Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3371

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

IV

180

180

да

 

 

по

 

м

á

лэнь ой

 

ид

¨

.

 

Цэ

 

д же

 

ў

 

них

 

я

 

дошч,

 

цэ

 

велы а

 

бла о-

дать.

 

А

 

я

 

дошч

 

нэма,

 

то

 

воны

 

рычат

 

и

 

моляца,

 

и

 

ничо о

 

не...

 

Но

все да!

 

Вот

 

я

 

с иль и

 

запомнила,

 

о да

 

К ч и

 

начинаюца,

 

все да

дошч.

 

Повинны

 

дошч

 

б

ý

ты.

 

Вот

 

то

 

называеца

 

К ч и»

 

(А.

 

А.

 

С и-

бинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«К ч и

 

 

шобы

 

дошч

 

ишоў

 

тод

 

на

 

них.

 

Мама

 

моя

 

рос аз вала

 

а

 

я

 

нэма

 

дошч ,

 

то

 

просто

 

воны

 

арб зы

 

лали,

 

робили

 

соби

 

и

 

та

 

пид

тым

 

д шэм

 

милиса.

 

Дыр и,

 

дыр и

 

та ие

 

сверлили

 

и

 

та

 

наливали

 

во-

ды.

 

Подвешивали

 

и

 

мились.

 

Каж ть,

 

шо

 

плохо,

 

я

 

дошч

 

[на

 

К ч и]

нэмае.

 

[Евреи]

 

делали

 

соби

 

дошч

 

по

 

хатах,

 

аждый

 

для

 

своей

 

сэмьи»

(С.

 

Д.

 

Остапович,

 

1923

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Вин-

ниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«На

 

К ч и

 

евреи

 

та

 

роблять,

 

шоб

 

дошч

 

ышоў

 

[н жно,

 

чтобы

 

обя-

зательно

 

в

 

этот

 

праздни

 

шел

 

дождь

 

 

поэтом

 

они

 

на лоняют

 

олов ]

под

 

решето

 

и

 

льют

 

вод

 

або

 

в

 

арб з

 

про р чивают

 

дыр и,

 

шоб

 

дошч

б ў»

 

(Рясно

 

Емильчинс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

Е.

 

С.

 

Зайцева);

«Жид

ó

ўс ие

 

К ч

.

 

Они

 

двэ

 

нэд

é

ли

 

ид

ý

т.

 

Це

 

с

ý

дни

 

н

ó

чы.

 

Должэн

итти

 

дошш

 

на

 

жид

ó

ўс ие

 

К ч

.

 

А

 

я

 

дошш

 

нэ

 

ид

¨

т,

 

вон

¢

 

р

ó

блять

арб з

á

,

 

¸

ось

 

проты

á

ют,

 

подвешывают,

 

и

 

вон

ó

 

á

плет.

 

Йим

 

трэба,

шоб

 

á

пало,

 

я

 

з

 

нэба

 

нем

á

»

 

(Рясно

 

Емильчинс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

Г.

 

Ха имова).

В

 

последнем

 

фра менте

 

обратим

 

внимание

 

на

 

выражение

 

«с дные

ночи»,

 

прила аемое

 

в

 

полесс ом

 

селе

 

Рясно

   

праздни

 

К щей.

Обычно

 

термином

 

«С дная

 

ночь»,

 

«Страшная

 

ночь»

 

обозначается

 

др -

ой

 

осенний

 

праздни

 

 

Йом

 

Кип р

 

(С дный

 

день).

 

Видимо,

 

в

 

данном

свидетельстве

 

на

 

праздни

 

К щей

 

отчасти

 

(на

 

ровне

 

именования)

 

пе-

реносится

 

представление

 

о

 

С дном

 

дне

 

(ср.

 

в

 

и дейс ой

 

традиции

 

на-

звание

 

первых

 

десяти

 

дней

 

ново о

 

ода

 

 

Ямим

 

нораим

,

 

Страшные

дни,

 

период

 

по аяния).

