Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3362

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

195

195

вить),

 

а

 

ў

 

ных

 

та ий

 

ставлять

 

та ий

 

памьятни

 

 

низень ий

 

аминь,

аминный

 

та

,

 

невысо ий.

 

На

 

ажной

 

мо или

 

та ий

 

памятни »

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«Кол

¢

сь

 

по-евр

¨

с

 

 

там

 

поб

á

чыте!

 

По-еврэс и

 

нап

¢

сано,

 

зна-

чыть,

 

на

 

ивр

те,

 

чи

 

на

 

я

ó

м ,

 

я

 

точно

 

не

 

знаю,

 

по-еврэйс и.

 

З

á

ра

 

вжэ

та ,

 

я

 

наши

 

п

á

мьятни и.

 

 

фото рафию

 

мо

т

 

поставить?]

 

Да!

Кол

¢

сь

 

та о о

 

не

 

б л

ó

,

 

тиль и

 

плиты

 

и

 

надписи.

 

Плыта

 

и

 

надпись»

(В.

 

И.

 

Дмитришен о,

 

1960

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц-

ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Способ

 

захоронения.

 

Большинство

 

наших

 

информантов

 

оворили

 

о

том,

 

что

 

им

 

самим

 

не

 

приходилось

 

наблюдать,

 

а

 

именно

 

опают

 

мо-

ил

 

на

 

еврейс ом

 

ладбище,

 

а

 

оп с ают

 

в

 

мо ил

 

тело.

 

Одна о

 

в

сознании

 

расс азчи ов

 

прис тств ет

 

целый

 

набор

 

стереотипных

 

пред-

ставлений

 

о

 

том,

 

что

 

происходит

 

во

 

время

 

еврейс их

 

похорон,

 

и

 

пред-

ставления

 

эти

 

опираются

 

на

 

то,

 

что

 

та

 

«старые

 

люди

 

оворили»,

 

или

на

 

то,

 

что

 

«всем

 

известно»

 

и

 

потом

 

не

 

треб ет

 

верифи ации:

«Я

 

на

 

ладбище

 

лично

 

не

 

б

¢

л,

 

но

 

мне

 

отец

 

расс азывал,

 

что

 

они

 

спе-

циально

 

там

 

роб

 

[т.

 

е.

 

мо ил ]

 

опают

 

с

 

а ой-то

 

нишей,

 

по ойни а

 

там

ставят,

 

ажэ,

 

или

 

сидя,

 

или

 

чёрт

 

там

 

а ,

 

я

 

не

 

знаю.

 

Я

 

там

 

не

 

был,

 

лично

я

 

на

 

ладбище

 

не

 

был

 

<…>

 

Мне

 

отец

 

расс азывал,

 

что

 

они

 

че о-то

 

делают

там,

 

а

ю-то

 

ниш

 

или

 

п

д

 

полость

 

там

 

за апывают,

 

я

 

не

 

знаю»

(О.

 

А.

 

Кошевой,

 

1960

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Бело-

ва,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

 

В

 

этом

 

расс азе,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

отмечается

 

хара -

терная

 

особенность

 

онстр

ции

 

захоронения

 

«с

 

подбоем»,

 

нехара тер-

ная

 

для

 

местной

 

славянс ой

 

традиции,

 

а

 

с

 

др

ой

 

 

содержится

 

широ о

распространенное

 

среди

 

раинцев,

 

белор сов

 

и

 

поля ов

 

представление

о

 

том,

 

что

 

евреев

 

хоронят

 

сидя

 

или

 

даже

 

стоя

 

или

 

положив

 

в

 

мо ил

 

ли-

цом

 

вниз

 

(Белова

 

2003:

 

66–67;

 

Cała

 

1995:

 

91–92,

 

109;

 

ораздо

 

реже

 

фи -

сир ются

 

свидетельства

 

о

 

захоронении

 

евреев

 

«нормально»,

 

т.

 

е.

