Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3471

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

II

110

110

щих,

 

но

 

больше

 

все о

 

на

 

само о

 

еврея,

 

оторый

 

сраз

 

же

 

веровал

 

в

Бо ородиц

 

и

 

стал

 

орячо

 

молиться

 

ей,

 

после

 

че о

   

не о

 

снова

 

при-

росли

 

отсеченные

 

р

и

 

(Ма симов

 

1995:

 

638–639).

Ле енда

 

из

 

У орс ой

 

Р си

 

повеств ет

 

о

 

ч де,

 

произошедшем

 

с

дочерью

 

знеца.

 

С рывающиеся

 

от

 

преследователей

 

Иосиф

 

и

 

Ма-

рия

 

ищ т

 

пристанища,

 

заходят

   

знец ,

 

оторый

 

ет

 

три

 

воздя

для

 

распятия

 

 

«цо

 

з

 

ньiма

 

прiбiй

 

Iс са

 

Хрiста

 

на

 

рiш».

 

Бо оро-

дица

 

находит

 

приют

 

в

 

хлев ,

 

там

 

рождается

 

Иис с.

 

Мария

 

просит

безр

ю

 

и

 

слеп ю

 

дочь

 

знеца

 

(« оваль

ó

во

 

дз

í

ўче,

 

р

ý

i

 

нь

ê

 

м

á

ло,

на

 

ó

чi

 

нь

ê

 

в

í

дзело»)

 

подать

 

ей

 

ребен а,

 

и

 

происходит

 

ч до

 

   

де-

воч и

 

появляются

 

р

и

 

и

 

она

 

прозревает

 

(«до

 

ше

 

дзнўче

 

прiх

ê

л

ê

ло,

д

ó

раз

 

р чь i

 

м

á

ло,

 

на

 

ó

чi

 

патр

é

ло»).

 

Увидев

 

ч до,

 

знец

 

рас аива-

ется

 

в

 

своем

 

не остеприимстве:

 

«К

ê

д

 

бi

 

йа

 

б л

 

знал,

 

же

 

то

 

п

á

на

Мар

í

йа,

 

дал

 

бi

 

сом

 

й

ê

й

 

п

ó

сцель

 

од

 

зл

á

та,

 

от

 

ср

í

бла,

 

а

 

сам

 

бi

 

сом

ль

ê

н л

 

з

 

л

á

в

 

на

 

ам

é

нь

ê

,

 

з

 

л

á

в

 

на

 

ам

é

нь

ê

,

 

з

 

но

á

мi

 

на

 

ц

é

рнь

ê

»

(

Гнатю

 

1911:

 

21–22).

 

Наличие

 

ритмизованной

 

прозы

 

азывает

 

на

возможный

 

источни

 

это о

 

нарратива

 

 

рождественс

ю

 

оляд

.

По

 

преданию

 

из

 

Мазовше,

 

однажды

 

священни

 

азал

 

еврею,

 

де

найти

 

раденных

 

оней.

 

Еврей

 

захотел

 

побла одарить

 

бла одетеля,

пришел

 

в

 

монастырь

 

и

 

знал

 

добро о

 

советчи а

 

в

 

фи

ре

 

св.

 

Антония.

После

 

это о

 

и дей

 

принял

 

христианство

 

и

 

построил

 

часовню

 

(Kolberg

DW

 

24:

 

22).

 

Со ласно

 

др

ой

 

ле енде

 

из

 

Познаньс о о

 

рая,

 

еврей-чер-

но нижни

 

рестился,

 

после

 

то о

 

а

 

не ий

 

челове ,

 

зад мавший

 

само-

бийство,

 

обратился

   

нем

 

за

 

ядом,

 

но

 

перед

 

тем

 

а

 

выпить

 

отрав

 

осе-

нил

 

себя

 

рестом

 

и

 

яд

 

потерял

 

сил

 

(Kolberg

 

DW

 

15:

 

263–264).

О

 

поп лярности

 

ле ендарных

 

сюжетов

 

об

 

обращении

 

иноверцев

свидетельств ет

 

в лючение

 

«слов»

 

и

 

«повестей»

 

на

 

эт

 

тем

 

в

 

сбор-

ни и

 

смешанно о

 

содержания,

 

составлявшие

 

основной

 

р

 

свет-

с о о

 

чтения

 

в

 

период

 

XVII–XVIII

 

вв.

