Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

185

185

IV.3.

 

«Ч жой»

 

по ребальный

 

обряд

лазами

 

славян

Из чая

 

традиционн ю

 

льт р

 

ре ионов,

 

де

 

имели

место

 

длительные

 

этно

льт рные

 

онта ты,

 

исследователь

 

непременно

стал ивается

 

с

 

проблемой,

 

асающейся

 

интерпретации

 

элементов

 

одной

традиции

 

носителями

 

соседств ющей

 

традиции.

 

В

 

та ой

 

сит ации

 

на-

лицо

 

стремление

 

носителей

 

одной

 

льт ры

 

«перевести»

 

на

 

«свой»

 

язы

«ч жой»

 

льт рный

 

од,

 

дабы

 

сделать

 

е о

 

понятным

 

и

 

дост пным.

Бо атый

 

материал

 

в

 

этом

 

отношении

 

предоставляют

 

нам

 

та ие

 

ре-

ионы,

 

а

 

Полесье,

 

Подолия,

 

Б

овина,

 

Западная

 

Белор ссия,

 

де

 

в

течение

 

длительно о

 

времени

 

развивались

 

этно онфессиональные

 

он-

та ты

 

славян

 

и

 

евреев

 

(подробнее

 

см.:

 

Белова

 

2004б).

Что

 

же

 

асается

 

«перевода»

 

с

 

язы а

 

одной

 

льт ры

 

на

 

язы

 

др

ой,

то

 

он

 

ос ществляется

 

п тем

 

называния

 

элементов

 

ч жой

 

обрядности

терминами,

 

привычными

 

для

 

«своей»

 

традиции

 

(например,

 

наименова-

ние

 

еврейс их

 

над робий

 

«болванами»

 

в

 

Подолии,

 

« олодами»

 

в

 

Поле-

сье;

 

см.

 

соответств ющие

 

термины

 

для

 

архаичес их

 

типов

 

славянс их

над робий

 

в

 

этих

 

ре ионах

 

 

Белова

 

2003:

 

65,

 

Белова

 

2003а:

 

168–170,

Цых н

 

2004).

 

Др

ой

 

способ

 

«перевода»

 

 

это

 

трансляция

 

целых

 

те -

стов

 

в

 

терминах

 

«своей»

 

льт ры,

 

с

 

постоянным

 

обращением

   

сходным

(или

 

аж щимся

 

та овыми)

 

сит ациям

 

из

 

«своей»

 

обрядности

 

и

 

рит а-

листи и,

 

с

 

непременным

 

сравнением

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

обрядовых

 

дей-

ствий.

Отношение

   

«ч жом »

 

по ребальном

 

обряд

 

очень

 

по азательно

в

 

онте сте

 

межэтничес о о

 

и

 

меж онфессионально о

 

диало а.

 

Похо-

роны

 

 

наиболее

 

«от рытый»

 

в

 

общественном

 

отношении

 

рит ал,

 

о-

торый

 

можно

 

наблюдать

 

и

 

оторый

 

можно

 

сравнивать

 

со

 

«своим»

 

об-

рядом.

 

Элементы

 

по ребально о

 

обряда

 

становятся

 

постоянной

 

темой

для

 

обс ждения,

 

дис

ссии

 

и

 

полеми и

 

в

 

тех

 

местах,

 

де

 

соседств ют

представители

 

разных

 

национальностей

 

или

 

онфессий.

Для

 

примера

 

приведем

 

ряд

 

свидетельств,

 

зафи сированных

 

в

 

Полесье

в

 

селах

 

со

 

смешанным

 

(православным,

 

атоличес им

 

и

 

протестантс им

населением).

 

Расхождения

 

в

 

обрядности

 

подмечаются

 

внимательными

 

со-

седями

 

и

 

омментир ются

 

с

 

точ и

 

зрения

 

«своей»

 

ло альной

 

традиции.

