ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3473
Скачиваний: 2
Глава
V
218
218
вало,
што
и
за
ó
пвали,
але
не
зжи али
—
л чше
старц
ý
том
одд
á
ць.
К
á
ж ць,
т
ó
е
полотно
черт
¢
р т
™
ли»
(Боровое
Ро итновс о о
р-на
Ро-
венс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
А.
А.
Архипов),
—
полотно
следовало
выве-
сить
на
придорожный
рест,
отдать
нищем ,
продать
еврею
или
цы ан .
Инородцы
и
«нечистые»
животные.
Отс тствием
д ши
«ч жих»
объ-
ясняются
представления
о
том,
что
инородцы
способны
превращаться
в
животных.
Сюжеты
с
превращениями
евреев
в
различных
животных
являются
частью
традиционных
этиоло ичес их
расс азов.
Обращает
на
себя
внимание
тот
фа т,
что
с
евреями
в
славянс их
ле ендах
о
ме-
таморфозах
связаны
«нечистые»
звери
и
птицы,
имеющие
демониче-
с
ю
( а
ипостась
нечистой
силы
или
оборотней- олд нов)
или
хтони-
чес
ю
(связанн ю
с
«тем
светом»)
символи
,
—
свинья,
оза,
онь
(ло-
шадь),
вол ,
соро а,
ворон
(подробнее
см.:
Белова
1999:
87–92;
Белова
2000б;
Белова
2004,
по
аз.).
В
За арпатье
с ществовало
поверье,
что
д ша
мерше о
еврея
пере-
селяется
в
оня
(Г ра
1997:
44).
В
традиционных
верованиях
славян
онь,
лошадь
связаны
с
нечистой
силой.
В
За арпатье
считали,
что
в
о-
ня
обычно
обращается
опырь
(вампир),
босор аня
(ведьма),
босор
н
(ведьма ,
олд н),
черт
(Пот шня
1941:
71).
Сходное
поверье
о
том,
что
«лошадь
—
оборотень
дьявола»,
бытовало
и
в
др
их
ре ионах
У раины
(Подолия,
Литинс ий
.;
Ч бинсь ий
1995/
1:
52).
С ществ ет
представ-
ление,
что
и
сам
онь
происходит
из
черта.
По
арпатс ой
ле енде,
чело-
ве
тян л
борон ,
а
черт
сел
на
не о,
чтобы
еще
тяжелее
было.
Бо
пре-
вратил
черта
в
оня,
поэтом
« онь
—
нечистый
зверь.
За
то
и
не
вез ть
ними
мерця
(по ойни а.
—
О.
Б
.),
але
волами»
(Пот шня
1941:
109–110).
Из
домашних
животных
самым
любимым
евреями
считается
оза
(ср.
р с.
жидовс ая
орова
,
пол.
żydowskie
zwierz
).
В
Белор ссии
даже
считали,
что
разведение
в
хозяйстве
«жидовсь ы о
ст
á
т
»
—
оз
—
не
толь о
идет
в
щерб
разведению
овец,
но
и
сл жит
явным
призна ом
то-
о,
что
хозяин
или
то-ниб дь
из
е о
домашних
с лонен
«рызхрасц
™
цца»
(Ни ифоровс ий
1897:
156).
Вместе
с
тем
славян
быт ет
стойчивое
представление,
что
оза
сотворена
чертом
и
черт
может
принимать
об-
ли
озла.
Более
то о,
если
оз
по ропить
освященной
водой,
то
она
тотчас
же
подыхает
(
р.,
Ч бинсь ий
1995/1:
53).
Из
ди их
животных,
связанных,
со ласно
народным
верованиям,
а
с
нечистой
силой,
та
и
с
евреями,
отметим
вол ов.
«Евреями»
на-
зываются
вол и
в
белор сс их
за оворах:
«Святы
Юрай-Я орай
<...>
рассылай
сваiх
яўрэяў
(ваў оў)
па
цёмных
лясах,
па
дзi iх
балат
á
х...»