 

Приведем

 

ряд

 

примеров

 

из

южнославянс ой

 

нижной

 

традиции.

Драматичес ая

 

история

 

бийства

 

сына,

 

сл чайно

 

причастивше ося

 

в

христианс ой

 

цер ви,

 

отцом-и деем,

 

завершившаяся

 

ч десным

 

вос ре-

шением

 

ребен а

 

и

 

массовым

 

рещением

 

евреев,

 

составляет

 

основ

 

«Сло-

ва

 

е да

 

са

 

прїчасти

 

дете

 

евреїс ої,

 

сажеже

 

о

 

оць

 

м »

 

(НБКМ,

 

 

435,

он.

 

XVIII

 

в.,

 

л.

 

72–74

 

об.).

 

Содержание

 

«слова»

 

в ратце

 

та ово.

В

 

«анадолс ой

 

стране»

 

в

 

одном

 

ороде

 

жил

 

еврей,

   

оторо о

 

был

7-летний

 

сын.

 

Однажды

 

ребено

 

и рал

 

с

 

др

ими

 

христианс ими

детьми

 

на

 

лице.

 

Христианс ие

 

дети

 

пошли

 

в

 

цер овь

 

и

 

причасти-

лись,

 

потом

 

что

 

был

 

«царс ий

 

праздни ».

 

Еврейс ий

 

ребено

 

тоже

подошел

   

поп ,

 

и

 

поп

 

причастил

 

е о.

 

Дома

 

сын

 

расс азал

 

отц ,

 

что

был

 

с

 

детьми

 

в

 

цер ви,

 

де

 

ем

 

дали

 

вина

 

и

 

хлеба:

 

«дад ха

 

на

 

онїя

момчета

 

вїно

 

и

 

хлеба

 

сась

 

лажїца

 

и

 

мене

 

т рїха

 

вь

 

стата»

 

(л.

 

72

 

об.–


background image

Рели ия

 

и

 

вера

111

111

73).

 

Отец

 

понял,

 

что

 

это

 

было

 

причастие,

 

раз невался,

 

растопил

 

печь

и

 

бросил

 

т да

 

сына,

 

а

 

дверц

 

печи

 

привалил

 

амнем.

 

Через

 

час

 

мать,

знав

 

о

 

сл чившемся,

 

от рыла

 

печь.

 

Но

 

там

 

вместо

 

пепла

 

был

 

живой

и

 

невредимый

 

ребено .

 

Сл х

 

распространился

 

по

 

всем

 

селениям,

 

со-

брались

 

христиане,

 

верились

 

в

 

ч де

 

и

 

бросили

 

отца

 

в

 

печь,

 

де

 

он

т т

 

же

 

превратился

 

в

 

пепел.

 

Спросили

 

сына,

 

а

 

он

 

спасся.

 

Тот

 

отве-

тил,

 

что

 

«жена,

 

оторая

 

стоит

 

в

 

цер ви

 

и

 

держит

 

на

 

р

ах

 

ребен а»

(«оная

 

жена

 

дето

 

стои

   

цр вата

 

и

 

дрьжї

 

детенце»

 

 

л.

 

74),

 

вошла

 

в

печь,

 

осенила

 

е о

 

по ровом,

 

он

 

поч вствовал

 

холод,

 

и

 

о онь

 

ем

 

не

повредил.

 

Все

 

поняли,

 

что

 

это

 

была

 

святая

 

Бо ородица.

 

И

 

прис тст-

вовавшие

 

евреи,

 

видевшие

 

и

 

слышавшие

 

о

 

ч де,

 

все

 

веровали

 

и

рестились:

 

«и

 

тамь

 

штоса

 

намериша

 

еврее

 

и

 

ч ха

 

и

 

вїдеха

 

това

 

ч до

 

от

онова

 

отроче

 

и

 

сїч їте

 

вероваха

 

и

 

са

 

се

 

рстиїха»

 

(л.

 

74–74

 

об.).

