Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3350

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

243

243

плотни

 

(

р.),

 

немец

 

 

ле арь

 

(в.-слав.,

 

з.-слав.).

 

На

 

У раине

 

евреи

при

 

пад чей

 

болезни

 

 

та же

 

апопле сии,

 

мопомешательстве,

 

ово-

рении

 

во

 

сне)

 

обращались

   

татарин

 

или

   

цади

 

(Ч бинс ий

 

1872/7:

56–57);

 

евреи

 

Белор ссии

 

за

 

отс тствием

 

«баалшема»

 

прибе али

   

по-

мощи

 

р сс их

 

знахарей

 

и

 

знахаро

 

(АРЭМ,

 

ол.

 

ОЛЕАЭ,

 

д.

 

381,

 

26

 

об.).

Польс ие

 

евреи

 

считали

 

чародеями

 

овчаров

 

и

 

цы ан

 

(Lilientalowa

 

1905:

151).

 

Но

 

при

 

общей

 

настороженности

 

по

 

отношению

   

пра ти е

 

ада-

ния,

 

знавания

 

б д ще о

 

с

 

помощью

 

пот сторонних

 

сил

 

особенно

опасным

 

и

 

даже

 

«прест пным»

 

считалось

 

в

 

витебс ой

 

Белор ссии

 

об-

ращение

   

адальщи ам

 

«нехристям»,

 

под

 

оторыми

 

подраз мевались

евреи,

 

цы ане

 

и

 

татары

 

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

306).

Сверхъестественные

 

способности

 

знахарей-иноверцев

 

признавались

ино да

 

более

 

действенными,

 

чем

 

мения

 

«своих»

 

олд нов.

 

Об

 

этом

 

ц льс ая

 

былич а

 

о

 

странни е-еврее,

 

оторый

 

пришел

 

в

 

один

 

дом

 

на

пасх ,

 

не

 

от азался

 

от

 

«свячоно о»

 

ощения,

 

а

 

потом

 

не

 

толь о

 

«за ово-

рил»

 

б йн ю

 

оров ,

 

но

 

и

 

сделал

 

ее

 

неподверженной

 

с лаз

 

(Онищ

1909:

 

119–120).

 

В

 

белор сс ой

 

с аз е,

 

записанной

 

в

 

Сл ц ом

 

повете,

 

не-

задачливый

 

паст х

 

идет

 

за

 

советом

   

«рабин »,

 

чтобы

 

выяснить,

 

отче о

оровы

 

теряют

 

моло о.

 

«Той

 

чытаў,

 

чытаў

 

Бiблю

 

да

 

й

 

аже:

 

„Гэто

 

еля

ссе

 

твае

 

аровы“».

 

Раввин

 

посоветовал

 

паст х

 

взять

 

от

 

аждой

 

оровы

«та о,

 

што

 

дарам

 

вылiваецца»,

 

налить

 

в

 

« ашэрны

 

аршо »,

 

в

 

пятниц

сварить,

 

а

 

в

 

«шабас»

 

потребить

 

вместе

 

с

 

«

лям»,

 

остат ами

 

обмыв

вымя

 

оровам

 

(Сержп тоўс i

 

2000:

 

216).

 

В

 

полесс ой

 

былич е

 

зна-

харь-еврей

 

с

 

помощью

 

р шни а

 

по азывает,

 

а

 

ведьма

 

забирала

 

моло о

 

оровы:

 

«Вона

 

[ведьма]

 

попотя л

á

 

од

 

нас

 

моло о.

 

У

 

нас

 

б л

ó

 

дыэн

á

цть

ороў

 

з

 

моло ом...

 

а

 

ў

 

е

é

 

ре ою

 

те ло,

 

да

 

привэзл

 

зн

á

хора

 

с

 

Фяд

ó

р,

 

ня-

ó

о

 

ж

¢

да.

