Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели ия

 

и

 

вера

105

105

жыд оў а,

 

а

 

цепер

 

 

сьвiньня».

 

Евреи

 

засмеялись,

 

но

 

т т

 

из

 

«с ры-

ни»

 

выс очила

 

толстая

 

свинья

 

и

 

бросилась

 

на

 

них.

 

Все

 

разбежались,

«застаўса

 

т оль о

 

Хрыст ос

 

да

 

тыiе

 

жыды,

   

аторых

 

атсохли

 

р

и.

И

 

пачалiяны

 

малiца

 

Хрыст

 

да

 

азаць:

 

вiер ем,

 

Госпадзi!

 

Памажы

нам.

 

 

Сжалiўса

 

Хрыст ос

 

i

 

сцалiў

 

 

р

 

(Сержп тоўс i

 

1926:

 

97).

Приметы

 

ч да.

 

Совершившееся

 

ч до

 

не

 

проходит

 

бесследно.

 

Е о

 

ре-

з льтаты

 

все да

 

видимы

 

и

 

физичес и

 

ощ тимы

 

 

особенно

 

для

 

тех,

то

 

противился

 

этом

 

ч д ,

 

пытался

 

е о

 

предотвратить

 

или

 

с ом-

прометировать.

 

Если

 

снова

 

обратиться

   

ле ендам

 

об

 

ожившем

 

пет -

хе,

 

то

 

можно

 

выделить

 

целый

 

ряд

 

версий,

 

объясняющих

 

появление

тех

 

или

 

иных

 

внешних

 

отличительных

 

черт,

 

прис щих,

 

например,

евреям

 

(именно

 

а

 

онфессиональным

 

противни ам,

 

не

 

верившим

в

 

Вос ресение).

Ита ,

 

мно ие

 

евреи

 

имеют

 

весн ш и

 

с

 

тех

 

пор,

 

а

 

вос ресший

вареный

 

пет х

 

взмахн л

 

рыльями

 

и

 

обрыз ал

 

евреев

 

подливой

(з.-

р.,

 

Верхратс ий

 

1899:

 

147;

 

бол .,

 

АИФ

 

I

 

91

 

(II):

 

189–190;

 

Хас-

овс о,

 

1989,

 

зап.

 

К.

 

Михайлова;

 

АИФ

 

I

 

48

 

(I):

 

120;

 

Хас овс о,

 

1988,

зап.

 

В.

 

К зманова)

 

   

них

 

на

 

лицах

 

навсе да

 

остались

 

отметины.

Та

 

же

 

объясняют

 

бол арс ие

 

ле енды

 

наличие

   

евреев

 

парши

(бол .

 

ел

)

 

 

евреи

 

еляви

,

 

потом

 

что

 

оживший

 

пет х

 

обрыз ал

 

их

орячим

 

с пом

 

(Каравелов

 

1861:

 

171;

 

СбНУ

 

1983/57:

 

880),

 

а

 

в

 

-

ц льс ой

 

ле енде

 

это

 

же

 

происшествие

 

становится

 

причиной

 

появ-

ления

   

евреев

 

оросты

 

на

 

р

ах

 

(Онищ

 

1912:

 

38).

 

Неверившие

 

в

вос ресение

 

Иис са

 

были

 

жесто о

 

на азаны:

 

ослепли,

 

потом

 

что

«очите

 

им

 

из орели»,

 

о да

 

в

 

лаза

 

попали

 

орячие

 

брыз и

 

(бол .,

АИФ

 

I

 

48

 

(I):

 

119–120;

 

Хас овс о,

 

1988,

 

зап.

 

В.

 

К зманова),

 

или

«о аменели»

 

от

 

страха.

 

Мотив

 

своеобразно о

 

«о аменения»

 

(непод-

вижности)

 

прис тств ет

 

в

 

ц льс ой

 

ле енде

 

(ср.

 

выше

 

мотив

 

«жид

остовпiв»

 

в

 

оляд е):

 

о да

 

Христос

 

вос рес,

 

Божья

 

Матерь

 

по раси-

ла

 

« ал н

»,

 

дала

 

девоч е-еврей е

 

и

 

велела

 

бежать

 

с

 

этим

 

яйцом

 

и

ричать,

 

что

 

Христос

 

вос рес.

