ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3482
Скачиваний: 2
Глава
IV
190
190
о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
О.
А.
Седа ова,
Н.
А.
Волочаева);
«Без
роба
не
хор
ó
нили,
толь о
евреи
—
вони
не
ложи-
ли
роб»
(Глинное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
И.
А.
Морозов);
«А
ранийшэ…
из
з
á
ра
жэ
в
роб
хоронять,
тэпэр,
а
ра-
нийшэ
та
тиль и
завивалы
б
™
лэ
полотно
и
звэрхи
ч
ó
рнэ
ин ли,
и
на
н
á
ры
—
знаете
та ие,
я
то
що
н
ó
ши
[носил и]
—
и
на
н
á
ры,
и
всё,
и
пон
¨
сли
на
ладбишчэ»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
В
не оторых
расс азах
содержатся
и
этно рафичес и
точные
дета-
ли.
Неодно ратно
наблюдавший
еврейс ие
похороны
В.
И.
Дмит-
ришен о
(1960
.
р.)
—
в
1980–1990-е
.,
о да
традиция
сделала
ст п-
техничес ом
про ресс ,
он
принимал
частие
в
тра рных
процесси-
ях
в
ачестве
шофера
—
отмечал,
что
при
прощании
с
по ойни ом
евреи
определенным
образом
разрывали
на
себе
одежд ;
та же
расс азчи
о-
ворил,
что
на
ладбище
отправлялись
толь о
ближайшие
родственни и
по ойни а,
прис тствие
же
посторонних
и
тем
более
представителей
др
ой
онфессии
не
доп с алось:
«[Выносили]
с
хаты,
лали
на
маши-
н ,
и
я
объезжал
т да
р
ó
м-от
—
т т
еще
асса
б л
á
,
ó
ло
ассы,
т
¨
ю
лицею,
сюда
тр
¨
ба
было
объ
™
хати,
нэ
знаю
для
ч
ó
о.
Пот
™
м
вставал
за
мостом,
вси
р
™
дни и
т
¢
е
прамо
на
машин
сид
á
лы,
остальн
™
вэрт
á
лыся.
Вси
нэ
ийшл
¢
на
ладбищчэ.
Т ды
приежжаем,
р
á
вин
—
н ,
там
хоро-
нят
—
н
там
них
своя…
нас иль и
я
помню…
Пот
™
м
я
б
á
ч ,
щось
лезви-
ем
остюм
р
™
зал
и
ще
чэрэп
á
ми
та ими
за рывали
очи.
[В
роб
хоро-
нили?]
В
роб .
[А
раньше,
по-старом ?]
Тод
™
да!
Та
б л
ó
,
рос азывали,
шо
бэз
роба
хоронили
<…>
Н
я
ба
á
то
их
воз
™
ў
т ды…
И
памятни и,
и
по ойни иў.
За
мою
п
á
мьять
за
пятнацать
д ш.
Та
шо
я
там
знаю.
У раинцам
там
нэ
можно
б
ý
ти»
(Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Вин-
ниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Похоронная
процессия
отправлялась
на
ладбище
пеш ом,
при
этом
по ойни а
несли
на
носил ах
(«на
нарах»):
«Я
помрёт
еврэй,
та ,
то
воны
приносят
—
шо
ж
там
воны
дела-
ли?
—
то
хоронили.
А
их
сидя
хоронили,
еўрэеў.
Сидя.
Они
бэз
робоў,
то
та .
На
носил ах,
например,
нэс т,
там
чорным
на рыто,
во
—
на
носил-
ах,
прамо
носил и
и
всё.
Та ие
были
специально
носил и.
Нес т
и
опа-
ли
ям
и
сидя;
сидя
—
и
та
засып
á
ли.
Може
и
оборачивали
[по ойни а],
но
я
не
видел.
[То,
что
евреев
хоронили
сидя,]
я
не
видел,
ты о
вси
старые
та
оворыли»
(Н.