 

Анало-

ичный

 

расс аз

 

содержится

 

в

 

сборни е

 

«Ч деса

 

Бо ородични»

 

(сербс ая

реда ция;

 

НБКМ,

 

 

1132,

 

он.

 

XVII

 

 

нач.

 

XVIII

 

в.,

 

л.

 

13а–15а).

Еще

 

одна

 

оллизия,

 

связанная

 

с

 

обращением

 

иноверцев,

 

пред-

ставлена

 

в

 

бол арс ой

 

повести

 

о

 

христианс ом

 

и

 

еврейс ом

 

пце

(НБКМ,

 

 

1078,

 

нач.

 

XIX

 

в.,

 

л.

 

32–33

 

об.).

 

В

 

Але сандрии

 

по

 

сосед-

ств

 

жили

 

в

 

добрых

 

отношениях

 

христианин

 

и

 

еврей.

 

Уезжая

 

по

тор овым

 

делам,

 

еврей

 

оставил

 

христианин

 

на

 

хранение

 

запечатан-

ный

 

ларец

 

с

 

золотом.

 

Христианин

 

«наваждением

 

дьявольс им»

 

ре-

шил

 

присвоить

 

день и

 

и

 

принести

 

потом

 

ложн ю

 

лятв ,

 

что

 

не

 

брал.

Посоветовался

 

с

 

женой,

 

и

 

она

 

ем

 

с азала,

 

что

   

еврея

 

расть

 

не

рех:

 

«Сьвештаже

 

се

 

хрстїанинъ

 

съ

 

жен

 

свою.

 

Отвр штисе

 

 

лет-

вию

 

жидовин

 

о

 

злато.

 

И

 

рече

 

ничтоже

 

о сп етъ

 

летва

 

е о

 

на

 

ны.

Аште

 

жидовин

 

льнемсе

 

пониже

 

несть

 

хрстїанинъ»

 

(л.

 

32

 

об.).

Верн вшийся

 

еврей

 

обнар жил

 

пропаж

 

и

 

в

 

поис ах

 

справедли-

вости

 

предложил

 

пойти

 

в

 

цер овь

 

св.

 

Мины,

 

чтобы

 

христианин

 

по-

лялся

 

там.

 

При

 

принесении

 

лятвы

 

еврей

 

в

 

цер овь

 

не

 

входил,

 

ос-

тался

 

снар жи,

 

та

 

а

 

христианин

 

с азал

 

ем ,

 

что

 

он

 

не

 

достоин

войти

 

в

 

храм:

 

«Он

 

же

 

[христианин.

 

 

О.

 

Б

.]

 

реч

 

ем

 

ты

 

несы

 

досто-

енъ

 

вълести

 

въ

 

цр овъ,

 

зане

 

жидовинъ

 

еси.

 

Он

 

же

 

[еврей.

 

 

О.

 

Б

.]

речаште

 

нодостоенъ

 

(sic!)

 

есмь

 

вънао тръ

 

вънити

 

аже

 

стан

 

вън

о д »

 

(л.

 

32

 

об.).

 

Во

 

дворе

 

храма

 

и дей

 

молит

 

на

 

оленях

 

св.

 

Мин

(по азательно,

 

что

 

Мина

 

представляется

 

здесь

 

а

 

женс ий

 

персо-

наж)

 

разрешить

 

по

 

правде

 

е о

 

спор

 

с

 

христианином.

 

По

 

выходе

 

из

цер ви

 

( де

 

он

 

принес

 

ложн ю

 

прися

)

 

христианин

 

выронил

 

люч

от

 

овчежца

 

с

 

золотом,

 

таенным

 

от

 

еврея,

 

не

 

заметил

 

потерю

 

и

 

по-

ехал

 

пировать.

 

Неожиданно

 

на

 

пир

 

явился

 

е о

 

сл

а

 

с

 

пор чением

 

от

жены,

 

принес

 

люч

 

и

 

золото

 

еврея.

 

Выяснилось,

 

что

   

жене

 

явился

не ий

 

всадни

 

и

 

велел

 

передать

 

спрятанные

 

вещи

 

м ж .