 

А

 

он

 

а[же]:

 

„Т

¸

нэ

 

ваша

 

с сед а

 

од

 

вас,

 

да

 

и

 

ó

ди“.

 

 

„А

я ?“

 

 

Да

 

он

 

в ж

é

 

по азывае,

 

я

 

помню,

 

ў

 

нас

 

та

é

е

 

посыл

 

через

 

хат

был

,

 

ж

¨

рд и.

 

И

 

пэрэчеп

ў

 

р чни

á

,

 

ўтиральни а

 

черэз

 

т

 

жэрд

 

и

 

по-

ставили

 

ц

¨

бра

 

та о о,

 

дэрэвляно о.

 

И

 

т

¸

не

 

за

 

то о

 

р чни а,

 

ўтираль-

ни а,

 

моло о

 

ў

 

ц

¨

бэр

 

теч

é

,

 

ей-бо

 

праўда!»

 

(Радчиц

 

Столинс о о

 

р-на

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

Н.

 

П.

 

Антропов).

Если

 

сравнить

 

народные

 

расс азы

 

о

 

знахарях

 

и

 

ведьмах

 

«нездеш-

ней»

 

национальности,

 

бросается

 

в

 

лаза

 

след ющий

 

момент:

 

не оторые

«знающие»

 

(поля и,

 

цы ане)

 

вед т

 

себя

 

вполне

 

в

 

р сле

 

местной

 

тради-

ции,

 

использ я

 

те

 

же

 

ма ичес ие

 

приемы,

 

что

 

и

 

местные

 

олд ны-сла-

вяне;

 

евреи

 

же

 

все да

 

польз ются

 

своей

 

собственной

 

ма ией.

 

Та им

 

обра-

зом

 

призна

 

«ч жой»

 

пол чает

 

в

 

сфере

 

народной

 

ма ии

 

дополнительн ю

радацию

 

 

от

 

«ч жо о»

   

«др

ом »

 

и

 

«своем »

 

(Белова

 

2002б).

Лесничий-поля

 

мел

 

«отворачивать»

 

радовые

 

т чи

 

при

 

помощи

пал и,

 

оторой

 

разнимают

 

змей,

 

о да

 

они

 

сплетаются

 

в

 

л бо

 

(после

это о

 

пал а

 

приобретает

 

ма ичес

ю

 

сил ):

 

«У

 

нас

 

раньше,

 

при

 

Поль-


background image

Глава

 

V

244

244

ше,

 

был

 

лесни ,

 

поля .

 

Он

 

хм

á

ры

 

отвороч

á

в.

 

Зопын

¸

е

 

хмар

 

або

 

на

 

две

части

 

рвёт.

 

У

 

не о

 

была

 

пал а.

 

В

 

²

не

 

месяце

 

зьмийи

 

 

адю и,

в ж

¢

 

 

и рають,

 

и

 

то

 

бы

 

их

 

пал ой

 

[из

 

любо о

 

дерева]

 

рос

н ў,

 

то

та ой

 

пал ой

 

можно

 

отворочать

 

хмар »

 

(М.

 

А.

 

Петрович,

 

1923

 

.

 

р.,

Озерс

 

Д бровиц о о

 

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра).

Ведьма-поль а

 

отбирала

 

моло о

   

соседс их

 

оров,

 

за

 

что

 

и

 

была

 

на-

азана

 

даже

 

после

 

смерти:

 

«Дед

 

мне

 

рас азал.

 

Б л

á

 

та

á

 

поль а.

 

Рапт

ó

во

м

é

рла.

 

Я

 

пришли

 

до

 

ее

 

до

 

мо или,

 

ол

 

ч ють

 

   

мо или

 

ст

.

 

По-

шли

 

до

 

то о

 

ш

¨

ндзя,

 

шоб

 

разрешиў

 

от опать,

 

шоб

 

под

виться,

 

шо

 

там

ст

ý

ае.