А.,
1926
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Отличаются
наши
похороны
от
их.
Они
собираются
на
похороны
одни
м жчины,
это
сто
процентов,
потом
что
я
на
свои
лаза
видел.
Они
выно-
сят
по ойни а,
они
не
ставят
е о,
а
нас
заведено,
в
тр н
ý
,
в
роб.
Они
Праздни
—
обряд
—
рит ал
191
191
выносят
женщин
эт ,
еврей
,
они
её
завёртывают
—
называется
сав
á
н
или
чо-то
та ое…
—
все,
толь о
м жчины!
Нес т
на
ладбишче.
Нес т,
там
есть
специальные
та ие
носил и,
они
специально
несли
т да.
Ка
дале о
ни
это,
но
все
м жчины
толь о
ид т,
толь о
м жчины,
женщинам
не
раз-
решено
<…>
В
сав
á
н
они
за р чивают,
а ой-то
белый
сав
á
н,
в
пр
ó
стыню
по-нашем .
За р чивают
там…
Они
без
роба
хоронят»
(О.
А.
Кошевой,
1960
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«Тело
заворачивали
в
белое
полотно,
несли
на
нарах.
Один
еврей
шел
впереди
и
произносил
молитвы»
(И.
Ф.
Столяр,
1933
.
р.,
Озаринцы
Мо-
илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
Ка
хара терные
особенности
по ребально о
шествия
наши
ин-
форманты
отмечают
то,
что
евреи
несли
своих
по ойни ов
на
ладби-
ще
бе ом,
что
в
процессии
частвовали
толь о
м жчины:
«Вчера
помер
еврей,
та
до
света
бе ом
на
ладбище.
Голый,
на-
рытый
простыней»
(Л.
В.
Мельничен о,
1953
.
р.,
Озаринцы
Мо и-
левс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
«[ОАК:]
Быстро
нэс ть,
толь о
одни
м жчины.
[ЗАМ:]
Носил и
та ие
е…
И
бе ом…
[ОАК:]
И
бе ом,
толь о
одни
м жчины.
[ЗАМ:]
Жэнщин
нэ
м
á
е.
[ОАК:]
Я
знаю,
шо
м с льман
одни
м жчины
хоронят;
евреев
та
с
á
мо»
(О.
А.
Кошевой
[ОАК],
1960
.
р.,
З.
А.
Маланч
[ЗАМ],
1939
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
В
Сатанове
расс азывали
о
пла альщицах,
оторых
нанимали
для
сопровождения
процессии,
пос оль
евреев
не
было
принято
опла ивать
мерше о:
«Не
пла али,
тиль и
нанимали
жин
ó
,
я и
ишл
™
.
Процессия
шла
звид
™
,
дэ
авто олонна
<…>
И
ци
жин и
шли,
рвалы
на
с
ó
бэ
вол
ó
сся,
и
пла али…»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сата-
нов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова);
«Идэ
ця
похоронна
процессия,
и
жин
™
йд ть.
Значыть,
о азываеця,
евреи
на
похороны
специально
нанимали,
плат
™
лы
пла альщиц,
я ие
шли
за
процессией,
значыть,
пла алы
и
рвалы
на
с
ó
би
вол
ó
сся.
Цэ
я
па-
мят
á
ю»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
Похоронная
процессия
доходила
до
реч и,
за
оторой
находилась
ора
с
ладбищем.
Пла-
альщицы
останавливались
над
реч ой,
и
лишь
немно ие
прово-
жавшие
продолжали
п ть
до
мо илы.
Наш
расс азчи
затр днился
ответить,
были
те
женщины
еврей ами
или
раин ами.
С орее
все о
речь
идет
все
же
об
раин ах,
что
подтверждается
польс ими
материалами:
«Нанимали
пла альщиц-поле ,
потом
что
евреи
не
плач т
[по
по ойни
],
сидят
толь о
и
бормоч т
что-то
по-своем »
(
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91).