 

лежа

или

 

пол лежа

 

 

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91):

«Н

ý

ра

 

о

 

та

 

о,

 

т да

 

в

 

ям

 

йо о

 

[по азывает,

 

а

 

тело

 

в

 

пол со н том

положении

 

подсовывают

 

в

 

мо ил ],

 

о

 

та

 

о

 

 

положили,

 

лицом

 

ўниз.

Шэ

 

ран

йшэ,

 

ол

¢

сь- ол

¢

сь,

 

шэ

 

в

 

давнин

ý

 

то

 

та

 

йих

 

хоронилы.

 

И

 

та

пл

¢

тами

 

обложать,

 

пл

¢

тами,

 

á

мням»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо-

илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

О

 

захоронении

 

сидя

 

пол чены

 

единичные

 

свидетельства

 

и

 

от

 

евре-

ев:

 

«У

 

евреев

 

нет

 

роба,

 

лад т

 

е о

 

на

 

землю,

 

хоронят

 

без

 

роба.

 

Бер т

чистый

 

белый

 

материал,

 

из

 

не о

 

шьют

 

штаны,

 

р бах

 

и

 

сверх

 

халат

 

и

 

в

этом

 

е о

 

хоронят.

 

Вниз

 

лад т

 

дос и

 

и

 

под ш

,

 

на

 

них

 

лад т

[по ойни а],

 

нет,

 

сажают

 

 

не

 

знаю

 

зачем…»

 

(Hryciuk,

 

Moroz

 

1993:

 

86).


background image

Глава

 

IV

196

196

Мно ие

 

информанты

 

обращали

 

внимание

 

на

 

то,

 

что

 

евреев

 

хоро-

нят

 

в

 

не л бо их

 

мо илах

 

(все о

 

«на

 

девять

 

ла ов»),

 

оп с ают

 

в

 

мо-

ил

 

в

 

сидячем

 

положении.

 

Если

 

же

 

по

 

а им-то

 

причинам

 

по ойни

о азывается

 

похоронен

 

«не

 

по

 

став »

 

(например,

 

в

 

советс ое

 

время

 

на

обще ородс ом

 

 

бывшем

 

христианс ом

 

 

ладбище),

 

традиция

 

все

равно

 

берет

 

свое,

 

и

 

«правильное»

 

захоронение

 

в

 

любом

 

сл чае

 

имеет

место

 

быть,

 

даже

 

если

 

это

 

связано

 

с

 

изъятием

 

тела

 

из

 

мо илы:

«[Евреев

 

хоронили]

 

по-др

ом

 

з

ó

всим.

 

У

 

ных

 

прамо

 

помэр

 

 

ния-

о о

 

тр

ý

на

 

[ роба]

 

нэ

 

б л

ó

.

 

То

 

тр н ,

   

нас

 

же,

 

напри лад,

 

шо

 

помырае

по ойни ,

 

то

 

тр н

 

роблять,

 

а

   

ных

 

не.

 

У

 

ных

 

на

 

дэвять

 

на

 

ла иў,

на

 

сэдючи

 

 

на

 

дэвять

 

ла иў,

 

на

 

с

¨

дючи

 

 

та

 

на

 

сэдючи

 

е о

 

и

 

по-

хоронять.

 

[Хоронили

 

евреев

 

сидя?]

 

Нэ

 

сажали,

 

но

 

воны

 

не

 

та ,

 

а

 

нас

 

сажалы,

 

а

 

робили

 

зовсим

 

своими

 

способами

 

<...>

 

Гроба

 

нэ

 

б ло.

Вы опали

 

ям

 

и

 

тэй

 

и

 

зверхи

 

там

 

ч ть

 

присыпали

 

<...>

 

вы опали

 

и

 

е о

поставили

 

и

 

зверхи

 

плыт ою

 

при лали

 

и

 

на

 

сём

 

инэц.

 

И

 

там

 

вже,

онешно,

 

на

 

амени

 

было

 

напысано,

 

по-еврэйс и

 

напысано.

 

Присыпа-

но

 

трохи

 

зэмлэю,

 

а

 

зверх

 

зроблена

 

плыта,

 

по л

á

джена

 

плыта

 

и

 

напы-

сано.

