Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3358

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

IV

210

210

висить.

 

И

 

оз

 

 

выверн ть

 

пол ш бо ,

 

шерстью

 

наверх,

 

р

ó

и.

 

Жид

 

той

тор ов

á

ў

 

оз .

 

А

 

жид

 

бяжит,

 

бяжит,

 

да

 

с

¸

дэ

 

оправлятца.

 

А

 

тады

 

ўжэ

 

бо-

родой

 

подтёр.

 

Цы

á

н

 

п

ý

ою

 

бье»

 

(Верхние

 

Жары

 

Бра инс о о

 

р-на

 

Го-

мельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

А.

 

А.

 

Астахова);

«З

 

азой

 

х

ó

дыли

 

в

 

мас ах:

 

ў

 

ц

¢

ана

 

и

 

цы ан и

 

 

ч

ó

рна

 

мас а;

ў

 

дела

 

 

расная;

 

ў

 

жыд

á

 

 

б

é

ла,

 

рыв

á

;

 

ў

 

салдата

 

 

расная,

расыва.

О о- о

 

аз

á

,

О о- о

 

с

ра,

Дэ

 

ты

 

ход

¢

ла,

Дэ

 

ты

 

бл д

¢

ла.

 

Ой

 

я

 

ход

¢

ла,

Ой

 

я

 

бл д

¢

ла

Па

 

тёмных

 

лес

á

х,

Па

 

шч

¢

рых

 

бар

á

х.

 

Шчо

 

ты

 

в

дила?

 

Ой

 

я

 

в

дила

Трех

 

стрэльц

ó

ў-борц

ó

ў,

Д

ó

брых

 

молодц

ó

ў,

Стр

¨

лили

 

оз

ý

У

 

л

вэ

 

ý

хо.

П

á

дала

 

аз

á

Та

 

вжэ

 

и

 

нэ

 

жыв

á

.

О

 

цэ

 

я

 

с

á

жэш,

 

тад

¢

 

аз

á

 

бры

 

та

 

и

 

нэ

 

жыв

á

.

 

Дид

 

тад

¢

 

á

жэ

 

на

евр

¨

я:

 

„Еврэй,

 

та

 

п

¢

 

аз

ý

“.

 

Йан

¢

 

там

 

тар

ý

юца.

 

Тад

¢

 

ўжэ

 

танцы,

ц

¢

ан

 

з

 

цы ан ою,

 

салдат

 

з

 

салдатом

 

и

 

дид,

   

д

да

 

орб

 

з

 

оноп

¨

ль,

 

да

та

¢

й

 

неў люжый,

 

да

   

цы ан ы

 

юб а»

 

(Верхние

 

Жары

 

Бра инс о о

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

И.

 

М.

 

Тарчинец);

«Король

 

и

 

оролева,

 

и

 

р

¢

цэж,

 

смерть

 

ходить

 

с

 

осою:

Chodzilam,

 

bladzilam,

Zaledwie

 

zmarzlam,

Ale

 

w

 

tym

 

domku

Krola

 

znalazlam.

Это

 

при

 

Польшчы

 

ход

ли.

 

От

 

он

á

 

жэ

 

пл

á

чэ

 

по

 

ём:

О

 

менж

 

оханы,

Цо

 

бендэ

 

робичь?

А

 

ён

 

жэ

 

прыдёть

 

и

 

раз

 

 

ос

 

за

 

шэю

 

зал

ó

жўае,

 

оса

 

та

á

 

малень-

ая.

 

Ўот,

 

ид ть

 

он

¢

 

там,

 

а

 

ўон

 

сидыть,

 

тый

 

р ль,

 

бр

á

ны,

   

я

ó

 

там

шап а

 

та ая,

 

з

 

б ма и

 

зр

ó

бленая,

 

а

 

ўон

á

,

 

оролеўа,

 

ў

 

юб и,

 

плато ,


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

211

211

орона,

 

ленты.

 

От,

 

она

 

там

 

х

ó

дить

 

и

 

спеў

á

ють

 

песни.

 

А

 

ид

é

 

р

¢

цэж

 

и

дзв

é

нь ае,

 

еўрэй

 

там

 

есть,

 

чорт

ó

 

з

 

рож ами,

 

а

 

жыдо

 

та и

 

орбаты,

а

 

ўон

¢

 

п

ó

 

лб

 

я

 

дасць.

