Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3355

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

V

218

218

вало,

 

што

 

и

 

за

ó

пвали,

 

але

 

не

 

зжи али

 

 

л чше

 

старц

ý

 

том

 

одд

á

ць.

К

á

ж ць,

 

т

ó

е

 

полотно

 

черт

¢

 

р т

ли»

 

(Боровое

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ро-

венс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

А.

 

А.

 

Архипов),

 

 

полотно

 

следовало

 

выве-

сить

 

на

 

придорожный

 

рест,

 

отдать

 

нищем ,

 

продать

 

еврею

 

или

 

цы ан .

Инородцы

 

и

 

«нечистые»

 

животные.

 

Отс тствием

 

д ши

   

«ч жих»

 

объ-

ясняются

 

представления

 

о

 

том,

 

что

 

инородцы

 

способны

 

превращаться

 

в

животных.

 

Сюжеты

 

с

 

превращениями

 

евреев

 

в

 

различных

 

животных

являются

 

частью

 

традиционных

 

этиоло ичес их

 

расс азов.

 

Обращает

на

 

себя

 

внимание

 

тот

 

фа т,

 

что

 

с

 

евреями

 

в

 

славянс их

 

ле ендах

 

о

 

ме-

таморфозах

 

связаны

 

«нечистые»

 

звери

 

и

 

птицы,

 

имеющие

 

демониче-

с

ю

 

( а

 

ипостась

 

нечистой

 

силы

 

или

 

оборотней- олд нов)

 

или

 

хтони-

чес

ю

 

(связанн ю

 

с

 

«тем

 

светом»)

 

символи

,

 

 

свинья,

 

оза,

 

онь

 

(ло-

шадь),

 

вол ,

 

соро а,

 

ворон

 

(подробнее

 

см.:

 

Белова

 

1999:

 

87–92;

 

Белова

2000б;

 

Белова

 

2004,

 

по

 

аз.).

В

 

За арпатье

 

с ществовало

 

поверье,

 

что

 

д ша

 

мерше о

 

еврея

 

пере-

селяется

 

в

 

оня

 

(Г ра

 

1997:

 

44).

 

В

 

традиционных

 

верованиях

 

славян

онь,

 

лошадь

 

связаны

 

с

 

нечистой

 

силой.

 

В

 

За арпатье

 

считали,

 

что

 

в

 

о-

ня

 

обычно

 

обращается

 

опырь

 

(вампир),

 

босор аня

 

(ведьма),

 

босор

н

(ведьма ,

 

олд н),

 

черт

 

(Пот шня

 

1941:

 

71).

 

Сходное

 

поверье

 

о

 

том,

 

что

«лошадь

 

 

оборотень

 

дьявола»,

 

бытовало

 

и

 

в

 

др

их

 

ре ионах

 

У раины

(Подолия,

 

Литинс ий

 

.;

 

Ч бинсь ий

 

1995/

 

1:

 

52).

 

С ществ ет

 

представ-

ление,

 

что

 

и

 

сам

 

онь

 

происходит

 

из

 

черта.

 

По

 

арпатс ой

 

ле енде,

 

чело-

ве

 

тян л

 

борон ,

 

а

 

черт

 

сел

 

на

 

не о,

 

чтобы

 

еще

 

тяжелее

 

было.

 

Бо

 

пре-

вратил

 

черта

 

в

 

оня,

 

поэтом

 

« онь

 

 

нечистый

 

зверь.

 

За

 

то

 

и

 

не

 

вез ть

ними

 

мерця

 

(по ойни а.

 

 

О.

 

Б

.),

 

але

 

волами»

 

(Пот шня

 

1941:

 

109–110).

Из

 

домашних

 

животных

 

самым

 

любимым

 

евреями

 

считается

 

оза

(ср.

 

р с.

 

жидовс ая

 

орова

,

 

пол.

 

żydowskie

 

zwierz

).

