Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3470

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

V

228

228

т

 

быть

 

и

 

отличительным

 

зна ом

 

персонажей,

 

чье

 

происхождение

 

свя-

зано

 

с

 

инцестом,

 

расцениваемым

 

в

 

народной

 

традиции

 

а

 

один

 

из

 

са-

мых

 

тяж их

 

рехов.

 

Об

 

этом

 

 

былич а

 

из

 

белор сс о о

 

Полесья:

 

«Жы-

лы

 

брат

 

и

 

сестра.

 

Б лы

 

воны

 

очень

 

бидны.

 

За

 

йо о

 

нихто

 

не

 

жэнивса,

 

и

они

 

поженилиса,

 

и

 

в

 

их

 

родилиса

 

дет и.

 

И

 

все

 

на

 

рыных

 

лап ах»

(Радчиц

 

Столинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

Л.

 

Сич арь).

Мотив

 

нар шения

 

брачных

 

запретов

 

возвращает

 

нас

   

теме

 

Лилит

 

и

 

ее

потомства,

 

стремящихся

   

сожительств

 

с

 

людьми

 

и

 

плодящих

 

демонов.

Одна о

 

для

 

славянс ой

 

народной

 

традиции

 

не

 

хара терен

 

мотив

 

знава-

ния

 

демона

 

по

 

птичьим

 

следам,

 

оставленным

 

им

 

на

 

пепле

 

или

 

на

 

пес е

 

целом

 

призна

 

невидимости

 

демонов

 

хара терен

 

для

 

еврейс ой

 

тради-

ции).

 

Вероятно,

 

талм дичес ие

 

мотивы

 

прони ли

 

в

 

славянс

ю

 

ниж-

ность

 

при

 

византийс ом

 

влиянии

 

(ср.

 

распространенные

 

нижные

 

тал-

м дичес ие

 

ле енды

 

о

 

Соломоне

 

и

 

Китоврасе

 

 

Веселовс ий

 

2001),

 

не

затрон в

 

собственно

 

фоль лор.

Демоноло ия

 

в

 

«библейс их»

 

ле ендах

 

 

влияние

 

иноэтничной

 

тра-

диции.

 

Важной

 

особенностью

 

народных

 

«библейс их»

 

ле енд

 

является

в лючение

 

в

 

них

 

элементов

 

преданий

 

и

 

представлений

 

этничес их

 

со-

седей,

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

встает

 

вопрос

 

об

 

этно

льт рных

 

онта тах

 

в

связи

 

с

 

«библейс ой»

 

темати ой.

 

В

 

фоль лорных

 

материалах

 

из

 

бело-

р сс о о

 

и

 

раинс о о

 

Полесья,

 

Подолии,

 

Галиции,

 

Карпатс о о

 

ре-

иона

 

прослеживается

 

значительное

 

влияние

 

и дейс ой

 

традиции

 

(а а-

да,

 

мидраш,

 

раввинистичес ая

 

литерат ра).

 

В

 

отличие

 

от

 

нижной

традиции,

 

народная

 

традиция

 

о азывается

 

более

 

толерантна

 

в

 

воспри-

ятии

 

«ч жих»

 

сюжетов

 

и

 

образов,

 

приспосабливая

 

и

 

перерабатывая

 

их

в

 

р сле

 

своих

 

стереотипов.

 

Видимо,

 

здесь

 

перед

 

нами

 

очень

 

интересное,

по азательное

 

и

 

по а

 

мало

 

из ченное

 

явление

 

взаимовлияния,

 

взаи-

мопрони новения

 

разных

 

повествовательных

 

традиций,

 

в

 

отором

 

со-

четаются

 

и део-христианс ие

 

нижно-фоль лорные

 

элементы.

К

 

этом

 

р

 

сюжетов

 

относится,

 

в

 

частности,

 

ле енда

 

о

 

сотворе-

нии

 

Евы

 

из

 

хвоста

 

Адама.