 

Евреи

 

слышали

 

и

 

дивились,

 

ведь

они

 

же

 

по ребли

 

Христа

 

и

 

амнем

 

привалили.

 

Ко да

 

пришли

 

по-

смотреть,

 

видели,

 

что

 

амень

 

отверн т,

 

а

 

стражни и

 

со

 

страх

«попадали

 

до

 

землi

 

и

 

там

 

зад бiли»

 

(Онищ

 

1912:

 

36–37).

Славянс ие

 

ле енды

 

об

 

Исходе

 

евреев

 

из

 

Е ипта

 

та же

 

полны

видимых

 

и

 

ощ тимых

 

ч дес.

 

Та ,

 

переход

 

через

 

Чермное

 

море,

 

став-

ший

 

для

 

евреев

 

спасением,

 

для

 

их

 

преследователей

 

 

фараонова

войс а

 

 

оберн лся

 

превращением

 

в

 

морс их

 

обитателей

 

и

 

демоно-

ло ичес их

 

персонажей.

В

 

основе

 

подобных

 

представлений

 

лежат

 

апо рифичес ие

 

ле ен-

ды,

 

основанные

 

на

 

переработ ах

 

библейс о о

 

те ста

 

о

 

переходе


background image

Глава

 

II

106

106

Моисея

 

через

 

Красное

 

море.

 

«С азание

 

о

 

переходе

 

Чермно о

 

моря»

известно

 

в

 

древнер сс ой

 

нижности

 

довольно

 

широ о,

 

являясь

 

со-

ставной

 

частью

 

большо о

 

числа

 

сборни ов

 

смешанно о

 

содержания,

имеющих

 

в

 

своем

 

составе

 

историчес ие,

 

хроно рафичес ие

 

и

 

«есте-

ственнона чные»

 

статьи.

 

Та ,

 

под

 

названием

 

«С азание

 

мос овс их

пцов

 

о

 

рыбах»

 

этот

 

апо риф

 

содержится

 

в

 

лицевом

 

сборни е

 

24.5.32

(первая

 

четверть

 

XVII

 

в.)

 

Основно о

 

собрания

 

Библиоте и

 

А адемии

на

 

(Сан т-Петерб р ):

 

«В

 

Чермнем

 

мори

 

есть

 

рыбы,

 

что

 

были

 

лю-

ди

 

фараоновы

 

<...>

 

а

   

рыб

 

лавы

 

человечес ие,

 

а

 

т лова

   

них

 

нет,

то мо

 

едина

 

лава,

 

а

 

з бы

 

и

 

нос

 

человечьи,

 

а

 

де

 

ши,

 

т т

 

перье,

 

а

де

 

потылица,

 

т т

 

хвост.

 

(На

 

л.

 

97

 

об.

 

миниатюра:

 

олова

 

челове а

 

с

торчащими

 

«шишом»

 

волосами

 

 

ср.

 

традиционное

 

для

 

средневе о-

вой

 

р сс ой

 

и оно рафии

 

изображение

 

беса.)

 

<...>

 

А

 

и

 

они

 

их

 

обра-

тишися

 

рыбами

 

же,

 

а

 

на

 

оньс их

 

рыбах

 

шерсть

 

онс ая,

 

ожа

 

на

них

 

толста

 

на

 

перст,

 

а

 

ловят

 

рыбы

 

для

 

ож,

 

тело

 

их

 

мечют,

 

и

 

в

 

о-

жах

 

делают

 

переды

 

и

 

подошвы

 

и

 

воды

 

те

 

ожи

 

не

 

терпят,

 

а

 

в

 

с хе

носити

 

на

 

од

 

станет»

 

(л.

 

97–98).

Этот

 

нижный

 

сюжет

 

стал

 

источни ом

 

мно очисленных

 

фоль -

лорных

 

версий

 

перехода

 

через

 

Чермное

 

море

 

 

ле енд

 

о

 

появлении

морс их

 

с ществ

 

«фараонов»

 

и

 

«фараоно ».

 

У

 

них

 

олова

 

и

 

р

и

 

че-

ловечес ие,

 

остальные

 

члены

 

рыбьи.

