ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3477
Скачиваний: 2
Глава
IV
200
200
превратились
в
села
с
моноэтничным
населением.
Что
асается
Мед-
жибожа,
в
последние
оды
в
рез льтате
возобновления
паломничества
мест
захоронения
Баал-Шем-Това
евреи
стали
снова
появляться
в
местеч е,
но
это
же
пришлые,
«не
наши»,
во
мно ом
подобные
мно о-
численным
т ристам,
посещающим
мо ил
праведни а.
Прояснить
помян тый
сюжет
отчасти
позволило
обращение
пе-
чатным
источни ам.
Сходный
пример
из
соседне о
ре иона
—
Ровен-
с о о
.
Волынс ой
б.
—
нашелся
в
«Описании
р
описей
Учено о
архива
Императорс о о
Р сс о о
ео рафичес о о
общества»
(1914–
1916),
составленном
Д.
К.
Зелениным.
Автор
материала
«Этно рафичес ие
сведения
о
Ровенс ом
.»
(р -
опись
1854
.)
В.
И.
Абрамович
отмечает:
«Степанс ие
евреи
в
хо-
лерный
1853
.
наняли
одно о
отставно о
солдата
сидеть
ночью
во-
рот
ладбища
(
них
ладбище
О
ó
пысь о
хорошо
о орожено
и
имеет
одни
толь о
ворота,
запираемые
на
замо ):
если
ночью
привез т
мерт-
во о
и
попросят
отворить
двери,
то
солдат
должен
был
ответить:
„Не
мо
,
ибо
нет
места“,
а
при
силенной
просьбе:
„На
сей
раз,
хоть
тесно,
да
сыщ ,
но
больше
не
везите,
ибо
нет
и
не
б дет
места
для
холерно о
места!“,
—
и
побожился
бы
христианс им
Бо ом.
Но
подвыпивший
солдат
обман л
евреев,
ответив
на
спрос:
„Давай
сюда:
целое
местеч о,
ей
Бо
,
лож !“»
(Зеленин
1914:
312).
Ита ,
материал
150-летней
давности
содержит
след ющие
детали,
на
оторые
стоит
обратить
внимание:
это
поминание
о
холере,
борьба
с
оторой
требовала
совместных
силий,
независимо
от
онфессио-
нальной
принадлежности»,
это
«ма ия
слова»
и
использование
«ч жо о»
са рально о
понятия
(божбы)
для
от она
болезни.
«Неправильное»
захоронение.
А
что
б дет,
если
еврея
похоронить
на
христианс ом
ладбище?
Удивительн ю
по
своей
мифоло ичес ой
на-
сыщенности
историю
расс азала
нам
Дора
Иосифовна
Яц ова-Креймер
(1924
.
р.)
из
Копай орода,
продемонстрировав
при
этом
пре расное
знание
раинс их
фоль лорных
верований:
«Н ,
нас
здесь
семья
была,
в
общем,
он
белор с,
она
еврей а.
Н ,
мы
с
ней
были
в
хороших
отношениях.
Н ,
потом
м ж
мер,
е о
похоронили
на
православном
ладбище.
Н ,
нас
же
здесь
и
еврей-
с ое
есть
—
раинс ое,
еврейс ое
и
польс ое
есть.
Н ,
она
болела,
я
часто
ней
приходила,
и
о да
она
мерла,
та
пришли
о
мне
её
соседи,
оворят,
знаешь
шо,
пойди
т да,
н
подс ажешь,
может
не
та
мы
делаем,
н ,
чтоб
похоронить
а
положено.
Я
пришла
т да,
н ,
сидят
эти
соседи
и
оворят,
н ,
она
та ая
была...
Н ,
я,
напри-
мер,
за
то,
шоб
всё,
н ...
а
положено,
а
евреев,
шоб
всё
это
де-
лали.
