ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3463
Скачиваний: 2
Глава
V
238
238
Ко да
приехали
болот ,
«чоловi »
ненадол о
отл чился,
а
любопытный
м жи
за лян л
в
мешо
и
видел
там
живо о
еврея.
«Чоловi »
верн лся,
дал
м жи
на
орил
,
«пере ин лся»
вихрем
и
исчез
вместе
с
меш ом,
в
отором
сидел
похищенный
еврей
(Там
же:
25).
Отличительной
чертой
этих
расс азов
является
мотив
честной
расплаты
черта-похитителя
с
м -
жи ом
(обычно
в
былич ах
день и,
пол ченные
в
ачестве
на рады
от
нечистой
силы,
оборачиваются
череп ами,
с хими
листьями,
навозом
и
т.
п.).
Черт
является
в
своем
традиционном
для
раинс о о
фоль лора
виде
—
а
«пан».
Не оторые
версии
содержат
азания
на
местные
реалии.
Та ,
в
одном
расс азе
дьявол
тащит
евреев
не
да-ниб дь,
а
«в
болота
Пинс ие
и
Ро итнянс ие»:
сендз
нашел
на
доро е
еврея,
лежа-
ще о
без
памяти;
придя
в
себя,
еврей
сообщил,
что
он
из
Литвы
и
был
несен
в
болото
четвер ой
черных
оней
(
Rulikowski
1879:
93).
Среди
версий
из
Подолии
есть
и
ред ий
вариант
со
счастливым
онцом
( а
отмечалось
выше,
похищенные
в
С дный
день
обычно
исчезают
без
следа;
со ласно
белор сс ой
ле енде,
спасти
еврея,
заброшенно о
чертом
на
вершин
дерева,
может
толь о
христианин
—
Демидович
1896:
120):
м -
жи ,
возвращавшийся
из
леса
в
С дный
день,
встретил
«орендара»,
со
страшной
с оростью
бежавше о
через
болото;
о азалось,
что
несчастно о
еврея
что-то
подхватило
и
несло
неведомо
да
(Левчен о
1928:
25).
Мотив
избавления
от
черта
прис тств ет
и
в
расс азе
В.
Г.
Королен-
о
«С дный
день»:
«Стоит
любом ,
даже
и
не
хитром ,
рещеном
че-
лове
<...>
ри н ть
чертя е:
„Кинь!
Это
мое!“
—
он
тотчас
же
и
вы-
п стит
жида.
Затрепыхает
рылами,
за ричит
жалобно,
а
подстре-
ленный
ш ля ,
и
полетит
себе
дальше,
оставшись
на
весь
од
без
по-
живы.
А
жид
падет
на
землю».
Интересной
параллелью
этом
опи-
санию
может
сл жить
западнобелор сс ая
былич а
о
том,
а
черт
ев-
рея
« хапиў
на
К ч и»
и
нес
по
возд х .
Ко да
они
пролетали
мимо
звонницы
остела
св.
Антония,
еврей
ри н л:
«Святы
Антони,
р
á
т й
мине!»
—
и
черт
сраз
же
бросил
е о
(Federowski
1902:
318;
отметим
же
зна омое
по
полесс ой
традиции
при рочение
«сценария»
С дно о
дня
праздни
К щей).
Историю
с
частием
св.
Антония
расс азы-
вали
и
на
Волыни
по
повод
остела
в
.
Ш мс е
Кременец о о
повета.
По
поверью,
в
С дный
день
«черт
обязан
похитить
по
одном
жид
на
ажд ю
из
девяти
сина о ».
Однажды
черт
похитил
еврея
по
имени
Д -
вид-Мош о,
но
в
этот
момент
им
встретился
св.
Антоний,
оторый
внял
молитве
еврея
и
заставил
черта
вып стить
свою
жертв .
В
бла одарность
за
спасение
еврей
выстроил
на
том
самом
месте
остел
во
имя
св.
Анто-
ния.
И
до
сих
пор
на
аждом
ирпиче
в
старой
стене
можно
разобрать
надпись
«Д видъ-Мош о»
(Кравчен о
1914:
216).
Еще
одно
свидетельство
о
спасении
еврея
из
лап
черта,
записанное
от
поля ов
в
Литве,
являет
собой
меморат:
расс азчица
тверждает,
что
спа-
Из
народной
демоноло ии
239
239
сителем
односельчанина
стал
ее
собственный
дед.
