ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3471
Скачиваний: 2
Глава
II
110
110
щих,
но
больше
все о
на
само о
еврея,
оторый
сраз
же
веровал
в
Бо ородиц
и
стал
орячо
молиться
ей,
после
че о
не о
снова
при-
росли
отсеченные
р
и
(Ма симов
1995:
638–639).
Ле енда
из
У орс ой
Р си
повеств ет
о
ч де,
произошедшем
с
дочерью
знеца.
С рывающиеся
от
преследователей
Иосиф
и
Ма-
рия
ищ т
пристанища,
заходят
знец ,
оторый
ет
три
воздя
для
распятия
—
«цо
з
ньiма
прiбiй
Iс са
Хрiста
на
рiш».
Бо оро-
дица
находит
приют
в
хлев ,
там
рождается
Иис с.
Мария
просит
безр
ю
и
слеп ю
дочь
знеца
(« оваль
ó
во
дз
í
ўче,
р
ý
i
нь
ê
м
á
ло,
на
ó
чi
нь
ê
в
í
дзело»)
подать
ей
ребен а,
и
происходит
ч до
—
де-
воч и
появляются
р
и
и
она
прозревает
(«до
ше
дзнўче
прiх
ê
л
ê
ло,
д
ó
раз
р чь i
м
á
ло,
на
ó
чi
патр
é
ло»).
Увидев
ч до,
знец
рас аива-
ется
в
своем
не остеприимстве:
«К
ê
д
бi
йа
б л
знал,
же
то
п
á
на
Мар
í
йа,
дал
бi
сом
й
ê
й
п
ó
сцель
од
зл
á
та,
от
ср
í
бла,
а
сам
бi
сом
ль
ê
н л
з
л
á
в
на
ам
é
нь
ê
,
з
л
á
в
на
ам
é
нь
ê
,
з
но
á
мi
на
ц
é
рнь
ê
»
(
Гнатю
1911:
21–22).
Наличие
ритмизованной
прозы
азывает
на
возможный
источни
это о
нарратива
—
рождественс
ю
оляд
.
По
преданию
из
Мазовше,
однажды
священни
азал
еврею,
де
найти
раденных
оней.
Еврей
захотел
побла одарить
бла одетеля,
пришел
в
монастырь
и
знал
добро о
советчи а
в
фи
ре
св.
Антония.
После
это о
и дей
принял
христианство
и
построил
часовню
(Kolberg
DW
24:
22).
Со ласно
др
ой
ле енде
из
Познаньс о о
рая,
еврей-чер-
но нижни
рестился,
после
то о
а
не ий
челове ,
зад мавший
само-
бийство,
обратился
нем
за
ядом,
но
перед
тем
а
выпить
отрав
осе-
нил
себя
рестом
и
яд
потерял
сил
(Kolberg
DW
15:
263–264).
О
поп лярности
ле ендарных
сюжетов
об
обращении
иноверцев
свидетельств ет
в лючение
«слов»
и
«повестей»
на
эт
тем
в
сбор-
ни и
смешанно о
содержания,
составлявшие
основной
р
свет-
с о о
чтения
в
период
XVII–XVIII
вв.
Приведем
ряд
примеров
из
южнославянс ой
нижной
традиции.
Драматичес ая
история
бийства
сына,
сл чайно
причастивше ося
в
христианс ой
цер ви,
отцом-и деем,
завершившаяся
ч десным
вос ре-
шением
ребен а
и
массовым
рещением
евреев,
составляет
основ
«Сло-
ва
е да
са
прїчасти
дете
евреїс ої,
сажеже
о
оць
м »
(НБКМ,
№
435,
он.
XVIII
в.,
л.
72–74
об.).
Содержание
«слова»
в ратце
та ово.
В
«анадолс ой
стране»
в
одном
ороде
жил
еврей,
оторо о
был
7-летний
сын.
Однажды
ребено
и рал
с
др
ими
христианс ими
детьми
на
лице.
Христианс ие
дети
пошли
в
цер овь
и
причасти-
лись,
потом
что
был
«царс ий
праздни ».
