ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3486
Скачиваний: 2
Праздни
—
обряд
—
рит ал
185
185
IV.3.
«Ч жой»
по ребальный
обряд
лазами
славян
Из чая
традиционн ю
льт р
ре ионов,
де
имели
место
длительные
этно
льт рные
онта ты,
исследователь
непременно
стал ивается
с
проблемой,
асающейся
интерпретации
элементов
одной
традиции
носителями
соседств ющей
традиции.
В
та ой
сит ации
на-
лицо
стремление
носителей
одной
льт ры
«перевести»
на
«свой»
язы
«ч жой»
льт рный
од,
дабы
сделать
е о
понятным
и
дост пным.
Бо атый
материал
в
этом
отношении
предоставляют
нам
та ие
ре-
ионы,
а
Полесье,
Подолия,
Б
овина,
Западная
Белор ссия,
де
в
течение
длительно о
времени
развивались
этно онфессиональные
он-
та ты
славян
и
евреев
(подробнее
см.:
Белова
2004б).
Что
же
асается
«перевода»
с
язы а
одной
льт ры
на
язы
др
ой,
то
он
ос ществляется
п тем
называния
элементов
ч жой
обрядности
терминами,
привычными
для
«своей»
традиции
(например,
наименова-
ние
еврейс их
над робий
«болванами»
в
Подолии,
« олодами»
в
Поле-
сье;
см.
соответств ющие
термины
для
архаичес их
типов
славянс их
над робий
в
этих
ре ионах
—
Белова
2003:
65,
Белова
2003а:
168–170,
Цых н
2004).
Др
ой
способ
«перевода»
—
это
трансляция
целых
те -
стов
в
терминах
«своей»
льт ры,
с
постоянным
обращением
сходным
(или
аж щимся
та овыми)
сит ациям
из
«своей»
обрядности
и
рит а-
листи и,
с
непременным
сравнением
«своих»
и
«ч жих»
обрядовых
дей-
ствий.
Отношение
«ч жом »
по ребальном
обряд
очень
по азательно
в
онте сте
межэтничес о о
и
меж онфессионально о
диало а.
Похо-
роны
—
наиболее
«от рытый»
в
общественном
отношении
рит ал,
о-
торый
можно
наблюдать
и
оторый
можно
сравнивать
со
«своим»
об-
рядом.
Элементы
по ребально о
обряда
становятся
постоянной
темой
для
обс ждения,
дис
ссии
и
полеми и
в
тех
местах,
де
соседств ют
представители
разных
национальностей
или
онфессий.
Для
примера
приведем
ряд
свидетельств,
зафи сированных
в
Полесье
в
селах
со
смешанным
(православным,
атоличес им
и
протестантс им
населением).
Расхождения
в
обрядности
подмечаются
внимательными
со-
седями
и
омментир ются
с
точ и
зрения
«своей»
ло альной
традиции.
Та ,
отмечаются
различия
в
сро ах
похорон:
«Это
вас,
р сс их,
три
дня
[через
3
дня
хоронят],
а
ў
нас:
ўмер,
на
др
ой
день
хоронят»
(Копачи
Чернобыльс о о
р-на
Киевс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
М.
Г.
Боров-
с ая).
Из
данно о
свидетельства
не
совсем
ясно,
что
подраз мевается
под
«р сс ой»
традицией,
с
оторой
информант
сравнивает
свою
ме-
стн ю
традицию
захоронения
по ойни а
на
след ющий
день
после
смерти,
преобладает
здесь
этничес ий
или
онфессиональный
мо-
Глава
IV
186
186
мент.
Одна о
в
любом
сл чае
по азательно,
что
вся ое
различие
мо-
жет
стать
объе том
сравнения.
Ино да
а ой-либо
элемент
обряда
оценивается
а
хара терный
именно
для
определенной
онфессии.
Та ово
отношение
опла иванию
по ойни а:
«Тепер
в
é
р щщи
аж ть,
що
пла ать
тр
é
ба.