 

Та

 

лят-

вопрест пни

 

был

 

п блично

 

личен

 

в

 

содеянном.


background image

Глава

 

II

112

112

Еврей

 

на

 

радостях

 

решил

 

реститься

 

со

 

«всем

 

домом

 

своим»:

 

«Ве-

ли ъ

 

б ъ

 

христїанс ыи

 

и

 

стыи

 

мчни ъ

 

е о

 

Мина,

 

ч дна

 

ес

 

вера

 

хва

 

<...>

Отсел

 

бо д

 

и

 

азъ

 

хрстїанынь

 

<...>

 

и

 

рстисе

 

съ

 

въс мъ

 

домъ

 

своймъ.

И

 

от

 

сею

 

вештїю

 

быс

 

жидовинъ

 

хрстїанинъ»

 

(л.

 

33

 

об.).

 

Треть

 

обретенно-

о

 

бо атства

 

он

 

отдал

 

в

 

цер овь

 

св.

 

Мины.

 

Христианин- лятвопрест п-

ни

 

рас аялся

 

и

 

та же

 

отдал

 

половин

 

имения

 

в

 

цер овь

 

св.

 

Мины.

О

 

ч десном

 

обращении

 

в

 

христианс

ю

 

вер

 

татарина

 

расс азы-

вает

 

ле енда

 

из

 

Владимирс ой

 

б.

 

Татарин

 

оставляет

 

свои

 

день и

 

под

охраной

 

и он

 

св.

 

Ни олая,

 

Бо ородицы

 

и

 

св.

 

Геор ия

 

и

 

езжает

 

из

 

до-

ма.

 

По

 

возвращении

 

он

 

знает,

 

что

 

день и

 

пропали.

 

Татарин

 

оряет

святых

 

в

 

нерадивости,

 

на

 

что

 

св.

 

Ни олай

 

отвечает,

 

что

 

он

 

отл чился,

чтобы

 

спасти

 

тон щий

 

орабль

 

сына

 

татарина;

 

Бо ородица

 

оворит,

что

 

она

 

помо ала

 

т шить

 

пожар,

 

о да

 

орел

 

дом

 

татарина;

 

св.

 

Геор-

ий

 

 

что

 

он

 

обере ал

 

таб н

 

татарина

 

от

 

вол ов.

 

Домочадцы

 

подтвер-

ждают

 

эти

 

слова,

 

знав

 

на

 

и онах

 

изображения

 

спасителей.

 

После

 

это-

о

 

татрин

 

веровал

 

и

 

рестился

 

вместе

 

со

 

всей

 

своей

 

семьей

 

(АРЭМ,

ф.

 

7,

 

оп.

 

1,

 

д.

 

15,

 

л.

 

33–34;

 

Вязни овс ий

 

.,

 

1899,

 

зап.

 

А.

 

Дебрс ий).

Тема

 

обращения

 

может

 

быть

 

представлена

 

и

 

в

 

бытовых

 

сюжетах,

оформленных

 

в

 

виде

 

традиционных

 

быличе .

 

Приведем

 

в

 

ачестве

примера

 

вариант

 

широ о

 

распространенно о

 

расс аза

 

о

 

встрече

 

че-

лове а

 

с

 

чертом,

 

принявшим

 

вид

 

барана,

 

я нен а,

 

телен а.

 

Особен-

ность

 

цитир емо о

 

те ста,

 

записанно о

 

на

 

Волыни,

 

состоит

 

не

 

толь-

о

 

в

 

том,

 

что

 

лавным

 

действ ющим

 

лицом

 

здесь

 

является

 

еврей

 

(та-

ие

 

былич и

 

быт ют

 

и

 

в

 

брестс ом

 

Полесье

 

 

см.

 

V.1,

 

V.2

,

 

и

 

в

 

При-

арпатье

 

 

см.,

 

например,

 

Гнатю

 

1912:

 

108–109).

 

Отличие

 

это о

варианта

 

в

 

том,

 

что

 

происшествие

 

за анчивается

 

обращением

 

еврея

 

в

христианство.

 

Еврей

 

нашел

 

на

 

доро е

 

телен а,

 

оторый

 

вс очил

 

нем

 

на

 

воз,

 

и

 

про нать

 

е о

 

было

 

невозможно.

