ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3459
Скачиваний: 2
Из
народной
демоноло ии
243
243
плотни
(
р.),
немец
—
ле арь
(в.-слав.,
з.-слав.).
На
У раине
евреи
при
пад чей
болезни
(а
та же
апопле сии,
мопомешательстве,
ово-
рении
во
сне)
обращались
татарин
или
цади
(Ч бинс ий
1872/7:
56–57);
евреи
Белор ссии
за
отс тствием
«баалшема»
прибе али
по-
мощи
р сс их
знахарей
и
знахаро
(АРЭМ,
ол.
ОЛЕАЭ,
д.
381,
26
об.).
Польс ие
евреи
считали
чародеями
овчаров
и
цы ан
(Lilientalowa
1905:
151).
Но
при
общей
настороженности
по
отношению
пра ти е
ада-
ния,
знавания
б д ще о
с
помощью
пот сторонних
сил
особенно
опасным
и
даже
«прест пным»
считалось
в
витебс ой
Белор ссии
об-
ращение
адальщи ам
«нехристям»,
под
оторыми
подраз мевались
евреи,
цы ане
и
татары
(Ни ифоровс ий
1897:
306).
Сверхъестественные
способности
знахарей-иноверцев
признавались
ино да
более
действенными,
чем
мения
«своих»
олд нов.
Об
этом
—
ц льс ая
былич а
о
странни е-еврее,
оторый
пришел
в
один
дом
на
пасх ,
не
от азался
от
«свячоно о»
ощения,
а
потом
не
толь о
«за ово-
рил»
б йн ю
оров ,
но
и
сделал
ее
неподверженной
с лаз
(Онищ
1909:
119–120).
В
белор сс ой
с аз е,
записанной
в
Сл ц ом
повете,
не-
задачливый
паст х
идет
за
советом
«рабин »,
чтобы
выяснить,
отче о
оровы
теряют
моло о.
«Той
чытаў,
чытаў
Бiблю
да
й
аже:
„Гэто
еля
ссе
твае
аровы“».
Раввин
посоветовал
паст х
взять
от
аждой
оровы
«та о,
што
дарам
вылiваецца»,
налить
в
« ашэрны
аршо »,
в
пятниц
сварить,
а
в
«шабас»
потребить
вместе
с
«
лям»,
остат ами
обмыв
вымя
оровам
(Сержп тоўс i
2000:
216).
В
полесс ой
былич е
зна-
харь-еврей
с
помощью
р шни а
по азывает,
а
ведьма
забирала
моло о
оровы:
«Вона
[ведьма]
попотя л
á
од
нас
моло о.
У
нас
б л
ó
дыэн
á
цть
ороў
з
моло ом...
а
ў
е
é
ре ою
те ло,
да
привэзл
™
зн
á
хора
с
Фяд
ó
р,
ня-
ó
о
ж
¢
да.
А
он
а[же]:
„Т
¸
нэ
ваша
с сед а
од
вас,
да
и
ó
ди“.
—
„А
я ?“
—
Да
он
в ж
é
по азывае,
я
помню,
ў
нас
та
é
е
посыл
™
через
хат
был
™
,
ж
¨
рд и.
И
пэрэчеп
™
ў
р чни
á
,
ўтиральни а
черэз
т
жэрд
и
по-
ставили
ц
¨
бра
та о о,
дэрэвляно о.
И
т
¸
не
за
то о
р чни а,
ўтираль-
ни а,
моло о
ў
ц
¨
бэр
теч
é
,
ей-бо
праўда!»
(Радчиц
Столинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Н.
П.
Антропов).
Если
сравнить
народные
расс азы
о
знахарях
и
ведьмах
«нездеш-
ней»
национальности,
бросается
в
лаза
след ющий
момент:
не оторые
«знающие»
(поля и,
цы ане)
вед т
себя
вполне
в
р сле
местной
тради-
ции,
использ я
те
же
ма ичес ие
приемы,
что
и
местные
олд ны-сла-
вяне;
евреи
же
все да
польз ются
своей
собственной
ма ией.
Та им
обра-
зом
призна
«ч жой»
пол чает
в
сфере
народной
ма ии
дополнительн ю
радацию
—
от
«ч жо о»
«др
ом »
и
«своем »
(Белова
2002б).
Лесничий-поля
мел
«отворачивать»
радовые
т чи
при
помощи
пал и,
оторой
разнимают
змей,
о да
они
сплетаются
в
л бо
(после
это о
пал а
приобретает
ма ичес
ю
сил ):
«У
нас
раньше,
при
Поль-
Глава
V
244
244
ше,
был
лесни ,
поля .