Еврейс ий
ребено
тоже
подошел
поп ,
и
поп
причастил
е о.
Дома
сын
расс азал
отц ,
что
был
с
детьми
в
цер ви,
де
ем
дали
вина
и
хлеба:
«дад ха
на
онїя
момчета
вїно
и
хлеба
сась
лажїца
и
мене
т рїха
вь
стата»
(л.
72
об.–
Рели ия
и
вера
111
111
73).
Отец
понял,
что
это
было
причастие,
раз невался,
растопил
печь
и
бросил
т да
сына,
а
дверц
печи
привалил
амнем.
Через
час
мать,
знав
о
сл чившемся,
от рыла
печь.
Но
там
вместо
пепла
был
живой
и
невредимый
ребено .
Сл х
распространился
по
всем
селениям,
со-
брались
христиане,
верились
в
ч де
и
бросили
отца
в
печь,
де
он
т т
же
превратился
в
пепел.
Спросили
сына,
а
он
спасся.
Тот
отве-
тил,
что
«жена,
оторая
стоит
в
цер ви
и
держит
на
р
ах
ребен а»
(«оная
жена
дето
стои
цр вата
и
дрьжї
детенце»
—
л.
74),
вошла
в
печь,
осенила
е о
по ровом,
он
поч вствовал
холод,
и
о онь
ем
не
повредил.
Все
поняли,
что
это
была
святая
Бо ородица.
И
прис тст-
вовавшие
евреи,
видевшие
и
слышавшие
о
ч де,
все
веровали
и
рестились:
«и
тамь
штоса
намериша
еврее
и
ч ха
и
вїдеха
това
ч до
от
онова
отроче
и
сїч їте
вероваха
и
са
се
рстиїха»
(л.
74–74
об.).
Анало-
ичный
расс аз
содержится
в
сборни е
«Ч деса
Бо ородични»
(сербс ая
реда ция;
НБКМ,
№
1132,
он.
XVII
—
нач.
XVIII
в.,
л.
13а–15а).
Еще
одна
оллизия,
связанная
с
обращением
иноверцев,
пред-
ставлена
в
бол арс ой
повести
о
христианс ом
и
еврейс ом
пце
(НБКМ,
№
1078,
нач.
XIX
в.,
л.
32–33
об.).
В
Але сандрии
по
сосед-
ств
жили
в
добрых
отношениях
христианин
и
еврей.
Уезжая
по
тор овым
делам,
еврей
оставил
христианин
на
хранение
запечатан-
ный
ларец
с
золотом.
Христианин
«наваждением
дьявольс им»
ре-
шил
присвоить
день и
и
принести
потом
ложн ю
лятв ,
что
не
брал.
Посоветовался
с
женой,
и
она
ем
с азала,
что
еврея
расть
не
рех:
«Сьвештаже
се
хрстїанинъ
съ
жен
свою.
Отвр штисе
cъ
лет-
вию
жидовин
о
злато.
И
рече
ничтоже
о сп етъ
летва
е о
на
ны.
Аште
жидовин
льнемсе
пониже
несть
хрстїанинъ»
(л.
32
об.).
Верн вшийся
еврей
обнар жил
пропаж
и
в
поис ах
справедли-
вости
предложил
пойти
в
цер овь
св.
Мины,
чтобы
христианин
по-
лялся
там.
При
принесении
лятвы
еврей
в
цер овь
не
входил,
ос-
тался
снар жи,
та
а
христианин
с азал
ем ,
что
он
не
достоин
войти
в
храм:
«Он
же
[христианин.
—
О.
Б
.]
реч
ем
ты
несы
досто-
енъ
вълести
въ
цр овъ,
зане
жидовинъ
еси.
Он
же
[еврей.
—
О.
Б
.]
речаште
нодостоенъ
(sic!)
есмь
вънао тръ
вънити
аже
стан
вън
о д »
(л.
32
об.).
Во
дворе
храма
и дей
молит
на
оленях
св.
Мин
(по азательно,
что
Мина
представляется
здесь
а
женс ий
персо-
наж)
разрешить
по
правде
е о
спор
с
христианином.