 

А

 

шэндз

 

разрешил

 

и

 

сам

 

пришоў

 

на

 

то

 

ладбишче

 

див

тся.

 

От-

опали

 

и

 

от рили

 

роб,

 

а

 

два

 

ж

á

 

за

 

р ди

 

сс ть

 

ее

 

и

 

ст

ý

ають

 

хвостами

 

ў

тр

ý

мн .

 

И

 

тэй

 

шэндз

 

с азал:

 

„Цэ

 

б ла

 

вели а

 

рэшница!

 

За р

ўте

 

е

та !“

 

Она

 

ч ж

 

орови

 

дой

ла!

 

Ведьма

 

б ла»

 

(Вышевичи

 

Радомышль-

с о о

 

р-на

 

Житомирс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1981,

 

зап.

 

Ф.

 

К.

 

Бадаланова).

Со ласно

 

былич е,

 

записанной

 

на

 

Волыни,

 

знахарь-цы ан

 

обез-

вреживает

 

«чабана- пыря»,

 

бив

 

то о

 

осиновым

 

олом,

 

оторый

 

ис-

польз ют

 

на

 

Крещение

 

для

 

за рытия

 

«иордани»,

 

чтобы

 

вода

 

своевре-

менно

 

те ла

   

ледяным

 

рестам

 

(Кравчен о

 

1911:

 

42–43).

 

Особенно

 

по азательны

 

те

 

из

 

нарративов,

 

в

 

оторых

 

«ч жие

 

знаю-

щие»

 

 

цы ане

 

и

 

евреи

 

 

проявляют

 

свои

 

способности

 

в

 

тождественных

сит ациях

 

(например,

 

при

 

распознавании

 

ведьмы,

 

строившей

 

«залом»

(с р ченные

 

олосья,

 

оторые

 

олд н

 

оставляет

 

в

 

поле

 

с

 

целью

 

наведе-

ния

 

порчи),

 

или

 

при

 

т шении

 

пожара).

 

Те сты,

 

описывающие

 

это

 

собы-

тие,

 

строятся

 

по

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

схеме,

 

отличаются

 

сходными

 

деталями.

Различие

 

состоит

 

в

 

том,

 

что

 

в

 

расс азах

 

о

 

«знающем»

 

еврее

 

подчер ива-

ется,

 

что

 

необходимо о

 

рез льтата

 

он

 

добивается

 

при

 

помощи

 

«своей»

(еврейс ой),

 

т.

 

е.

 

«ч жой»

 

для

 

носителя

 

местной

 

традиции

 

молитвы:

«Заробила

 

ведьма

 

одной

 

семье

 

з

á

вит и.

 

Пошли

 

они

 

жать,

 

а

 

м ж

[паромщи ]

 

дома

 

остался.

 

Пришли

 

они

 

жать

 

и

 

все

 

померли.

 

М ж

 

побе-

жал

 

т ды,

 

а

   

нем

 

цы ан

 

подходит

 

и

 

оворит:

 

„Перевези

 

меня

 

через

 

ре-

“.

 

 

„Не

 

мо

,

 

 

м ж

 

оворит,

 

 

все

 

на

 

жите

 

померли“.

 

А

 

цы ан

 

о-

ворит:

 

„То

 

от

 

з

á

вито ,

 

ты

 

возьми

 

и

 

всем

 

своим

 

соседям

 

завит и

 

завей

 

и

посмотришь

 

   

хороших

 

вреда

 

не

 

б дет,

 

а

   

плохих

 

б дет“.

 

Сделал

 

то

м ж,

 

а

 

на тро

 

сосед а

 

олая

 

по

 

сел

 

бе ала,

 

ис ала

 

 

то

 

завит и

 

завил.

Бе ала,

 

стала,

 

пала

 

в

 

ре

 

да

 

померла.

 

То

 

ведьма

 

была»

 

(Барбаров

 

Мо-

зырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Ф.