А
она
че о-то,
не
знаю,
или
она
от
все о
еврейс о о
а -то
от-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
201
201
вы ла,
все
время
в
о р жении
раинцев,
та
она
перед
смертью
с азала,
шоб
её
возле
м жа
похоронили
на
р
á
инс ом.
Н ,
я
при-
шла,
это
посл шала
и
оворю:
„Я
вам
с аж
вот
что.
Н ,
она
если
с азала,
что
она
дале а
была
от
рели ии
и
вообще
—
а
можно
та-
ое
с азать?
Во-первых,
я
оворю,
здесь
та ие
фанати и
—
если
вы
её
похороните
на
раинс ом
ладбище,
та
она
спо ойно
лежать
не
б дет.
Н ,
та ие
есть:
„А а!
дожжя
нет ,
значит
(вы
меня
извините,
оворят
та :
одни
оворят
„евреи“,
др
ие
оворят
„жиды“)
там
жи-
диў а
похоронена,
и
то о
нэма
дошч “.
А
если
всё
времья
дожди
ид т,
вона
тоже
винна.
В
общем,
что
бы
ни
было
в
природе,
значит,
виновата
эта
жэншчина.
Потом
што
её
похоронили
на
этом...
ей
там
не
место
<...>
Я
оворю,
дайте,
вона
м чилась
столь о
лет,
п сть
она
спо ойно
же
на
том
свете
полежит.
А
то
не
дад т
ей,
б д т
всё
время
ощ нствовать
там,
н
вообще...
на
что
толь о
люди
не
спо-
собны...».
Ита ,
захоронение
еврея
на
христианс ом
ладбище,
со ласно
местной
традиции,
может
вызвать
зас х
или
продолжительное
не-
настье,
точно
та
же,
а
захоронение
на
ладбище
само бийцы-ви-
сельни а.
Дора
Иосифовна
продолжает:
«Они
даже
если,
доп стим,
похоронили
челове а,
н ...
повесился,
та
е о
же
не
хоронят
рядом
с
этими
[т.
е.
на
ладбище],
а
де-то
в
анаве
<...>
А
если
е о
не
по-
хоронили
в
анаве,
а
рядом,
вот
видите
—
вы
е о
похоронили
<...>
и
вот
поэтом ,
видите,
дождя
нет ...»
(Копай ород
Барс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Пет-
р хин).
Этот
расс аз
демонстрир ет
а т альное
верование
о
том,
что
похо-
роненный
на
христианс ом
ладбище
«ч жой»
приравнивается
в
на-
родном
сознании
та
называемом
«заложном »
по ойни
,
не
из-
жившем
свой
ве
и
потом
особо
опасном
для
людей.
В
бывшем
местеч е
Сатанове
в
1950-е
.
нес оль о
евреев
та же
были
похоронены
на
православном
ладбище,
но…
с
раю,
«на
обочи-
не»:
«А
вже
нас
пом
¨
р
Л
²
фти ,
потом
портной,
то
йих
вже
хоронили
на
н
á
шом
православном
ладбишче,
но
та
—
а
бы
с азати
—
на
обочине.
Том
шо
правослаўны
нэ
д
ý
же
хот
™
лы,
шоб
еўр
¨
иў
хоронилы,
то
на
обочине.
Значыть,
Люхти а
и
портно о
<…>
Да,
хоронили,
тиль-
и
на
раю
ладбища.
Н
то
шо
ж,
то
б
¢
ла
Советс ая
власть,
дал
при-
аз
и
всё,
ни а их
там
воздёў!
[А
о о
из
христиан
хоронили
на
о ра-
ине
ладбища?]
Н ,
хоронили
тех,
шо
там
—
д ше
бцеў,
н ,
хто
пов
™
-
шаўся,
зн
á
чыть,
и
та
далее
и
та
далее»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
Ита ,
на
христианс ом
ладбище
евреи
о азываются
опять
же
в
сосед-
стве
с
«заложными»
по ойни ами
—
само бийцами
и
висельни ами.
