Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3368

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

IV

190

190

о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

 

О.

 

А.

 

Седа ова,

Н.

 

А.

 

Волочаева);

 

«Без

 

роба

 

не

 

хор

ó

нили,

 

толь о

 

евреи

 

 

вони

 

не

 

ложи-

ли

   

роб»

 

(Глинное

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

И.

 

А.

 

Морозов);

 

«А

 

ранийшэ…

 

из

 

з

á

ра

 

жэ

 

в

 

роб

 

хоронять,

 

тэпэр,

 

а

 

ра-

нийшэ

 

та

 

тиль и

 

завивалы

   

б

лэ

 

полотно

 

и

 

звэрхи

 

ч

ó

рнэ

 

ин ли,

 

и

на

 

н

á

ры

 

 

знаете

 

та ие,

 

я

 

то

 

що

 

н

ó

ши

 

[носил и]

 

 

и

 

на

 

н

á

ры,

 

и

 

всё,

 

и

пон

¨

сли

 

на

 

ладбишчэ»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

В

 

не оторых

 

расс азах

 

содержатся

 

и

 

этно рафичес и

 

точные

 

дета-

ли.

 

Неодно ратно

 

наблюдавший

 

еврейс ие

 

похороны

 

В.

 

И.

 

Дмит-

ришен о

 

(1960

 

.

 

р.)

 

 

в

 

1980–1990-е

 

.,

 

о да

 

традиция

 

сделала

 

ст п-

 

техничес ом

 

про ресс ,

 

он

 

принимал

 

частие

 

в

 

тра рных

 

процесси-

ях

 

в

 

ачестве

 

шофера

 

 

отмечал,

 

что

 

при

 

прощании

 

с

 

по ойни ом

 

евреи

определенным

 

образом

 

разрывали

 

на

 

себе

 

одежд ;

 

та же

 

расс азчи

 

о-

ворил,

 

что

 

на

 

ладбище

 

отправлялись

 

толь о

 

ближайшие

 

родственни и

по ойни а,

 

прис тствие

 

же

 

посторонних

 

и

 

тем

 

более

 

представителей

др

ой

 

онфессии

 

не

 

доп с алось:

 

«[Выносили]

 

с

 

хаты,

 

лали

 

на

 

маши-

н ,

 

и

 

я

 

объезжал

 

т да

 

р

ó

м-от

 

 

т т

 

еще

 

асса

 

б л

á

,

 

ó

ло

 

ассы,

 

т

¨

ю

лицею,

 

сюда

 

тр

¨

ба

 

было

 

объ

хати,

 

нэ

 

знаю

 

для

 

ч

ó

о.

 

Пот

м

 

вставал

 

за

мостом,

 

вси

 

р

дни и

 

т

¢

е

 

прамо

 

на

 

машин

 

сид

á

лы,

 

остальн

 

вэрт

á

лыся.

Вси

 

нэ

 

ийшл

¢

 

на

 

ладбищчэ.

 

Т ды

 

приежжаем,

 

р

á

вин

 

 

н ,

 

там

 

хоро-

нят

 

 

н

 

там

   

них

 

своя…

 

нас иль и

 

я

 

помню…

 

Пот

м

 

я

 

б

á

ч ,

 

щось

 

лезви-

ем

 

остюм

 

р

зал

 

и

 

ще

 

чэрэп

á

ми

 

та ими

 

за рывали

 

очи.

 

 

роб

 

хоро-

нили?]

 

В

 

роб .

 

 

раньше,

 

по-старом ?]

 

Тод

 

да!

 

Та

 

б л

ó

,

 

рос азывали,

шо

 

бэз

 

роба

 

хоронили

 

<…>

 

Н

 

я

 

ба

á

то

 

их

 

воз

ў

 

т ды…

 

И

 

памятни и,

 

и

по ойни иў.

 

За

 

мою

 

п

á

мьять

 

за

 

пятнацать

 

д ш.

 

Та

 

шо

 

я

 

там

 

знаю.

У раинцам

 

там

 

нэ

 

можно

 

б

ý

ти»

 

(Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Вин-

ниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Похоронная

 

процессия

 

отправлялась

 

на

 

ладбище

 

пеш ом,

 

при

 

этом

по ойни а

 

несли

 

на

 

носил ах

 

(«на

 

нарах»):

«Я

 

помрёт

 

еврэй,

 

та ,

 

то

 

воны

 

приносят

 

 

шо

 

ж

 

там

 

воны

 

дела-

ли?