 

На

 

дэвьять

 

ла иў!

 

Та

   

них

 

зав

¨

дено»

 

(Б.

 

И.

 

Ридвянс ий,

1919

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«[Ка

 

хоронят

 

евреев?]

 

Их

 

сидя!

 

Н

 

а

 

 

челове

 

а

 

сидит

 

на

ресле,

 

вот

 

та

 

[по азывает:

 

р

и

 

а

 

бы

 

ладет

 

на

 

подло отни и

ресла]

 

<…>

 

Да,

 

их

 

сидя,

 

там

 

материалом

 

их

 

а

 

обматывали

 

и

 

всё.

Сидя,

 

низ о

 

 

та

 

полметра

 

 

и

 

же

 

олова

 

<…>

 

Лицом

   

ю

 

там

или

   

восто

 

шо-то»

 

(М.

 

К

рба,

 

1969

 

.

 

р.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

Ивано-Фран овс ой

 

обл.,

 

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Касина);

«Нельзя

 

дол о

 

[держать

 

в

 

доме

 

по ойни а],

 

сраз

 

воны.

 

И

 

ви

 

зна,

 

во-

ны

 

в

 

тр

ý

мли

 

[т.

 

е.

 

в

 

роб .

 

 

О.

 

Б

.]

 

ни,

 

а

 

та

 

садят

 

йих.

 

И

 

оршо

 

на

 

ó

ло-

в .
И

 

нэльзя

 

[хоронить

 

евреев

 

в

 

роб

 

и

 

на

 

„ч жом“,

 

не

 

еврейс ом

 

ладби-

ще].

 

У

 

нас

 

вот

 

ново о

 

б х алтер

 

завода

 

б ў

 

еврей.

 

То

 

йо о

 

на

 

р с ом

 

цвин-

тарю

 

похоронили,

 

в

 

тр мли,

 

я ...

 

по-р с ом ,

 

значыть...

 

То

 

ви опали

ночью,

   

нас

 

та ий

 

т т

 

б ў,

 

вин

 

вжэ

 

помэр,

 

Люхти ,

 

то

 

ви опали

 

пишлы

ночью,

 

тр мл

 

тою

 

вибросилы,

 

а

 

йо о

 

виташчили

 

и

 

посадыли.

 

Та э

 

них

 

заведение.

 

[Это

 

евреи

 

сделали?]

 

Да.

 

Ў

 

ных

 

не

 

лёжа,

 

не.

 

А

 

тыл и

сидя,

 

сидячи»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

В.

 

Я.

 

Петр хин).

В

 

одном

 

из

 

свидетельств

 

помимо

 

азания

 

на

 

захоронение

 

в

 

белом

меш е

 

и

 

сидя

 

встретилась

 

еще

 

одна

 

интересная

 

подробность

 

 

евреев

сажают

 

в

 

мо илы

 

лицом

 

на

 

запад:

 

«Я

 

памятаю

 

та .

 

Значыть,

 

еврэйс ие

похороны,

   

нас

 

пом

¨

р

 

начальни

 

милиции.

 

Еврей

 

был,

 

пол овни ,


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

197

197

та ой

 

р зный

 

м жчина,

 

он

 

воевал,

 

всё

 

та ое.

 

Значыть,

 

машина

 

на-

рыта

 

там,

 

но

 

я

 

тиль и

 

вот

 

не

 

помню,

 

чим

 

на рыта

 

была.

 

И

 

положи-

ли

 

 

в

 

меш

!

 

 

значыть,

 

мешо

 

та ий,

 

билый

 

мешо

 

просто.

 

В

 

меш-

 

<…>

 

Значыть,

 

прыв

¨

зли

 

от

 

сюд

¢

 

<…>

 

Вся

 

процессия

 

шла

 

аж

 

т ды,

дэ

 

лэжыть

 

мэмориальна

 

плыта.

 

Там

 

йих

 

ховалы.

 

Вв

ó

пывали

 

ям

вэл

¢

,

 

и,

 

значыть,

 

ниби

 

та

 

сидя!