 

Ка

 

расс азывали

 

в

 

Западной

 

Белор ссии,

первоначально

 

Бо

 

сотворил

 

Адама

 

с

 

хвостом,

 

но

 

потом

 

хвост

 

отрезал,

и

 

«зрабиласе

 

с

 

та о

 

хваста

 

ж он а

 

Ева»

 

(Federowski

 

1897:

 

201).

 

Эта

 

бе-

лор сс ая

 

ле енда

 

воспроизводит

 

еврейс

ю

 

ле енд

 

о

 

том,

 

что

 

Бо

 

со-

творил

 

Ев

 

не

 

из

 

Адамова

 

ребра,

 

а

 

из

 

хвоста,

 

оторый

 

сначала

 

был

 

Адама

 

(Грейвс,

 

Патай

 

2002:

 

94–95).

 

Вариантом

 

это о

 

сюжета

 

является

широ о

 

быт ющая

   

славян

 

ле енда

 

о

 

сотворении

 

Евы

 

из

 

хвоста

 

соба-

и,

 

оторая

 

стащила

 

Адамово

 

ребро,

 

причем

 

в

 

не оторых

 

те стах

 

от-

мечается,

 

что

 

об

 

этом

 

расс азывает

 

еврей

 

(Zowczak

 

2000:

 

63).

Особня ом

 

среди

 

раинс их

 

«библейс их»

 

фоль лорных

 

нарра-

тивов

 

стоит

 

ле енда

 

из

 

Подолии,

 

со ласно

 

оторой

 

Каин

 

 

первый

 

сын


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

229

229

Евы

 

 

был

 

сыном

 

Сатаны,

 

а

 

не

 

Адама:

 

приняв

 

вид

 

«старше о

 

ан ела»,

Сатана

 

вст пает

 

с

 

Евой

 

в

 

связь

 

(Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

156–157,

 

Żmigro

dzki

 

1896:

 

324).

 

Видимо,

 

перед

 

нами

 

народный

 

перес аз

 

«Жития

 

Адама

и

 

Евы»

 

 

апо рифа

 

еврейс о о

 

происхождения

 

(I

 

в.

 

до

 

н.

 

э.;

 

те ст

 

сохра-

нился

 

в

 

речес их,

 

латинс их

 

и

 

славянс их

 

версиях),

 

опирающийся

 

том

 

же

 

на

 

библейс ий

 

те ст

 

(ср.

 

Быт.

 

4,

 

1:

 

«Приобрела

 

я

 

челове а

 

от

Господа»

 

и

 

одн

 

из

 

версий

 

этимоло ии

 

имени

 

Каин

 

 

qayin

 

от

 

qaniti

‘приобретать’;

 

см.:

 

Грейвс,

 

Патай

 

2002:

 

127–128).

 

Изред а

 

сюжет

 

фи -

сир ется

 

и

 

в

 

польс ой

 

традиции

 

на

 

Виленщине

 

(Zowczak

 

2000:

 

143).

 

На

оренение

 

фоль лорной

 

версии

 

данно о

 

сюжета

 

в

 

этих

 

ре ионах

 

мо ла

о азать

 

влияние

 

еврейс ая

 

традиция

 

чтения

 

и

 

тол ования

 

мидрашей.

Интересным

 

в

 

данном

 

онте сте

 

является

 

сюжет

 

о

 

том,

 

почем

 

дети

не

 

ходят

 

сраз

 

после

 

рождения

 

(Белова

 

2004:

 

248–251).

 

Этот

 

сюжет

 

очень

широ о

 

распространен

 

в

 

южнославянс ой

 

(бол арс ой

 

и

 

ма едонс ой)

фоль лорной

 

традиции

 

и

 

представлен

 

множеством

 

ло альных

 

версий.

Схема

 

е о

 

та ова:

 

в

 

начале

 

света

 

Господь

 

испытывает

 

всех

 

матерей

 

на

 

до-

верие

   

себе,

 

перебрасывая

 

через

 

рыш

 

(дерево,

 

ворота,

 

забор)

 

их

 

детей

(ино да

 

оворится,

 

что

 

все

 

перворожденные

 

были

 

хромыми).