 

Еврей

 

понял,

 

что

 

это

дьявол,

 

взял

 

две

 

соломин и,

 

сложил

 

их

 

в

 

виде

 

реста

 

и

 

спросил

 

те-

лен а:

 

«Знаешь,

 

что

 

это

 

за

 

зна ?»

 

Телено

 

т т

 

же

 

исчез

 

в

 

виде

 

вих-

ря.

 

Еврей

 

после

 

это о

 

о рестился

 

в

 

остеле

 

и

 

женился

 

на

 

деревен-

с ой

 

дев ш е

 

(

Siewiński

 

1903:

 

85).

 

Та им

 

образом,

 

поводом

 

для

 

пе-

ремены

 

веры

 

может

 

стать

 

и

 

вполне

 

бытовое

 

«страшное»

 

ч до…

II.5.

 

Народные

 

версии

 

« роваво о

 

навета»:

мифоло изация

 

сюжета

в

 

славянс их

 

фоль лорных

 

нарративах

Сюжет

 

о

 

рит альном

 

потреблении

 

евреями

 

христиан-

с ой

 

рови

 

 

это

 

ниверсальная

 

составляющая,

 

без

 

оторой

 

в

 

рели и-

озной

 

традиции

 

европейс о о

 

Средневе овья

 

и

 

во

 

мно ом

 

в

 

наследо-

вавших

 

ей

 

более

 

поздних

 

народных

 

верованиях

 

невозможен

 

этно-


background image

Рели ия

 

и

 

вера

113

113

льт рный

 

«портрет»

 

еврея.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

этот

 

сюжет

 

является

 

ча-

стью

 

более

 

обширно о

 

омпле са

 

с еверных

 

представлений

 

относи-

тельно

 

«ч жих»

 

рели иозных

 

пра ти ,

 

в

 

отором

 

понятие

 

навета

 

базовое

 

(см.:

 

Панчен о

 

2002:

 

153–170).

Рели иозный

 

навет

 

а

 

льт рный

 

стереотип.

 

Западноевропейс ие

источни и

 

фи сир ют

 

свидетельства

 

о

 

ровавых

 

жертвоприношениях

и

 

рит алах,

 

связанных

 

с

 

бийством

 

христиан

 

евреями

 

и

 

ос вернением

христианс их

 

святынь,

 

начиная

 

с

 

XII

 

в.

 

В

 

послед ющие

 

ве а

 

сред-

неве овая

 

цер овная

 

пропа анда

 

в

 

Западной

 

Европе

 

не

 

без

 

деятель-

но о

 

частия

 

неофитов

 

 

рещеных

 

евреев

 

 

возвела

 

с еверия

 

по

повод

 

рит ально о

 

использования

 

рови

 

в

 

ран

 

навета

 

на

 

опреде-

ленн ю

 

онфессиональн ю

 

традицию,

 

и

 

« ровавый

 

навет»

 

стал

 

не-

отъемлемой

 

частью

 

представлений

 

о

 

евреях

 

и

 

их

 

рели иозных

 

обря-

дах

 

(W grzynek

 

1995,

 

Трахтенбер

 

1998:

 

131–147,

 

Дандес

 

2004,

 

Б р-

мистров

 

2004,

 

Дандес

 

2004,

 

Петр хин

 

2004,

 

Чарный

 

2003,

 

Марзалю

2003:

 

138–140;

 

см.

 

та же

 

Kolberg

 

DW

 

20:

 

285).

Почва

 

для

 

распространения

 

подобных

 

верований

 

о азалась

 

рай-

не

 

бла одатной:

 

в

 

народной

 

льт ре

 

европейс о о

 

Средневе овья

широ о

 

применялись

 

ма ичес ие

 

и

 

медицинс ие

 

пра ти и

 

с

 

ис-

пользованием

 

частей

 

человечес о о

 

тела

 

и

 

особенно

 

рови.

 

При

 

пе-

реводе

 

данно о

 

явления

 

в

 

«этно онфессиональный»

 

онте ст

 

был

использован

 

те ст

 

Священно о

 

Писания,

 

а

 

именно

 

слова

 

Еван елия

от

 

Матфея

 

(27:

 

25):

 

«Кровь

 

на

 

нас

 

и

 

на

 

детях

 

наших».