Та ,

 

отмечаются

 

различия

 

в

 

сро ах

 

похорон:

 

«Это

   

вас,

   

р сс их,

три

 

дня

 

[через

 

3

 

дня

 

хоронят],

 

а

 

ў

 

нас:

 

ўмер,

 

на

 

др

ой

 

день

 

хоронят»

(Копачи

 

Чернобыльс о о

 

р-на

 

Киевс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

М.

 

Г.

 

Боров-

с ая).

 

Из

 

данно о

 

свидетельства

 

не

 

совсем

 

ясно,

 

что

 

подраз мевается

под

 

«р сс ой»

 

традицией,

 

с

 

оторой

 

информант

 

сравнивает

 

свою

 

ме-

стн ю

 

традицию

 

захоронения

 

по ойни а

 

на

 

след ющий

 

день

 

после

смерти,

 

преобладает

 

здесь

 

этничес ий

 

или

 

онфессиональный

 

мо-


background image

Глава

 

IV

186

186

мент.

 

Одна о

 

в

 

любом

 

сл чае

 

по азательно,

 

что

 

вся ое

 

различие

 

мо-

жет

 

стать

 

объе том

 

сравнения.

Ино да

 

а ой-либо

 

элемент

 

обряда

 

оценивается

 

а

 

хара терный

именно

 

для

 

определенной

 

онфессии.

 

Та ово

 

отношение

   

опла иванию

по ойни а:

 

«Тепер

 

в

é

р щщи

 

аж ть,

 

що

 

пла ать

 

тр

é

ба.

 

Раньше

 

пла а-

ли

 

[по

 

по ойни

].

 

В

é

р щщи,

 

шт

ý

нды

 

[та

 

в

 

селе

 

называют

 

баптистов]»

(С.

 

П.

 

Лес овец,

 

1901

 

.

 

р.,

 

Глинное

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

ПА

 

1978,

 

зап.

 

И.

 

А.

 

Морозов).

 

Отмечая,

 

что

 

похоронный

 

рит ал

 

бапти-

стов

 

предписывает

 

опла ивание

 

по ойни а,

 

информант а,

 

возможно,

фи сир ет

 

та же

 

изменения

 

в

 

«своей»

 

традиции

 

 

трат

 

обычая

 

опла-

ивать

 

мерше о.

 

Об

 

отс тствии

 

опла ивания

 

а

 

значимой

 

части

 

еврей-

с о о

 

по ребально о

 

рит ала

 

б дет

 

подробнее

 

с азано

 

ниже.

Предметом

 

противоречивых

 

свидетельств

 

и

 

полеми и

 

даже

 

вн три

одной

 

ло альной

 

традиции

 

становится

 

и

 

та ой

 

момент

 

по ребально о

обряда,

 

а

 

ориентация

 

тела

 

в

 

мо иле

 

и

 

станов а

 

намо ильно о

 

реста

 

но ах

 

или

 

в

 

оловах).

 

Различия

 

отмечаются

 

атоли ами

 

и

 

право-

славными,

 

одна о

 

во

 

мнениях

 

часто

 

нет

 

единства:

«На

 

шляхэц ом

 

лаўбишчэ

 

их

 

лицом

 

на

 

за ат

 

лож ць.

 

А

 

на

 

на-

шэм

 

 

на

 

всход»

 

(Р.

 

В.

 

Ч рилович,

 

1921

 

.

 

р.,

 

Хоромс

 

Столинс о о

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

 

Н.

 

А.

 

Волочаева);

 

«На

 

шляхэц-

их

 

 

оловой

 

на

 

з

á

ход

 

лож ць,

 

а

 

хрэсты

 

ў

 

но ах

 

стаўл

¸

ли.

 

А

 

на

 

на-

шэм,

 

правослаўнэм

 

 

рэсты

 

 

оловах»

 

(В.

 

Ю.

 

Дранец-Найден,

1906

 

.

 

р.,

 

Хоромс

 

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

Н.

 

А.