 

Животные

(овцы,

 

озы,

 

оровы)

 

относятся

   

этом

 

с

 

полным

 

доверием,

 

за

 

что

 

Гос-

подь

 

бла ословляет

 

их

 

потомство

 

и

 

дарит

 

ем

 

возможность

 

сраз

 

после

рождения

 

встать

 

на

 

но и.

 

Женщина

 

же,

 

опасаясь

 

за

 

свое о

 

младенца,

подхватывает

 

е о

 

на

 

р

и,

 

за

 

что

 

Бо

 

предопределяет

 

ей

 

носить

 

ребен а

на

 

р

ах

 

целый

 

од

 

(три

 

ода)

 

после

 

рождения

 

(см.,

 

например:

 

СбНУ

1889/1:

 

105;

 

СбНУ

 

1891/4:

 

91;

 

СбНУ

 

1963/51:

 

186).

В

 

восточнославянс ой

 

традиции

 

до

 

сих

 

пор

 

известны

 

лишь

 

две

 

-

раинс ие

 

версии

 

данно о

 

сюжета.

 

Первое

 

свидетельство

 

 

с

 

Черни ов-

щины.

 

Бо

 

в

 

образе

 

старич а

 

явился

   

Еве,

 

о да

   

нее

 

родился

 

сын,

 

и

при азал

 

ей

 

пере ин ть

 

дитя

 

через

 

ворота;

 

Ева

 

исп

алась

 

и

 

осл шалась

Божье о

 

повеления,

 

за

 

что

 

женщинам

 

и

 

назначено

 

целый

 

од

 

носить

 

сво-

их

 

детей

 

на

 

р

ах

 

(Гринчен о

 

1895:

 

83).

 

Второй

 

вариант

 

ле енды

 

записан

 

ц лов

 

в

 

За арпатье:

 

Ева

 

пожалела

 

свое о

 

первенца

 

и

 

подвер ла

Божьем

 

испытанию

 

я нен а;

 

с

 

тех

 

пор

 

до

 

трех

 

лет

 

дети

 

не

 

ходят

 

(Ш -

хевич

 

1908:

 

5).

Сюжет

 

спорадичес и

 

фи сир ется

 

в

 

польс ой

 

традиции

 

(

PBL

 

2:

 

176,

 

2464).

 

Со ласно

 

вариант

 

из

 

ю о-восточной

 

Польши

 

(район

 

Жеш ва),

Христос

 

и

 

св.

 

Петр

 

ходили

 

по

 

земле

 

и

 

зашли

 

в

 

один

 

дом,

 

де

 

женщина

ормила

 

новорожденно о

 

ребен а,

 

а

 

орова

 

телен а.

 

Христос

 

взял

 

оро-

в

 

и

 

телен а,

 

вынес

 

на

 

лиц

 

и

 

перебросил

 

через

 

рыш

 

дома;

 

животные

вс очили

 

на

 

но и

 

и

 

побежали.

 

Христос

 

хотел

 

проделать

 

то

 

же

 

самое

с

 

женщиной

 

и

 

ее

 

ребен ом,

 

но

 

она

 

исп

алась,

 

и

 

Христос

 

обре

 

ее

 

носить

ребен а

 

на

 

р

ах

 

од

 

и

 

шесть

 

недель.

 

Поэтом

 

женщина

 

и

 

не

 

встает

 

сраз

после

 

родов,

 

а

 

дети

 

не

 

ходят

 

сраз

 

после

 

рождения

 

(

Świ tek

 

1902:

 

252–


background image

Глава

 

V

230

230

253).

 

В

 

ле енде

 

из

 

западной

 

Галиции

 

оворится,

 

что

 

Бо

 

хотел,

 

чтобы

 

де-

ти

 

сраз

 

после

 

рождения

 

бе али,

 

а

 

цыплята,

 

и

 

велел

 

женщине:

«

Przerzuć

 

dziecko

 

bez

 

p

u

ot

 

[Перебрось

 

дитя

 

через

 

забор!].

