Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1170
Скачиваний: 2
извлекать проблемы и возможности их реше-
ния. То сейчас интеграция как таковая стано-
вится процессом системным, и более того
системообразующим. Сейчас интеграция –
это не выражение действий одного, двух или
трех участников, а это повод для взаимодей-
ствия некоторых участников.
Чтобы отметить позитивные моменты, кото-
рые может и должна нести интеграция, её
можно разбить на три блока: политические,
экономические и социально-культурные
аспекты интеграции.
Что касается политики, здесь надо отметить,
что интеграция призвана приводить к тому,
чтобы при усилении межгосударственных по-
литических взаимодействий, а может быть и
внешнеполитических, по дипломатическим
каналам взаимодействия на уровне форумов,
межпарламентской дискуссии - при всех та-
кого рода взаимодействиях идет диалог между
элитами: правящими, политическими и пер-
спективными. Это имеет фундаментальное
воздействие на страновую политическую си-
стему, если элиты стран откликаются и вклю-
чаются регулярно на формы, посвященные
интеграции, то соответственно в течение вре-
мени вырабатывается общее видение как пер-
спектив, так и проблем и способов решения,
на которые должна ориентироваться правя-
щая элита группировок или стран, которые
участвуют в этих объединениях.
С точки зрения экономики, интеграция как
аспект направлена и призвана на усиление
торгово-экономических связей между госу-
дарствами. Это взаимодействие на уровне та-
моженных союзов, валютных союзов.
Интеграция – элемент открытия того или
иного предприятия. Приведу пример, текс-
тильная промышленность в России и Бела-
руси – это интеграция между городами,
которая приводит к тому, что конкретные ло-
кальные предприятия в Московской области
или в Гомельской области начинают свою
внешнеэкономическую деятельность, исклю-
чительно направленную на какой-то город
извне. Например, есть предприятия Белорус-
сии, которые направлены на торговлю с Рос-
сией и наоборот – есть российское производ-
ство, предприятия, которые направлены на
торговлю с Украиной и Белоруссией. До
этого были предприятия, которые ориенти-
ровались только на внутренний рынок. С
точки зрения системы интеграция способ-
ствовала направленности деятельности опре-
деленных предприятий.
С точки зрения социальной культуры и об-
мена происходит достаточно интересная
вещь: несмотря на то что все три страны сла-
вянские, всех стран объединяет общая исто-
рия, общие моменты, такие как язык,
культура, что является огромнейшим пластом
для взаимодействия, интеграция является
также способом усиления и поддержания
межэтнических и межгрупповых коммуника-
ций. Здесь достаточно простые примеры,
когда приезжают и собираются молодежные
форумы, и в течение первого же дня наблю-
дается феномен, состоящий из всех русского-
ворящих групп. Этот феномен я наблюдаю
последние семь лет. Для молодежи харак-
терно стремление объединяться с подобными
себе, представителями тех стран, кто обладает
той же культурой, тем же языком. Это доста-
точно распространенное явление, о котором
не пишут журналы, и о котором очень редко
говорят. В социально-политическом плане
интеграция может и должна служить еще и
инструментом для урегулирования конфлик-
тов. Понятно, что в случае разгорания кон-
фликтов это весомо сможет оказать
принципиальное воздействие на немедлен-
ное гашение конфликта. Но долгосрочные
системы воздействия в любой интеграцион-
ной группировке могут быть полезны для
предотвращения и закрытия возможности во-
оруженного конфликта. То есть, чем больше
существует форумов и каналов коммуника-
ции между участниками интеграционной
группировки, тем более велика возможность
договориться и предотвратить конфликт.
Говоря об интеграционных процессах как на
пространстве СНГ, так и на пространстве вос-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
16
точно-западной Европы, есть несколько от-
рицательных сторон и негативных моментов.
