Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3363

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

IV

200

200

превратились

 

в

 

села

 

с

 

моноэтничным

 

населением.

 

Что

 

асается

 

Мед-

жибожа,

 

в

 

последние

 

оды

 

в

 

рез льтате

 

возобновления

 

паломничества

 

мест

 

захоронения

 

Баал-Шем-Това

 

евреи

 

стали

 

снова

 

появляться

 

в

местеч е,

 

но

 

это

 

же

 

пришлые,

 

«не

 

наши»,

 

во

 

мно ом

 

подобные

 

мно о-

численным

 

т ристам,

 

посещающим

 

мо ил

 

праведни а.

Прояснить

 

помян тый

 

сюжет

 

отчасти

 

позволило

 

обращение

   

пе-

чатным

 

источни ам.

 

Сходный

 

пример

 

из

 

соседне о

 

ре иона

 

 

Ровен-

с о о

 

.

 

Волынс ой

 

б.

 

 

нашелся

 

в

 

«Описании

 

р

описей

 

Учено о

архива

 

Императорс о о

 

Р сс о о

 

ео рафичес о о

 

общества»

 

(1914–

1916),

 

составленном

 

Д.

 

К.

 

Зелениным.

Автор

 

материала

 

«Этно рафичес ие

 

сведения

 

о

 

Ровенс ом

 

 

(р -

опись

 

1854

 

.)

 

В.

 

И.

 

Абрамович

 

отмечает:

 

«Степанс ие

 

евреи

 

в

 

хо-

лерный

 

1853

 

.

 

наняли

 

одно о

 

отставно о

 

солдата

 

сидеть

 

ночью

   

во-

рот

 

ладбища

 

(

 

них

 

ладбище

 

О

ó

пысь о

 

хорошо

 

о орожено

 

и

 

имеет

одни

 

толь о

 

ворота,

 

запираемые

 

на

 

замо ):

 

если

 

ночью

 

привез т

 

мерт-

во о

 

и

 

попросят

 

отворить

 

двери,

 

то

 

солдат

 

должен

 

был

 

ответить:

 

„Не

мо

,

 

ибо

 

нет

 

места“,

 

а

 

при

 

силенной

 

просьбе:

 

„На

 

сей

 

раз,

 

хоть

 

тесно,

да

 

сыщ ,

 

но

 

больше

 

не

 

везите,

 

ибо

 

нет

 

и

 

не

 

б дет

 

места

 

для

 

холерно о

места!“,

 

 

и

 

побожился

 

бы

 

христианс им

 

Бо ом.

 

Но

 

подвыпивший

солдат

 

обман л

 

евреев,

 

ответив

 

на

 

спрос:

 

„Давай

 

сюда:

 

целое

 

местеч о,

ей

 

Бо

,

 

лож !“»

 

(Зеленин

 

1914:

 

312).

Ита ,

 

материал

 

150-летней

 

давности

 

содержит

 

след ющие

 

детали,

на

 

оторые

 

стоит

 

обратить

 

внимание:

 

это

 

поминание

 

о

 

холере,

 

борьба

с

 

оторой

 

требовала

 

совместных

 

силий,

 

независимо

 

от

 

онфессио-

нальной

 

принадлежности»,

 

это

 

«ма ия

 

слова»

 

и

 

использование

«ч жо о»

 

са рально о

 

понятия

 

(божбы)

 

для

 

от она

 

болезни.

«Неправильное»

 

захоронение.

 

А

 

что

 

б дет,

 

если

 

еврея

 

похоронить

 

на

христианс ом

 

ладбище?

 

Удивительн ю

 

по

 

своей

 

мифоло ичес ой

 

на-

сыщенности

 

историю

 

расс азала

 

нам

 

Дора

 

Иосифовна

 

Яц ова-Креймер

(1924

 

.

 

р.)

 

из

 

Копай орода,

 

продемонстрировав

 

при

 

этом

 

пре расное

знание

 

раинс их

 

фоль лорных

 

верований:

«Н ,

   

нас

 

здесь

 

семья

 

была,

 

в

 

общем,

 

он

 

белор с,

 

она

 

еврей а.