 

Но

 

женщина

исп

алась,

 

и

 

теперь

 

целый

 

од

 

после

 

рождения

 

детей

 

носят

 

на

 

р

ах

(

Udzieła

 

1890:

 

125–126).

Корни

 

мотива

 

«хождения/не

 

хождения

 

после

 

рождения»,

 

состав-

ляюще о

 

основ

 

ле енды,

 

а

 

нам

 

представляется,

 

та же

 

находятся

в

 

неславянс ой

 

традиции.

 

В

 

ачестве

 

соответствия

 

приведем

 

зафи си-

рованные

 

в

 

еврейс их

 

мидрашах

 

сведения

 

о

 

том,

 

что

 

«люди

 

по оления

Потопа»

 

рождались

 

после

 

рат овременной

 

 

нес оль о

 

дней)

 

бере-

менности,

 

мо ли

 

ходить

 

и

 

оворить

 

сраз

 

после

 

рождения

 

(Ginzberg

1956:

 

70–71).

 

Ка

 

повеств ют

 

мидраши,

 

способность

   

хождению

 

сраз

после

 

рождения

 

люди

 

наследовали

 

от

 

первенца

 

Адама

 

и

 

Евы

 

Каина

 

(Ginzberg

 

1956:

 

54–55;

 

Грейвс,

 

Патай

 

2002:

 

124).

 

Кстати,

 

одна

из

 

этимоло ичес их

 

версий

 

производит

 

имя

 

Каин

 

от

 

слова

 

qaneh

‘солома,

 

тростни ,

 

стебель’,

 

та

 

а ,

 

со ласно

 

ле енде,

 

сраз

 

же

 

после

рождения

 

Каин

 

встал

 

на

 

но и,

 

побежал

 

и

 

принес

 

Еве

 

орсть

 

соломен-

ных

 

стеблей

 

(Грейвс,

 

Патай

 

2002:

 

124,

 

127–128).

Способность,

 

отнятая

   

людей

 

Бо ом

 

в

 

начале

 

времен

 

 

еврейс ой

традиции

 

 

за

 

пре решения

 

и

 

ордыню,

 

в

 

славянс ой

 

 

за

 

неверие

 

и

непосл шание),

 

проявится

 

снова

 

в

 

«последние

 

времена»

 

(на ан не

 

Апо-

алипсиса).

 

Со ласно

 

ле енде

 

из

 

Западной

 

Белор ссии,

 

«черт»,

 

или

 

«жи-

довс ий

 

Мессия»

 

(т.

 

е.

 

Антихрист),

 

оторый

 

родится

 

в

 

онце

 

времен

 

одной

 

еврей и

 

после

 

семилетней

 

беременности,

 

сраз

 

после

 

рождения

станет

 

ходить

 

(Federowski

 

1903:

 

281;

 

об

 

этом

 

сюжете

 

подробнее

 

см.

 

II.3

).

Примером

 

этно

льт рно о

 

заимствования

 

мо

т

 

сл жить

 

и

 

ар-

патс ие

 

ле енды

 

о

 

смерти

 

Моисея,

 

параллелей

   

оторым

 

в

 

др

их

славянс их

 

традициях

 

по а

 

не

 

найдено.

 

Речь

 

идет

 

о

 

сюжете,

 

со лас-

но

 

отором

   

Моисею

 

приходит

 

смерть,

 

но

 

не

 

может

 

е о

 

одолеть.

Моисей

 

мирает

 

толь о

 

то да,

 

о да

 

смерть

 

приходит

 

в

 

третий

 

раз

вместе

 

с

 

Бо ом

 

и

 

Бо

 

цел ет

 

Моисея

 

(Со iл

 

1995:

 

66;

 

Ш хевич

 

1908:

21–22).

 

В

 

данном

 

сл чае

 

источни ом

 

с орее

 

все о

 

является

 

еврей-

с ий

 

мидраш,

 

со ласно

 

отором

 

д ша

 

Моисея

 

от азывалась

 

по и-

н ть

 

е о

 

тело,

 

о да

 

за

 

ней

 

приходили

 

ан елы

 

Михаэль,

 

Габриэль

 

и

За за ель,

 

и

 

со ласилась

 

лишь

 

то да,

 

о да

 

Господь

 

поцеловал

 

Мои-

сея

 

(забрав

 

та им

 

образом

 

е о

 

д ш )

 

(Ginzberg

 

1956:

 

500–502).

