ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3457
Скачиваний: 2
Глава
I
30
30
Победные
оры
—
там
победили
её
(Симоничи
Лельчиц о о
р-на
Го-
мельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Т.
Я овлева).
В
расс азе
из
с.
Симоничи
сюжет
представлен
же
в
разр шен-
ном
виде
—
мотив
переодевания
женщины
в
м жс ое
платье
отс т-
ств ет.
Для
сравнения
приводим
примеры,
де
этот
мотив
э сплици-
рован
в
связи
с
местной
топоними ой
и
ономасти ой.
Лес
Татарван а
называется
та
потом ,
что
один
селянин
бил
здесь
татарс о о
воина,
а
это
о азалась
женщина-татар а,
переодетая
в
м жс ое
платье
(Л П:
330,
№
549,
зап.
в
1873
.
в
Бобр йс ом
пов.
Минс ой
б.).
В
с.
Спорово
расс азывали,
что
до
сих
пор
одн
семью
здесь
назы-
вают
«шведами».
Повелось
та
с
тех
пор,
а
их
предо ,
«нежена-
тый
авалер»,
во
время
войны
со
шведами
пошел
в
развед
и
ви-
дел
шведа,
стиравше о
в
олодце
на
л
свою
одежд .
О азалось,
что
это
женщина,
и
он
взял
ее
в
плен.
«И
она
по-р с и
ём
ý
за овори-
ла.
Гов
ó
рить:
„Сл шай,
не
бивай
меня.
Если,
—
ов
ó
рить,
—
не
жэ-
нат,
то
б д
вэрна
жэна,
а
если
жэнат,
б д
сл
а,
но
нэ
бивай“».
Разведчи
полюбил
расив ю
пленниц
и
взял
ее
в
жены.
Отто о
их
потом и
и
зов тся
«шведами»
(Спорово
Березовс о о
р-на
Брест-
с ой
обл.,
ПА
1974,
зап.
Н.
И.
и
С.
М.
Толстые).
Среди
материалов
Национально о
историчес о о
архива
Белар -
си
в
.
Гродно
(далее
—
НИАБ
в
.
Гродно)
содержатся
мно очислен-
ные
«сведения
о
р анах
и
ородищах»,
в
оторых
неодно ратно
поминаются
«шведс ие
мо илы»,
«шведс ие
о опы»,
«шведс ие
оры».
Та ,
Шведс ая
ора
.
Вол овыс а,
по
преданию,
насыпана
шведами
шап ами
во
время
войны
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
14,
оп.
1,
ед.
хр.
74,
л.
168,
169);
р аны,
или
«шведс ие
оры»,
были
насы-
паны
над
мо илами
павших
шведс их
воинов
после
битвы
1656
.,
о-
да
под
Вол овыс ом
сошлись
шведс ая
армия,
литовс о-польс ое
войс о
и
татарс ая
орда
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
14,
оп.
2,
д.
46,
л.
69
об.,
1889
.);
предание
относит
соор жение
распространенных
в
Залес-
с ой
вол.
Кобринс о о
.
р анов
о
времени
«шведс ой
войны»
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
14,
оп.
2,
д.
46,
л.
99,
1889
.);
«на
полях
<…>
деревень
Каневичи,
Пыра
и
Пр д
Озерс ой
волости
имеется
остато
старинных
реплений
в
виде
вала
длиною
о оло
одной
версты,
ши-
риною
—
две
сажени
и
вышиною
две
сажени.
По
расс азам,
с щест-
в ющим
в
народе,
репление
это
осталось
после
шведс ой
войны
и
при
рас оп е
в
нем
находят
старинные
п ли
и
ремни»
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
14,
оп.
1,
ед.
хр.
74,
л.
166);
под
насыпями
в
Нарой-
с ой
вол.
Бельс о о
.
«похоронены
тела
по ибших
во
время
быв-
ших
здесь
войн
вследствие
нашествия
иноплеменни ов
—
в
особенно-
сти
—
шведов»
(НИАБ
в
.
Гродно,
ф.
14,
оп.