 

В

 

ясн ю

 

по од

 

выс а ивают

из

 

моря

 

и

 

ричат:

 

«Царь

 

Фараон

 

на

 

воде

 

потон л!»

 

(нов ород.,

 

Зеле-

нин

 

1914:

 

858).

 

«Морьс и

 

люды»

 

( тон вшее

 

фараоново

 

войс о)

 

-

раинс их

 

ле енд

 

(винниц.,

 

житомир.)

 

наполовин

 

рыбы,

 

ночью

 

вы-

ходят

 

из

 

моря

 

на

 

бере ,

 

и

 

о о

 

толь о

 

встретят,

 

 

непременно

 

съе-

дят.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

они

 

сочиняют

 

песни

 

и

 

пере ладывают

 

их

 

на

 

ноты

(ср.

 

сирены!)

 

(Ч бинс ий

 

1872/1:

 

208).

 

Черты

 

людоедов

 

приписыва-

ются

 

«фараонам»

 

на

 

Смоленщине.

 

«Я ипец ие

 

цы ани,

 

што

 

за

 

жида-

ми

 

нались,

   

мори

 

затан ли,

 

да

 

фараонами

 

адна лазыми

 

паделались.

Яны

 

людаеды,

 

чиш я

 

на

 

них

 

рыббя,

 

аб

 

нинастю

 

сваи о

 

Фараона

просют

 

<...>

 

Голыви

 

и

 

р

и

   

их

 

челавечьи,

 

па

 

аднам

 

лаз ,

 

а

 

ара

рыббя»

 

(Добровольс ий

 

1891:

 

147).

 

Утон ли

 

они

 

потом ,

 

что

 

Моисей

пере рестил

 

их

 

жезлом.

 

В

 

рыбьем

 

обличии

 

им

 

с ждено

 

быть

 

до

Страшно о

 

с да.

 

В

 

расс азе,

 

записанном

 

от

 

р сс их

 

в

 

Эстонии,

 

та -

же

 

отмечается,

 

что

 

«дети

 

фараона

 

жив т

 

в

 

море.

 

Придет

 

время,

 

то

опять

 

людьми

 

б д т.

 

До

 

онца

 

света

 

та ими

 

б д т»

 

(МРЛРС:

 

57).

Во

 

Владимирс ой

 

б.

 

расс азывали,

 

что,

 

о да

 

Моисей

 

выводил

евреев

 

в

 

пре расные

 

земли,

 

им

 

н жно

 

было

 

перейти

 

море.

 

Моисей

разделил

 

море

 

на

 

две

 

части

 

и

 

провел

 

евреев

 

пос х ,

 

а

 

за

 

ними

 

шли

 

е и-

петс ие

 

народы,

 

оторые

 

их

 

до оняли.

 

Моисей

 

про лял

 

е иптян,

 

и

 

мо-

ре

 

залило

 

их,

 

но

 

не

 

всех:

 

о о

 

залила

 

вода,

 

те

 

превратились

 

в

 

водяных

и

 

р сало ,

 

а

 

то

 

остался

 

на

 

бере

 

 

в

 

леших

 

(РДС:

 

307;

 

БВКЗ:

 

125).


background image

Рели ия

 

и

 

вера

107

107

Со ласно

 

ле енде

 

из

 

У орс ой

 

Р си,

 

Исход

 

евреев

 

из

 

Е ипта

 

со-

стоялся

 

в

 

те

 

времена,

 

о да

 

«ци ани

 

мали

 

сво о

 

царьйа,

 

бо

 

то

 

ци-

ансь ий

 

царь

 

б ў

 

Фарайон».

 

Ко да

 

евреи

 

перешли

 

расст пившееся

перед

 

ними

 

Красное

 

море,

 

фараоново

 

войс о

 

последовало

 

за

 

ними.

Впереди

 

на

 

оне

 

ехал

 

сам

 

фараон.

 

Выезжая

 

из

 

моря,

 

он

 

вместо

 

то о,

чтобы

 

побла одарить

 

Бо а,

 

побла одарил

 

свое о

 

оня:

 

«Слава

 

тобi,

мой

 

онь

 

бiлобо ий,

 

шчо

 

ти

 

мине

 

чириз

 

мори

 

пириньiс

 

л бо-

ойи!»

