ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2656
Скачиваний: 8
Стивен Гилл
Грамши и ГЛоБаЛьная ПоЛитиКа:
К ПоСт-ГеГемониСтСКой ПроГрамме
иССЛедоВаний
Необходимо разработать новых подходов к международ-
ной политической экономике (МПЭ) и международным отно-
шениям (МО) путем создания исторически интегрированных,
диалектических форм объяснения, соответствующих условиям
конца двадцатого века. Ранее я описал в общих чертах основ-
ные идеи, проблемы и исследовательские вопросы, которые в
целом относятся к реконструкции теорий исторического мате-
риализма в МО [1]. Однако эти проблемы были затронуты не
только в работах Антонио Грамши, но также и у других авторов,
таких как Карл Маркс, Фернан Бролель, Карл Поланьи, Роберт
Кокс и другие, например, представители Амстердамской школы
международных отношений (см. главы Отто Холман и Кесван
де Пиджл). Иными словами, заметки Грамши по МО должны
быть связаны с реконструкцией исторического материализма
в широком смысле, чтобы избежать нового интеллектуального
раскола. Важно преодолеть академические различия ограни-
ченной полезности, например, между МО и сравнительной по-
литикой, между политической и эмпирической теорией, между
политической социологией и политической экономикой. В ре-
конструкции теорий исторического материализма необходимо
учитывать эпистемологические, онтологические и методоло-
гические вопросы в контексте прошлого, настоящего и буду-
щего. В работах Маркса теоретический акцент был сделан на
идее всеобъемлющего исторического общества, анализ которо-
го подразумевает отказ от редукционизма, присущего объекти-
97
вистскому материализму, механицизму и эмпиризму… в целях
достижения по-настоящему реалистского подхода, который яв-
ляется сознательным продуктом мысли [2].
Проблематика статьи связана с идеей о необходимости пере-
смотра социализма в отрыве от ассоциации с тоталитарными
проектами, такими как сталинизм. В свою очередь это пере-
определение и политика вместе могут быть связаны отчасти с
идеей самозащиты общества от дезинтеграции и распыляюще-
го удара глобализации, а также относительно стихийных ры-
ночных сил.
Грамшистская школа международных отношений?
Как не существует единой школы марксизма (сам по себе
Маркс не считал себя марксистом), так и не существует единой
грамшистской или «итальянской» школы. Отсутствует и согла-
сие насчет интерпретации некоторых фрагментов учения Грам-
ши и часто противоречивых мыслей относительно социальной
теории. Вместо этого в большом количестве стран существу-
ют группы мыслителей, работающих в различных отраслях;
они разрешают некоторые вопросы, которые были затронуты и
сформулированы в учении Грамши. Эти ученые начали взаимо-
действовать и принимать участие в совместных конференциях,
таким образом, положив начало глобальному исследователь-
скому сообществу. Некоторые исследования являются практи-
ческим следствием постольку, поскольку связаны различным
образом с поддержкой деятельности социалистических и про-
грессистских политических партий и социальных движений.
Некоторые первые работы нео-грамшистов повлекли за
собой как конструктивный диалог, так и критику, со стороны
представителей различных позиций, включая доминирующую,
или в терминах Грамши, гегемонистскую теоретизацию в
области политической экономики и международных отношений.
Необходимость в этом, на мой взгляд, была вызвана, по
крайней мере, двумя важными факторами. Во-первых, в то
время как марксизм всегда предполагал комплексный подход,
Стивен Гилл
Грамши и глобальная политика
98
Часть I. Контргегемония
в значительной степени из-за ориентации и преобладания
американской теории в данной области, исторический
материализм, как правило, оставался в стороне от многих
главных дискуссий в изучении международных отношений.
Эта маргинализация повлекла за собой немало ограничений,
скорее, в механическом и неисторическом применении
многих марксистских идей и теорий, некоторые из которых
связаны с фундаментальной тенденцией вызывать «постоянно
растущие ожидания краха капитализма» (в то время как
Грамши утверждал, что не существует жесткой связи между
экономическим и политическим кризисом, и наоборот). Этот
теоретический недостаток привел к отсутствию достоверности
в споре, а также уменьшению обращения к историческому
материализму для создания нового поколения студентов
высших учебных заведений на Западе. Скорее всего, подобная
судьба постигла и ортодоксальный марксизм в Японии на
протяжении последних двадцати лет. В частности, в условиях
капитуляции ленинской и пост-сталинской системы правления
в Восточной Европе, развала догматического марксизма-
ленинизма в социальном учении, по всей вероятности,
мы дождемся момента, когда подобный патологический,
механический марксизм будет отправлен в качестве ужасного
экспоната в музей истории ХХ века. Последнее наблюдение
подтверждает мое второе положение в пользу диалога. В 1980-е
и 1990-е гг. было отмечено повсеместное и в некоторых случаях
весьма значительное снижение выраженности и теоретической
привлекательности левых идей. Несмотря на западный триумф
и пропагандистов, которые объявили «конец истории»,
события в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе
усилили требования к убедительности, позиционной власти
и законности гегемонистского дискурса на Западе. Учение
Грамши способствовало существенному объяснению вопроса
о событиях, произошедших в России: уязвимости отношений
99
между государством и гражданским обществом, и таким
образом, предрасположенности государства к внезапному краху.
