Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2663

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111

ствами. Таким образом, некоторые из них обладают бо́льшим 

суверенитетом в формировании мирового порядка.

Вопрос  суверенитета  включает  в  себя  не  только 

юридические права и вопрос гражданства и ответственности, 

но  также  распределение  ресурсов  и  жизненных  шансов, 

поскольку  они  связаны  с  возможностями  для  человеческой 

автономии  и  социального  выбора.  Таким  образом,  покуда 

существует  мировая  система  и  зависимость,  где  теоретики 

выделяют  «ядро,  «полупериферию»  и  «периферию»,  как 

понятия, которые отражают иерархию государств и состояние 

социально-экономического развития (и возникающих отсюда 

ограничениях и возможностях), мы также отметим, что данное 

положение  может  быть  применено  как  внутри,  так  и  между 

государствами. Таким образом, в случае с ЕС существует не 

только неравномерность социально-экономического развития 

в  различных  регионах,  но  также  и  внутри  регионов,  и  даже 

внутри  некоторых  городов:  сегодня  это  явление  можно  ясно 

проследить в США (не только в случае с растущей нищетой 

сельских  районов),  где  Нью-Йорк  представляет  собой 

микрокосм  подобных  моделей.  Эта  точка  зрения  является 

состоятельной,  если  взять  в  расчет  модели  внутренней 

миграции  и  урбанизации  в  странах  Третьего  мира,  а  также 

в  таких  городах,  как  Лагос,  Рио  и  Шанхай.  Таким  образом, 

даже если мы сосредоточим наше внимание на относительно 

привилегированных,  богатых  странах  Западной  Европы,  мы 

все  еще  можем  говорить  о  «перифериализации  ядра»,  тем 

самым расширив концептуализацию, включив сюда вопросы 

жизненных шансов, личной безопасности и небезопасности и 

формах сознания.

Характер  этих  изменений  указывает  на  противоречия 

между логикой сил глобализации и политическими условиями 

существования  для  действия  этих  сил.  Структурная 

перестройка  в  Латинской  Америке  распространила  много 

государственных возможностей и создала новые социальные 

Стивен Гилл

 Грамши и глобальная политика


background image

112

Часть I. Контргегемония

движения и политические партии, которые со временем могут 

бросить вызов неолиберальной ортодоксии, например, как это 

сделал  Лула  в  Бразилии  [5].  В  Восточной  Европе  повторное 

введение  неолиберальных  рыночных  отношений  порождает 

сочетание  широко  распространенного  разочарования  и 

негодования, чувств, которые в определенной степени отражают 

возрождение популизма, расизма, фашизма и бандитизма. Так, 

в  современной  России  идея  рыночных  отношений  все  чаще 

ассоциируется  с  отчаянием,  массивным  ростом  преступности 

и жестокостью (в процитированном докладе, отрывок которого 

приведен  ниже,  сказано,  что  в  России  каждые  двадцать  две 

минуты  совершается  убийство).  В  настоящее  время  «Рынок» 

восстанавливается  в  условиях  общего  развала  законности  и 

порядка. Так, в одном западном финансовом журнале недавно 

было  отмечено,  что  социальные  и  экономические  условия  не 

протяжении  900-дневной  блокады  Ленинграда  в  1941  г.  были 

лучше, чем в переименованном городе Санкт-Петербург в марте 

1992 г. [6]. Журналист рассказал о своем впечатлении, которое 

он получил на рынке, прилегающем к привокзальной Площади 

Мира в центре Санкт-Петербурга:

Следовало  бы  привлечь  Хогарта,  Гойю  и  Иеронима  Босха, 

чтобы изобразить этот заброшенный «рынок», где около 5000 

человек совершали покупки и продажу… Обычно это слово вы-

зывает воспоминания с аккуратными киосками и размещенной 

на  витринах  продукцией.  На  Площади  Мира  же  стояло  всего 

лишь несколько киосков, увязших в слякоти и черной грязи. Те, 

у кого было мало товаров для продажи, стояли в очередях, до-

ходящих до ста человек; люди держали карточки, банки шпрот, 

банки западного сухого молока, выдававшегося для детей, ржа-

вые краны или горсти гвоздей… использованные лампочки, во-

енные награды, ношеные меховые шапки или сломанные быто-

вые приборы... торговцы ходили с плакатами «обмен валюты, 

российской и иностранной». Пьяные подпирали стенки. Все и 

вся выставлялось на продажу. Бартер был образом жизни, осо-


background image

113

бенно с возникновением нового дефицита. Это звучит неверо-

ятно,  но  рублей  не  было.  Банки  закрывали  свои  двери,  люди 

не  получали  зарплату,  западные  бизнес  организации  сходили 

с ума, пытаясь найти деньги, чтобы заплатить местному пер-

соналу… Я спрашивал у бизнесменов, спекулянтов, полиции, 

банков, куда делись все рубли. Во всех случаях я получал один 

и тот же ответ  — люди пожимали плечами: «Мы не знаем. Это 

наша еще одна великая русская тайна».

исторические изменения и социальный выбор

Мое краткое рассуждение относительно понятия суверени-

тета,  периферии  и  рынка  предназначено,  чтобы  показать,  как 

создание  истории  отличается  интеллектуальным  и  историче-

ским осуществлением в том смысле, что теоретик сам придает 

смысл сложному историческому развитию. Создание истории 

включает взаимодействие между прошлым, настоящим и буду-

щим. В качестве еще одного примера приведем события, про-

изошедшие в 1991 г. в Персидском заливе:

Это самая новая глава нашего времени в исторической борь-

бе между арабским миром и Западом за контроль над нефтью. 