 

В

 

Белор ссии

 

даже

считали,

 

что

 

разведение

 

в

 

хозяйстве

 

«жидовсь ы о

 

ст

á

т

»

 

 

оз

 

 

не

толь о

 

идет

 

в

 

щерб

 

разведению

 

овец,

 

но

 

и

 

сл жит

 

явным

 

призна ом

 

то-

о,

 

что

 

хозяин

 

или

 

то-ниб дь

 

из

 

е о

 

домашних

 

с лонен

 

«рызхрасц

цца»

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

156).

 

Вместе

 

с

 

тем

   

славян

 

быт ет

 

стойчивое

представление,

 

что

 

оза

 

сотворена

 

чертом

 

и

 

черт

 

может

 

принимать

 

об-

ли

 

озла.

 

Более

 

то о,

 

если

 

оз

 

по ропить

 

освященной

 

водой,

 

то

 

она

тотчас

 

же

 

подыхает

 

(

р.,

 

Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

53).

Из

 

ди их

 

животных,

 

связанных,

 

со ласно

 

народным

 

верованиям,

а

 

с

 

нечистой

 

силой,

 

та

 

и

 

с

 

евреями,

 

отметим

 

вол ов.

 

«Евреями»

 

на-

зываются

 

вол и

 

в

 

белор сс их

 

за оворах:

 

«Святы

 

Юрай-Я орай

 

<...>

рассылай

 

сваiх

 

яўрэяў

 

(ваў оў)

 

па

 

цёмных

 

лясах,

 

па

 

дзi iх

 

балат

á

х...»

(Мо илевс ая

 

б.,

 

Гомельс ий

 

.,

 

Красная

 

Б да;

 

Романов

 

1891/5:

 

45;

Замовы

 

1992,

 

 

156;

 

Г ра

 

1997:

 

158).

 

Со ласно

 

поверьям

 

о

 

вол ах-обо-

ротнях

 

(

вол ола ах,

 

вов ола ах

),

 

«дети,

 

прижитые

 

в

 

„вов олачестве“


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

219

219

(т.

 

е.

 

в

 

период,

 

о да

 

их

 

родители

 

были

 

обращены

 

в

 

вол ов

 

в

 

рез льтате

насланной

 

порчи

 

или

 

олдовства.

 

 

О.

 

Б

.),

 

та же

 

бывают

 

„вов ола а-

ми“.

 

Сделавшись

 

людьми,

 

они

 

становятся

 

„н

é

ствой“,

 

и

 

„мордвой“,

т.

 

е.

 

бывают

 

жидами,

 

цы анами

 

и

 

татарами,

 

несмотря

 

на

 

совершаемое

над

 

ними

 

христианс ое

 

рещение,

 

оторое

   

ним

 

не

 

пристает,

 

разве

та ое

 

рещение

 

совершит

 

священни ,

 

сам

 

бывший

 

о да-то

 

вов ола-

ом»

 

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

70).

Ряд

 

славянс их

 

этиоло ичес их

 

ле енд

 

расценивает

 

соро

 

а

 

пре-

вращенн ю

 

еврей

.

 

Ко да

 

Христос

 

ходил

 

по

 

земле,

 

евреи

 

не

 

верили

 

в

е о

 

ч деса

 

и

 

хотели

 

е о

 

перехитрить.

 

Спрятали

 

под

 

мостом

 

дев ш

 

с

длинными

 

осами

 

и

 

спросили,

 

то

 

там.

 

Христос

 

ответил:

 

«Соро а»,

 

и

вместо

 

дев ш и

 

под

 

мостом

 

о азалась

 

соро а

 

с

 

длинным

 

хвостом

 

(пол.,

р-н

 

Пшемышля;

 

Cała

 

1992:

 

90).

 

С

 

этим

 

сюжетом

 

соотносится

 

народное

представление

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

соро

 

часто

 

превращаются

 

ведьмы;

 

бит ю

соро

 

вешали

 

в

 

хлев

 

а

 

обере

 

от

 

нечистой

 

силы

 

(СД

 

1:

 

298–299).