 

Еван ельс ая

цитата

 

стала

 

своеобразным

 

лейтмотивом,

 

проходящим

 

с возь

 

все

расс азы,

 

соединяющие,

 

в

 

частности,

 

« ровавый

 

навет»

 

с

 

Катастро-

фой

 

(Шоа),

 

неоспоримым

 

ар

ментом

 

в

 

польз

 

признания

 

вины

 

евре-

ев.

 

Об

 

этом

 

 

современный

 

нарратив,

 

записанный

 

в

 

Подолии:

«Еврэи,

 

их

 

чо

ó

 

нимец

 

росстриляў?

 

Том

 

шо,

 

олы

 

Ис са

 

Хрыста

роспын

á

лы,

 

розыпн

¸

лы,

 

с азалы,

 

шо

 

рих

 

на

 

нас

 

и

 

на

 

наших

 

д

тях.

Кол

¢

 

цэ

 

ж

 

б

ý

ло!

 

Б ло

 

тысячи

 

р

ó

иў

 

том

 

назад,

 

вот.

 

И

 

вон

¢

 

с азалы,

 

шо

роў

 

на

 

нас

 

и

 

на

 

наших

 

дитях.

 

И

 

та

 

роб

¢

ли,

 

их

 

том

 

и

 

росстриливали

ўсих.

 

[Это

 

про лятие

 

с

 

давних

 

времен

 

действ ет?]

 

Оны

 

та

 

с азалы:

„Кроў

 

на

 

нас“.

 

Ис са

 

Христа

 

розыпн

¸

ты

 

и

 

ўсё.

 

Вот.

 

Вон

¢

 

хтили

 

роспы-

н

á

ти

 

<...>

 

вон

¢

 

были

 

протиў

 

сей

 

рэли ии.

 

У

 

них

 

была

 

своя

 

рэли ия

 

ев-

рэйс а.

 

„Кроў

 

на

 

нас

 

и

 

на

 

наших

 

дитях“,

 

 

та

 

и

 

б л

ó

»

 

(Б.

 

И.

 

Ридвян-

с ий,

 

1919

 

.

 

р.,

 

с.

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Та

 

же

 

мысль

 

выражена

 

в

 

расс азе,

 

записанном

 

от

 

поля ов

 

в

 

Литве,

в

 

о рестностях

 

Вильнюса,

 

в

 

1992

 

.:

 

«[Евреи]

 

сами

 

себя

 

про ляли,

 

о-

да

 

распяли

 

Христа

 

 

земля

 

затряслась

 

и

 

лавные

 

священни и

 

с аза-

ли

 

„Кровь

 

на

 

нас

 

и

 

на

 

детях

 

наших“.

 

И

 

в

 

той

 

войне

 

(Второй

 

мировой)

 

их


background image

Глава

 

II

114

114

до

 

третье о

 

по оления

 

выбивали

 

 

это

 

ли

 

не

 

про лятье?

 

Видать,

 

это

ара

 

та ая

 

 

всех

 

их

 

т т

 

выбили»

 

(Zowzcak

 

2000:

 

159).

Та им

 

образом,

 

в

 

народно-рели иозном

 

сознании

 

соединились

представления

 

о

 

страшном

 

рехе

 

евреев

 

 

распятии

 

Христа,

 

о

 

« рова-

вой»

 

составляющей

 

всей

 

и дейс ой

 

льтовой

 

обрядности,

 

оторая

воспринималась

 

с возь

 

призм

 

новозаветных

 

событий

 

именно

 

а

омпле с

 

рит алов,

 

связанных

 

с

 

пор

анием

 

христианс их

 

свя-

тынь,

 

и

 

о

 

аре,

 

пости шей

 

евреев

 

за

 

их

 

прест пление.

Жив честь

 

представлений

 

о

 

« ровавом

 

навете»

 

же

 

становилась

предметом

 

исследования

 

(см.:

 

Трахтенбер

 

1998,

 

Ca

ła

 

1992

,

 

Cała

 

1995

,

Zowczak

 

2000).