Прежде всего, говоря, что интеграция - это
объединение, некая общность, определен-
ного рода кооперирование, единство. У
участников интеграционного процесса может
возникать проблема - в некоторой части это
уход от независимости. Сторонам надо сми-
риться с потерей некоторой части независи-
мости и контролем за принятием решений –
это момент, который может быть достаточно
чувствительным для некоторых сторон интег-
рационного процесса. Элита – группировка
закрытая, вообще сложно войти в ведение
каких бы то ни было группировок, могут воз-
никать трения со стоны внутренних полити-
ческих элит.
Инструмент, благодаря которому интеграция
делает страну уязвимой, заключается в ее от-
крытости. Либеральные, демократичные
страны открывают каналы своего взаимодей-
ствия, но при всей идеалистичности этой кар-
тины, это является также и опасностью. Если
страны открываются друг другу, одной стране
или двум-трем и т.д., они открывают не
только для торговых обменов и социальных
групп, открываются границы для групп кри-
минального характера. Известно, что огром-
ное количество проблем в нашем
законодательстве и законодательстве вообще
не позволяет решать на данном уровне про-
блемы криминального характера, с переме-
щениями,
например,
незаконных
формирований на границах стран, перемеще-
ния запрещенных веществ, в том числе и пси-
хотропных веществ. Это огромнейшая
проблема. Интеграция уязвима в этих момен-
тах.
Интеграция позволяет большую открытость,
и это, как не странно, взращивает большую
напряженность. Чем больше общность, тем
ей сложнее управлять. Перспективность ин-
теграции в том, что она позволяет открывать
взаимодействие и налаживать канал коммуни-
кации, чего в нашем современном мире ко-
нечно же не хватает.
Оганесян А.Г.:
Спасибо большое. Сейчас
мы приступим к дискуссии. Я хотел бы вос-
пользоваться правом ведущего и открыть ее.
Хотелось бы обратить внимание на то, что
прозвучало очень фрагментарно и, может
быть, найдет развитие в нашей дальнейшей
дискуссии. Здесь много говорилось о побуди-
тельных мотивах к интеграции, к сожалению,
о внутренних и внешних вызовах. Это про-
звучало в докладах. Мельком было сказано об
исламском мире, который развивается. И вряд
ли мы избежим вызова со стороны развития
исламского мира, особенно если мы выде-
ляем ту общность, которая лежит в основе
определения Хантингтона как славянской,
восточно-православной цивилизации. Усиле-
ние Турции – это еще один фактор, который
подкрепляет опасения по поводу этого вы-
зова. И второй вызов – это Китай, совер-
шенно другого характера: хотя он тоже
цивилизационный, однако в настоящее время
носит политико-экономический характер.
Может быть, кто-то эту мысль разовьет и
определит: насколько эти два внешних вы-
зова (пока не буду называть это «угрозой»)
будут консолидировать три страны: Россию,
Украину и Белоруссию? Второе, на что мне
бы хотелось обратить внимание. Например,
кооперация вместо интеграции. Мне так по-
казалось и, может быть, Юрий Владимиро-
вич Гаврилечко прояснит этот вопрос. Но мы
видели, как Китай во время кризиса исполь-
зовал свой внутренний рынок, практически
свернув свою активность на внешнем рынке.
Все-таки, определяя приоритет в качестве со-
вместного выхода на внешний рынок, Вы
считаете, что это наиболее эффективно и ин-
тересно, с этим трудно спорить — все-таки,
не вернуться ли к идее, не к формам, Столы-
пина, который делал акцент на развитии
внутреннего рынка. Если объединить внут-
ренний рынок трех стран – это огромная еди-
ница. И как его нам обустроить – тема
интересная – и как его использовать макси-
мально. Возможно ли здесь применить в
какой-то мере китайский опыт? Хотя Китай
http://interaffairs.ru
17
как государство – это монолит, не интегра-
ционная модель.
