ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3474
Скачиваний: 2
Рели ия
и
вера
105
105
жыд оў а,
а
цепер
—
сьвiньня».
Евреи
засмеялись,
но
т т
из
«с ры-
ни»
выс очила
толстая
свинья
и
бросилась
на
них.
Все
разбежались,
«застаўса
т оль о
Хрыст ос
да
тыiе
жыды,
аторых
атсохли
р
и.
И
пачалiяны
малiца
Хрыст
да
азаць:
вiер ем,
Госпадзi!
Памажы
нам.
—
Сжалiўса
Хрыст ос
i
сцалiў
iм
р
i»
(Сержп тоўс i
1926:
97).
Приметы
ч да.
Совершившееся
ч до
не
проходит
бесследно.
Е о
ре-
з льтаты
все да
видимы
и
физичес и
ощ тимы
—
особенно
для
тех,
то
противился
этом
ч д ,
пытался
е о
предотвратить
или
с ом-
прометировать.
Если
снова
обратиться
ле ендам
об
ожившем
пет -
хе,
то
можно
выделить
целый
ряд
версий,
объясняющих
появление
тех
или
иных
внешних
отличительных
черт,
прис щих,
например,
евреям
(именно
а
онфессиональным
противни ам,
не
верившим
в
Вос ресение).
Ита ,
мно ие
евреи
имеют
весн ш и
с
тех
пор,
а
вос ресший
вареный
пет х
взмахн л
рыльями
и
обрыз ал
евреев
подливой
(з.-
р.,
Верхратс ий
1899:
147;
бол .,
АИФ
I
91
(II):
189–190;
Хас-
овс о,
1989,
зап.
К.
Михайлова;
АИФ
I
48
(I):
120;
Хас овс о,
1988,
зап.
В.
К зманова)
—
них
на
лицах
навсе да
остались
отметины.
Та
же
объясняют
бол арс ие
ле енды
наличие
евреев
парши
(бол .
ел
)
—
евреи
еляви
,
потом
что
оживший
пет х
обрыз ал
их
орячим
с пом
(Каравелов
1861:
171;
СбНУ
1983/57:
880),
а
в
-
ц льс ой
ле енде
это
же
происшествие
становится
причиной
появ-
ления
евреев
оросты
на
р
ах
(Онищ
1912:
38).
Неверившие
в
вос ресение
Иис са
были
жесто о
на азаны:
ослепли,
потом
что
«очите
им
из орели»,
о да
в
лаза
попали
орячие
брыз и
(бол .,
АИФ
I
48
(I):
119–120;
Хас овс о,
1988,
зап.
В.
К зманова),
или
«о аменели»
от
страха.
Мотив
своеобразно о
«о аменения»
(непод-
вижности)
прис тств ет
в
ц льс ой
ле енде
(ср.
выше
мотив
«жид
остовпiв»
в
оляд е):
о да
Христос
вос рес,
Божья
Матерь
по раси-
ла
« ал н
»,
дала
девоч е-еврей е
и
велела
бежать
с
этим
яйцом
и
ричать,
что
Христос
вос рес.
Евреи
слышали
и
дивились,
ведь
они
же
по ребли
Христа
и
амнем
привалили.
Ко да
пришли
по-
смотреть,
видели,
что
амень
отверн т,
а
стражни и
со
страх
«попадали
до
землi
и
там
зад бiли»
(Онищ
1912:
36–37).
Славянс ие
ле енды
об
Исходе
евреев
из
Е ипта
та же
полны
видимых
и
ощ тимых
ч дес.
Та ,
переход
через
Чермное
море,
став-
ший
для
евреев
спасением,
для
их
преследователей
—
фараонова
войс а
—
оберн лся
превращением
в
морс их
обитателей
и
демоно-
ло ичес их
персонажей.
В
основе
подобных
представлений
лежат
апо рифичес ие
ле ен-
ды,
основанные
на
переработ ах
библейс о о
те ста
о
переходе
Глава
II
106
106
Моисея
через
Красное
море.
