ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3472
Скачиваний: 2
Глава
IV
210
210
висить.
И
оз
—
выверн ть
пол ш бо ,
шерстью
наверх,
р
ó
и.
Жид
той
тор ов
á
ў
оз .
А
жид
бяжит,
бяжит,
да
с
¸
дэ
оправлятца.
А
тады
ўжэ
бо-
родой
подтёр.
Цы
á
н
п
ý
ою
бье»
(Верхние
Жары
Бра инс о о
р-на
Го-
мельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
А.
А.
Астахова);
«З
азой
х
ó
дыли
в
мас ах:
ў
ц
¢
ана
и
цы ан и
—
ч
ó
рна
мас а;
ў
дела
—
расная;
ў
жыд
á
—
б
é
ла,
рыв
á
;
ў
салдата
—
расная,
расыва.
О о- о
аз
á
,
О о- о
с
™
ра,
Дэ
ты
ход
¢
ла,
Дэ
ты
бл д
¢
ла.
—
Ой
я
ход
¢
ла,
Ой
я
бл д
¢
ла
Па
тёмных
лес
á
х,
Па
шч
¢
рых
бар
á
х.
—
Шчо
ты
в
™
дила?
—
Ой
я
в
™
дила
Трех
стрэльц
ó
ў-борц
ó
ў,
Д
ó
брых
молодц
ó
ў,
Стр
¨
лили
оз
ý
У
л
™
вэ
ý
хо.
П
á
дала
аз
á
Та
вжэ
и
нэ
жыв
á
.
О
цэ
я
с
á
жэш,
тад
¢
аз
á
бры
та
и
нэ
жыв
á
.
Дид
тад
¢
á
жэ
на
евр
¨
я:
„Еврэй,
та
п
¢
аз
ý
“.
Йан
¢
там
тар
ý
юца.
Тад
¢
ўжэ
танцы,
ц
¢
ан
з
цы ан ою,
салдат
з
салдатом
и
дид,
д
™
да
орб
з
оноп
¨
ль,
да
та
¢
й
неў люжый,
да
цы ан ы
юб а»
(Верхние
Жары
Бра инс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
И.
М.
Тарчинец);
«Король
и
оролева,
и
р
¢
цэж,
смерть
ходить
с
осою:
Chodzilam,
bladzilam,
Zaledwie
zmarzlam,
Ale
w
tym
domku
Krola
znalazlam.
Это
при
Польшчы
ход
™
ли.
От
он
á
жэ
пл
á
чэ
по
ём:
О
менж
оханы,
Цо
бендэ
робичь?
А
ён
жэ
прыдёть
и
раз
—
ос
за
шэю
зал
ó
жўае,
оса
та
á
малень-
ая.
Ўот,
ид ть
он
¢
там,
а
ўон
сидыть,
тый
р ль,
бр
á
ны,
я
ó
там
шап а
та ая,
з
б ма и
зр
ó
бленая,
а
ўон
á
,
оролеўа,
ў
юб и,
плато ,
Праздни
—
обряд
—
рит ал
211
211
орона,
ленты.
От,
она
там
х
ó
дить
и
спеў
á
ють
песни.
А
ид
é
р
¢
цэж
и
дзв
é
нь ае,
еўрэй
там
есть,
чорт
ó
з
рож ами,
а
жыдо
та и
орбаты,
а
ўон
¢
п
ó
лб
я
дасць.
[На
черте
был
выверн тый
ож х,]
хўост
та
™
сд
é
ланы»
(Радчиц –Кострово
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
А.
А.
Плотни ова).
Столь
насыщенном
значимыми
призна ами
персонаж
в
обрядах
отводится
важная
роль.
На
У раине
и
в
Польше
ряженый
«еврей»
ча-
ств ет
в
рождественс их
и
арнавальных
обходах
с
« озой»
или
«т ронем»,
причем
непосредственно
сопровождает
этот
символ
плодо-
родия,
танц ет
с
ним,
одновременно
сам
олицетворяя
плодоносн ю
си-
л ,
очень
от ровенно
заи рывая
с
дев ш ами
(Czaja
1906:
43,
51).