 

Волочаева);

 

«Клад ць

 

их

 

на

 

з

á

х д

 

сонца,

 

а

 

ў

 

но ах

 

стаўляюць

хрест

á

 

 

то

 

на

 

атоличец ом.

 

Каж ць:

 

„Я

 

на

 

Страшный

 

С д

 

б де

ўстав

á

ть,

 

тъ

 

и

 

хвастацца

 

Бо

 

б

ý

де“»

 

(Т.

 

С.

 

Домнич,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Хоромс

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

 

Н.

 

А.

 

Волочаева);

 

«[Тело

лад т

 

та ,

 

чтобы

 

лицо

 

было

   

восто

,]

 

бо

 

на

 

Страшны

 

С д

 

сраза

 

встать

должон.

 

Хрэст

   

олове

 

стаўлюць»

 

(М.

 

О.

 

Паш евич,

 

1903

 

.

 

р.,

 

Р бель

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

 

Н.

 

А.

 

Волочаева).

Ита ,

 

со ласно

 

полесс им

 

свидетельствам,

 

основное

 

правило,

 

по

 

о-

тором

 

можно

 

отличить

 

атоличес ий

 

обряд

 

от

 

православно о,

 

станов-

а

 

мо ильно о

 

реста

 

   

атоли ов

 

рест

 

ставят

 

в

 

но ах,

   

православ-

ных

 

в

 

оловах.

 

При

 

этом

 

и

 

те

 

и

 

др

ие

 

хоронили

 

лицом

   

восто

,

 

там,

де

 

б дет

 

Страшный

 

с д

 

(ср.

 

ниже

 

свидетельство

 

из

 

Сатанова

 

Городо -

с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.

 

о

 

том,

 

что

 

евреев

 

хоронят

 

лицом

 

на

 

запад).

Колоритный

 

пример

 

«перевода»

 

обрядово о

 

те ста

 

с

 

язы а

 

одной

онфессиональной

 

льт ры

 

на

 

язы

 

др

ой

 

можно

 

наблюдать,

 

обра-

тившись

   

расс азам

 

славянс о о

 

населения

 

бывшей

 

черты

 

оседлости

 

о

еврейс ом

 

по ребальном

 

обряде,

 

а

 

он

 

виделся

 

этничес им

 

соседям.

По азательно,

 

что

 

в

 

расс азах

 

раинцев

 

и

 

белор сов,

 

проживавших

 

в

непосредственном

 

соседстве

 

с

 

евреями,

 

«объе тивные

 

знания»

 

о

 

рит а-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

187

187

ле

 

еврейс их

 

похорон

 

сочетаются

 

с

 

целым

 

омпле сом

 

фоль лорно-ми-

фоло ичес их

 

представлений,

 

свойственных

 

образ

 

«ч жо о»

 

в

 

народ-

ной

 

льт ре

 

(см.,

 

например:

 

СД

 

2:

 

173–176,

 

414–418).

 

Отметим

 

та -

же,

 

что

 

в

 

настоящий

 

момент

 

еврейс ое

 

население

 

в

 

этих

 

ре ионах

пра тичес и

 

отс тств ет;

 

бывшие

 

еврейс ие

 

местеч и

 

превратились

 

в

села

 

(посел и)

 

с

 

моноэтничным

 

(славянс им)

 

населением.

Нам

 

же

 

приходилось

 

рассматривать

 

отдельные

 

моменты

 

«ч жой»

 

по-

ребальной

 

обрядности

 

в

 

славянс их

 

народных

 

представлениях

 

(Белова

2003:

 

65–69;

 

Белова

 

2003а:

 

167–170;

 

Белова

 

2004б:

 

231–232,

 

235–237).

