ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2668
Скачиваний: 8
роберт У. Кокс
Грамши, ГеГемония и
междУнародные отношения:
оЧерК о методе
Некоторое время назад я начал читать «Тюремные тетради»
Грамши. В этих набросках, сделанных в фашистской тюрьме
в период c 1929 по 1935 гг., бывший итальянский лидер ком-
мунистической партии затрагивает проблемы понимания капи-
талистического общества в 1920-1930-х гг., в частности, обра-
щаясь к фашизму и возможности построения альтернативных
форм государства и общества, основанного на рабочем классе.
Все, что он должен был рассмотреть, сосредоточено, главным
образом, на государстве, отношениях гражданского общества к
государству, отношениях политики, этики и идеологии к спо-
собам производства. Неудивительно, что Грамши сказал не-
посредственно о международных отношениях достаточно не-
много. Тем не менее, я обнаружил, что образ мыслей Грамши
был весьма полезен в понимании значения международного
устройства — темы, которой я тогда непосредственно интере-
совался. Особенную ценность представляет его концепция геге-
монии, но также полезными оказались некоторые связанные с
ней понятия, которые он разработал самостоятельно или развил
у других авторов. В этом эссе изложено мое понимание того,
что Грамши подразумевал под гегемонией и связанными с ней
понятиями, и предложен мой взгляд относительно того, как эти
идеи могут быть адаптированы к пониманию проблемы миро-
вого порядка при сохранении их основного смысла. Данная ра-
бота не претендует на критическое исследование политической
теории Грамши: в ней всего лишь будут представлены выводы
122
Часть I. Контргегемония
насчет идей, которые были бы полезны для пересмотра совре-
менной теории международных отношений [1].
Грамши и гегемония
Все идеи Грамши были выведены из истории: как из его
собственных размышлений насчет исторических периодов,
которые, по его мнению, смогли бы пролить свет на события
настоящего, так и из его личного опыта политической и соци-
альной борьбы. К их числу относятся движения рабочих на-
чала 1920-х гг., его участие в Третьем Интернационале и его
оппозиция фашизму. Учение Грамши должно быть соотнесено
с историческим контекстом. Более того, он всегда адаптировал
свои идеи к конкретным историческим обстоятельствам. Невоз-
можно должным образом рассмотреть понятия в отвлечении от
их применения; в противном случае может оказаться, что раз-
личное использование одного и того же понятия содержит в
себе противоречие и двусмысленность [2]. По мысли Грамши,
понятия должны быть свободными и гибкими; они достигают
точности лишь при взаимодействии с определенной ситуацией,
которую они могут объяснить — данное взаимодействие также
способствует разработке смысла понятия. Это сильная сторо-
на историзма Грамши, в ней же содержится ее объяснительная
сила. Однако термин «историзм» часто неверно воспринимает-
ся и критикуется теми, кто ищет более абстрактную, система-
тическую, универсальную и неисторическую форму знания [3].
Мысли Грамши направлены в соответствии с практически-
ми целями политического действия. В своих тюремных работах
он постоянно ссылается к марксизму как к «философии прак-
тики»[4].По крайней мере, отчасти можно предположить, что
это было сделано для того, чтобы подчеркнуть практическое
революционное предназначение философии. Также это могло
быть сделано для того, чтобы обозначить свое намерение вне-
сти вклад в активное развитие мысли, которая посредством ра-
бот Маркса дала импульс развитию; однако не стоит навсегда
ограничиваться лишь этими работами. Ничто не отстоит так да-
123
леко от мыслей Грамши, как марксизм, целью которого является
толкование священных текстов для уточнения вневременного
набора категорий и понятий.
Происхождение концепции гегемонии
Существует два основных направления, ведущих к идее
гегемонии Грамши. Первое берет свое начало в дебатах, про-
изошедших внутри Третьего Интернационала относительно
стратегии большевистской революции и создания Советского
социалистического государства; второе — из сочинений Ма-
киавелли. Обращаясь к первому направлению, некоторые ис-
следователи стремились противопоставить идеи Грамши идеям
Ленина, совместив учение Грамши с гегемонией пролетариата,
а Ленина — с диктатурой пролетариата. Другие же подчеркива-
ли их согласие по основным пунктам [5]. Важно отметить, что
Ленин ссылался на русский пролетариат как на доминирующий
и направляющий класс. Доминирование подразумевает дикта-
туру, а направление предполагает руководство с согласия союз-
нических классов (в частности крестьянства). Грамши, по сути
же, берет на себя идею, распространенную в то время в кругах
Третьего Интернационала: рабочие осуществляют гегемонию
над союзническими классами и диктатуру над вражескими
классами. Однако эта идея была применена Третьим Интерна-
ционалом только к рабочему классу: ему была отведена роль
руководящего класса в союзе рабочих, крестьян и, возможно,
некоторых других групп, потенциально поддерживающих рево-
люционные преобразования [6].
