Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3463

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

V

238

238

Ко да

 

приехали

   

болот ,

 

«чоловi »

 

ненадол о

 

отл чился,

 

а

 

любопытный

м жи

 

за лян л

 

в

 

мешо

 

и

 

видел

 

там

 

живо о

 

еврея.

 

«Чоловi »

 

верн лся,

дал

 

м жи

 

на

 

орил

,

 

«пере ин лся»

 

вихрем

 

и

 

исчез

 

вместе

 

с

 

меш ом,

 

в

отором

 

сидел

 

похищенный

 

еврей

 

(Там

 

же:

 

25).

 

Отличительной

 

чертой

этих

 

расс азов

 

является

 

мотив

 

честной

 

расплаты

 

черта-похитителя

 

с

 

м -

жи ом

 

(обычно

 

в

 

былич ах

 

день и,

 

пол ченные

 

в

 

ачестве

 

на рады

 

от

нечистой

 

силы,

 

оборачиваются

 

череп ами,

 

с хими

 

листьями,

 

навозом

и

 

т.

 

п.).

 

Черт

 

является

 

в

 

своем

 

традиционном

 

для

 

раинс о о

 

фоль лора

виде

 

 

а

 

«пан».

 

Не оторые

 

версии

 

содержат

 

азания

 

на

 

местные

реалии.

 

Та ,

 

в

 

одном

 

расс азе

 

дьявол

 

тащит

 

евреев

 

не

 

да-ниб дь,

 

а

 

«в

болота

 

Пинс ие

 

и

 

Ро итнянс ие»:

 

сендз

 

нашел

 

на

 

доро е

 

еврея,

 

лежа-

ще о

 

без

 

памяти;

 

придя

 

в

 

себя,

 

еврей

 

сообщил,

 

что

 

он

 

из

 

Литвы

 

и

 

был

несен

 

в

 

болото

 

четвер ой

 

черных

 

оней

 

(

Rulikowski

 

1879:

 

93).

Среди

 

версий

 

из

 

Подолии

 

есть

 

и

 

ред ий

 

вариант

 

со

 

счастливым

 

онцом

( а

 

отмечалось

 

выше,

 

похищенные

 

в

 

С дный

 

день

 

обычно

 

исчезают

 

без

следа;

 

со ласно

 

белор сс ой

 

ле енде,

 

спасти

 

еврея,

 

заброшенно о

 

чертом

 

на

вершин

 

дерева,

 

может

 

толь о

 

христианин

 

 

Демидович

 

1896:

 

120):

 

м -

жи ,

 

возвращавшийся

 

из

 

леса

 

в

 

С дный

 

день,

 

встретил

 

«орендара»,

 

со

страшной

 

с оростью

 

бежавше о

 

через

 

болото;

 

о азалось,

 

что

 

несчастно о

еврея

 

что-то

 

подхватило

 

и

 

несло

 

неведомо

 

да

 

(Левчен о

 

1928:

 

25).

Мотив

 

избавления

 

от

 

черта

 

прис тств ет

 

и

 

в

 

расс азе

 

В.

 

Г.

 

Королен-

о

 

«С дный

 

день»:

 

«Стоит

 

любом ,

 

даже

 

и

 

не

 

хитром ,

 

рещеном

 

че-

лове

 

<...>

 

ри н ть

 

чертя е:

 

„Кинь!

 

Это

 

мое!“

 

 

он

 

тотчас

 

же

 

и

 

вы-

п стит

 

жида.

 

Затрепыхает

 

рылами,

 

за ричит

 

жалобно,

 

а

 

подстре-

ленный

 

ш ля ,

 

и

 

полетит

 

себе

 

дальше,

 

оставшись

 

на

 

весь

 

од

 

без

 

по-

живы.

 

А

 

жид

 

падет

 

на

 

землю».

 

Интересной

 

параллелью

   

этом

 

опи-

санию

 

может

 

сл жить

 

западнобелор сс ая

 

былич а

 

о

 

том,

 

а

 

черт

 

ев-

рея

 

« хапиў

 

на

 

К ч и»

 

и

 

нес

 

по

 

возд х .

 

Ко да

 

они

 

пролетали

 

мимо

звонницы

 

остела

 

св.

 

Антония,

 

еврей

 

ри н л:

 

«Святы

 

Антони,

 

р

á

т й

мине!»