 

Б.

 

Успенс ий).

Знахарь-еврей

 

та же

 

мо

 

«пересилить»

 

местно о

 

олд на,

 

расстро-

ить

 

е о

 

озни.

 

Во

 

время

 

э спедиции

 

2000

 

.

 

в

 

волынс ое

 

Полесье

 

в

с.

 

Речица

 

нам

 

расс азали

 

о

 

местеч овом

 

еврее-знахаре,

 

оторый

 

славил-

ся

 

по

 

всей

 

о р

е

 

своим

 

мением

 

обезвреживать

 

«заломы».

 

Дед

 

расс аз-

чи а

 

при ласил

 

это о

 

еврея,

 

чтобы

 

ничтожить

 

«завит

»

 

на

 

ап сте.

Еврей

 

с

 

помощью

 

«своей»

 

молитвы

 

обезвредил

 

«завит

»

 

и

 

разоблачил


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

245

245

недоброжелателя,

 

заставив

 

е о

 

прилюдно

 

бежать

 

за

 

теле ой

 

в

 

чем

 

мать

родила:

«Я

 

ч ў,

 

та ая

 

история

 

б л

á

 

ў

 

нашом

 

сил

.

 

Ще

 

дид

 

мий

 

рос

á

з ваў,

бо

 

мий

 

дид

 

жыў

 

сто

 

симь

 

лит.

 

То

 

рос аз ваў,

 

шо

 

з

á

вьяз и

 

вьяз

á

лы

 

 

н ,

от

 

та ,

 

п чо

 

там

 

зэрна,

 

ржи

 

чи

 

там

 

пшэницы.

 

Вот

 

возьмэ

 

мат з

ó

м

я

м,

 

н ,

 

лентою

 

объ

¸

же,

 

и

 

ўжэ

 

если

 

ё

ó

 

сорв

á

ти,

 

можэш

 

мало мным

б ть...

 

Тро ати

 

нельзя!

 

Надо

 

ш

á

ть

 

та о о

 

чолове а,

 

шоб

 

вин

 

взяў

 

и

 

со-

рваў.

 

От

 

и

   

мо

ó

 

дида

 

на

 

ап сты

 

та э

 

ч до

 

сотворыў,

 

завьязаў

 

т

 

за-

вьяз

.

 

От.

 

А

 

б ў

 

ў

 

Ратно

 

еврей

 

та ий,

 

шо

 

вин

 

можэ

 

ўзяти

 

и

 

в

рваты

 

т

завьяз

.

 

И

 

ем

 

ниче о.

 

Вин

 

молывся.

 

И

 

вин

 

йидэ

 

по

 

то о

 

еврэя,

 

дид

 

мий.

Приезжае

 

[еврей],

 

ов

ó

рыть:

 

„Та “.

 

Обыйш

ó

ў,

 

взяў

 

т ю

 

завьяз

 

в

рваў,

п

é

рв

 

(н ,

 

там

 

с иль и

 

 

тры,

 

четыри

 

олоў и

 

завьязн ты),

 

вирваў,

 

и-

н ў.

 

Кажэ:

 

„Хочэш

 

поб

á

чыты,

 

хто

 

тобе

 

зроб

¢

ў?“

 

[Дед]

 

ажэ:

 

„Хоч “.

„Та

 

от,

 

 

ажэ,

 

 

сид

á

й

 

на

 

ó

ней,

 

и

 

я,

 

 

а,

 

 

с

 

тобою

 

сид

á

ю,

 

и

й

демо

 

ў

 

Ратно.

 

Вин,

 

 

а,

 

 

з

á

ре

 

б дэ

 

т т.

 

То,

 

я

 

хочэш,

 

шоб

 

вин

 

жыў,

то

 

<...>

 

ó

ней

 

по оняй

 

тихонь о.

