ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3485
Скачиваний: 2
Глава
IV
180
180
да
—
по
м
á
лэнь ой
ид
¨
.
Цэ
д же
ў
них
я
дошч,
цэ
велы а
бла о-
дать.
А
я
дошч
нэма,
то
воны
рычат
и
моляца,
и
ничо о
не...
Но
все да!
Вот
я
с иль и
запомнила,
о да
К ч и
начинаюца,
все да
дошч.
Повинны
дошч
б
ý
ты.
Вот
то
называеца
К ч и»
(А.
А.
С и-
бинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«К ч и
—
шобы
дошч
ишоў
тод
™
на
них.
Мама
моя
рос аз вала
—
а
я
нэма
дошч ,
то
просто
воны
арб зы
лали,
робили
соби
и
та
пид
тым
д шэм
милиса.
Дыр и,
дыр и
та ие
сверлили
и
та
наливали
во-
ды.
Подвешивали
и
мились.
Каж ть,
шо
плохо,
я
дошч
[на
К ч и]
нэмае.
[Евреи]
делали
соби
дошч
по
хатах,
аждый
для
своей
сэмьи»
(С.
Д.
Остапович,
1923
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Вин-
ниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«На
К ч и
евреи
та
роблять,
шоб
дошч
ышоў
[н жно,
чтобы
обя-
зательно
в
этот
праздни
шел
дождь
—
поэтом
они
на лоняют
олов ]
под
решето
и
льют
вод
або
в
арб з
про р чивают
дыр и,
шоб
дошч
б ў»
(Рясно
Емильчинс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
Е.
С.
Зайцева);
«Жид
ó
ўс ие
К ч
™
.
Они
двэ
нэд
é
ли
ид
ý
т.
Це
с
ý
дни
н
ó
чы.
Должэн
итти
дошш
на
жид
ó
ўс ие
К ч
™
.
А
я
дошш
нэ
ид
¨
т,
вон
¢
р
ó
блять
арб з
á
,
¸
ось
проты
á
ют,
подвешывают,
и
вон
ó
á
плет.
Йим
трэба,
шоб
á
пало,
я
з
нэба
нем
á
»
(Рясно
Емильчинс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
Г.
Ха имова).
В
последнем
фра менте
обратим
внимание
на
выражение
«с дные
ночи»,
прила аемое
в
полесс ом
селе
Рясно
праздни
К щей.
Обычно
термином
«С дная
ночь»,
«Страшная
ночь»
обозначается
др -
ой
осенний
праздни
—
Йом
Кип р
(С дный
день).
Видимо,
в
данном
свидетельстве
на
праздни
К щей
отчасти
(на
ровне
именования)
пе-
реносится
представление
о
С дном
дне
(ср.
в
и дейс ой
традиции
на-
звание
первых
десяти
дней
ново о
ода
—
Ямим
нораим
,
Страшные
дни,
период
по аяния).
Одна о
праздни
К щей
может
сближаться
с
С дным
днем
и
на
ровне
с еверных
представлений,
о
чем
речь
пойдет
ниже.
О
происхождении
обряда
моления
о
дожде
нам
далось
знать
сле-
д ющее:
«К ч и
—
е
та ий
празни ,
шо
вони
[евреи]
плач ть,
вони
пла-
ч ть,
я
дошч
нэма
<...>
Бо
йим
[н жно],
шоб
дошч
ишоў.
Яны
молылись,
я
йих
выводыли,
то
не
б ло
[дождя],
то
с ш
б ла.
То
вони
просыли
Бо а.
И
вжэ
воны
ў
К ч и,
то
вжэ
вони
просто,
хто
знае
е ,
то
воны
молюца,
та
на ладають
на
сэбя
та э...
та
оробоч
,
а
т т
р
мыцно-мыцно
пэрэ-
тисн ть,
бо
зрод
ж
и
ў
нас
молылись
<...>
То
за
дошч
я
й
пытала.
На
К ч-
и,
хоб
дошч
ишоў.