Н ,

 

мы

 

с

 

ней

 

были

 

в

 

хороших

 

отношениях.

 

Н ,

 

потом

 

м ж

 

мер,

 

е о

похоронили

 

на

 

православном

 

ладбище.

 

Н ,

   

нас

 

же

 

здесь

 

и

 

еврей-

с ое

 

есть

 

 

раинс ое,

 

еврейс ое

 

и

 

польс ое

 

есть.

 

Н ,

 

она

 

болела,

я

 

часто

   

ней

 

приходила,

 

и

 

о да

 

она

 

мерла,

 

та

 

пришли

 

о

 

мне

 

её

соседи,

 

оворят,

 

знаешь

 

шо,

 

пойди

 

т да,

 

н

 

подс ажешь,

 

может

 

не

та

 

мы

 

делаем,

 

н ,

 

чтоб

 

похоронить

 

а

 

положено.

 

Я

 

пришла

 

т да,

н ,

 

сидят

 

эти

 

соседи

 

и

 

оворят,

 

н ,

 

она

 

та ая

 

была...

 

Н ,

 

я,

 

напри-

мер,

 

за

 

то,

 

шоб

 

всё,

 

н ...

 

а

 

положено,

 

а

   

евреев,

 

шоб

 

всё

 

это

 

де-

лали.

 

А

 

она

 

че о-то,

 

не

 

знаю,

 

или

 

она

 

от

 

все о

 

еврейс о о

 

а -то

 

от-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

201

201

вы ла,

 

все

 

время

 

в

 

о р жении

 

раинцев,

 

та

 

она

 

перед

 

смертью

с азала,

 

шоб

 

её

 

возле

 

м жа

 

похоронили

 

на

 

р

á

инс ом.

 

Н ,

 

я

 

при-

шла,

 

это

 

посл шала

 

и

 

оворю:

 

„Я

 

вам

 

с аж

 

вот

 

что.

 

Н ,

 

она

 

если

с азала,

 

что

 

она

 

дале а

 

была

 

от

 

рели ии

 

и

 

вообще

 

 

а

 

можно

 

та-

ое

 

с азать?

 

Во-первых,

 

я

 

оворю,

 

здесь

 

та ие

 

фанати и

 

 

если

 

вы

её

 

похороните

 

на

 

раинс ом

 

ладбище,

 

та

 

она

 

спо ойно

 

лежать

 

не

б дет.

 

Н ,

 

та ие

 

есть:

 

„А а!

 

дожжя

 

нет ,

 

значит

 

(вы

 

меня

 

извините,

оворят

 

та :

 

одни

 

оворят

 

„евреи“,

 

др

ие

 

оворят

 

„жиды“)

 

там

 

жи-

диў а

 

похоронена,

 

и

 

то о

 

нэма

 

дошч “.

 

А

 

если

 

всё

 

времья

 

дожди

ид т,

 

вона

 

тоже

 

винна.

 

В

 

общем,

 

что

 

бы

 

ни

 

было

 

в

 

природе,

 

значит,

виновата

 

эта

 

жэншчина.

 

Потом

 

што

 

её

 

похоронили

 

на

 

этом...

 

ей

там

 

не

 

место

 

<...>

 

Я

 

оворю,

 

дайте,

 

вона

 

м чилась

 

столь о

 

лет,

 

п сть

она

 

спо ойно

 

же

 

на

 

том

 

свете

 

полежит.

 

А

 

то

 

не

 

дад т

 

ей,

 

б д т

 

всё

время

 

ощ нствовать

 

там,

 

н

 

вообще...

 

на

 

что

 

толь о

 

люди

 

не

 

спо-

собны...».

Ита ,

 

захоронение

 

еврея

 

на

 

христианс ом

 

ладбище,

 

со ласно

местной

 

традиции,

 

может

 

вызвать

 

зас х

 

или

 

продолжительное

 

не-

настье,

 

точно

 

та

 

же,

 

а

 

захоронение

 

на

 

ладбище

 

само бийцы-ви-

сельни а.

