Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3478

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

205

205

ил ,

 

о

 

предметах,

 

пола аемых

 

в

 

мо ил .

IV.4.

 

«Ч жой»

 

в

 

мас е.

Образы

 

этничес их

 

соседей

в

 

обрядовом

 

ряженье

В

 

поворотные

 

моменты

 

ода,

 

отмеченные

 

в

 

славянс ом

народном

 

алендаре

 

обходами

 

ряженых

 

(свят и,

 

масленица,

 

обряды,

при роченные

   

онц

 

Вели о о

 

поста),

 

а

 

та же

 

на

 

определенных

 

ста-

диях

 

обрядов

 

жизненно о

 

ци ла

 

( онец

 

свадьбы,

 

«и ры

 

при

 

по ойни-

е»

 

в

 

похоронном

 

обряде)

 

значительн ю

 

роль

 

и рают

 

мас и

 

«ч жих»

(инородцев,

 

иноверцев),

 

с

 

помощью

 

оторых

 

реализ ется

 

апотропей-

но-прод цир ющая

 

семанти а

 

обряда.

 

Ка

 

же

 

воплощается

 

в

 

обрядо-

вом

 

ряженье

 

образ

 

«ч жо о»,

 

а ие

 

призна и,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

носите-

лей

 

местной

 

традиции,

 

о азываются

 

наиболее

 

значимыми

 

для

 

е о

 

мар-

ирования

 

и

 

послед юще о

 

знавания?

В

 

рам ах

 

это о

 

раздела

 

мы

 

о раничимся

 

описанием

 

образов

 

«ино-

родцев»

 

и

 

«иноверцев»,

 

частв ющих

 

в

 

славянс их

 

обрядах.

 

Ка

 

по а-

зывает

 

материал,

 

в

 

обли е

 

ряжено о

 

«ч жо о»

 

реализ ется

 

большинство

стереотипов

 

(внешность,

 

запах,

 

язы ,

 

сверхъестественные

 

способности),

при

 

помощи

 

оторых

 

формир ется

 

фоль лорно-мифоло ичес ое

 

пред-

ставление

 

об

 

инородце/иноверце

 

в

 

народной

 

льт ре

 

(СД

 

2:

 

414–418).

Внешность:

 

этно рафичес ие

 

детали.

 

Этничес ий

 

состав

 

масо

 

«ч -

жих»

 

достаточно

 

стандартен.

 

Это

 

известные

 

во

 

всех

 

славянс их

 

тради-

циях

 

«еврей»

 

и

 

«цы ан»

 

(их

 

широ ое

 

распространение

 

об словлено,

вероятно,

 

не

 

толь о

 

непосредственным

 

этничес им

 

соседством

 

со

 

сла-

вянами,

 

но

 

и

 

влиянием

 

на

 

обрядовое

 

ряженье

 

те стов

 

вертепной

 

дра-

мы,

 

де

 

эти

 

персонажи

 

являются

 

обязательными,

 

см.:

 

СД

 

1:

 

344,

 

Федас

1987,

 

Мар евич

 

1991,

 

Пивоварчи

 

2004

 

и

 

др.).

 

В

 

зависимости

 

от

 

осо-

бенностей

 

местной

 

традиции

 

рядились

 

та же

 

в

 

«татар»

 

(Польша;

 

Кра-

овс ое,

 

Тарновс ое

 

воев.),

 

«вен ров»

 

(Мазовше,

 

Вели опольша),

«т ро »

 

(Бол ария,

 

Польша),

 

«слова ов»

 

(Мазовше),

 

«тирольцев»

(Чехия),

 

«арапов»

 

(западная

 

Бол ария),

 

«армян»

 

(Г ц льщина),

« итайцев»

 

(р сс ие

 

в

 

Сибири)

 

 

списо

 

можно

 

было

 

бы

 

продолжить.

«Представления

 

были.

 

Царь

 

был,

 

Улан

 

 

царс ий

 

присл жни ,

 

жид,

дед,

 

цы ан,

 

ня иня,

 

нязь,

 

одни

 

м шчины.