2,
д.
8,
л.
67,
1873
.;
Фоль лорная этноло ия
31
31
ср.
предание
о
мо илах
«ад
шведаў»
в
местеч е
Лыс ов
Вол овыс-
с о о
.,
Л П:
249,
№
317).
Эти
же
объе ты
и
связанные
с
ними
поверья
стали
предметом
внимания
народных
ле енд,
широ о
быт ющих
в
северо-западной
Белор ссии
(Гродненс ая
обл.).
О азывается,
что
Шведс ая
ора
под
Вол овыс ом
насыпана
землей,
принесенной
в
солдатс их
шап ах,
и
разр шить
эт
ор
можно
лишь,
если
опять
же
разнести
всю
зем-
лю
шап ами
(Шейн
1893:
446;
Л П:
248,
№
315).
По
др
ой
версии,
Шведс ая
ора
была
насыпана
из
земли,
принесенной
в
солдатс их
шап ах,
над
мо илой
шведс о о
военачальни а
(Л П:
349,
№
605).
Сюжет
об
обманной
та ти е,
применяемой
вра ами
для
пленения
местных
жителей,
известный
в
традиции
с.
Речица
в
связи
с
татарами,
в
с.
Комарово
(8
м
от
Речицы)
при рочен
о
времени
«шведс ой
вой-
ны»
и
отражен
в
ле ендах
о
«шведс их
бродах»
—
просе ах
в
лес ,
о-
торые
я обы
«протоптали»
шведы,
проходя
по
болотистым
лесам:
«От
там
нас
[за
деревней]
рэменчи,
черепоч и
нах
ó
дили,
то
ов
ó
рили,
шо
деревня
была
и
швэд
ее
разорил.
Схов
á
еца
людына
в
олодец,
а
швэд
ходит
и
ричит:
„Марыно,
та
Катэрыно,
ходи
сю-
ды!“
И
збирали
[тех,
то
от ли ался,
д мая,
что
зов т
свои].
Швэд
э
пройдэ
по
болотам
—
то
швэдц ий
брод.
Невелы е
царство
б ло,
а
врэдливе...»
(Е.
Х.
Кипирч
,
1911
.
р.,
Ратновс ий
р-н
Волын-
с ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова);
«Шведс ие
бр
ó
ды.
Шведы
выходили
и
ричали,
по-нашем
ри-
чали:
„Марино,
Марто,
иди
домой,
швед
же
ехал!“
Жин а
выйде,
а
они
ее
и
забьють.
Своими
оньми
протоптали
доро
с
одн
ó
о
острова
на
др
ой»
(Д.
Д.
Гл ш о,
1930
.
р.,
Ратновс ий
р-н
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Вариант
предания
о
оварных
шведах
известен
и
в
польс ой
традиции.
Та ,
в
о рестностях
Ленчицы
(Малопольша),
бытовал
расс аз
о
том,
а
дев ш и
прятались
от
шведов
в
дымоходах;
о да
шведы
шли
из
деревни,
люди
звали:
Kaśka,
Maryna
,
Wyłaź
z
komina,
Bo
już
szwedów
diabli
wzieli.
(Grodzka
1960:
85,
зап.
в
1953
.)
Вариант
«сюжета
с
вы ли анием»
был
записан
та же
на
Брест-
щине.
Воинственные
противни и
в
этой
ле енде
называются
«са со-
ли».
На
то,
что
они
та же
ассоциир ются
со
шведами,
азывает
и
те ст,
записанный
в
Гродненс ой
б.
(см.
ниже).
Отличительная
черта
«са солей»
—
райняя
жесто ость;
они
по
шаются
даже
на
малень о о
сирот ,
оторый
на
всю
жизнь
остается
хромым:
Глава
I
32
32
«У
нас
йешчэ
ов
ó
рать.
Люды
втэ
á
лы
в
лиес,
а
воны
прыш-
лы...
чэрэз
тры
х
á
ты
хата
стоить.
И
б ў
хлопец-сырота,
а
воны
[люди]
поўтэ алы
вси
в
лиес,
а
то о
и
сыроты
нэ
взяли.