Раньше
пла а-
ли
[по
по ойни
].
В
é
р щщи,
шт
ý
нды
[та
в
селе
называют
баптистов]»
(С.
П.
Лес овец,
1901
.
р.,
Глинное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
И.
А.
Морозов).
Отмечая,
что
похоронный
рит ал
бапти-
стов
предписывает
опла ивание
по ойни а,
информант а,
возможно,
фи сир ет
та же
изменения
в
«своей»
традиции
—
трат
обычая
опла-
ивать
мерше о.
Об
отс тствии
опла ивания
а
значимой
части
еврей-
с о о
по ребально о
рит ала
б дет
подробнее
с азано
ниже.
Предметом
противоречивых
свидетельств
и
полеми и
даже
вн три
одной
ло альной
традиции
становится
и
та ой
момент
по ребально о
обряда,
а
ориентация
тела
в
мо иле
и
станов а
намо ильно о
реста
(в
но ах
или
в
оловах).
Различия
отмечаются
атоли ами
и
право-
славными,
одна о
во
мнениях
часто
нет
единства:
«На
шляхэц ом
лаўбишчэ
их
лицом
на
за ат
лож ць.
А
на
на-
шэм
—
на
всход»
(Р.
В.
Ч рилович,
1921
.
р.,
Хоромс
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева);
«На
шляхэц-
их
—
оловой
на
з
á
ход
лож ць,
а
хрэсты
ў
но ах
стаўл
¸
ли.
А
на
на-
шэм,
правослаўнэм
—
рэсты
оловах»
(В.
Ю.
Дранец-Найден,
1906
.
р.,
Хоромс
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева);
«Клад ць
их
на
з
á
х д
сонца,
а
ў
но ах
стаўляюць
хрест
á
—
то
на
атоличец ом.
Каж ць:
„Я
на
Страшный
С д
б де
ўстав
á
ть,
тъ
и
хвастацца
Бо
б
ý
де“»
(Т.
С.
Домнич,
1915
.
р.,
Хоромс
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева);
«[Тело
лад т
та ,
чтобы
лицо
было
восто
,]
бо
на
Страшны
С д
сраза
встать
должон.
Хрэст
олове
стаўлюць»
(М.
О.
Паш евич,
1903
.
р.,
Р бель
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева).
Ита ,
со ласно
полесс им
свидетельствам,
основное
правило,
по
о-
тором
можно
отличить
атоличес ий
обряд
от
православно о,
станов-
а
мо ильно о
реста
—
атоли ов
рест
ставят
в
но ах,
православ-
ных
в
оловах.
При
этом
и
те
и
др
ие
хоронили
лицом
восто
,
там,
де
б дет
Страшный
с д
(ср.
ниже
свидетельство
из
Сатанова
Городо -
с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.
о
том,
что
евреев
хоронят
лицом
на
запад).
Колоритный
пример
«перевода»
обрядово о
те ста
с
язы а
одной
онфессиональной
льт ры
на
язы
др
ой
можно
наблюдать,
обра-
тившись
расс азам
славянс о о
населения
бывшей
черты
оседлости
о
еврейс ом
по ребальном
обряде,
а
он
виделся
этничес им
соседям.
По азательно,
что
в
расс азах
раинцев
и
белор сов,
проживавших
в
непосредственном
соседстве
с
евреями,
«объе тивные
знания»
о
рит а-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
187
187
ле
еврейс их
похорон
сочетаются
с
целым
омпле сом
фоль лорно-ми-
фоло ичес их
представлений,
свойственных
образ
«ч жо о»
в
народ-
ной
льт ре
(см.,
например:
СД
2:
173–176,
414–418).
Отметим
та -
же,
что
в
настоящий
момент
еврейс ое
население
в
этих
ре ионах
пра тичес и
отс тств ет;
бывшие
еврейс ие
местеч и
превратились
в
села
(посел и)
с
моноэтничным
(славянс им)
населением.