Оригинальность Грамши заключается в совершении
резкого поворота внутри первого направления: он начал
применять данную идею к буржуазии — устройству или же
механизму гегемонии доминирующего класса [7]. Для него
стало возможным различать те случаи, где буржуазия занимала
господствующее положение над классами, а где нет. В Северной
Европе, в странах, где впервые был установлен капитализм,
гегемония буржуазии приобрела наиболее завершенный вид.
Роберт У. Кокс
Грамши, гегемония и МО
124
Часть I. Контргегемония
Она обязательно включала в себя согласие классов подчиниться
в обмен на уступки со стороны руководства буржуазии, что, в
конце концов, могло бы привести к формированию социальной
демократии, которая сохраняет капитализм, делая его более
приемлемым для рабочих и мелкой буржуазии. Поскольку
их гегемония прочно укрепилась в гражданском обществе,
буржуазии часто не требуется самостоятельно управлять
государством. Приземленная аристократия в Англии, юнкеры в
Пруссии или изменник, претендующий на мантию Наполеона
I во Франции, могут управлять за них настолько долго,
пока правители не признают гегемонистское устройство
гражданского общества в качестве основного ограничения их
политических действий.
Такое понимание гегемонии привело Грамши к расширению
своего определения государства. В то время как администра-
тивные, исполнительные аппараты и аппарат принуждения пра-
вительства были фактически ограничены гегемонией руководя-
щего класса всей социальной формации, стало бессмысленно
ограничивать определение государства лишь этими элементами
управления. Для приобретения значения, понятие государства
также должно включать в себя основы политического устрой-
ства гражданского общества. Грамши выдвигал эту идею в со-
ответствии с определенными историческими условиями: Цер-
ковь, система образования, пресса — все институты, которые
способствовали созданию у людей определенных типов поведе-
ния и ожиданий, согласующихся с гегемонистским социальным
порядком. Например, Грамши утверждал, что масонские ложи
в Италии являлись обязательством для тех правительственных
служащих, кто вступал в государственный аппарат после объ-
единения Италии и, таким образом, должны рассматриваться
как часть государства, для того чтобы должным образом оце-
нить расширенное политическое строение. Таким образом,
гегемония доминирующего класса преодолевает препятствия,
связанные с обычными категориями государства и гражданско-
125
го общества, категориями, которые сохранили определенную
аналитическую пользу, однако перестали соответствовать от-
дельным реалиям.
Как отмечалось выше, второе направление, которое привело
к идее гегемонии Грамши, берет свое начало в учении Макиа-
велли и позволяет еще больше расширить потенциальную сфе-
ру применения данной концепции. Грамши размышлял над тем,
что Макиавелли написал главным образом в своем произведе-
нии «Государь» насчет проблемы создания нового государства.
В XV веке деятельность Макиавелли была связана с поиском
необходимого руководства и поддержкой социальных основ для
объединенной Италии; в XX веке деятельность Грамши — с по-
иском руководства и основы, способной стать альтернативой
фашизму. В то время как Макиавелли ищет отдельного Госу-
даря, Грамши рассматривает современных Государей: револю-
ционная партия вовлечена в продолжительный и развертываю-
щийся диалог со своей собственной базой поддержки. Грамши
перенимает у Макиавелли образ власти, представленной в виде
кентавра: наполовину человека, наполовину зверя — необходи-
мая комбинация согласия и принуждения [8]. По мере того как
консенсуальный аспект власти выходит на первый план, преоб-
ладает гегемония. Принуждение всегда скрыто и применяется
только в крайних отклоняющихся случаях. Гегемонии доста-
точно, чтобы обеспечить конформистское поведение у боль-
шинства людей большую часть времени. Соединение с идеями
Макиавелли относительно концепции власти (в том числе и
гегемонии как одной из форм власти) освобождается от при-
вязки к определенным историческим классам и получает более
широкое применение к отношениям господства и подчинения,
включая, о чем будет сказано ниже, отношения мирового поряд-
ка. Это не означает отрыва отношений власти от их социальной
основы (например, в случае превращения отношений мирово-
го порядка в отношения между государствами в узком смысле),
Роберт У. Кокс
Грамши, гегемония и МО