 

Входим

 

в

 

хат ,

 

биваем

 

ня-

иню,

 

ложим

 

на

 

шаш и

 

и

 

спиваем

 

песни.

 

Цы ан

 

овса

 

требовал

 

оню»

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Е.

 

Крапив-

с ая);

«Со

 

звездою

 

ходили.

 

„Звезда

 

ясная

 

сияла,

 

трём

 

царям

 

п ть

 

по аза-

ла“

 

[поет].

 

Коз

 

робили,

 

оня

 

одевали.

 

Кня иню

 

сделают.

 

„Умерла

 

на-


background image

Глава

 

IV

206

206

ша

 

ня иня,

 

и

 

с ончалась

 

жизнь

 

её“.

 

Делают

 

та ие

 

шаш и,

 

одеют

 

ей

вено ,

 

побер т

 

шаш и,

 

лад т

 

и

 

ачают.

 

Князь

 

пел

 

песни,

 

до тора

 

вы-

зывал,

 

цы ан

 

онял

 

дево

 

да

 

детей»

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Го-

мельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Е.

 

Крапивс ая);

«З

 

озою

 

ходили.

 

Кня иня

 

была.

 

М шчин

 

одевали

 

ў

 

женс ое

 

пла-

тье,

 

вен а

 

надевали,

 

спивали.

 

Князь

 

был,

 

цы ан

 

был,

 

до тор.

 

Конь

был,

 

ня иня

 

на

 

том

 

оне

 

сидит»

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомель-

с ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Е.

 

Крапивс ая).

Для

 

мар ирования

 

«ч жо о»

 

использовался

 

целый

 

ряд

 

нивер-

сальных

 

приемов

 

 

рас рашивание

 

лиц

 

сажей,

 

выверн тая

 

одежда,

бороды,

 

волосы,

 

пояса

 

из

 

па ли,

 

соломы,

 

онопли

 

или

 

льна

 

и

 

т.

 

д.

(Czaja

 

1906:

 

43–44;

 

Kolberg

 

DW

 

11:

 

177;

 

Kolberg

 

DW

 

23:

 

141).

 

По аза-

тельно

 

и

 

пристальное

 

внимание

   

этно рафичес ом

 

обли

 

ч жо о

 

остюмы

 

ряженых

 

содержали

 

элементы,

 

хара терные

 

для

 

облачения

этничес их

 

соседей

 

(ино да

 

эти

 

вещи

 

стилизованы

 

под

 

предметы

«ч жой»

 

одежды,

 

но

 

мо

т

 

быть

 

и

 

а тентичными).

 

Если

 

облачение

 

ря-

женых

 

«цы ана»

 

и

 

«цы ан и»

 

составляли

 

пестрые

 

вещи

 

(р бахи,

плат и,

 

юб и),

 

то

 

в

 

остюме

 

ряжено о

 

«еврея»

 

прис тствовали

 

более

точные

 

опознавательные

 

детали.

 

Помимо

 

черной

 

одежды,

 

оторая

 

тра-

диционно

 

сл жила

 

лавной

 

приметой

 

«еврея»,

 

в

 

Польше,

 

например,

 

в

остюм

 

ряжено о

 

в лючались

 

«халаты»

 

и

 

белые

 

ч л и

 

хасидов,

 

ши-

ро ополые

 

шляпы.

 

Помимо

 

бороды

 

«еврей»

 

был

 

обычно

 

рашен

 

пей-

сами

 

(Ca

ła

 

1992:

 

128).

 

В

 

не оторых

 

районах

 

Польши

 

в

 

ан н

 

Вели о о

поста

 

дома

 

обходили

 

три

 

ряженых

 

«еврея»

 

 

«царь

 

Ирод»,

 

«раввин»

 

и

«простой

 

еврей».

 

Их

 

отличительной

 

чертой

 

были

 

мас и

 

с

 

рыжими

 

пей-

сами

 

(Czaja

 

1906:

 

53–54).