 

Одна о

 

праздни

 

К щей

 

может

 

сближаться

 

с

С дным

 

днем

 

и

 

на

 

ровне

 

с еверных

 

представлений,

 

о

 

чем

 

речь

 

пойдет

ниже.

О

 

происхождении

 

обряда

 

моления

 

о

 

дожде

 

нам

 

далось

 

знать

 

сле-

д ющее:

 

«К ч и

 

 

е

 

та ий

 

празни ,

 

шо

 

вони

 

[евреи]

 

плач ть,

 

вони

 

пла-

ч ть,

 

я

 

дошч

 

нэма

 

<...>

 

Бо

 

йим

 

[н жно],

 

шоб

 

дошч

 

ишоў.

 

Яны

 

молылись,

я

 

йих

 

выводыли,

 

то

 

не

 

б ло

 

[дождя],

 

то

 

с ш

 

б ла.

 

То

 

вони

 

просыли

 

Бо а.

И

 

вжэ

 

воны

 

ў

 

К ч и,

 

то

 

вжэ

 

вони

 

просто,

 

хто

 

знае

 

е ,

 

то

 

воны

 

молюца,

 

та

на ладають

 

на

 

сэбя

 

та э...

 

та

 

оробоч

,

 

а

 

т т

 

р

 

мыцно-мыцно

 

пэрэ-

тисн ть,

 

бо

 

зрод

 

ж

 

и

 

ў

 

нас

 

молылись

 

<...>

 

То

 

за

 

дошч

 

я

 

й

 

пытала.

 

На

 

К ч-

и,

 

хоб

 

дошч

 

ишоў.

 

Коб

 

нэйдёт

 

дошч,

 

то

 

воны

 

и

 

апають,

 

и

 

роблять

 

вод

<...>

 

наливають

 

и

 

ў

 

боч

,

 

хоб

 

воно

 

ўжэ

 

[ апало]

 

 

просто

 

я

 

плеш

,

 

шо


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

181

181

там

 

найд ть,

 

мо,

 

я

 

бань

,

 

хоб

 

воно

 

апало»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

Мельни и

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Приведенный

 

расс аз

 

 

довольно

 

ред ое

 

свидетельство

 

о

 

том,

 

что

сведения

 

о

 

«ч жом»

 

и

 

не

 

очень

 

понятном

 

рит але

 

были

 

добыты

 

самим

информантом

 

непосредственно

 

от

 

соседей:

 

наша

 

расс азчица

 

оворит

 

о

том,

 

что

 

она

 

специально

 

спрашивала

   

стари а-еврея

 

о

 

смысле

 

произ-

водимых

 

на

 

К ч и

 

действий.

 

Он

 

я обы

 

и

 

объяснил

 

ей,

 

что

 

рит ал

 

ис-

полняется

 

в

 

воспоминание

 

о

 

страданиях

 

от

 

зас хи

 

во

 

время

 

странствий

еврейс о о

 

народа

 

по

 

п стыне

 

во

 

время

 

Исхода

 

 

и дейс ой

 

традиции

с

 

воспоминаниями

 

об

 

Исходе

 

связано

 

строительство

 

щей-шалашей

в

 

праздни

 

С

от).

 

Обычно

 

же

 

в

 

расспросах

 

о

 

«ч жих»

 

рели иозных

праздни ах

 

и

 

обрядах

 

мы

 

стал иваемся

 

с

 

иной

 

сит ацией:

 

вн три

 

тра-

диции

 

же

 

имеется

 

не ое

 

олле тивное,

 

сформированное

 

a

 

priori

 

мне-

ние,

 

оторое

 

и

 

изла ается

 

нашими

 

расс азчи ами.

Интересно

 

обратить

 

внимание

 

на

 

предметный

 

од

 

обряда

 

вызыва-

ния

 

дождя

 

на

 

праздни

 

К щей.