Он
хм
á
ры
отвороч
á
в.
Зопын
¸
е
хмар
або
на
две
части
рвёт.
У
не о
была
пал а.
В
²
не
месяце
зьмийи
—
адю и,
в ж
¢
—
и рають,
и
то
бы
их
пал ой
[из
любо о
дерева]
рос
™
н ў,
то
та ой
пал ой
можно
отворочать
хмар »
(М.
А.
Петрович,
1923
.
р.,
Озерс
Д бровиц о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра).
Ведьма-поль а
отбирала
моло о
соседс их
оров,
за
что
и
была
на-
азана
даже
после
смерти:
«Дед
мне
рас азал.
Б л
á
та
á
поль а.
Рапт
ó
во
м
é
рла.
Я
пришли
до
ее
до
мо или,
ол
™
ч ють
—
мо или
ст
.
По-
шли
до
то о
ш
¨
ндзя,
шоб
разрешиў
от опать,
шоб
под
™
виться,
шо
там
ст
ý
ае.
А
шэндз
разрешил
и
сам
пришоў
на
то
ладбишче
див
™
тся.
От-
опали
и
от рили
роб,
а
два
ж
á
за
р ди
сс ть
ее
и
ст
ý
ають
хвостами
ў
тр
ý
мн .
И
тэй
шэндз
с азал:
„Цэ
б ла
вели а
рэшница!
За р
™
ўте
е
та !“
Она
ч ж
™
орови
дой
™
ла!
Ведьма
б ла»
(Вышевичи
Радомышль-
с о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1981,
зап.
Ф.
К.
Бадаланова).
Со ласно
былич е,
записанной
на
Волыни,
знахарь-цы ан
обез-
вреживает
«чабана- пыря»,
бив
то о
осиновым
олом,
оторый
ис-
польз ют
на
Крещение
для
за рытия
«иордани»,
чтобы
вода
своевре-
менно
те ла
ледяным
рестам
(Кравчен о
1911:
42–43).
Особенно
по азательны
те
из
нарративов,
в
оторых
«ч жие
знаю-
щие»
—
цы ане
и
евреи
—
проявляют
свои
способности
в
тождественных
сит ациях
(например,
при
распознавании
ведьмы,
строившей
«залом»
(с р ченные
олосья,
оторые
олд н
оставляет
в
поле
с
целью
наведе-
ния
порчи),
или
при
т шении
пожара).
Те сты,
описывающие
это
собы-
тие,
строятся
по
одной
и
той
же
схеме,
отличаются
сходными
деталями.
Различие
состоит
в
том,
что
в
расс азах
о
«знающем»
еврее
подчер ива-
ется,
что
необходимо о
рез льтата
он
добивается
при
помощи
«своей»
(еврейс ой),
т.
е.
«ч жой»
для
носителя
местной
традиции
молитвы:
«Заробила
ведьма
одной
семье
з
á
вит и.
Пошли
они
жать,
а
м ж
[паромщи ]
дома
остался.
Пришли
они
жать
и
все
померли.
М ж
побе-
жал
т ды,
а
нем
цы ан
подходит
и
оворит:
„Перевези
меня
через
ре-
“.
—
„Не
мо
,
—
м ж
оворит,
—
все
на
жите
померли“.
А
цы ан
о-
ворит:
„То
от
з
á
вито ,
ты
возьми
и
всем
своим
соседям
завит и
завей
и
посмотришь
—
хороших
вреда
не
б дет,
а
плохих
б дет“.
Сделал
то
м ж,
а
на тро
сосед а
олая
по
сел
бе ала,
ис ала
—
то
завит и
завил.
Бе ала,
стала,
пала
в
ре
да
померла.
То
ведьма
была»
(Барбаров
Мо-
зырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Ф.
Б.
Успенс ий).
Знахарь-еврей
та же
мо
«пересилить»
местно о
олд на,
расстро-
ить
е о
озни.
Во
время
э спедиции
2000
.
в
волынс ое
Полесье
в
с.
Речица
нам
расс азали
о
местеч овом
еврее-знахаре,
оторый
славил-
ся
по
всей
о р
е
своим
мением
обезвреживать
«заломы».
Дед
расс аз-
чи а
при ласил
это о
еврея,
чтобы
ничтожить
«завит
»
на
ап сте.
