ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3469
Скачиваний: 2
Глава
II
100
100
льт ры
воплощенно о
в
полемичес их
тра татах
ранне о
Ново о
времени
об
истинном
и
ложном
Мессии.
Образ
«еврейс о о
Мессии»
народных
ле енд
строится
на
основе
стереотипных
представлений,
ха-
ра терных
для
фоль лорно о
образа
«ч жо о»,
о
чем
свидетельств ет
е о
явная
демонизация.
Кроме
то о
«мессианс ие»
мотивы
фоль лор-
ных
ле енд
являются
яр им
примером
постоянно о
взаимодействия
нижно-апо рифичес их
и
народно-христианс их
представлений.
II.4.
Ч до
и
вера
Ле енды,
разрабатывающие
мотив
ч да
(ч деса,
со-
творенные
Бо ом,
Бо ородицей,
ветхозаветными
проро ами,
апосто-
лами,
святыми;
ч десные
проявления
Божественной
бла одати
и
ч -
деса,
подтверждающие
прис тствие
высших
са ральных
сил
среди
людей
и
их
частие
в
повседневной
жизни
челове а)
составляют
до-
вольно
обширн ю
лав
славянс ой
«народной
Библии»
(подробнее
см.:
Белова
2004:
315–318,
366–374).
Отметим,
что
ч десные
моти-
вы
представлены
не
толь о
в
фоль лорных
перес азах
сюжетов
Свя-
щенно о
Писания,
они
та же
прис тств ют
и
зачаст ю
и рают
онст-
р
тивн ю
роль
в
ле ендах
о
происхождении
рели иозных
обычаев,
рит альных
пра ти
и
символов,
а
та же
в
расс азах
о
событиях,
способствовавших
обращению
иноверцев
в
христианство
(Белова
2001б).
Ч до
а
зна .
В
славянс их
ле ендах,
связанных
с
ч дом
Вос ре-
сения,
повторяется
один
и
тот
же
р
мотивов,
представляющих
это
событие
а
ряд
видимых
свидетельств,
беждающих
невер ющих
в
достоверности
произошедше о
ч да.
Наиболее
распространены
ле ен-
ды
об
ожившем
пет хе,
оторо о
евреи
сварили
для
трапезы
после
рас-
пятия
Христа
(об
апо рифичес их
источни ах
этой
ле енды
см.:
Со-
ловьев
1895:
87
и
сл.;
ПСРЛ
1:
217–218),
об
ожившей
рыбе,
отор ю
ела
Бо оматерь,
о
выл пившихся
из
печеных
яиц
цыплятах.
Приведем
нес оль о
полесс их
ле енд,
представляющих
варианты
это о
широ о
быт юще о
восточных
и
южных
славян
сюжета:
«[После
то о,
а
распяли
Христа,]
™
роды
на
Всёночн
спэ л
¢
ры-
бин
и
п
™
вня
за р тылы.
[С азали:]
„Тоди
в н
в с р
¨
снэ,
я
этой
п
™
вэнь
заспив
á
е
и
рыбина
затрэп
¨
шчэ
на
тар
¨
лцэ“.
Т т
пивень
заспи-
вав
и
рыбина
затрэпэтала.
Воны
повалялыся
все.
И
Иис с
Христос
вос рес»
(У.
Д.
Пляш о,
1916
.
р.,
Озерс
Д бровиц о о
р-на
Ровен-
с ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра);
«Я
вячэра
Христова
была,
Марии
ав
ó
рит:
„Не
плач,
Мария,
вас
ба атырь
Ис с
Христос
б дя
ў
свято,
святый
чалавэ
б дя“.
Тай-
ная
вячэра.
На
стол
па л
á
ли
ал б
á
,
п
é
ўни а
и
свежай
рыб и.
Зва-
Рели ия
и
вера
101
101
рили
ёй.
Вот
ал боче
затр
ó
пае
рыльями,
п
é
ўни
зап
é
ў,
рыб а
за-
трап
á
ла.