 

От-

метим

 

та же

 

поверье,

 

что

 

«соро а

 

сотворена

 

чертом,

 

она

 

сл жит

 

ем

вместо

 

лошади,

 

потом -то

 

бит ю

 

соро

 

вешают

 

в

 

онюшне,

 

чтобы

 

со-

хранить

 

от

 

черта

 

своих

 

лошадей»

 

(Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

67).

Воробьи

 

 

ч

ó

ртово

 

нас

нне

 

 

«вышли

 

из

 

чертей»,

 

но

 

одновре-

менно

 

считаются

 

произошедшими

 

из

 

озье о

 

помета,

 

оторый

 

евреи

прятали

 

в

 

свои

 

п хови и

 

(Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

65).

 

Своеобразное

«родство»

 

чертей,

 

евреев

 

и

 

воробьев

 

проявляется

 

и

 

в

 

раинс ом

 

пове-

рье:

 

вихрь

 

(черта)

 

можно

 

ото нать

 

словами

 

«на

 

сала!»,

 

«

цый,

 

сала!»,

потом

 

что

 

он

 

«не

 

любит

 

сала

 

та

 

же,

 

а

 

и

 

евреи,

 

считающиеся

 

е о

подчиненными»

 

(Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

40–41).

V.2.

 

Демоноло ичес ие

 

сюжеты

в

 

росс

льт рном

 

пространстве

Плохая

 

примета,

 

если

 

доро

 

перейдет

 

водонос

 

с

 

п сты-

ми

 

ведрами

 

или

 

поп;

 

при

 

встрече

 

со

 

священни ом

 

бросают

 

ем

 

вслед

 

со-

лом ,

 

чтобы

 

о радить

 

себя

 

от

 

неприятных

 

последствий

 

этой

 

встречи.

 

Пе-

ред

 

тем

 

а

 

положить

 

в

 

олыбель

 

новорожденно о

 

ребен а,

 

т да

 

лад т

ота.

 

Первый

 

выпавший

   

ребен а

 

з б

 

бросают

 

на

 

печь

 

со

 

словами:

 

«На

остяной,

 

дай

 

железный».

 

Чтобы

 

защитить

 

с от

 

от

 

«зло о»,

 

в

 

хлев

 

ве-

шают

 

бит ю

 

соро

.

 

Ласточ и

 

зим ют

 

под

 

водой,

 

сцепившись

 

лап ами

«шн ром»,

 

а

 

перед

 

Пасхой

 

вылетают

 

и

 

возвращаются

 

в

 

свои

 

незда...

Эти

 

и

 

мно ие

 

др

ие

 

подобные

 

приметы

 

и

 

поверья

 

общеизвестны

 

и

широ о

 

быт ют

 

среди

 

восточнославянс о о

 

населения

 

Полесья,

 

Подо-

лии,

 

Карпат,

 

а

 

та же

 

в

 

Польше.

 

Одна о

 

приведенные

 

выше

 

записи

 

не

 

очередное

 

дополнение

 

в

 

опил

 

славянс их

 

народных

 

с еверий.

Дело

 

в

 

том,

 

что

 

данные

 

свидетельства

 

были

 

записаны

 

в

 

еврейс ой


background image

Глава

 

V

220

220

среде

 

в

 

Польше

 

и

 

на

 

Волыни

 

и

 

составляли,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

и

 

носителей

традиции,

 

и

 

собирателей,

 

фа ты

 

еврейс ой

 

льт ры,

 

являясь

 

приме-

рами

 

«еврейс их»

 

верований

 

(Lilientalowa

 

1898:

 

279;

 

Lilientalowa

 

1900:

321–322;

 

Lilientalowa

 

1905:

 

166).

Подобные

 

«дословные»

 

совпадения

 

в

 

сфере

 

народной

 

льт ры,

особенно

 

если

 

речь

 

идет

 

о

 

традициях

 

ре ионов

 

тесных

 

этно

льт рных

онта тов,

 

хара терны

 

и

 

вполне

 

ор аничны.