 

значыть,

 

ховады

 

мэрц

¸

 

 

оловой

т да,

 

обл

¢

чьем

 

на

 

з

á

хид.

 

И

 

всэ!

 

Н ,

 

яма

 

д же

 

л б

ó

а,

 

да,

 

яма

 

л б

ó

а

была,

 

да

 

 

бильш

 

дв х

 

м

¨

троў

 

яма.

 

[Без

 

роба

 

хоронили?]

 

Бэз

 

роба.

Тиль и

 

в

 

меш

.

 

Цэ

 

ше

 

б

ý

ло

 

п

сля

 

вийны.

 

В

 

пьятьдес

¸

ты

 

ро и,

 

в

пьятьдесят

 

др

ý

и

 

ри ,

 

пьятьдесят

 

тр

¨

тий

 

 

та

 

о»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова).

Объяснение

 

то о,

 

почем

 

евреев

 

хоронят

 

сидя

 

или

 

лицом

   

земле,

след ющее:

 

о да

 

придет

 

Страшный

 

с д,

 

еврей

 

быстрее

 

христианина

выберется

 

из

 

мо илы

 

и

 

первым

 

предстанет

 

перед

 

Господом:

«Вы

 

знаете,

 

а

 

их

 

 

их

 

сидя

 

хоронят.

 

Та ой

   

них

 

рит ал.

 

Они

 

ни

на

 

чем

 

е о

 

[не

 

вез т,

 

нес т

 

на

 

ладбище

 

бе ом,

 

по а

 

по ойни

 

не

 

ос-

тыл].

 

Он

 

еще

 

не

 

остыл,

 

потом

 

что

 

е о

 

надо

 

посадить

 

сидя.

 

Если

 

он

 

ўже

лёжа

 

с т и

 

полежит,

 

е о

 

не

 

со н ть.

 

А

 

чо о,

 

оворят,

 

сидя,

 

потом

 

що

по а

 

р сс ий

 

встанет,

 

еврей

 

же

 

б дет

 

на

 

но ах!»

 

(О.

 

Н.

 

Грабовс ий,

1940

 

.

 

р.,

 

Хмельниц ий,

 

2001,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Со олова);

«Евреи

 

в

 

роб

 

не

 

хоронят,

 

обертывают

 

в

 

материю.

 

Лежа,

 

лицом

 

земле.

 

[Почем ?]

 

Ка

 

придет

 

С дный

 

день,

 

по а

 

б дет

 

переворачиваться

 

станет,

 

а

 

та

 

сраз

 

встанет»

 

(Г.

 

К.

 

Гайвороню ,

 

1943

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо-

илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова);

«Без

 

роба

 

хоронили,

 

низом

 

лежа.

 

[Для

 

че о?]

 

Чтобы,

 

о да

 

вос-

решать

 

прид т,

 

быстрее

 

вставали.

 

 

то

 

б дет

 

вос решать?]

 

Иис с

Христос,

 

может

 

быть»

 

(Д.

 

Водинс а,

 

1925

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо илевс о-

о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

А

 

в

 

о рестностях

 

Пшемышля

 

(ю о-восточная

 

Польша)

 

считали,

 

что

евреев

 

хоронят

 

сидя,

 

а

 

в

 

мо ил

 

помещают

 

оршо

 

с

 

водой

 

и

 

полотенце,

потом

 

что

 

на

 

Страшном

 

с де:

 

«по а

 

атоли

 

найдет

 

р шни

 

и

 

вод ,

еврей

 

ж

 

мытый

 

первым

 

б дет»

 

(Zowczak

 

2000:

 

159).

 

Со ласно

 

др

о-

м

 

свидетельств

 

из

 

то о

 

же

 

ре иона,

 

евреев

 

хоронят

 

сидя,

 

чтобы

 

они

первыми

 

встали

 

на

 

С дный

 

день»;

 

по а

 

поля и

 

еще

 

толь о

 

зашевелят-

ся

 

в

 

своих

 

мо илах,

 

евреи

 

же

 

б д т

 

на

 

небесах»

 

(Ca

ła

 

1995:

 

91).