«С азание
о
переходе
Чермно о
моря»
известно
в
древнер сс ой
нижности
довольно
широ о,
являясь
со-
ставной
частью
большо о
числа
сборни ов
смешанно о
содержания,
имеющих
в
своем
составе
историчес ие,
хроно рафичес ие
и
«есте-
ственнона чные»
статьи.
Та ,
под
названием
«С азание
мос овс их
пцов
о
рыбах»
этот
апо риф
содержится
в
лицевом
сборни е
24.5.32
(первая
четверть
XVII
в.)
Основно о
собрания
Библиоте и
А адемии
на
(Сан т-Петерб р ):
«В
Чермнем
мори
есть
рыбы,
что
были
лю-
ди
фараоновы
<...>
а
рыб
лавы
человечес ие,
а
т лова
них
нет,
то мо
едина
лава,
а
з бы
и
нос
человечьи,
а
де
ши,
т т
перье,
а
де
потылица,
т т
хвост.
(На
л.
97
об.
миниатюра:
олова
челове а
с
торчащими
«шишом»
волосами
—
ср.
традиционное
для
средневе о-
вой
р сс ой
и оно рафии
изображение
беса.)
<...>
А
и
они
их
обра-
тишися
рыбами
же,
а
на
оньс их
рыбах
шерсть
онс ая,
ожа
на
них
толста
на
перст,
а
ловят
рыбы
для
ож,
тело
их
мечют,
и
в
о-
жах
делают
переды
и
подошвы
и
воды
те
ожи
не
терпят,
а
в
с хе
носити
на
од
станет»
(л.
97–98).
Этот
нижный
сюжет
стал
источни ом
мно очисленных
фоль -
лорных
версий
перехода
через
Чермное
море
—
ле енд
о
появлении
морс их
с ществ
«фараонов»
и
«фараоно ».
У
них
олова
и
р
и
че-
ловечес ие,
остальные
члены
рыбьи.
В
ясн ю
по од
выс а ивают
из
моря
и
ричат:
«Царь
Фараон
на
воде
потон л!»
(нов ород.,
Зеле-
нин
1914:
858).
«Морьс и
люды»
( тон вшее
фараоново
войс о)
-
раинс их
ле енд
(винниц.,
житомир.)
наполовин
рыбы,
ночью
вы-
ходят
из
моря
на
бере ,
и
о о
толь о
встретят,
—
непременно
съе-
дят.
В
то
же
время
они
сочиняют
песни
и
пере ладывают
их
на
ноты
(ср.
сирены!)
(Ч бинс ий
1872/1:
208).
Черты
людоедов
приписыва-
ются
«фараонам»
на
Смоленщине.
«Я ипец ие
цы ани,
што
за
жида-
ми
нались,
мори
затан ли,
да
фараонами
адна лазыми
паделались.
Яны
людаеды,
чиш я
на
них
рыббя,
аб
нинастю
сваи о
Фараона
просют
<...>
Голыви
и
р
и
их
челавечьи,
па
аднам
лаз ,
а
ара
рыббя»
(Добровольс ий
1891:
147).
Утон ли
они
потом ,
что
Моисей
пере рестил
их
жезлом.
В
рыбьем
обличии
им
с ждено
быть
до
Страшно о
с да.
В
расс азе,
записанном
от
р сс их
в
Эстонии,
та -
же
отмечается,
что
«дети
фараона
жив т
в
море.
Придет
время,
то
опять
людьми
б д т.
До
онца
света
та ими
б д т»
(МРЛРС:
57).
Во
Владимирс ой
б.
расс азывали,
что,
о да
Моисей
выводил
евреев
в
пре расные
земли,
им
н жно
было
перейти
море.
Моисей
разделил
море
на
две
части
и
провел
евреев
пос х ,
а
за
ними
шли
е и-
петс ие
народы,
оторые
их
до оняли.
Моисей
про лял
е иптян,
и
мо-
ре
залило
их,
но
не
всех:
о о
залила
вода,
те
превратились
в
водяных
и
р сало ,
а
то
остался
на
бере
—
в
леших
(РДС:
307;
БВКЗ:
125).
