ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3481
Скачиваний: 2
Праздни
—
обряд
—
рит ал
195
195
вить),
а
ў
ных
та ий
ставлять
та ий
памьятни
—
низень ий
аминь,
аминный
та
™
,
невысо ий.
На
ажной
мо или
та ий
памятни »
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Кол
¢
сь
по-евр
¨
с
—
там
поб
á
чыте!
По-еврэс и
нап
¢
сано,
зна-
чыть,
на
ивр
™
те,
чи
на
я
ó
м ,
я
точно
не
знаю,
по-еврэйс и.
З
á
ра
вжэ
та ,
я
наши
п
á
мьятни и.
[И
фото рафию
мо
т
поставить?]
Да!
Кол
¢
сь
та о о
не
б л
ó
,
тиль и
плиты
и
надписи.
Плыта
и
надпись»
(В.
И.
Дмитришен о,
1960
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц-
ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Способ
захоронения.
Большинство
наших
информантов
оворили
о
том,
что
им
самим
не
приходилось
наблюдать,
а
именно
опают
мо-
ил
на
еврейс ом
ладбище,
а
оп с ают
в
мо ил
тело.
Одна о
в
сознании
расс азчи ов
прис тств ет
целый
набор
стереотипных
пред-
ставлений
о
том,
что
происходит
во
время
еврейс их
похорон,
и
пред-
ставления
эти
опираются
на
то,
что
та
«старые
люди
оворили»,
или
на
то,
что
«всем
известно»
и
потом
не
треб ет
верифи ации:
«Я
на
ладбище
лично
не
б
¢
л,
но
мне
отец
расс азывал,
что
они
спе-
циально
там
роб
[т.
е.
мо ил ]
опают
с
а ой-то
нишей,
по ойни а
там
ставят,
ажэ,
или
сидя,
или
чёрт
там
а ,
я
не
знаю.
Я
там
не
был,
лично
я
на
ладбище
не
был
<…>
Мне
отец
расс азывал,
что
они
че о-то
делают
там,
а
ю-то
ниш
или
п
™
д
полость
там
за апывают,
я
не
знаю»
(О.
А.
Кошевой,
1960
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Бело-
ва,
Т.
В.
Велич о).
В
этом
расс азе,
с
одной
стороны,
отмечается
хара -
терная
особенность
онстр
ции
захоронения
«с
подбоем»,
нехара тер-
ная
для
местной
славянс ой
традиции,
а
с
др
ой
—
содержится
широ о
распространенное
среди
раинцев,
белор сов
и
поля ов
представление
о
том,
что
евреев
хоронят
сидя
или
даже
стоя
или
положив
в
мо ил
ли-
цом
вниз
(Белова
2003:
66–67;
Cała
1995:
91–92,
109;
ораздо
реже
фи -
сир ются
свидетельства
о
захоронении
евреев
«нормально»,
т.
е.
лежа
или
пол лежа
—
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91):
«Н
ý
ра
о
та
о,
т да
в
ям
йо о
[по азывает,
а
тело
в
пол со н том
положении
подсовывают
в
мо ил ],
о
та
о
—
положили,
лицом
ўниз.
Шэ
ран
™
йшэ,
ол
¢
сь- ол
¢
сь,
шэ
в
давнин
ý
то
та
йих
хоронилы.
И
та
пл
¢
тами
обложать,
пл
¢
тами,
á
мням»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо-
илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
О
захоронении
сидя
пол чены
единичные
свидетельства
и
от
евре-
ев:
«У
евреев
нет
роба,
лад т
е о
на
землю,
хоронят
без
роба.
Бер т
чистый
белый
материал,
из
не о
шьют
штаны,
р бах
и
сверх
халат
и
в
этом
е о
хоронят.
Вниз
лад т
дос и
и
под ш
,
на
них
лад т
[по ойни а],
нет,
сажают
—
не
знаю
зачем…»
(Hryciuk,
Moroz
1993:
86).
Глава
IV
196
196
Мно ие
информанты
обращали
внимание
на
то,
что
евреев
хоро-
нят
в
не л бо их
мо илах
(все о
«на
девять
ла ов»),
оп с ают
в
мо-
ил
в
сидячем
положении.