 

Среди

поля ов

 

в

 

Литве

 

быт ет

 

представление,

 

что

 

евреи

 

« опают

 

ям

 

и

 

в

 

нее

сажают

 

по ойни а,

 

оворя,

 

что

 

это

 

для

 

то о,

 

чтобы

 

первым

 

[еврей]

вышел

 

из

 

мо илы

 

на

 

с д,

 

прежде

 

чем

 

атоли ,

 

оторый

 

лежит

 

в

 

роб »

(

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

92).

Главная

 

особенность

 

«ч жо о»

 

по ребально о

 

обряда

 

в

 

представле-

ниях

 

этничес их

 

соседей

 

 

это

 

необычный,

 

отличный

 

от

 

принято о

 

в


background image

Глава

 

IV

198

198

рам ах

 

«своей»

 

традиции

 

способ

 

захоронения

 

( стройство

 

мо илы,

 

по-

ложение

 

тела).

 

Захоронение

 

сидя,

 

со ласно

 

славянс им

 

представлениям,

хара терно

 

не

 

толь о

 

для

 

евреев,

 

точно

 

та

 

же,

 

со ласно

 

свидетельствам

р сс о о

 

населения

 

Поволжья

 

и

 

Крыма,

 

хоронят

 

своих

 

по ойни ов

 

та-

тары.

 

Более

 

то о,

 

«странный»

 

способ

 

захоронения

 

может

 

приписываться

«своим

 

ч жим»

 

и

 

вн три

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

традиции.

 

Та ,

   

р сс их

 

с ще-

ств ют

 

свидетельства

 

о

 

захоронении

 

сидя

   

старообрядцев.

 

Например,

 

в

Заонежье

 

об

 

особенностях

 

по ребения

 

рели иозных

 

се тантов

 

расс азы-

вали,

 

что

 

те

 

не

 

хоронят

 

своих

 

по ойни ов

 

на

 

ладбищах.

 

«Бе

ны»

 

хо-

ронят

 

на

 

отдаленных

 

пожнях,

 

без

 

роба;

 

заверн тое

 

в

 

домот аный

 

поло-

вичо

 

тело

 

оп с ают

 

в

 

мо ил

 

в

 

сидячем

 

положении

 

(Ло инов

 

1993:

167).

 

Упомянем

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

обычай

 

« рещения

 

в

 

смерть»,

 

быт ющий

 

беспоповцев-бе

нов

 

на

 

севере

 

Пермс ой

 

обл.:

 

челове а,

 

отовяще ося

 

смерти,

 

по р жают

 

в

 

олод ,

 

наполненн ю

 

водой,

 

и

 

выстри ают

 

на

 

о-

лове

 

волосы

 

в

 

виде

 

реста;

 

о да

 

же

 

челове

 

мирает,

 

е о

 

лад т

 

в

 

мо и-

л

 

(за

 

это

 

сообщение

 

сердечно

 

бла одарю

 

Е.

 

М.

 

Смор

нов ).

Та им

 

образом,

 

сходный

 

по ребальный

 

рит ал

 

приписывается

 

и

этничес им

 

соседям,

 

и

 

онфессиональным

 

«оппонентам».

Не

 

остались

 

без

 

внимания

 

этничес их

 

соседей

 

и

 

предметы,

 

оторые

лад т

 

в

 

мо ил .

 

В

 

большинстве

 

расс азов

 

поминаются

 

череп и,

 

за-

рывающие

 

лаза,

 

и

 

палоч и,

 

оторые

 

в ладываются

 

в

 

р

и

 

по ойном :

«На

 

ладбишчэ

 

я

 

хоронять,

 

я

 

прошчяюця

 

р

дни,

 

то

 

очи

 

за ры-

вають

 

тым…

 

бл

²

дэч о

 

бэр

ý

ть

 

чи

 

чашэч

 

 

розб

¢

ли

 

 

и

 

за рыв

á

е

цей

 

свяшч

¨

нни ,

 

за рыв

á

е

 

очи,

 

и

 

в

 

р

и

 

дають

 

о

 

та

¨

и

 

мал

¨

нь и

 

па-

лоч и.