 

[На

 

черте

 

был

 

выверн тый

 

ож х,]

 

хўост

та

 

сд

é

ланы»

 

(Радчиц –Кострово

 

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

ПА

 

1984,

 

зап.

 

А.

 

А.

 

Плотни ова).

Столь

 

насыщенном

 

значимыми

 

призна ами

 

персонаж

 

в

 

обрядах

отводится

 

важная

 

роль.

 

На

 

У раине

 

и

 

в

 

Польше

 

ряженый

 

«еврей»

 

ча-

ств ет

 

в

 

рождественс их

 

и

 

арнавальных

 

обходах

 

с

 

« озой»

 

или

«т ронем»,

 

причем

 

непосредственно

 

сопровождает

 

этот

 

символ

 

плодо-

родия,

 

танц ет

 

с

 

ним,

 

одновременно

 

сам

 

олицетворяя

 

плодоносн ю

 

си-

л ,

 

очень

 

от ровенно

 

заи рывая

 

с

 

дев ш ами

 

(Czaja

 

1906:

 

43,

 

51).

В

 

Польше

 

во

 

время

 

рождественс их

 

обходов

 

ряженом

 

«еврею»

 

от-

водилась

 

роль

 

победителя

 

Смерти;

 

та им

 

образом,

 

он

 

становился

 

сим-

воличес им

 

дарителем

 

жизни

 

(Ca

ła

 

1992:

 

124).

Из

 

Чехии

 

на

 

маслениц

 

можно

 

было

 

наблюдать

 

след ющие

 

сцены:

«В

 

Врбчанах...

 

м жчины

 

и

 

женщины

 

ходят

 

одетыми

 

евреем

 

и

 

еврей-

ой,

 

ино да

 

и

 

медведем.

 

Они

 

бе ают

 

по

 

сельс ой

 

площади,

 

аждо о

 

о -

ри ивают

 

и

 

заставляют

 

всех

 

нюхать

 

таба ,

 

даже

 

и

 

детей,

 

собирая

 

за

 

это

б лоч и.

 

Хозяй а

 

срывает

 

с

 

медведя

 

лочо

 

ороховой

 

соломы

 

или

лос

точе

 

с

 

остюма

 

еврея

 

и

 

ладет

 

их

 

под

 

сынь,

 

чтобы

 

они

 

хорошо

сидели»

 

(Бо атырев

 

1971:

 

40).

 

Этот

 

пример

 

яр о

 

иллюстрир ет

 

пред-

ставления

 

о

 

ма ичес их

 

(прод цир ющих)

 

свойствах

 

предметов,

 

при-

надлежащих

 

«ч жим».

У

 

поля ов

 

ряженая

 

«цы ан а»

 

с

 

лой

 

и

 

метлой

 

в

 

р

ах

 

встре-

чала

 

молодых

 

по

 

возвращении

 

из

 

остела,

 

а

 

во

 

время

 

свадебно о

 

ве-

селья

 

время

 

от

 

времени

 

подавала

 

ребен а

 

(

л )

 

невесте

 

(молодой)

(Ca

ła

 

1992:

 

129;

 

Janicka Krzywda

 

1981:

 

149).

 

Ряженый

 

«еврей»

 

был

основным

 

ероем

 

ш точных

 

интермедий

 

(например,

 

«вы

па

 

невес-

ты»),

 

разы рываемых

 

на

 

польс ой

 

свадьбе

 

(

Goldberg

-

Mulkiewicz

 

1978;

Kolberg

 

DW

 

3:

 

194;

 

Kolberg

 

DW

 

10:

 

89;

 

Kolberg

 

DW

 

9:

 

260,

 

320).

«Еврей»

 

или

 

пара

 

«евреев»

 

тор овались

 

за

 

невест ,

 

предла ая

 

«вы-

п»

 

 

нарезанные

 

р ж ами

 

брю в

 

(«талеры»)

 

и

 

мор овь

 

(«д

а-

ты»);

 

прис тствовавшие

 

обвиняли

 

их

 

в

 

обмане,

 

оворя,

 

что

 

вместо

дене

   

них

 

«пархи»

 

и

 

«вши»

 

(о р.

 

Познани;

 

Kolberg

 

DW

 

11:

 

177).

«Евреи-

пцы»

 

тор овались

 

о

 

«ялов е»

 

(т.

 

е.