В России государство было всем. Гражданское же общество
находилось в своем изначальном «желеобразном» состоянии;
на Западе между государством и гражданским обществом су-
ществовали надлежащие отношения, поэтому когда государ-
ство дрогнуло, тут же проявилась надежность строения граж-
данского общества. (Грамши, 1971: 238).
Марксистские идеи, разработанные в теоретическом гетто,
будут страдать от отсутствия актуальности. Конструктивный
диалог с применением аргументов и теорий из различных пози-
ций может сыграть важную роль. Он имеет решающее значение
в оценке статуса новых теоретических идей: для убедительно-
сти они должны обеспечивать более комплексное, последова-
тельное и рефлексивное объяснение, чем ныне существующие
аргументы (Гилл, 1990).
Основная работа Грамши сосредоточена на анализе госу-
дарственных общественных формаций в отдельные историче-
ские периоды, особенно в Италии. Грамши утверждал, что это
является первоначальным уровнем, на котором государство и
гражданское общество (а также его строение, политическая
экономика) должны быть исследованы и где создаются осно-
вы социальной гегемонии. Это государственное средоточие
является ключевым в изучении Грамши не только в Японии и
Латинской Америке, но также и в Западной Европе, что отраз-
илось в работе Центра современной культурологии Бирмин-
гемского университета (Холл, 1982; Ларрен, 1983) и в текущих
дебатах в «Новом левом обозрение» и «Социалистическом жур-
нале» на тему культуры, идеологии, государства, гражданского
общества и гегемонии в капиталистическом обществе. Также
в левых журналах ведется много дискуссий по вопросу импе-
риализма, хотя они, как правило, сформулированы в терминах
теории ультра- и супер-империализма, а не в тех, что дал Грам-
ши. Движение в сторону расширения идей Грамши в изучении
Стивен Гилл
Грамши и глобальная политика
100
Часть I. Контргегемония
МО и МПЭ идет довольно медленно; оно появилось недавно
и включает в себя относительно небольшое количество пре-
тенциозных учений, касающихся определения истоков, раз-
вития и динамики формирующейся глобальной политической
экономики. Тем не менее, начинают появляться впечатляющие
работы на следующие темы: интернационализация государства
и гражданского общества, международные аспекты социальной
гегемонии и господства, транснациональные классы и блоки
формаций и экономических сил, роль органической интелли-
генции и международных организаций и др. Они помогают
определить характер глобальной политики в ХХ веке (напри-
мер, Ван дер Пиджл, 1984;Кокс, 1987; Огелли и Мерфи, 1988;
Гилл,1990; Овербек, 1990).Особенно важна новаторская работа
Роберта Кокса, опубликовавшего два важных очерка в Милле-
ниуме в начале 1980-х гг. (Кокс, 1981; Кокс, 1983), последний
из которых может рассматриваться как полноценное введение
к применению концепции Грамши на международном уровне
(работа включена в данный сборник — прим. ред.).
Таким образом, в то время как многие социальные мыслите-
ли знают о возможностях применения идей Грамши к анализу
роли политики, массовой культуры и идеологической и куль-
турной гегемонии на государственном уровне, гораздо меньше
ученых знают об использовании данной концепции области
МО и МПЭ. Возможно, это возникает отчасти по причине того,
что Грамши уделял мало внимания вопросам политической эко-
номии как таковой, в основном потому, что он работал в рамках
классического марксизма, принимая положения о политической
экономии капитализма и феодализма.
В отсутствии удовлетворительного аппарата для анализа
динамики глобальной политической экономики в 1980-х годах,
студенты МО и МПЭ начали разрабатывать свой собственный
концептуальный аппарат и онтологию (например, Кокс, 1987;
Ван дер Пиджл, 1984). Очевидно, что предстоит сделать еще
очень многое для развития грамшистской концепции, чтобы