Еврей
с
помощью
«своей»
молитвы
обезвредил
«завит
»
и
разоблачил
Из
народной
демоноло ии
245
245
недоброжелателя,
заставив
е о
прилюдно
бежать
за
теле ой
в
чем
мать
родила:
«Я
ч ў,
та ая
история
б л
á
ў
нашом
сил
™
.
Ще
дид
мий
рос
á
з ваў,
бо
мий
дид
жыў
сто
симь
лит.
То
рос аз ваў,
шо
з
á
вьяз и
вьяз
á
лы
—
н ,
от
та ,
п чо
там
зэрна,
ржи
чи
там
пшэницы.
Вот
возьмэ
мат з
ó
м
я
™
м,
н ,
лентою
объ
¸
же,
и
ўжэ
если
ё
ó
сорв
á
ти,
можэш
мало мным
б ть...
Тро ати
нельзя!
Надо
ш
á
ть
та о о
чолове а,
шоб
вин
взяў
и
со-
рваў.
От
и
мо
ó
дида
на
ап сты
та э
ч до
сотворыў,
завьязаў
т
за-
вьяз
.
От.
А
б ў
ў
Ратно
еврей
та ий,
шо
вин
можэ
ўзяти
и
в
™
рваты
т
завьяз
.
И
ем
ниче о.
Вин
молывся.
И
вин
йидэ
по
то о
еврэя,
дид
мий.
Приезжае
[еврей],
ов
ó
рыть:
„Та “.
Обыйш
ó
ў,
взяў
т ю
завьяз
в
™
рваў,
п
é
рв
(н ,
там
с иль и
—
тры,
четыри
олоў и
завьязн ты),
вирваў,
и-
н ў.
Кажэ:
„Хочэш
поб
á
чыты,
хто
тобе
зроб
¢
ў?“
[Дед]
ажэ:
„Хоч “.
„Та
от,
—
ажэ,
—
сид
á
й
на
ó
ней,
и
я,
—
а,
—
с
тобою
сид
á
ю,
и
й
™
демо
ў
Ратно.
Вин,
—
а,
—
з
á
ре
б дэ
т т.
То,
я
хочэш,
шоб
вин
жыў,
то
<...>
ó
ней
по оняй
тихонь о.
А
если
б дэш
ó
ней
н
á
ты
быстро,
то
вин,
—
ажэ,
—
ончится“.
И
воны
й
™
д ть,
бэжыть
чолови
—
с с
™
д,
дид
знае
ё
ó
!
А
олый
бэжыть,
я
маты
народ
¢
ла.
И
вот
вин
прыбе
á
е
до
то о
[подбе ает
дед ],
цэл
ý
е
ў
ол
¨
нцэ,
цэл е
и
просыть:
„Прости
мэнэ!“
Ужэ
язы
во!
—
ё
ó
,
большой
стаў
язы .
Той
[еврей]
á
жэ:
„Н
я ,
прошчаеш
или?..“
Той
[дед]
ажэ:
„Прошчаю,
завэрт
á
й
они“.
Вот
то
и
сосед!
Шчэ
даже
и
родич
б ў!
[Говорил
ли
что-ниб дь
знахарь,
о да
вы-
рывал
завит
?]
Молился
—
по-своем »
(М.
М.
Костючи ,
1937
.
р.,
Ре-
чица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Традиционный
способ
т шения
пожара,
оторым
польз ются
все
христиане-полеш
и
(обход
оряще о
дома
с
и оной
и
молитвой),
использ ет,
со ласно
расс аз
из
иевс о о
Полесья,
не ий
цы ан:
«Ходили
цы ане.
[Сл чился
пожар,
и
о онь
пере ин лся
же
на
де-
вят ю
хат .]
Один
цы ан
взял
и он
Неопалимая
пина
да
прошол
под
о н
é
м.
[А
молитв
а
ю-ниб дь
читал?]
Да
хто
ж
зн
á
э,
сам
со-
б
¨
д мал.
Ищэ
моя
мама
б ла,
[та
расс азывала,]
шо
цы ан
пришол
и
остановил
о онь.
[Где
он
прошел,
до
то о
места
все
с орела,
а
дальше
о онь
не
пошел.]»
(Копачи
Чернобыльс о о
р-на
Киевс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
О.
Б.
Шаталова).