 

невесте),

 

расплачива-

ясь

 

череп ами,

 

после

 

че о

 

следовал

 

обязательный

 

танец

 

невесты

 

с

«евреем»,

 

а

 

молодой

 

ощал

 

«евреев»

 

вод ой

 

(о р.

 

Радома;

 

Kolberg

DW

 

20:

 

144).

 

Ряженый

 

«еврей»

 

прис тствовал

 

в

 

свите

 

жениха

 

(о р.

Радома;

 

Kolberg

 

DW

 

20:

 

165).

В

 

похоронном

 

обряде

 

(Карпаты,

 

Моравия)

 

«еврей»

 

был

 

частни ом

«и р

 

при

 

по ойни е».

 

Ряженый

 

«еврей»

 

изображал

 

по ойни а,

 

во р

оторо о

 

с

 

насмеш ами

 

ходили

 

частни и

 

и ры

 

и

 

пели:

 

«Умер

   

нас


background image

background image

213

V.1.

 

Образ

 

«ч жо о»

в

 

народной

 

демоноло ии

 

славян

Значительн ю

 

роль

 

в

 

фоль лорно-мифоло ичес ом

 

соз-

нании

 

и рает

 

соотнесение

 

представителей

 

др

их

 

этносов

 

с

 

персонажами

народной

 

демоноло ии.

 

Столь

 

стойчивая

 

ассоциация

 

об словлена

 

пред-

ставлением,

 

что

   

инородцев

 

(иноверцев)

 

нет

 

д ши

 

(см.

 

I.4

),

 

и

 

потом

 

все

они

 

причисляются

   

разряд

 

«не-людей»,

 

выст пая

 

а

 

возможные

 

во-

площения

 

нечистой

 

силы.

Еще

 

раз

 

о

 

происхождении

 

«ч жих».

 

Народная

 

этиоло ия

 

появление

 

«ч -

жих»

 

этносов

 

ставит

 

в

 

прям ю

 

зависимость

 

с

 

деятельностью

 

черта.

 

У ра-

инцы,

 

например,

 

считали

 

ц лов

 

потом ами

 

дев ш и

 

и

 

щезни а

 

(черта)

(Гнатю

 

1902а:

 

57–58);

 

черт

 

причастен

   

сотворению

 

поля ов:

 

со ласно

раинс ой

 

по овор е,

 

«на

 

один

 

опил

 

дiдь о

 

всiх

 

ляхiв

 

строiв»

 

(Номис

1864:

 

19).

 

Представление

 

о

 

«родстве»

 

нечистой

 

силы

 

и

 

евреев

 

отражает

др

ая

 

раинс ая

 

по овор а

 

 

«Що

 

чорт,

 

що

 

жид,

 

то

 

рiдниi

 

брати»

(Номис

 

1864:

 

155).

 

Подробнее

 

об

 

этих

 

фоль лорных

 

сюжетах

 

см.

 

I.1

.

Представлениями

 

о

 

родстве

 

инородцев

 

и

 

иноверцев

 

с

 

нечистой

 

си-

лой

 

об словлены

 

и

 

рьезные

 

свидетельства

 

об

 

особенностях

 

рещения

представителей

 

др

их

 

этносов.

 

Пос оль

 

цы ане

 

произошли

 

от

 

черта

и

 

дев ш и-е иптян и,

 

их

 

и

 

рестят

 

толь о

 

по

 

пояс,

 

ведь

 

они

 

толь о

 

на-

половин

 

люди:

 

«христийанин

 

з

 

оры,

 

а

 

з

 

дол

 

та

 

йа

 

шчез-бы

 

дыт о

[сверх

 

христианин,

 

а

 

сниз

 

черт]»

 

(Галиция,

 

Гнатю

 

1902:

 

33–34).

Нечистая

 

сила

 

в

 

обли е

 

«ч жо о»

.

 

В

 

сил

 

родства

 

с

 

иноземцами,

 

черт

 

ино да

 

и

 

леший,

 

и

 

водяной)

 

охотно

 

принимает

 

обли

 

«ч жо о»

 

(немца,

франц за,

 

литовца,

 

«пана»

 

и

 

др.

 

 

СД

 

2:

 

416–417;

 

Белова

 

2001).