 

Помимо

 

же

 

поминавшихся

 

ты вы

 

с

отверстиями,

 

боч и

 

или

 

сос да,

 

из

 

оторых

 

изливается

 

вода,

 

в

 

Полесье

было

 

зафи сировано

 

свидетельство

 

о

 

том,

 

что

 

для

 

исполнения

 

данно о

рит ала

 

евреи

 

использовали

 

решето,

 

через

 

оторое

 

и

 

сливали

 

вод :

 

«Цэ

евреи

 

та

 

р

ó

блять,

 

шоб

 

дошч

 

ышоў

 

 

льют

 

вод

 

чэрэз

 

рэшэто,

 

або

 

арб з

 

дыр и

 

про р чывают

 

и

 

[на лоняют

 

все

 

под

 

не о

 

олов ]

 

 

шоб

дошч

 

б ў»

 

(Рясно

 

Емильчинс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

зап.

 

Е.

 

С.

 

Зайцева).

 

В

 

данном

 

онте сте

 

решето

 

появляется

 

несл чайно:

 

восточных

 

и

 

южных

 

славян

 

сливание

 

воды

 

через

 

решето

 

 

один

 

из

традиционных

 

способов

 

вызвать

 

дождь

 

(СМ:

 

434).

А

 

в

 

Шар ороде

 

в

 

Подолии

 

нам

 

расс азали

 

та

ю

 

историю:

 

в

 

рыше

местной

 

сина о и

 

были

 

строены

 

два

 

специальных

 

о на,

 

оторые

 

от-

рывались

 

во

 

время

 

бо осл жения

 

в

 

праздни

 

С

от.

 

Через

 

эти

 

о на

апал

 

дождь,

 

и

 

прис тствовавшие

 

в

 

сина о е

 

евреи

 

подставляли

 

под

не о

 

оловы.

 

О он

 

было

 

два,

 

для

 

разных

 

сословий

 

 

тех,

 

то

 

побо аче,

и

 

тех,

 

то

 

победнее

 

(З.

 

Л.,

 

о .

 

60

 

лет,

 

Шар ород

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Для

 

че о

 

же

 

евреи,

 

со ласно

 

представлениям

 

соседей-славян,

 

ст-

раивают

 

имитацию

 

дождя

 

на

 

праздни

 

К щей

 

и

 

обливаются

 

водой?

Зафи сированные

 

мотивиров и

 

( а

 

в

 

п бли ациях

 

XIX

 

в.,

 

та

 

и

 

в

 

со-

временных

 

полевых

 

записях)

 

явно

 

азывают

 

на

 

отношение

   

произ-

водимом

 

действ

 

а

   

ма ичес ом

 

рит ал ,

 

исполняемом

 

с

 

целью

обрести

 

бо атство

 

и

 

бла опол чие,

 

избавиться

 

от

 

болезней.

 

Приведем

нес оль о

 

свидетельств.

По

 

верованиям

 

раинцев

 

При арпатья,

 

о да

 

на

 

К ч и

 

идет

дождь,

 

евреи

 

подставляют

 

под

 

не о

 

оловы,

 

чтобы

 

на

 

них

 

та

 

же

обильно

 

весь

 

од

 

« апали»

 

день и

 

(Фран о

 

1898:

 

200).

 

Современная


background image

Глава

 

IV

182

182

запись

 

из

 

Подолии

 

подтверждает

 

это

 

представление:

 

«Да,

 

обязатель-

но.

 

Бодай

 

ч ть-ч ть,

 

и

 

м

á

е

 

б

ý

ты

 

дошч

 

<…>

 

Бо

 

я

 

дошч

 

нэ

 

йдэ,

 

оворы-

лы,

 

шо

 

цэ

 

д жэ

 

для

 

ных

 

по ано.

 

А

 

чо

ó

?