Влиянием

 

иноэтничес ой

 

традиции

 

(на

 

этот

 

раз

 

нижно-и оно ра-

фичес ой)

 

можно

 

объяснить

 

и

 

единичные

 

зафи сированные

 

в

 

Подолии

осмоло ичес ие

 

представления

 

типа

 

«земля

 

по оится

 

на

 

рыбе,

 

ото-

рая

 

держит

 

в

 

пасти

 

свой

 

хвост;

 

если

 

вып стит

 

хвост,

 

наст пит

 

онец

света»

 

(Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

42).

 

Данное

 

описание

 

чет о

 

соотносится

 

с

и оно рафией

 

библейс о о

 

Левиафана,

 

а

 

он

 

представлен

 

в

 

де оре

 

ев-


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

231

231

рейс их

 

пин асов

 

(общинных

 

ни ),

 

ино да

 

в

 

соседстве

 

с

 

«Божьим

 

бы-

ом»,

 

о

 

отором

 

речь

 

же

 

шла

 

выше

 

(см.:

 

An-sky

 

1994:

 

84,

 

88,

 

109).

Ита ,

 

мы

 

наметили

 

лишь

 

не оторые

 

из

 

позиций,

 

перспе тивных

для

 

рассмотрения

 

в

 

свете

 

межэтничес о о

 

диало а

 

в

 

росс

льт рном

пространстве.

 

Д мается,

 

что

 

сит ация

 

в

 

области

 

народной

 

демоноло ии

наиболее

 

по азательна,

 

но

 

не

 

ни альна

 

 

не

 

менее

 

прод

тивным

может

 

о азаться

 

из чение

 

та их

 

«проницаемых»

 

сфер

 

народной

 

ль-

т ры,

 

а

 

алендарная

 

и

 

семейная

 

обрядность,

 

ма ичес ие

 

и

 

лечебные

пра ти и,

 

а

 

та же

 

традиции

 

фоль лорных

 

нарративов,

 

связанных,

 

пример ,

 

с

 

библейс о-апо рифичес ой

 

темати ой.

V.3.

 

«Про

 

Хап на,

 

я

 

д маю,

и

 

вы

 

слыхали...»

Та

 

оворит

 

своем

 

собеседни

 

ерой

 

расс аза

 

В.

 

Г.

 

Ко-

ролен о

 

«С дный

 

день

 

(Иом- ип р)».

 

В

 

этой

 

«малор сс ой

 

с аз е»

 

(та

определил

 

жанр

 

свое о

 

расс аза

 

сам

 

Королен о)

 

действительно

 

нашел

отражение

 

один

 

из

 

наиболее

 

поп лярных

 

в

 

народной

 

«демоноло иче-

с ой»

 

прозе

 

восточных

 

и

 

западных

 

славян

 

сюжетов

 

 

сюжет

 

о

 

похище-

нии

 

чертом-«хап ном»

 

евреев

 

в

 

С дн ю

 

ночь.

 

Расс аз

 

Королен о

 

являет

собой

 

пример

 

не

 

толь о

 

мастерс о о

 

в лючения

 

фоль лорно о

 

сюжета

 

в

авторс ое

 

литерат рное

 

произведение,

 

но

 

и

 

образец

 

пре расно о

 

знания

народных

 

верований,

 

связанных

 

с

 

фоль лорно-мифоло ичес ими

 

пред-

ставлениями

 

славян

 

об

 

их

 

этничес их

 

соседях

 

 

евреях.

 

Представлен-

ные

 

в

 

нашем

 

очер е

 

а тентичные

 

материалы

 

из

 

Полесья,

 

Подлясья

 

и

Подолии

 

мо

т

 

сл жить

 

том

 

подтверждением.