Если
же
по
а им-то
причинам
по ойни
о азывается
похоронен
«не
по
став »
(например,
в
советс ое
время
на
обще ородс ом
—
бывшем
христианс ом
—
ладбище),
традиция
все
равно
берет
свое,
и
«правильное»
захоронение
в
любом
сл чае
имеет
место
быть,
даже
если
это
связано
с
изъятием
тела
из
мо илы:
«[Евреев
хоронили]
по-др
ом
з
ó
всим.
У
ных
прамо
помэр
—
ния-
о о
тр
ý
на
[ роба]
нэ
б л
ó
.
То
тр н ,
нас
же,
напри лад,
шо
помырае
по ойни ,
то
тр н
роблять,
а
ных
не.
У
ных
на
дэвять
на
ла иў,
на
сэдючи
—
на
дэвять
ла иў,
на
с
¨
дючи
—
та
на
сэдючи
е о
и
по-
хоронять.
[Хоронили
евреев
сидя?]
Нэ
сажали,
но
воны
не
та ,
а
нас
сажалы,
а
робили
зовсим
своими
способами
<...>
Гроба
нэ
б ло.
Вы опали
ям
и
тэй
и
зверхи
там
ч ть
присыпали
<...>
вы опали
и
е о
поставили
и
зверхи
плыт ою
при лали
и
на
сём
инэц.
И
там
вже,
онешно,
на
амени
было
напысано,
по-еврэйс и
напысано.
Присыпа-
но
трохи
зэмлэю,
а
зверх
зроблена
плыта,
по л
á
джена
плыта
и
напы-
сано.
На
дэвьять
ла иў!
Та
них
зав
¨
дено»
(Б.
И.
Ридвянс ий,
1919
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«[Ка
хоронят
евреев?]
Их
сидя!
Н
а
—
челове
а
сидит
на
ресле,
вот
та
[по азывает:
р
и
а
бы
ладет
на
подло отни и
ресла]
<…>
Да,
их
сидя,
там
материалом
их
а
обматывали
и
всё.
Сидя,
низ о
—
та
полметра
—
и
же
олова
<…>
Лицом
ю
там
или
восто
шо-то»
(М.
К
рба,
1969
.
р.,
К ты
Косовс о о
р-на
Ивано-Фран овс ой
обл.,
2005,
зап.
О.
В.
Белова,
М.
М.
Касина);
«Нельзя
дол о
[держать
в
доме
по ойни а],
сраз
воны.
И
ви
зна,
во-
ны
в
тр
ý
мли
[т.
е.
в
роб .
—
О.
Б
.]
ни,
а
та
садят
йих.
И
оршо
на
ó
ло-
в .
И
нэльзя
[хоронить
евреев
в
роб
и
на
„ч жом“,
не
еврейс ом
ладби-
ще].
У
нас
вот
ново о
б х алтер
завода
б ў
еврей.
То
йо о
на
р с ом
цвин-
тарю
похоронили,
в
тр мли,
я ...
по-р с ом ,
значыть...
То
ви опали
ночью,
нас
та ий
т т
б ў,
вин
вжэ
помэр,
Люхти ,
то
ви опали
пишлы
ночью,
тр мл
тою
вибросилы,
а
йо о
виташчили
и
посадыли.
Та э
них
заведение.
[Это
евреи
сделали?]
Да.
Ў
ных
не
лёжа,
не.
А
тыл и
сидя,
сидячи»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
В
одном
из
свидетельств
помимо
азания
на
захоронение
в
белом
меш е
и
сидя
встретилась
еще
одна
интересная
подробность
—
евреев
сажают
в
мо илы
лицом
на
запад:
«Я
памятаю
та .
Значыть,
еврэйс ие
похороны,
нас
пом
¨
р
начальни
милиции.
Еврей
был,
пол овни ,
Праздни
—
обряд
—
рит ал
197
197
та ой
р зный
м жчина,
он
воевал,
всё
та ое.