 

М

ó

жэ,

 

на

 

рожай,

 

м

ó

жэ,

 

на

добр

ó

,

 

м

ó

жэ,

 

шось

 

та

¨

…»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

В

 

Западной

 

Белор ссии

 

пола али,

 

что

 

омовение

 

под

 

дождем

 

на

К ч и

 

избавляет

 

евреев

 

от

 

парши

 

и

 

оросты:

 

« аб

 

на

 

К ч и

 

дождж

 

ни

падаў,

 

то

 

ўсе

 

жыды

 

были

 

б

 

паршывые»

 

(Federowski

 

1897:

 

238).

 

Со лас-

но

 

современной

 

записи

 

из

 

омельс о о

 

Полесья,

 

дождь

 

(или

 

имитация

е о)

 

на

 

К ч и

 

избавляет

 

евреев

 

от

 

я обы

 

прис ще о

 

им

 

неприятно о

запаха

 

(ср.

 

широ о

 

распространенные

 

в

 

Европе

 

со

 

времен

 

Средневе о-

вья

 

поверья

 

о

 

«еврейс ом

 

запахе»,

 

по

 

отором

 

все да

 

можно

 

отличить

и дея

 

от

 

христианина,

 

а

 

та же

 

славянс ие

 

народные

 

поверья

 

о

 

«запахе

ч жо о»,

 

см.:

 

СД

 

2:

 

174,

 

269):

 

«Я

 

нем

á

 

дожж

²

,

 

значит,

 

они

 

побьют

молодо о

 

á

рб зи а

 

и

 

поч

é

пляць

 

над

 

столом

 

на

 

сош

,

 

штоб

 

хоть

 

бы

со

 

по апаў

 

(на

 

дворе),

 

або

 

они

 

смердеть

 

б д ть,

 

а

 

я

 

пойде

 

дож,

 

б д ть

чистые

 

жиды»

 

(Стодоличи

 

Лельчиц о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

1984,

 

зап.

 

Ж.

 

В.

 

К

анова).

Созв чным

 

этим

 

свидетельствам

 

является

 

поверье

 

из

 

белор сс о о

Полесья,

 

при роченное

   

еврейс ой

 

Пасхе:

 

«Я

 

на

 

ихнюю

 

[еврейс

ю]

П

á

с

 

дождж,

 

то

 

им

 

харашо,

 

их

 

тады

 

вошы

 

нэ

 

йидять.

 

Жыдоўс ая

П

á

с а

 

с

 

даждж

ó

м

 

 

им

 

харашо,

 

йих

 

вошы

 

нэ

 

йидять»

 

(Присно

 

Вет-

овс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

А.

 

Л.

 

Топор ов).

Это

 

поверье

 

ор анично

 

сочетается

 

с

 

традиционным

 

славянс им

 

пред-

ставлением

 

о

 

том,

 

что

 

обливание

 

водой

 

на ан не

 

христианс ой

 

Пасхи

 

Чистый

 

четвер )

 

способств ет

 

избавлению

 

от

 

ожных

 

болезней

 

и

 

вред-

ных

 

насе омых.

 

При роченность

 

же

 

приметы,

 

традиционно

 

относимой

 

праздни

 

К щей,

   

еврейс ой

 

Пасхе

 

не

 

след ет

 

однозначно

 

относить

 

за

счет

 

забывчивости

 

информанта.

 

Ка

 

по азывает

 

материал,

 

в лючение

К че

 

в

 

ци л

 

пасхальных

 

праздни ов

 

та же

 

возможно.

К ч и

 

а

 

весенний

 

праздни .

 

Во

 

время

 

полевых

 

исследований

 

2004

 

.

в

 

Хотине

 

было

 

зафи сировано

 

стойчивое

 

представление

 

о

 

том,

 

что

К ч и

 

наст пают

 

незадол о

 

до

 

еврейс ой

 

Пасхи,

 

т.

 

е.

 

весной:

«Я

 

К ч и

 

слышал.

 

Говорят,

   

нас

 

на

 

К ч и

 

дождь

 

постоянно

 

идёт.

Вот

 

это

 

да.

 

И

 

постоянно

 

дождь

 

идёт!

 

На

 

сто

 

процентов!