Кладбища.
В
ландшафте
бывших
местече
ладбища
различных
он-
Глава
IV
192
192
фессий
зачаст ю
становятся
своеобразным
мар ером
льт рно о
про-
странства.
При
этом
а
не рополи
доминир ющей
онфессии
( атоличес ое
—
«польс ое»
и
православное
—
«р сс ое»),
та
и
за-
брошенные
еврейс ие
ладбища
о р жены
в
массовом
сознании
це-
лым
омпле сом
с еверных
представлений.
След ет
начать
с
терминоло ичес их
различий.
Для
христианс их
захоронений
в
обследованных
ре ионах
повсеместно
потребляются
термины
л
á
дбище,
лад
ó
вище,
цв
™
нтар
(
ь
)/
цв
¨
нтар
(
ь
)
,
м
ó
ил и
.
Сло-
вом
ладбище
/
ладовище
может
обозначаться
и
еврейс ий
не рополь,
но
в
ряде
мест
Подолии
и
Б
овины
зафи сировано
чет ое
терминоло-
ичес ое
противопоставление:
ладбищем
называются
толь о
места
а-
толичес их
и
православных
захоронений,
для
еврейс их
же
с ществ ют
особые
названия
—
о
ó
пысь о
,
о
ó
пище
:
«У
нас
ст
á
рэ
л
á
дбишчэ
не
назыв
á
еця.
Цэ
о
ó
пысь о.
Евр
¨
йсое
—
о
ó
пысь о.
Та
назыв
á
еця.
У
нас
л
á
дбишчэ
—
правослаўных
л
á
дбишчэ,
а
цэ…
нэ
л
á
дбишчэ,
та
á
ж т:
евр
¨
йс о
о
ó
пысь о»
(В.
И.
Дмитришен о,
1960
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«О
ó
пысь о
мы
называ-
ем»
(З.
А.
Маланч
,
1939
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«о
ó
пысь о,
евр
¨
йс е
о
ó
пысь о»
(Т.
В.
Герсан,
937
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Отмечается
в
расс азах
информантов
и
расположение
«ч жо о»
ладбища
(еврейс ие
ладбища
часто
расположены
на
р тых
с лонах
холмов,
то да
а
христианс ие
—
на
равнине):
«Там
поб
á
чыте,
поло-
жим,
шо
именно
о
ó
пысь о
—
оно
всё
до
р
™
ч и
т д
¢
,
з
ор
™
,
з
ор
™
,
они
чось
на
ó
рах.
У
нас
ривн
™
на
с ризь,
а
т т
именно
на
ó
рах,
на
с
á
лах»
(В.
И.
Дмитришен о,
1960
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц-
ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
В
Западной
Белор ссии
мы
зафи сировали
та же
представление
о
том,
что
на
еврейс их
лад-
бищах
я обы
не
раст т
деревья:
«Люди
оворят,
что
на
еврейс их
[ лад-
бищах]
деревья
не
раст т.
А
нас
всё
орешни ом
заросло
—
не
прой-
дешь!»
(С.
Н.
Брос о,
Россь
Вол овысс о о
р-на
Гродненс ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова);
«Кладбище
—
это
цих…
Это
о
ó
пище.
[Что
та ое
о
ó
пище
?]
О раина,
типа
вроде
о раины.
У
православных
—
ладбище,
христиан»
(М.
К
рба,
1969
.
р.,
К ты
Косовс о о
р-на
Ивано-
Фран овс ой
обл.,
2005,
зап.
О.
В.
Белова,
М.
М.
Каспина).
Не
остаются
без
внимания
в
народных
расс азах
и
особенности
над робных
памятни ов
(их
форма,
де ор).
В
полесс ом
селе
Речица
одно
ладбище,
на
отором
хоронят
всех
жителей
села
—
и
православных,
и
баптистов-еван елистов
(«шт н-
дов»);
мо илы
баптистов
находятся
наверх
возвышенности,
на
с лонах
Праздни
—
обряд
—
рит ал
193
193
оторой
и
расположено
ладбище.