 

О

 

сю

 

н

á

вить

 

з

 

дэрэва

 

в

¢

ломаў

 

и

 

та

 

о

 

дають

 

ў

 

р

и

 

палоч и.

[Зачем?]

 

Нэ

 

знаю…

 

овор

¸

ть,

 

я

 

шо

 

ж

 

на

 

т

ó

м

 

свити,

 

я

 

шо,

 

н …

 

я

с азати…

 

встають

 

жэ

 

ти

 

м

¨

ртвые,

 

то

 

им

 

д жэ

 

быстро

 

ўст

á

ти,

 

воны

ти

 

раз!

 

и

 

ўсё,

 

и

 

встали!

 

[Далее

 

точняет:]

 

П

ó

том,

 

я що

 

на

 

ладбишчэ

жэ

 

с

 

по ойни ом

 

прошчаюця,

 

то

 

свяшчэнни

 

ложыть

 

палоч и

 

ў

 

р -

и

 

 

о

 

та

 

р

и

   

них

 

[по азывает,

 

что

 

р

и

 

лежат

 

вдоль

 

тела]

 

 

и

ложыть

 

ў

 

ó

жн

 

р

 

палоч

 

(та и

 

нэвэлы и!)

 

и

 

на

 

очи

 

блюдэч и…

н

 

я …

 

розбили

 

блюдэч

 

и

 

та

 

чэрэпоч и,

 

и

 

лад т

 

зв

¨

рхи

 

на

 

очи

 

за рывають.

 

Но

 

чо

ó

 

 

нэ

 

знаю.

 

А

 

палоч и

 

 

я

 

на

 

тим

 

свити

 

жэ

встають

 

мэртвых,

 

то

 

я

 

жэ

 

Бо

 

их,

 

н

 

я

 

знаю,

 

шо

 

там

 

их…

 

встрэчаеть,

то

 

вон

¢

 

там

 

быстро

 

поднимаюця»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илев-

с о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Со ласно

 

др

ой

 

версии,

 

палоч и

 

давались

 

по ойни

 

с

 

собой,

 

«

чтобы

он

 

ел»

 

(Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

М.

 

Гер-

ович,

 

М.

 

Трес

нов).

 

На

 

первый

 

вз ляд

 

рьезное

 

свидетельство

 

имеет

под

 

собой

 

основание:

 

эти

 

палоч и

 

были

 

раздвоенными

 

на

 

онце

 

и

 

назы-

вались

 

« оплах»

 

вально

 

 

«вилоч и»),

 

что

 

и

 

мо ло

 

навести

 

на

мысль

 

об

 

их

 

«за робном»

 

потреблении

 

( стное

 

сообщение


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

199

199

В.

 

А.

 

Дымшица).

В

 

исследованных

 

ре ионах

 

среди

 

предметов,

 

пола аемых

 

в

 

мо ил ,

поминаются

 

та же:

 

оршо ,

 

надеваемый

 

по ойни

 

на

 

олов

 

(Сатанов

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.;

 

анало ичные

 

представления

 

бы-

т ют

 

среди

 

поля ов

 

на

 

Виленщине,

 

см.:

 

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91);

 

по-

д ш а,

 

набитая

 

щеп ами

 

(Новоселица

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

 

дос и,

 

мешо

 

с

 

линой,

 

оторый

 

лад т

 

под

олов

 

(Гр шево

 

Тячевс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

 

обл.;

 

КА

 

1988);

 

мешо

 

с

пес ом,

 

я обы

 

для

 

то о

 

чтобы

 

в

 

С дный

 

день

 

еврей

 

мо

 

бросить

 

этот

 

пе-

со

 

в

 

лаза

 

атоли

 

и

 

та им

 

образом

 

опередить

 

е о

 

(Ca

ła

 

1995:

 

92).