 

 

и

 

черт

 

сраз

 

же

 

бросил

 

е о

 

(Federowski

 

1902:

 

318;

 

отметим

же

 

зна омое

 

по

 

полесс ой

 

традиции

 

при рочение

 

«сценария»

 

С дно о

дня

   

праздни

 

К щей).

 

Историю

 

с

 

частием

 

св.

 

Антония

 

расс азы-

вали

 

и

 

на

 

Волыни

 

по

 

повод

 

остела

 

в

 

.

 

Ш мс е

 

Кременец о о

 

повета.

По

 

поверью,

 

в

 

С дный

 

день

 

«черт

 

обязан

 

похитить

 

по

 

одном

 

жид

 

на

ажд ю

 

из

 

девяти

 

сина о ».

 

Однажды

 

черт

 

похитил

 

еврея

 

по

 

имени

 

Д -

вид-Мош о,

 

но

 

в

 

этот

 

момент

 

им

 

встретился

 

св.

 

Антоний,

 

оторый

 

внял

молитве

 

еврея

 

и

 

заставил

 

черта

 

вып стить

 

свою

 

жертв .

 

В

 

бла одарность

за

 

спасение

 

еврей

 

выстроил

 

на

 

том

 

самом

 

месте

 

остел

 

во

 

имя

 

св.

 

Анто-

ния.

 

И

 

до

 

сих

 

пор

 

на

 

аждом

 

ирпиче

 

в

 

старой

 

стене

 

можно

 

разобрать

надпись

 

«Д видъ-Мош о»

 

(Кравчен о

 

1914:

 

216).

Еще

 

одно

 

свидетельство

 

о

 

спасении

 

еврея

 

из

 

лап

 

черта,

 

записанное

 

от

поля ов

 

в

 

Литве,

 

являет

 

собой

 

меморат:

 

расс азчица

 

тверждает,

 

что

 

спа-


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

239

239

сителем

 

односельчанина

 

стал

 

ее

 

собственный

 

дед.

 

«Дед ш а

 

мой

 

однажды

видел,

 

а

 

перед

 

Страшной

 

ночью

 

черт

 

еврея

 

по

 

возд х

 

носил

 

 

дед ш а

начал

 

прощаться

 

с

 

ним,

 

и

 

еврей

 

пал.

 

Дед ш а

 

взял

 

это о

 

Иц а

 

домой

 

и

выходил

 

е о,

 

та

 

Иц ова

 

[жена]

 

та

 

деда

 

бла одарила

 

и

 

просила

 

ни ом

 

не

оворить,

 

что

 

черт

 

тащил

 

Иц а

 

из

 

сина о и»

 

(

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91).

По

 

свидетельств ,

 

записанном

 

в

 

о рестностях

 

Люблина,

 

после

 

С дно о

дня

 

христиане

 

(«люди»)

 

приветств ют

 

своих

 

односельчан-евреев,

 

« а

 

ес-

ли

 

бы

 

они

 

верн лись

 

от

 

само о

 

дьявола»

 

(

Kolberg

 

DW

 

17:

 

107).

В

 

расс азе

 

«Я

 

чорт

 

тапiў

 

жыд оў»

 

из

 

Сл ц о о

 

повета

 

оворится

 

о

том,

 

а

 

евреи

 

попросили

 

деревенс о о

 

д рач а

 

отвезти

 

их

 

в

 

местеч о

на

 

«К ч и».

 

Д ра

 

посадил

 

на

 

воз

 

«жыд оў

 

да

 

жыдзенят

 

моо

 

цыелы

т зiн

 

да

 

яшчэ

 

напхаў

 

селя iх

 

бебахаў»

 

и

 

повез.

 

По

 

доро е

 

встретился

им

 

«панiчо

   

апелюшы

»

 

(

азывается,

 

что

 

« это

 

сам

 

той

 

чорт,

 

што

хапае

 

жыд оў»),

 

подсел

 

на

 

воз,

 

а

 

при

 

переезде

 

через

 

ре

 

опро ин л

воз

 

и

 

стал

 

топить

 

евреев.

 

«Да

 

ось

 

я

 

чорт

 

за

бiў

 

цыэлы

 

а ал»

 

(Серж-

п тоўс i

 

1930:

 

227–228).

