83;
СбНУ
1889/1:
105;
СбНУ
1891/3:
91;
СбНУ
1963/51:
186).
Ко да
в
онце
времен
явится
Антихрист,
он
тоже,
со ласно
на-
родным
верованиям,
б дет
обладать
та ой
же
способностью.
Ита ,
ч десная
способность
б дет
возвращена
в
онце
времен,
но
«Божьим
даром»
о ажется
наделен
Антихрист
—
воплощение
зла.
Второй
мотив,
засл живающий
внимания,
это
поминание
о ромно-
о
вола
Шараб ра,
мясом
оторо о
«жидовс ий
Мессия»
б дет
ощать
своих
приверженцев.
Перед
нами
инвертированный
мотив
еврейс их
ле енд,
со ласно
оторым
после
С дно о
дня
Мессия
остит
праведни-
ов
мясом
о ромно о
вола
(
Szor-ha-bor
),
оторый
пасется
с
начала
вре-
мен
на
райс их
л
ах,
рыбой
Левиафаном
и
вином,
при отовленным
во
времена
Адама
(польс ие
евреи,
Lilientalowa
1902:
353).
Образ
о ромно о
вола
выводит
нас
на
след ющ ю
р пп
ле енд,
по-
веств ющих
о
«последней
в
мире
войне»,
о
сражении
с
Антихристом.
Среди
архивных
материалов
онца
XIX
в.
нам
встретилась
запись
ле енды
«О
розе
и
ончине
ве а»:
«Весьма
превратное
понятие
с ще-
ств ет
наше о
народа
о
розе
и
ончине
ве а;
этот
с еверный
расс аз
мне
передала
одна
стар ш а,
оторая
жила
меня
в
сл жении.
На
небе,
а
оворила
стар ха,
находятся
два
проро а
Ильи,
оторые
и
производят
ром
след ющим
образом.
Ка
толь о
на
небе
является
ро-
зовая
т ча,
то
эти
Божьи
одни и
начинают
разъезжать
по
неб
на
о -
ненных
олесницах,
запряженных
трой ою
о ненных
оней.
Протяж-
ные
рас аты
рома
они
приписывают
ромыханию
этих
олесниц,
на
оторых
разъезжают
по
неб
святые
проро и,
сильные
же
дары
про-
исходят
от
стол новения
этих
оней
и
олесниц
др
с
др
ом.
Ко да
же
придет
последнее
время
или
онец
все о
мира,
то да
эти
стол нове-
ния
б д т
происходить
чаще
и
несравненно
сильнее;
и
на онец
про-
изойд т
нес оль о
та их
даров
или
стол новений,
от
оторых
святые
проро и
прольют
свою
ровь,
и
эта
ровь
вместе
с
дождем
прольется
на
землю,
а
от
этой
святой
рови
за орится
земля
на
три
аршина,
и
то да
же
наст пит
время
второ о
пришествия
Иис са
Христа
на
землю.
Но
Он
сойдет
на
землю
не
сраз ,
а
прежде
Е о
на
землю,
очищенн ю
о -
нем,
сойдет
Пресвятая
Бо ородица
и
обойдет
ее
по
всем
направлениям,
и
то да
же
сойдет
Господь
во
славе
своей
на
землю
и
станет
с дить
лю-
дей
живых
и
мертвых»
(АИЭА,
ол.
ОЛЕАЭ,
д.
148
(Рязанс ий
.
Ря-
занс ой
б.,
б/д,
зап.
читель
Иванов),
л.
3–3
об.).
В
описании
зна-
мений
«последних
времен»
можно
сматривать
влияние
нижно о
те ста,
ср.
Деян.
2:
19–20.
Нас
же
сейчас
интерес ет
др
ой
мотив,
а
Глава
II
96
96
именно
эсхатоло ичес ое
представление
о
том,
что
земля
с орит
от
рови
св.
Ильи.
Представление
о
том,
что
три
апли
рови
св.
Ильи
со-
ж
т
землю
на
9
саженей
в
л бин ,
быт ет
и
южных
славян
(Велес,
СбНУ
1895/12:
163).