Глава
IV
202
202
Анало ичные
свидетельства
зафи сированы
в
Полесье:
«Кол
¢
сь
жидов
под
м
ó
ил ами
захов
á
ли»
(Боровое
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Т.
А.
Коновалова).
Общие
захоронения,
с
точ и
зрения
носителей
традиции
( а
сла-
вян,
та
и
евреев),
являются
печальной
необходимостью
(отс тствие
«свое о»
ладбища,
влияние
ородс ой
среды
и
т.
п.):
«[Бывало
ли,
что
хоронили
на
„ч жом“
ладбище?]
Ни о да,
ни о да,
ни
на
раин-
с ом,
ни
на
польс ом
нет
людей
[по азательно
потребление
слова
лю-
ди
по
отношению
представителям
своей
этно
льт рной
традиции;
данный
стереотип
подробнее
рассмотрен
в
V.1
.
—
О.
Б
.].
Доп стим,
по-
ля и,
—
да,
поля ов
хоронили,
доп стим,
на
раинс ом.
А
потом
по-
ля и
щас
привели
в
порядо ,
это,
своё
ладбище,
та
там
они
хоронят
поля ов.
А
та
хоронили
на
этом,
раинс ом
<…>
Та
они
меня
—
оворят:
„Н ,
а
почем
в
большом
ороде
все
вместе?“
Н ,
понимаете
—
там
хоронят
всех,
н ,
а
оворят,
—
там
дети
разных
народов,
всех
хоронят.
Н
нет
же
отдельно
еврейс о о,
польс о о.
Н
та
там
же
вы-
н ждены
хоронить.
Но
если
здесь
есть
польс ое,
еврейс ое
и
раин-
с ое,
то
почем
не
похоронить
эт
женщин
на
еврейс ом
ладбище?»
(Д.
И.
Яц ова-Креймер,
1924
.
р.,
Копай ород
Барс о о
р-на
Винниц-
ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Поминание.
Особо
след ет
с азать
о
поминальных
рит алах.
В
расс а-
зах,
основанных
на
личном
опыте
информантов,
содержатся
детали,
свободные
от
мифоло ичес их
наслоений.
По азательным
примером
может
стать
запись
интервью
с
раинс ой
женщиной,
оторая
ха-
живала
за
своими
престарелыми
сосед ами-еврей ами
и
проводила
их
в
последний
п ть:
«Я
Дина
помырала,
то
она
мэни
оворила,
шо,
а-
жэ,
я
я
помр ,
то
сим
днив
ровать,
ровать
не
маешь
права
застил
-
á
ты,
шоб
я
нэ
застилала
ровати.
Та
я ,
ажэ,
мэни
забэр ть
с
рова-
ти,
та
т т
мэни
од
¨
ниш
всё
и
тод
™
сим
дниў
нэ
застил
¸
й.
А
пройд
¨
сим
дниў,
и
тод
™
жэ
можно
робыты
бор
ў
хати
и
застил
¸
ти
ровать,
и
ўсё»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Большинство
наших
информантов
азывали,
что
евреев
не
приня-
то
страивать
помин и
(поминальное
застолье),
и
весь
рит ал
сводится
молению
сидя
на
пол
возле
печи:
«Вертаюця
и
сидают
—
та ий
есть
ó
-
ло
п
é
ця,
ó
ло
плыт
¢
та
™
промэж то ,
—
вон
¢
сид
á
ют
тыл о
в
ч
ý
л ах
и
м
ó
ляца.
М
ó
ляца
и
всё
врэмья,
и
ля
á
ют
сп
á
ты
—
м
ó
ляца»
(А.
А.
С ибин-
с ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Сяд т
на
пол ,
на
своем
пол ,
и
—
по
ста ан
чая»
(А.
А.
Телеватю ,
1919
.
р.,
Озаринцы
Мо и-
левс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
У ра-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
203
203
инцы
обращали
внимание
на
то,
что
при
посещении
ладбища
евреи
оставляли
на
мо илах
ам ш и;
это
мо
сделать
и
не
еврей,
пришедший
навестить
своих
зна омых
или
соседей:
«Все да
тр
¨
ба
ласти
на
мо ил
ам
é
нчи а.