С ажем

 

еще

 

раз,

 

что

 

еврейс ий

 

по ребальный

 

обряд

 

о азался

 

в

 

наиболь-

шей

 

степени

 

«про омментирован»

 

внимательными

 

соседями

 

 

возможно,

в

 

сил

 

то о,

 

что

 

был

 

наиболее

 

«на лядным»

 

( аждый

 

раз

 

похоронная

 

про-

цессия

 

преодолевала

 

неблиз ий

 

п ть

 

до

 

находивше ося

 

в

 

отдалении

 

от

местеч а

 

 

чаще

 

на

 

высо ой

 

оре

 

 

еврейс о о

 

ладбища).

 

Да

 

и

 

вид

 

само-

о

 

ладбища

 

(тесно

 

стоящие

 

над робия,

 

непохожие

 

на

 

христианс ие)

 

по-

стоянно

 

а тивизировал

 

в

 

сознании

 

носителей

 

фоль лорной

 

традиции

 

с е-

верные

 

представления,

 

связанные

 

с

 

«ч жой»

 

льтовой

 

рит алисти ой.

Основные

 

моменты,

 

во р

 

оторых

 

строятся

 

расс азы

 

славян

 

о

 

еврей-

с их

 

похоронах,

 

след ющие:

 

предсмертная

 

рит алисти а,

 

хара тер

 

похо-

ронной

 

процессии,

 

способ

 

захоронения,

 

поминальная

 

обрядность.

 

Отме-

тим,

 

что

 

«сценарий»,

 

по

 

отором

 

строятся

 

все

 

имеющиеся

 

в

 

настоящее

время

 

в

 

нашем

 

распоряжении

 

фоль лорные

 

нарративы

 

( а

 

оп бли ован-

ные

 

свидетельства,

 

та

 

и

 

архивные

 

записи),

 

вполне

 

стандартный

 

и

 

отража-

ет

 

общий

 

для

 

раинцев,

 

белор сов

 

и

 

поля ов

 

набор

 

стереотипов.

Проводы

 

на

 

«тот

 

свет».

 

Со ласно

 

народным

 

верованиям,

 

евреи

 

помо ают

мирающим

 

пос орее

 

расстаться

 

с

 

жизнью

 

и

 

для

 

это о

 

д шат

 

находя-

щихся

 

при

 

смерти

 

под ш ами:

 

«У

 

яўрэив

 

б в

 

та ый

 

за он,

 

олы

 

мэ-

раў,

 

олы

 

вжэ

 

выделы,

 

шчо

 

вин

 

ончаеться,

 

та

 

бралы

 

под ш

 

и

 

по-

мо алы,

 

а

 

потим

 

замат вали

   

лэнт ,

 

прямо

   

простынь,

 

и

 

та

   

про-

стыни

 

в н

 

лэжаў.

 

И

   

простыни

 

йо о

 

хоронылы.

 

Тр н

ý

 

( роб.

 

 

О.

 

Б

.)

 

нэ

робылы

 

нэ

 

я э,

 

том

 

шчо

 

нэ

 

можно

 

б ло,

 

та ый

 

за он

 

б в,

 

бэз

 

воздя,

лалы

 

дош ы

 

и

 

мишо

 

лыны

 

п д

 

ол в »

 

(Гр шево

 

Тячевс о о

 

р-на

За арпатс ой

 

обл.,

 

КА

 

1988).

 

Анало ичные

 

описания

 

встречаются

 

в

 

ма-

териалах

 

1980-х

 

.

 

из

 

ю о-восточной

 

Польши

 

и

 

Литвы

 

(Ca

ła

 

1995:

 

92,

109,

 

127;

 

Zowczak

 

2000:

 

169–170;

 

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91),

 

при

 

этом

азывается

 

и

 

мотивиров а

 

это о

 

действия

 

 

раинс их

 

материалах

подобно о

 

мотива

 

зафи сировать

 

не

 

далось):

 

д шение

 

производится

потом ,

 

что

 

мирающие

 

евреи

 

«просят/молят

 

о

 

рещении»,

 

ибо

 

без

это о

 

их

 

д ши

 

не

 

мо

т

 

попасть

 

в

 

царствие

 

небесное.