 

Именно

 

та ой

 

материал

предоставляет

 

исследователям

 

бо атые

 

возможности

 

для

 

из чения

проблемы

 

льт рно о

 

взаимовлияния

 

и

 

проницаемости

 

раниц

 

в

 

сфе-

ре

 

народных

 

верований,

 

обрядности

 

и

 

фоль лора.

Демоноло ия

 

без

 

раниц.

 

В

 

системе

 

традиционной

 

д ховной

 

льт ры

с ществ ет

 

еще

 

одна

 

область,

 

от рытая

 

для

 

этно

льт рных

 

онта тов.

Это

 

область

 

народной

 

демоноло ии:

 

до

 

наших

 

дней

 

фоль лорные

 

демо-

ноло ичес ие

 

представления

 

сохраняют

 

хара тер

 

а т альных

 

верова-

ний,

 

демонстрир я

 

не

 

толь о

 

стойчивость

 

архаичес их

 

моделей

 

в

 

на-

родном

 

сознании,

 

но

 

и

 

достаточно

 

а тивный

 

обмен

 

персонажами

 

и

 

веро-

ваниями

 

в

 

полиэтничес их

 

ре ионах.

 

Что

 

асается

 

славянс ой

 

и

 

еврей-

с ой

 

традиций,

 

то,

 

несмотря

 

на

 

л бо ие

 

различия

 

в

 

разных

 

сферах

 

народ-

ной

 

льт ры,

 

в

 

сфере

 

народной

 

демоноло ии

 

ос ществляется

 

а

 

раз

меж

льт рный

 

диало ,

 

в

 

отором

 

обе

 

стороны

 

проявляют

 

взаимн ю

 

за-

интересованность.

 

На

 

эт

 

особенность

 

обратили

 

внимание

 

еще

 

П.

 

П.

 

Ч бин-

с ий,

 

оворивший

 

о

 

сходстве

 

в

 

демоноло ичес их

 

представлениях

 

раин-

цев

 

и

 

евреев

 

(Ч бинс ий

 

1872/7:

 

58),

 

и

 

С.

 

А.

 

Ан-с ий,

 

подчер ивавший,

что

 

низшая

 

мифоло ия,

 

по

 

с ществ ,

 

не

 

знает

 

онфессиональных

 

раниц

(ЕНС:

 

434).

 

Именно

 

этом

 

аспе т

 

бытования

 

славянс их

 

и

 

еврейс их

 

де-

моноло ичес их

 

сюжетов

 

и

 

представлений

 

посвящен

 

данный

 

раздел.

Мы

 

не

 

ставили

 

своей

 

целью

 

смоделировать

 

не

ю

 

един ю

 

паради -

м

 

для

 

описания

 

взаимоотношений

 

демоноло ичес их

 

элементов

 

сосед-

ств ющих

 

льт р;

 

наша

 

работа

 

с орее

 

представляет

 

собой

 

попыт

 

на-

метить

 

не оторые

 

значимые

 

позиции,

 

в

 

оторых

 

демоноло ичес ие

 

ве-

рования

 

одной

 

традиции

 

обретают

 

а т альность

 

для

 

носителей

 

др

ой

традиции

 

и

 

начинают

 

работать

 

механизмы

 

взаимообмена

 

фоль лор-

ным

 

материалом

 

(представляется,

 

что

 

обмен

 

демоноло ичес ими

 

сю-

жетами/мотивами

 

и

 

персонажами

 

имеет

 

т

 

же

 

природ ,

 

что

 

и

 

обмен

ма ичес ими

 

и

 

олдовс ими

 

пра ти ами).

«Демоноло ичес ие

 

ниверсалии»

 

в

 

ло альной

 

традиции.