В
сходной
сит ации
о азывается
и
еврей,
одна о
справиться
со
стихией
ем
помо ает
еврейс ая
молитва:
«Запалил
ром
б д
¢
но ,
теля-
та
по орэли;
сё
по орэло,
та
пришол
еврэй
и
зат шил,
молитвою
змол
™
л,
да
я
нэ
знаю,
а
молитв »
(Боровое
Ро итновс о о
р-на
Ро-
венс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Е.
Г.
Демьянова);
«От
б л
ó
девьяносто
лет
жыд.
То
вжэ
б ло
девьяносто
лет
ж
¢
дови,
а
вин
та ий,
н ,
той,
жид,
е
ор
¢
ть
дэсь,
пожар
ол
¢
сь,
знаете,
я
соломами
были
рытые
тые
хат
¢
—
я
вин
тыл о
дохоп
¢
ўся
той
жыд,
и
ўжэ
ўсё
—
навэрно
на
др
ý
-
Глава
V
246
246
ый
би
п
ó
л мья
[в
др
ю
сторон
о онь
пошел].
„О
то,
—
а,
—
тво
é
,
а
то
мо
é
“.
Ўжэ
полывина
хаты
з орыть,
а
половына
нэ
з орыть.
Вин
та-
ый
б ў
зн
á
харь,
той
жыд.
[Ка
еврей
останавливал
пожар?]
Молит-
вою.
Молитвы
знал»
(В.
Г.
С пр ню ,
1931
.
р.,
Мельни и
Ратновс о-
о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Особые
отношения
связывают
знахарей
со
змеями
и
пресмы аю-
щимися.
В
былич е
из
о рестностей
Белосто а
(Подлясье)
расс азыва-
ется
о
знахаре-еврее,
оторый
за оваривал
змеиные
сы.
Знахарь
ни о да
не
выходил
из
дома,
о да
нем
привозили
больно о,
он
пе-
ревязывал
бечев ой
место,
да
дошла
оп холь,
и
шептал
при
этом
«таинственные
слова»;
в
доме
не о
жили
жи,
оторые
выползали
на
свист
хозяина
и
оторыми
он
п
ал
своих
должни ов,
оворя,
что
мо-
жет
заставить
жей
по
сать
их
(Gloger
1877:
105).
По
свидетельств
из
Черни овс о о
.,
рыба
(он
же
знахарь),
сл живший
ев-
рея- орчмаря,
ощался
орил ой
за
счет
с
по о
хозяина,
потом
что
свистом
«ззывав
в жив,
жаб,
ящеро
и
ся их
там
адов»,
п
ая
еврея
(Гринчен о
1901:
167–168).
«Ч жие»
неред о
выст пают
в
роли
«обла опро онни ов»
—
лю-
дей,
обладающих
способностью
ма ичес ими
средствами
воздейство-
вать
на
т чи
(см.:
СД
3:
452–454).
В
сербс ой
былич е
оворится
о
т р-
е-т чеводителе,
оторый
направил
радов ю
т ч
на
село.
В
это
время
зазвонили
в
цер ви,
и
т ча
шла.
Т ро
же
потом
расс азы-
вал,
что
е о
отп
н ли
от
села
своим
лаем
два
пса
(два
цер овных
оло ола)
(Бе овић
1887:
203).
В
одном
их
арпатс их
сел
расс азывали
о
«бос р ане»-двоед ш-
ни е
цы ане
Юр о,
с
оторым
боролся
др
ой
двоед шни
—
Иван.
Д ши
«знающих»
по азывались
в
виде
сине о
и
расно о
пламени,
при
этом
расным
был
«нечистый»
Юр о
(АИАЭ,
ф.
16,
д.
1378,
тетр.
24,
Перечинс ий
о р.,
1946,
зап.
Старцевой,
л.
83–83
об.)
Перед
смертью
«знающие»
стараются
передать
свой
дар
ом -либо
из
о р жающих,
причем
непод отовленный
«наследни »
часто
испы-
тывает
после
это о
страшные
м чения.
Ино да
та им
избранни ом
становится
«ч жой»,
а
в
арпатс ой
былич е
о
том,
а
олд нья
передала
свое
знание
ниче о
не
подозревающей
еврей е,
попросив
взять
себя
за
р
(обычный
прием
при
передаче
олдовс их
способно-
стей)
(Гнатю
1912б:
321).
В
Киевс ой
б.
расс азывали,
а
еврей
при
помощи
пояса
поймал
ведьм ,
оторая,
обратившись
в
олесо,
прони ла
в
хлев,
и
не
отп с ал
ее
до
тех
пор,
по а
она
не
пообещала
передать
ем
свое
мение
(Гнатю
1912:
103).