«Дед ш а
мой
однажды
видел,
а
перед
Страшной
ночью
черт
еврея
по
возд х
носил
—
дед ш а
начал
прощаться
с
ним,
и
еврей
пал.
Дед ш а
взял
это о
Иц а
домой
и
выходил
е о,
та
Иц ова
[жена]
та
деда
бла одарила
и
просила
ни ом
не
оворить,
что
черт
тащил
Иц а
из
сина о и»
(
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91).
По
свидетельств ,
записанном
в
о рестностях
Люблина,
после
С дно о
дня
христиане
(«люди»)
приветств ют
своих
односельчан-евреев,
« а
ес-
ли
бы
они
верн лись
от
само о
дьявола»
(
Kolberg
DW
17:
107).
В
расс азе
«Я
чорт
тапiў
жыд оў»
из
Сл ц о о
повета
оворится
о
том,
а
евреи
попросили
деревенс о о
д рач а
отвезти
их
в
местеч о
на
«К ч и».
Д ра
посадил
на
воз
«жыд оў
да
жыдзенят
моо
цыелы
т зiн
да
яшчэ
напхаў
селя iх
бебахаў»
и
повез.
По
доро е
встретился
им
«панiчо
апелюшы
»
(
азывается,
что
« это
сам
той
чорт,
што
хапае
жыд оў»),
подсел
на
воз,
а
при
переезде
через
ре
опро ин л
воз
и
стал
топить
евреев.
«Да
ось
я
чорт
за
бiў
цыэлы
а ал»
(Серж-
п тоўс i
1930:
227–228).
Эта
ле енда
представляет
нам
нетрадиционн ю
версию
«массово о
хап на».
Еще
одна
ори инальная
версия,
объясняющая
появление
обычая
осен-
не о
смотрения
в
вод ,
та же
происходит
из
белор сс о о
Полесья.
Мастер,
строивший
мост,
до оворился
с
чертом,
что
тот
не
б дет
мешать
ем
при
строительстве,
а
за
это
обещал
нечистом
то о,
то
первый
пройдет
по
ново-
м
мост .
Тем
временем
подошли
«жыдоўс iя
асiеньнiя
сьвята»,
и
местный
«рандар»
повез
через
мост
все
свое
семейство.
Толь о
он
переехал
мост,
«я
чорт
хоп
я о
да
й
павало
просто
ў
вод .
З
тых
часаў
ожын
од
жыды
па-
зiраюць
вод ,
цi
не
вылезе
атт ль
той
жыд»
(Там
же:
228–230).
В
свете
это о
ле ендарно о
сюжета
можно
по-новом
вз лян ть
на
по овор и
типа
«
Żydzie,
żydzie,
szto
za
taboju
idzie?
Idzié
u
czyrwonuom
kapielúszu,
hap
za
twaju
duszu!
»,
«Йziaй,
jak
czort
żýda
»
(бел.;
Federow-
ski
1935:
371;
Federowski
1897:
16)
или
«
Žide,
Žide,
čert
za
tebou
ide,
červenou
čepicou
po
hlave
a
bije
»
(словац.;
Rothstein
1985:
187).
Вполне
вероятно,
что
черт,
хватающий
д ш
еврея,
это
не
просто
дьявол,
ото-
рый,
по
поверьям,
распоряжается
д шами
всех
инородцев
и
иноверцев,
а
именно
«хап н»,
похищающий
евреев
в
С дный
день.
Среди
полесс их
материалов
есть
единичное
свидетельство
об
потреб-
лении
слова
«хап н»
не
в
ачестве
наименования
демоноло ичес о о
персо-
нажа,
но
а
названия
праздни а,
собственно
С дно о
дня:
«Иврейс ий
празни
хаап н
,
а да
сы
летят.
В
тот
дэн
ани
[евреи]
моляца,
плачат,
ричат»
(Малые
Автю и
Калин овичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
А.
Г.
Кравец ий).
В
данном
примере
сюжет
о
«хап не»
о азывается
сверн тым
до
пределов
одной
ле семы;
драматичес ий
же
настрой,
хара -
терный
в
целом
для
данно о
сюжета,
передан
здесь
лишь
в
ла оничном
опи-
сании
поведения
евреев
во
время
молитвы.