 

А

 

если

 

б дэш

 

ó

ней

 

н

á

ты

 

быстро,

 

то

вин,

 

 

ажэ,

 

 

ончится“.

 

И

 

воны

 

й

д ть,

 

бэжыть

 

чолови

 

 

с с

д,

дид

 

знае

 

ё

ó

!

 

А

 

олый

 

бэжыть,

 

я

 

маты

 

народ

¢

ла.

 

И

 

вот

 

вин

 

прыбе

á

е

 

до

то о

 

[подбе ает

   

дед ],

 

цэл

ý

е

 

ў

 

ол

¨

нцэ,

 

цэл е

 

и

 

просыть:

 

„Прости

 

мэнэ!“

Ужэ

 

язы

 

во!

 

   

ё

ó

,

 

большой

 

стаў

 

язы .

 

Той

 

[еврей]

 

á

жэ:

 

„Н

 

я ,

прошчаеш

 

или?..“

 

Той

 

[дед]

 

ажэ:

 

„Прошчаю,

 

завэрт

á

й

 

они“.

 

Вот

 

то

 

и

сосед!

 

Шчэ

 

даже

 

и

 

родич

 

б ў!

 

[Говорил

 

ли

 

что-ниб дь

 

знахарь,

 

о да

 

вы-

рывал

 

завит

?]

 

Молился

 

 

по-своем »

 

(М.

 

М.

 

Костючи ,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Ре-

чица

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Традиционный

 

способ

 

т шения

 

пожара,

 

оторым

 

польз ются

 

все

христиане-полеш

и

 

(обход

 

оряще о

 

дома

 

с

 

и оной

 

и

 

молитвой),

использ ет,

 

со ласно

 

расс аз

 

из

 

иевс о о

 

Полесья,

 

не ий

 

цы ан:

«Ходили

 

цы ане.

 

[Сл чился

 

пожар,

 

и

 

о онь

 

пере ин лся

 

же

 

на

 

де-

вят ю

 

хат .]

 

Один

 

цы ан

 

взял

 

и он

 

Неопалимая

 

пина

 

да

 

прошол

под

 

о н

é

м.

 

 

молитв

 

а

ю-ниб дь

 

читал?]

 

Да

 

хто

 

ж

 

зн

á

э,

 

сам

 

со-

б

¨

 

д мал.

 

Ищэ

 

моя

 

мама

 

б ла,

 

[та

 

расс азывала,]

 

шо

 

цы ан

 

пришол

и

 

остановил

 

о онь.

 

[Где

 

он

 

прошел,

 

до

 

то о

 

места

 

все

 

с орела,

 

а

дальше

 

о онь

 

не

 

пошел.]»

 

(Копачи

 

Чернобыльс о о

 

р-на

 

Киевс ой

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

О.

 

Б.

 

Шаталова).

В

 

сходной

 

сит ации

 

о азывается

 

и

 

еврей,

 

одна о

 

справиться

 

со

стихией

 

ем

 

помо ает

 

еврейс ая

 

молитва:

 

«Запалил

 

ром

 

б д

¢

но ,

 

теля-

та

 

по орэли;

 

сё

 

по орэло,

 

та

 

пришол

 

еврэй

 

и

 

зат шил,

 

молитвою

змол

л,

 

да

 

я

 

нэ

 

знаю,

 

а

 

молитв »

 

(Боровое

 

Ро итновс о о

 

р-на

 

Ро-

венс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

Е.

 

Г.

 

Демьянова);

 

«От

 

б л

ó

 

девьяносто

 

лет

жыд.

 

То

 

вжэ

 

б ло

 

девьяносто

 

лет

 

ж

¢

дови,

 

а

 

вин

 

та ий,

 

н ,

 

той,

 

жид,

е

 

ор

¢

ть

 

дэсь,

 

пожар

 

ол

¢

сь,

 

знаете,

 

я

 

соломами

 

были

 

рытые

 

тые

хат

¢

 

 

я

 

вин

 

тыл о

 

дохоп

¢

ўся

 

той

 

жыд,

 

и

 

ўжэ

 

ўсё

 

 

навэрно

 

на

 

др

ý

-


background image

Глава

 

V

246

246

ый

 

би

 

п

ó

л мья

 

 

др

ю

 

сторон

 

о онь

 

пошел].