 

Эта

 

ле енда

 

представляет

 

нам

 

нетрадиционн ю

версию

 

«массово о

 

хап на».

Еще

 

одна

 

ори инальная

 

версия,

 

объясняющая

 

появление

 

обычая

 

осен-

не о

 

смотрения

 

в

 

вод ,

 

та же

 

происходит

 

из

 

белор сс о о

 

Полесья.

 

Мастер,

строивший

 

мост,

 

до оворился

 

с

 

чертом,

 

что

 

тот

 

не

 

б дет

 

мешать

 

ем

 

при

строительстве,

 

а

 

за

 

это

 

обещал

 

нечистом

 

то о,

 

то

 

первый

 

пройдет

 

по

 

ново-

м

 

мост .

 

Тем

 

временем

 

подошли

 

«жыдоўс iя

 

асiеньнiя

 

сьвята»,

 

и

 

местный

«рандар»

 

повез

 

через

 

мост

 

все

 

свое

 

семейство.

 

Толь о

 

он

 

переехал

 

мост,

 

«я

чорт

 

хоп

 

я о

 

да

 

й

 

павало

 

просто

 

ў

 

вод .

 

З

 

тых

 

часаў

 

ожын

 

од

 

жыды

 

па-

зiраюць

   

вод ,

 

цi

 

не

 

вылезе

 

атт ль

 

той

 

жыд»

 

(Там

 

же:

 

228–230).

В

 

свете

 

это о

 

ле ендарно о

 

сюжета

 

можно

 

по-новом

 

вз лян ть

 

на

по овор и

 

типа

 

«

Żydzie,

 

żydzie,

 

szto

 

za

 

taboju

 

idzie?

 

Idzié

 

u

 

czyrwonuom

kapielúszu,

 

hap

 

za

 

twaju

 

duszu!

»,

 

«Йziaй,

 

jak

 

czort

 

żýda

»

 

(бел.;

 

Federow-

ski

  

1935:

 

371;

 

Federowski

 

1897:

 

16)

 

или

 

«

Žide,

 

Žide,

 

čert

 

za

 

tebou

 

ide,

červenou

 

čepicou

 

po

 

hlave

 

a

 

bije

»

 

(словац.;

 

Rothstein

 

1985:

 

187).

 

Вполне

вероятно,

 

что

 

черт,

 

хватающий

 

д ш

 

еврея,

 

это

 

не

 

просто

 

дьявол,

 

ото-

рый,

 

по

 

поверьям,

 

распоряжается

 

д шами

 

всех

 

инородцев

 

и

 

иноверцев,

а

 

именно

 

«хап н»,

 

похищающий

 

евреев

 

в

 

С дный

 

день.

Среди

 

полесс их

 

материалов

 

есть

 

единичное

 

свидетельство

 

об

 

потреб-

лении

 

слова

 

«хап н»

 

не

 

в

 

ачестве

 

наименования

 

демоноло ичес о о

 

персо-

нажа,

 

но

 

а

 

названия

 

праздни а,

 

собственно

 

С дно о

 

дня:

 

«Иврейс ий

празни

 

хаап н

,

 

а да

 

сы

 

летят.

 

В

 

тот

 

дэн

 

ани

 

[евреи]

 

моляца,

 

плачат,

ричат»

 

(Малые

 

Автю и

 

Калин овичс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

зап.

 

А.

 

Г.

 

Кравец ий).

 

В

 

данном

 

примере

 

сюжет

 

о

 

«хап не»

 

о азывается

сверн тым

 

до

 

пределов

 

одной

 

ле семы;

 

драматичес ий

 

же

 

настрой,

 

хара -

терный

 

в

 

целом

 

для

 

данно о

 

сюжета,

 

передан

 

здесь

 

лишь

 

в

 

ла оничном

 

опи-

сании

 

поведения

 

евреев

 

во

 

время

 

молитвы.


background image

Глава

 

V

240

240

V.4.

 

Народная

 

ма ия

в

 

ре ионах

 

этно

льт рных

 

онта тов

В

 

народной

 

льт ре

 

представителю

 

«ч жо о»

 

этноса

или

 

онфессии

 

традиционно

 

приписываются

 

сверхъестественные

 

свой-

ства,

 

связь

 

с

 

пот сторонними

 

силами,

 

способности

   

ма ии

 

и

 

ведовств

( а

 

вредоносном ,

 

та

 

и

 

прод цир ющем )

 

(Белова

 

2001).