Глава
V
240
240
V.4.
Народная
ма ия
в
ре ионах
этно
льт рных
онта тов
В
народной
льт ре
представителю
«ч жо о»
этноса
или
онфессии
традиционно
приписываются
сверхъестественные
свой-
ства,
связь
с
пот сторонними
силами,
способности
ма ии
и
ведовств
( а
вредоносном ,
та
и
прод цир ющем )
(Белова
2001).
Различные
ма ичес ие
пра ти и,
направленные
на
плодородие
земли
и
с ота,
дос-
тижение
бла опол чия
в
семье
и
хозяйстве,
а
та же
призванные
обеспе-
чить
спех
зад манном
предприятию
не
совсем
праведными
средства-
ми,
составляли
одн
из
наиболее
«а т альных»
сторон
жизненно о
-
лада.
Мифоло изированная
фи
ра
«ч жо о»
в
фоль лорном
онте сте
«ма ичес ой
повседневности»
о азывалась
более
чем
стати.
А
если
«ч жой»
о азывался
том
же
и
близ им
соседом,
обмен
ма ичес ими
«рецептами»,
те стами
за оворов,
ам летами
становился
делом
обыч-
ным
и
взаимовы одным.
В
то
же
время
непосредственное
соседство
с
иноверцами
поб ждало
особой
бдительности,
ведь
от
«ч жих»
знаха-
рей,
да
и
вообще
от
любо о
инородца
можно
ожидать
опасных
озней.
Именно
та ая
артина
взаимоотношений
восточных
славян
и
евреев
в
XVIII
—
первой
половине
XX
в.
с ладывалась
в
ре ионах
тесных
этно-
льт рных
онта тов
—
та ими
областями
были
Подолия,
раинс ое
и
белор сс ое
Полесье,
Смоленщина,
Виленс ая
б.,
При арпатье
и
За-
арпатье.
Помимо
то о,
что
народные
верования
р сс их,
раинцев
и
белор сов,
соседствовавших
с
евреями
на
территории
черты
оседлости,
представляют
собой
ни альный
омпле с
представлений,
единых
для
восточных
славян,
эти
верования
составляют
жив ю
традицию,
что
под-
тверждается
материалами
этнолин вистичес их
э спедиций
последних
лет.
Отметим
та же,
что
ряд
народных
с еверий
в
отношении
евреев
распространился
дале о
за
пределами
тех
ре ионов,
де
они
составляли
ор аничес ий
элемент
взаимных
представлений,
об словленных
традици-
ей.
Ка
часть
ородс о о
массово о
сознания,
подобные
представления,
же
изрядно
ис аженные
и
прощенные
до
примитивности,
неред о
ста-
новились
основой
для
бытово о,
да
и
ос дарственно о,
антисемитизма.
На
Бал анах
а т альными
в
сфере
народной
ма ии
и
медицины
стано-
вились
отношения
славян
и
цы ан,
славян
и
т ро .
Ка
по азывает
эт-
но рафичес ий
материал,
модели
взаимодействия
межд
славянами
и
не-
славянами
в
различных
ре ионах
обнар живают
значительное
сходство.
О
чем
же
свидетельств ют
фа ты
народной
льт ры?
Ка
относи-
лись
необычным
способностям
др
др
а
славяне
и
евреи,
славяне
и
цы ане,
славяне
и
т р и,
жившие
бо
о
бо
не
одно
столетие?
Ка
от-
носились
они
«ч жим»
ма ичес им
пра ти ам,
о да
и
зачем
прибе-
али
помощи
«ч жих»
олд нов
и
знахарей?
Из
народной
демоноло ии
241
241
Сверхъестественные
способности
«ч жих».
Вера
в
необычные
ачества
«ч жих»
базир ются
на
ниверсальной
идее,
что
«ч жой»
народ
в
принципе
имеет
с лонность
ведовств .
Та им
образом,
представите-
ли
все о
этноса
мо
т
расцениваться
а
прирожденные
олд ны.
Та ово
отношение
цы анам
в
Полесье
и
на
Карпатах:
этот
народ
«от
природы»
наделен
олдовс ими
способностями,
о
чем
и
повеств ют
мно очисленные
мемораты.