Утратить
свои
способности
«знающие»
мо ли,
например,
о азав
ме-
дицинс
ю
помощь
иноверц :
излечив
еврея,
знахарь
впоследствии
же
не
мо
вылечить
от
этой
же
болезни
пациента
из
«своих»
(Западная
Бе-
Из
народной
демоноло ии
247
247
лор ссия,
Federowski
1897:
415).
В
ровенс ом
Полесье
повит ха,
прочи-
тавшая
молитв
над
роженицей
«
жидов»,
была
бессильна
в
дальней-
шем
помо ать
остальным
людям:
«Котора
ходит,
штобы
роды
принимать
да
пр
ó
шч
сч
™
тывать,
та
та
—
баба.
Я
баба
п
ó
йде
да
жидов
пр
ó
шч
чи-
тать,
та
потом
др
им
люд
¢
нам
не
помо
á
т»
(Боровое
Ро итновс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Е.
Г.
Демьянова).
Подобно
славянс им
ведьмам,
принимающим
вид
животных
и
даже
неод шевленных
предметов,
оборотни-евреи
та же
пробираются
в
ч жие
оровни и,
чтобы
испортить
с от
или
отобрать
оров
моло о.
Ка
о-
ворится
в
былич е
из
Галиции,
сельс ий
«жид-опырь»
превращался
по
ночам
в
ота
и
забирался
в
хлев
бо ато о
хозяина.
Однажды
хозяин
ви-
дел
в
хлев
ота,
схватил
е о
и
отрезал
ем
хо.
На тро
все
видели,
что
еврей- орчмарь
ходит
с
перевязанной
оловой
(типичный
сюжет
восточ-
нославянс ой
былич и
о
распознавании
ведьмы).
После
это о
сл чая
«опырь»
тратил
свою
вредоносн ю
сил ,
и
др
ие
«опыри»
перестали
признавать
е о
(Яворс ий
1915:
262).
Ка
след ет
из
за арпатс ой
бы-
лич и,
записанной
П.
Г.
Бо атыревым,
вед ны
разных
национальностей
ле
о
находят
общий
язы :
«Ведьм
(
бос р ань
)
можно
видеть
ночью.
Мой
старый
тесть
их
встретил.
Ка -то
в
полночь
он
возвращался
домой
и
слышал
в
р шевом
сад
а ой-то
ш м.
Он
посмотрел
в
т
сторон
и
видел
одн
еврей
,
дв х
р сс их
женщин
и
одно о
мерше о
недавно
м жчин
по
имени
Волотир;
все
четверо
были
из
Кривы...»
(Бо атырев
1971:
282).
Особо
след ет
с азать
об
отношении
славянс о о
населения
ев-
рейс им
цади ам,
оторых
считали
не
толь о
м дрецами-проро ами,
но
и
знахарями
(о
по лонении
мо илам
цади ов
см.
III.2.4.2
).
Цади и
были
важаемы
местными
рестьянами,
одна о
при
этом
среди
них
бытовали
поверья,
что
цади а
на
одной
но е
было
онс ое
опыто
(Stomma
1986:
38;
Jastrz bski
1989:
42;
о
почитании
славянс им
насе-
лением
цади ов
в
Польше
в
межвоенный
период
см.:
Cała
1992:
86,
91–93,
105–106;
Cała
1995:
110,
117–118,
133).
Иноверец
(в
частности,
раввин)
мо
«вымолить»
ребен а
для
бездетной
пары,
правда
та ой
ре-
бено
впоследствии
сам
оставался
бездетным
(пол.,
Cała
1992:
118).
«Профессиональная»
ма ия.
Особой
олоритностью
отличались
прие-
мы,
оторые
использовали
евреи- орчмари
для
привлечения
лиентов.
Отметим,
что
приемы
эти
не
были
специфичес и
«еврейс ими»
—
ана-
ло ичные
действия
совершали
абатчи и
и
в
Центральной
России
(с о-
рее
здесь
можно
оворить
о
цеховой
ма ии).
В
Гродненс ой,
Вилен-
с ой,
Ковенс ой
б.,
а
та же
в
Карпатах,
в
Подолии
и
в
Польше
быто-
вало
верование,
что
евреи
стремились
завладеть
верев ой,
на
оторой
повесился
само бийца;
соч и
от
нее
они
держали
в
боч е
с
орил ой