Эти

 

мотивы

 

находят

 

соответствие

 

в

 

расс азах,

 

записанных

 

от

 

поль-

с их

 

евреев:

 

по ойни

 

лад т

 

в

 

мо ил

 

пал и,

 

на

 

оторые

 

он

 

может

опереться,

 

о да

 

придет

 

Мессия;

 

на

 

лаза

 

ем

 

лад т

 

линяные

 

череп-

и

 

(Lilientalowa

 

1898:

 

278).

 

Среди

 

евреев

 

Подолии

 

та же

 

бытовало

 

поверье,

что

 

палоч и

 

при одятся

 

по ойни ам

 

в

 

ачестве

 

опоры,

 

о да

 

они

 

под

 

зем-

лей

 

б д т

 

атиться

 

в

 

Палестин

 

на

 

с д

 

Месии

 

(Ч бинс ий

 

1872/7:

 

53).

«Вы

п

 

места».

 

Летом

 

2001

 

.

 

во

 

время

 

э спедиции

 

по

 

бывшим

 

мес-

теч ам

 

южной

 

Подолии,

 

мы

 

записали

 

расс аз

 

о

 

необычном

 

обряде,

я обы

 

имевшем

 

место

 

в

 

ле ендарном

 

Меджибоже,

 

связанном

 

с

 

жизнью

основателя

 

хасидизма

 

Баал-Шем-Това.

 

Сведениями

 

об

 

этом

 

обряде

 

поде-

лился

 

Оле

 

Ни олаевич

 

Грабовс ий,

 

лавный

 

архите тор

 

прое та

«Хмельниц архпрое т».

 

Повествование

 

О.

 

Н.

 

Грабовс о о

 

об

 

обычае

«вы

па

 

места»

 

для

 

по ойни а

 

и

 

о

 

своеобразном

 

рит але,

 

сопровож-

давшем

 

это

 

действо,

 

основано

 

на

 

расс азах

 

е о

 

баб ш и,

 

оторая

 

роди-

лась

 

и

 

прожила

 

жизнь

 

в

 

Меджибоже:

«Рит ал

 

та ой

 

был,

 

шо

 

они

 

[евреи]

 

подбе ают

 

 

„от ип“

 

[т.

 

е.

 

вы-

п]

 

это

 

называлось.

 

 

Меджибоже

 

евреи

 

нанимали

 

раинца,

 

ото-

рый

 

должен

 

был

 

при

 

входе

 

на

 

ладбище

 

останавливать

 

похоронн ю

процессию

 

и

 

требовать

 

вы

п

 

за

 

место.]

 

Они

 

бе

т,

 

подбе ают

   

во-

рот

á

м,

 

ворот

á

 

должны

 

быть

 

за рыты,

 

и

 

он

 

с

 

той

 

стороны

 

от рывает

 

эти

ворот

á

,

 

они

 

е о

 

моляют:

 

„От рой,

 

последне о

 

похороним.

 

Больше

 

не

б дем

 

хоронить,

 

больше

 

мирать

 

не

 

б дем“.

 

[Страж

 

ворот

 

отвечал:]

„Мест

 

нет “,

 

 

оворит.

 

[Чтобы

 

пол чить

 

место,

 

евреи

 

давали

 

ем

 

вы-

п.

 

Однажды]

 

подбе ают

 

они,

 

дали

 

ем

 

червонец,

 

он

 

от рывает

 

во-

рот

á

:

 

„Для

 

всех

 

места

 

хватит!“»

 

(О.

 

Н.

 

Грабовс ий,

 

1940

 

.

 

р.,

 

Хмель-

ниц ий,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Со олова).

В

 

описании

 

явно

 

прис тств ют

 

элементы

 

рит ально о

 

диало а,

 

ха-

ра терно о

 

для

 

«ма ии

 

против

 

смерти»,

 

и

 

значимая

 

фи

ра

 

«ч жо-

о»

 

 

оя

 

 

нанято о

 

на

 

роль

 

местеч ово о

 

Харона.

 

Одна о

 

что

 

перед

нами:

 

местный

 

ане дот

 

или

 

ос оло

 

забытой

 

традиции?

 

«Перепрове-

рить»

 

это

 

свидетельство

 

было

 

невозможно

 

 

большинство

 

местече