 

Дора

 

Иосифовна

 

продолжает:

 

«Они

 

даже

 

если,

 

доп стим,

похоронили

 

челове а,

 

н ...

 

повесился,

 

та

 

е о

 

же

 

не

 

хоронят

 

рядом

с

 

этими

 

[т.

 

е.

 

на

 

ладбище],

 

а

 

де-то

 

в

 

анаве

 

<...>

 

А

 

если

 

е о

 

не

 

по-

хоронили

 

в

 

анаве,

 

а

 

рядом,

 

вот

 

видите

 

 

вы

 

е о

 

похоронили

 

<...>

и

 

вот

 

поэтом ,

 

видите,

 

дождя

 

нет ...»

 

(Копай ород

 

Барс о о

 

р-на

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Пет-

р хин).

Этот

 

расс аз

 

демонстрир ет

 

а т альное

 

верование

 

о

 

том,

 

что

 

похо-

роненный

 

на

 

христианс ом

 

ладбище

 

«ч жой»

 

приравнивается

 

в

 

на-

родном

 

сознании

   

та

 

называемом

 

«заложном »

 

по ойни

,

 

не

 

из-

жившем

 

свой

 

ве

 

и

 

потом

 

особо

 

опасном

 

для

 

людей.

В

 

бывшем

 

местеч е

 

Сатанове

 

в

 

1950-е

 

.

 

нес оль о

 

евреев

 

та же

были

 

похоронены

 

на

 

православном

 

ладбище,

 

но…

 

с

 

раю,

 

«на

 

обочи-

не»:

 

«А

 

вже

   

нас

 

пом

¨

р

 

Л

²

фти ,

 

потом

 

портной,

 

то

 

йих

 

вже

 

хоронили

на

 

н

á

шом

 

православном

 

ладбишче,

 

но

 

та

 

 

а

 

бы

 

с азати

 

 

на

обочине.

 

Том

 

шо

 

правослаўны

 

нэ

 

д

ý

же

 

хот

лы,

 

шоб

 

еўр

¨

иў

 

хоронилы,

то

 

на

 

обочине.

 

Значыть,

 

Люхти а

 

и

 

портно о

 

<…>

 

Да,

 

хоронили,

 

тиль-

и

 

на

 

раю

 

ладбища.

 

Н

 

то

 

шо

 

ж,

 

то

 

б

¢

ла

 

Советс ая

 

власть,

 

дал

 

при-

аз

 

и

 

всё,

 

ни а их

 

там

 

воздёў!

 

 

о о

 

из

 

христиан

 

хоронили

 

на

 

о ра-

ине

 

ладбища?]

 

Н ,

 

хоронили

 

тех,

 

шо

 

там

 

 

д ше

бцеў,

 

н ,

 

хто

 

пов

-

шаўся,

 

зн

á

чыть,

 

и

 

та

 

далее

 

и

 

та

 

далее»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Ита ,

 

на

 

христианс ом

 

ладбище

 

евреи

 

о азываются

 

опять

 

же

 

в

 

сосед-

стве

 

с

 

«заложными»

 

по ойни ами

 

 

само бийцами

 

и

 

висельни ами.


background image

Глава

 

IV

202

202

Анало ичные

 

свидетельства

 

зафи сированы

 

в

 

Полесье:

 

«Кол

¢

сь

 

жидов

под

 

м

ó

ил ами

 

захов

á

ли»

 

(Боровое

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

ПА

 

1984,

 

зап.

 

Т.

 

А.

 

Коновалова).

Общие

 

захоронения,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

носителей

 

традиции

 

( а

 

сла-

вян,

 

та

 

и

 

евреев),

 

являются

 

печальной

 

необходимостью

 

(отс тствие

«свое о»

 

ладбища,

 

влияние

 

ородс ой

 

среды

 

и

 

т.

 

п.):

 

«[Бывало

 

ли,

 

что

хоронили

 

на

 

„ч жом“

 

ладбище?]