По
выходе
из
цер ви
( де
он
принес
ложн ю
прися
)
христианин
выронил
люч
от
овчежца
с
золотом,
таенным
от
еврея,
не
заметил
потерю
и
по-
ехал
пировать.
Неожиданно
на
пир
явился
е о
сл
а
с
пор чением
от
жены,
принес
люч
и
золото
еврея.
Выяснилось,
что
жене
явился
не ий
всадни
и
велел
передать
спрятанные
вещи
м ж .
Та
лят-
вопрест пни
был
п блично
личен
в
содеянном.
Глава
II
112
112
Еврей
на
радостях
решил
реститься
со
«всем
домом
своим»:
«Ве-
ли ъ
б ъ
христїанс ыи
и
стыи
мчни ъ
е о
Мина,
ч дна
ес
вера
хва
<...>
Отсел
бо д
и
азъ
хрстїанынь
<...>
и
рстисе
съ
въс мъ
домъ
своймъ.
И
от
сею
вештїю
быс
жидовинъ
хрстїанинъ»
(л.
33
об.).
Треть
обретенно-
о
бо атства
он
отдал
в
цер овь
св.
Мины.
Христианин- лятвопрест п-
ни
рас аялся
и
та же
отдал
половин
имения
в
цер овь
св.
Мины.
О
ч десном
обращении
в
христианс
ю
вер
татарина
расс азы-
вает
ле енда
из
Владимирс ой
б.
Татарин
оставляет
свои
день и
под
охраной
и он
св.
Ни олая,
Бо ородицы
и
св.
Геор ия
и
езжает
из
до-
ма.
По
возвращении
он
знает,
что
день и
пропали.
Татарин
оряет
святых
в
нерадивости,
на
что
св.
Ни олай
отвечает,
что
он
отл чился,
чтобы
спасти
тон щий
орабль
сына
татарина;
Бо ородица
оворит,
что
она
помо ала
т шить
пожар,
о да
орел
дом
татарина;
св.
Геор-
ий
—
что
он
обере ал
таб н
татарина
от
вол ов.
Домочадцы
подтвер-
ждают
эти
слова,
знав
на
и онах
изображения
спасителей.
После
это-
о
татрин
веровал
и
рестился
вместе
со
всей
своей
семьей
(АРЭМ,
ф.
7,
оп.
1,
д.
15,
л.
33–34;
Вязни овс ий
.,
1899,
зап.
А.
Дебрс ий).
Тема
обращения
может
быть
представлена
и
в
бытовых
сюжетах,
оформленных
в
виде
традиционных
быличе .
Приведем
в
ачестве
примера
вариант
широ о
распространенно о
расс аза
о
встрече
че-
лове а
с
чертом,
принявшим
вид
барана,
я нен а,
телен а.
Особен-
ность
цитир емо о
те ста,
записанно о
на
Волыни,
состоит
не
толь-
о
в
том,
что
лавным
действ ющим
лицом
здесь
является
еврей
(та-
ие
былич и
быт ют
и
в
брестс ом
Полесье
—
см.
V.1,
V.2
,
и
в
При-
арпатье
—
см.,
например,
Гнатю
1912:
108–109).
Отличие
это о
варианта
в
том,
что
происшествие
за анчивается
обращением
еврея
в
христианство.
Еврей
нашел
на
доро е
телен а,
оторый
вс очил
нем
на
воз,
и
про нать
е о
было
невозможно.
Еврей
понял,
что
это
дьявол,
взял
две
соломин и,
сложил
их
в
виде
реста
и
спросил
те-
лен а:
«Знаешь,
что
это
за
зна ?»
Телено
т т
же
исчез
в
виде
вих-
ря.
Еврей
после
это о
о рестился
в
остеле
и
женился
на
деревен-
с ой
дев ш е
(
Siewiński
1903:
85).
Та им
образом,
поводом
для
пе-
ремены
веры
может
стать
и
вполне
бытовое
«страшное»
ч до…
II.5.