Дополнением

   

остюм

 

сл жили

 

различные

 

предметы,

 

связанные

с

 

профессиональной

 

деятельностью

 

то о

 

или

 

ино о

 

персонажа.

 

Ряже-

ные

 

«евреи»

 

обычно

 

представляли

 

тор овцев

 

(мешо

 

за

 

спиной,

 

оше-

ле

 

на

 

поясе),

 

«арендаторов»

 

(тр б а

 

во

 

рт )

 

или

 

раввинов

 

( ни а

 

в

 

р -

ах),

 

«цы ане»

 

 

знецов

 

или

 

оновалов

 

(на

 

плече

 

 

ремень

 

с

 

под о-

вами,

 

плет а),

 

«слова и»

 

 

продавцов

 

масла

 

(«олей ажей»)

 

(

Horvá

thová

 

1986:

 

88–89;

 

KOO

 

2:

 

202;

 

Cała

 

1992:

 

122;

 

Kolberg

 

DW

 

49:

 

423;

Kolberg

 

DW

 

23:

 

141;

 

К роч iн

 

1995:

 

158).

Этно рафичес ие

 

детали

 

прис тствовали

 

и

 

в

 

остюмах,

 

из отавлива-

емых

 

для

 

ол

 

 

частни ов

 

вертепных

 

представлений.

 

Та ,

 

напри-

мер,

 

в

 

о рестностях

 

Кра ова

 

остюм

 

«еврея»

 

для

 

«шоп и»

 

(рождествен-

с о о

 

ольно о

 

представления)

 

в лючал

 

длинн ю

 

бород ,

 

пейсы,

лапсерда ,

 

пантофли

 

и

 

баранью

 

шап

 

(

Kolberg

 

DW

 

5:

 

262).

Запах.

 

Устойчивое

 

представление

 

о

 

специфичес ом

 

запахе

 

иновер-

цев

 

распространено

   

славян.

 

Считается,

 

что

 

«ч жо о»

 

можно

 

опо-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

207

207

знать

 

по

 

хара терном

 

запах ,

 

исходящем

 

а

 

от

 

не о

 

само о,

 

та

 

и

от

 

е о

 

одежды

 

(СД

 

2:

 

174,

 

269).

 

В

 

раинс ой

 

и

 

польс ой

 

традиции

это

 

представление

 

реализовывалось

 

в

 

поведении

 

ряженых,

 

изобра-

жающих

 

«евреев»,

 

 

они

 

специально

 

жевали

 

л

 

или

 

чесно

 

или

натирались

 

ими.

Язы

.

 

Речевое

 

поведение

 

«масо »

 

та же

 

должно

 

было

 

отвечать

 

стан-

дартной

 

схеме

 

образа

 

«ч жо о».

 

В

 

народной

 

льт ре

 

ч жой

 

язы

 

осоз-

нается

 

а

 

призна

 

нечеловечес ой

 

природы,

 

отс тствия

 

раз ма

 

и

 

немо-

ты

 

(СД

 

2:

 

415).

 

Исполнители

 

обрядовых

 

ролей

 

«инородцев»

 

озв чивали

своих

 

персонажей,

 

читывая

 

и

 

объе тивн ю

 

реальность

 

(сит ацию

 

со-

седства),

 

и

 

тот

 

мифоло ичес ий

 

стереотип,

 

оторый

 

с ществовал

 

в

 

мас-

совом

 

сознании.

 

Именно

 

поэтом

 

записи

 

речи

 

ряженых

 

«ч жих»,

 

с

 

од-

ной

 

стороны,

 

содержат

 

«за мные»

 

и

 

невраз мительные

 

онстр

ции,

 

а

 

с

др

ой

 

 

довольно

 

точно

 

фи сир ют

 

особенности

 

речи

 

(«националь-

ный»

 

а цент).