(Мо илевс ая
б.,
Гомельс ий
.,
Красная
Б да;
Романов
1891/5:
45;
Замовы
1992,
№
156;
Г ра
1997:
158).
Со ласно
поверьям
о
вол ах-обо-
ротнях
(
вол ола ах,
вов ола ах
),
«дети,
прижитые
в
„вов олачестве“
Из
народной
демоноло ии
219
219
(т.
е.
в
период,
о да
их
родители
были
обращены
в
вол ов
в
рез льтате
насланной
порчи
или
олдовства.
—
О.
Б
.),
та же
бывают
„вов ола а-
ми“.
Сделавшись
людьми,
они
становятся
„н
é
ствой“,
и
„мордвой“,
т.
е.
бывают
жидами,
цы анами
и
татарами,
несмотря
на
совершаемое
над
ними
христианс ое
рещение,
оторое
ним
не
пристает,
разве
та ое
рещение
совершит
священни ,
сам
бывший
о да-то
вов ола-
ом»
(Ни ифоровс ий
1897:
70).
Ряд
славянс их
этиоло ичес их
ле енд
расценивает
соро
а
пре-
вращенн ю
еврей
.
Ко да
Христос
ходил
по
земле,
евреи
не
верили
в
е о
ч деса
и
хотели
е о
перехитрить.
Спрятали
под
мостом
дев ш
с
длинными
осами
и
спросили,
то
там.
Христос
ответил:
«Соро а»,
и
вместо
дев ш и
под
мостом
о азалась
соро а
с
длинным
хвостом
(пол.,
р-н
Пшемышля;
Cała
1992:
90).
С
этим
сюжетом
соотносится
народное
представление
о
том,
что
в
соро
часто
превращаются
ведьмы;
бит ю
соро
вешали
в
хлев
а
обере
от
нечистой
силы
(СД
1:
298–299).
От-
метим
та же
поверье,
что
«соро а
сотворена
чертом,
она
сл жит
ем
вместо
лошади,
потом -то
бит ю
соро
вешают
в
онюшне,
чтобы
со-
хранить
от
черта
своих
лошадей»
(Ч бинсь ий
1995/1:
67).
Воробьи
—
ч
ó
ртово
нас
™
нне
—
«вышли
из
чертей»,
но
одновре-
менно
считаются
произошедшими
из
озье о
помета,
оторый
евреи
прятали
в
свои
п хови и
(Ч бинсь ий
1995/1:
65).
Своеобразное
«родство»
чертей,
евреев
и
воробьев
проявляется
и
в
раинс ом
пове-
рье:
вихрь
(черта)
можно
ото нать
словами
«на
сала!»,
«
цый,
сала!»,
потом
что
он
«не
любит
сала
та
же,
а
и
евреи,
считающиеся
е о
подчиненными»
(Ч бинсь ий
1995/1:
40–41).
V.2.
Демоноло ичес ие
сюжеты
в
росс
льт рном
пространстве
Плохая
примета,
если
доро
перейдет
водонос
с
п сты-
ми
ведрами
или
поп;
при
встрече
со
священни ом
бросают
ем
вслед
со-
лом ,
чтобы
о радить
себя
от
неприятных
последствий
этой
встречи.
Пе-
ред
тем
а
положить
в
олыбель
новорожденно о
ребен а,
т да
лад т
ота.
Первый
выпавший
ребен а
з б
бросают
на
печь
со
словами:
«На
остяной,
дай
железный».
Чтобы
защитить
с от
от
«зло о»,
в
хлев
ве-
шают
бит ю
соро
.
Ласточ и
зим ют
под
водой,
сцепившись
лап ами
«шн ром»,
а
перед
Пасхой
вылетают
и
возвращаются
в
свои
незда...
Эти
и
мно ие
др
ие
подобные
приметы
и
поверья
общеизвестны
и
широ о
быт ют
среди
восточнославянс о о
населения
Полесья,
Подо-
лии,
Карпат,
а
та же
в
Польше.