Народные
версии
« роваво о
навета»:
мифоло изация
сюжета
в
славянс их
фоль лорных
нарративах
Сюжет
о
рит альном
потреблении
евреями
христиан-
с ой
рови
—
это
ниверсальная
составляющая,
без
оторой
в
рели и-
озной
традиции
европейс о о
Средневе овья
и
во
мно ом
в
наследо-
вавших
ей
более
поздних
народных
верованиях
невозможен
этно-
Рели ия
и
вера
113
113
льт рный
«портрет»
еврея.
В
то
же
время
этот
сюжет
является
ча-
стью
более
обширно о
омпле са
с еверных
представлений
относи-
тельно
«ч жих»
рели иозных
пра ти ,
в
отором
понятие
навета
—
базовое
(см.:
Панчен о
2002:
153–170).
Рели иозный
навет
а
льт рный
стереотип.
Западноевропейс ие
источни и
фи сир ют
свидетельства
о
ровавых
жертвоприношениях
и
рит алах,
связанных
с
бийством
христиан
евреями
и
ос вернением
христианс их
святынь,
начиная
с
XII
в.
В
послед ющие
ве а
сред-
неве овая
цер овная
пропа анда
в
Западной
Европе
не
без
деятель-
но о
частия
неофитов
—
рещеных
евреев
—
возвела
с еверия
по
повод
рит ально о
использования
рови
в
ран
навета
на
опреде-
ленн ю
онфессиональн ю
традицию,
и
« ровавый
навет»
стал
не-
отъемлемой
частью
представлений
о
евреях
и
их
рели иозных
обря-
дах
(W grzynek
1995,
Трахтенбер
1998:
131–147,
Дандес
2004,
Б р-
мистров
2004,
Дандес
2004,
Петр хин
2004,
Чарный
2003,
Марзалю
2003:
138–140;
см.
та же
Kolberg
DW
20:
285).
Почва
для
распространения
подобных
верований
о азалась
рай-
не
бла одатной:
в
народной
льт ре
европейс о о
Средневе овья
широ о
применялись
ма ичес ие
и
медицинс ие
пра ти и
с
ис-
пользованием
частей
человечес о о
тела
и
особенно
рови.
При
пе-
реводе
данно о
явления
в
«этно онфессиональный»
онте ст
был
использован
те ст
Священно о
Писания,
а
именно
слова
Еван елия
от
Матфея
(27:
25):
«Кровь
на
нас
и
на
детях
наших».
Еван ельс ая
цитата
стала
своеобразным
лейтмотивом,
проходящим
с возь
все
расс азы,
соединяющие,
в
частности,
« ровавый
навет»
с
Катастро-
фой
(Шоа),
неоспоримым
ар
ментом
в
польз
признания
вины
евре-
ев.
Об
этом
—
современный
нарратив,
записанный
в
Подолии:
«Еврэи,
их
чо
ó
нимец
росстриляў?
Том
шо,
олы
Ис са
Хрыста
роспын
á
лы,
розыпн
¸
лы,
с азалы,
шо
рих
на
нас
и
на
наших
д
™
тях.
Кол
¢
цэ
ж
б
ý
ло!
Б ло
тысячи
р
ó
иў
том
назад,
вот.
И
вон
¢
с азалы,
шо
роў
на
нас
и
на
наших
дитях.
И
та
роб
¢
ли,
их
том
и
росстриливали
ўсих.
[Это
про лятие
с
давних
времен
действ ет?]
Оны
та
с азалы:
„Кроў
на
нас“.
Ис са
Христа
розыпн
¸
ты
и
ўсё.
Вот.
Вон
¢
хтили
роспы-
н
á
ти
<...>
вон
¢
были
протиў
сей
рэли ии.
У
них
была
своя
рэли ия
ев-
рэйс а.
„Кроў
на
нас
и
на
наших
дитях“,
—
та
и
б л
ó
»
(Б.
И.
Ридвян-
с ий,
1919
.
р.,
с.
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Та
же
мысль
выражена
в
расс азе,
записанном
от
поля ов
в
Литве,
в
о рестностях
Вильнюса,
в
1992
.:
«[Евреи]
сами
себя
про ляли,
о-
да
распяли
Христа
—
земля
затряслась
и
лавные
священни и
с аза-
ли
„Кровь
на
нас
и
на
детях
наших“.