 

Каж ть,

 

жыд

ўс и

К ч и

 

(

 

нас

 

аж ть

 

«жыди),

 

на

 

жыд

ўс и

 

К ч и

 

постоянно

 

идёт

 

дождь,

он

 

идёт

 

день-два.

 

Потом

 

перестаёт.

 

 

К ч и

 

о да?]

 

Это

 

тоже

 

перед

 

Пас-

ой.

 

Или

 

за

 

два

 

недили,

 

или

 

за

 

три

 

недили…»

 

(О.

 

А.

 

Кошевой,

 

1960

 

.

 

р.,

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Не оторые

 

информанты

 

оворили,

 

что

 

именно

 

на

 

Пасх

 

евреи

 

мо-

лятся

 

о

 

дожде:

 

«Д же

 

дошч

 

ид

¨

,

 

я

 

они

 

м

ó

ляца

 

Бо

.

 

[Это

 

на

 

а ой-то


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

183

183

праздни

 

они

 

та

 

молятся?]

 

Да!

 

Ето

 

Пасха

 

й

хна.

 

Вон

¢

 

две

 

недели

 

ни

хлеб

 

не

 

шают,

 

ниче о,

 

толь о

 

одн

 

артош

 

и

 

всё»

 

(Т.

 

В.

 

Герсан,

1937

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

К ч и

 

а

 

«страшный»

 

праздни .

 

Выше

 

мы

 

же

 

оворили

 

о

 

том,

 

что

термин

 

ч и

 

может

 

означать

 

весь

 

ци л

 

еврейс их

 

осенних

 

праздни-

ов.

 

Этим

 

с орее

 

все о

 

и

 

об словлено

 

представление

 

о

 

К ч ах

 

а

 

о

«страшном»

 

дне,

 

о да

 

евреям

 

розят

 

опасности

 

со

 

стороны

 

пот сто-

ронне о

 

мира

 

и

 

е о

 

обитателей:

«[Праздни

 

„К ч и“],

 

та

 

йих

 

ў

 

той

 

празни

 

хто-то

 

хапае,

 

н

 

и

 

йих

не

 

стае...

 

Та

 

вони

 

наливають

 

ў

 

боч

 

воды,

 

вот,

 

и

 

за лядають:

 

я

 

шо

 

ти-

ны

 

[тени]

 

нэма,

 

та

 

то о

 

ўжэ

 

той

 

нэдобрый

 

хватыть.

 

Вот

 

и

 

побачыть,

 

и

ўсё.

 

И

 

ўжэ

 

вони

 

знають,

 

шо

 

а а-а...»

 

(М.

 

М.

 

Костючи ,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Ре-

чица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

этом

 

ла оничном

 

расс азе

 

в

 

«сверн том»

 

виде

 

содержится

 

сюжет

ле енды,

 

события

 

оторой

 

обычно

 

при рочиваются

   

С дном

 

дню.

 

Со-

ласно

 

поверьям,

 

широ о

 

распространенным

 

среди

 

раинцев,

 

белор сов

и

 

поля ов,

 

в

 

праздни

 

Йом

 

Кип р

 

(С дный

 

день)

 

дьявол

 

или

 

не ий

 

осо-

бый

 

демоноло ичес ий

 

персонаж

 

«хап н»

 

похищает

 

из

 

аждо о

 

местеч-

а

 

по

 

одном -два

 

челове а

 

в

 

ачестве

 

своеобразной

 

жертвы

 

(подробнее

см.

 

V.3

).

 

Способ

 

адания

 

о

 

с дьбе

 

 

смотрение

 

в

 

вод

 

в

 

надежде

 

видеть

там

 

свое

 

отражение

 

 

соотносится

 

с

 

рит алами

 

начала

 

ода,

 

молением

над

 

водой

 

(см.

 

выше).

 

Эти

 

рит алы

 

были

 

осмыслены

 

соседями-славяна-

ми

 

с

 

четом

 

«страшной»

 

ле енды

 

С дно о

 

дня.