 

Различные

ма ичес ие

 

пра ти и,

 

направленные

 

на

 

плодородие

 

земли

 

и

 

с ота,

 

дос-

тижение

 

бла опол чия

 

в

 

семье

 

и

 

хозяйстве,

 

а

 

та же

 

призванные

 

обеспе-

чить

 

спех

 

зад манном

 

предприятию

 

не

 

совсем

 

праведными

 

средства-

ми,

 

составляли

 

одн

 

из

 

наиболее

 

«а т альных»

 

сторон

 

жизненно о

 

-

лада.

 

Мифоло изированная

 

фи

ра

 

«ч жо о»

 

в

 

фоль лорном

 

онте сте

«ма ичес ой

 

повседневности»

 

о азывалась

 

более

 

чем

 

стати.

 

А

 

если

«ч жой»

 

о азывался

   

том

 

же

 

и

 

близ им

 

соседом,

 

обмен

 

ма ичес ими

«рецептами»,

 

те стами

 

за оворов,

 

ам летами

 

становился

 

делом

 

обыч-

ным

 

и

 

взаимовы одным.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

непосредственное

 

соседство

 

с

иноверцами

 

поб ждало

   

особой

 

бдительности,

 

ведь

 

от

 

«ч жих»

 

знаха-

рей,

 

да

 

и

 

вообще

 

от

 

любо о

 

инородца

 

можно

 

ожидать

 

опасных

 

озней.

Именно

 

та ая

 

артина

 

взаимоотношений

 

восточных

 

славян

 

и

 

евреев

в

 

XVIII

 

 

первой

 

половине

 

XX

 

в.

 

с ладывалась

 

в

 

ре ионах

 

тесных

 

этно-

льт рных

 

онта тов

 

 

та ими

 

областями

 

были

 

Подолия,

 

раинс ое

и

 

белор сс ое

 

Полесье,

 

Смоленщина,

 

Виленс ая

 

б.,

 

При арпатье

 

и

 

За-

арпатье.

 

Помимо

 

то о,

 

что

 

народные

 

верования

 

р сс их,

 

раинцев

 

и

белор сов,

 

соседствовавших

 

с

 

евреями

 

на

 

территории

 

черты

 

оседлости,

представляют

 

собой

 

ни альный

 

омпле с

 

представлений,

 

единых

 

для

восточных

 

славян,

 

эти

 

верования

 

составляют

 

жив ю

 

традицию,

 

что

 

под-

тверждается

 

материалами

 

этнолин вистичес их

 

э спедиций

 

последних

лет.

 

Отметим

 

та же,

 

что

 

ряд

 

народных

 

с еверий

 

в

 

отношении

 

евреев

распространился

 

дале о

 

за

 

пределами

 

тех

 

ре ионов,

 

де

 

они

 

составляли

ор аничес ий

 

элемент

 

взаимных

 

представлений,

 

об словленных

 

традици-

ей.

 

Ка

 

часть

 

ородс о о

 

массово о

 

сознания,

 

подобные

 

представления,

же

 

изрядно

 

ис аженные

 

и

 

прощенные

 

до

 

примитивности,

 

неред о

 

ста-

новились

 

основой

 

для

 

бытово о,

 

да

 

и

 

ос дарственно о,

 

антисемитизма.

На

 

Бал анах

 

а т альными

 

в

 

сфере

 

народной

 

ма ии

 

и

 

медицины

 

стано-

вились

 

отношения

 

славян

 

и

 

цы ан,

 

славян

 

и

 

т ро .

 

Ка

 

по азывает

 

эт-

но рафичес ий

 

материал,

 

модели

 

взаимодействия

 

межд

 

славянами

 

и

 

не-

славянами

 

в

 

различных

 

ре ионах

 

обнар живают

 

значительное

 

сходство.

О

 

чем

 

же

 

свидетельств ют

 

фа ты

 

народной

 

льт ры?

 

Ка

 

относи-

лись

   

необычным

 

способностям

 

др

 

др

а

 

славяне

 

и

 

евреи,

 

славяне

 

и

цы ане,

 

славяне

 

и

 

т р и,

 

жившие

 

бо

 

о

 

бо

 

не

 

одно

 

столетие?