Ана
аварит:
„Гасподь,
я
теперь
паверю,
шо
мой
сын
б де
ў
свято.
Хто
б де
меня
саблюдать,
ўспаминать,
тот
б де
спасён“»
(Е.
К.
Гол чева,
1914
.
р.,
Присно
Вет овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
Л.
Г.
Але сандрова);
«Тайна
вечера,
то
Страсть,
в
четвер .
Жыды
робыли
Тайн
вече-
р
и
Ис са
Христа
роспынали.
Сили
ж
веч
é
рати,
бла ословили
[ед ].
И
один
бере
мясо
с
пивня
é
сти
и
á
же:
„То да
Ис с
Христос
оживе,
ад
á
пивень
заспев
á
е“,
—
и
пивень
заспев
á
ў.
А
др
ий
á
же
та
с
á
мо:
„То да
Ис с
Христос
оживе,
ад
á
та
рыба
хвостом
запл
é
шче“,
—
и
рыба
сцелилася!»
(Е.
Х.
Кипирч
,
1911
.
р.,
Комарово
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Одновременно
данные
ле енды
расочно
представляют
своеоб-
разн ю
«этиоло ию
поверий»
и
«этиоло ию
обрядов»,
пос оль
со-
держат
объяснение
то о,
о да
и
за
что
были
про ляты
или
пол чи-
ли
Божье
бла ословение
разные
животные
и
растения;
этиоло иче-
с ие
мотивы
ор анично
встраиваются
в
«библейс ий»
нарратив,
представляя
ажд ю
трансформацию
с
частием
высших
сил
а
не-
ое
малень ое
ч до,
положившее
начало
том
или
ином
обычаю
или
поверью.
Типичный
пример
та о о
мно осюжетно о
нарратива
пред-
ставляет
ле енда
из
житомирс о о
Полесья,
расс азанная
в
связи
с
объяснением
то о
фа та,
что
ведьмы
мо
т
собираться
для
своих
встреч
толь о
на
с хих
деревьях.
В
данном
те сте
задействованы
сраз
нес оль о
самостоятельных
сюжетов:
о
дереве,
давшем
свою
древесин
для
из отовления
воздей
для
распятия,
об
ожившей
ры-
бе,
о
превращении
еврейс ой
женщины
в
свинью.
«Они
[ведьмы]
на
с хом
д бе
т
ó
о
м
ó
ж ць
[собираться],
и
особенно
на
липе.
Липы
пр
ó
лятые
Бо ом
б ли.
Пр
ó
лятые
овеч и
и
ó
ны,
а
свинни,
ры
—
с
é
просвещоные.
Я
роспинали
Иис са
Христа
на
рест ,
забивали
священни и
ол и
липовые
ў
р
и
и
ў
но и.
Ци
ол-
и
не
выдерживали,
вырывалиса.
Священни и
с азали:
„И
б дь
ты
пр
ó
лятые“,
—
и
забили
д бовыми
ол ами.
Я
же
священни и
ра-
зопн ли
Ис са
Христа
на
рест ,
сделали
веч
é
р
и
с азали
—
сё,
йо о
нема.
А
и о
чени
был,
с азал,
шо
Ис с
вос ресне.
И
поставили
жарен
рыб
и
с азали:
„Я
эта
рыба
жарена
вос ресне,
та
и
Ис с
вос ресне“.
А
та
рыба
жарена
на
тарел е
хвостом
трёп-трёп-трёп.
И
священни и
же
стали
бояцца,
шо
Ис с
вос ресне.
Ис с
вос рес
и
пришоў
священни ам.
Они
положили
под
орыто
еврей
бере-
менн
и
á
ж ць:
„Если
ты
та ий
Бо
вели ий,
адай,
шо
там
есць“.
А
он
с азаў:
„Там
есць
свиння
с
поросятами“.
И
поэтом
евреи
не
едяць
сала»
(Кишин
Олевс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Т.
А.