Значыть,
машина
на-
рыта
там,
но
я
тиль и
вот
не
помню,
чим
на рыта
была.
И
положи-
ли
—
в
меш
!
—
значыть,
мешо
та ий,
билый
мешо
просто.
В
меш-
<…>
Значыть,
прыв
¨
зли
от
сюд
¢
<…>
Вся
процессия
шла
аж
т ды,
дэ
лэжыть
мэмориальна
плыта.
Там
йих
ховалы.
Вв
ó
пывали
ям
вэл
¢
,
и,
значыть,
ниби
та
сидя!
значыть,
ховады
мэрц
¸
—
оловой
т да,
обл
¢
чьем
на
з
á
хид.
И
всэ!
Н ,
яма
д же
л б
ó
а,
да,
яма
л б
ó
а
была,
да
—
бильш
дв х
м
¨
троў
яма.
[Без
роба
хоронили?]
Бэз
роба.
Тиль и
в
меш
.
Цэ
ше
б
ý
ло
п
™
сля
вийны.
В
пьятьдес
¸
ты
ро и,
в
пьятьдесят
др
ý
и
ри ,
пьятьдесят
тр
¨
тий
—
та
о»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
Объяснение
то о,
почем
евреев
хоронят
сидя
или
лицом
земле,
след ющее:
о да
придет
Страшный
с д,
еврей
быстрее
христианина
выберется
из
мо илы
и
первым
предстанет
перед
Господом:
«Вы
знаете,
а
их
—
их
сидя
хоронят.
Та ой
них
рит ал.
Они
ни
на
чем
е о
[не
вез т,
нес т
на
ладбище
бе ом,
по а
по ойни
не
ос-
тыл].
Он
еще
не
остыл,
потом
что
е о
надо
посадить
сидя.
Если
он
ўже
лёжа
с т и
полежит,
е о
не
со н ть.
А
чо о,
оворят,
сидя,
потом
що
по а
р сс ий
встанет,
еврей
же
б дет
на
но ах!»
(О.
Н.
Грабовс ий,
1940
.
р.,
Хмельниц ий,
2001,
зап.
А.
В.
Со олова);
«Евреи
в
роб
не
хоронят,
обертывают
в
материю.
Лежа,
лицом
земле.
[Почем ?]
Ка
придет
С дный
день,
по а
б дет
переворачиваться
—
станет,
а
та
сраз
встанет»
(Г.
К.
Гайвороню ,
1943
.
р.,
Озаринцы
Мо-
илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова);
«Без
роба
хоронили,
низом
лежа.
[Для
че о?]
Чтобы,
о да
вос-
решать
прид т,
быстрее
вставали.
[А
то
б дет
вос решать?]
Иис с
Христос,
может
быть»
(Д.
Водинс а,
1925
.
р.,
Озаринцы
Мо илевс о-
о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
А
в
о рестностях
Пшемышля
(ю о-восточная
Польша)
считали,
что
евреев
хоронят
сидя,
а
в
мо ил
помещают
оршо
с
водой
и
полотенце,
потом
что
на
Страшном
с де:
«по а
атоли
найдет
р шни
и
вод ,
еврей
ж
мытый
первым
б дет»
(Zowczak
2000:
159).
Со ласно
др
о-
м
свидетельств
из
то о
же
ре иона,
евреев
хоронят
сидя,
чтобы
они
первыми
встали
на
С дный
день»;
по а
поля и
еще
толь о
зашевелят-
ся
в
своих
мо илах,
евреи
же
б д т
на
небесах»
(Ca
ła
1995:
91).
Среди
поля ов
в
Литве
быт ет
представление,
что
евреи
« опают
ям
и
в
нее
сажают
по ойни а,
оворя,
что
это
для
то о,
чтобы
первым
[еврей]
вышел
из
мо илы
на
с д,
прежде
чем
атоли ,
оторый
лежит
в
роб »
(
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
92).
Главная
особенность
«ч жо о»
по ребально о
обряда
в
представле-
ниях
этничес их
соседей
—
это
необычный,
отличный
от
принято о
в
Глава
IV
198
198
рам ах
«своей»
традиции
способ
захоронения
( стройство
мо илы,
по-
ложение
тела).
