ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3478
Скачиваний: 2
Праздни
—
обряд
—
рит ал
205
205
ил ,
о
предметах,
пола аемых
в
мо ил .
IV.4.
«Ч жой»
в
мас е.
Образы
этничес их
соседей
в
обрядовом
ряженье
В
поворотные
моменты
ода,
отмеченные
в
славянс ом
народном
алендаре
обходами
ряженых
(свят и,
масленица,
обряды,
при роченные
онц
Вели о о
поста),
а
та же
на
определенных
ста-
диях
обрядов
жизненно о
ци ла
( онец
свадьбы,
«и ры
при
по ойни-
е»
в
похоронном
обряде)
значительн ю
роль
и рают
мас и
«ч жих»
(инородцев,
иноверцев),
с
помощью
оторых
реализ ется
апотропей-
но-прод цир ющая
семанти а
обряда.
Ка
же
воплощается
в
обрядо-
вом
ряженье
образ
«ч жо о»,
а ие
призна и,
с
точ и
зрения
носите-
лей
местной
традиции,
о азываются
наиболее
значимыми
для
е о
мар-
ирования
и
послед юще о
знавания?
В
рам ах
это о
раздела
мы
о раничимся
описанием
образов
«ино-
родцев»
и
«иноверцев»,
частв ющих
в
славянс их
обрядах.
Ка
по а-
зывает
материал,
в
обли е
ряжено о
«ч жо о»
реализ ется
большинство
стереотипов
(внешность,
запах,
язы ,
сверхъестественные
способности),
при
помощи
оторых
формир ется
фоль лорно-мифоло ичес ое
пред-
ставление
об
инородце/иноверце
в
народной
льт ре
(СД
2:
414–418).
Внешность:
этно рафичес ие
детали.
Этничес ий
состав
масо
«ч -
жих»
достаточно
стандартен.
Это
известные
во
всех
славянс их
тради-
циях
«еврей»
и
«цы ан»
(их
широ ое
распространение
об словлено,
вероятно,
не
толь о
непосредственным
этничес им
соседством
со
сла-
вянами,
но
и
влиянием
на
обрядовое
ряженье
те стов
вертепной
дра-
мы,
де
эти
персонажи
являются
обязательными,
см.:
СД
1:
344,
Федас
1987,
Мар евич
1991,
Пивоварчи
2004
и
др.).
В
зависимости
от
осо-
бенностей
местной
традиции
рядились
та же
в
«татар»
(Польша;
Кра-
овс ое,
Тарновс ое
воев.),
«вен ров»
(Мазовше,
Вели опольша),
«т ро »
(Бол ария,
Польша),
«слова ов»
(Мазовше),
«тирольцев»
(Чехия),
«арапов»
(западная
Бол ария),
«армян»
(Г ц льщина),
« итайцев»
(р сс ие
в
Сибири)
—
списо
можно
было
бы
продолжить.
«Представления
были.
Царь
был,
Улан
—
царс ий
присл жни ,
жид,
дед,
цы ан,
ня иня,
нязь,
одни
м шчины.
Входим
в
хат ,
биваем
ня-
иню,
ложим
на
шаш и
и
спиваем
песни.
Цы ан
овса
требовал
оню»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Е.
Крапив-
с ая);
«Со
звездою
ходили.
„Звезда
ясная
сияла,
трём
царям
п ть
по аза-
ла“
[поет].
Коз
робили,
оня
одевали.
Кня иню
сделают.
„Умерла
на-
Глава
IV
206
206
ша
ня иня,
и
с ончалась
жизнь
её“.
Делают
та ие
шаш и,
одеют
ей
вено ,
побер т
шаш и,
лад т
и
ачают.
Князь
пел
песни,
до тора
вы-
зывал,
цы ан
онял
дево
да
детей»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Го-
мельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Е.
Крапивс ая);
«З
озою
ходили.
Кня иня
была.
М шчин
одевали
ў
женс ое
пла-
тье,
вен а
надевали,
спивали.
Князь
был,
цы ан
был,
до тор.
Конь
был,
ня иня
на
том
оне
сидит»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомель-
с ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Е.
Крапивс ая).
Для
мар ирования
«ч жо о»
использовался
целый
ряд
нивер-
сальных
приемов
—
рас рашивание
лиц
сажей,
выверн тая
одежда,
бороды,
волосы,
пояса
из
па ли,
соломы,
онопли
или
льна
и
т.