 

 

то

 

хоронили.

 

А

 

их

 

сидя

 

хоронили,

 

еўрэеў.

 

Сидя.

 

Они

 

бэз

 

робоў,

 

то

та .

 

На

 

носил ах,

 

например,

 

нэс т,

 

там

 

чорным

 

на рыто,

 

во

 

 

на

 

носил-

ах,

 

прамо

 

носил и

 

и

 

всё.

 

Та ие

 

были

 

специально

 

носил и.

 

Нес т

 

и

 

опа-

ли

 

ям

 

и

 

сидя;

 

сидя

 

 

и

 

та

 

засып

á

ли.

 

Може

 

и

 

оборачивали

 

[по ойни а],

но

 

я

 

не

 

видел.

 

[То,

 

что

 

евреев

 

хоронили

 

сидя,]

 

я

 

не

 

видел,

 

ты о

 

вси

 

старые

та

 

оворыли»

 

(Н.

 

А.,

 

1926

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«Отличаются

 

наши

 

похороны

 

от

 

их.

 

Они

 

собираются

 

на

 

похороны

 

одни

м жчины,

 

это

 

сто

 

процентов,

 

потом

 

что

 

я

 

на

 

свои

 

лаза

 

видел.

 

Они

 

выно-

сят

 

по ойни а,

 

они

 

не

 

ставят

 

е о,

 

а

   

нас

 

заведено,

 

в

 

тр н

ý

,

 

в

 

роб.

 

Они


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

191

191

выносят

 

женщин

 

эт ,

 

еврей

,

 

они

 

её

 

завёртывают

 

 

называется

 

сав

á

н

или

 

чо-то

 

та ое…

 

 

все,

 

толь о

 

м жчины!

 

Нес т

 

на

 

ладбишче.

 

Нес т,

 

там

есть

 

специальные

 

та ие

 

носил и,

 

они

 

специально

 

несли

 

т да.

 

Ка

 

дале о

ни

 

это,

 

но

 

все

 

м жчины

 

толь о

 

ид т,

 

толь о

 

м жчины,

 

женщинам

 

не

 

раз-

решено

 

<…>

 

В

 

сав

á

н

 

они

 

за р чивают,

 

а ой-то

 

белый

 

сав

á

н,

 

в

 

пр

ó

стыню

по-нашем .

 

За р чивают

 

там…

 

Они

 

без

 

роба

 

хоронят»

 

(О.

 

А.

 

Кошевой,

1960

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

«Тело

 

заворачивали

 

в

 

белое

 

полотно,

 

несли

 

на

 

нарах.

 

Один

 

еврей

 

шел

впереди

 

и

 

произносил

 

молитвы»

 

(И.

 

Ф.

 

Столяр,

 

1933

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо-

илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

Ка

 

хара терные

 

особенности

 

по ребально о

 

шествия

 

наши

 

ин-

форманты

 

отмечают

 

то,

 

что

 

евреи

 

несли

 

своих

 

по ойни ов

 

на

 

ладби-

ще

 

бе ом,

 

что

 

в

 

процессии

 

частвовали

 

толь о

 

м жчины:

«Вчера

 

помер

 

еврей,

 

та

 

до

 

света

 

бе ом

 

на

 

ладбище.

 

Голый,

 

на-

рытый

 

простыней»

 

(Л.

 

В.

 

Мельничен о,

 

1953

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо и-

левс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

«[ОАК:]

 

Быстро

 

нэс ть,

 

толь о

 

одни

 

м жчины.

 

[ЗАМ:]

 

Носил и

 

та ие

е…

 

И

 

бе ом…

 

[ОАК:]

 

И

 

бе ом,

 

толь о

 

одни

 

м жчины.

 

[ЗАМ:]

 

Жэнщин

 

нэ

м

á

е.

 

[ОАК:]

 

Я

 

знаю,

 

шо

   

м с льман

 

одни

 

м жчины

 

хоронят;

   

евреев

 

та

с

á

мо»

 

(О.

 

А.

 

Кошевой

 

[ОАК],

 

1960

 

.

 

р.,

 

З.

 

А.

 

Маланч

 

[ЗАМ],

 

1939

 

.

 

р.,

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

В

 

Сатанове

 

расс азывали

 

о

 

пла альщицах,

 

оторых

 

нанимали

для

 

сопровождения

 

процессии,

 

пос оль

   

евреев

 

не

 

было

 

принято

опла ивать

 

мерше о:

 

«Не

 

пла али,

 

тиль и

 

нанимали

 

жин

ó

,

 

я и

ишл

.