У меня также вопрос о земле. Я уже говорил,
что в России вопрос о земле до сих пор не
решен, как и во времена Столыпина. Один из
реальных ресурсов, который остается у наших
стран – России, Украины и Белоруссии – это
земля. То, о чем вы говорили: на фоне все-
мирного продовольственного кризиса, кото-
рый 3-4 года назад взвинтил и продолжает
взвинчивать цены на продовольствие во всем
мире, конечно, делает вопрос актуальным. Я
лично столкнулся с одной моделью, которую
западные европейцы предлагали в степной
части Крыма. Крымчане говорят: «Мы хотим
вот это и там, для этого есть все необходи-
мое». А им говорят: «Нет, нам это неинте-
ресно, будем мы вот это делать». «Да, но это у
нас не привьется». «Нет, нет, нет…»
Мне это напоминало те предприятия, кото-
рые покупались иногда так называемыми за-
рубежными инвесторами только для того,
чтобы они не развивались. Но это двуединая
задача: во-первых, убить конкурентов на про-
довольственном рынке, а во-вторых, подчи-
нить его своим интересам. Здесь вопрос,
конечно: будет ли этот рынок открыт для
иностранцев и для продажи ТНК, и не только
ТНК? У меня нет оптимизма относительно
того, что Россия или Белоруссия успеет ку-
пить земли Украины, а Украина стреми-
тельно возьмется за скупку земель России и
Белоруссии. Во-первых, не те масштабы на-
копленного капитала; и свои внутренние эко-
номические проблемы, конечно, априори
занизят конкурентность этих стран по по-
купке земли друг у друга внутри этой интег-
рационной модели. И как здесь быть –
конечно, вопрос очень сложный. В России
тоже есть свои лоббисты, кстати, свободной
торговли землею – для иностранцев, я имею
в виду.
Я обозначаю эти темы немножечко, прямо
скажу, корыстно, в интересах журнала, по-
тому что нам интересно было бы получить
ответы на эти вопросы. Может быть, кто-то
выскажется на эту тему.
Резинкина И. В.:
По поводу земли. Как от-
мечают многие эксперты в Украине, процесс
будет происходить таким образом: земля
сначала окажется в руках тех же людей, кото-
рым сегодня принадлежит все в стране, это
несколько десятков семей. В Украине сегодня
построена латиноамериканская модель госу-
дарства, когда все в стране, начиная от банков,
от финансов и заканчивая центральными
СМИ, принадлежит нескольким десяткам
семей. Этим же людям будет принадлежать
земля, т.е. будут созданы огромные латифун-
дии. В конце концов, земля окажется в руках
транснациональных корпораций. Если вы
взглянете на историю работы в Украине
таких корпораций, как «Cargill, Inc», «Mon-
santo Company» и всех прочих, которые ус-
пешно развиваются с 1992 года… Сегодня
они владеют как бы украинскими марками,
они позиционируются как крупнейшие на
украинском рынке продовольствия. Фактиче-
ски сегодня элеваторы, маслозаводы и прочие
продовольственные гиганты принадлежат
транснациональным корпорациям. Соответ-
ственно, и на землю будут претендовать,
прежде всего, транснациональные корпора-
ции, но это случится не сразу. Сначала земля
перекупается между олигархами, которым
принадлежит сегодня все. Это не секрет. Та-
кова модель сегодняшней Украины. Это от-
мечают многие политики, многие в
информационном поле. Населению это
будет преподноситься совершенно по-дру-
гому. Разумеется, сегодня не идет речь о том,
что Россия успеет включиться в этот процесс.
Но если будут происходить внешние вызовы,
если на Украину будут сильно действовать,
то, может быть, что-то будет меняться.
Оганесян А.Г.:
Спасибо, очень интересно.