Это
поверье
отражено
та же
в
ле ендах
из
арпатс о о
ре иона.
Расс азывают,
что
в
онце
времен
св.
Илья,
взятый
живым
на
небо,
придет
мирать
на
землю.
Он
по ибнет
в
битве
с
Сатаной
(
злым,
Иро-
дом,
Гор аном
),
приняв
м ченичес
ю
смерть
через
отсечение
оло-
вы
на
ш
ре
о ромно о
бы а
или
вола,
оторый
ве
от
ве а
пасется
на
одной
полонине,
«сiм
iр
трави
випасає,
а
сiм
рi
води
випиває»;
пра-
ведная
ровь
Ильи
просочится
с возь
дыроч
в
ш
ре
и
спалит
зем-
лю
(Со iл
1995:
61–62;
Гнатю
1902а:
80–83,
253;
Ш хевич
1908:
14;
Б ш евич
2002:
12;
Онищ
1909:
15
—
ле енда
отмечает,
что
это о
вола
специально
вырастят
черти).
Образ
о ромно о
вола
о азывается
лючевым
для
«расшифров и»
данно о
сюжета
—
это
тот
самый
вол
Шарабор,
мясом
оторо о
б д т
ощаться
сл
и
Антихриста
и
ш
ра
оторо о
станет
смертным
одром
св.
Ильи.
Что
асается
воловьей
ш
ры
а
атриб та
нечистой
силы,
то
любопытн ю
параллель
мы
находим
в
ле ендах
из
Западной
Бело-
р ссии
и
Западной
Галиции:
в
храме
черти
записывают
на
воловьей
ш
ре
имена
людей,
оторые
молятся
не
от
чисто о
сердца
или
спят
во
время
бо осл жения
(Сержп тоўс i
2000:
56;
Kosiński
1904:
84).
Мотив
«смерть
св.
Ильи»
зафи сирован
и
в
современных
арпат-
с их
ле ендах.
Со ласно
одном
из
расс азов,
Илья
«прыйде
с дыты
з
Хрыстосом
людэй.
Вин
мае
прыйти
на
свит
и
йо о
мают
быты»
(С.
В.
Про ипчин,
1928
.
р.,
Тисов
Долинс о о
р-на
Ивано-Фран ов-
с ой
обл.,
1993;
см.:
Б ш евич
2002:
12).
Сохраняется
в
современ-
ной
нарративной
традиции
и
мотив
б йволовой
ш
ры,
на
оторой
б дет
бит
св.
Илья
вместе
с
Михаилом
и
Енохом:
«Оны
м сят
прый-
ти,
бо
мыраты
трэба
на
зэмни.
И
йих
бьют,
алэ
трэба
пидстэлыты
б
волячои
ожы,
бо
я
брыс нэ
ров
йих
на
зэмню,
то
за орыт
свит»
(А.
Ф.
Б ш о,
1929
.
р.,
Пилипец
Меж орс о о
р-на
За ар-
патс ой
обл.,
1991;
см.:
Б ш евич
2002:
12).
Еврейс ая
традиция
представляет
свою
версию
последней
бит-
вы.
В
ле енде,
записанной
польс их
евреев,
расс азывается,
что
в
онце
времен
в
мире
разразится
война.
Явится
вели ан
Gogimugik
( оторый
сейчас
спит
в
п стыне,
ср.
Го
и
Ма о ,
Ogog-magog
)
и
нач-
нет
бить
евреев.
Бо
пошлет
на
помощь
своем
народ
Мессию,
Дави-
дова
сына,
но
Го им
и
е о
бьет.
И
лишь
второй
посланный
Бо ом
Мессия
одолеет
Го им
и а
(Lilientalowa
1902:
352).
Ко да
за он-
чится
битва,
люди
смо
т
войти
в
Иер салим,
выдержав
испытание:
пройти
предстоит
по
дв м
мостам
—
для
праведни ов
предназначен
Рели ия
и
вера
97
97
мост
б мажный,
для
решни ов
—
железный.