Коновалова,
Н.
М.
Я
бова).
Глава
II
102
102
Ле енды
о
«ч де
Вос ресения»
объясняют
та же,
а
и
почем
появился
обычай
расить
пасхальные
яйца.
Со ласно
ле енде
из
Га-
лиции,
о да
Спаситель
нес
рест
на
Гол оф ,
встретил
челове а,
оторый
нес
в
Иер салим
на
продаж
яйца.
Сердобольный
челове
поставил
свою
ошел
и
помо
Христ
донести
рест.
После
распя-
тия
челове
вспомнил
о
своей
орзин е,
верн лся
за
ней
и
обнар -
жил,
что
все
яйца
по рашены
и
расписаны.
Он
не
стал
их
продавать,
а
оставил
на
память,
расценив
это
ч до
а
на рад
от
Христа
за
то,
что
он
ем
помо .
С
тех
пор
пошел
обычай
расписывать
и
расить
яйца
Пасхе
(Те лив,
Равс ий
пов.;
Килимни
1994/2:
190–191;
ср.
более
рат ий
сюжет
в
Подолии
—
челове
просто
видит
расписные
яйца
в
своей
орзине:
Воропай
1993:
261–262).
В
Подолии
расс азы-
вали,
что
Христос
вос рес
и
с азал
воинам,
охранявшим
е о
мо ил :
«Идите
и
с ажите
всем
людям,
что
Христос
вос рес,
а
чтоб
вам
по-
верили,
вот
вам
зна ».
И
дал
из
свое о
роба
« рашен
».
Отсюда
пошел
обычай
расить
яйца
Пасхе
(Воропай
1993:
261).
Ло и а
фоль лорно о
сознания
та ова,
что
появление
рашеных
яиц,
со ласно
народным
ле ендам,
мо ло
предшествовать
Вос ресе-
нию,
символом
оторо о
пасхальные
яйца,
собственно
оворя,
и
яв-
ляются.
Но
в
любом
сл чае
появлению
их
соп тств ет
ч до;
стати,
раинс ие
ле енды
объясняют
даже
причин
появления
разных
видов
пасхальных
яиц
—
« рашено »
(однотонных
рашеных)
и
«писано »
(расписных,
с
зорами).
Со ласно
записанном
в
Киев-
с ой
б.
расс аз ,
о да
Иис с
Христос
со
св.
Петром
ходили
по
земле,
в
одном
селе
евреи
стали
бросать
в
Христа
амнями:
дарится
амень
об
одежд
—
превратится
в
«писан
»,
дарится
о
р дь
—
превратится
в
« рашен
».
Св.
Петр
собрал
все
в
арман,
а
потом
раздал
людям.
Отсюда
пошел
обычай
расить
яйца
(Воропай
1993:
262).
Ко да
Христос
шел
на
м
и,
«жиди
та
вся i
недовiр и
спо
-
шали»
е о:
набрали
амней
в
пелен
и
спросили
—
что
в
ней?
«Кра-
шеное
и
расписное»,
—
ответил
Христос.
От рыли
пелен
евреи,
д мая
посмеяться;
о азалось,
что
в
пелене
рашеные
яйца
(о рестности
Ума-
ни;
Воропай
1993:
262).
Приведем
для
сравнения
бол арс
ю
ле енд ,
в
оторой
появление
расписных
яиц
объясняется
«рационалистиче-
с и»:
евреи
били
распято о
на
ресте
Иис са,
и
тело
е о
стало
рас-
но-синим
от
побоев;
поэтом
и
пасхальные
яйца
расят
в
эти
цвета.
При
этом
информант а
веряла,
что
сама
видела
та ие
яйца
—
на-
половин
расные,
наполовин
синие
(АИФ
288
(I):
37,
Михайлов-
радс о,
1982,
зап.
Л.
Ми ов).
Ка
след ет
из
ц льс ой
ле енды,
рашеные
яйца
появились
после
то о
а
евреи
распяли
Христа:
из
ран
Иис совых
те ла
ровь,
и
из
аждой
апли
образовалась
« ра-
шен а».