 

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

море

 

сом н лось

 

и

 

потопило

 

всех

 

цы ан.

Далее

 

ле енда

 

продолжает:

 

«Почем

 

цы ане

 

письма

 

не

 

имеют?

 

Все

 

тон ло

 

в

 

море.

 

 

Почем

 

цы ане

 

царя

 

или

 

пана

 

не

 

имеют?

 

Утон л

 

в

 

море».

 

От

да

 

же

 

взялись

 

се одняшние

 

цы ане?

 

От

 

фарао-

нова

 

войс а

 

отстала

 

одна

 

хромая

 

цы ан а.

 

Т т

 

явился

 

ей

 

черт

 

и

 

вме-

сте

 

с

 

ней

 

«справил

 

др

их

 

цы ан»:

 

«чорт

 

ци ан

 

приспаў

 

i

 

цы-

анцьi

 

черево

 

справиў»

 

 

та

 

появились

 

на

 

свете

 

«нынешние»

 

цы-

ане

 

(Гнатю

 

1897:

 

17).

 

Этот

 

же

 

мотив

 

прис тств ет

 

в

 

ле енде

 

из

 

Га-

лиции:

 

фараоновы

 

люди

 

шли

 

следом

 

за

 

Моисеем

 

и

 

евреями;

 

о да

 

ев-

реи

 

перешли

 

море,

 

вода

 

сом н лась

 

и

 

затопила

 

людей

 

фараона.

 

Одна

хромая

 

дев ш а

 

отстала

 

и

 

же

 

хотела

 

пры ать

 

в

 

вод

 

следом

 

за

 

ос-

тальными,

 

а

 

явился

 

черт

 

и

 

предложил

 

ей

 

пожениться:

 

«та

 

ци ане

по

 

нас

 

б д т

 

хоць»

 

(Гнатю

 

1902:

 

33–34).

Сюжет

 

след ющей

 

бол арс ой

 

ле енды

 

та же

 

связан

 

с

 

образной

схемой

 

библейс о о

 

Исхода

 

и

 

сочетает

 

в

 

себе

 

этиоло ичес ий

 

расс аз

о

 

происхождении

 

цы ан

 

и

 

ало

 

с

 

описанием

 

ч дес,

 

анало ичных

тем,

 

что

 

творил

 

Моисей

 

на

 

бере

 

Красно о

 

моря.

 

Гри орий

 

Бо о-

слов,

 

оторый

 

был

 

сыном

 

е ипетс о о

 

царя,

 

о леветан

 

своими

 

не-

бла одарными

 

подданными.

 

Он

 

про лял

 

леветни ов,

 

и

 

от

 

них

 

про-

изошли

 

цы ане,

 

с итающиеся

 

по

 

свет ,

 

обманывающие

 

и

 

попро-

шайничающие.

 

Затем

 

св.

 

Гри орий

 

собрал

 

своих

 

оставшихся

 

под-

данных

 

и

 

повел

 

их

   

морю,

 

чтобы

 

топить.

 

Исполнить

 

на азание

 

он

назначил

 

св.

 

Василия.

 

Св.

 

Гри орий

 

взмахн л

 

жезлом,

 

морс ие

 

во-

ды

 

расст пились,

 

и

 

цы ане

 

были

 

верены,

 

что

 

они

 

ле

о

 

перейд т

через

 

море.

 

Св.

 

Василий

 

за нал

 

их

 

в

 

вод ,

 

де

 

они

 

превратились

 

в

птиц

 

 

ало .

 

С

 

тех

 

пор

 

цы ане

 

почитают

 

св.

 

Василия

 

за

 

то,

 

что

 

он

не

 

ничтожил

 

их

 

всех

 

(Софийс о,

 

СбНУ

 

1890/3:

 

176–177).

 

Та им

 

об-

разом,

 

совершенное

 

ч до

 

является

 

и

 

на азанием,

 

и

 

на радой

 

одно-

временно:

 

леветни и

 

превращены

 

в

 

птиц,

 

а

 

остальной

 

народ

 

пол -

чает

 

«свое о»

 

свято о.