Рели ия
и
вера
107
107
Со ласно
ле енде
из
У орс ой
Р си,
Исход
евреев
из
Е ипта
со-
стоялся
в
те
времена,
о да
«ци ани
мали
сво о
царьйа,
бо
то
ци-
ансь ий
царь
б ў
Фарайон».
Ко да
евреи
перешли
расст пившееся
перед
ними
Красное
море,
фараоново
войс о
последовало
за
ними.
Впереди
на
оне
ехал
сам
фараон.
Выезжая
из
моря,
он
вместо
то о,
чтобы
побла одарить
Бо а,
побла одарил
свое о
оня:
«Слава
тобi,
мой
онь
бiлобо ий,
шчо
ти
мине
чириз
мори
пириньiс
л бо-
ойи!»
—
и
в
то
же
время
море
сом н лось
и
потопило
всех
цы ан.
Далее
ле енда
продолжает:
«Почем
цы ане
письма
не
имеют?
—
Все
тон ло
в
море.
—
Почем
цы ане
царя
или
пана
не
имеют?
—
Утон л
в
море».
От
да
же
взялись
се одняшние
цы ане?
От
фарао-
нова
войс а
отстала
одна
хромая
цы ан а.
Т т
явился
ей
черт
и
вме-
сте
с
ней
«справил
др
их
цы ан»:
«чорт
ци ан
приспаў
i
цы-
анцьi
черево
справиў»
—
та
появились
на
свете
«нынешние»
цы-
ане
(Гнатю
1897:
17).
Этот
же
мотив
прис тств ет
в
ле енде
из
Га-
лиции:
фараоновы
люди
шли
следом
за
Моисеем
и
евреями;
о да
ев-
реи
перешли
море,
вода
сом н лась
и
затопила
людей
фараона.
Одна
хромая
дев ш а
отстала
и
же
хотела
пры ать
в
вод
следом
за
ос-
тальными,
а
явился
черт
и
предложил
ей
пожениться:
«та
ци ане
по
нас
б д т
хоць»
(Гнатю
1902:
33–34).
Сюжет
след ющей
бол арс ой
ле енды
та же
связан
с
образной
схемой
библейс о о
Исхода
и
сочетает
в
себе
этиоло ичес ий
расс аз
о
происхождении
цы ан
и
ало
с
описанием
ч дес,
анало ичных
тем,
что
творил
Моисей
на
бере
Красно о
моря.
Гри орий
Бо о-
слов,
оторый
был
сыном
е ипетс о о
царя,
о леветан
своими
не-
бла одарными
подданными.
Он
про лял
леветни ов,
и
от
них
про-
изошли
цы ане,
с итающиеся
по
свет ,
обманывающие
и
попро-
шайничающие.
Затем
св.
Гри орий
собрал
своих
оставшихся
под-
данных
и
повел
их
морю,
чтобы
топить.
Исполнить
на азание
он
назначил
св.
Василия.
Св.
Гри орий
взмахн л
жезлом,
морс ие
во-
ды
расст пились,
и
цы ане
были
верены,
что
они
ле
о
перейд т
через
море.
Св.
Василий
за нал
их
в
вод ,
де
они
превратились
в
птиц
—
ало .
С
тех
пор
цы ане
почитают
св.
Василия
за
то,
что
он
не
ничтожил
их
всех
(Софийс о,
СбНУ
1890/3:
176–177).
Та им
об-
разом,
совершенное
ч до
является
и
на азанием,
и
на радой
одно-
временно:
леветни и
превращены
в
птиц,
а
остальной
народ
пол -
чает
«свое о»
свято о.
После
перехода
через
Чермное
море
последовали
дол олетние
странствия
евреев
по
п стыне,
во
время
оторых
Бо
неодно ратно
являл
им
свои
ч деса.
Посланные
стражд щим
манна
небесная
и
пе-
репела
—
толь о
одно
из
та их
проявлений.
Одна о,
а
повеств ют
народные
ле енды,
евреи
не
смо ли
правильно
распорядиться
ч дес-
Глава
II
108
108
ными
дарами
и
были
на азаны
за
свою
жадность
паршой
и
неистре-
бимым
запахом,
по
отором
все да
можно
отличить
еврея
от
людей
др
их
национальностей
(см.