 

Одним

 

из

общих

 

мест

 

народной

 

демоноло ии

 

является

 

представление

 

о

 

том,

 

что

нечистая

 

сила

 

часто

 

и

 

охотно

 

принимает

 

обли

 

инородца

 

или

 

иновер-

ца,

 

причем

 

для

 

аждой

 

ло альной

 

традиции

 

набор

 

«ч жих»

 

в

 

этой

 

ро-

ли

 

во

 

мно ом

 

определяется

 

составом

 

реально о

 

этничес о о

 

соседства


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

221

221

(подробнее

 

см.:

 

Белова

 

1999б).

 

Та ,

 

для

 

рассматриваемых

 

нами

 

ре ио-

нов

 

славяно-еврейс их

 

онта тов

 

хара терны

 

след ющие

 

ипостаси

нечистой

 

силы,

 

а

 

бы

 

зер ально

 

отражающие

 

др

 

др

а.

Славянс ая

 

традиция:

 

черт

 

 

«пан»,

 

еврей

 

(

р.,

 

Ч бинсь ий

 

1995/2:

42;

 

пол.,

 

Świ tek

 

1893:

 

547),

 

причем

 

ино да

 

отмечается,

 

что

 

изображение

черта

 

в

 

виде

 

« а о о-то

 

жида»

 

можно

 

видеть

 

в

 

цер ви

 

наряд

 

с

 

изображе-

нием

 

Спасителя

 

(Тр севич

 

1865/57:

 

225);

 

домовой

 

(

домови

)

 

 

в

 

виде

«малень о о

 

бородато о

 

еврея»

 

(Галиция;

 

Гнатю

 

1912:

 

XVI);

 

водяной

 

 

в

виде

 

«малень о о

 

еврея

 

в

 

ермол е

 

и

 

халате»

 

(Baranowski

 

1981:

 

93).

Еврейс ая

 

традиция:

 

черт

 

 

«пан»,

 

« ой»

 

(инородец),

 

« аза »

 

(О о-

лович

 

2002).

 

В

 

охранительных

 

те стах

 

на

 

еврейс их

 

ам летах

 

помина-

ется

 

демоничес ое

 

с щество

 

Емарей

 

Емаревич

 

(ин

б),

 

оторый

 

являет-

ся

 

женщинам

 

в

 

образе

 

м жа,

 

м жчины,

 

помещи а

 

или

 

бо ато о

 

обыва-

теля-христианина,

 

христианс о о

 

д ховно о

 

лица,

 

или

 

же

 

просто

 

не-

еврея

 

(Ма ид

 

1910:

 

589).

 

В

 

основном

 

эти

 

персонажи

 

появляются

 

в

 

былич ах

 

о

 

встрече

 

чело-

ве а

 

с

 

нечистой

 

силой,

 

но

 

ино да

 

являются

 

и

 

в

 

«материальном»

 

обличье,

например,

 

а

 

персонажи

 

обрядово о

 

ряжения.

 

Та ,

 

в

 

описании

 

еврей-

с ой

 

свадьбы,

 

сделанном

 

польс им

 

собирателем

 

в

 

.

 

Сл ц е

 

(Белор с-

сия),

 

фи

рир ет

 

след ющий

 

эпизод.

 

После

 

свадебно о

 

ощения

 

прямо

на

 

столах

 

было

 

разы рано

 

представление,

 

сценарий

 

оторо о

 

состоял

 

в

том,

 

что

 

молодая

 

еврей а

 

влюбилась

 

в

 

христианина,

 

семья

 

оваривала

ее

 

од маться,

 

но

 

оворы

 

и

 

розы

 

не

 

помо али;

 

то да

 

встала

 

из

 

роба

 

по-

ойная

 

баб а

 

девицы

 

и

 

запела

 

на

 

«немец о-еврейс ом

 

жар оне»:

Aus

 

dem

 

Grübe

 

gestunden

und

 

zu

 

di

 

gekumen.

O

 

Mädchen,

 

o

 

mädchen!

Willst

 

du

 

zu

 

Hause

 

gehen!

Но

 

и

 

явление

 

по ойной

 

баб ш и

 

не

 

возымело

 

действия.