 

Процессия

 

шла

 

звид

,

 

дэ

 

авто олонна

 

<…>

 

И

 

ци

 

жин и

 

шли,

рвалы

 

на

 

с

ó

бэ

 

вол

ó

сся,

 

и

 

пла али…»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

Сата-

нов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

«Идэ

 

ця

 

похоронна

 

процессия,

 

и

 

жин

 

йд ть.

 

Значыть,

 

о азываеця,

евреи

 

на

 

похороны

 

специально

 

нанимали,

 

плат

лы

 

пла альщиц,

 

я ие

шли

 

за

 

процессией,

 

значыть,

 

пла алы

 

и

 

рвалы

 

на

 

с

ó

би

 

вол

ó

сся.

 

Цэ

 

я

 

па-

мят

á

ю»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Похоронная

 

процессия

доходила

 

до

 

реч и,

 

за

 

оторой

 

находилась

 

ора

 

с

 

ладбищем.

 

Пла-

альщицы

 

останавливались

 

над

 

реч ой,

 

и

 

лишь

 

немно ие

 

прово-

жавшие

 

продолжали

 

п ть

 

до

 

мо илы.

 

Наш

 

расс азчи

 

затр днился

ответить,

 

были

 

те

 

женщины

 

еврей ами

 

или

 

раин ами.

 

С орее

все о

 

речь

 

идет

 

все

 

же

 

об

 

раин ах,

 

что

 

подтверждается

 

польс ими

материалами:

 

«Нанимали

 

пла альщиц-поле ,

 

потом

 

что

 

евреи

 

не

плач т

 

[по

 

по ойни

],

 

сидят

 

толь о

 

и

 

бормоч т

 

что-то

 

по-своем »

(

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91).

Кладбища.

 

В

 

ландшафте

 

бывших

 

местече

 

ладбища

 

различных

 

он-


background image

Глава

 

IV

192

192

фессий

 

зачаст ю

 

становятся

 

своеобразным

 

мар ером

 

льт рно о

 

про-

странства.

 

При

 

этом

 

а

 

не рополи

 

доминир ющей

 

онфессии

( атоличес ое

 

 

«польс ое»

 

и

 

православное

 

 

«р сс ое»),

 

та

 

и

 

за-

брошенные

 

еврейс ие

 

ладбища

 

о р жены

 

в

 

массовом

 

сознании

 

це-

лым

 

омпле сом

 

с еверных

 

представлений.

След ет

 

начать

 

с

 

терминоло ичес их

 

различий.

 

Для

 

христианс их

захоронений

 

в

 

обследованных

 

ре ионах

 

повсеместно

 

потребляются

термины

 

л

á

дбище,

 

лад

ó

вище,

 

цв

нтар

(

ь

)/

цв

¨

нтар

(

ь

)

,

 

м

ó

ил и

.

 

Сло-

вом

 

ладбище

/

ладовище

 

может

 

обозначаться

 

и

 

еврейс ий

 

не рополь,

но

 

в

 

ряде

 

мест

 

Подолии

 

и

 

Б

овины

 

зафи сировано

 

чет ое

 

терминоло-

ичес ое

 

противопоставление:

 

ладбищем

 

называются

 

толь о

 

места

 

а-

толичес их

 

и

 

православных

 

захоронений,

 

для

 

еврейс их

 

же

 

с ществ ют

особые

 

названия

 

 

о

ó

пысь о

,

 

о

ó

пище

:

«У

 

нас

 

ст

á

рэ

 

л

á

дбишчэ

 

не

 

назыв

á

еця.

 

Цэ

 

о

ó

пысь о.

 

Евр

¨

йсое

 

о

ó

пысь о.

 

Та

 

назыв

á

еця.

 

У

 

нас

 

л

á

дбишчэ

 

 

правослаўных

л

á

дбишчэ,

 

а

 

цэ…

 

нэ

 

л

á

дбишчэ,

 

та

 

á

ж т:

 

евр

¨

йс о

 

о

ó

пысь о»

(В.

 

И.

 

Дмитришен о,

 

1960

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

 

«О

ó

пысь о

 

мы

 

называ-

ем»

 

(З.

 

А.

 

Маланч

,

 

1939

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

 

«о

ó

пысь о,

 

евр

¨

йс е

 

о

ó

пысь о»

(Т.