 

Ка

 

от-

носились

 

они

   

«ч жим»

 

ма ичес им

 

пра ти ам,

 

о да

 

и

 

зачем

 

прибе-

али

   

помощи

 

«ч жих»

 

олд нов

 

и

 

знахарей?


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

241

241

Сверхъестественные

 

способности

 

«ч жих».

 

Вера

 

в

 

необычные

 

ачества

«ч жих»

 

базир ются

 

на

 

ниверсальной

 

идее,

 

что

 

«ч жой»

 

народ

 

в

принципе

 

имеет

 

с лонность

   

ведовств .

 

Та им

 

образом,

 

представите-

ли

 

все о

 

этноса

 

мо

т

 

расцениваться

 

а

 

прирожденные

 

олд ны.

Та ово

 

отношение

   

цы анам

 

в

 

Полесье

 

и

 

на

 

Карпатах:

 

этот

 

народ

«от

 

природы»

 

наделен

 

олдовс ими

 

способностями,

 

о

 

чем

 

и

 

повеств ют

мно очисленные

 

мемораты.

Цы ане

 

способны

 

наводить

 

моро

 

и

 

даже

 

превращать

 

людей

 

в

 

живот-

ных:

 

«Цы ан

 

я

 

на

 

тебе

 

м

н

 

на

не,

 

да

 

што

 

хочэш

   

тебе

 

побер

á

ють.

 

Цы-

ане

 

то

 

жэ

 

точно

 

меють

 

оўдовать»

 

(Стодоличи

 

Лельчиц о о

 

р-на

 

Го-

мельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Санни ова);

 

«Каж т,

 

шо

 

цэ

á

нэ

 

р

ó

блэт

та

é

.

 

Н .

 

Ка,

 

шо

 

мож...

 

Прэтвор

¨

тэ

 

ў

 

пса,

 

ў

 

он

é

.

 

Кол

¨

сь

 

рос

á

звэлэ,

 

шо

диў а

 

спод

ó

бала

 

соби

 

ц

¨

ана.

 

И

 

ўте л

á

 

за

 

ц

¨

ана.

 

И

 

ўте л

á

 

 

и

 

м

á

тэ,

 

и

 

отец

пэрэш

á

лэ

 

ўсэ

 

в

 

ти

 

б

ý

ди,

 

вон

¨

 

е

 

прэтвор

¨

лэ

   

пса,

 

т

 

диў

.

 

Тэй

 

ўз

é

лэ

 

се

пса.

 

И

 

мэл

цэя

 

б

ý

ла,

 

не

 

мо л

¨

 

найтэ»

 

(Ясень

 

(х.

 

Т рив а)

 

Рожнятовс о о

р-на

 

Ивано-Фран овс ой

 

обл.,

 

КА

 

1988,

 

зап.

 

М.

 

Н.

 

Толстая,

 

Е.

 

В.

 

Бы ова).

Цы ане

 

на азывают

 

за

 

не остеприимное

 

отношение:

 

«Раней

 

цы а-

не

 

ходили

 

по

 

дереўнях.

 

Была

 

одна

 

стар

á

я

 

цы ан а.

 

Деў а

 

вы ин ла

 

я

é

ванюч ю

 

юб

 

на

 

в

ý

лиц .

 

А

 

др

ая

 

баба

 

позвала

 

цы ан

 

ў

 

хат ;

 

а

 

я

é

м жы

 

ляж

á

ў

 

хв

ó

ры.

 

Цы ан а

 

с азала

 

ям

ý

 

ит

 

на

 

м р

á

шни ,

 

не

 

пыт

-

á

цца

 

ни

 

ў

 

а

ó

 

и

 

не

 

ад

á

звать.

 

И

 

ў

 

сенях

 

та

 

р

ó

хат

 

 

эта

 

цы ан а

раз ов

á

рвала

 

з

 

тым

 

ч

¨

рцями.

 

И

 

хазяин

 

выздаравеў.

 

А

 

ў

 

той

 

д

é

ў и,

што

 

юб

 

вы ин ла,

 

с оль и

 

бяд

¢

 

б л

ó

 

 

хозяин

 

памёр,

 

адн

ó

 

дит

é

м

é

ртвым

 

народилоса,

   

др

о о

 

дит

¸

 

свинн

¸

 

р ч

 

па

 

плечо

 

адъ

é

ла,

 

др

ой

 

дач

 

р ч а

 

та с

á

мо

 

арац

é

йшая

 

б л

á

»

 

(Оброво

 

Ивацевичс о о

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1987,

 

зап.