Нам
же
приходилось
рассматривать
отдельные
моменты
«ч жой»
по-
ребальной
обрядности
в
славянс их
народных
представлениях
(Белова
2003:
65–69;
Белова
2003а:
167–170;
Белова
2004б:
231–232,
235–237).
С ажем
еще
раз,
что
еврейс ий
по ребальный
обряд
о азался
в
наиболь-
шей
степени
«про омментирован»
внимательными
соседями
—
возможно,
в
сил
то о,
что
был
наиболее
«на лядным»
( аждый
раз
похоронная
про-
цессия
преодолевала
неблиз ий
п ть
до
находивше ося
в
отдалении
от
местеч а
—
чаще
на
высо ой
оре
—
еврейс о о
ладбища).
Да
и
вид
само-
о
ладбища
(тесно
стоящие
над робия,
непохожие
на
христианс ие)
по-
стоянно
а тивизировал
в
сознании
носителей
фоль лорной
традиции
с е-
верные
представления,
связанные
с
«ч жой»
льтовой
рит алисти ой.
Основные
моменты,
во р
оторых
строятся
расс азы
славян
о
еврей-
с их
похоронах,
след ющие:
предсмертная
рит алисти а,
хара тер
похо-
ронной
процессии,
способ
захоронения,
поминальная
обрядность.
Отме-
тим,
что
«сценарий»,
по
отором
строятся
все
имеющиеся
в
настоящее
время
в
нашем
распоряжении
фоль лорные
нарративы
( а
оп бли ован-
ные
свидетельства,
та
и
архивные
записи),
вполне
стандартный
и
отража-
ет
общий
для
раинцев,
белор сов
и
поля ов
набор
стереотипов.
Проводы
на
«тот
свет».
Со ласно
народным
верованиям,
евреи
помо ают
мирающим
пос орее
расстаться
с
жизнью
и
для
это о
д шат
находя-
щихся
при
смерти
под ш ами:
«У
яўрэив
б в
та ый
за он,
олы
мэ-
раў,
олы
вжэ
выделы,
шчо
вин
ончаеться,
та
бралы
под ш
и
по-
мо алы,
а
потим
замат вали
лэнт ,
прямо
простынь,
и
та
про-
стыни
в н
лэжаў.
И
простыни
йо о
хоронылы.
Тр н
ý
( роб.
—
О.
Б
.)
нэ
робылы
нэ
я э,
том
шчо
нэ
можно
б ло,
та ый
за он
б в,
бэз
воздя,
лалы
дош ы
и
мишо
лыны
п д
ол в »
(Гр шево
Тячевс о о
р-на
За арпатс ой
обл.,
КА
1988).
Анало ичные
описания
встречаются
в
ма-
териалах
1980-х
.
из
ю о-восточной
Польши
и
Литвы
(Ca
ła
1995:
92,
109,
127;
Zowczak
2000:
169–170;
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91),
при
этом
азывается
и
мотивиров а
это о
действия
(в
раинс их
материалах
подобно о
мотива
зафи сировать
не
далось):
д шение
производится
потом ,
что
мирающие
евреи
«просят/молят
о
рещении»,
ибо
без
это о
их
д ши
не
мо
т
попасть
в
царствие
небесное.
Чтобы
не
доп стить
рещения,
о р жающие
прерывают
м чения
мирающе о,
прид шив
е о
(Ca
ła
1995:
92,
127).
Ср.
поверье
из
Мазовше,
что
« мирают»
толь о
Глава
IV
188
188
атоли и,
евреев
же
черт
носит
в
пе ло
наравне
с
лютеранами
и
аль-
винистами
(
Świ tek
1893:
547).
Отметим,
что
анало ичные
рит алы
молва
ино да
приписывает
и
р сс им
старообрядцам,
и
данный
сюжет,
та им
образом,
выходит
дале-
о
за
рам и
ре ионов,
де
имели
место
онта ты
евреев
и
славян.