 

Нечис-

тая

 

сила

 

появляется

 

в

 

виде

 

«хлопця

 

та о о,

 

я

 

орап»

 

(

р.,

 

Милорадович

1991:

 

418);

 

«Чорт

 

мо

 

появитца

 

в

 

виде

 

жыда.

 

Нос

   

не о

 

рюч ом.

 

Был

 

в

шапоч е»

 

(Хоробичи

 

Городнянс о о

 

р-на

 

Черни овс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1980,

зап.

 

А.

 

Б.

 

Ключевс ий).

 

Ино да

 

в

 

обли е

 

нечистой

 

силы

 

сочетаются

 

чер-

ты

 

внешности

 

различных

 

этничес их

 

и

 

«социальных»

 

соседей:

 

та ,

в

 

одной

 

полесс ой

 

былич е

 

черт,

 

я обы

 

«побратавшийся»

 

с

 

панами

и

 

немцами,

 

является

 

в

 

«панс ом

 

фра е

 

с

 

хвостом»,

 

расном

 

« апелю-

ше»

 

и

 

длинных

 

ч л ах,

 

« а

   

еврея»

 

(Pietkiewicz

 

1938:

 

206).

Черт

 

принимает

 

вид

 

еврея,

 

чтобы

 

похитить

   

рестьянина

 

ч десный

цвето

 

папоротни а:

 

«У

 

одно о

 

м жи а

 

пропали

 

волы

 

в

 

день

 

К пайла,

м жи

 

пошел

 

их

 

отыс ивать;

 

проходил

 

до

 

ночи

 

и

 

волов

 

не

 

отыс ал.

Уставши,

 

он

 

ле

 

отдохн ть

 

и

 

не

 

заметил

 

то о,

 

что

 

ле

 

о оло

 

папоротни а.

В

 

полночь

 

цвет

 

папоротни а

 

пал

 

м жи

 

в

 

„постоли“.

 

Просн вшись,

м жи

 

знал,

 

бла одаря

 

этом

 

цвет ,

 

де

 

е о

 

волы,

 

пришел

 

прямо

 

ним

 

и

 

по нал

 

их

 

домой.

 

Доро ой

 

встречается

 

с

 

ним

 

старый

 

жид.

 

Жид


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

217

217

жи ,

 

и

 

еврей,

 

и

 

пан

 

(Белова

 

1999б:

 

97;

 

Фран о

 

1898:

 

215–216;

 

Гнатю

1912:

 

108–109;

 

Siewiński

 

1903:

 

85;

 

Сержп тоўс i

 

1930:

 

223–226;

 

о

 

сла-

вяно-еврейс их

 

параллелях

 

относительно

 

это о

 

сюжета

 

см.

 

V.2

).

 

В

 

бело-

р сс ой

 

былич е

 

олоритно

 

описывается,

 

а

 

«черт,

 

или

 

домовой

 

татар-

с ий»,

 

оторый

 

все да

 

прилетает

 

на

 

ладбище,

 

о да

 

там

 

происходят

похороны

 

татарина,

 

не

 

пощадил

 

проезжавше о

 

мимо

 

еврея,

 

зад шив

 

е о

(

Federowski

 

1897:

 

237).

 

По

 

расс аз

 

из

 

Западной

 

Галиции,

 

еврей

 

ночью

в

 

лес

 

встретил

 

дв х

 

północnic

 

(лесных

 

демонов,

 

см.:

 

СД

 

2:

 

92–93),

 

о-

торые

 

хотели

 

напасть

 

на

 

не о

 

и

 

«о рестить»

 

(

Kosiński

 

1904:

 

6).

Полесс ая

 

былич а

 

повеств ет

 

о

 

явлении

 

женщине-баптист е

 

во

 

сне

черта.

 

Нечистая

 

сила

 

предстает

 

в

 

виде

 

черно о

 

«пана»

 

с

 

онс ими

 

опы-

тами:

 

«[Приснился

 

одной

 

женщине

 

сон,

 

что

 

пришел]

 

пан,

 

черный,

 

разо-

детый.

 

„Всё

 

меня

 

забавл

é

е,

 

шоб

 

я

 

нэ

 

брал

á

ся

 

до

 

цэр ви.

 

А

 

я

 

не

 

мо

 

ид-

ти

 

 

а

 

он

 

пришел,

 

ни де

 

не

 

мо

 

найти

 

х ст и.

 

То да

 

я

 

пере рестила-

ся

 

и

 

ё

ó

 

пере рестила.