В
Польше
во
время
рождественс их
обходов
ряженом
«еврею»
от-
водилась
роль
победителя
Смерти;
та им
образом,
он
становился
сим-
воличес им
дарителем
жизни
(Ca
ła
1992:
124).
Из
Чехии
на
маслениц
можно
было
наблюдать
след ющие
сцены:
«В
Врбчанах...
м жчины
и
женщины
ходят
одетыми
евреем
и
еврей-
ой,
ино да
и
медведем.
Они
бе ают
по
сельс ой
площади,
аждо о
о -
ри ивают
и
заставляют
всех
нюхать
таба ,
даже
и
детей,
собирая
за
это
б лоч и.
Хозяй а
срывает
с
медведя
лочо
ороховой
соломы
или
лос
точе
с
остюма
еврея
и
ладет
их
под
сынь,
чтобы
они
хорошо
сидели»
(Бо атырев
1971:
40).
Этот
пример
яр о
иллюстрир ет
пред-
ставления
о
ма ичес их
(прод цир ющих)
свойствах
предметов,
при-
надлежащих
«ч жим».
У
поля ов
ряженая
«цы ан а»
с
лой
и
метлой
в
р
ах
встре-
чала
молодых
по
возвращении
из
остела,
а
во
время
свадебно о
ве-
селья
время
от
времени
подавала
ребен а
(
л )
невесте
(молодой)
(Ca
ła
1992:
129;
Janicka Krzywda
1981:
149).
Ряженый
«еврей»
был
основным
ероем
ш точных
интермедий
(например,
«вы
па
невес-
ты»),
разы рываемых
на
польс ой
свадьбе
(
Goldberg
-
Mulkiewicz
1978;
Kolberg
DW
3:
194;
Kolberg
DW
10:
89;
Kolberg
DW
9:
260,
320).
«Еврей»
или
пара
«евреев»
тор овались
за
невест ,
предла ая
«вы-
п»
—
нарезанные
р ж ами
брю в
(«талеры»)
и
мор овь
(«д
а-
ты»);
прис тствовавшие
обвиняли
их
в
обмане,
оворя,
что
вместо
дене
них
«пархи»
и
«вши»
(о р.
Познани;
Kolberg
DW
11:
177).
«Евреи-
пцы»
тор овались
о
«ялов е»
(т.
е.
невесте),
расплачива-
ясь
череп ами,
после
че о
следовал
обязательный
танец
невесты
с
«евреем»,
а
молодой
ощал
«евреев»
вод ой
(о р.
Радома;
Kolberg
DW
20:
144).
Ряженый
«еврей»
прис тствовал
в
свите
жениха
(о р.
Радома;
Kolberg
DW
20:
165).
В
похоронном
обряде
(Карпаты,
Моравия)
«еврей»
был
частни ом
«и р
при
по ойни е».
Ряженый
«еврей»
изображал
по ойни а,
во р
оторо о
с
насмеш ами
ходили
частни и
и ры
и
пели:
«Умер
нас
213
V.1.
Образ
«ч жо о»
в
народной
демоноло ии
славян
Значительн ю
роль
в
фоль лорно-мифоло ичес ом
соз-
нании
и рает
соотнесение
представителей
др
их
этносов
с
персонажами
народной
демоноло ии.
Столь
стойчивая
ассоциация
об словлена
пред-
ставлением,
что
инородцев
(иноверцев)
нет
д ши
(см.
I.4
),
и
потом
все
они
причисляются
разряд
«не-людей»,
выст пая
а
возможные
во-
площения
нечистой
силы.
Еще
раз
о
происхождении
«ч жих».
Народная
этиоло ия
появление
«ч -
жих»
этносов
ставит
в
прям ю
зависимость
с
деятельностью
черта.