Это
шчэ
моя
м
á
ты
помят
á
е
то о
чолови а
—
ль
á
ў.
Прышли
ўжэ
тыя
са с
ó
ли,
аз
á
ли.
[Звали
людей
из
лес :]
„Иван,
Роман,
ходитэ
до
дом ,
да
ўжэ
са с
ó
ли
пой
é
хали!“
Прыд ть
да
ý
ають
людэй.
Это
людэй
воны
рабили.
Н ,
и,
á
э,
прышли
в
хат
ý
,
а
той
пацан
ся-
дить
мал
é
нь и,
мо,
ям
ý
пъять
од
б л
ó
ци,
мо,
ш ость.
Колыс
нас
нэ
б ло
р
á
тни оў,
да
ры
подп
é
ч
сяд
é
ли
и
зым
ó
ю.
А
он
á
э:
„Лиезь
яич а
выбирай“,
—
по
яйца
т ды.
А
т ой
хлопец
полиз
да
ўжэ
вылазить,
а
вон,
а,
стаў
на
н
ó
,
на
одн
н
ó
стаў,
а
др -
ю
дэрэ...
роздир
á
е
то о
хлопца.
А
той
[др
ой]
ов
ó
рыть:
„Ой,
брось,
это,
видно,
сырота“.
Да
йшчэ
моя
маты
памятае,
азала,
ль
á
ў.
Але
остаўса
жыў»
(Оброво
Ивацевичс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1987,
зап.
Н.
П.
Антропов).
Для
сравнения
приводим
расс аз
о
войне
со
шведами
из
Со-
ольс о о
пов.
Гродненс ой
б.
(запись
он.
XIX
в.),
свидетельст-
в ющий
об
стойчивости
данно о
сюжета
в
восточнославянс ой
традиции.
Ко да
была
«шведс а
вайна»,
мно о
вся о о
войс а
«ша-
талось
по
свет »:
«от
тады
iшлi
я i-ясьцi
Сасы,
Тарантасы,
не
зна-
лi
нашай
мовы,
а
мы
iх».
Они
разоряли
людей,
отбирали
припасы,
детей
притис ивали
лав ой
стене
и
д шили.
Взрослые
бе али
и
прятались
от
них
в
леса.
Бывало,
подойд т
вра и
лес
и
ричат:
«Крыся,
Марыся,
жанi
валэ
дадом ,
жанi!»
И
оторая
дев а
от ли-
алась
и
выходила,
т
они
хватали
и
делали
с
ней,
что
хотели
(Л П:
246–247,
№
308).
Др
ой
пласт
«военно-историчес о о»
фоль лора
представляют
местные
топонимичес ие
предания,
в
оторых
воинственные
про-
тивни и
часто
выст пают
в
роли
льт рных
ероев.
Обратимся
те-
перь
нарративам,
в
оторых
«ч жие»
о азываются
причастными
наименованию
то о
или
ино о
места.
Жители
полесс о о
села
Вели ая
Весь
та
расс азывали
о
про-
исхождении
е о
названия:
«Я
б ла
вайна
т рэц а,
то
с
тей
вайны
весьть
пришла
я
á
я
вел
™
а
(чи
начальни
бит
б ў,
чи
шо),
та
и
село
празв
á
ли
—
Вели ая
Весьть,
затем
Весь
стало»
(Вели ая
Весь
Реп инс о о
р-на
Черни овс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
Е.
А.
Ро алина,
С.
А.
Антошина).
«Война
с
т р ами»
оставила
след
и
в
ми ротопонимии
села
К -
ричичи
на
Гомельщине,
и
об
этом
знает
вся
о р
а:
«[Части
села
на-
зываются]
Корз н
¢
,
Соп
ó
нова,
Л
ó
совичи
и
Ми
™
тичи.
Это
отто о,
что
давным-давно
была
война
с
т р ами,
т р и
всех
били,
осталось
в
К ричичах
четверо
живых
—
К
ó
рз н,
Ми ита,
Соп
ó
н
и
Лось»
Фоль лорная этноло ия
33
33
(Дорошевичи
Петри овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
М.