Божья
Мать
пла ала,
стоя
под
рестом,
и
те
« рашен и»,
Рели ия
и
вера
103
103
на
оторые
пали
ее
слезы,
превратились
в
«писан и»
(Ш хевич
1904:
224).
В
связи
с
мотивом
слез
Бо оматери
помянем
еще
одн
ц льс
ю
ле енд .
Первые
«писан и»
рас расила
Божья
Мать
и
принесла
их
в
дар
Пилат ,
чтобы
он
смилостивился
над
Христом.
Ко да
она
расписывала
яйца,
она
пла ала,
слезы
апали
на
писан-
и,
поэтом
ц лы
и
сейчас
на
своих
писан ах
рис ют
«цят и»,
похожие
на
слезы
(Воропай
1993:
262).
Среди
множества
быт ющих
славян
ле енд
о
происхождении
рашеных
(пасхальных)
яиц
выделяется
р ппа
сюжетов,
связы-
вающая
появление
этой
реалии
с
мотивами
обращения
в
христиан-
ство,
а
та же
с
мотивом
онфессионально о
противостояния.
Та ,
со ласно
бол арс ой
ле енде,
в
день
Вос ресения
Христова
один
ие-
р салимс ий
еврей
нес
на
базар
яйца.
Е о
повстречал
др
ой
и
с а-
зал:
«Говорят,
Христос
вос рес!»
—
«Если
этот
сл х
верен,
то
п сть
эти
яйца
по раснеют»,
—
ответил
первый.
Яйца
по раснели.
Евреи
стали
последователями
христианства
(БНПП
7:
205–206).
В
ле енде
из
черни овс о о
Полесья
та же
прис тств ет
мотив
обретения
ве-
ры,
правда,
имплицитно,
с рываясь
за
«этиоло ией
обряда»:
«Ид т
[люди]
на
базар
чею.
Адин
ид
é
навстреч :
„Ч ете,
С с
Христос
ва-
с р
é
с,
яма
ат рыта!“
А
др
ий
[отвечает]:
„Нехай
маи
я
é
ч и
па рас-
неють,
я
Ис с
Христос
вас рес“.
Глядь,
а
я
é
ч и
ашол и
рас-
ные.
И
тады
давай
все
пас
святить
и
яйца
расить»
(У.
И.
Бобровни ,
1901
.
р.,
Вели ий
Злеев
Реп инс о о
р-на
Черни-
овс ой
обл.,
ПА
1980,
зап.
О.
В.
Белова).
Фоль лорная
традиция
тя отеет
объединению
подобных
моти-
вов
в
рам ах
одно о
повествования.
Та
появляются
ле енды,
м-
ножающие
свидетельства
происшедше о
ч да,
что
подчер ивает
е о
неизбежность
и
бедительность.
Одновременно
подобные
те сты
а -
тивно
разрабатывают
же
поминавш юся
«этиоло ию
обрядов»,
в
частности
объясняют,
от
да
пошел
обычай
рит альных
обходов
се-
ла
на
Страстной
неделе.
Та ,
в
ле енде
из
Галиции
оворится,
что
«жидiвсь а
дїв а-вiщ н а»
предс азала
вос ресение
Христа
после
то о,
а
евреи
«за опали
Иис са
и
привалили
амнем».
Раз неван-
ные
евреи
стали
бросать
в
вещ нью
амнями,
а
она
подбирала
эти
амни
и
прятала
за
паз х .
Те,
что
побольше,
Бо
превратил
в
-
цы
[житные
хлебцы,
оторыми
одаривают
детей,
совершающих
ри-
т альные
обходы
села
в
Страстной
четвер .
—
О.
Б
.],
а
те,
что
по-
меньше
—
в
писан и
.
Евреи
та
долд о
бросали
в
вещ нью
амня-
ми,
что
били
ее.