 

То да

 

на

стол

 

влезли

 

четыре

 

черта,

 

одетые

 

в

 

ланс ие

 

м ндиры

 

с

 

оранжевыми

лентами,

 

в

 

оранжевых

 

ас ет ах,

 

с

 

саблями

 

и

 

несли

 

строптив ю

 

де-

виц

 

в

 

пе ло

 

(Kolberg

 

DW

 

52:

 

305).

Широ о

 

распространенный

 

сюжет

 

о

 

ч десной

 

наход е

 

(челове

 

на-

ходит

 

на

 

доро е

 

барана,

 

телен а,

 

овц

 

и

 

т.

 

п.,

 

хочет

 

взять

 

наход

 

домой,

но

 

найденное

 

животное

 

с

 

хохотом

 

исчезает,

 

летает,

 

ныряет

 

в

 

вод

 

и

 

т.

 

п.,

потом

 

что

 

в

 

обли е

 

животно о

 

с рывается

 

нечистая

 

сила)

 

в

 

славянс ой

традиции

 

ино да

 

имеет

 

в

 

ачестве

 

лавно о

 

ероя

 

еврея

 

(Полесье

 

 

Белова

1999б:

 

97;

 

Белор ссия

 

 

Сержп тоўс i

 

1930:

 

223–226;

 

При арпатье

 

Гнатю

 

1912:

 

108–109,

 

а

 

та же

 

Фран о

 

1898:

 

215–216,

 

де

 

сюжет

 

при-

рочен

   

ан н

 

праздни а

 

К щей:

 

перед

 

праздни ом

 

найденный

 

баран

исчез

 

из

 

сарая,

 

та

 

а

 

это

 

был

 

«лихий»,

 

оторый

 

потом

 

переверн л

 

воз


background image

Глава

 

V

222

222

еврея

 

в

 

доро е,

 

ч ть

 

не

 

бив

 

е о;

 

встречаются

 

и

 

нраво чительные

 

вариан-

ты

 

 

«страшная»

 

встреча

 

поб ждает

 

еврея

   

рещению;

 

см.:

 

Белова

2001б:

 

215).

 

В

 

еврейс ом

 

фоль лоре

 

этот

 

сюжет

 

та же

 

хорошо

 

известен

(см.:

 

О олович

 

2002;

 

О олович

 

2002а:

 

150;

 

О олович

 

2003),

 

при

 

этом

 

де-

мон-ш тни

 

не

 

толь о

 

страшающе

 

хохочет,

 

но

 

и

 

передразнивает

 

речь

евреев,

 

намеренно

 

ис ажая

 

ее,

 

подчер ивая

 

славянс ий

 

а цент).

Подобно

 

том

 

а

 

истории

 

о

 

ч десной

 

наход е

 

ино да

 

тра т ются

а

 

«еврейс ие»

 

(т.

 

е.

 

в

 

данной

 

ло альной

 

традиции

 

расс азываются

 

в

ачестве

 

«местных

 

меморатов»

 

применительно

   

евреям,

 

а ,

 

напри-

мер,

 

ци л

 

быличе

 

о

 

Герш о

 

Щербатом

 

в

 

с.

 

Олт ш

 

Малоритс о о

 

р-на

Брестс ой

 

обл.;

 

см.:

 

Белова

 

1999б:

 

97),

 

ниверсальный

 

сюжет

 

о

 

мате-

ри,

 

оторая

 

после

 

смерти

 

приходит

 

ормить

 

младенца,

 

может

 

перехо-

дить

 

в

 

разряд

 

ло ально

 

о рашенных

 

сюжетов.

Та ,

 

в

 

с.

 

Золот ха

 

Калин овичс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.

 

расс а-

зывали:

 

«Да

 

был

 

жыд,

 

а

   

не о

 

жена

 

м

é

рла,

 

Мал а.

 

[Остался

 

ребе-

но .]

 

Я

 

запл

á

че,

 

ён

 

алыше,

 

я

 

запл

á

че,

 

ён

 

алыше.