Одна о
приведенные
выше
записи
—
не
очередное
дополнение
в
опил
славянс их
народных
с еверий.
Дело
в
том,
что
данные
свидетельства
были
записаны
в
еврейс ой
Глава
V
220
220
среде
в
Польше
и
на
Волыни
и
составляли,
с
точ и
зрения
и
носителей
традиции,
и
собирателей,
фа ты
еврейс ой
льт ры,
являясь
приме-
рами
«еврейс их»
верований
(Lilientalowa
1898:
279;
Lilientalowa
1900:
321–322;
Lilientalowa
1905:
166).
Подобные
«дословные»
совпадения
в
сфере
народной
льт ры,
особенно
если
речь
идет
о
традициях
ре ионов
тесных
этно
льт рных
онта тов,
хара терны
и
вполне
ор аничны.
Именно
та ой
материал
предоставляет
исследователям
бо атые
возможности
для
из чения
проблемы
льт рно о
взаимовлияния
и
проницаемости
раниц
в
сфе-
ре
народных
верований,
обрядности
и
фоль лора.
Демоноло ия
без
раниц.
В
системе
традиционной
д ховной
льт ры
с ществ ет
еще
одна
область,
от рытая
для
этно
льт рных
онта тов.
Это
область
народной
демоноло ии:
до
наших
дней
фоль лорные
демо-
ноло ичес ие
представления
сохраняют
хара тер
а т альных
верова-
ний,
демонстрир я
не
толь о
стойчивость
архаичес их
моделей
в
на-
родном
сознании,
но
и
достаточно
а тивный
обмен
персонажами
и
веро-
ваниями
в
полиэтничес их
ре ионах.
Что
асается
славянс ой
и
еврей-
с ой
традиций,
то,
несмотря
на
л бо ие
различия
в
разных
сферах
народ-
ной
льт ры,
в
сфере
народной
демоноло ии
ос ществляется
а
раз
меж
льт рный
диало ,
в
отором
обе
стороны
проявляют
взаимн ю
за-
интересованность.
На
эт
особенность
обратили
внимание
еще
П.
П.
Ч бин-
с ий,
оворивший
о
сходстве
в
демоноло ичес их
представлениях
раин-
цев
и
евреев
(Ч бинс ий
1872/7:
58),
и
С.
А.
Ан-с ий,
подчер ивавший,
что
низшая
мифоло ия,
по
с ществ ,
не
знает
онфессиональных
раниц
(ЕНС:
434).
Именно
этом
аспе т
бытования
славянс их
и
еврейс их
де-
моноло ичес их
сюжетов
и
представлений
посвящен
данный
раздел.
Мы
не
ставили
своей
целью
смоделировать
не
ю
един ю
паради -
м
для
описания
взаимоотношений
демоноло ичес их
элементов
сосед-
ств ющих
льт р;
наша
работа
с орее
представляет
собой
попыт
на-
метить
не оторые
значимые
позиции,
в
оторых
демоноло ичес ие
ве-
рования
одной
традиции
обретают
а т альность
для
носителей
др
ой
традиции
и
начинают
работать
механизмы
взаимообмена
фоль лор-
ным
материалом
(представляется,
что
обмен
демоноло ичес ими
сю-
жетами/мотивами
и
персонажами
имеет
т
же
природ ,
что
и
обмен
ма ичес ими
и
олдовс ими
пра ти ами).
«Демоноло ичес ие
ниверсалии»
в
ло альной
традиции.
Одним
из
общих
мест
народной
демоноло ии
является
представление
о
том,
что
нечистая
сила
часто
и
охотно
принимает
обли
инородца
или
иновер-
ца,
причем
для
аждой
ло альной
традиции
набор
«ч жих»
в
этой
ро-
ли
во
мно ом
определяется
составом
реально о
этничес о о
соседства
Из
народной
демоноло ии
221
221
(подробнее
см.:
Белова
1999б).