Коб
нэйдёт
дошч,
то
воны
и
апають,
и
роблять
вод
<...>
наливають
и
ў
боч
,
хоб
воно
ўжэ
[ апало]
—
просто
я
плеш
,
шо
Праздни
—
обряд
—
рит ал
181
181
там
найд ть,
мо,
я
бань
,
хоб
воно
апало»
(В.
Г.
С пр ню ,
1931
.
р.,
Мельни и
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Приведенный
расс аз
—
довольно
ред ое
свидетельство
о
том,
что
сведения
о
«ч жом»
и
не
очень
понятном
рит але
были
добыты
самим
информантом
непосредственно
от
соседей:
наша
расс азчица
оворит
о
том,
что
она
специально
спрашивала
стари а-еврея
о
смысле
произ-
водимых
на
К ч и
действий.
Он
я обы
и
объяснил
ей,
что
рит ал
ис-
полняется
в
воспоминание
о
страданиях
от
зас хи
во
время
странствий
еврейс о о
народа
по
п стыне
во
время
Исхода
(в
и дейс ой
традиции
с
воспоминаниями
об
Исходе
связано
строительство
щей-шалашей
в
праздни
С
от).
Обычно
же
в
расспросах
о
«ч жих»
рели иозных
праздни ах
и
обрядах
мы
стал иваемся
с
иной
сит ацией:
вн три
тра-
диции
же
имеется
не ое
олле тивное,
сформированное
a
priori
мне-
ние,
оторое
и
изла ается
нашими
расс азчи ами.
Интересно
обратить
внимание
на
предметный
од
обряда
вызыва-
ния
дождя
на
праздни
К щей.
Помимо
же
поминавшихся
ты вы
с
отверстиями,
боч и
или
сос да,
из
оторых
изливается
вода,
в
Полесье
было
зафи сировано
свидетельство
о
том,
что
для
исполнения
данно о
рит ала
евреи
использовали
решето,
через
оторое
и
сливали
вод :
«Цэ
евреи
та
р
ó
блять,
шоб
дошч
ышоў
—
льют
вод
чэрэз
рэшэто,
або
арб з
дыр и
про р чывают
и
[на лоняют
все
под
не о
олов ]
—
шоб
дошч
б ў»
(Рясно
Емильчинс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
Е.
С.
Зайцева).
В
данном
онте сте
решето
появляется
несл чайно:
восточных
и
южных
славян
сливание
воды
через
решето
—
один
из
традиционных
способов
вызвать
дождь
(СМ:
434).
А
в
Шар ороде
в
Подолии
нам
расс азали
та
ю
историю:
в
рыше
местной
сина о и
были
строены
два
специальных
о на,
оторые
от-
рывались
во
время
бо осл жения
в
праздни
С
от.
Через
эти
о на
апал
дождь,
и
прис тствовавшие
в
сина о е
евреи
подставляли
под
не о
оловы.
О он
было
два,
для
разных
сословий
—
тех,
то
побо аче,
и
тех,
то
победнее
(З.
Л.,
о .
60
лет,
Шар ород
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова).
Для
че о
же
евреи,
со ласно
представлениям
соседей-славян,
ст-
раивают
имитацию
дождя
на
праздни
К щей
и
обливаются
водой?
Зафи сированные
мотивиров и
( а
в
п бли ациях
XIX
в.,
та
и
в
со-
временных
полевых
записях)
явно
азывают
на
отношение
произ-
водимом
действ
а
ма ичес ом
рит ал ,
исполняемом
с
целью
обрести
бо атство
и
бла опол чие,
избавиться
от
болезней.
Приведем
нес оль о
свидетельств.
По
верованиям
раинцев
При арпатья,
о да
на
К ч и
идет
дождь,
евреи
подставляют
под
не о
оловы,
чтобы
на
них
та
же
обильно
весь
од
« апали»
день и
(Фран о
1898:
200).