Б.
Плюханова).
О
появлении
дв х
сел
—
Малых
и
Больших
Автю ов
на
Гомель-
щине
—
расс азывают
та :
«Ман олы
нападали.
Было
адно
село,
и
люди
ўтя али
атт да.
Меньшая
часть
паб
é
ла
на
адн
сторан
балота,
б
ó
льшая
—
на
др
ю.
Назвали
—
Малые
Аўтё и
(ўтё и,
ўте
á
ть)
и
бальшые.
А
щас
Аўтю и»
(Малые
Автю и
Калин овичс о о
р-на
Го-
мельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Л.
Г.
Але сандрова).
Встречаются
и
совсем
ж
э зотичес ие
расс азы,
действие
ото-
рых
относится
античным
временам.
Та ,
дале им
пришельцам
обязан
своим
именем
подольс ий
ородо
Сатанов,
стоящий
на
ле-
вом
высо ом
бере
ре и
Збр ч,
разделяющей
Подолию
и
Галицию:
«Грэц ий
ле ион
на
чол
™
с
цент рионом
Тон
™
лием
проc в
á
лся
на
п
™
внич.
И
на
б
¨
рэзи
невед
ó
мой
рич и
с
с ил
¸
стыми
бэрэ
á
мы
цэй
воевода
пидн
¸
ў
р
и
с азаў:
„Сат
а
нон?“
(„З п
™
нимось
чи
п
™
дэ-
мо
д
á
ле?“).
Маб
ý
ть,
ци
воя и
видмах
á
ли
не
одн
верст ,
цэ
я
а,
та ,
по-
раинс и,
и
с азалы:
„Сат!“,
шо
означае
„з п
™
н а“
[останов а].
Маб
ý
ть,
т т
б ў,
та ,
по
тых
ўсих
анонах
и
по
тых
записях,
шо
мэ-
нэ
б л
ó
,
та
написано
е,
шо
т т
б ў
шчэ
Юлий
Цэзарь»
(В.
Ф.
Бабий-
ч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин);
«Сатанов-то
историчес ий.
Вот,
например,
видите,
вот
ма азин.
[Ко да
здание
перестраивали,]
розривняли,
все
же
отстроили.
Один
по реб,
та .
Уже
всё
вроде.
Потом
шо-то
ещё
вроде
вниз
—
ещё
один
по реб
вниз.
Сатанов
же
сто
раз
р новался
и
сто
раз
выстраивал-
ся
<...>
Говорат,
шо
по
истории
он
старше
Мос вы.
А
название,
шо
а
вроде,
шо
де-то
о да
то
а ие-то
войс а
йшли,
вот.
От
да
они
шли
—
чи
отт да,
чи
от
да
—
и
останоў а.
И
оворили:
„Сат
а
нон!
Сат
а
нон!“
—
и,
значить,
здесь
останоў а.
И
сто о
врэмьени
а-
ж ть,
шо
С
á
таноў.
Не
на
р сс ом
язы е,
нет»
(Ни олай
Андреевич,
1926
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Эта
ле енда,
представляющая
собой
пример
фоль лоризации
« рае-
ведчес о о
творчества»,
известна
мно им
жителям
Сатанова.
Она
пол -
чила
широ ое
хождение
бла одаря
тиражированию
в
местной
прессе
и
в
поп лярной
литерат ре
в
1980–1990-е
.
(Соха
1991:
18);
в
2001
.
ма-
шинописные
распечат и
«местной
летописи»
с
те стом
этой
ле енды
(«Стаття-довiд а
про
селище
Сатанiв
(за
перiод
XIV–XX
столiття)»)
хра-
нились
в
посел овой
библиоте е
и
в
м зее
сахарно о
завода.
Т р и-преобразователи.