В
Иер салиме
евреи
встретятся
с
та
называемым
по олением
Моисея
—
« расными
ев-
реями»,
рослым
и
расивым
народом
(по
др
ой
версии
—
малень-
им,
но
расивым
и
сильным),
оторый
живет
за
ре ой
Самбатия
и
до
поры
до
времени
не
может
явиться
в
мир,
потом
что
ре а
изры-
ает
о онь
и
амни
(Lilientalowa
1902:
353).
Мессианс ие
мотивы
прис тств ют
и
в
фоль лорных
жанрах
совершенно
ино о
хара тера,
а
именно
в
ш точных
расс азах,
та
или
иначе
обы рывающих
образ
«жидовс о о
Мессии».
Обращает
на
себя
внимание,
что
нарративы
ане дотичес о о
хара тера
ис-
польз ют
в
принципе
тот
же
набор
стереотипных
представлений,
что
и
«серьезные»
жанры
(этиоло ичес ие
и
эсхатоло ичес ие
ле-
енды).
Это
асается
в
перв ю
очередь
обли а
«жидовс о о
Мес-
сии»,
в
отором
прис тств ют
зооморфные
и
демоничес ие
черты.
Рассмотрим
сюжет
ш точной
с аз и
про
жадно о
попа
и
бедно о
Кири а.
У
бедно о
м жи а
Кири а
мирает
ребено ,
а
поп
от азы-
вается
хоронить
мерше о
без
платы.
Кири
отправляется
на
лад-
бище,
чтобы
самостоятельно
похоронить
ребен а,
и
по
совет
не ое-
о
«дид а
—
шапоч а
яснень а,
одиж а
на
нем
раснень а»,
опая
землю
в
определенном
месте,
находит
лад.
Поп
завид ет
бо атств
Кири а
и
вызывает
е о
на
исповедь.
Узнав
се рет
бо атства,
по
сове-
т
попадьи
поп
надевает
на
себя
ш
р
черно о
вола
и
п
ает
Кири-
а,
треб я
отдать
день и
с
«мо ило ».
Ш
ра
прирастает
поп ,
Кири
ведет
е о
в
Почаев
архиерею,
тот
в
свою
очередь
велит
от-
править
попа
в
ш
ре
в
Ганополь,
де
е о
водят
по
базар .
«Взяли
верев ою
за
ро и,
повели
на
базар,
бiжать
люде,
идень
до
др
о о
ричать,
та
що
ни де
не
стало
в
хатi
и
живої
д ши,
бо
одни
аж ть,
що
ород
палицця,
а
др
и
с азали,
що
жидивсь iй
Мишiям
заявив-
ся,
а
др
и
здибали
межи
домами,
д мали,
що
зловили
чорта
з
ро а-
ми».
Воловья
ш
ра
спадает
с
попа
толь о
после
по аяния
(Абрамов
1908:
351–352).
Со ласно
др
ом
вариант ,
с матоха
в
Житомире
по
повод
явления
попа
с
ро ами
интерпретир ется
а
пожар
или
«жи-
дивсь iй
Мейсер
наявился»
(Кравчен о
1914:
80).
Любопытно,
что
сит ация
«пришествия»
еврейс о о
Мессии
опи-
сывается
стандартно:
переполох,
ш м,
ри ,
с ета.
Подобно
том
а
в
эсхатоло ичес их
ле ендах
еврейс ий
Мессия
напрям ю
соотносится
с
чертом
(и
та
и
имен ется!),
в
ш точных
рас-
с азах
он
наделяется
ро ами
(дьявольс им
атриб том).
Можно
та же
предположить,
что
«ро атый»
Мессия
ореняется
в
народных
пред-
ставлениях
славян
бла одаря
ле ендарном
сюжет
о
«ро атом»
Мои-
сее:
«
Pewnego
razu
Mojżesz
pasł
bydło,
i
ujrzał
krzak
gorej cy
i
w
nim
na
Глава
II
98
98
oczy
swoje
zobaczył
samego
Boga.
Upadł
na
kolana,
widziało
mu
si
że
Pan
Bóg
ma
dwa
świec ce
rogi
na
głowie,
wi c
mówi:
„Jakiś
ty
dziwny
mój
Boże
z
rogami“.