 

Ни о да,

 

ни о да,

 

ни

 

на

 

раин-

с ом,

 

ни

 

на

 

польс ом

 

нет

 

людей

 

[по азательно

 

потребление

 

слова

 

лю-

ди

 

по

 

отношению

   

представителям

 

своей

 

этно

льт рной

 

традиции;

данный

 

стереотип

 

подробнее

 

рассмотрен

 

в

 

V.1

.

 

 

О.

 

Б

.].

 

Доп стим,

 

по-

ля и,

 

 

да,

 

поля ов

 

хоронили,

 

доп стим,

 

на

 

раинс ом.

 

А

 

потом

 

по-

ля и

 

щас

 

привели

 

в

 

порядо ,

 

это,

 

своё

 

ладбище,

 

та

 

там

 

они

 

хоронят

поля ов.

 

А

 

та

 

хоронили

 

на

 

этом,

 

раинс ом

 

<…>

 

Та

 

они

 

меня

 

оворят:

 

„Н ,

 

а

 

почем

 

в

 

большом

 

ороде

 

все

 

вместе?“

 

Н ,

 

понимаете

 

там

 

хоронят

 

всех,

 

н ,

 

а

 

оворят,

 

 

там

 

дети

 

разных

 

народов,

 

всех

хоронят.

 

Н

 

нет

 

же

 

отдельно

 

еврейс о о,

 

польс о о.

 

Н

 

та

 

там

 

же

 

вы-

н ждены

 

хоронить.

 

Но

 

если

 

здесь

 

есть

 

польс ое,

 

еврейс ое

 

и

 

раин-

с ое,

 

то

 

почем

 

не

 

похоронить

 

эт

 

женщин

 

на

 

еврейс ом

 

ладбище?»

(Д.

 

И.

 

Яц ова-Креймер,

 

1924

 

.

 

р.,

 

Копай ород

 

Барс о о

 

р-на

 

Винниц-

ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Поминание.

 

Особо

 

след ет

 

с азать

 

о

 

поминальных

 

рит алах.

 

В

 

расс а-

зах,

 

основанных

 

на

 

личном

 

опыте

 

информантов,

 

содержатся

 

детали,

свободные

 

от

 

мифоло ичес их

 

наслоений.

 

По азательным

 

примером

может

 

стать

 

запись

 

интервью

 

с

 

раинс ой

 

женщиной,

 

оторая

 

ха-

живала

 

за

 

своими

 

престарелыми

 

сосед ами-еврей ами

 

и

 

проводила

 

их

в

 

последний

 

п ть:

 

«Я

 

Дина

 

помырала,

 

то

 

она

 

мэни

 

оворила,

 

шо,

 

а-

жэ,

 

я

 

я

 

помр ,

 

то

 

сим

 

днив

 

ровать,

 

ровать

 

не

 

маешь

 

права

 

застил

-

á

ты,

 

шоб

 

я

 

нэ

 

застилала

 

ровати.

 

Та

 

я ,

 

ажэ,

 

мэни

 

забэр ть

 

с

 

рова-

ти,

 

та

 

т т

 

мэни

 

од

¨

ниш

 

всё

 

и

 

тод

 

сим

 

дниў

 

нэ

 

застил

¸

й.

 

А

 

пройд

¨

 

сим

дниў,

 

и

 

тод

 

жэ

 

можно

 

робыты

 

бор

 

ў

 

хати

 

и

 

застил

¸

ти

 

ровать,

 

и

ўсё»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Большинство

 

наших

 

информантов

 

азывали,

 

что

   

евреев

 

не

 

приня-

то

 

страивать

 

помин и

 

(поминальное

 

застолье),

 

и

 

весь

 

рит ал

 

сводится

 

молению

 

сидя

 

на

 

пол

 

возле

 

печи:

 

«Вертаюця

 

и

 

сидают

 

 

та ий

 

есть

 

ó

-

ло

 

п

é

ця,

 

ó

ло

 

плыт

¢

 

та

 

промэж то ,

 

 

вон

¢

 

сид

á

ют

 

тыл о

 

в

 

ч

ý

л ах

 

и

м

ó

ляца.