Та ,
по
свидетельств
из
Кинешмы,
зафи сированном
в
начале
XX
в.,
«столоверы»
(т.
е.
староверы)
«поморс о о
тол а»
вызывают
мирающе-
м
«д шил »,
помо ающе о
челове
отправиться
на
«тот
свет».
«Д шила»
приезжает
с
расной
под ш ой,
отор ю
ладет
на
олов
мирающем ,
и
д шит
е о.
Та ой
способ
смерти
объясняется
по-разном :
«чтоб
д ша
меньше
страдала»;
считается,
что
та ой
смертью
ис
паются
рехи
мирающе о
(Вл.
Б.
1904:
161).
Развивая
эт
тем ,
Д.
К.
Зеленин
отмечал,
что
подобные
сл хи
о
« расной
смерти»
через
за-
д шение
расной
под ш ой,
я обы
пра ти
емой
старообрядцами,
хо-
дили
и
в
Сарап льс ом
.
Вятс ой
б.
При
этом
он
отмечал,
что
быт ют
представления
о
с ществовании
особо о
специалиста
по
д шению,
но
эт
обязанность
мо
т
выполнять
и
родственни и
мирающе о
—
сын
или
дочь
(Зеленин
1904:
68).
Уд шение
расной
под ш ой
пра ти овали,
со-
ласно
«Памятной
ниж е
Вятс ой
бернии
на
1901
од»,
и
бе
ны:
тя-
жело
больных
людей
« рестят
и
д шат
расной
под ш ой»
(ПК
1901:
98–99).
При
этом
« расная
смерть»
—
все да
добровольная;
по
мнению
Д.
К.
Зеленина,
расная
под ш а
является
здесь
с орее
вторичным
сим-
волом,
«по
созв чию
с
расной
(т.
е.
расивой,
почетной)
смертью»
(Зеленин
1904:
68).
Считается,
что
евреи,
помо ая
мирающим
пос орее
расстаться
с
жизнью,
д шат
их,
ино да
прибе ая
помощи
оев.
«Говорили,
что
о-
лысь,
если
еврей
не
может
помереть,
то,
чтоб
не
м чился
дол о,
е о
трэба,
мол,
дод шить...
Нанимали
одно о
там
Ивана
—
иди,
дод ши!
Шесть
че-
лове
ем
дозволялося,
а
седьмым
он
должен
был
мереть.
Та ая
была
них
традиция.
Нашли
еврея
та о о
здорово о...
и
в
омнат
т да:
„Та ,
Иван,
иди,
трэба
то о
еврея
дод шити,
не
может
мереть“.
—
„З
á
раз!“
[Иван
честно
отправился
исполнять
пор чение,
не
подозревая
о
подвохе.]
Нем
á
–нем
á
,
полтора
часа
нема.
Выходит
[Иван]:
„Вот
а ой
здоровый,
если
бы
не
я,
еще
бы
сто
ро ив
жил!“»
(Н.
А.
Ковальс ий,
1951
.
р.,
Вер-
бовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Бе-
лова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Этот
же
мотив
возни ает
в
довольно
прич дливом
онте сте
и
в
произведении
совсем
др
ой
традиции
—
в
«Житии
и
ч десах
блажен-
ной
старицы
Матроны»
(Матроны
Т льс ой,
1885–1952),
в
предс аза-
нии
о
смерти
Сталина:
«Сталин
взялся
очищать
Россию
от
сионизма,
захвата
ее,
и
если
бы
не
это,
то
знает,
может
быть,
е о
и
не
брали
бы
<...>
Мат ш а
часто
нам
по азывала,
а
Сталин
б дет
перед
смертью
Праздни
—
обряд
—
рит ал
189
189
ричать:
„Что
вы,
что
вы!“
По
одной
стороне
постели
б дет
стоять
Ка-
анович,
а
по
др
ой
стороне
—
сестра
е о.