 

Та ,

 

на

 

У раине,

 

в

 

Бело-

р ссии

 

и

 

в

 

Польше

 

считали,

 

что

 

в

 

С дн ю

 

ночь

 

евреи

 

сами

 

мо

т

 

знать,

о о

 

из

 

них

 

схватит

 

черт?

 

 

они

 

смотрятся

 

в

 

вод :

 

жертва

 

похищения

 

не

видит

 

свое о

 

отражения

 

(Federowski

 

1897:

 

238;

 

Cała

 

1992:

 

100;

 

Ч бин-

с ий

 

1872/1:

 

189,

 

191;

 

Демидович

 

1896:

 

119–120;

 

Cała

 

1992:

 

59).

Представление

 

о

 

К ч ах

 

а

 

о

 

«страшном»

 

и

 

отчасти

 

аномальном

праздни е

 

мы

 

записали

 

в

 

Подолии:

 

«Кол

¢

 

е

 

еврэйс и

 

К ч и?..

 

раз

 

в

 

чот

¢-

ри

 

р

ó

и

 

вроде

 

бы…

 

Кол

¢

   

нас

 

ид

¨

 

висо осный

 

ри ,

 

еврэйс и

 

К ч и

 

та -та

 

 

в

 

сентябре

 

месяци

 

<…>

 

Н

 

шо

 

там

 

пов

нно

 

б

ý

ты?

 

Тр

¨

ба

 

прин

ó

-

сыти

 

жертв ,

 

жертвоприношение

   

евр

é

иў.

 

 

о о

 

они

 

в

 

жертв

 

прино-

сят?]

 

Младенцеў.

 

[Своих?]

 

Зо

 

стороны

 

бэр

ý

ть»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Информант

 

осознает

 

К ч и

 

а

 

опасный

 

праздни

 

точно

та

 

же,

 

а

 

осознает

 

небла оприятность

 

висо осно о

 

ода.

 

Упоминание

 

о

жертвоприношении

 

является

 

трансформированным

 

мотивом

 

« роваво о

навета»,

 

оторый

 

обычно

 

связывается

 

с

 

еврейс ой

 

Пасхой

 

(см.

 

II.5

).

К ч и

 

 

запреты

 

и

 

предписания.

 

В

 

белор сс ом

 

Полесье

 

К ч и

 

считают-

ся

 

небла оприятным

 

временем

 

для

 

вашения

 

ап сты:

 

«Кап ст

 

васить,


background image

Глава

 

IV

184

184

шобы

 

не

 

б ло

 

жидовсь их

 

чэ ;

 

они

 

жив ть

 

чи

 

в

 

о тябри,

 

чи

 

в

 

ноябри,

та

 

праздни

 

есть

   

жидоў,

 

и

 

вон

 

на

 

двор

 

ý

шають,

 

и

 

шобы

 

на

 

их

дошть

 

шоў,

 

вон

¢

 

две

 

недели

 

жив ть,

 

эти

 

ч и»

 

(Онис овичи

 

Кобринс о-

о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

Ж.

 

В.

 

К

анова);

 

«Не

 

надо

рыш

ты

 

ап ст

 

 

á

жэ:

 

„Жидиўс и

 

ч и

 

ешчэ

 

не

 

одыйшлы“»

(Онис овичи

 

Кобринс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

Ж.

 

В.

 

К

анова).

Со ласно

 

не оторым

 

свидетельствам,

 

за отовленная

 

в

 

эти

 

дни

 

ап с-

та

 

б дет

 

иметь

 

неприятный

 

запах

 

(прод

т

 

приобретает

 

ачества,

 

свойст-

венные

 

носителям

 

«ч жой»

 

льт ры;

 

см.