Пол бессмысленный

 

набор

 

слов

 

представляла

 

собой

 

речь

 

«т ро »

 

поводырей

 

святочно о

 

и

 

масленично о

 

«джамала»

 

(верблюда),

 

о да

они

 

оворили

 

«по-т рец и»

 

(КОО

 

3:

 

235).

Говор

 

местных

 

армян

 

подражал

 

их

 

ряженый

 

«тез а»

 

на

 

Г ц льщи-

не.

 

По

 

свидетельств

 

В.

 

Ш хевича,

 

ряженый

 

«вiрменин»

 

был

 

одет

 

в

 

вы-

верн тый

 

ож х,

 

в

 

з бах

 

держал

 

подобие

 

тр б и.

 

«Армянин»

 

разъезжал

по

 

хате

 

на

 

« оне»,

 

оторо о

 

изображали

 

два

 

пар б а,

 

и

 

«вытор овывал

оз»

 

(т.

 

е.

 

дев ше ).

 

При

 

этом

 

он

 

оворил:

 

«Шьо

 

минї

 

брэ...

 

Шьо,

 

мой,

о,

 

брэ...»

 

(ряженье

 

происходило

 

во

 

время

 

похоронно о

 

обряда

 

и

 

со-

ставляло

 

элемент

 

«и ры

 

при

 

по ойни е»)

 

(Ш хевич

 

1902:

 

246).

В

 

святочном

 

обряде

 

«Малан а»

 

в

 

При арпатье

 

объе том

 

пароди-

рования

 

было

 

бо осл жение

 

иноверцев.

 

Среди

 

ряженых

 

был

 

«рав-

вин»

 

 

парень

 

в

 

длинном

 

черном

 

афтане,

 

с

 

пейсами

 

и

 

ермол ой

 

на

олове;

 

подмыш ой

 

он

 

держал

 

черн ю

 

ни

,

 

изображающ ю

 

Тал-

м д.

 

«Раввин»

 

представлял

 

бо осл жение

 

в

 

сина о е,

 

манип лир я

с

 

ни ой

 

и

 

зажженной

 

свечой.

 

При

 

этом

 

ряженые

 

 

«малан ари»

 

пели:

Шли

 

жиди

 

до

 

ш оли

Бо

 

ся

 

молити.

Ух,

 

вей,

 

зi ,

 

зей,

Трон,

 

сабаш,

 

нтер,

 

хлейбан.

(К роч iн

 

1995:

 

158)

На

 

ю е

 

Подолии

 

на

 

«Малан

»

 

ряженные

 

чертями

 

раинцы

 

о-

нялись

 

за

 

евреями

 

по

 

местеч

,

 

п

ая

 

их:

 

«На

 

малан

 

наши

 

страи-


background image

Глава

 

IV

208

208

вали

 

омедию.

 

Одевались

 

чортами.

 

Евреи

 

боялись,

 

прятались,

 

за ры-

вали

 

двери,

 

а

 

наши

 

за

 

ними

 

бе али»

 

(А.

 

А.

 

Телеватю ,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Оза-

ринцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

Уло ова).

При

 

масленичных

 

обходах

 

с

 

«т ронем»

 

ряженый

 

«еврей»

 

пел

 

с

 

а -

центом,

 

бла одаря

 

Бо а

 

за

 

то,

 

что

 

тот

 

не

 

создал

 

е о

 

ни

 

волом,

 

ни

 

соба ой,

ни

 

отом,

 

а

 

сотворил

 

«

Źidkiem

 

Abramem,

 

b d

 

sobie

 

si dział,

 

jako

 

pan,

 

za

kramem»

 

[

евреем

 

Абрамом,

 

чтобы

 

сидеть,

 

а

 

пан,

 

за

 

прилав ом]

 

(Czaja

1906:

 

52).

 

В

 

Мазовше

 

на

 

второй

 

день

 

свадьбы

 

«евреи-

пцы»

 

предла али

свой

 

«товар»

 

остям,

 

обращаясь

   

ним

 

«

żydowsk

 

mow »

 

(Kolberg

 

DW

 

24:

284).