Со ласно

 

народным

 

представлениям

 

раинцев,

 

белор сов

 

и

 

поля-

ов,

 

еже одно

 

в

 

С дн ю

 

ночь

 

(день

 

очищения,

 

еврейс ий

 

праздни

 

Йом

Кип р)

 

дьявол

 

похищает

 

из

 

аждо о

 

села

 

или

 

местеч а

 

еврея

 

или

 

еврей-

,

 

чтобы

 

в

 

вихре

 

нести

 

в

 

болото,

 

бросить

 

в

 

пропасть,

 

посадить

 

на

 

высо-

ю

 

сосн

 

или

 

осин ,

 

растерзать

 

или

 

зам чить

 

до

 

смерти.

 

В

 

л х ю

 

пол-

ночь

 

поднимается

 

ветер,

 

начинается

 

б ря,

 

асн т

 

все

 

свечи;

 

о да

 

евреи

снова

 

их

 

зажи ают,

 

то

 

видят,

 

что

 

среди

 

них

 

не

 

хватает

 

людей.

 

Исчезн в-

ших

 

не

 

ищ т

 

и

 

не

 

опла ивают,

 

та

 

а

 

известно,

 

что

 

их

 

похитил

 

«злой

д х».

 

Чтобы

 

беречься

 

от

 

это о,

 

евреи

 

при лашают

 

на

 

свою

 

молитв

 

хри-

стианина

 

с

 

ромничной

 

свечой

 

(принесенной

 

из

 

цер ви

 

на

 

Сретенье).

 

Све-

ча

 

орит

 

в

 

рытии,

 

и

 

о да

 

появляется

 

черт,

 

свеч

 

от рывают,

 

и

 

черт

бе ает

 

(Демидович

 

1896:

 

119–120;

 

Ca

³

a

 

1992:

 

100;

 

Federowski

 

1897:

 

238).

Этот

 

мотив

 

отразился

 

и

 

в

 

белор сс ой

 

с аз е.

 

Евреи

 

одно о

 

местеч а

 

по-

звали

 

на

 

свой

 

праздни

 

пар б а,

 

сл живше о

 

в

 

орчме,

 

потом

 

что

 

«ве-

дамо,

 

баяцца,

 

аб

 

 

чорт

 

не

 

ўхапiў

 

i

 

заўжды

 

наймаюць

 

сабе

 

хрышчона о

чалаве а

 

на

 

сьвята,

 

аб

 

ён

 

абараняў

 

 

ат

 

чарцей»

 

(Сержп тоўс i

 

2000:


background image

Глава

 

V

232

232

178).

 

Евреи

 

не

 

чли

 

лишь

 

одно о:

 

парень

 

о азался

 

«ведьзмаром»

 

( олд -

ном)

 

 

«не

 

то,

 

што

 

не

 

хрышчоны,

 

але

 

й

 

сам

 

з

 

лiхiмi

 

знаецца»

 

(Там

 

же).

От

 

поля ов,

 

проживающих

 

в

 

Литве,

 

было

 

записано

 

свидетельство,

со ласно

 

отором

 

обере ом

 

от

 

черта-похитителя

 

может

 

стать

 

одежда

христианина:

 

«Однажды

 

еврей а

 

перед

 

Страшной

 

ночью

 

пришла

 

моей

 

маме,

 

чтобы

 

одолжить

   

нее

 

та ой

 

большой

 

плато

 

на

 

плечи

 

тот

 

самый,

 

что

 

мама

 

надевала

 

в

 

остел

 

 

этот

 

плато

 

был

 

освящен-

ный.

 

И

 

а

 

еврей а

 

тот

 

плато

 

надела,

 

то

 

же

 

дьявол

 

не

 

мо

 

ее

 

не-

сти»

 

(

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91).

 

На

 

территории

 

раинс о о

 

и

 

бело-

р сс о о

 

Полесья

 

этот

 

день

 

называется

 

хоп н

,

 

хап н

,

 

в

 

польс ом

Подлясье

 

 

Chaptus.