 

выше

 

о

 

«еврейс ом

 

запахе»):

«Кап ст

 

в

á

сыты

 

в

 

любый

 

дэнь

 

можно;

 

тых

 

пильн

ý

ются

 

[опасаются]

ý

чэ

 

жыд

ўс ых,

 

ап ст

 

не

 

васят,

 

бо,

 

á

э,

 

б дэть

 

смерд

é

ча»

 

(Онис-

овичи

 

Кобринс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

Ж.

 

В.

 

К

анова).

Анало ичный

 

запрет

 

фи сировался

 

на

 

территории

 

Западной

 

Белор ссии

еще

 

в

 

онце

 

XIX

 

в.:

 

за отовленная

 

на

 

К ч и

 

ап ста

 

с ниет;

 

мотивиро-

валось

 

это

 

«неправильным»

 

поведением

 

иноверцев

 

 

евреи

 

я обы

 

ис-

пражнялись

 

в

 

своих

 

«хал п ах»,

 

называемых

 

«

ч ами»:

 

«жиды

 

<…>

наспас

дзят

 

ў

 

ч

,

 

то

 

б дзе

 

ап ста

 

нилая»

 

(

Federowski

 

1897:

 

415).

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

Полесье

 

быт ет

 

примета

 

 

на

 

К ч и

 

след ет

 

начи-

нать

 

озимый

 

сев:

 

«[Можно

 

сеять]

 

перед

 

Прачыстою,

 

ў

 

Прачыст ю

 

и

 

ў

К ч

»

 

(Симоничи

 

Лельчиц о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

Т.

 

Я овлева).

 

Сравним

 

свидетельство

 

XIX

 

в.

 

из

 

Виленс ой

 

б.,

 

со лас-

но

 

отором

 

появление

 

на

 

дворе

 

молельной

 

ш олы

 

шеста,

 

становлен-

но о

 

раввином

 

(си нал

 

для

 

начала

 

построй и

 

щей),

 

расценивалось

внимательными

 

этничес ими

 

соседями

 

а

 

зна

 

то о,

 

что

 

давно

 

пора

 

се-

ять

 

озимые

 

(особенно

 

если

 

шест

 

появлялся

 

после

 

08.IX/21.IX

 

 

дня

 

Ро-

ждества

 

Пресвятой

 

Бо ородицы)

 

(Берман

 

1873:

 

27).

 

Др

ие

 

еврейс ие

праздни и

 

та же

 

мо ли

 

сл жить

 

ориентиром

 

для

 

начала

 

работ.

 

В

Польше

 

начало

 

озимо о

 

сева

 

мо ли

 

при рочивать

   

С дном

 

дню:

«

Dzisiaj

 

S dny

 

Dzień

 

żydowski

 

 

trza

 

pszenic

 

siać

»

 

[Нынче

 

еврейс ий

С дный

 

день,

 

пора

 

пшениц

 

сеять]

 

(Ca

ła

 

1992:

 

144);

 

анало ичное

 

пове-

рье

 

бытовало

 

в

 

Малопольше

 

 

пшениц

 

л чше

 

начинать

 

сеять,

 

о да

евреи

 

отмечают

 

свой

 

С дный

 

день

 

(

Siarkowski

 

1879:

 

8).

С

 

праздни ом

 

К щей

 

связаны

 

метеороло ичес ие

 

приметы.

 

В

 

эти

дни

 

обязательно

 

ид т

 

дожди,

 

об

 

этом

 

нам

 

неодно ратно

 

оворили

 

и

 

в

 

По-

лесье,

 

и

 

в

 

Подолии,

 

и

 

в

 

Бессарабии,

 

и

 

на

 

Б

овине.

 

По

 

свидетельствам

 

из

Польши

 

(Бельс о-Подлясс ое,

 

Кросненс ое

 

воеводства),

 

на

 

праздни

К щей

 

та же

 

все да

 

шел

 

дождь:

 

«еврейс ие

 

ч и

 

 

дождь

 

б дет»

 

и

 

на-

оборот:

 

«дождь

 

идет

 

 

приближаются

 

Tr bki

 

или

 

Kuczki

»

 

(Cała

 

1992:

108).