„Что
вы
хотите
сделать
со
мной?“
А
они
наложат
под ш и
на
не о»
(Житие
и
ч деса:
59–60).
В
2001
.
в
Подолии
был
записан
олоритный
расс аз
об
особенно-
стях
по ребения
женщины,
при
жизни
не
бывшей
зам жем:
«Если
она
[ мершая]
старая
дева,
в
смысле
не
было
м жи а,
её
всё
равно
мёртв ю
[лишали
девственности].
Там
был
них
та ой
молотобоец
—
не
насило-
вал,
не
это,
но...
Та ой
рит ал
них
евреев,
шо
она
должна
в
за робн ю
жизнь
всё
равно
прийти
женщиной.
Лишали
девственности,
это
толь о
тоже
них
рит ал»
(О.
Н.
Грабовс ий,
1940
.
р.,
Хмельниц ий,
зап.
А.
В.
Со олова).
Описания
сходно о
«рит ала»
зафи сированы
и
в
поль-
с ой
традиции:
со ласно
записи
из
о рестностей
Пшемышля,
евреи
«под оваривали»
о о-то
из
м жчин
сделать
та ,
чтобы
мирающая
не
осталась
девственницей;
если
желающих
не
находилось,
в
ачестве
«де-
флоратора»
мо ли
использовать
даже
« ол
из
из ороди»
(Ca
ła
1995:
128).
Под отов а
по ребению.
Большинство
информантов
расс азывают
о
том,
что
евреи
хоронили
своих
по ойни ов
без
робов,
заверн в
тело
в
полотно.
Ино да
точняют,
что
сначала
тело
заворачивали
в
белый
«са-
ван»,
а
потом
в
черн ю
материю:
«Сё одня
ўмэр,
сё одня
и
ховають.
Быстро.
У
них
олых
ховають,
ў
р бахе.
Сраз
зам
ó
т ють
в
чорное,
и
рыш а,
и
ўсё.
До
мо илы,
и
ўсё
<…>
Заматывают,
та
я
дыт
¢
н
пов
™
в ть
белым,
белым
всё
обматы-
вають»
(Т.
В.
Герсан,
1937
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«[ОАК:]
Воны
ў
тр н
ý
[в
роб]
нэ
лад т
по ойни а!
[ЗАМ:]
Воны
завъязалы
ў
чорнэ…
[ОАК:]
Заматывают
ў
сав
á
н,
простынь…
[ЗАМ:]
Цэ
ў
чорнэ
замотали,
та
á
простынь.
[ОАК:]
Б
™
ла
сперва,
сперва
б
™
ла,
потом
чорна!
[ЗАМ:]
Потом
чорна…
[ОАК:]
Ў
сав
á
н
заматыва-
ют
и
всё
—
по ойни а
нес т»
(О.
А.
Кошевой
[ОАК],
1960
.
р.,
З.
А.
Маланч
[ЗАМ],
1939
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«Хоронили
олым,
в
простыне»
(О.
Я.
Мельни ,
1928
.
р.,
Озаринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
Ино да
представления
о
по ребальных
пеленах
приобретают
до-
вольно
рьезный
хара тер.
Та ,
по
свидетельств
из
с.
Ярышев,
«евреев
хоронят
стоя,
в
черных
полиэтиленовых
па етах»
(Мо и-
левс ий
р-н
Винниц ой
обл.,
2004,
стное
сообщение
С.
Степанищева).
Захоронение
без
роба
в
расс азах
носителей
славянс ой
традиции
становится
лавной
отличительной
особенностью
еврейс о о
по ребаль-
но о
обряда,
оторая
подчер ивается
а
особо
значимая:
«Без
роба
ни-
о да
не
хоронили
—
без
роба
то
йеўрэи
ховають»
(Стодоличи
Лельчиц-