У ра-
инцы,
например,
считали
ц лов
потом ами
дев ш и
и
щезни а
(черта)
(Гнатю
1902а:
57–58);
черт
причастен
сотворению
поля ов:
со ласно
раинс ой
по овор е,
«на
один
опил
дiдь о
всiх
ляхiв
строiв»
(Номис
1864:
19).
Представление
о
«родстве»
нечистой
силы
и
евреев
отражает
др
ая
раинс ая
по овор а
—
«Що
чорт,
що
жид,
то
рiдниi
брати»
(Номис
1864:
155).
Подробнее
об
этих
фоль лорных
сюжетах
см.
I.1
.
Представлениями
о
родстве
инородцев
и
иноверцев
с
нечистой
си-
лой
об словлены
и
рьезные
свидетельства
об
особенностях
рещения
представителей
др
их
этносов.
Пос оль
цы ане
произошли
от
черта
и
дев ш и-е иптян и,
их
и
рестят
толь о
по
пояс,
ведь
они
толь о
на-
половин
люди:
«христийанин
з
оры,
а
з
дол
та
йа
шчез-бы
дыт о
[сверх
христианин,
а
сниз
черт]»
(Галиция,
Гнатю
1902:
33–34).
Нечистая
сила
в
обли е
«ч жо о»
.
В
сил
родства
с
иноземцами,
черт
(а
ино да
и
леший,
и
водяной)
охотно
принимает
обли
«ч жо о»
(немца,
франц за,
литовца,
«пана»
и
др.
—
СД
2:
416–417;
Белова
2001).
Нечис-
тая
сила
появляется
в
виде
«хлопця
та о о,
я
орап»
(
р.,
Милорадович
1991:
418);
«Чорт
мо
появитца
в
виде
жыда.
Нос
не о
рюч ом.
Был
в
шапоч е»
(Хоробичи
Городнянс о о
р-на
Черни овс ой
обл.,
ПА
1980,
зап.
А.
Б.
Ключевс ий).
Ино да
в
обли е
нечистой
силы
сочетаются
чер-
ты
внешности
различных
этничес их
и
«социальных»
соседей:
та ,
в
одной
полесс ой
былич е
черт,
я обы
«побратавшийся»
с
панами
и
немцами,
является
в
«панс ом
фра е
с
хвостом»,
расном
« апелю-
ше»
и
длинных
ч л ах,
« а
еврея»
(Pietkiewicz
1938:
206).
Черт
принимает
вид
еврея,
чтобы
похитить
рестьянина
ч десный
цвето
папоротни а:
«У
одно о
м жи а
пропали
волы
в
день
К пайла,
м жи
пошел
их
отыс ивать;
проходил
до
ночи
и
волов
не
отыс ал.
Уставши,
он
ле
отдохн ть
и
не
заметил
то о,
что
ле
о оло
папоротни а.
В
полночь
цвет
папоротни а
пал
м жи
в
„постоли“.
Просн вшись,
м жи
знал,
бла одаря
этом
цвет ,
де
е о
волы,
пришел
прямо
ним
и
по нал
их
домой.
Доро ой
встречается
с
ним
старый
жид.
Жид
Из
народной
демоноло ии
217
217
жи ,
и
еврей,
и
пан
(Белова
1999б:
97;
Фран о
1898:
215–216;
Гнатю
1912:
108–109;
Siewiński
1903:
85;
Сержп тоўс i
1930:
223–226;
о
сла-
вяно-еврейс их
параллелях
относительно
это о
сюжета
см.
V.2
).
В
бело-
р сс ой
былич е
олоритно
описывается,
а
«черт,
или
домовой
татар-
с ий»,
оторый
все да
прилетает
на
ладбище,
о да
там
происходят
похороны
татарина,
не
пощадил
проезжавше о
мимо
еврея,
зад шив
е о
(
Federowski
1897:
237).