Современная
Глава
IV
182
182
запись
из
Подолии
подтверждает
это
представление:
«Да,
обязатель-
но.
Бодай
ч ть-ч ть,
и
м
á
е
б
ý
ты
дошч
<…>
Бо
я
дошч
нэ
йдэ,
оворы-
лы,
шо
цэ
д жэ
для
ных
по ано.
А
чо
ó
?
М
ó
жэ,
на
рожай,
м
ó
жэ,
на
добр
ó
,
м
ó
жэ,
шось
та
¨
…»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
В
Западной
Белор ссии
пола али,
что
омовение
под
дождем
на
К ч и
избавляет
евреев
от
парши
и
оросты:
« аб
на
К ч и
дождж
ни
падаў,
то
ўсе
жыды
были
б
паршывые»
(Federowski
1897:
238).
Со лас-
но
современной
записи
из
омельс о о
Полесья,
дождь
(или
имитация
е о)
на
К ч и
избавляет
евреев
от
я обы
прис ще о
им
неприятно о
запаха
(ср.
широ о
распространенные
в
Европе
со
времен
Средневе о-
вья
поверья
о
«еврейс ом
запахе»,
по
отором
все да
можно
отличить
и дея
от
христианина,
а
та же
славянс ие
народные
поверья
о
«запахе
ч жо о»,
см.:
СД
2:
174,
269):
«Я
нем
á
дожж
²
,
значит,
они
побьют
молодо о
á
рб зи а
и
поч
é
пляць
над
столом
на
сош
,
штоб
хоть
бы
со
по апаў
(на
дворе),
або
они
смердеть
б д ть,
а
я
пойде
дож,
б д ть
чистые
жиды»
(Стодоличи
Лельчиц о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Ж.
В.
К
анова).
Созв чным
этим
свидетельствам
является
поверье
из
белор сс о о
Полесья,
при роченное
еврейс ой
Пасхе:
«Я
на
ихнюю
[еврейс
ю]
П
á
с
дождж,
то
им
харашо,
их
тады
вошы
нэ
йидять.
Жыдоўс ая
П
á
с а
с
даждж
ó
м
—
им
харашо,
йих
вошы
нэ
йидять»
(Присно
Вет-
овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
А.
Л.
Топор ов).
Это
поверье
ор анично
сочетается
с
традиционным
славянс им
пред-
ставлением
о
том,
что
обливание
водой
на ан не
христианс ой
Пасхи
(в
Чистый
четвер )
способств ет
избавлению
от
ожных
болезней
и
вред-
ных
насе омых.
При роченность
же
приметы,
традиционно
относимой
праздни
К щей,
еврейс ой
Пасхе
не
след ет
однозначно
относить
за
счет
забывчивости
информанта.
Ка
по азывает
материал,
в лючение
К че
в
ци л
пасхальных
праздни ов
та же
возможно.
К ч и
а
весенний
праздни .
Во
время
полевых
исследований
2004
.
в
Хотине
было
зафи сировано
стойчивое
представление
о
том,
что
К ч и
наст пают
незадол о
до
еврейс ой
Пасхи,
т.
е.
весной:
«Я
К ч и
слышал.
Говорят,
нас
на
К ч и
дождь
постоянно
идёт.
Вот
это
да.
И
постоянно
дождь
идёт!
На
сто
процентов!
Каж ть,
жыд
™
ўс и
К ч и
(
нас
аж ть
«жыди),
на
жыд
™
ўс и
К ч и
постоянно
идёт
дождь,
он
идёт
день-два.
Потом
перестаёт.
[А
К ч и
о да?]
Это
тоже
перед
Пас-
ой.
Или
за
два
недили,
или
за
три
недили…»
(О.
А.
Кошевой,
1960
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Не оторые
информанты
оворили,
что
именно
на
Пасх
евреи
мо-
лятся
о
дожде:
«Д же
дошч
ид
¨
,
я
они
м
ó
ляца
Бо
.