 

Чтобы

 

не

 

доп стить

рещения,

 

о р жающие

 

прерывают

 

м чения

 

мирающе о,

 

прид шив

е о

 

(Ca

ła

 

1995:

 

92,

 

127).

 

Ср.

 

поверье

 

из

 

Мазовше,

 

что

 

« мирают»

 

толь о


background image

Глава

 

IV

188

188

атоли и,

 

евреев

 

же

 

черт

 

носит

 

в

 

пе ло

 

наравне

 

с

 

лютеранами

 

и

 

аль-

винистами

 

(

Świ tek

 

1893:

 

547).

Отметим,

 

что

 

анало ичные

 

рит алы

 

молва

 

ино да

 

приписывает

 

и

р сс им

 

старообрядцам,

 

и

 

данный

 

сюжет,

 

та им

 

образом,

 

выходит

 

дале-

о

 

за

 

рам и

 

ре ионов,

 

де

 

имели

 

место

 

онта ты

 

евреев

 

и

 

славян.

 

Та ,

 

по

свидетельств

 

из

 

Кинешмы,

 

зафи сированном

 

в

 

начале

 

XX

 

в.,

«столоверы»

 

(т.

 

е.

 

староверы)

 

«поморс о о

 

тол а»

 

вызывают

   

мирающе-

м

 

«д шил »,

 

помо ающе о

 

челове

 

отправиться

 

на

 

«тот

 

свет».

«Д шила»

 

приезжает

 

с

 

расной

 

под ш ой,

 

отор ю

 

ладет

 

на

 

олов

мирающем ,

 

и

 

д шит

 

е о.

 

Та ой

 

способ

 

смерти

 

объясняется

по-разном :

 

«чтоб

 

д ша

 

меньше

 

страдала»;

 

считается,

 

что

 

та ой

 

смертью

ис

паются

 

рехи

 

мирающе о

 

(Вл.

 

Б.

 

1904:

 

161).

 

Развивая

 

эт

 

тем ,

Д.

 

К.

 

Зеленин

 

отмечал,

 

что

 

подобные

 

сл хи

 

о

 

« расной

 

смерти»

 

через

 

за-

д шение

 

расной

 

под ш ой,

 

я обы

 

пра ти

емой

 

старообрядцами,

 

хо-

дили

 

и

 

в

 

Сарап льс ом

 

.

 

Вятс ой

 

б.

 

При

 

этом

 

он

 

отмечал,

 

что

 

быт ют

представления

 

о

 

с ществовании

 

особо о

 

специалиста

 

по

 

д шению,

 

но

эт

 

обязанность

 

мо

т

 

выполнять

 

и

 

родственни и

 

мирающе о

 

 

сын

 

или

дочь

 

(Зеленин

 

1904:

 

68).

 

Уд шение

 

расной

 

под ш ой

 

пра ти овали,

 

со-

ласно

 

«Памятной

 

ниж е

 

Вятс ой

 

бернии

 

на

 

1901

 

од»,

 

и

 

бе

ны:

 

тя-

жело

 

больных

 

людей

 

« рестят

 

и

 

д шат

 

расной

 

под ш ой»

 

(ПК

 

1901:

98–99).

 

При

 

этом

 

« расная

 

смерть»

 

 

все да

 

добровольная;

 

по

 

мнению

Д.

 

К.

 

Зеленина,

 

расная

 

под ш а

 

является

 

здесь

 

с орее

 

вторичным

 

сим-

волом,

 

«по

 

созв чию

 

с

 

расной

 

(т.

 

е.

 

расивой,

 

почетной)

 

смертью»

(Зеленин

 

1904:

 

68).

Считается,

 

что

 

евреи,

 

помо ая

 

мирающим

 

пос орее

 

расстаться

 

с

жизнью,

 

д шат

 

их,

 

ино да

 

прибе ая

   

помощи

 

оев.