Захоронение
сидя,
со ласно
славянс им
представлениям,
хара терно
не
толь о
для
евреев,
точно
та
же,
со ласно
свидетельствам
р сс о о
населения
Поволжья
и
Крыма,
хоронят
своих
по ойни ов
та-
тары.
Более
то о,
«странный»
способ
захоронения
может
приписываться
«своим
ч жим»
и
вн три
одной
и
той
же
традиции.
Та ,
р сс их
с ще-
ств ют
свидетельства
о
захоронении
сидя
старообрядцев.
Например,
в
Заонежье
об
особенностях
по ребения
рели иозных
се тантов
расс азы-
вали,
что
те
не
хоронят
своих
по ойни ов
на
ладбищах.
«Бе
ны»
хо-
ронят
на
отдаленных
пожнях,
без
роба;
заверн тое
в
домот аный
поло-
вичо
тело
оп с ают
в
мо ил
в
сидячем
положении
(Ло инов
1993:
167).
Упомянем
в
связи
с
этим
обычай
« рещения
в
смерть»,
быт ющий
беспоповцев-бе
нов
на
севере
Пермс ой
обл.:
челове а,
отовяще ося
смерти,
по р жают
в
олод ,
наполненн ю
водой,
и
выстри ают
на
о-
лове
волосы
в
виде
реста;
о да
же
челове
мирает,
е о
лад т
в
мо и-
л
(за
это
сообщение
сердечно
бла одарю
Е.
М.
Смор
нов ).
Та им
образом,
сходный
по ребальный
рит ал
приписывается
и
этничес им
соседям,
и
онфессиональным
«оппонентам».
Не
остались
без
внимания
этничес их
соседей
и
предметы,
оторые
лад т
в
мо ил .
В
большинстве
расс азов
поминаются
череп и,
за-
рывающие
лаза,
и
палоч и,
оторые
в ладываются
в
р
и
по ойном :
«На
ладбишчэ
я
хоронять,
я
прошчяюця
р
™
дни,
то
очи
за ры-
вають
тым…
бл
²
дэч о
бэр
ý
ть
чи
чашэч
—
розб
¢
ли
—
и
за рыв
á
е
цей
свяшч
¨
нни ,
за рыв
á
е
очи,
и
в
р
и
дають
о
та
¨
и
мал
¨
нь и
па-
лоч и.
О
сю
н
á
вить
з
дэрэва
в
¢
ломаў
и
та
о
дають
ў
р
и
палоч и.
[Зачем?]
Нэ
знаю…
овор
¸
ть,
я
шо
ж
на
т
ó
м
свити,
я
шо,
н …
я
с азати…
встають
жэ
ти
м
¨
ртвые,
то
им
д жэ
быстро
ўст
á
ти,
воны
ти
™
раз!
и
ўсё,
и
встали!
[Далее
точняет:]
П
ó
том,
я що
на
ладбишчэ
жэ
с
по ойни ом
прошчаюця,
то
свяшчэнни
ложыть
палоч и
ў
р -
и
—
о
та
р
и
них
[по азывает,
что
р
и
лежат
вдоль
тела]
—
и
ложыть
ў
ó
жн
р
палоч
(та и
нэвэлы и!)
и
на
очи
блюдэч и…
н
я …
розбили
блюдэч
и
та
™
чэрэпоч и,
и
лад т
зв
¨
рхи
на
очи
—
за рывають.
Но
чо
ó
—
нэ
знаю.
А
палоч и
—
я
на
тим
свити
жэ
встають
мэртвых,
то
я
жэ
Бо
их,
н
я
знаю,
шо
там
их…
встрэчаеть,
то
вон
¢
там
быстро
поднимаюця»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илев-
с о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Со ласно
др
ой
версии,
палоч и
давались
по ойни
с
собой,
«
чтобы
он
ел»
(Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
М.
Гер-
ович,
М.
Трес
нов).