[Это
на
а ой-то
Праздни
—
обряд
—
рит ал
183
183
праздни
они
та
молятся?]
Да!
Ето
Пасха
й
™
хна.
Вон
¢
две
недели
ни
хлеб
не
шают,
ниче о,
толь о
одн
артош
и
всё»
(Т.
В.
Герсан,
1937
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
К ч и
а
«страшный»
праздни .
Выше
мы
же
оворили
о
том,
что
термин
ч и
может
означать
весь
ци л
еврейс их
осенних
праздни-
ов.
Этим
с орее
все о
и
об словлено
представление
о
К ч ах
а
о
«страшном»
дне,
о да
евреям
розят
опасности
со
стороны
пот сто-
ронне о
мира
и
е о
обитателей:
«[Праздни
„К ч и“],
та
йих
ў
той
празни
хто-то
хапае,
н
и
йих
не
стае...
Та
вони
наливають
ў
боч
воды,
вот,
и
за лядають:
я
шо
ти-
ны
[тени]
нэма,
та
то о
ўжэ
той
нэдобрый
хватыть.
Вот
и
побачыть,
и
ўсё.
И
ўжэ
вони
знають,
шо
а а-а...»
(М.
М.
Костючи ,
1937
.
р.,
Ре-
чица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
В
этом
ла оничном
расс азе
в
«сверн том»
виде
содержится
сюжет
ле енды,
события
оторой
обычно
при рочиваются
С дном
дню.
Со-
ласно
поверьям,
широ о
распространенным
среди
раинцев,
белор сов
и
поля ов,
в
праздни
Йом
Кип р
(С дный
день)
дьявол
или
не ий
осо-
бый
демоноло ичес ий
персонаж
«хап н»
похищает
из
аждо о
местеч-
а
по
одном -два
челове а
в
ачестве
своеобразной
жертвы
(подробнее
см.
V.3
).
Способ
адания
о
с дьбе
—
смотрение
в
вод
в
надежде
видеть
там
свое
отражение
—
соотносится
с
рит алами
начала
ода,
молением
над
водой
(см.
выше).
Эти
рит алы
были
осмыслены
соседями-славяна-
ми
с
четом
«страшной»
ле енды
С дно о
дня.
Та ,
на
У раине,
в
Бело-
р ссии
и
в
Польше
считали,
что
в
С дн ю
ночь
евреи
сами
мо
т
знать,
о о
из
них
схватит
черт?
—
они
смотрятся
в
вод :
жертва
похищения
не
видит
свое о
отражения
(Federowski
1897:
238;
Cała
1992:
100;
Ч бин-
с ий
1872/1:
189,
191;
Демидович
1896:
119–120;
Cała
1992:
59).
Представление
о
К ч ах
а
о
«страшном»
и
отчасти
аномальном
праздни е
мы
записали
в
Подолии:
«Кол
¢
е
еврэйс и
К ч и?..
раз
в
чот
¢-
ри
р
ó
и
вроде
бы…
Кол
¢
нас
ид
¨
висо осный
ри ,
еврэйс и
К ч и
—
та -та
—
в
сентябре
месяци
<…>
Н
шо
там
пов
™
нно
б
ý
ты?
Тр
¨
ба
прин
ó
-
сыти
жертв ,
жертвоприношение
евр
é
иў.
[А
о о
они
в
жертв
прино-
сят?]
Младенцеў.
[Своих?]
Зо
стороны
бэр
ý
ть»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
Информант
осознает
К ч и
а
опасный
праздни
точно
та
же,
а
осознает
небла оприятность
висо осно о
ода.
Упоминание
о
жертвоприношении
является
трансформированным
мотивом
« роваво о
навета»,
оторый
обычно
связывается
с
еврейс ой
Пасхой
(см.
II.5
).
К ч и
—
запреты
и
предписания.