Та ,
для
рассматриваемых
нами
ре ио-
нов
славяно-еврейс их
онта тов
хара терны
след ющие
ипостаси
нечистой
силы,
а
бы
зер ально
отражающие
др
др
а.
Славянс ая
традиция:
черт
—
«пан»,
еврей
(
р.,
Ч бинсь ий
1995/2:
42;
пол.,
Świ tek
1893:
547),
причем
ино да
отмечается,
что
изображение
черта
в
виде
« а о о-то
жида»
можно
видеть
в
цер ви
наряд
с
изображе-
нием
Спасителя
(Тр севич
1865/57:
225);
домовой
(
домови
)
—
в
виде
«малень о о
бородато о
еврея»
(Галиция;
Гнатю
1912:
XVI);
водяной
—
в
виде
«малень о о
еврея
в
ермол е
и
халате»
(Baranowski
1981:
93).
Еврейс ая
традиция:
черт
—
«пан»,
« ой»
(инородец),
« аза »
(О о-
лович
2002).
В
охранительных
те стах
на
еврейс их
ам летах
помина-
ется
демоничес ое
с щество
Емарей
Емаревич
(ин
б),
оторый
являет-
ся
женщинам
в
образе
м жа,
м жчины,
помещи а
или
бо ато о
обыва-
теля-христианина,
христианс о о
д ховно о
лица,
или
же
просто
не-
еврея
(Ма ид
1910:
589).
В
основном
эти
персонажи
появляются
в
былич ах
о
встрече
чело-
ве а
с
нечистой
силой,
но
ино да
являются
и
в
«материальном»
обличье,
например,
а
персонажи
обрядово о
ряжения.
Та ,
в
описании
еврей-
с ой
свадьбы,
сделанном
польс им
собирателем
в
.
Сл ц е
(Белор с-
сия),
фи
рир ет
след ющий
эпизод.
После
свадебно о
ощения
прямо
на
столах
было
разы рано
представление,
сценарий
оторо о
состоял
в
том,
что
молодая
еврей а
влюбилась
в
христианина,
семья
оваривала
ее
од маться,
но
оворы
и
розы
не
помо али;
то да
встала
из
роба
по-
ойная
баб а
девицы
и
запела
на
«немец о-еврейс ом
жар оне»:
Aus
dem
Grübe
gestunden
und
zu
di
gekumen.
O
Mädchen,
o
mädchen!
Willst
du
zu
Hause
gehen!
Но
и
явление
по ойной
баб ш и
не
возымело
действия.
То да
на
стол
влезли
четыре
черта,
одетые
в
ланс ие
м ндиры
с
оранжевыми
лентами,
в
оранжевых
ас ет ах,
с
саблями
и
несли
строптив ю
де-
виц
в
пе ло
(Kolberg
DW
52:
305).
Широ о
распространенный
сюжет
о
ч десной
наход е
(челове
на-
ходит
на
доро е
барана,
телен а,
овц
и
т.
п.,
хочет
взять
наход
домой,
но
найденное
животное
с
хохотом
исчезает,
летает,
ныряет
в
вод
и
т.
п.,
потом
что
в
обли е
животно о
с рывается
нечистая
сила)
в
славянс ой
традиции
ино да
имеет
в
ачестве
лавно о
ероя
еврея
(Полесье
—
Белова
1999б:
97;
Белор ссия
—
Сержп тоўс i
1930:
223–226;
При арпатье
—
Гнатю
1912:
108–109,
а
та же
Фран о
1898:
215–216,
де
сюжет
при-
рочен
ан н
праздни а
К щей:
перед
праздни ом
найденный
баран
исчез
из
сарая,
та
а
это
был
«лихий»,
оторый
потом
переверн л
воз
Глава
V
222
222
еврея
в
доро е,
ч ть
не
бив
е о;
встречаются
и
нраво чительные
вариан-
ты
—
«страшная»
встреча
поб ждает
еврея
рещению;
см.:
Белова
2001б:
215).