д.
(Czaja
1906:
43–44;
Kolberg
DW
11:
177;
Kolberg
DW
23:
141).
По аза-
тельно
и
пристальное
внимание
этно рафичес ом
обли
ч жо о
—
остюмы
ряженых
содержали
элементы,
хара терные
для
облачения
этничес их
соседей
(ино да
эти
вещи
стилизованы
под
предметы
«ч жой»
одежды,
но
мо
т
быть
и
а тентичными).
Если
облачение
ря-
женых
«цы ана»
и
«цы ан и»
составляли
пестрые
вещи
(р бахи,
плат и,
юб и),
то
в
остюме
ряжено о
«еврея»
прис тствовали
более
точные
опознавательные
детали.
Помимо
черной
одежды,
оторая
тра-
диционно
сл жила
лавной
приметой
«еврея»,
в
Польше,
например,
в
остюм
ряжено о
в лючались
«халаты»
и
белые
ч л и
хасидов,
ши-
ро ополые
шляпы.
Помимо
бороды
«еврей»
был
обычно
рашен
пей-
сами
(Ca
ła
1992:
128).
В
не оторых
районах
Польши
в
ан н
Вели о о
поста
дома
обходили
три
ряженых
«еврея»
—
«царь
Ирод»,
«раввин»
и
«простой
еврей».
Их
отличительной
чертой
были
мас и
с
рыжими
пей-
сами
(Czaja
1906:
53–54).
Дополнением
остюм
сл жили
различные
предметы,
связанные
с
профессиональной
деятельностью
то о
или
ино о
персонажа.
Ряже-
ные
«евреи»
обычно
представляли
тор овцев
(мешо
за
спиной,
оше-
ле
на
поясе),
«арендаторов»
(тр б а
во
рт )
или
раввинов
( ни а
в
р -
ах),
«цы ане»
—
знецов
или
оновалов
(на
плече
—
ремень
с
под о-
вами,
плет а),
«слова и»
—
продавцов
масла
(«олей ажей»)
(
Horvá
thová
1986:
88–89;
KOO
2:
202;
Cała
1992:
122;
Kolberg
DW
49:
423;
Kolberg
DW
23:
141;
К роч iн
1995:
158).
Этно рафичес ие
детали
прис тствовали
и
в
остюмах,
из отавлива-
емых
для
ол
—
частни ов
вертепных
представлений.
Та ,
напри-
мер,
в
о рестностях
Кра ова
остюм
«еврея»
для
«шоп и»
(рождествен-
с о о
ольно о
представления)
в лючал
длинн ю
бород ,
пейсы,
лапсерда ,
пантофли
и
баранью
шап
(
Kolberg
DW
5:
262).
Запах.
Устойчивое
представление
о
специфичес ом
запахе
иновер-
цев
распространено
славян.
Считается,
что
«ч жо о»
можно
опо-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
207
207
знать
по
хара терном
запах ,
исходящем
а
от
не о
само о,
та
и
от
е о
одежды
(СД
2:
174,
269).
В
раинс ой
и
польс ой
традиции
это
представление
реализовывалось
в
поведении
ряженых,
изобра-
жающих
«евреев»,
—
они
специально
жевали
л
или
чесно
или
натирались
ими.
Язы
.
Речевое
поведение
«масо »
та же
должно
было
отвечать
стан-
дартной
схеме
образа
«ч жо о».
В
народной
льт ре
ч жой
язы
осоз-
нается
а
призна
нечеловечес ой
природы,
отс тствия
раз ма
и
немо-
ты
(СД
2:
415).
Исполнители
обрядовых
ролей
«инородцев»
озв чивали
своих
персонажей,
читывая
и
объе тивн ю
реальность
(сит ацию
со-
седства),
и
тот
мифоло ичес ий
стереотип,
оторый
с ществовал
в
мас-
совом
сознании.
Именно
поэтом
записи
речи
ряженых
«ч жих»,
с
од-
ной
стороны,
содержат
«за мные»
и
невраз мительные
онстр
ции,
а
с
др
ой
—
довольно
точно
фи сир ют
особенности
речи
(«националь-
ный»
а цент).