В
белор сс ом
Полесье
К ч и
считают-
ся
небла оприятным
временем
для
вашения
ап сты:
«Кап ст
васить,
Глава
IV
184
184
шобы
не
б ло
жидовсь их
чэ ;
они
жив ть
чи
в
о тябри,
чи
в
ноябри,
та
™
праздни
есть
жидоў,
и
вон
™
на
двор
™
ý
шають,
и
шобы
на
их
дошть
шоў,
вон
¢
две
недели
жив ть,
эти
ч и»
(Онис овичи
Кобринс о-
о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
Ж.
В.
К
анова);
«Не
надо
рыш
™
ты
ап ст
—
á
жэ:
„Жидиўс и
ч и
ешчэ
не
одыйшлы“»
(Онис овичи
Кобринс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
Ж.
В.
К
анова).
Со ласно
не оторым
свидетельствам,
за отовленная
в
эти
дни
ап с-
та
б дет
иметь
неприятный
запах
(прод
т
приобретает
ачества,
свойст-
венные
носителям
«ч жой»
льт ры;
см.
выше
о
«еврейс ом
запахе»):
«Кап ст
в
á
сыты
в
любый
дэнь
можно;
тых
пильн
ý
ются
[опасаются]
ý
чэ
жыд
™
ўс ых,
ап ст
не
васят,
бо,
á
э,
б дэть
смерд
é
ча»
(Онис-
овичи
Кобринс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
Ж.
В.
К
анова).
Анало ичный
запрет
фи сировался
на
территории
Западной
Белор ссии
еще
в
онце
XIX
в.:
за отовленная
на
К ч и
ап ста
с ниет;
мотивиро-
валось
это
«неправильным»
поведением
иноверцев
—
евреи
я обы
ис-
пражнялись
в
своих
«хал п ах»,
называемых
«
ч ами»:
«жиды
<…>
наспас
дзят
ў
ч
,
то
б дзе
ап ста
нилая»
(
Federowski
1897:
415).
В
то
же
время
в
Полесье
быт ет
примета
—
на
К ч и
след ет
начи-
нать
озимый
сев:
«[Можно
сеять]
перед
Прачыстою,
ў
Прачыст ю
и
ў
К ч
»
(Симоничи
Лельчиц о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Т.
Я овлева).
Сравним
свидетельство
XIX
в.
из
Виленс ой
б.,
со лас-
но
отором
появление
на
дворе
молельной
ш олы
шеста,
становлен-
но о
раввином
(си нал
для
начала
построй и
щей),
расценивалось
внимательными
этничес ими
соседями
а
зна
то о,
что
давно
пора
се-
ять
озимые
(особенно
если
шест
появлялся
после
08.IX/21.IX
—
дня
Ро-
ждества
Пресвятой
Бо ородицы)
(Берман
1873:
27).
Др
ие
еврейс ие
праздни и
та же
мо ли
сл жить
ориентиром
для
начала
работ.
В
Польше
начало
озимо о
сева
мо ли
при рочивать
С дном
дню:
«
Dzisiaj
S dny
Dzień
żydowski
—
trza
pszenic
siać
»
[Нынче
еврейс ий
С дный
день,
пора
пшениц
сеять]
(Ca
ła
1992:
144);
анало ичное
пове-
рье
бытовало
в
Малопольше
—
пшениц
л чше
начинать
сеять,
о да
евреи
отмечают
свой
С дный
день
(
Siarkowski
1879:
8).
С
праздни ом
К щей
связаны
метеороло ичес ие
приметы.
В
эти
дни
обязательно
ид т
дожди,
об
этом
нам
неодно ратно
оворили
и
в
По-
лесье,
и
в
Подолии,
и
в
Бессарабии,
и
на
Б
овине.
По
свидетельствам
из
Польши
(Бельс о-Подлясс ое,
Кросненс ое
воеводства),
на
праздни
К щей
та же
все да
шел
дождь:
«еврейс ие
ч и
—
дождь
б дет»
и
на-
оборот:
«дождь
идет
—
приближаются
Tr bki
или
Kuczki
»
(Cała
1992:
108).