 

„О

 

то,

 

 

а,

 

 

тво

é

,

а

 

то

 

мо

é

“.

 

Ўжэ

 

полывина

 

хаты

 

з орыть,

 

а

 

половына

 

нэ

 

з орыть.

 

Вин

 

та-

ый

 

б ў

 

зн

á

харь,

 

той

 

жыд.

 

[Ка

 

еврей

 

останавливал

 

пожар?]

 

Молит-

вою.

 

Молитвы

 

знал»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

 

Мельни и

 

Ратновс о-

о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Особые

 

отношения

 

связывают

 

знахарей

 

со

 

змеями

 

и

 

пресмы аю-

щимися.

 

В

 

былич е

 

из

 

о рестностей

 

Белосто а

 

(Подлясье)

 

расс азыва-

ется

 

о

 

знахаре-еврее,

 

оторый

 

за оваривал

 

змеиные

 

сы.

 

Знахарь

ни о да

 

не

 

выходил

 

из

 

дома,

 

о да

   

нем

 

привозили

 

больно о,

 

он

 

пе-

ревязывал

 

бечев ой

 

место,

 

да

 

дошла

 

оп холь,

 

и

 

шептал

 

при

 

этом

«таинственные

 

слова»;

 

в

 

доме

   

не о

 

жили

 

жи,

 

оторые

 

выползали

 

на

свист

 

хозяина

 

и

 

оторыми

 

он

 

п

ал

 

своих

 

должни ов,

 

оворя,

 

что

 

мо-

жет

 

заставить

 

жей

 

по

сать

 

их

 

(Gloger

 

1877:

 

105).

 

По

 

свидетельств

из

 

Черни овс о о

 

.,

 

рыба

 

(он

 

же

 

знахарь),

 

сл живший

   

ев-

рея- орчмаря,

 

ощался

 

орил ой

 

за

 

счет

 

с

по о

 

хозяина,

 

потом

 

что

свистом

 

«ззывав

 

в жив,

 

жаб,

 

ящеро

 

и

 

ся их

 

там

 

адов»,

 

п

ая

 

еврея

(Гринчен о

 

1901:

 

167–168).

«Ч жие»

 

неред о

 

выст пают

 

в

 

роли

 

«обла опро онни ов»

 

 

лю-

дей,

 

обладающих

 

способностью

 

ма ичес ими

 

средствами

 

воздейство-

вать

 

на

 

т чи

 

(см.:

 

СД

 

3:

 

452–454).

 

В

 

сербс ой

 

былич е

 

оворится

 

о

 

т р-

е-т чеводителе,

 

оторый

 

направил

 

радов ю

 

т ч

 

на

 

село.

 

В

 

это

время

 

зазвонили

 

в

 

цер ви,

 

и

 

т ча

 

шла.

 

Т ро

 

же

 

потом

 

расс азы-

вал,

 

что

 

е о

 

отп

н ли

 

от

 

села

 

своим

 

лаем

 

два

 

пса

 

(два

 

цер овных

оло ола)

 

(Бе овић

 

1887:

 

203).

В

 

одном

 

их

 

арпатс их

 

сел

 

расс азывали

 

о

 

«бос р ане»-двоед ш-

ни е

 

цы ане

 

Юр о,

 

с

 

оторым

 

боролся

 

др

ой

 

двоед шни

 

 

Иван.

Д ши

 

«знающих»

 

по азывались

 

в

 

виде

 

сине о

 

и

 

расно о

 

пламени,

при

 

этом

 

расным

 

был

 

«нечистый»

 

Юр о

 

(АИАЭ,

 

ф.