Причиной

 

похищения

 

дьяволом

 

евреев

 

является

 

 

точ и

 

зрения

славян-христиан)

 

то,

 

что

 

евреи

 

«записали»

 

свои

 

д ши

 

черт ,

 

о да

распяли

 

Христа,

 

и

 

с

 

тех

 

пор

 

дьявол

 

вспоминает

 

о

 

них

 

в

 

С дный

 

день,

забирая

 

о о-либо

 

в

 

ачестве

 

жертвы

 

(

Ca³a

 

1992:

 

95;

 

ср.

 

в

 

связи

 

с

 

этим

традиционное

 

представление

 

и даизма

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

Йом

 

Кип р

 

за ан-

чивается

 

с д

 

и

 

запечатывается

 

Кни а

 

жизни).

Хотелось

 

бы

 

отметить

 

один

 

сюжет

 

еврейс ой

 

традиции,

 

оторый,

 

по

всей

 

видимости,

 

мо

 

сл жить

 

источни ом

 

мно очисленных

 

нарративов

 

о

«хап не».

 

В

 

день

 

Дарования

 

Торы

 

Сатан

 

пожаловался

 

Всевышнем :

 

«Ты

дал

 

мне

 

власть

 

над

 

всеми

 

племенами

 

 

но

 

не

 

над

 

еврейс им

 

народом!»

(Ка

 

с азал

 

нам

 

один

 

из

 

информантов,

 

ч т о

 

определивший

 

особенности

еврейс ой

 

демоноло ичес ой

 

традиции:

 

«У

 

жыдиў

 

чортиў

 

не

 

м

á

е

 

б

ý

ти!»

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).)

 

Ашем

 

ответил

 

ем :

 

«Я

 

позволю

тебе

 

осподство

 

над

 

ними

 

в

 

Йом

 

Кип р

 

при

 

словии,

 

что

 

ты

 

сможешь

найти

   

них

 

пре решения».

 

Чтобы

 

не

 

дать

 

Сатан

 

обвинить

 

евреев

 

в

 

Йом

Кип р,

 

Ашем

 

повелел,

 

чтобы

 

е о

 

а

 

бы

 

под

пали

 

взят ой

 

 

« озлом

для

 

Азазеля»

 

(Ваи ра:

 

187).

 

По

 

др

ом

 

вариант

 

(The

 

Book

 

of

 

L

egends:

497–499),

 

Сатана

 

застал

 

евреев

 

в

 

С дный

 

день

 

молящимися

 

в

 

белых

 

оде-

яниях

 

и

 

не

 

смо

 

их

 

трон ть.

 

В

 

белых

 

одеяниях

 

традиция

 

сматривает

напоминание

 

о

 

саване

 

и

 

дне

 

смерти.

След ет

 

отметить,

 

что

 

в

 

обследованных

 

нами

 

ре ионах

 

не

 

далось

зафи сировать

 

ни

 

одно о

 

расс аза

 

о

 

«хап не»

 

от

 

евреев.

 

Носители

 

ев-

рейс ой

 

традиции

 

единод шно

 

отрицали

 

свое

 

зна омство

 

с

 

этим

 

сюже-

том.

 

Одна о

 

при

 

та ом

 

широ ом

 

распространении

 

поверья

 

о

 

«хап не»

среди

 

славянс о о

 

населения

 

тр дно

 

предположить,

 

что

 

евреям

 

оно

было

 

совсем

 

не

 

зна омо.

 

Но

 

на

 

се одняшний

 

день

 

в

 

нашем

 

распоряже-

нии

 

имеется

 

лишь

 

единственное

 

свидетельство,

 

записанное

 

от

 

евреев

 

в

Литве:

 

«Страшная

 

ночь,

 

это

 

о да

 

один

 

та ой

 

черт,

 

нечистая

 

сила,

 

Ан-

тихрист,

 

похищает

 

из

 

дома

 

одно о

 

еврея

 

в

 

лес,

 

на

 

смерть.

 

Та

 

верят,

 

но

это

 

неправда

 

<…>

 

Защищались

 

от

 

это о,

 

зна и

 

а ие-то

 

на

 

доме

 

делали