 

М

ó

ляца

 

и

 

всё

 

врэмья,

 

и

 

ля

á

ют

 

сп

á

ты

 

 

м

ó

ляца»

 

(А.

 

А.

 

С ибин-

с ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

 

«Сяд т

 

на

 

пол ,

 

на

 

своем

пол ,

 

и

 

 

по

 

ста ан

 

чая»

 

(А.

 

А.

 

Телеватю ,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо и-

левс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

 

У ра-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

203

203

инцы

 

обращали

 

внимание

 

на

 

то,

 

что

 

при

 

посещении

 

ладбища

 

евреи

оставляли

 

на

 

мо илах

 

ам ш и;

 

это

 

мо

 

сделать

 

и

 

не

 

еврей,

 

пришедший

навестить

 

своих

 

зна омых

 

или

 

соседей:

 

«Все да

 

тр

¨

ба

 

ласти

 

на

 

мо ил

ам

é

нчи а.

 

Н ,

 

доп стим,

 

та ,

 

я

 

я…

 

м

á

ю

 

прийти

 

и

 

положить

 

амен-

чи »

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Др

ое

 

дело

 

 

поминание

 

мерших

 

а

 

отдание

 

памяти

 

шедшим

родственни ам.

 

Вот

 

что

 

расс азала

 

нам

 

Д.

 

И.

 

Яц ова-Креймер

 

2001

 

.

 

она

 

была

 

единственной

 

еврей ой,

 

проживавшей

 

в

 

посел е):

«Н ,

 

доп стим,

 

если

 

все

 

мерли

 

из

 

е о

 

семьи,

 

та

 

я

 

всё

 

равно...

 

в

 

те

дни,

 

о да

 

поминают

 

раинцы,

 

я

 

тоже

 

ид

 

и

 

поминаю.

 

Можно

 

любо-

м

 

челове

,

 

даже

 

в

 

цер овь.

 

Потом,

   

моей

 

тёти

 

м ж

 

был

 

поля ,

 

вот,

 

и

ни о о

 

нет,

 

та

 

я...

 

о да

 

поминальные

 

дни

 

были,

 

я

 

пошла

 

в

 

остёл

 

и

тоже

 

помян ла

 

е о.

 

Они

 

даже

 

там,

 

монаш и,

 

дивляются

 

и

 

оворят:

„Чо

 

она

 

й

 

ходить

 

и

 

ў

 

цэр овь,

 

и

 

в

 

остёл;

 

если

 

б

 

была

 

бы

 

сина о а,

 

она

 

б

и

 

т да

 

пошла“.

 

Я

 

оворю,

 

н

 

и

 

что?

 

Я

 

считаю

 

та :

 

по а

 

челове

 

живёт,

это

 

не

 

рех,

 

а,

 

наоборот,

 

это

 

очень

 

хорошо.

 

Я

 

даже

 

раз оваривала

 

 

хо-

дила

   

председателю

 

посел ово о

 

совета,

 

и

 

там

 

сидел

 

священни

наш

 

 

та

 

я

 

ем

 

расс азала.

 

Я,

 

оворю,

 

я

 

еврей а,

 

но

 

я

 

хож

 

в

 

цер овь

и

 

поминаю.

 

Он

 

оворит:

 

„Это

 

очень

 

хорошо

 

с

 

Вашей

 

стороны,

 

это

очень-очень,

 

оворит,

 

бла ородно“

 

<…>

 

Я,

 

доп стим,

 

мо

 

зайти

 

в

цэр овь

 

и

 

даю

 

там

 

та ой

 

листоче

 

б маж и

 

 

вы

 

пишете

 

„за

 

здравие“

всех.

 

Н

 

та

 

я

 

мо

 

написать

 

т да

 

 

записываю

 

 

и

 

раинцев,

 

и

 

ев-

реев.

 

Я

 

спросила,

 

или

 

можно,

 

они

 

оворят

 

 

да.