„Nie
ja
dziwny,
rzekł
Pan
Bóg,
lecz
ty
Mojżeszu
z
woli
mojéj
dziwnym
b dziesz,
bo
ci
téż
rogi
urosn “.
Jakoż
wyrosły
zaraz
Mojżeszowi
dwa
świec ce
rożki
na
głowie
—
cj
do
dziś
dnia
żydy
uważaj
i
modl c
si
w
świ ta,
z
czego
b dź
na
głowie
rogi
sobie
robi
na
t
pami tk »
[Однажды
Моисей
пас
с от
и
видел
орящий
ст
и
в
нем
своими
лазами
зрел
Бо а.
Упал
на
олени,
по азалось
ем ,
что
Господа
Бо а
два
сияющих
ро а
на
олове,
и
с азал
Моисей:
«С оль
странен
ты,
Господи,
с
ро а-
ми».
—
«Не
я
странный,
с азал
Господь,
но
ты,
Моисей,
по
воле
моей
странным
б дешь,
потом
что
тебя
ро а
выраст т».
И
сраз
выросли
Моисея
сияющие
рож и
на
олове
—
и
до
наших
дней
евреи,
о да
мо-
лятся
в
праздни и,
делают
себе
ро а
на
олове
в
память
о
том]
(Kolberg
DW
7:
14–15).
Анало ичный
сюжет
зафи сирован
в
белор сс ой
тради-
ции:
Моисей
с азал
Бо
:
«Ч дзен
ты,
Господи!»
—
в
ответ
на
что
Гос-
подь
предложил
Моисею
пощ пать
собственн ю
олов .
Из мленный
Моисей
обнар жил
на
олове
ро а,
а
Бо
с азал:
«Ты
ч дней
за
мяне!».
С
тех
пор
и
изображают
Моисея
на
и онах
с
ро ами
(Романов
1891/4:
159).
Связь
Моисея
с
Мессией
в
фоль лорных
ле ендах
опирается
та же
на
со-
зв чие
имен:
Мойжеш
/
Mojżesz
—
Мишияш
/
Мэсияш
/
Мэсьяш
/
Мейсер
.
Нам
же
приходилось
оворить,
а
в
сит ации
длительных
эт-
но
льт рных
онта тов
в
рам ах
народной
традиции
с ладывается
представление
о
том,
что
«свои»
обряды
и
рит алы
(в
том
числе
свя-
занные
с
льтовой
пра ти ой)
все да
значимее,
л чше
и
правиль-
нее
«ч жих»,
что
и
до азывается
повседневностью.
Именно
поэтом
онфессионально о
«оппонента»
все да
можно
посрамить
и
перехит-
рить,
например,
нар шив
ход
«ч жо о»
обряда,
вмешавшись
в
«ч жой»
рит ал
и
т.
п.
(подробнее
см.:
Белова
2004а).
В
этом
же
ряд
мо
т
быть
рассмотрены
фоль лорные
расс азы,
в
оторых
лавной
сюжетной
линией
является
до азательство
превосходства
«своей»
традиции
над
«ч жой»
традицией,
а
инстр ментом
давления
являются
«са ральные
образы»
льт ры
этничес их
соседей.
Та овы
истории
об
инсценировании
явления
Мессии
с
целью
по-
л чить
евреев
желаемое
( страшить
их,
посмеяться
над
ними);
при
этом
са ральный
символ
«ч жой»
льт ры
может
использоваться
в
ачестве
лжезнамения.
Со ласно
расс аз
из
Подолии
(«Пансь i
жарти»),
не ий
пан
подш чивает
над
своим
арендатором,
объявляя
ем ,
что
он
вычитал
в
ни ах,
что
«тепер
перед
святами
має
прийти
Мишияш».
Пан
про-
сит
арендатора
смилостивиться
и
оставить
ем
«двiр
i
сл
моєх,
бо
вже
села
б д т
вашi».
Далее
события
разворачиваются
та :
«Прий-
шов
пейсах.