 

В.

 

Герсан,

 

937

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

Т.

 

В.

 

Велич о).

Отмечается

 

в

 

расс азах

 

информантов

 

и

 

расположение

 

«ч жо о»

ладбища

 

(еврейс ие

 

ладбища

 

часто

 

расположены

 

на

 

р тых

 

с лонах

холмов,

 

то да

 

а

 

христианс ие

 

 

на

 

равнине):

 

«Там

 

поб

á

чыте,

 

поло-

жим,

 

шо

 

именно

 

о

ó

пысь о

 

 

оно

 

всё

 

до

 

р

ч и

 

т д

¢

,

 

з

 

ор

,

 

з

 

ор

,

 

они

чось

 

на

 

ó

рах.

 

У

 

нас

 

ривн

на

 

с ризь,

 

а

 

т т

 

именно

 

на

 

ó

рах,

 

на

 

с

á

лах»

(В.

 

И.

 

Дмитришен о,

 

1960

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц-

ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

 

В

 

Западной

 

Белор ссии

мы

 

зафи сировали

 

та же

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

на

 

еврейс их

 

лад-

бищах

 

я обы

 

не

 

раст т

 

деревья:

 

«Люди

 

оворят,

 

что

 

на

 

еврейс их

 

[ лад-

бищах]

 

деревья

 

не

 

раст т.

 

А

   

нас

 

всё

 

орешни ом

 

заросло

 

 

не

 

прой-

дешь!»

 

(С.

 

Н.

 

Брос о,

 

Россь

 

Вол овысс о о

 

р-на

 

Гродненс ой

 

обл.,

 

2004,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

«Кладбище

 

 

это

   

цих…

 

Это

 

о

ó

пище.

 

[Что

 

та ое

о

ó

пище

?]

 

О раина,

 

типа

 

вроде

 

о раины.

 

У

 

православных

 

 

ладбище,

 

христиан»

 

(М.

 

К

рба,

 

1969

 

.

 

р.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

 

Ивано-

Фран овс ой

 

обл.,

 

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина).

Не

 

остаются

 

без

 

внимания

 

в

 

народных

 

расс азах

 

и

 

особенности

над робных

 

памятни ов

 

(их

 

форма,

 

де ор).

В

 

полесс ом

 

селе

 

Речица

 

одно

 

ладбище,

 

на

 

отором

 

хоронят

 

всех

жителей

 

села

 

 

и

 

православных,

 

и

 

баптистов-еван елистов

 

(«шт н-

дов»);

 

мо илы

 

баптистов

 

находятся

 

наверх

 

возвышенности,

 

на

 

с лонах


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

193

193

оторой

 

и

 

расположено

 

ладбище.

 

При

 

этом

 

православные

 

жители

старше о

 

по оления

 

верены,

 

что

 

ладбища

 

«

 

наших

 

и

   

шт ндов

 

раз-

ные,

 

потом

 

что

 

вера

   

них

 

др

ая»

 

(М.

 

Е.

 

С пр ню ,

 

1922

 

.

 

р.,

М.

 

П.

 

Горд н,

 

1923

 

.

 

р.,

 

Речица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Отличие

 

«шт ндистс их»

 

над робий

 

от

 

православных

состоит

 

в

 

том,

 

что

   

баптистов

 

на

 

мо илах

 

стоят

 

не

 

ресты,

 

а

 

«плашеч и»

или

 

«лопат и»,

 

что

 

сраз

 

выдает

 

в

 

них

 

«ч жих».

 

Анало ичная

 

точ а

зрения

 

быт ет

 

и

 

в

 

белор сс ом

 

Полесье:

 

«У

 

нас

 

есчо

 

баптистоў

 

т ль о

 

бэз

хрэста

 

ховаюць,

 

и

 

батюш а

 

не

 

идё»

 

(П.

 

И.

 

Баранович,

 

1912

 

.

 

р.,

 

Р бель

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

 

Н.

 

А.

 

Волочаева);

«Вер ющщие

 

[баптисты]

 

толь о

 

амень

 

лад ть»

 

(З.

 

Т.

 

Дорошевич,

1928

 

.

 

р.,

 

Глинное

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1978,

 

зап.

И.

 

А.

 

Морозов).

Любопытны

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

наблюдения,

 

сделанные

 

в

 

1978

 

.

 

И.

 

А.

 

Мо-

розовым

 

на

 

ладбище

 

с.

 

Глинное

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.