Цы ане
способны
наводить
моро
и
даже
превращать
людей
в
живот-
ных:
«Цы ан
я
на
тебе
м
™
н
на
™
не,
да
што
хочэш
тебе
побер
á
ють.
Цы-
ане
то
жэ
точно
меють
оўдовать»
(Стодоличи
Лельчиц о о
р-на
Го-
мельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
О.
В.
Санни ова);
«Каж т,
шо
цэ
á
нэ
р
ó
блэт
та
é
.
Н .
Ка,
шо
мож...
Прэтвор
¨
тэ
ў
пса,
ў
он
é
.
Кол
¨
сь
рос
á
звэлэ,
шо
диў а
спод
ó
бала
соби
ц
¨
ана.
И
ўте л
á
за
ц
¨
ана.
И
ўте л
á
—
и
м
á
тэ,
и
отец
пэрэш
á
лэ
ўсэ
в
ти
б
ý
ди,
вон
¨
е
™
прэтвор
¨
лэ
пса,
т
диў
.
Тэй
ўз
é
лэ
се
пса.
И
мэл
™
цэя
б
ý
ла,
не
мо л
¨
найтэ»
(Ясень
(х.
Т рив а)
Рожнятовс о о
р-на
Ивано-Фран овс ой
обл.,
КА
1988,
зап.
М.
Н.
Толстая,
Е.
В.
Бы ова).
Цы ане
на азывают
за
не остеприимное
отношение:
«Раней
цы а-
не
ходили
по
дереўнях.
Была
одна
стар
á
я
цы ан а.
Деў а
вы ин ла
я
é
ванюч ю
юб
на
в
ý
лиц .
А
др
ая
баба
позвала
цы ан
ў
хат ;
а
я
é
м жы
ляж
á
ў
хв
ó
ры.
Цы ан а
с азала
ям
ý
ит
™
на
м р
á
шни ,
не
пыт
-
á
цца
ни
ў
а
ó
и
не
ад
á
звать.
И
ў
сенях
та
™
р
ó
хат
—
эта
цы ан а
раз ов
á
рвала
з
тым
™
ч
¨
рцями.
И
хазяин
выздаравеў.
А
ў
той
д
é
ў и,
што
юб
вы ин ла,
с оль и
бяд
¢
б л
ó
—
хозяин
памёр,
адн
ó
дит
é
м
é
ртвым
народилоса,
др
о о
дит
¸
свинн
¸
р ч
па
плечо
адъ
é
ла,
др
ой
дач
™
р ч а
та с
á
мо
арац
é
йшая
б л
á
»
(Оброво
Ивацевичс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1987,
зап.
М.
Э.
Бранина).
Цы ан а
про линает
челове а,
во
время
войны
выдавше о
цы ан
нем-
цам,
и
он
мирает
м чительной
смертью:
«Ци ан а
и
з
дитьми
своими,
я
бы
с азати,
цим
шатром,
сховалыся
б ли
ў
вэрбах.
[Один
челове ,]
тай
то-
же
аж ть,
шо
взяў
да
й
рос азаў
нимцам,
дэ
вони
поховалися.
Н ,
та
цы-
ан а
сховалася
в
д пло
з
дытыною,
а
тых
остальных
цы ан
нимци
пере-
стрелялы.
Кончилы
и
ончилы,
и
всё.
Она
с
той
вэрбы
потом
вылезла,
нимци
йихали,
а
[она
оворит
челове
,
выдавшем
их]:
„Шо,
—
аже,
рос азаў?
<...>
Шо!?
Маешь
язы
здоровый?
Та
дашь
вэсь
ви
ходы-
ты“,
—
аже.
И
я
вылез
йом
язы
з
рота
<...>
я
ябло о
<...>
на
сю
сто-
рон ,
та
и
ходит
<...>
Тот
дед
мэр,
йо о
люды
нэ
любыли,
шо,
мол,
про-
дал.
Я а
разница,
чи
вин
цы ан,
чи
хто.
Воны
ж
б лы
та и
ж
сами
люды»
(Н.
А.
Ковальс ий,
1951
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Вин-
ниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Считается,
что
«ч жой»
народ
обладает
особыми
ма ичес ими
средствами,
например,
имеет
в
своем
распоряжении
ма ичес ие
ни и
и
распространяет
их
по
свет :
«Есть
та ая
ни а
—
„Чорная
ма ия“.