Жиди
сiдают
на
свята,
а
пан
найшов
жид а,
вбрав
є о
в
Рели ия
и
вера
99
99
бiл
одеж ;
дав
оня
бiло о
i
тр б ,
щоби
їхав
i
тр бiв
перед
оренда-
ровою
хатою».
Еврей
беждается,
что
пророчество
сбылось,
и
начи-
нает
вести
себя
высо омерно
и
дерз о,
за
что
и
на азан
паном
и
е о
аза ами
(Левчен о
1928:
249–250).
В
этой
истории
обли
«Мессии»
явно
соотносится
с
традицион-
ным
для
христианства
представлением
о
всадни е
Апо алипсиса,
о
чем
оворят
е о
атриб ты
(белые
одежды,
белый
онь,
тр ба).
Что
же
асается
слов
пана
о
том,
что
«села
б д т
ваши»,
то
это
отраже-
ние
широ о
бытовавше о
представления
о
наст плении
осподства
евреев
по
приходе
их
Мессии:
«Месси
¸
ш а
—
мессия.
Жиды
че а-
ють
сва о
меси
¸
ш
.
Я
народитца
их
месияш а,
тада
б дить
их
панство»
(Добровольс ий
1914:
409).
Герой
др
о о
расс аза
та же
использ ет
«ан ельс ий»
обли
для
то о,
чтобы
заморочить
олов
евреям
и
одновременно
отомстить
им
за
нанесенн ю
обид
(сюжет
о
соблазнении
дочери
еврея
работ-
ни ом- оем).
Со ласно
вариант
из
Галиции,
дол о
сл живше о
евреев
м жи а
вы оняют,
не
расплатившись
с
ним.
Обиженный
Иван
«на
пыў
соби
било о
полотна
тай
шмар ач иў»,
заверн лся
в
полотно,
свеч и
повты ал
в
метл
и
в
та ом
виде
явился
перед
до-
мом
хозяина-еврея.
«Мойшэлэ,
я
—
ан эл
с
нэба!
мэнэ
Г
ó
сподь
пи-
сл
á
ў
с азаты,
що
твоя
С ра
породыт
Мэсыяша!»
Из мленный
еврей
побежал
раввин ,
раввин
посоветовал
знать
«ан ела»,
то
же
б дет
отцом
ребен а-Мессии.
Хитрый
м жи ,
явившись
в
очередной
раз
в
обли е
«ан ела»
еврею,
не
зад мываясь
назвал
свое
имя.
Ев-
рей
на
след ющий
день
побежал
при лашать
Ивана
дочери
—
«поля алы
Иван
с
С роў
спаты»,
при
этом
Иван
ричал
еврею
«свети!»,
а
еврей
отвечал
«робы,
робы!».
Иван
пол чил
от
евреев
де-
не ,
а
о да
пришло
время
родить,
С ра
произвела
на
свет…
девоч
.
Евреи
подали
на
Ивана
в
с д,
«бо
то
мало
б ты
Мэсыяш,
а
ўро-
дылося
сы сылыс!».
Одна о
Иван
до азал
с д
свою
невиновность
в
недораз мении,
сославшись
на
то,
что
еврей
плохо
светил
ем
в
но-
чи,
«то
я
напотэм и
нэ
выдиў
добрэ
тай
змылыўса
—
замисць
Мэ-
сыяша
зробыў
ем
сы сылыс»
(Яворс ий
1915:
198–199;
сходные
ва-
рианты
из
Польши
см.:
PBL
2,
№
1336
(b)
—
парень
беждает
равви-
на
( орчмаря),
что
родит
с
е о
дочерью
Мессию;
рождается
девоч а).
Помимо
то о,
что
в
этих
те стах
явно
пародир ется
сит ация
Бла овещения,
здесь
имплицитно
выражена
мысль
о
тщетности
ожиданий
евреев,
ведь
их
ожидания
та
ле
о
развенчать.
«Мессианс ие»
мотивы,
представленные
в
разных
жанрах
сла-
вянс ой
фоль лорной
прозы,
представляют
собой
своеобразн ю
«на-
родн ю
версию»
меж онфессионально о
диало а,
в
сфере
нижной