После

 

перехода

 

через

 

Чермное

 

море

 

последовали

 

дол олетние

странствия

 

евреев

 

по

 

п стыне,

 

во

 

время

 

оторых

 

Бо

 

неодно ратно

являл

 

им

 

свои

 

ч деса.

 

Посланные

 

стражд щим

 

манна

 

небесная

 

и

 

пе-

репела

 

 

толь о

 

одно

 

из

 

та их

 

проявлений.

 

Одна о,

 

а

 

повеств ют

народные

 

ле енды,

 

евреи

 

не

 

смо ли

 

правильно

 

распорядиться

 

ч дес-


background image

Глава

 

II

108

108

ными

 

дарами

 

и

 

были

 

на азаны

 

за

 

свою

 

жадность

 

паршой

 

и

 

неистре-

бимым

 

запахом,

 

по

 

отором

 

все да

 

можно

 

отличить

 

еврея

 

от

 

людей

др

их

 

национальностей

 

(см.

 

I.4

).

В

 

ле енде

 

из

 

За арпатья

 

оворится,

 

что

 

нераз мные

 

евреи

 

само-

надеянно

 

от азывались

 

от

 

Божьей

 

пищи

 

 

ч десной

 

манны,

 

ото-

рая

 

одном

 

азалась

 

мясом,

 

др

ом

 

хлебом

 

(ср.

 

Исх.

 

16:

 

12,

 

15),

 

и

 

оворили,

 

что

 

им

 

больше

 

нравится

 

еда,

 

«шчо

 

ми

 

собi

 

зарiжеме

самi,

 

риць

 

або

 

с

 

(Гнатю

 

1897:

 

18).

 

За

 

пренебрежение

 

явленном

 

ч д

 

их

 

пости ло

 

на азание

 

 

ядовитые

 

змеи

 

и

 

перепе-

лы,

 

от

 

пресыщения

 

оторыми

 

евреи

 

мирали:

 

«Б

ö

 

на

 

них

 

за

 

от

ó

 

á

р

нап стиў:

 

ади,

 

шчо

 

йiх

 

сали,

 

i

 

т

 

т

ó

о

 

м

é

рли,

 

i

 

п

ó

тьата

 

йiм

 

Б

ö

дав

á

ў

 

та

í

,

 

шчо

 

они

 

соб

í

 

йм

á

ли

 

та

 

били,

 

а

 

т

 

п

ó

тьят

 

м

é

рли»

 

(Гнатю

1897:

 

18;

 

ср.

 

Исх.

 

16:

 

20;

 

Числа

 

11:

 

20,

 

33;

 

21:

 

6).

 

Для

 

репления

 

веры

своих

 

соплеменни ов

 

являл

 

ч деса

 

и

 

сам

 

Моисей.

 

Он

 

бил

 

о ромно о

змея

 

и

 

вывесил

 

е о

 

на

 

обозрение:

 

то

 

это о

 

змея

 

поцел ет,

 

том

 

по-

ле чает.

 

Это

 

о азалось

 

бедительным,

 

и

 

«отставшие»

 

от

 

веры

 

евреи

снова

 

обратились

   

Господ :

 

«жид

ó

м

 

страх

 

прийш

ó

ў

 

тв

é

рдо.

 

I

 

обер-

н

ý

ли

 

сьа

 

д

 

Бо

 

ўже

 

тоти,

 

шчо

 

опст

á

ли»

 

(Гнатю

 

1897:

 

18;

 

ср.

 

эпизод

с

 

медным

 

змием

 

 

Числа

 

21:

 

8–9).

Славянс ие

 

ле енды

 

расс азывали

 

та же

 

о

 

пребывании

 

Моисея

на

 

оре

 

Синай,

 

поп тно

 

расцвечивая

 

библейс ий

 

сюжет

 

поминани-

ем

 

техничес их

 

новшеств,

 

та их

 

а ...

 

эле тричество.

 

Сп стившись

с

 

оры

 

с

 

дв мя

 

с рижалями,

 

Моисей

 

видел,

 

что

 

евреи

 

«д жи

 

рi-

шать»,

 

и

 

разбил

 

с рижали,

 

а

 

потом

 

пообещал

 

евреям,

 

что

 

он

 

предста-

вит

 

их

 

пред

 

самим

 

Господом.