Пожалуйста, Денис Игоревич
Кирюхин Д. И.:
Маленькая ремарка, если
позволите, именно по проблеме Китая. Мне
кажется, с каждым годом мы все чаще и чаще
будем обсуждать тему Китая на постсоветском
пространстве. Если говорить в контексте
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
18
взаимоотношений Россия – Украина – Китай
– Белоруссия, то, по крайней мере, в отноше-
нии Украины ситуация на сегодняшний день
складывается следующим образом. Как одно
из последствий мирового финансового эко-
номического кризиса, в Украине проблема
бюджетного кризиса стоит остро, страна ока-
зывается в ситуации, когда необходимо внеш-
нее финансовое заимствование. Тут
наблюдается любопытная тенденция: кре-
диты со стороны европейских структур зача-
стую
обставлены
политическими
обстоятельствами, которые Украине в той
или иной степени сложно реализовать или
она отказывается их реализовывать. С другой
стороны, обращаясь к России за финансовой
помощью, она сталкивается уже с требова-
ниями экономического характера, примерно
такими, которые были предъявлены к Бела-
руси сейчас во время крупного бюджетно-
финансового кризиса. Эти требования для
украинской правящей элиты нереализуемы,
по крайней мере, Украина не готова идти на
такие уступки, на которые пошла Беларусь по
той же газотранспортной системе. И в этом
отношении наиболее интересным партнером
Украины оказывается Китай, который уже се-
годня начинает предоставлять кредитные
линии Украине. Он не выдвигает таких поли-
тических требований, как Европа, или таких
экономических требований, как Россия.
Китай активно начинает представлять собст-
венные интересы. Именно он постепенно на-
чинает усиливать свои позиции через
финансовый сектор, поскольку дает интерес-
ные кредитные предложения, которые
Украине нужны. В критической ситуации в
условиях жестких рамок, в которые вгоняют
ее традиционные партнеры, такие как Европа
и Россия, обращение к Китаю оказывается
логичным и вполне финансово обусловлен-
ным.
Оганесян А.Г.:
Спасибо. Т.е. Китай стано-
вится привилегированным кредитором. По-
жалуйста, Владимир Константинович.
Мамонтов В.К.:
В развитие Вашего вопроса,
Армен Гарникович, он тоже будет относиться
к Юрию Владимировичу. Первый неболь-
шой вопрос. Вы сказали: «Внутри ВВП учи-
тываются кредиты». Как они там
учитываются?
Гаврилечко Ю.В.:
Очень просто. По-
скольку потребление у нас тоже идет за счет
ВВП, т.е. то, что купили. А купили не за счет
того, что произвели или заработали, а за счет
того, что привлекли кредит и на это что-то
купили. Внутренне потребление выросло за
счет кредита.
Мамонтов В.К.:
Второй вопрос, который у
меня возник. Возможно, я неверно трактовал
этот психологический нюанс. Обратите вни-
мание, сейчас осталось сделать последнее
предположение, что землю у вас Китай
купит. Он так хорошо выстраивает отноше-
ния: и экономики не хочет, и политики не
хочет. Так может, вы землю Китаю прода-
дите? Китай успеет? Для меня это очень ин-
тересный вопрос: вы сами себе не хотите ее
оставить? С учетом того, что сказала госпожа
Резинкина: вы – это олигархи. Если вас такая
политическая система не устраивает, если вы
идете к нам и, условно говоря, говорите: «Слу-
шайте, тут такое дело, купите уж нашу землю
заодно, а то хуже будет нам всем». Тут альтер-
нативное мнение: Китай выскакивает. А себе
как независимому государству вы не хотите
землю оставить и на ней построить свою эко-
номику? И тогда с вами легче будет говорить
всем на свете - и Китаю, и России, и Европе.
Вот существо моего вопроса.
Гаврилечко Ю.В.:
Что касается покупки
земли в Украине. У нас очень четко разделена
фиксация собственности и права собственно-
сти: фиксация объекта собственности – это
земельный кадастр, фиксация права собствен-
ности – это Министерство юстиции. Причем,
между собой они не корреспондируются и не
коррелируются. Что будет происходить при
свободном рынке земли? Некие граждане
будут иметь возможность получить в собст-
http://interaffairs.ru
19
венность определенное количество земли,
пусть фиксированное. Физически вроде бы
они ее получат. Право собственности фикси-
рует другая организация: кто будет знать, кому
что принадлежит – вопрос очень интерес-
ный. А теперь второй момент: поскольку
право собственности фиксирует Минюст,
никто не запрещает передать в управление
свои права собственности. Не землю, а право
собственности на нее кому угодно. Поэтому
абсолютно все равно, кто будет физически
вроде бы владеть землей – право собственно-
сти на нее будет принадлежать кому угодно.