Пол бессмысленный
набор
слов
представляла
собой
речь
«т ро »
—
поводырей
святочно о
и
масленично о
«джамала»
(верблюда),
о да
они
оворили
«по-т рец и»
(КОО
3:
235).
Говор
местных
армян
подражал
их
ряженый
«тез а»
на
Г ц льщи-
не.
По
свидетельств
В.
Ш хевича,
ряженый
«вiрменин»
был
одет
в
вы-
верн тый
ож х,
в
з бах
держал
подобие
тр б и.
«Армянин»
разъезжал
по
хате
на
« оне»,
оторо о
изображали
два
пар б а,
и
«вытор овывал
оз»
(т.
е.
дев ше ).
При
этом
он
оворил:
«Шьо
минї
брэ...
Шьо,
мой,
о,
брэ...»
(ряженье
происходило
во
время
похоронно о
обряда
и
со-
ставляло
элемент
«и ры
при
по ойни е»)
(Ш хевич
1902:
246).
В
святочном
обряде
«Малан а»
в
При арпатье
объе том
пароди-
рования
было
бо осл жение
иноверцев.
Среди
ряженых
был
«рав-
вин»
—
парень
в
длинном
черном
афтане,
с
пейсами
и
ермол ой
на
олове;
подмыш ой
он
держал
черн ю
ни
,
изображающ ю
Тал-
м д.
«Раввин»
представлял
бо осл жение
в
сина о е,
манип лир я
с
ни ой
и
зажженной
свечой.
При
этом
ряженые
—
«малан ари»
—
пели:
Шли
жиди
до
ш оли
Бо
ся
молити.
Ух,
вей,
зi ,
зей,
Трон,
сабаш,
нтер,
хлейбан.
(К роч iн
1995:
158)
На
ю е
Подолии
на
«Малан
»
ряженные
чертями
раинцы
о-
нялись
за
евреями
по
местеч
,
п
ая
их:
«На
малан
наши
страи-
Глава
IV
208
208
вали
омедию.
Одевались
чортами.
Евреи
боялись,
прятались,
за ры-
вали
двери,
а
наши
за
ними
бе али»
(А.
А.
Телеватю ,
1919
.
р.,
Оза-
ринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
При
масленичных
обходах
с
«т ронем»
ряженый
«еврей»
пел
с
а -
центом,
бла одаря
Бо а
за
то,
что
тот
не
создал
е о
ни
волом,
ни
соба ой,
ни
отом,
а
сотворил
«
Źidkiem
Abramem,
b d
sobie
si dział,
jako
pan,
za
kramem»
[
евреем
Абрамом,
чтобы
сидеть,
а
пан,
за
прилав ом]
(Czaja
1906:
52).
В
Мазовше
на
второй
день
свадьбы
«евреи-
пцы»
предла али
свой
«товар»
остям,
обращаясь
ним
«
żydowsk
mow »
(Kolberg
DW
24:
284).
Не
рассматривая
специально
речь
вертепно о
«жида»
(это
мо ло
бы
составить
предмет
особо о
исследования),
приведем
для
сравнения
два
примера,
яр о
иллюстрир ющих
ор аничес
ю
встроенность
«ч жой»
речи
в
обрядовый
онте ст.
В
одном
из
спис ов
вертепной
драмы
азывается,
что
«жид»
ово-
рит
«в
нос
и
с
протяжным
дарением
в
словах»
(при
этом
фи сир ется
своеобразный
«свистящий»
а цент):
Ой,
вей
мир,
савафияне;
Я
налыся,
па ,
фараоняне,
Явреев
сам
Бо
засцысцае,
За
о ненным
стовпом
их
ховае,
Ц до
др
е
л цце
ще
зробыф,
В
Цермном
мори
вийс о
затопыф.
Мовса,
Гар н,
Д вид,
святыи,
Воны
вси
бацылы,
ц ла
тыи.
Взе
с оро
оттый
цас
прыде,
Сцо
хтось
то
нас
р
ом
обыйде
И
с азе,
па ,
та :
Цесны
Явреи!
я
Мессияс
вас!
Теперь
я
цар,
и
свит
вес
нас.
(Мар евич
1991:
93)
Второй
пример
—
из
наблюдений
П.
Г.