Помимо

 

рестов

 

на

 

мо илах

 

станавливаются

 

« амни»

 

 

трех ран-

ные

 

пирамиды

 

неправильной

 

формы.

 

На

 

старых

 

по ребениях

 

часто

прис тств ют

 

лишь

 

амни

 

(деревянные

 

ресты

 

трачены?).

 

Со ласно

мнению

 

местных

 

жителей,

 

амни

 

на

 

мо илы

 

лад тся:

а)

 

всем,

 

чтобы

 

было

 

видно

 

место

 

по ребения,

 

о да

 

пропадет

 

рест;

б)

 

лад т

 

«шт нды»,

 

оторые

 

не

 

ставят

 

рестов,

 

а

 

лишь

 

«таблич и»;

в)

 

ставят

 

не рещеном

 

ребен

;

)

 

« амни

 

сами

 

поросли»

 

(зап.

 

от

 

З.

 

Т.

 

Дорошевич,

 

1928

 

.

 

р.).

Та им

 

образом,

 

причины

 

своеобразия

 

местных

 

над робий

 

не

 

совсем

ясны

 

носителям

 

традиции,

 

одна о

 

именно

 

на

 

основе

 

это о

 

своеобразия

де ларир ются

 

различия

 

межд

 

захоронениями

 

баптистов,

 

православ-

ных

 

и

 

атоли ов.

Др

ой

 

тип

 

«ч жих»

 

над робий,

 

известный

 

нашим

 

информантам,

это

 

еврейс ие

 

над робия.

 

В

 

Подолии

 

расс азывали,

 

что

 

евреям

 

на

 

мо и-

лы

 

лали

 

« олоды»,

 

или

 

же

 

над робия

 

их

 

были

 

в

 

форме

 

«сапо а».

 

Тер-

мин

 

олода

,

 

обозначающий

 

еврейс ое

 

аменное

 

над робие,

 

очень

 

по а-

зателен

 

в

 

онте сте

 

традиционных

 

славянс их

 

верований,

 

о да

 

«ч жой»

рит ал

 

сопоставляется

 

с

 

архаичес им

 

типом

 

славянс о о

 

захоронения

(положение

 

на

 

мо ил

 

с а

 

ствола

 

дерева;

 

см.:

 

Цых н

 

2004).

 

Анало ич-

ные

 

представления

 

фи сировались

 

и

 

в

 

раинс ом

 

Полесье:

 

в

 

с.

 

Пер а

Олевс о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.

 

расс азывали,

 

что

 

олоды

 

на

 

мо илы

«

 

еврэ

é

в

 

лали,

 

а

 

в

 

хрыстыян

 

не

 

лали»

 

(ПА

 

1984,

 

зап.

 

Э.

 

И.

 

Иванч

);

«[На

 

вопрос,

 

не

 

лали

 

ли

 

на

 

мо ил

 

олод .]

 

Жыды

 

лалы,

 

ам

ння

лалы»

 

(Красностав

 

Владимир-Волынс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

1986,

 

зап.

 

Л.

 

Д.

 

Ильч

),

 

при

 

этом

 

очевидно,

 

что

 

речь

 

идет

 

именно

 

о

плите

 

в

 

противопоставление

 

традиционном

 

намо ильном

 

рест .

В

 

белор сс ом

 

Полесье

 

был

 

зафи сирован

 

любопытный

 

оммента-


background image

Глава

 

IV

194

194

рий

   

обычаю

 

ласть

 

на

 

мо илы

 

д бовые

 

дос и

 

или

 

обтесанные

 

оло-

ды

 

 

«пр

¢

лады».

 

Жители

 

с.

 

Гортоль

 

Ивацевичс о о

 

р-на

 

Брестс ой

обл.

 

по

 

повод

 

соор жения

 

«пры ладов»

 

сообщили

 

след ющее:

«Пр

¢

лады

 

лад ть

 

на

 

ол

é

доч и

 

[подстав и,

 

та

 

а ]

 

на

 

Христа

 

жыды

н

é

али

 

ам

é

ння

 

лали»

 

(ПА

 

1987,

 

зап.

 

И.

 

Д.

 

Смер ис);

 

«Пр

¢

лад.

Код

á

-то

 

Христа

 

прыл

á

дзили

 

á

менем.

 

Пр

¢

лад

 

р

ó

дицца

 

д б

ó

вы.

 

На

 

им

од

 

смерти

 

вып

сываецца»

 

(ПА

 

1987,

 

зап.