В
еврейс ом
фоль лоре
этот
сюжет
та же
хорошо
известен
(см.:
О олович
2002;
О олович
2002а:
150;
О олович
2003),
при
этом
де-
мон-ш тни
не
толь о
страшающе
хохочет,
но
и
передразнивает
речь
евреев,
намеренно
ис ажая
ее,
подчер ивая
славянс ий
а цент).
Подобно
том
а
истории
о
ч десной
наход е
ино да
тра т ются
а
«еврейс ие»
(т.
е.
в
данной
ло альной
традиции
расс азываются
в
ачестве
«местных
меморатов»
применительно
евреям,
а ,
напри-
мер,
ци л
быличе
о
Герш о
Щербатом
в
с.
Олт ш
Малоритс о о
р-на
Брестс ой
обл.;
см.:
Белова
1999б:
97),
ниверсальный
сюжет
о
мате-
ри,
оторая
после
смерти
приходит
ормить
младенца,
может
перехо-
дить
в
разряд
ло ально
о рашенных
сюжетов.
Та ,
в
с.
Золот ха
Калин овичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.
расс а-
зывали:
«Да
был
жыд,
а
не о
жена
м
é
рла,
Мал а.
[Остался
ребе-
но .]
Я
запл
á
че,
ён
алыше,
я
запл
á
че,
ён
алыше.
[Ка -то
ночью
слышит
чмо анье.]
Ён
баица
алыс е
падхадить.
Спрашыват
баб:
„Што
мне
р
á
бить?“
А
бабы
на чили
е о:
пи
б
ó
льшый
аршо ,
по-
ставь
ле
ой и
и
свеч
заж и
и
арш ом
при рой.
Я
алыс а
цм
ó
-
ае,
аршо
збрось.
[Ночью
видит:]
Мал а
стаить
и
циц
да
é
.
Ён
ар-
шо
ат ин л,
ёна
и
аварить:
„Знай,
Еля,
абы
ты
та
не
зрабил,
я
б
тебе
Шай
вс ормила.
А
теперь
не
пабачыш
меня
больше“»
(ПА
1983,
зап.
В.
А.
Ба рянцева).
Вариант
это о
сюжета,
та же
при роченный
быт
соседей-евреев,
был
записан
в
1985
.
и
в
с.
Вели ий
Бор
Хойниц-
о о
р-на
Гомельс ой
обл.
(Толстая
2001:
179).
Встречается
этот
сюжет
и
среди
архивных
материалов
XIX
в.
В
Те-
нишевс ом
архиве
есть
запись
былич и
из
Краснинс о о
.
Смоленс ой
б.,
датированная
1897
.:
«Сл жила
одна
молод ха
в
работницах
жи-
дов.
Ко да
мерла
хозяй а,
молод х
наняли
нянчить
р дно о
ребен а,
оставше ося
от
еврей и.
Однажды
молод ха
сидела
ночью
и
за ачивала
ребен а.
Ко да
наст пила
полночь,
слышит
она
—
то-то
ст
н л
в
о но.
Посмотрела
—
по ойница
лядит
в
о но.
Выс очила
молод ха
в
смеж-
н ю
омнат
и
сл шает.
Слышно
бабе,
а
ребено
бами
чмо ает,
р дь
сосет.
В
течение
6
недель
еврей а
ажд ю
ночь
приходила
и
ор-
мила
свое о
ребен а.
Крестьяне
твердо
верят,
что
еврей и
в
течение
пер-
вых
6
недель
после
смерти
приходят
ормить
р дных
детей
своих,
если
та овые
остались»
(АРЭМ,
ф.
7,
оп.
1,
д.
1602,
л.
4,
зап.
Е.
Доброволь-
с ий).
За лючительное
замечание
« рестьян и
твердо
верят...»
перево-
дит
общеизвестное
поверье
в
разряд
пост лата,
та им
образом
приписы-
вая
с лонность
хождению
после
смерти
всем
еврейс им
женщинам
и
добавляя
очередной
штрих
о
вполне
демонизированном
«портрет »
еврея,
а
он
представлен
в
славянс их
народных
верованиях.