 

Что

 

асается

 

традиции

 

восточных

 

славян,

 

то

 

народные

версии

 

« роваво о

 

навета»

 

из

 

ре ионов

 

тесных

 

этно

льт рных

 

он-

та тов

 

(Полесье,

 

Подолия,

 

Галиция,

 

Карпаты)

 

мо

т

 

дать

 

дополнитель-

н ю

 

информацию

 

о

 

том,

 

а

 

бытовал

 

данный

 

сюжет

 

на

 

по раничье

 

за-

падной

 

и

 

восточной

 

христианс их

 

традиций,

 

б д чи

   

том

 

же

 

в лючен-

ным

 

в

 

фоль лорно-мифоло ичес ий

 

онте ст

 

данных

 

ре ионов.

Перед

 

тем

 

а

 

непосредственно

 

перейти

   

анализ

 

фоль лорных

нарративов

 

на

 

темы

 

« роваво о

 

навета»,

 

след ет

 

отметить

 

роль

 

он-

фессионально о

 

фа тора

 

в

 

их

 

формировании

 

и

 

распространении.

 

По

свидетельствам

 

информантов

 

из

 

Полесья,

 

де

 

большинство

 

населе-

ния

 

 

православные,

 

« ровавый

 

навет»

 

представляет

 

собой

 

не ий

 

«ми-

фоло ичес ий

 

сюжет»,

 

не

 

имеющий

 

ниче о

 

обще о

 

с

 

«этно рафичес ой

действительностью».

 

В

 

Подолии,

 

а

 

более

 

« ородс ом»

 

и

 

«местеч-

овом»

 

ре ионе,

 

население

 

оторо о

 

составляют

 

в

 

большинстве

 

ато-

ли и

 

и

 

ниаты,

 

традиция

 

отражает,

 

вероятно,

 

особенности

 

историче-

с ой

 

сит ации

 

и

 

рез льтаты

 

официальной

 

цер овной

 

пропа анды

 

по

распространению

 

сочинений

 

антии дейс ой

 

направленности,

 

что

 

и

повлияло

 

на

 

б

ó

льш ю

 

орененность

 

сюжета

 

в

 

массовом

 

сознании.

«Каз

á

лы,

 

нэ

 

йди

 

до

 

еўрэя,

 

бо

 

пэч

ý

т

 

мац

²

…».

 

В

 

Подолии

 

достаточно

широ о

 

известен

 

сюжет

 

о

 

похищении

 

евреями

 

христианс их

 

детей

 

в

ан н

 

еврейс ой

 

Пасхи,

 

для

 

то о

 

чтобы

 

посадить

 

жертв

 

в

 

боч

 

с

воздями

 

и,

 

пере атывая

 

эт

 

боч

 

с

 

бо

 

на

 

бо ,

 

пол чить

 

ровь

 

для

рит ально о

 

блюда

 

 

мацы

 

(то

 

же

 

в

 

Западной

 

Белор ссии

 

 

Гроднен-

с ая

 

обл.,

 

на

 

по раничье

 

Польши

 

и

 

Литвы

 

и

 

повсеместно

 

в

 

Польше;

см.,

 

например:

 

Cała

 

1992:

 

101–102;

 

Cała

 

1995:

 

128–130).

«Б л

ó

 

та

é

,

 

шо

 

аз

á

лы,

 

нэ

 

йди

 

до

 

еўрэя,

 

бо

 

пэч

ý

т

 

мац

²

,

 

то

 

тебе

ў

н т

 

ў

 

боч

,

 

и

 

из

 

тэбе

 

роў...

 

То

 

та

é

.

 

Та

 

п

али,

 

та

é

 

аз

á

лы.

Шоб

 

на

 

я

сь

 

празни

 

шоб

 

нэ

 

ходыли.

 

То

 

та

é

 

аз

á

ли,

 

мо,

 

мацю

 

пэ-

ч

ý

ть,

 

цв

á

ш и

 

[ возди]

 

та э

 

ў

н т...

 

„Цэ

 

брэхня,

 

 

á

ж ,

 

 

цэ

 

нэ

м

ó

же

 

б

ý

ти!“»

 

(Л.

 

Т.

 

К зевич,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).