 

«Говорили,

 

что

 

о-

лысь,

 

если

 

еврей

 

не

 

может

 

помереть,

 

то,

 

чтоб

 

не

 

м чился

 

дол о,

 

е о

 

трэба,

мол,

 

дод шить...

 

Нанимали

 

одно о

 

там

 

Ивана

 

 

иди,

 

дод ши!

 

Шесть

 

че-

лове

 

ем

 

дозволялося,

 

а

 

седьмым

 

он

 

должен

 

был

 

мереть.

 

Та ая

 

была

 

них

 

традиция.

 

Нашли

 

еврея

 

та о о

 

здорово о...

 

и

 

в

 

омнат

 

т да:

 

„Та ,

Иван,

 

иди,

 

трэба

 

то о

 

еврея

 

дод шити,

 

не

 

может

 

мереть“.

 

 

„З

á

раз!“

[Иван

 

честно

 

отправился

 

исполнять

 

пор чение,

 

не

 

подозревая

 

о

 

подвохе.]

Нем

á

–нем

á

,

 

полтора

 

часа

 

нема.

 

Выходит

 

[Иван]:

 

„Вот

 

а ой

 

здоровый,

если

 

бы

 

не

 

я,

 

еще

 

бы

 

сто

 

ро ив

 

жил!“»

 

(Н.

 

А.

 

Ковальс ий,

 

1951

 

.

 

р.,

 

Вер-

бовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Бе-

лова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Этот

 

же

 

мотив

 

возни ает

 

в

 

довольно

 

прич дливом

 

онте сте

 

и

 

в

произведении

 

совсем

 

др

ой

 

традиции

 

 

в

 

«Житии

 

и

 

ч десах

 

блажен-

ной

 

старицы

 

Матроны»

 

(Матроны

 

Т льс ой,

 

1885–1952),

 

в

 

предс аза-

нии

 

о

 

смерти

 

Сталина:

 

«Сталин

 

взялся

 

очищать

 

Россию

 

от

 

сионизма,

захвата

 

ее,

 

и

 

если

 

бы

 

не

 

это,

 

то

 

знает,

 

может

 

быть,

 

е о

 

и

 

не

 

брали

 

бы

<...>

 

Мат ш а

 

часто

 

нам

 

по азывала,

 

а

 

Сталин

 

б дет

 

перед

 

смертью


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

189

189

ричать:

 

„Что

 

вы,

 

что

 

вы!“

 

По

 

одной

 

стороне

 

постели

 

б дет

 

стоять

 

Ка-

анович,

 

а

 

по

 

др

ой

 

стороне

 

 

сестра

 

е о.

 

„Что

 

вы

 

хотите

 

сделать

 

со

мной?“

 

А

 

они

 

наложат

 

под ш и

 

на

 

не о»

 

(Житие

 

и

 

ч деса:

 

59–60).

В

 

2001

 

.

 

в

 

Подолии

 

был

 

записан

 

олоритный

 

расс аз

 

об

 

особенно-

стях

 

по ребения

 

женщины,

 

при

 

жизни

 

не

 

бывшей

 

зам жем:

 

«Если

 

она

[ мершая]

 

старая

 

дева,

 

в

 

смысле

 

не

 

было

 

м жи а,

 

её

 

всё

 

равно

 

мёртв ю

[лишали

 

девственности].

 

Там

 

был

   

них

 

та ой

 

молотобоец

 

 

не

 

насило-

вал,

 

не

 

это,

 

но...

 

Та ой

 

рит ал

   

них

   

евреев,

 

шо

 

она

 

должна

 

в

 

за робн ю

жизнь

 

всё

 

равно

 

прийти

 

женщиной.

 

Лишали

 

девственности,

 

это

 

толь о

тоже

   

них

 

рит ал»

 

(О.

 

Н.

 

Грабовс ий,

 

1940

 

.

 

р.,

 

Хмельниц ий,

 

зап.