Не

 

рассматривая

 

специально

 

речь

 

вертепно о

 

«жида»

 

(это

 

мо ло

 

бы

составить

 

предмет

 

особо о

 

исследования),

 

приведем

 

для

 

сравнения

 

два

примера,

 

яр о

 

иллюстрир ющих

 

ор аничес

ю

 

встроенность

 

«ч жой»

речи

 

в

 

обрядовый

 

онте ст.

В

 

одном

 

из

 

спис ов

 

вертепной

 

драмы

 

азывается,

 

что

 

«жид»

 

ово-

рит

 

«в

 

нос

 

и

 

с

 

протяжным

 

дарением

 

в

 

словах»

 

(при

 

этом

 

фи сир ется

своеобразный

 

«свистящий»

 

а цент):

Ой,

 

вей

 

мир,

 

савафияне;

Я

 

налыся,

 

па ,

 

фараоняне,

Явреев

 

сам

 

Бо

 

засцысцае,

За

 

о ненным

 

стовпом

 

их

 

ховае,

Ц до

 

др

е

 

л цце

 

ще

 

зробыф,

В

 

Цермном

 

мори

 

вийс о

 

затопыф.

Мовса,

 

Гар н,

 

Д вид,

 

святыи,

Воны

 

вси

 

бацылы,

 

ц ла

 

тыи.

Взе

 

с оро

 

оттый

 

цас

 

прыде,

Сцо

 

хтось

 

то

 

нас

 

р

ом

 

обыйде

И

 

с азе,

 

па ,

 

та :

Цесны

 

Явреи!

 

я

 

Мессияс

 

вас!

Теперь

 

я

 

цар,

 

и

 

свит

 

вес

 

нас.

(Мар евич

 

1991:

 

93)

Второй

 

пример

 

 

из

 

наблюдений

 

П.

 

Г.

 

Бо атырева

 

над

 

речью

 

персо-

нажей

 

народно о

 

театра,

 

причем

 

здесь

 

обращается

 

внимание

 

не

 

толь о

на

 

этничес ий,

 

но

 

и

 

на

 

социально-профессиональный

 

аспе т:

 

«Хара тер-

ным

 

зна ом

 

язы а

 

ан ела

 

в

 

народных

 

пьесах

 

является

 

использование

отдельных

 

фраз

 

или

 

целых

 

молитв

 

на

 

латинс ом

 

язы е.

 

Для

 

речи

 

еврея

( а

 

в

 

народном

 

театре

 

с

 

живыми

 

а терами,

 

та

 

и

 

в

 

театре

 

оль-

ном)

 

хара терно

 

произношение

 

со ласных

 

( лавным

 

образом

 

бных

и

 

з бных)

 

с

 

придыханием,

 

а

 

та же

 

смесь

 

чешс их

 

и

 

немец их

 

слов.

В

 

речь

 

юриста

   

чешс им

 

словам

 

прибавляются

 

латинс ие

 

о онча-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

209

209

ния»

 

(Бо атырев

 

1971:

 

147).

Еще

 

один

 

вариант

 

речево о

 

поведения

 

(или

 

точнее

 

 

отс тствие

 

та-

ово о)

 

 

молчание

 

ряженых

 

«ч жих».

 

Та ,

 

в

 

Польше

 

на

 

зап сты

 

масленичный

 

период)

 

по

 

лицам

 

молча

 

с а али

 

верхом

 

на

 

лошадях

 

ря-

женные

 

в

 

белые

 

полотняные

 

р бахи

 

«татары»

 

(Кра овс ое

 

воев.,

 

КОО

2:

 

202).

 

В

 

Польше

 

в

 

Вели

ю

 

пятниц

 

и

 

Вели

ю

 

с ббот

 

(на ан не

Пасхи)

 

молодые

 

парни,

 

наряженные

 

«по-военном »

 

(ино да

 

довольно

прич дливо)

 

 

их

 

часто

 

называли

 

«т р ами»,

 

 

разы рывали

 

в

 

дере-

венс их

 

остелах

 

«немые

 

сцены»

 

(Bystro

ń

 

1960:

 

56).