 

Моисей

 

велел

 

евреям

 

одеться

 

в

 

смертное

(«поўбирайити

 

сьi

 

та ,

 

йа

 

на

 

смерть»),

 

потом

 

что

 

рядет

 

«та ий

страшний

 

день,

 

шо

 

ньiґди

 

ни

 

б ў

 

на

 

сьвiтьi

 

i

 

ни

 

б ди».

 

Затем

 

он

 

со-

брал

 

самых

 

злостных

 

подстре ателей,

 

привел

 

их

   

подножию

 

Синая

и,

 

с азав,

 

что

 

идет

   

Бо

,

 

поднялся

 

на

 

ор ,

 

а

 

евреям

 

сп стил

 

свер-

х

 

длинный

 

провод

 

и

 

велел

 

одном

 

из

 

решни ов

 

взяться

 

за

 

не о.

Евреи

 

схватили

 

др

 

др

а

 

за

 

р

и,

 

и

 

т т

 

Моисей

 

«по р тиў

 

за

 

т

орб

 

(поверн л

 

р ч

)

 

и

 

сп стиў

 

елье три

 

дротом

 

до

 

них».

 

«Ч до»

техничес о о

 

про ресса

 

о азалось

 

вн шительным:

 

«то

 

вiдраз

 

ўсьi

жиди

 

двацьiть

 

три

 

тисьач

 

попадали

 

тр пами»,

 

о

 

остальные

 

больше

 

не

б нтовали

 

против

 

Моисея

 

(Галиция;

 

Гнатю

 

1902а:

 

226–227).

Ч деса

 

«ч жих»

 

святых.

 

Ка

 

по азывают

 

народные

 

ле енды,

 

ч до,

явленное

 

«ч жим»

 

Бо ом

 

или

 

святым,

 

чаще

 

все о

 

о азывается

 

«не-

правильным»,

 

оборачивается

 

обманом.

 

Об

 

этом

 

 

бол арс ие

 

ле ен-

ды,

 

объясняющие,

 

почем

 

т р и

 

не

 

едят

 

свинин .

 

Илья

 

Проро

 

и

М хаммед

 

в

 

свое

 

время

 

были

 

др зьями

 

и

 

вместе

 

ходили

 

по

 

п стыне.

Ко да

 

они

 

захотели

 

пить,

 

Илья

 

дарил

 

жезлом

 

о

 

амень,

 

и

 

из

 

не о


background image

Рели ия

 

и

 

вера

109

109

поте ла

 

вода.

 

М хаммед

 

та же

 

решил

 

продемонстрировать

 

та ое

 

же

ч до,

 

но

 

под отовился

   

нем

 

заранее

 

 

при азал

 

сделать

 

мех

 

из

ожи

 

б йвола,

 

наполнить

 

е о

 

водой

 

и

 

зарыть

 

в

 

песо

 

в

 

определенном

месте.

 

Одна о

 

мех

 

вырыли

 

свиньи

 

и

 

разорвали

 

е о,

 

вода

 

выте ла,

и

 

М хаммед

 

не

 

смо

 

явить

 

ч до.

 

То да

 

он

 

про лял

 

свиней

 

и

 

запретил

потреблять

 

их

 

в

 

пищ

 

(Странджа,

 

СбНУ

 

1983/57:

 

881).

 

Анало ичный

сюжет

 

бытовал

 

и

 

среди

 

раинцев

 

Причерноморья:

 

Ма омет

 

про-

лял

 

свиней

 

за

 

то,

 

что

 

они

 

вырыли

 

из

 

земли

 

б рдю и

 

с

 

водой

 

и

 

ем

не

 

далось

 

по азать

 

Христ

 

ч до

 

добывания

 

воды

 

из

 

земли

 

(поэтом

т р и

 

не

 

едят

 

свинины).

 

Одна о

 

Христос

 

с азал:

 

«П сть

 

б дет

 

про-

лято

 

толь о

 

то

 

место,

 

за

 

оторое

 

ты

 

держишь

 

свинью»

 

(рассержен-

ный

 

Ма омет

 

в

 

это

 

время

 

на р чивал

 

свинье

 

хвост).