А.

 

В.

 

Со олова).

 

Описания

 

сходно о

 

«рит ала»

 

зафи сированы

 

и

 

в

 

поль-

с ой

 

традиции:

 

со ласно

 

записи

 

из

 

о рестностей

 

Пшемышля,

 

евреи

«под оваривали»

 

о о-то

 

из

 

м жчин

 

сделать

 

та ,

 

чтобы

 

мирающая

 

не

осталась

 

девственницей;

 

если

 

желающих

 

не

 

находилось,

 

в

 

ачестве

 

«де-

флоратора»

 

мо ли

 

использовать

 

даже

 

« ол

 

из

 

из ороди»

 

(Ca

ła

 

1995:

 

128).

Под отов а

   

по ребению.

 

Большинство

 

информантов

 

расс азывают

 

о

том,

 

что

 

евреи

 

хоронили

 

своих

 

по ойни ов

 

без

 

робов,

 

заверн в

 

тело

 

в

полотно.

 

Ино да

 

точняют,

 

что

 

сначала

 

тело

 

заворачивали

 

в

 

белый

 

«са-

ван»,

 

а

 

потом

 

в

 

черн ю

 

материю:

«Сё одня

 

ўмэр,

 

сё одня

 

и

 

ховають.

 

Быстро.

 

У

 

них

 

олых

 

ховають,

ў

 

р бахе.

 

Сраз

 

зам

ó

т ють

 

в

 

чорное,

 

и

 

рыш а,

 

и

 

ўсё.

 

До

 

мо илы,

 

и

 

ўсё

<…>

 

Заматывают,

 

та

 

я

 

дыт

¢

н

 

пов

в ть

 

белым,

 

белым

 

всё

 

обматы-

вають»

 

(Т.

 

В.

 

Герсан,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

«[ОАК:]

 

Воны

 

ў

 

тр н

ý

 

 

роб]

 

нэ

 

лад т

 

по ойни а!

 

[ЗАМ:]

 

Воны

завъязалы

 

ў

 

чорнэ…

 

[ОАК:]

 

Заматывают

 

ў

 

сав

á

н,

   

простынь…

 

[ЗАМ:]

Цэ

 

ў

 

чорнэ

 

замотали,

 

та

á

 

простынь.

 

[ОАК:]

 

Б

ла

 

сперва,

 

сперва

б

ла,

 

потом

 

чорна!

 

[ЗАМ:]

 

Потом

 

чорна…

 

[ОАК:]

 

Ў

 

сав

á

н

 

заматыва-

ют

 

и

 

всё

 

 

по ойни а

 

нес т»

 

(О.

 

А.

 

Кошевой

 

[ОАК],

 

1960

 

.

 

р.,

З.

 

А.

 

Маланч

 

[ЗАМ],

 

1939

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

«Хоронили

 

олым,

 

в

 

простыне»

 

(О.

 

Я.

 

Мельни ,

 

1928

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

Ино да

 

представления

 

о

 

по ребальных

 

пеленах

 

приобретают

 

до-

вольно

 

рьезный

 

хара тер.

 

Та ,

 

по

 

свидетельств

 

из

 

с.

 

Ярышев,

«евреев

 

хоронят

 

стоя,

 

в

 

черных

 

полиэтиленовых

 

па етах»

 

(Мо и-

левс ий

 

р-н

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

стное

 

сообщение

 

С.

 

Степанищева).

Захоронение

 

без

 

роба

 

в

 

расс азах

 

носителей

 

славянс ой

 

традиции

становится

 

лавной

 

отличительной

 

особенностью

 

еврейс о о

 

по ребаль-

но о

 

обряда,

 

оторая

 

подчер ивается

 

а

 

особо

 

значимая:

 

«Без

 

роба

 

ни-

о да

 

не

 

хоронили

 

 

без

 

роба

 

то

 

йеўрэи

 

ховають»

 

(Стодоличи

 

Лельчиц-