 

И.

 

Д.

 

Смер ис).

 

Деревянное

над робие

 

а

 

бы

 

символизир ет

 

собой

 

амень,

 

оторым

 

был

 

за рыт

вход

 

в

 

пещер ,

 

де

 

лежало

 

тело

 

распято о

 

Христа.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

быт -

ют

 

и

 

иные

 

мотивиров и:

 

« аб

 

довж

¨

й

 

мо ил

 

был

ó

 

вид

á

ти»

 

(ПА

 

1987,

зап.

 

И.

 

Д.

 

Смер ис),

 

«пр

¢

лады

 

 

олодоч и

 

обт

é

саны,

 

аб

 

не

 

выл

-

á

зэв»

 

(ПА

 

1987,

 

зап.

 

И.

 

Д.

 

Смер ис).

 

Не

 

содержится

 

ли

 

в

 

последнем

примере

 

наме

 

на

 

обере

 

от

 

ходяче о

 

по ойни а?

Еще

 

один

 

сл чай

 

фоль лорной

 

интерпретации

 

традиционных

 

еврей-

с их

 

над робий

 

 

это

 

не

 

менее

 

значимый

 

термин

 

болван

,

 

зафи сирован-

ный

 

в

 

Шар ороде

 

(Винниц ая

 

обл.)

 

для

 

обозначения

 

над робий

 

в

 

виде

стволов

 

дерева

 

с

 

обр бленными

 

ветвями

 

или

 

стел

 

с

 

шарообразными

 

на-

вершиями.

 

В

 

др

их

 

местах

 

Подолии

 

термин

 

болван

 

прила ается

   

лю-

бом

 

тип

 

еврейс о о

 

над робия

 

(Озаринцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц-

ой

 

обл.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.

 

и

 

др.):

 

«И

 

еврей-

с ое

 

ладбище,

 

старое-старое

 

еврейс ое

 

ладбище,

 

де

 

написано

 

на

 

этих,

а

 

мы

 

оворим,

 

„болван

á

х“

 

иш

ó

 

на

 

иврите»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2003,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Бо ато

 

де орированные

 

резные

 

над робия

 

на

 

еврейс их

 

ладбищах

Подолии,

 

Б

овины

 

и

 

северной

 

Бессарабии

 

нечасто

 

становятся

 

объе том

внимания

 

и

 

размышлений

 

информантов-славян.

 

Изображения

 

зверей,

птиц,

 

растений

 

и

 

льтовых

 

предметов

 

не

 

становятся

 

темой

 

для

 

оммен-

тария;

 

лавное,

 

что

 

на

 

«ч жих»

 

над робиях

 

нет

 

изображений

 

реста

 

или

распятия;

 

отличительной

 

особенностью

 

еврейс о о

 

над робия

 

может

быть

 

Мо ен-Довид

 

 

«шести

тна

 

зироч а»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич-

о).

 

Отмечают

 

расс азчи и

 

и

 

то,

 

что

 

на

 

старых

 

еврейс их

 

над робиях

ни о да

 

не

 

было

 

изображений

 

по ойных,

 

но

 

в

 

более

 

позднее

 

время

(особенно

 

в

 

оды

 

советс ой

 

власти)

 

все

 

памятни и

 

стали

 

«на

 

одно

 

лицо»:

«Цэ

   

ных

 

я

á

сь

 

та

á

 

символи а

 

евр

¨

йс а.

 

Зн

á

чыть,

 

т т

 

еврэи

 

при-

езжали,

 

р

ó

ив

 

шисть

 

назад,

 

и

 

вон

¢

 

тоже

 

ш

á

лы

 

одн

 

символи

,

 

но

там

 

пов

нно

 

б

ý

ты

 

намалёвано

 

два

 

льва,

 

зда

é

ця.

 

И

 

вон

¢

 

т т

 

ходыли

 

и

 

не

найшлы

 

ни де.

 

Е,

 

зн

á

чыть,

 

а ие-то

 

птицы

 

типа

 

сирен

 

нарисованные

там,

 

а

 

вот

 

два

 

льва

 

вон

¢

 

не

 

найшлы.

 

А

 

що

 

вон

¢

 

означають,

 

я

 

не

 

знаю»

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

обл.,

 

2003,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

«И

 

ажном

 

(

 

нас

 

раньше

 

не

 

б

ý

ло

 

ния их

 

 

хрэст,

 

правда,

 

поста-