 

16,

 

д.

 

1378,

тетр.

 

24,

 

Перечинс ий

 

о р.,

 

1946,

 

зап.

 

Старцевой,

 

л.

 

83–83

 

об.)

Перед

 

смертью

 

«знающие»

 

стараются

 

передать

 

свой

 

дар

 

ом -либо

из

 

о р жающих,

 

причем

 

непод отовленный

 

«наследни »

 

часто

 

испы-

тывает

 

после

 

это о

 

страшные

 

м чения.

 

Ино да

 

та им

 

избранни ом

становится

 

«ч жой»,

 

а

 

в

 

арпатс ой

 

былич е

 

о

 

том,

 

а

 

олд нья

передала

 

свое

 

знание

 

ниче о

 

не

 

подозревающей

 

еврей е,

 

попросив

взять

 

себя

 

за

 

р

 

(обычный

 

прием

 

при

 

передаче

 

олдовс их

 

способно-

стей)

 

(Гнатю

 

1912б:

 

321).

 

В

 

Киевс ой

 

б.

 

расс азывали,

 

а

 

еврей

при

 

помощи

 

пояса

 

поймал

 

ведьм ,

 

оторая,

 

обратившись

 

в

 

олесо,

прони ла

 

в

 

хлев,

 

и

 

не

 

отп с ал

 

ее

 

до

 

тех

 

пор,

 

по а

 

она

 

не

 

пообещала

передать

 

ем

 

свое

 

мение

 

(Гнатю

 

1912:

 

103).

Утратить

 

свои

 

способности

 

«знающие»

 

мо ли,

 

например,

 

о азав

 

ме-

дицинс

ю

 

помощь

 

иноверц :

 

излечив

 

еврея,

 

знахарь

 

впоследствии

 

же

не

 

мо

 

вылечить

 

от

 

этой

 

же

 

болезни

 

пациента

 

из

 

«своих»

 

(Западная

 

Бе-


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

247

247

лор ссия,

 

Federowski

 

1897:

 

415).

 

В

 

ровенс ом

 

Полесье

 

повит ха,

 

прочи-

тавшая

 

молитв

 

над

 

роженицей

 

«

 

жидов»,

 

была

 

бессильна

 

в

 

дальней-

шем

 

помо ать

 

остальным

 

людям:

 

«Котора

 

ходит,

 

штобы

 

роды

 

принимать

да

 

пр

ó

шч

 

сч

тывать,

 

та

 

та

 

 

баба.

 

Я

 

баба

 

п

ó

йде

 

да

 

жидов

 

пр

ó

шч

 

чи-

тать,

 

та

 

потом

 

др

им

 

люд

¢

нам

 

не

 

помо

á

т»

 

(Боровое

 

Ро итновс о о

р-на

 

Ровенс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

 

зап.

 

Е.

 

Г.

 

Демьянова).

Подобно

 

славянс им

 

ведьмам,

 

принимающим

 

вид

 

животных

 

и

 

даже

неод шевленных

 

предметов,

 

оборотни-евреи

 

та же

 

пробираются

 

в

 

ч жие

оровни и,

 

чтобы

 

испортить

 

с от

 

или

 

отобрать

   

оров

 

моло о.

 

Ка

 

о-

ворится

 

в

 

былич е

 

из

 

Галиции,

 

сельс ий

 

«жид-опырь»

 

превращался

 

по

ночам

 

в

 

ота

 

и

 

забирался

 

в

 

хлев

 

бо ато о

 

хозяина.

 

Однажды

 

хозяин

 

ви-

дел

 

в

 

хлев

 

ота,

 

схватил

 

е о

 

и

 

отрезал

 

ем

 

хо.

 

На тро

 

все

 

видели,

 

что

еврей- орчмарь

 

ходит

 

с

 

перевязанной

 

оловой

 

(типичный

 

сюжет

 

восточ-

нославянс ой

 

былич и

 

о

 

распознавании

 

ведьмы).