Но
жил
то да
же
еще
один
старый
еврей-вещ н.
К
нем
евреи
собрались
в
с ббот
на
жин.
Он
испе
цело о
пет ха,
поставил
на
стол
и
с азал,
что
в
полночь
вос реснет
Христос.
Евреи
не
поверили:
«Вiн
то ди
ожiє,
я
той
о
т
ожiє!»
И
т т
а
раз
на-
Глава
II
104
104
ст пила
полночь,
пет х
ожил,
всплесн л
рыльями
и
запел
(Ш хе-
вич
1904:
225–226).
Та
свершилось
повторное
ч до,
достоверив-
шее
первое
ч десное
предс азание.
Подобный
мотив
быт ет
и
в
фор-
ме
оляд и,
в
оторой
расс азывается
о
том,
а
вос ресше о
Иис са
видела
«жидов а
девица»
и
побежала
расс азать
об
этом
своем
отц .
Отец
не
поверил
ей:
«Ой,
дiвчя,
дiвчя,
дiвчя
жидiвчя!
Ой
обысь
то
та
не
моя
дитина,
Я
азав
бы
тя
в
Д най
в ин ти;
Вдоды
р сьс iй
Бо
из
мертвых
став,
Коли
тот
апл н
перед
мя
злетить,
Перед
мя
злетить,
расно
запiе!»
Есть
перед
жидом
торiль
точеный,
Териль
точеный,
апл н
печеный;
А
апл н
злетiв
тай
на
обло
сiв,
Тай
на
обло
сiв,
расней о
запiв,
Красней о
запiв
—
а
жид
остовпiв.
(ПСРЛ
1:
218)
Мотив
«по азательно о»
или
«назидательно о»
ч да
может
при-
с тствовать
и
в
та их
этиоло ичес их
сюжетах,
для
оторых
он
из-
начально
не
свойственен.
В
ачестве
примера
можно
привести
бело-
р сс ий
вариант
традиционной
ле енды
о
превращении
еврейс ой
женщины
в
свинью;
данный
вариант,
в
отличие
от
множества
сход-
ных
др
с
др
ом
те стов,
содержит
нетрадиционн ю
онцов
,
от-
ражающ ю
интерес ющий
нас
этно онфессиональный
аспе т.
«При-
шоў
сам
Бо
жид .
Ён
ажиць:
„Ча о
ты,
челове ,
пришоў?“
—
„Я
ня
челове ,
я
ж
Бо “.
—
„Ах!
на,
це
Бо !
Коли
ты
Бо ,
ды
от адай,
што
ў
мяне
под
за нетом,
под
орытом“.
—
„Свиння
с
поросятами!“
—
„На!
знаў
Бо ,
вот
ты
Бо !“
Жид
от рыў
орыта,
а
з
под
я о
поросяты
—
жох,
жох!
—
а
свиння
—
ч х,
ч х!
То ды
жид
вериў
и
паў
рыжем
пирад
им»
(Чашни и
Лепельс о о
.;
БПШ:
715,
№
765).
Данный
вариант
не
объясняет
появление
запрета
для
евреев
есть
свинин
(что
обычно
для
данно о
сюжета),
но
подчер ивает,
что
в
рез льтате
превращения
еврей
веровал
в
Христа.
Созв чным
этой
ле енде
является
белор сс ий
расс аз
из
Сл ц-
о о
повета
«Ат
ль
зялася
сьвiньня?»:
евреи
поймали
Христа
и
стали
издеваться
над
ним,
но
одно о
толь о
вз ляда
Христа
было
достаточно,
чтобы
на азать
обидчи ов:
«Маўчыць
Хрыст ос,
а
т -
оль i
я
зiрне
на
та
ó
,
хто
я
ó
бiў,
да
та о
и
атс
ó
хне
р
а».
Исп -
анные
евреи
предла ают
Христ
от адать,
о о
они
спрятали
в
с н-
д
(они
посадили
т да
свою
мать).
Христос
ответил,
что
«была
там