I.4
).
В
ле енде
из
За арпатья
оворится,
что
нераз мные
евреи
само-
надеянно
от азывались
от
Божьей
пищи
—
ч десной
манны,
ото-
рая
одном
азалась
мясом,
др
ом
хлебом
(ср.
Исх.
16:
12,
15),
—
и
оворили,
что
им
больше
нравится
еда,
«шчо
ми
собi
зарiжеме
самi,
риць
або
с
!»
(Гнатю
1897:
18).
За
пренебрежение
явленном
ч д
их
пости ло
на азание
—
ядовитые
змеи
и
перепе-
лы,
от
пресыщения
оторыми
евреи
мирали:
«Б
ö
на
них
за
от
ó
á
р
нап стиў:
ади,
шчо
йiх
сали,
i
т
т
ó
о
м
é
рли,
i
п
ó
тьата
йiм
Б
ö
дав
á
ў
та
í
,
шчо
они
соб
í
йм
á
ли
та
били,
а
т
п
ó
тьят
м
é
рли»
(Гнатю
1897:
18;
ср.
Исх.
16:
20;
Числа
11:
20,
33;
21:
6).
Для
репления
веры
своих
соплеменни ов
являл
ч деса
и
сам
Моисей.
Он
бил
о ромно о
змея
и
вывесил
е о
на
обозрение:
то
это о
змея
поцел ет,
том
по-
ле чает.
Это
о азалось
бедительным,
и
«отставшие»
от
веры
евреи
снова
обратились
Господ :
«жид
ó
м
страх
прийш
ó
ў
тв
é
рдо.
I
обер-
н
ý
ли
сьа
д
Бо
ўже
тоти,
шчо
опст
á
ли»
(Гнатю
1897:
18;
ср.
эпизод
с
медным
змием
—
Числа
21:
8–9).
Славянс ие
ле енды
расс азывали
та же
о
пребывании
Моисея
на
оре
Синай,
поп тно
расцвечивая
библейс ий
сюжет
поминани-
ем
техничес их
новшеств,
та их
а ...
эле тричество.
Сп стившись
с
оры
с
дв мя
с рижалями,
Моисей
видел,
что
евреи
«д жи
рi-
шать»,
и
разбил
с рижали,
а
потом
пообещал
евреям,
что
он
предста-
вит
их
пред
самим
Господом.
Моисей
велел
евреям
одеться
в
смертное
(«поўбирайити
сьi
та ,
йа
на
смерть»),
потом
что
рядет
«та ий
страшний
день,
шо
ньiґди
ни
б ў
на
сьвiтьi
i
ни
б ди».
Затем
он
со-
брал
самых
злостных
подстре ателей,
привел
их
подножию
Синая
и,
с азав,
что
идет
Бо
,
поднялся
на
ор ,
а
евреям
сп стил
свер-
х
длинный
провод
и
велел
одном
из
решни ов
взяться
за
не о.
Евреи
схватили
др
др
а
за
р
и,
и
т т
Моисей
«по р тиў
за
т
орб
(поверн л
р ч
)
и
сп стиў
елье три
дротом
до
них».
«Ч до»
техничес о о
про ресса
о азалось
вн шительным:
«то
вiдраз
ўсьi
жиди
двацьiть
три
тисьач
попадали
тр пами»,
о
остальные
больше
не
б нтовали
против
Моисея
(Галиция;
Гнатю
1902а:
226–227).
Ч деса
«ч жих»
святых.
Ка
по азывают
народные
ле енды,
ч до,
явленное
«ч жим»
Бо ом
или
святым,
чаще
все о
о азывается
«не-
правильным»,
оборачивается
обманом.
Об
этом
—
бол арс ие
ле ен-
ды,
объясняющие,
почем
т р и
не
едят
свинин .
Илья
Проро
и
М хаммед
в
свое
время
были
др зьями
и
вместе
ходили
по
п стыне.