При
этом
православные
жители
старше о
по оления
верены,
что
ладбища
«
наших
и
шт ндов
раз-
ные,
потом
что
вера
них
др
ая»
(М.
Е.
С пр ню ,
1922
.
р.,
М.
П.
Горд н,
1923
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Отличие
«шт ндистс их»
над робий
от
православных
состоит
в
том,
что
баптистов
на
мо илах
стоят
не
ресты,
а
«плашеч и»
или
«лопат и»,
что
сраз
выдает
в
них
«ч жих».
Анало ичная
точ а
зрения
быт ет
и
в
белор сс ом
Полесье:
«У
нас
есчо
баптистоў
т ль о
бэз
хрэста
ховаюць,
и
батюш а
не
идё»
(П.
И.
Баранович,
1912
.
р.,
Р бель
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева);
«Вер ющщие
[баптисты]
толь о
амень
лад ть»
(З.
Т.
Дорошевич,
1928
.
р.,
Глинное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1978,
зап.
И.
А.
Морозов).
Любопытны
в
связи
с
этим
наблюдения,
сделанные
в
1978
.
И.
А.
Мо-
розовым
на
ладбище
с.
Глинное
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.
Помимо
рестов
на
мо илах
станавливаются
« амни»
—
трех ран-
ные
пирамиды
неправильной
формы.
На
старых
по ребениях
часто
прис тств ют
лишь
амни
(деревянные
ресты
трачены?).
Со ласно
мнению
местных
жителей,
амни
на
мо илы
лад тся:
а)
всем,
чтобы
было
видно
место
по ребения,
о да
пропадет
рест;
б)
лад т
«шт нды»,
оторые
не
ставят
рестов,
а
лишь
«таблич и»;
в)
ставят
не рещеном
ребен
;
)
« амни
сами
поросли»
(зап.
от
З.
Т.
Дорошевич,
1928
.
р.).
Та им
образом,
причины
своеобразия
местных
над робий
не
совсем
ясны
носителям
традиции,
одна о
именно
на
основе
это о
своеобразия
де ларир ются
различия
межд
захоронениями
баптистов,
православ-
ных
и
атоли ов.
Др
ой
тип
«ч жих»
над робий,
известный
нашим
информантам,
это
еврейс ие
над робия.
В
Подолии
расс азывали,
что
евреям
на
мо и-
лы
лали
« олоды»,
или
же
над робия
их
были
в
форме
«сапо а».
Тер-
мин
олода
,
обозначающий
еврейс ое
аменное
над робие,
очень
по а-
зателен
в
онте сте
традиционных
славянс их
верований,
о да
«ч жой»
рит ал
сопоставляется
с
архаичес им
типом
славянс о о
захоронения
(положение
на
мо ил
с а
ствола
дерева;
см.:
Цых н
2004).
Анало ич-
ные
представления
фи сировались
и
в
раинс ом
Полесье:
в
с.
Пер а
Олевс о о
р-на
Житомирс ой
обл.
расс азывали,
что
олоды
на
мо илы
«
еврэ
é
в
лали,
а
в
хрыстыян
не
лали»
(ПА
1984,
зап.
Э.
И.
Иванч
);
«[На
вопрос,
не
лали
ли
на
мо ил
олод .]
Жыды
лалы,
ам
™
ння
лалы»
(Красностав
Владимир-Волынс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1986,
зап.
Л.
Д.
Ильч
),
при
этом
очевидно,
что
речь
идет
именно
о
плите
в
противопоставление
традиционном
намо ильном
рест .
В
белор сс ом
Полесье
был
зафи сирован
любопытный
оммента-
Глава
IV
194
194
рий
обычаю
ласть
на
мо илы
д бовые
дос и
или
обтесанные
оло-
ды
—
«пр
¢
лады».