Однако она, главным образом, отражает не просто противосто-

яние между государствами, лежащее в основе неореалистских 

и либералистских теорий, но также и борьбу за принципы ор-

ганизации  общества,  которая  началась  еще  в  Средние  Века  в 

эпоху крестовых походов  — между западным капиталистиче-

ским  светским  материализмом  и  метафизической  социальной 

доктриной  ислама,  а  также  более  светских  пан-арабских  сил, 

воплотившихся в иракском режиме. В этом смысле, войны Пер-

сидского залива уходят своими корнями в социальную борьбу 

и  преобразования,  которые  возникли  еще  много  веков  назад 

(Гилл, 1991b: 275).

Крестовые походы были связаны не только с религиозным 

столкновением ценностей, но также и с борьбой за расширение 

экономической  досягаемости  торгового  капитализма,  а  также 

с  ростом  и  развитием  таких  городов-государств,  как  Венеция 

Стивен Гилл

 Грамши и глобальная политика


background image

114

Часть I. Контргегемония

и  с  ранним  зарождением  капиталистических  социально-

экономических  сил,  которые  частично  предопределили 

конфигурацию исторического развития регионов, окружающих 

Средиземноморье в XII и XIII веках.

Таким  образом,  исследование  с  этой  точки  зрения  может 

относиться  к  политической  пользе  (или  злоупотреблению) 

истории,  политического  мифа:  мифы  о  национальном  проис-

хождении  и  идентичности,  мифы  о  человеческом  потенциа-

ле,  включающие  в  себя  экономическое  развитие  и  междуна-

родное  сотрудничество.  Этот  вопрос  затрагивает  отношения 

между  гегемонистским  дискурсом  и  принципами  включения/

исключения и господства/подчинения, которые содержатся или 

подразумеваются.  В  контексте  рассмотренного  ранее  раздела, 

возникает вопрос не только об идее государства, рыночных от-

ношениях и политическом плюрализме, но также и об образо-

вании  и  массовой  коммуникации.  Одним  из  способов  иссле-

дования  данной  проблемы  является  метод,  рассматривающий 

существующие  структуры  (традиционно  они  были  в  какой-то 

степени «национально ограниченными» и определенными), ко-

торые в настоящее время подвергаются усилению и/или транс-

формации  посредством  процесса  социализации.  К  подобным 

вопросам нужно подходить критически, опираясь на обширные 

исторические  исследования,  чтобы  избежать  простого  сопо-

ставления, например, отождествление прогресса с распростра-

нением  либеральной  и  пост-просвещенческой  экономической 

рациональности (обращаясь к отчетам о развитии Всемирного 

банка) и фундаментализмом «отсталости» и/или провалов «ре-

ального социализма».

В этой связи следует отметить, что политический дискурс, 

относящийся к вопросу иммиграции в ЕС в начале 1990-х гг. в 

условиях роста расизма, фашизма и партий нео-нацистов (Фран-

цузский  национальный  фронт  набирает  все  большую  силу) 

предназначен для неявного и явного ограничения свободы пере-

движения в пределах рынка труда и институционализации ие-


background image

115

рархии юридических прав. Он связан с дебатами, которые стре-

мятся определить принципы для включения и исключения из 

расширяющегося  социоэкономического  и  политического  про-

странства для более интегрированного ЕС. Помимо вопиющего 

расизма и гендерной дискриминации, которая имеет широкое 

распространение (и может быть обнаружена в большинстве по-

литических партий Франции), существует еще более рассеян-

ный дискурс европейской идентичности. Он основывается на 

таких мифологических истоках Европы, как греко-романский и 

иудео-христианский миф и теология, на которых держится вся 

историческая  идея  христианства.  Данный  дискурс  исключает 

иммигрантов из Северной Африки, Ближнего Востока и Азии, 

и из тех земель Восточной Европы и Русского Православия, где 

царит  «инаковость»  и  «неевропейскость»  [7].  Практическим 

применением этого дискурса является создание категории «эко-

номических мигрантов», которым не нужно приспосабливаться 

к «политическому убежищу» и постоянному проживанию в ЕС. 

И это несмотря на то, что вопрос о миграции связан с реструк-

туризацией производства и характера глобального неравенства. 

Он  взаимодействует  и  перекрывает  многие  формы  насилия, 

связанные  с  межобщинным,  националистским  возрождением, 

религиозной нетерпимостью и преследованиями. 

Изменения  и  политическая  борьба  на  Ближнем  Востоке 

и  в  Европе  имеют  общие  черты  в  том,  что  они  связаны 

с  продолжающимся  распространением  модернистской, 

секулярной  и  материалистской  социальной  системы.  Это 

исторически соотносится с особенными европоцентристскими 

формами  религиозного  и  культурного  империализма. 

Модернистский  глобализирующийся  капитализм,  по  всей 

видимости,  является  ключевой  силой  современной  истории, 

которая  неизменно  приводит  к  росту  противоречий  в 

социальных силах [8].

Некоторые  из  приведенных  выше  комментариев 

свидетельствуют  об  учении,  которое  определяет  формирование 

Стивен Гилл

 Грамши и глобальная политика