 

[Ка -то

 

ночью

слышит

 

чмо анье.]

 

Ён

 

баица

   

алыс е

 

падхадить.

 

Спрашыват

   

баб:

„Што

 

мне

 

р

á

бить?“

 

А

 

бабы

 

на чили

 

е о:

 

пи

 

б

ó

льшый

 

аршо ,

 

по-

ставь

 

ле

 

ой и

 

и

 

свеч

 

заж и

 

и

 

арш ом

 

при рой.

 

Я

 

алыс а

 

цм

ó

-

ае,

 

аршо

 

збрось.

 

[Ночью

 

видит:]

 

Мал а

 

стаить

 

и

 

циц

 

да

é

.

 

Ён

 

ар-

шо

 

ат ин л,

 

ёна

 

и

 

аварить:

 

„Знай,

 

Еля,

 

абы

 

ты

 

та

 

не

 

зрабил,

 

я

 

б

тебе

 

Шай

 

вс ормила.

 

А

 

теперь

 

не

 

пабачыш

 

меня

 

больше“»

 

(ПА

 

1983,

зап.

 

В.

 

А.

 

Ба рянцева).

 

Вариант

 

это о

 

сюжета,

 

та же

 

при роченный

 

быт

 

соседей-евреев,

 

был

 

записан

 

в

 

1985

 

.

 

и

 

в

 

с.

 

Вели ий

 

Бор

 

Хойниц-

о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.

 

(Толстая

 

2001:

 

179).

Встречается

 

этот

 

сюжет

 

и

 

среди

 

архивных

 

материалов

 

XIX

 

в.

 

В

 

Те-

нишевс ом

 

архиве

 

есть

 

запись

 

былич и

 

из

 

Краснинс о о

 

.

 

Смоленс ой

б.,

 

датированная

 

1897

 

.:

 

«Сл жила

 

одна

 

молод ха

 

в

 

работницах

   

жи-

дов.

 

Ко да

 

мерла

 

хозяй а,

 

молод х

 

наняли

 

нянчить

 

р дно о

 

ребен а,

оставше ося

 

от

 

еврей и.

 

Однажды

 

молод ха

 

сидела

 

ночью

 

и

 

за ачивала

ребен а.

 

Ко да

 

наст пила

 

полночь,

 

слышит

 

она

 

 

то-то

 

ст

н л

 

в

 

о но.

Посмотрела

 

 

по ойница

 

лядит

 

в

 

о но.

 

Выс очила

 

молод ха

 

в

 

смеж-

н ю

 

омнат

 

и

 

сл шает.

 

Слышно

 

бабе,

 

а

 

ребено

 

бами

 

чмо ает,

р дь

 

сосет.

 

В

 

течение

 

6

 

недель

 

еврей а

 

ажд ю

 

ночь

 

приходила

 

и

 

ор-

мила

 

свое о

 

ребен а.

 

Крестьяне

 

твердо

 

верят,

 

что

 

еврей и

 

в

 

течение

 

пер-

вых

 

6

 

недель

 

после

 

смерти

 

приходят

 

ормить

 

р дных

 

детей

 

своих,

 

если

та овые

 

остались»

 

(АРЭМ,

 

ф.

 

7,

 

оп.

 

1,

 

д.

 

1602,

 

л.

 

4,

 

зап.

 

Е.

 

Доброволь-

с ий).

 

За лючительное

 

замечание

 

« рестьян и

 

твердо

 

верят...»

 

перево-

дит

 

общеизвестное

 

поверье

 

в

 

разряд

 

пост лата,

 

та им

 

образом

 

приписы-

вая

 

с лонность

   

хождению

 

после

 

смерти

 

всем

 

еврейс им

 

женщинам

 

и

добавляя

 

очередной

 

штрих

 

о

 

вполне

 

демонизированном

 

«портрет »

еврея,

 

а

 

он

 

представлен

 

в

 

славянс их

 

народных

 

верованиях.