Ко да
они
захотели
пить,
Илья
дарил
жезлом
о
амень,
и
из
не о
Рели ия
и
вера
109
109
поте ла
вода.
М хаммед
та же
решил
продемонстрировать
та ое
же
ч до,
но
под отовился
нем
заранее
—
при азал
сделать
мех
из
ожи
б йвола,
наполнить
е о
водой
и
зарыть
в
песо
в
определенном
месте.
Одна о
мех
вырыли
свиньи
и
разорвали
е о,
вода
выте ла,
и
М хаммед
не
смо
явить
ч до.
То да
он
про лял
свиней
и
запретил
потреблять
их
в
пищ
(Странджа,
СбНУ
1983/57:
881).
Анало ичный
сюжет
бытовал
и
среди
раинцев
Причерноморья:
Ма омет
про-
лял
свиней
за
то,
что
они
вырыли
из
земли
б рдю и
с
водой
и
ем
не
далось
по азать
Христ
ч до
добывания
воды
из
земли
(поэтом
т р и
не
едят
свинины).
Одна о
Христос
с азал:
«П сть
б дет
про-
лято
толь о
то
место,
за
оторое
ты
держишь
свинью»
(рассержен-
ный
Ма омет
в
это
время
на р чивал
свинье
хвост).
Поэтом
сви-
ньи
все да
хвост
рюч ом
(Ди арев
1896:
5–6).
В
Ловеш ом
рае
(Бол ария)
расс азывали,
что
соблюдение
еже од-
но о
пасхально о
обряда
—
при отовления
рашеных
яиц
—
обеспечи-
вало
постоянн ю
побед
Христ
в
е о
споре
с
М хаммедом.
М хаммед
с азал,
что
с оль о
рбанов
за олят
м с льмане
на
«т рс ий
байрам»,
столь о
бол ар
мрет
в
этом
од .
А
Христос
с азал:
с оль о
яиц
съедят
на
«Вели ден»
(на
Пасх ),
столь о
т ро
мрет.
«А
в
те
времена
расили
по
сто
и
больше
яиц
в
аждом
доме!»,
—
ордо
добавила
расс азчица
(АЕИМ
925:
49–50,
1953,
зап.
Г.
Керемедчиев).
Не
все да
бедительными,
с дя
по
славянс им
ле ендам,
были
и
ч -
деса
Христа
для
евреев.
Правда,
в
та их
расс азах
а цент
ставится
не
на
не давшемся
ч де
«ч жо о»
проро а
( а овым
мо
представляться
евре-
ям
Христос),
а
на
неспособности
восприятию
ч десно о.
Та ,
в
одной
польс ой
ле енде
оворится,
что
евреи
в
большинстве
своем
не
веровали
в
Христа
из-за
свое о
излишне о
рационализма.
Ко да
Христос
пропове-
довал
и
ормил
олодных
хлебом,
и деи
охотно
приходили
е о
сл шать.
Незадол о
до
смерти
Христос
с азал:
«Вы
едите
тело
мое».
Евреи
под ма-
ли,
что
речь
идет
о
людоедстве
и
от
страха
не
последовали
за
Христом.
Остались
с
ним
лишь
апостолы,
оторые
мыслили
символичес и
и
поня-
ли
это
инос азание
(
Ca³a
1992:
94).
Ч деса
в
ле ендах
об
обращении
иноверцев.
Мотив
ч да
прис тств -
ет
та же
в
ле ендах
об
индивид альном
или
массовом
обращении
иноверцев
(язычни ов)
в
христианство.
В
фоль лорной
прозе
та их
расс азов
не
мно о;
формир ются
они
в
основном
под
влиянием
нижной
традиции
или
и оно рафии.
В
Воло одс ой
б.
было
записано
след ющее
предание:
во
время
похорон
Бо оматери
из
а о о-то
дома
выбежал
еврей
и
хотел
было
опро ин ть
роб.
Но
с
небес
слетел
ан ел
и
отсе
дерзновенном
ев-
рею
р
и.
Ч до
это
произвело
л бо ое
впечатление
на
прис тств ю-