Именно этот механизм, скорее всего, и будет
запущен в Украине: вроде бы владельцем
будет Иван Хлытенко – что из этого?! Свои
земельные паи они не продадут – передадут
право собственности на них кому-то. Все! В
итоге кто это?
Мамонтов В.К.:
Это неплохо для Украины.
В таком случае, вам придется что-то менять в
политической системе: налаживать корреля-
цию между Минюстом и земельными органи-
зациями.
Гаврилечко Ю.В.:
Что будет сделано, на
мой взгляд, логичнее и быстрее всего. То же,
что у нас было сделано с большинством за-
водов: их купили, порезали на металл, разо-
брали на кирпичи, продали - капитал отсюда
вывезли. Отвечаю на ваш вопрос: «Почему не
сделать самостоятельно»? Потому что ны-
нешняя элита не способна ничем управлять,
она может только потреблять. И потреблять
проще то, что имеет высочайшую ликвид-
ность – деньги. Завод, земля – это ресурсы,
которые прибыль приносят только тогда,
когда над ними работают. Деньги приносят
сразу возможность использования.
По поводу Китая и опыта внутреннего рынка.
Как я уже говорил, для того чтобы это ис-
пользовать нужны, по меньшей мере, две
вещи: это разделение на получение прибыли.
Внутренний рынок - внешний рынок. Четкое
понимание: если на внутреннем рынке нет
возможности получения прибыли, необхо-
димо отдать услуги мелкому бизнесу. За то
время пока длится кризис, имея ресурсы, же-
лательно заняться модернизацией. Китай эти
ресурсы имеет, Украина, - к сожалению, нет.
Вместо того чтобы переориентироваться на
внутренний рынок по китайской модели, в
наших условиях идет переориентация на уни-
чтожение мелкого и среднего бизнеса и за
счет него попытки выжить бизнесу крупному.
Зеленовский И.Ф.:
Был поднят очень важ-
ный вопрос о возможности ускорения интег-
рации Белоруссии – России – Украины в
условиях внешних угроз. Здесь можно приве-
сти интересный пример: сейчас в Белоруссии
китайский капитал усиленно продвигается,
очень большие капиталовложения вплоть до
того, что заезжают рабочие из Китая.
Исламский фактор. С Катаром были подпи-
саны соглашения о том, что королевской
семье Катара будут предоставлены земли для
строительства баз отдыха, охоты и т.д., и т.д.,
в том числе, в Минске будет построен Катар-
ский бизнес-центр. Казалось бы, две серьез-
нейших угрозы для нашей цивилизации со
стороны китайской и исламской, но в Бело-
руссию они свободно входят. Считается ли
это внешней угрозой для Белоруссии? Для
белорусского народа, все однозначно, счи-
тают это угрозой, но для белорусской элиты,
для политического класса это считается спа-
сением и помощью от угрозы, идущей от
России. Понимаете: в чем парадокс?! Таким
образом, внешние угрозы воспринимаются
по-разному. Это говорит о том, что до конца
не сформирована государственность – нет
общих интересов у политического класса, у
элит и основной массы населения. Как может
вести себя Россия в этой ситуации, поскольку
интеграционный центр нашей цивилизации
был, есть и будет Россия, - рассматривать
новую сформировавшуюся элиту Белорус-
сии как равного партнера. Об этом постоянно
были вопросы из Минска: «Примет ли нас на
равных российская элита?» На этот вопрос не
было ответа. Поэтому с большим недоверием
относится политический класс Белоруссии к
возникновению полной интеграции: не по-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
20