 

Потом

 

я

 

свечи

 

там

зажи ала,

 

н ,

 

я

 

зажи аю

 

свечи

 

и

 

вместе

 

с

 

тем

 

я

 

та

 

тихонеч о

 

прош ,

шоб

 

Бо

 

послал

 

всем

 

здоровья.

 

Я

 

считаю,

 

что

 

один

 

Бо

 

есть

 

на

 

небе,

 

над

нами,

 

и

 

всё.

 

Вот

 

та

 

я

 

делаю

 

или

 

за

 

по ой

 

или

 

за

 

здравие,

 

та

 

я

 

вместе

та

 

 

я

 

ид

 

же,

 

они

 

все да

 

знают

 

 

ни то

 

не

 

ходит,

 

я

 

одна

 

толь о.

Сраз

 

евреи-то

 

возм щались:

 

„О,

 

Дора,

 

ты

 

ходишь,

 

вот,

 

ты

 

же

 

еврей а,

чо

 

ты...“

 

Я

 

оворю:

 

„Это

 

не

 

рех“»

 

(Копай ород

 

Барс о о

 

р-на

 

Винниц-

ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Еврейс ие

 

похороны

 

по

 

этно рафичес им

 

источни ам

 

XIX

 

в.

 

В

 

«Опи-

сании

 

р

описей

 

Учено о

 

архива

 

Императорс о о

 

Р сс о о

 

ео рафи-

чес о о

 

общества»,

 

составленном

 

Д.

 

К.

 

Зелениным,

 

оп бли ованы

фра менты

 

р

описи

 

Н.

 

А.

 

Мар евича

 

«Отрыв и

 

из

 

п тевых

 

замето »,

датированной

 

1848

 

.

 

Среди

 

них

 

 

фра мент

 

«Обряд

 

еврейс их

 

похо-

рон

 

в

 

ор.

 

Прил

ах».

 

Без словно,

 

интересно

 

сравнить

 

материалы

 

XIX

 

в.

с

 

современными

 

свидетельствами.

 

Кроме

 

то о,

 

в

 

омментариях

 

Мар е-

вича,

 

сопровождающих

 

те ст,

 

слышатся

 

олоса

 

представителей

 

опи-

сываемой

 

традиции,

 

что,

 

без словно,

 

выделяет

 

этот

 

материал

 

из

 

обще-

о

 

ряда,

 

оторый

 

обычно

 

представляет

 

нам

 

свидетельства

 

«наблюда-


background image

Глава

 

IV

204

204

ющей

 

стороны»

 

и

 

в

 

отором

 

этно рафичес ая

 

реальность

 

смешивается

с

 

мифоло ичес ими

 

онстр

тами.

«По ойни

 

ле че,

 

о да

 

е о

 

нес т

 

родные

 

и

 

зна омые,

 

нежели

 

о-

да

 

везет

 

е о

 

онь»

 

(Зеленин

 

1916:

 

1124).

 

Данный

 

фра мент

 

азывает

на

 

возможное

 

использование

 

лошадей

 

в

 

еврейс ом

 

по ребальном

 

обря-

де.

 

Сравним

 

этот

 

пост лат

 

со

 

свидетельством

 

из

 

За арпатья

 

о

 

том,

 

что

евреев

 

везли

 

на

 

ладбище

 

на

 

лошадях

 

(лошадь

 

а

 

традиционно

 

нечис-

тое

 

животное!):

 

«Чтобы

 

везти

 

по ойни а

 

на

 

ладбище,

 

нельзя

 

запря-

ать

 

лошадей,

 

надо

 

толь о

 

волов.

 

Это

 

за он.

 

На

 

лошадях

 

возят

 

евреев,

а

 

для

 

р синов

 

н жны

 

волы.

 

Толь о

 

евреев

 

возят

 

на

 

теле ах.

 

А

 

р сина

нельзя

 

та

 

везти

 

на

 

ладбище,

 

потом

 

что

 

е о

 

тело

 

растрясется

 

и

 

нач-

нет

 

смердить»

 

(Прислоп;

 

Бо атырев

 

1971:

 

265);

 

«Нехорошо

 

(

с аренно

)

везти

 

по ойни ов

 

на

 

ладбище

 

на

 

лошадях,

 

а

 

евреев.