 

М.

 

Э.

 

Бранина).

Цы ан а

 

про линает

 

челове а,

 

во

 

время

 

войны

 

выдавше о

 

цы ан

 

нем-

цам,

 

и

 

он

 

мирает

 

м чительной

 

смертью:

 

«Ци ан а

 

и

 

з

 

дитьми

 

своими,

 

я

бы

 

с азати,

 

цим

 

шатром,

 

сховалыся

 

б ли

 

ў

 

вэрбах.

 

[Один

 

челове ,]

 

тай

 

то-

же

 

аж ть,

 

шо

 

взяў

 

да

 

й

 

рос азаў

 

нимцам,

 

дэ

 

вони

 

поховалися.

 

Н ,

 

та

 

цы-

ан а

 

сховалася

 

в

 

д пло

 

з

 

дытыною,

 

а

 

тых

 

остальных

 

цы ан

 

нимци

 

пере-

стрелялы.

 

Кончилы

 

и

 

ончилы,

 

и

 

всё.

 

Она

 

с

 

той

 

вэрбы

 

потом

 

вылезла,

нимци

 

йихали,

 

а

 

[она

 

оворит

 

челове

,

 

выдавшем

 

их]:

 

„Шо,

 

 

аже,

рос азаў?

 

<...>

 

Шо!?

 

Маешь

 

язы

 

здоровый?

 

Та

 

дашь

 

вэсь

 

ви

 

ходы-

ты“,

 

 

аже.

 

И

 

я

 

вылез

 

йом

 

язы

 

з

 

рота

 

<...>

 

я

 

ябло о

 

<...>

 

на

 

сю

 

сто-

рон ,

 

та

 

и

 

ходит

 

<...>

 

Тот

 

дед

 

мэр,

 

йо о

 

люды

 

нэ

 

любыли,

 

шо,

 

мол,

 

про-

дал.

 

Я а

 

разница,

 

чи

 

вин

 

цы ан,

 

чи

 

хто.

 

Воны

 

ж

 

б лы

 

та и

 

ж

 

сами

 

люды»

(Н.

 

А.

 

Ковальс ий,

 

1951

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Вин-

ниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Считается,

 

что

 

«ч жой»

 

народ

 

обладает

 

особыми

 

ма ичес ими

средствами,

 

например,

 

имеет

 

в

 

своем

 

распоряжении

 

ма ичес ие

 

ни и

и

 

распространяет

 

их

 

по

 

свет :

 

«Есть

 

та ая

 

ни а

 

 

„Чорная

 

ма ия“.


background image

Глава

 

V

242

242

Кто

 

захочет

 

стать

 

олд ном,

 

по

 

ней

 

чится.

 

Говорят,

 

что

 

ни

 

эт

 

цы-

ане

 

в

 

село

 

принесли.

 

Чтобы

 

стать

 

олд ном,

 

продают

 

черт

 

д ш :

 

ре-

бен а

 

свое о

 

(старше о

 

мальчи а)

 

отдают

 

ем

 

(т.

 

е.

 

бивают

 

сами

 

свое о

ребен а).

 

А

 

потом

 

сами

 

начинают

 

хорошо

 

жить.

 

Говорят,

 

что

 

в

 

ни е

этой

 

расписываются

 

своей

 

ровью

 

из

 

ладони»

 

(Олт ш

 

Малоритс о о

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

И.

 

Кондрашева).

Ле

о

 

даются

 

«ч жим»

 

и

 

разно о

 

рода

 

ч додейственные

 

предметы,

например

 

цвето

 

папоротни а:

 

«Та ая

 

одна

 

ночь

 

е,

 

шо

 

п

á

пороть

 

цвет

é

.

 

эт

 

ночь

 

бывает

 

страшная

 

роза.]

 

Та

 

людына

 

[ оторая

 

найдет

 

цвет -

щий

 

папоротни ]

 

ўсэ

 

зн

á

е.

 

Но

 

вон

á

 

нэ

 

да

é

цца.

 

[Говорят,

 

одна о,

 

что]

ци ане

 

ўсё

 

раўно

 

х

ó

пят

 

[т.

 

е.