 

Он

 

отчэпился“.

 

Вин

 

пойшов

 

до

 

м

á

стера

 

(вон

á

 

бап-

тыст ой

 

была),

 

сел

 

ей

 

на

 

олени,

 

став

 

рывить

 

е

,

 

дразнить,

 

обн

é

ў

 

е

é

,

 

з -

бы

 

вытрышчыв

 

и

 

сьмэ

é

цца.

 

 

а

 

он

 

вы лядел?]

 

Я

 

пан.

 

Тр

¨

ба

 

на

 

опы-

ты

 

дывытысь

 

онсь ые

 

[

 

не о

 

онс ие

 

опыта

 

на

 

обеих

 

но ах]»

(П.

 

И.

 

Олешч

,

 

Олт ш

 

Малоритс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1977,

 

зап.

А.

 

В.

 

Г ра).

 

Избавиться

 

от

 

домо ательств

 

«нечисто о»

 

баптист е

 

дается

толь о

 

после

 

то о

 

а

 

она

 

осеняет

 

себя

 

и

 

черта

 

рестным

 

знамением.

 

По

белор сс ом

 

поверью,

 

чтобы

 

избавить

 

еврея

 

от

 

домо ательств

 

черта,

н жно

 

было

 

осенить

 

е о

 

рестом

 

(Демидович

 

1896:

 

109).

Общая

 

с дьба

 

ожидала,

 

со ласно

 

поверьям

 

полеш

ов,

 

людей,

мерших

 

не

 

своей

 

смертью

 

 

независимо

 

от

 

их

 

онфессиональной

принадлежности:

 

они

 

становились

 

ходячими

 

по ойни ами.

 

Правда,

 

в

отличие

 

от

 

«своих»,

 

ходячий

 

по ойни -еврей,

 

на

 

оторо о

 

при

 

жизни

наводила

 

порч

 

е о

 

жена,

 

предпочитал

 

являться

 

в

 

полдень

 

на

 

Ивана

К пал :

 

«Перев

é

дены

 

хто,

 

то

 

фсе

 

х

ó

д ць

 

и

 

м

ý

чаца.

 

Я

 

я

 

была

 

на

 

Иўана

К пально о

 

ў

 

день,

 

и

 

сонцэ

 

светило.

 

Ид

 

я

 

до

 

дом ,

 

стречаю

 

С

ó

хар

(то

 

еўрейчи

 

быў

   

нас,

 

та

 

ё о

 

та

 

лас оўо

 

звали).

 

Идэ

 

ўон

 

з

 

доро ою,

 

а

я

 

ш

 

забыла,

 

што

 

ўон

 

мёр.

 

Пришла

 

до

 

дом

 

и

 

д мала:

 

хто

 

ш

 

это,

 

С

ó

хор

чи

 

хто?

 

Та

 

и

 

др

ие

 

азали,

 

што

 

бачили

 

йо

ó

,

 

а

 

ўон

 

фсё

 

днём

 

ходил.

Гов

ó

рят,

 

што

 

жэна

 

ё о

 

и

 

перевил

á

»

 

(П.

 

Т.

 

Дранец,

 

1911

 

.

 

р.,

 

Хоромс

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1976,

 

зап.

 

Н.

 

А.

 

Волочаева).

Особым

 

образом

 

следовало

 

обращаться

 

с

 

предметами,

 

бывшими

 

в

 

со-

при основении

 

с

 

пот сторонними

 

силами.

 

Вот

 

а

 

пост пали

 

в

 

Полесье

 

с

полотном,

 

за р ченным

 

вихрем

 

(ср.

 

широ о

 

распространенное

 

поверье,

что

 

в

 

вихре

 

с рывается

 

черт

 

 

СД

 

1:

 

379–380):

 

«Я

 

вихор

 

полотно

 

за-

р тиць,

   

цер ви

 

е о

 

вешали

 

и

 

на

 

хфи

ры

 

вешали,

 

што

 

на

 

росходних

доро ах,

 

хфарт

и

 

из

 

них

 

шили,

 

чи

 

та

 

вешали.

 

Каз

á

ли

 

шче,

 

старц

á

м

[странни ам,

 

нищим]

 

даць,

 

чи

 

жид

ý

 

прод

á

ць,

 

чи

 

цы ан .

 

Та

é

 

шче

 

бы-