И
в
той
войне
(Второй
мировой)
их
Глава
II
114
114
до
третье о
по оления
выбивали
—
это
ли
не
про лятье?
Видать,
это
ара
та ая
—
всех
их
т т
выбили»
(Zowzcak
2000:
159).
Та им
образом,
в
народно-рели иозном
сознании
соединились
представления
о
страшном
рехе
евреев
—
распятии
Христа,
о
« рова-
вой»
составляющей
всей
и дейс ой
льтовой
обрядности,
оторая
воспринималась
с возь
призм
новозаветных
событий
именно
а
омпле с
рит алов,
связанных
с
пор
анием
христианс их
свя-
тынь,
и
о
аре,
пости шей
евреев
за
их
прест пление.
Жив честь
представлений
о
« ровавом
навете»
же
становилась
предметом
исследования
(см.:
Трахтенбер
1998,
Ca
ła
1992
,
Cała
1995
,
Zowczak
2000).
Что
асается
традиции
восточных
славян,
то
народные
версии
« роваво о
навета»
из
ре ионов
тесных
этно
льт рных
он-
та тов
(Полесье,
Подолия,
Галиция,
Карпаты)
мо
т
дать
дополнитель-
н ю
информацию
о
том,
а
бытовал
данный
сюжет
на
по раничье
за-
падной
и
восточной
христианс их
традиций,
б д чи
том
же
в лючен-
ным
в
фоль лорно-мифоло ичес ий
онте ст
данных
ре ионов.
Перед
тем
а
непосредственно
перейти
анализ
фоль лорных
нарративов
на
темы
« роваво о
навета»,
след ет
отметить
роль
он-
фессионально о
фа тора
в
их
формировании
и
распространении.
По
свидетельствам
информантов
из
Полесья,
де
большинство
населе-
ния
—
православные,
« ровавый
навет»
представляет
собой
не ий
«ми-
фоло ичес ий
сюжет»,
не
имеющий
ниче о
обще о
с
«этно рафичес ой
действительностью».
В
Подолии,
а
более
« ородс ом»
и
«местеч-
овом»
ре ионе,
население
оторо о
составляют
в
большинстве
ато-
ли и
и
ниаты,
традиция
отражает,
вероятно,
особенности
историче-
с ой
сит ации
и
рез льтаты
официальной
цер овной
пропа анды
по
распространению
сочинений
антии дейс ой
направленности,
что
и
повлияло
на
б
ó
льш ю
орененность
сюжета
в
массовом
сознании.
«Каз
á
лы,
нэ
йди
до
еўрэя,
бо
пэч
ý
т
мац
²
…».
В
Подолии
достаточно
широ о
известен
сюжет
о
похищении
евреями
христианс их
детей
в
ан н
еврейс ой
Пасхи,
для
то о
чтобы
посадить
жертв
в
боч
с
воздями
и,
пере атывая
эт
боч
с
бо
на
бо ,
пол чить
ровь
для
рит ально о
блюда
—
мацы
(то
же
в
Западной
Белор ссии
—
Гроднен-
с ая
обл.,
на
по раничье
Польши
и
Литвы
и
повсеместно
в
Польше;
см.,
например:
Cała
1992:
101–102;
Cała
1995:
128–130).
«Б л
ó
та
é
,
шо
аз
á
лы,
нэ
йди
до
еўрэя,
бо
пэч
ý
т
мац
²
,
то
тебе
ў
™
н т
ў
боч
,
и
из
тэбе
роў...
То
та
é
.
Та
п
али,
та
é
аз
á
лы.
Шоб
на
я
™
сь
празни
шоб
нэ
ходыли.
То
та
é
аз
á
ли,
мо,
мацю
пэ-
ч
ý
ть,
цв
á
ш и
[ возди]
та э
ў
™
н т...
„Цэ
брэхня,
—
á
ж ,
—
цэ
нэ
м
ó
же
б
ý
ти!“»
(Л.
Т.
К зевич,
1929
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).