Жители
с.
Гортоль
Ивацевичс о о
р-на
Брестс ой
обл.
по
повод
соор жения
«пры ладов»
сообщили
след ющее:
«Пр
¢
лады
лад ть
на
ол
é
доч и
[подстав и,
та
а ]
на
Христа
жыды
н
é
али
ам
é
ння
лали»
(ПА
1987,
зап.
И.
Д.
Смер ис);
«Пр
¢
лад.
Код
á
-то
Христа
прыл
á
дзили
á
менем.
Пр
¢
лад
р
ó
дицца
д б
ó
вы.
На
им
од
смерти
вып
™
сываецца»
(ПА
1987,
зап.
И.
Д.
Смер ис).
Деревянное
над робие
а
бы
символизир ет
собой
амень,
оторым
был
за рыт
вход
в
пещер ,
де
лежало
тело
распято о
Христа.
В
то
же
время
быт -
ют
и
иные
мотивиров и:
« аб
довж
¨
й
мо ил
был
ó
вид
á
ти»
(ПА
1987,
зап.
И.
Д.
Смер ис),
«пр
¢
лады
—
олодоч и
обт
é
саны,
аб
не
выл
-
á
зэв»
(ПА
1987,
зап.
И.
Д.
Смер ис).
Не
содержится
ли
в
последнем
примере
наме
на
обере
от
ходяче о
по ойни а?
Еще
один
сл чай
фоль лорной
интерпретации
традиционных
еврей-
с их
над робий
—
это
не
менее
значимый
термин
болван
,
зафи сирован-
ный
в
Шар ороде
(Винниц ая
обл.)
для
обозначения
над робий
в
виде
стволов
дерева
с
обр бленными
ветвями
или
стел
с
шарообразными
на-
вершиями.
В
др
их
местах
Подолии
термин
болван
прила ается
лю-
бом
тип
еврейс о о
над робия
(Озаринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц-
ой
обл.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.
и
др.):
«И
еврей-
с ое
ладбище,
старое-старое
еврейс ое
ладбище,
де
написано
на
этих,
а
мы
оворим,
„болван
á
х“
иш
ó
на
иврите»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2003,
зап.
О.
В.
Белова).
Бо ато
де орированные
резные
над робия
на
еврейс их
ладбищах
Подолии,
Б
овины
и
северной
Бессарабии
нечасто
становятся
объе том
внимания
и
размышлений
информантов-славян.
Изображения
зверей,
птиц,
растений
и
льтовых
предметов
не
становятся
темой
для
оммен-
тария;
лавное,
что
на
«ч жих»
над робиях
нет
изображений
реста
или
распятия;
отличительной
особенностью
еврейс о о
над робия
может
быть
Мо ен-Довид
—
«шести
тна
зироч а»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич-
о).
Отмечают
расс азчи и
и
то,
что
на
старых
еврейс их
над робиях
ни о да
не
было
изображений
по ойных,
но
в
более
позднее
время
(особенно
в
оды
советс ой
власти)
все
памятни и
стали
«на
одно
лицо»:
«Цэ
ных
я
á
сь
та
á
символи а
евр
¨
йс а.
Зн
á
чыть,
т т
еврэи
при-
езжали,
р
ó
ив
шисть
назад,
и
вон
¢
тоже
ш
á
лы
одн
символи
,
но
там
пов
™
нно
б
ý
ты
намалёвано
два
льва,
зда
é
ця.
И
вон
¢
т т
ходыли
и
не
найшлы
ни де.
Е,
зн
á
чыть,
а ие-то
птицы
типа
сирен
нарисованные
там,
а
вот
два
льва
вон
¢
не
найшлы.
А
що
вон
¢
означають,
я
не
знаю»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2003,
зап.
О.
В.
Белова);
«И
ажном
(
нас
раньше
не
б
ý
ло
ния их
—
хрэст,
правда,
поста-