На
первый
вз ляд
рьезное
свидетельство
имеет
под
собой
основание:
эти
палоч и
были
раздвоенными
на
онце
и
назы-
вались
« оплах»
(б
вально
—
«вилоч и»),
что
и
мо ло
навести
на
мысль
об
их
«за робном»
потреблении
( стное
сообщение
Праздни
—
обряд
—
рит ал
199
199
В.
А.
Дымшица).
В
исследованных
ре ионах
среди
предметов,
пола аемых
в
мо ил ,
поминаются
та же:
оршо ,
надеваемый
по ойни
на
олов
(Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.;
анало ичные
представления
бы-
т ют
среди
поля ов
на
Виленщине,
см.:
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91);
по-
д ш а,
набитая
щеп ами
(Новоселица
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
дос и,
мешо
с
линой,
оторый
лад т
под
олов
(Гр шево
Тячевс о о
р-на
За арпатс ой
обл.;
КА
1988);
мешо
с
пес ом,
я обы
для
то о
чтобы
в
С дный
день
еврей
мо
бросить
этот
пе-
со
в
лаза
атоли
и
та им
образом
опередить
е о
(Ca
ła
1995:
92).
Эти
мотивы
находят
соответствие
в
расс азах,
записанных
от
поль-
с их
евреев:
по ойни
лад т
в
мо ил
пал и,
на
оторые
он
может
опереться,
о да
придет
Мессия;
на
лаза
ем
лад т
линяные
череп-
и
(Lilientalowa
1898:
278).
Среди
евреев
Подолии
та же
бытовало
поверье,
что
палоч и
при одятся
по ойни ам
в
ачестве
опоры,
о да
они
под
зем-
лей
б д т
атиться
в
Палестин
на
с д
Месии
(Ч бинс ий
1872/7:
53).
«Вы
п
места».
Летом
2001
.
во
время
э спедиции
по
бывшим
мес-
теч ам
южной
Подолии,
мы
записали
расс аз
о
необычном
обряде,
я обы
имевшем
место
в
ле ендарном
Меджибоже,
связанном
с
жизнью
основателя
хасидизма
Баал-Шем-Това.
Сведениями
об
этом
обряде
поде-
лился
Оле
Ни олаевич
Грабовс ий,
лавный
архите тор
прое та
«Хмельниц архпрое т».
Повествование
О.
Н.
Грабовс о о
об
обычае
«вы
па
места»
для
по ойни а
и
о
своеобразном
рит але,
сопровож-
давшем
это
действо,
основано
на
расс азах
е о
баб ш и,
оторая
роди-
лась
и
прожила
жизнь
в
Меджибоже:
«Рит ал
та ой
был,
шо
они
[евреи]
подбе ают
—
„от ип“
[т.
е.
вы-
п]
это
называлось.
[В
Меджибоже
евреи
нанимали
раинца,
ото-
рый
должен
был
при
входе
на
ладбище
останавливать
похоронн ю
процессию
и
требовать
вы
п
за
место.]
Они
бе
т,
подбе ают
во-
рот
á
м,
ворот
á
должны
быть
за рыты,
и
он
с
той
стороны
от рывает
эти
ворот
á
,
они
е о
моляют:
„От рой,
последне о
похороним.
Больше
не
б дем
хоронить,
больше
мирать
не
б дем“.
[Страж
ворот
отвечал:]
„Мест
нет “,
—
оворит.
[Чтобы
пол чить
место,
евреи
давали
ем
вы-
п.
Однажды]
подбе ают
они,
дали
ем
червонец,
он
от рывает
во-
рот
á
:
„Для
всех
места
хватит!“»
(О.
Н.
Грабовс ий,
1940
.
р.,
Хмель-
ниц ий,
зап.
А.
В.
Со олова).
В
описании
явно
прис тств ют
элементы
рит ально о
диало а,
ха-
ра терно о
для
«ма ии
против
смерти»,
и
значимая
фи
ра
«ч жо-
о»
—
оя
—
нанято о
на
роль
местеч ово о
Харона.
Одна о
что
перед
нами:
местный
ане дот
или
ос оло
забытой
традиции?
«Перепрове-
рить»
это
свидетельство
было
невозможно
—
большинство
местече