В
ле ендах,
быт ющих
в
Подолии,
при-
шельцам
«из-за
Д ная»
(в
данном
сл чае
историчес ая
реальность
Глава
I
34
34
дивительным
образом
совпала
со
славянс ими
фоль лорно-мифо-
ло ичес ими
представлениями
о
Д нае
а
льт рном
р беже,
а
ранице
межд
своим
и
иным
миром;
см.:
СД
2:
146–147)
—
т р-
ам
—
отводится
особая
роль.
Историчес и
(в
рез льтате
нападения
Османс ой
империи
на
Польш )
пребывание
т рец их
войс
на
этой
территории
было
рат им,
все о
27
лет
(1672–1699).
Одна о
в
на-
родной
памяти
этот
период
отмечен
поистине
и антс им
размахом
возведения
репостей,
подземных
соор жений
и
льтовых
зданий.
Мно ие
бывшие
местеч и
Подолии
строились
на
месте
старых
ор-
ных
разработо .
Следы
их
—
подземные
выработ и,
со
временем
превращенные
в
подвалы
и
систем
подземных
омм ни аций,
еди-
нод шно
интерпретир ются
местным
населением
а
следы
дея-
тельности
т ро
(см.
та же:
Со олова
2003:
327–329):
«Здесь
о да-то
т р и
были,
та
под
Копай ородом
есть
эти
<...>
т р и
рыли
там
под
этим,
а
они
назывались,
ой,
в
общем,
под
Ко-
пай ородом
рыли
всё
т т,
о да
т р и
здесь
были.
Вот
нас
по-
строили
ма азин,
вдр
образовалась
дыра,
и
этот
ма азин
мо
т да
р хн ть
всё
время.
Т рец ие
ходы,
да.
У
аждо о
были
подвалы
свои,
но
бывали
сл чаи,
что
и
в
центре
ни
с
то о
ни
с
се о
образова-
лась
о ромная
там
яма,
и
засыпали
её
всё
время,
возили
машины,
вот
это,
щебень
всё.
Страшно,
да.
В
Копай ороде
даже
страшно
ходить
из-за
этих,
шо
т рец ие
эти
подземные»
(Д.
И.
Яц ова-Креймер,
1924
.
р.,
Копай ород
Барс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Раньше,
ол
¢
сь,
жыли
т р и.
Т р и
строили
д же
т т
по
Ш
á
р о-
роди
нас
т т
вэл
¢
и
подвалы
—
та
™
проходн
™
,
шо
н
á
вить
овор
¢
ли,
шо
через
рич
,
о
там
вон
á
б ла
олысь…
стаў
вэл
¢
ый,
то
замыл
¢
ло
водою,
чи
зан
¨
сло
рязью…
то
там
по-пид
н
¨
о
и
вид
ц
¨
о
—
монастырь
там
нас,
остёл
и
монастырь
напротиў,
и
там
подз
¨
мный
ход
б ў
чэ-
рэз
всю
рич
.
Пид
домами
п
ó
ўно
нас,
поўно
р
ом,
почти
всёй
Шар ород!
И
цэ,
á
ж ть,
т р и
строили,
т т
т р и
жыли,
и
т р и
цё
всё
строили
—
но
цэ
вжэ
нэ
за
моей
памяти…
(Н.
А.
Лоянич,
1931
.
р.,
Шар ород
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
А.
В.
Со олова).
О
подземных
ходах
под
Шар ородом
с
большим
воод шевлением
повеств ют
и
«очевидцы»,
их
посещавшие.
Н.
Ф.
Головатю
(1944
.
р.)
расс азывал,
а
в
детстве
они
пробирались
«т рец им
ходом»
из
центра
местеч а
в
слобод
(ход
вел
я обы
от
монастыря
прямо
до
«т рец о о
столба»),
причем
попасть
в
подземелье
можно
было,
лишь
предварительно
взобравшись
на
оло ольню
и
сп стившись
вн три
нее
по
верев е
в
потайной
лаз
(2004,
зап.
О.
В.
Белова).
«Т рец ими
столбами»
называют
в
местеч ах
памятни и
(стелы)
ма деб р с ом
прав ,
оторым
обладали
мно ие
ма натс ие
владе-