Н ,
доп стим,
та ,
я
я…
м
á
ю
прийти
и
положить
амен-
чи »
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Др
ое
дело
—
поминание
мерших
а
отдание
памяти
шедшим
родственни ам.
Вот
что
расс азала
нам
Д.
И.
Яц ова-Креймер
(в
2001
.
она
была
единственной
еврей ой,
проживавшей
в
посел е):
«Н ,
доп стим,
если
все
мерли
из
е о
семьи,
та
я
всё
равно...
в
те
дни,
о да
поминают
раинцы,
я
тоже
ид
и
поминаю.
Можно
любо-
м
челове
,
даже
в
цер овь.
Потом,
моей
тёти
м ж
был
поля ,
вот,
и
ни о о
нет,
та
я...
о да
поминальные
дни
были,
я
пошла
в
остёл
и
тоже
помян ла
е о.
Они
даже
там,
монаш и,
дивляются
и
оворят:
„Чо
она
й
ходить
и
ў
цэр овь,
и
в
остёл;
если
б
была
бы
сина о а,
она
б
и
т да
пошла“.
Я
оворю,
н
и
что?
Я
считаю
та :
по а
челове
живёт,
это
не
рех,
а,
наоборот,
это
очень
хорошо.
Я
даже
раз оваривала
—
хо-
дила
председателю
посел ово о
совета,
и
там
сидел
священни
наш
—
та
я
ем
расс азала.
Я,
оворю,
я
еврей а,
но
я
хож
в
цер овь
и
поминаю.
Он
оворит:
„Это
очень
хорошо
с
Вашей
стороны,
это
очень-очень,
оворит,
бла ородно“
<…>
Я,
доп стим,
мо
зайти
в
цэр овь
и
даю
там
та ой
листоче
б маж и
—
вы
пишете
„за
здравие“
всех.
Н
та
я
мо
написать
т да
—
записываю
—
и
раинцев,
и
ев-
реев.
Я
спросила,
или
можно,
они
оворят
—
да.
Потом
я
свечи
там
зажи ала,
н ,
я
зажи аю
свечи
и
вместе
с
тем
я
та
тихонеч о
прош ,
шоб
Бо
послал
всем
здоровья.
Я
считаю,
что
один
Бо
есть
на
небе,
над
нами,
и
всё.
Вот
та
я
делаю
или
за
по ой
или
за
здравие,
та
я
вместе
та
—
я
ид
же,
они
все да
знают
—
ни то
не
ходит,
я
одна
толь о.
Сраз
евреи-то
возм щались:
„О,
Дора,
ты
ходишь,
вот,
ты
же
еврей а,
чо
ты...“
Я
оворю:
„Это
не
рех“»
(Копай ород
Барс о о
р-на
Винниц-
ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Еврейс ие
похороны
по
этно рафичес им
источни ам
XIX
в.
В
«Опи-
сании
р
описей
Учено о
архива
Императорс о о
Р сс о о
ео рафи-
чес о о
общества»,
составленном
Д.
К.
Зелениным,
оп бли ованы
фра менты
р
описи
Н.
А.
Мар евича
«Отрыв и
из
п тевых
замето »,
датированной
1848
.
Среди
них
—
фра мент
«Обряд
еврейс их
похо-
рон
в
ор.
Прил
ах».
Без словно,
интересно
сравнить
материалы
XIX
в.
с
современными
свидетельствами.
Кроме
то о,
в
омментариях
Мар е-
вича,
сопровождающих
те ст,
слышатся
олоса
представителей
опи-
сываемой
традиции,
что,
без словно,
выделяет
этот
материал
из
обще-
о
ряда,
оторый
обычно
представляет
нам
свидетельства
«наблюда-
Глава
IV
204
204
ющей
стороны»
и
в
отором
этно рафичес ая
реальность
смешивается
с
мифоло ичес ими
онстр
тами.