Бо атырева
над
речью
персо-
нажей
народно о
театра,
причем
здесь
обращается
внимание
не
толь о
на
этничес ий,
но
и
на
социально-профессиональный
аспе т:
«Хара тер-
ным
зна ом
язы а
ан ела
в
народных
пьесах
является
использование
отдельных
фраз
или
целых
молитв
на
латинс ом
язы е.
Для
речи
еврея
( а
в
народном
театре
с
живыми
а терами,
та
и
в
театре
оль-
ном)
хара терно
произношение
со ласных
( лавным
образом
бных
и
з бных)
с
придыханием,
а
та же
смесь
чешс их
и
немец их
слов.
В
речь
юриста
чешс им
словам
прибавляются
латинс ие
о онча-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
209
209
ния»
(Бо атырев
1971:
147).
Еще
один
вариант
речево о
поведения
(или
точнее
—
отс тствие
та-
ово о)
—
молчание
ряженых
«ч жих».
Та ,
в
Польше
на
зап сты
(в
масленичный
период)
по
лицам
молча
с а али
верхом
на
лошадях
ря-
женные
в
белые
полотняные
р бахи
«татары»
(Кра овс ое
воев.,
КОО
2:
202).
В
Польше
в
Вели
ю
пятниц
и
Вели
ю
с ббот
(на ан не
Пасхи)
молодые
парни,
наряженные
«по-военном »
(ино да
довольно
прич дливо)
—
их
часто
называли
«т р ами»,
—
разы рывали
в
дере-
венс их
остелах
«немые
сцены»
(Bystro
ń
1960:
56).
Ино да
персонажи,
частв ющие,
например,
в
обрядовых
и рах,
не
отмечены
сами
по
себе
а ими-либо
этничес ими
чертами,
одна о
на
их
«ч жеродность»
может
азывать
онте ст
и ры
или
репли и
др -
их
частни ов.
В
ачестве
примера
приведем
одно
из
пасхальных
раз-
влечений,
бытовавшее
в
По
тье,
—
девичью
и р
«Дед
и
баба».
Де-
в ш и
водят
хоровод,
при
этом
«баба»
находится
вн три
р
а,
а
«дед»
снар жи.
Танец
сопровождается
ш точной
песней:
Chałam
(czołem)
baba,
chałam
gid,
Swaryli
si
za
obid,
Za
hołowku
czysnyku
Swaryli
si
do
smyrhu
(zmierzchu)
(Kolberg
DW
29:
160–161).
Ф н ции
ряженых
«ч жих».
Обрядовый
онте ст
по азывает,
что
ря-
женью
в
«ч жих»
(и
соответств ющим
мас ам)
в
перв ю
очередь
при-
писывается
прод цир ющая
и
охранительная
семанти а.
Именно
в
та-
ом
«положительном»
аспе те
реализ ется
здесь
амбивалентная
сим-
воли а
фоль лорно-мифоло ичес о о
образа
«ч жо о».
С
одной
сторо-
ны,
ряженые
«инородцы»
( а
и
прочие
персонажи
обрядово о
ряже-
нья)
воспринимаются
а
непосредственно
связанные
с
пот сторонним
миром
и
демоничес ими
силами.
Та ,
в
Полесье
мифоло ичес ое
на-
полнение
образа
«еврея»
подчер ивается
белым
или
черным
цветом
мас и
или
лица
(о
символи е
бело о
цвета
в
народной
демоноло ии
см.
СД
1:
154;
ср.
символи
черно о
цвета
в
связи
с
пот сторонним
ми-
ром),
« ривизной»
мас и
(о
ривизне
а
зна е
причастности
мир
нечистой
силы
см.:
СД
2:
674–675),
орбатостью
фи
ры
(о
орбатости
а
призна е,
отмечающем
принадлежность
демоничес ом
мир ,
см.:
СД
1:
521),
хромотой
(ср.
общеевропейс ое
представление
о
хромо-
те
а
призна е
черта):
«Пр
ó
ти
Нова
ода
хлопцы
р
ó
бять
мас и.
Лепят
ф
é
ршала,
солдата,
деда
—
то
расные
мас и.
Цы ан
и
цы ан а
—
чёрные
мас и,
а
ў
еўрэя
—
б
é
ла.
У
ж
™
да
борода
та ая
—
ц
é
ла
жменя
оноп
é
ль
—
до
д
ó
л