 

Поэтом

   

сви-

ньи

 

все да

 

хвост

 

рюч ом

 

(Ди арев

 

1896:

 

5–6).

В

 

Ловеш ом

 

рае

 

(Бол ария)

 

расс азывали,

 

что

 

соблюдение

 

еже од-

но о

 

пасхально о

 

обряда

 

 

при отовления

 

рашеных

 

яиц

 

 

обеспечи-

вало

 

постоянн ю

 

побед

 

Христ

 

в

 

е о

 

споре

 

с

 

М хаммедом.

 

М хаммед

с азал,

 

что

 

с оль о

 

рбанов

 

за олят

 

м с льмане

 

на

 

«т рс ий

 

байрам»,

столь о

 

бол ар

 

мрет

 

в

 

этом

 

од .

 

А

 

Христос

 

с азал:

 

с оль о

 

яиц

 

съедят

на

 

«Вели ден»

 

(на

 

Пасх ),

 

столь о

 

т ро

 

мрет.

 

«А

 

в

 

те

 

времена

 

расили

по

 

сто

 

и

 

больше

 

яиц

 

в

 

аждом

 

доме!»,

 

 

ордо

 

добавила

 

расс азчица

(АЕИМ

 

925:

 

49–50,

 

1953,

 

зап.

 

Г.

 

Керемедчиев).

Не

 

все да

 

бедительными,

 

с дя

 

по

 

славянс им

 

ле ендам,

 

были

 

и

 

ч -

деса

 

Христа

 

для

 

евреев.

 

Правда,

 

в

 

та их

 

расс азах

 

а цент

 

ставится

 

не

 

на

не давшемся

 

ч де

 

«ч жо о»

 

проро а

 

( а овым

 

мо

 

представляться

 

евре-

ям

 

Христос),

 

а

 

на

 

неспособности

   

восприятию

 

ч десно о.

 

Та ,

 

в

 

одной

польс ой

 

ле енде

 

оворится,

 

что

 

евреи

 

в

 

большинстве

 

своем

 

не

 

веровали

в

 

Христа

 

из-за

 

свое о

 

излишне о

 

рационализма.

 

Ко да

 

Христос

 

пропове-

довал

 

и

 

ормил

 

олодных

 

хлебом,

 

и деи

 

охотно

 

приходили

 

е о

 

сл шать.

Незадол о

 

до

 

смерти

 

Христос

 

с азал:

 

«Вы

 

едите

 

тело

 

мое».

 

Евреи

 

под ма-

ли,

 

что

 

речь

 

идет

 

о

 

людоедстве

 

и

 

от

 

страха

 

не

 

последовали

 

за

 

Христом.

Остались

 

с

 

ним

 

лишь

 

апостолы,

 

оторые

 

мыслили

 

символичес и

 

и

 

поня-

ли

 

это

 

инос азание

 

(

Ca³a

 

1992:

 

94).

Ч деса

 

в

 

ле ендах

 

об

 

обращении

 

иноверцев.

 

Мотив

 

ч да

 

прис тств -

ет

 

та же

 

в

 

ле ендах

 

об

 

индивид альном

 

или

 

массовом

 

обращении

иноверцев

 

(язычни ов)

 

в

 

христианство.

 

В

 

фоль лорной

 

прозе

 

та их

расс азов

 

не

 

мно о;

 

формир ются

 

они

 

в

 

основном

 

под

 

влиянием

нижной

 

традиции

 

или

 

и оно рафии.

В

 

Воло одс ой

 

б.

 

было

 

записано

 

след ющее

 

предание:

 

во

 

время

похорон

 

Бо оматери

 

из

 

а о о-то

 

дома

 

выбежал

 

еврей

 

и

 

хотел

 

было

опро ин ть

 

роб.

 

Но

 

с

 

небес

 

слетел

 

ан ел

 

и

 

отсе

 

дерзновенном

 

ев-

рею

 

р

и.

 

Ч до

 

это

 

произвело

 

л бо ое

 

впечатление

 

на

 

прис тств ю-