«По ойни
ле че,
о да
е о
нес т
родные
и
зна омые,
нежели
о-
да
везет
е о
онь»
(Зеленин
1916:
1124).
Данный
фра мент
азывает
на
возможное
использование
лошадей
в
еврейс ом
по ребальном
обря-
де.
Сравним
этот
пост лат
со
свидетельством
из
За арпатья
о
том,
что
евреев
везли
на
ладбище
на
лошадях
(лошадь
а
традиционно
нечис-
тое
животное!):
«Чтобы
везти
по ойни а
на
ладбище,
нельзя
запря-
ать
лошадей,
надо
толь о
волов.
Это
за он.
На
лошадях
возят
евреев,
а
для
р синов
н жны
волы.
Толь о
евреев
возят
на
теле ах.
А
р сина
нельзя
та
везти
на
ладбище,
потом
что
е о
тело
растрясется
и
нач-
нет
смердить»
(Прислоп;
Бо атырев
1971:
265);
«Нехорошо
(
с аренно
)
везти
по ойни ов
на
ладбище
на
лошадях,
а
евреев.
Лошадь
нечис-
тое
животное.
Вол
—
самое
чистое
животное»
(Там
же);
«У
лошади
нет
дыхания
(
не
має
дыханiє
),
она
не
верит
в
бо а.
Вот
почем
по ойни ов
возят
не
на
лошадях,
а
на
волах
и
не
на
теле е,
а
на
санях.
Волов
нель-
зя
запрячь
в
теле
,
нет
та ой
пряжи»
(Там
же;
зап.
в
Прислопе
от
цы ан и
Пела еи
Славита).
В
этих
расс азах
соседей-христиан
относи-
тельно
еврейс их
похорон
отразился
целый
омпле с
мифоло ем:
об
изначальной
«нечистоте»
«ч жих»,
о
специфичес ом
запахе,
прис -
щем
«ч жим»,
о
том,
что
нар шение
правил
«свое о»
по ребально о
обряда
может
приравнять
по ойни а
«ч жом »
—
инородц .
«Нельзя
ласть
по ойни ов
там,
де
нет
воды;
в
местах,
де
нет
ни
ре и,
ни
озера,
мы
роем
олодези
для
ладбища»
(Зеленин
1916:
1124).
Вода
необходима
рядом
с
ладбищем,
чтобы
можно
было
очиститься
после
посещения
места,
связанно о
с
миром
мертвых
и
потом
рит -
ально
«нечисто о».
В
связи
с
этим
помянем
ш т
по
повод
еврей-
с о о
ладбища
в
Сатанове.
На
доро е
подножия
оры,
на
оторой
расположено
еврейс ое
ладбище,
находится
олодец
с
в
сной
во-
дой.
Проезжающие
часто
польз ются
олодцем
и
не
все да
а
рат-
но.
Один
из
местных
жителей
прид мал
способ
отваживать
посто-
ронних.
Ко да
в
е о
прис тствии
то-либо
хвалит
вод ,
он
оворит,
что
вода
та ая
хорошая,
потом
что
«тече
с
еврэйс о о
лад
ó
вишча
и
одмыв
á
е
тые
жыд
ó
вс и
ист
™
»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
Со ласно
материалам
Мар евича,
хоронят
евреев
без
робов
пото-
м ,
что
«для
по ойни а
ле че,
о да
он
с орее
обратится
в
землю»;
мертвецов
лад т
«лицом
против
восходяще о
солнца»;
обр б и
досо ,
оторыми
было
за рыто
положенное
в
мо ил
тело
по ойницы,
были
тоже
вы ин ты
в
ям :
«Это
не
наше
дерево,
—
оворили
евреи,
—
это
все
ее»
(Зеленин
1916:
1124–1125).
Сравним
с
этим
фра ментом
рас-
смотренные
выше
современные
свидетельства
о
положении
тела
в
мо-