По
расс аз
из
Западной
Галиции,
еврей
ночью
в
лес
встретил
дв х
północnic
(лесных
демонов,
см.:
СД
2:
92–93),
о-
торые
хотели
напасть
на
не о
и
«о рестить»
(
Kosiński
1904:
6).
Полесс ая
былич а
повеств ет
о
явлении
женщине-баптист е
во
сне
черта.
Нечистая
сила
предстает
в
виде
черно о
«пана»
с
онс ими
опы-
тами:
«[Приснился
одной
женщине
сон,
что
пришел]
пан,
черный,
разо-
детый.
„Всё
меня
забавл
é
е,
шоб
я
нэ
брал
á
ся
до
цэр ви.
А
я
не
мо
ид-
ти
—
а
он
пришел,
ни де
не
мо
найти
х ст и.
То да
я
пере рестила-
ся
и
ё
ó
пере рестила.
Он
отчэпился“.
Вин
пойшов
до
м
á
стера
(вон
á
бап-
тыст ой
была),
сел
ей
на
олени,
став
рывить
е
™
,
дразнить,
обн
é
ў
е
é
,
з -
бы
вытрышчыв
и
сьмэ
é
цца.
[А
а
он
вы лядел?]
Я
пан.
Тр
¨
ба
на
опы-
ты
дывытысь
онсь ые
[
не о
онс ие
опыта
на
обеих
но ах]»
(П.
И.
Олешч
,
Олт ш
Малоритс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1977,
зап.
А.
В.
Г ра).
Избавиться
от
домо ательств
«нечисто о»
баптист е
дается
толь о
после
то о
а
она
осеняет
себя
и
черта
рестным
знамением.
По
белор сс ом
поверью,
чтобы
избавить
еврея
от
домо ательств
черта,
н жно
было
осенить
е о
рестом
(Демидович
1896:
109).
Общая
с дьба
ожидала,
со ласно
поверьям
полеш
ов,
людей,
мерших
не
своей
смертью
—
независимо
от
их
онфессиональной
принадлежности:
они
становились
ходячими
по ойни ами.
Правда,
в
отличие
от
«своих»,
ходячий
по ойни -еврей,
на
оторо о
при
жизни
наводила
порч
е о
жена,
предпочитал
являться
в
полдень
на
Ивана
К пал :
«Перев
é
дены
хто,
то
фсе
х
ó
д ць
и
м
ý
чаца.
Я
я
была
на
Иўана
К пально о
ў
день,
и
сонцэ
светило.
Ид
я
до
дом ,
стречаю
С
ó
хар
(то
еўрейчи
быў
нас,
та
ё о
та
лас оўо
звали).
Идэ
ўон
з
доро ою,
а
я
ш
забыла,
што
ўон
мёр.
Пришла
до
дом
и
д мала:
хто
ш
это,
С
ó
хор
чи
хто?
Та
и
др
ие
азали,
што
бачили
йо
ó
,
а
ўон
фсё
днём
ходил.
Гов
ó
рят,
што
жэна
ё о
и
перевил
á
»
(П.
Т.
Дранец,
1911
.
р.,
Хоромс
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1976,
зап.
Н.
А.
Волочаева).
Особым
образом
следовало
обращаться
с
предметами,
бывшими
в
со-
при основении
с
пот сторонними
силами.
Вот
а
пост пали
в
Полесье
с
полотном,
за р ченным
вихрем
(ср.
широ о
распространенное
поверье,
что
в
вихре
с рывается
черт
—
СД
1:
379–380):
«Я
вихор
полотно
за-
р тиць,
цер ви
е о
вешали
и
на
хфи
ры
вешали,
што
на
росходних
доро ах,
хфарт
и
из
них
шили,
чи
та
вешали.
Каз
á
ли
шче,
старц
á
м
[странни ам,
нищим]
даць,
чи
жид
ý
прод
á
ць,
чи
цы ан .
Та
é
шче
бы-