 

После

 

это о

 

сл чая

«опырь»

 

тратил

 

свою

 

вредоносн ю

 

сил ,

 

и

 

др

ие

 

«опыри»

 

перестали

признавать

 

е о

 

(Яворс ий

 

1915:

 

262).

 

Ка

 

след ет

 

из

 

за арпатс ой

 

бы-

лич и,

 

записанной

 

П.

 

Г.

 

Бо атыревым,

 

вед ны

 

разных

 

национальностей

ле

о

 

находят

 

общий

 

язы :

 

«Ведьм

 

(

бос р ань

)

 

можно

 

видеть

 

ночью.

Мой

 

старый

 

тесть

 

их

 

встретил.

 

Ка -то

 

в

 

полночь

 

он

 

возвращался

 

домой

 

и

слышал

 

в

 

р шевом

 

сад

 

а ой-то

 

ш м.

 

Он

 

посмотрел

 

в

 

т

 

сторон

 

и

видел

 

одн

 

еврей

,

 

дв х

 

р сс их

 

женщин

 

и

 

одно о

 

мерше о

 

недавно

м жчин

 

по

 

имени

 

Волотир;

 

все

 

четверо

 

были

 

из

 

Кривы...»

 

(Бо атырев

1971:

 

282).

Особо

 

след ет

 

с азать

 

об

 

отношении

 

славянс о о

 

населения

   

ев-

рейс им

 

цади ам,

 

оторых

 

считали

 

не

 

толь о

 

м дрецами-проро ами,

но

 

и

 

знахарями

 

 

по лонении

 

мо илам

 

цади ов

 

см.

 

III.2.4.2

).

 

Цади и

были

 

важаемы

 

местными

 

рестьянами,

 

одна о

 

при

 

этом

 

среди

 

них

бытовали

 

поверья,

 

что

   

цади а

 

на

 

одной

 

но е

 

было

 

онс ое

 

опыто

(Stomma

 

1986:

 

38;

 

Jastrz bski

 

1989:

 

42;

 

о

 

почитании

 

славянс им

 

насе-

лением

 

цади ов

 

в

 

Польше

 

в

 

межвоенный

 

период

 

см.:

 

Cała

 

1992:

 

86,

91–93,

 

105–106;

 

Cała

 

1995:

 

110,

 

117–118,

 

133).

 

Иноверец

 

 

частности,

раввин)

 

мо

 

«вымолить»

 

ребен а

 

для

 

бездетной

 

пары,

 

правда

 

та ой

 

ре-

бено

 

впоследствии

 

сам

 

оставался

 

бездетным

 

(пол.,

 

Cała

 

1992:

 

118).

«Профессиональная»

 

ма ия.

 

Особой

 

олоритностью

 

отличались

 

прие-

мы,

 

оторые

 

использовали

 

евреи- орчмари

 

для

 

привлечения

 

лиентов.

Отметим,

 

что

 

приемы

 

эти

 

не

 

были

 

специфичес и

 

«еврейс ими»

 

 

ана-

ло ичные

 

действия

 

совершали

 

абатчи и

 

и

 

в

 

Центральной

 

России

 

(с о-

рее

 

здесь

 

можно

 

оворить

 

о

 

цеховой

 

ма ии).

 

В

 

Гродненс ой,

 

Вилен-

с ой,

 

Ковенс ой

 

б.,

 

а

 

та же

 

в

 

Карпатах,

 

в

 

Подолии

 

и

 

в

 

Польше

 

быто-

вало

 

верование,

 

что

 

евреи

 

стремились

 

завладеть

 

верев ой,

 

на

 

оторой

повесился

 

само бийца;

 

соч и

 

от

 

нее

 

они

 

держали

 

в

 

боч е

 

с

 

орил ой