Глава
V
242
242
Кто
захочет
стать
олд ном,
по
ней
чится.
Говорят,
что
ни
эт
цы-
ане
в
село
принесли.
Чтобы
стать
олд ном,
продают
черт
д ш :
ре-
бен а
свое о
(старше о
мальчи а)
отдают
ем
(т.
е.
бивают
сами
свое о
ребен а).
А
потом
сами
начинают
хорошо
жить.
Говорят,
что
в
ни е
этой
расписываются
своей
ровью
из
ладони»
(Олт ш
Малоритс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
И.
Кондрашева).
Ле
о
даются
«ч жим»
и
разно о
рода
ч додейственные
предметы,
например
цвето
папоротни а:
«Та ая
одна
ночь
е,
шо
п
á
пороть
цвет
é
.
[В
эт
ночь
бывает
страшная
роза.]
Та
людына
[ оторая
найдет
цвет -
щий
папоротни ]
ўсэ
зн
á
е.
Но
вон
á
нэ
да
é
цца.
[Говорят,
одна о,
что]
ци ане
ўсё
раўно
х
ó
пят
[т.
е.
завладеют
цвет ом]»
(Рясно
Емильчин-
с о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
А.
Л.
Топор ов).
На
У раине
бытовали
расс азы
о
евреях-«планетни ах»
(злых
ол-
д нах,
проявляющих
свои
вредоносные
способности,
о да
на
них
«нахо-
дит
планета»;
ср.
арпат.
планета
‘еврей,
способный
превращаться
в
привидение’
—
Гнатю
1912:
71);
в
сообщении
из
Ушиц о о
.
(Подо-
лия)
оворится:
«Один
еврей-„планитни “
шил
рестьянина
свит
.
Жена
рестьянина,
рассердившись
на
детей,
с азала:
„А
бодай
вам
очи
повылазылы“.
Еврей
помолчал,
но
о да
на
не о
нашла
планета,
то
он,
обратившись
женщине,
про оворил:
„А
н ,
с ажы
ще
та “.
Женщина
и
с азала,
но
же
не
детям,
а
еврею:
„Нехай
тоби
очи
вылез ть“,
и
еврея
в
то
же
м новение
выпали
лаза»
(Ч бинсь ий
1995/1:
204).
В
сил
своих
«природных»
способностей
иноверцы
мо ли
вызывать
по одное
ненастье
—
метель,
дождь:
«Если
вечером
жиды
„
ý
пютца“
в
большие
толпы
и
дол о
делают
свои
„прох
á
ц и“,
на
др
ой
день
обяза-
тельно
пойдет
дождь»
(витеб.,
Ни ифоровс ий
1897:
212);
«
Jak
Żydý
nadto
zimoju
pa
sielé
ciaháju
c
sie,
to
budzie
mieciélica
»
(вол овыс .,
Fede-
rowski
1897:
238);
«
Nazwałakáłosia
żydó
й,
ókić
búdzie
»
(вол овыс .,
Fede-
rowski
1897:
238);
со ласно
раинс ой
примете,
«б де
дощ,
бо
жиди
во-
лочацця»
(Номис
1864:
6).
Приход
перво о
посетителя-цы ана
на
Рожде-
ство
означал,
что
б дет
метель:
«Цы ан
—
плохо
—
завир
ý
ха
б де»
(Ма-
лые
Автю и
Калин овичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983).
В
то
же
время
евреев
можно
было
просить
молиться
«о
по оде»
(о р.
Пшемыш-
ля,
Cała
1992:
109).
В
Гев елии
(Ма едония)
бытовало
поверье,
что
при-
чиной
зас хи
является
то,
что
цы ан а
родила
внебрачно о
ребен а
и
живым
за опала
е о
возле
цер ви
(СЕЗб
1958/71:
76).
«Знающие».
Белор сы
считали
олд нами
цы ан,
евреев
и
полеш
ов;
раинцы
—
«литвинов»
(белор сов),
«мос алей»
(р сс их),
евреев;
по-
ля и
Подлясья
—
жителей
Полесья
из-за
Б
а.
Для
традиционной
ль-
т ры
вообще
хара терно
«этничес ое»
за репление
профессий,
связан-
ных
со
«сверхзнанием»:
цы ан
—
знец,
оновал
(р с.),
р сс ий
—