Ино да

 

персонажи,

 

частв ющие,

 

например,

 

в

 

обрядовых

 

и рах,

 

не

отмечены

 

сами

 

по

 

себе

 

а ими-либо

 

этничес ими

 

чертами,

 

одна о

 

на

их

 

«ч жеродность»

 

может

 

азывать

 

онте ст

 

и ры

 

или

 

репли и

 

др -

их

 

частни ов.

 

В

 

ачестве

 

примера

 

приведем

 

одно

 

из

 

пасхальных

 

раз-

влечений,

 

бытовавшее

 

в

 

По

тье,

 

 

девичью

 

и р

 

«Дед

 

и

 

баба».

 

Де-

в ш и

 

водят

 

хоровод,

 

при

 

этом

 

«баба»

 

находится

 

вн три

 

р

а,

 

а

 

«дед»

снар жи.

 

Танец

 

сопровождается

 

ш точной

 

песней:

Chałam

 

(czołem)

 

baba,

 

chałam

 

gid,

Swaryli

 

si

 

za

 

obid,

Za

 

hołowku

 

czysnyku

Swaryli

 

si

 

do

 

smyrhu

 

(zmierzchu)

(Kolberg

 

DW

 

29:

 

160–161).

Ф н ции

 

ряженых

 

«ч жих».

 

Обрядовый

 

онте ст

 

по азывает,

 

что

 

ря-

женью

 

в

 

«ч жих»

 

 

соответств ющим

 

мас ам)

 

в

 

перв ю

 

очередь

 

при-

писывается

 

прод цир ющая

 

и

 

охранительная

 

семанти а.

 

Именно

 

в

 

та-

ом

 

«положительном»

 

аспе те

 

реализ ется

 

здесь

 

амбивалентная

 

сим-

воли а

 

фоль лорно-мифоло ичес о о

 

образа

 

«ч жо о».

 

С

 

одной

 

сторо-

ны,

 

ряженые

 

«инородцы»

 

( а

 

и

 

прочие

 

персонажи

 

обрядово о

 

ряже-

нья)

 

воспринимаются

 

а

 

непосредственно

 

связанные

 

с

 

пот сторонним

миром

 

и

 

демоничес ими

 

силами.

 

Та ,

 

в

 

Полесье

 

мифоло ичес ое

 

на-

полнение

 

образа

 

«еврея»

 

подчер ивается

 

белым

 

или

 

черным

 

цветом

мас и

 

или

 

лица

 

 

символи е

 

бело о

 

цвета

 

в

 

народной

 

демоноло ии

 

см.

СД

 

1:

 

154;

 

ср.

 

символи

 

черно о

 

цвета

 

в

 

связи

 

с

 

пот сторонним

 

ми-

ром),

 

« ривизной»

 

мас и

 

 

ривизне

 

а

 

зна е

 

причастности

   

мир

нечистой

 

силы

 

см.:

 

СД

 

2:

 

674–675),

 

орбатостью

 

фи

ры

 

 

орбатости

а

 

призна е,

 

отмечающем

 

принадлежность

   

демоничес ом

 

мир ,

см.:

 

СД

 

1:

 

521),

 

хромотой

 

(ср.

 

общеевропейс ое

 

представление

 

о

 

хромо-

те

 

а

 

призна е

 

черта):

«Пр

ó

ти

 

Нова

 

ода

 

хлопцы

 

р

ó

бять

 

мас и.

 

Лепят

 

ф

é

ршала,

 

солдата,

деда

 

 

то

 

расные

 

мас и.

 

Цы ан

 

и

 

цы ан а

 

 

чёрные

 

мас и,

 

а

 

ў

еўрэя

 

 

б

é

ла.

 

У

 

ж

да

 

борода

 

та ая

 

 

ц

é

ла

 

жменя

 

оноп

é

ль

 

 

до

 

д

ó

л