 

завладеют

 

цвет ом]»

 

(Рясно

 

Емильчин-

с о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

А.

 

Л.

 

Топор ов).

На

 

У раине

 

бытовали

 

расс азы

 

о

 

евреях-«планетни ах»

 

(злых

 

ол-

д нах,

 

проявляющих

 

свои

 

вредоносные

 

способности,

 

о да

 

на

 

них

 

«нахо-

дит

 

планета»;

 

ср.

 

арпат.

 

планета

 

‘еврей,

 

способный

 

превращаться

 

в

привидение’

 

 

Гнатю

 

1912:

 

71);

 

в

 

сообщении

 

из

 

Ушиц о о

 

.

 

(Подо-

лия)

 

оворится:

 

«Один

 

еврей-„планитни “

 

шил

   

рестьянина

 

свит

.

Жена

 

рестьянина,

 

рассердившись

 

на

 

детей,

 

с азала:

 

„А

 

бодай

 

вам

 

очи

повылазылы“.

 

Еврей

 

помолчал,

 

но

 

о да

 

на

 

не о

 

нашла

 

планета,

 

то

 

он,

обратившись

   

женщине,

 

про оворил:

 

„А

 

н ,

 

с ажы

 

ще

 

та “.

 

Женщина

и

 

с азала,

 

но

 

же

 

не

   

детям,

 

а

   

еврею:

 

„Нехай

 

тоби

 

очи

 

вылез ть“,

 

и

 

еврея

 

в

 

то

 

же

 

м новение

 

выпали

 

лаза»

 

(Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

204).

В

 

сил

 

своих

 

«природных»

 

способностей

 

иноверцы

 

мо ли

 

вызывать

по одное

 

ненастье

 

 

метель,

 

дождь:

 

«Если

 

вечером

 

жиды

 

ý

пютца“

 

в

большие

 

толпы

 

и

 

дол о

 

делают

 

свои

 

„прох

á

ц и“,

 

на

 

др

ой

 

день

 

обяза-

тельно

 

пойдет

 

дождь»

 

(витеб.,

 

Ни ифоровс ий

 

1897:

 

212);

 

«

Jak

 

Żydý

nadto

 

zimoju

 

pa

 

sielé

 

ciaháju

c

sie,

 

to

 

budzie

 

mieciélica

»

 

(вол овыс .,

 

Fede-

rowski

 

1897:

 

238);

 

«

Nazwałakáłosia

 

żydó

й,

 

ókić

 

búdzie

»

 

(вол овыс .,

 

Fede-

rowski

 

1897:

 

238);

 

со ласно

 

раинс ой

 

примете,

 

«б де

 

дощ,

 

бо

 

жиди

 

во-

лочацця»

 

(Номис

 

1864:

 

6).

 

Приход

 

перво о

 

посетителя-цы ана

 

на

 

Рожде-

ство

 

означал,

 

что

 

б дет

 

метель:

 

«Цы ан

 

 

плохо

 

 

завир

ý

ха

 

б де»

 

(Ма-

лые

 

Автю и

 

Калин овичс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983).

 

В

 

то

 

же

время

 

евреев

 

можно

 

было

 

просить

 

молиться

 

«о

 

по оде»

 

(о р.

 

Пшемыш-

ля,

 

Cała

 

1992:

 

109).

 

В

 

Гев елии

 

(Ма едония)

 

бытовало

 

поверье,

 

что

 

при-

чиной

 

зас хи

 

является

 

то,

 

что

 

цы ан а

 

родила

 

внебрачно о

 

ребен а

 

и

живым

 

за опала

 

е о

 

возле

 

цер ви

 

(СЕЗб

 

1958/71:

 

76).

«Знающие».

 

Белор сы

 

считали

 

олд нами

 

цы ан,

 

евреев

 

и

 

полеш

ов;

раинцы

 

 

«литвинов»

 

(белор сов),

 

«мос алей»

 

(р сс их),

 

евреев;

 

по-

ля и

 

Подлясья

 

 

жителей

 

Полесья

 

из-за

 

Б

а.

 

Для

 

традиционной

 

ль-

т ры

 

вообще

 

хара терно

 

«этничес ое»

 

за репление

 

профессий,

 

связан-

ных

 

со

 

«сверхзнанием»:

 

цы ан

 

 

знец,

 

оновал

 

(р с.),

 

р сс ий