 

Лошадь

 

нечис-

тое

 

животное.

 

Вол

 

 

самое

 

чистое

 

животное»

 

(Там

 

же);

 

«У

 

лошади

 

нет

дыхания

 

(

не

 

має

 

дыханiє

),

 

она

 

не

 

верит

 

в

 

бо а.

 

Вот

 

почем

 

по ойни ов

возят

 

не

 

на

 

лошадях,

 

а

 

на

 

волах

 

и

 

не

 

на

 

теле е,

 

а

 

на

 

санях.

 

Волов

 

нель-

зя

 

запрячь

 

в

 

теле

,

 

нет

 

та ой

 

пряжи»

 

(Там

 

же;

 

зап.

 

в

 

Прислопе

 

от

цы ан и

 

Пела еи

 

Славита).

 

В

 

этих

 

расс азах

 

соседей-христиан

 

относи-

тельно

 

еврейс их

 

похорон

 

отразился

 

целый

 

омпле с

 

мифоло ем:

 

об

изначальной

 

«нечистоте»

 

«ч жих»,

 

о

 

специфичес ом

 

запахе,

 

прис -

щем

 

«ч жим»,

 

о

 

том,

 

что

 

нар шение

 

правил

 

«свое о»

 

по ребально о

обряда

 

может

 

приравнять

 

по ойни а

   

«ч жом »

 

 

инородц .

«Нельзя

 

ласть

 

по ойни ов

 

там,

 

де

 

нет

 

воды;

 

в

 

местах,

 

де

 

нет

 

ни

ре и,

 

ни

 

озера,

 

мы

 

роем

 

олодези

 

для

 

ладбища»

 

(Зеленин

 

1916:

 

1124).

Вода

 

необходима

 

рядом

 

с

 

ладбищем,

 

чтобы

 

можно

 

было

 

очиститься

после

 

посещения

 

места,

 

связанно о

 

с

 

миром

 

мертвых

 

и

 

потом

 

рит -

ально

 

«нечисто о».

 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

помянем

 

ш т

 

по

 

повод

 

еврей-

с о о

 

ладбища

 

в

 

Сатанове.

 

На

 

доро е

   

подножия

 

оры,

 

на

 

оторой

расположено

 

еврейс ое

 

ладбище,

 

находится

 

олодец

 

с

 

в

сной

 

во-

дой.

 

Проезжающие

 

часто

 

польз ются

 

олодцем

 

и

 

не

 

все да

 

а

рат-

но.

 

Один

 

из

 

местных

 

жителей

 

прид мал

 

способ

 

отваживать

 

посто-

ронних.

 

Ко да

 

в

 

е о

 

прис тствии

 

то-либо

 

хвалит

 

вод ,

 

он

 

оворит,

что

 

вода

 

та ая

 

хорошая,

 

потом

 

что

 

«тече

 

с

 

еврэйс о о

 

лад

ó

вишча

и

 

одмыв

á

е

 

тые

 

жыд

ó

вс и

 

ист

»

 

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

2001,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Со ласно

 

материалам

 

Мар евича,

 

хоронят

 

евреев

 

без

 

робов

 

пото-

м ,

 

что

 

«для

 

по ойни а

 

ле че,

 

о да

 

он

 

с орее

 

обратится

 

в

 

землю»;

мертвецов

 

лад т

 

«лицом

 

против

 

восходяще о

 

солнца»;

 

обр б и

 

досо ,

оторыми

 

было

 

за рыто

 

положенное

 

в

 

мо ил

 

тело

 

по ойницы,

 

были

тоже

 

вы ин ты

 

в

 

ям :

 

«Это

 

не

 

наше

 

дерево,

 

 

оворили

 

евреи,

 

 

это

все

 

ее»

 

(Зеленин

 

1916:

 

1124–1125).

 

Сравним

 

с

 

этим

 

фра ментом

 

рас-

смотренные

 

выше

 

современные

 

свидетельства

 

о

 

положении

 

тела

 

в

 

мо-