ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2654
Скачиваний: 8
166
Часть II. Евроцентризм
не в стратегии, дело в том глубинном начале, которое оживляет
эти два типа цивилизаций. То есть, здесь могущество суши и
могущество моря открывается как некоторая религиозная, ду-
ховная, метафизическая составляющая.
Плавающий рим
Мы имеем дело с тем, что можно назвать «Translatio imperii»
(лат. — «переход империи»). С точки зрения христианской
теории империя может перемещаться. Так был первый Рим
(Итальянский Рим), новый Рим (Константинополь), и русские
добавили еще третий Рим — Москву. Исходя из этой идеи
«translation imperii», переноса имперской инициативы, Рим мо-
жет быть разным. И вот как Рим исторически перемещается. Мы
видели, что в эпоху пелопонесских войн сухопутный полюс —
это Спарта, морской — это Афины, в эпоху пунических войн
Карфагена и Рима, морским полюсом становится Карфаген, а
сухопутным уже исторический Рим. Дальше продолжается это
«translation imperii», т.е. дальше продолжается смещение, рас-
ползание по планете этих полюсов цивилизаций. Талассократия
и теллулократия как бы ищут сквозь историю для себя точки,
на которых они могли бы закрепиться. И вот одной из проме-
жуточных стоянок цивилизации моря была Венеция, которая
построила свое могущество, свою Венецианскую Империю ис-
ключительно на этом талассократическом принципе. Это было
даже символически закреплено в браке Дожа с морем, который
обручался с морем бросая туда обручальное кольцо (Венециан-
ский дож). Это была цивилизация торговая, демократическая,
олигархическая, построенная целиком и полностью на морской
торговле и на морском могуществе. Напомню, что именно вене-
цианские купцы (дожи) переориентировали Четвертый кресто-
вый поход, который должен был направиться в Иерусалим для
борьбы с мусульманами, на Византию. И, в конечном итоге, от
рук крестоносцев, благодаря специфическому предложению ве-
нецианских дожей, пала Византия и была установлена Восточ-
ная Латинская Империя. Потому что крестоносцы задолжали за
167
постой венецианцам, когда они отправлялись на Ближний Вос-
ток в последний Четвертый крестовый поход, то, вместо того,
чтобы платить эти невыносимые долги, венецианцы предложи-
ли им разграбить Византию. Мы, как православные, являемся
наследниками этой замечательной венецианской идеи, посколь-
ку матрица нашей культуры, Византийской Империи — рели-
гия, православие (оплот православия был разграблен нещадно
крестоносцами именно под таким доброжелательным предло-
жением венецианских купцов). С другой стороны в Европу Ве-
неция принесла протокапитализм, она принесла возрождение,
дух капитализма, индивидуализма и торговли. На самом деле
из Венеции идет наступление талассократии на все Европей-
ское пространство, в том числе в свободные германские города,
в Голландию. Это была одна из стоянок Карфагенского духа,
жестко противостоящего духу Рима. Дальше, временно, на
определенный период центром талассократии становится Гол-
ландия, Голландская Империя, которая создает свою торговую,
военную, именно капиталистическую, демократическую систе-
му. Выходя из-под контроля католической сухопутной Испании,
голландцы строят свой мир.
Британия — царица морей
Но пиком современной талассократии является Великобри-
тания — создание морской Британской Империи, которое окон-
чательно закрепляется после семилетней войны с 1756-1763 гг.
Но перед этим проходят ряд дуэлей с другими талассократиями.
Побеждая последовательно Испанию, Францию, Голландию и
постепенно превращаясь в фундаментальную талассократию
нового времени. Итак, Британская Империя — это последний,
по такому историческому счету, приход Карфагена. Карфаген
возрождается из пепла. Та же самая цивилизация, которая со-
ставила славу Афинам, величие Карфагена, залог победы и тор-
жества Венеции. Сила и мощь Голландской морской империи,
воплощается в Британской Империи, где процветают все прин-
ципы талассократии, о которых мы говорили. И демократия, и
Дугин А. Г.
Взгляд на мир с позиции моря
168
Часть II. Евроцентризм
разделение властей, и торговый строй, и динамика социального
развития, расцвет индустриального производства, повышен-
ное внимание к материи, и тут же дух карфагенских купцов.
Талассократический смысл Британской Империи становится
осмысленным, отрефлексированным началом. Англия стано-
вится владычицей морей, и мы имеем дело уже с последним
историческим приходом Карфагена. Карфаген воплощается в
Великобританию, и дальше, практически создается новое усло-
вие распределения талассократии и теллурократии в мире. Мы
знаем, что не сразу Россия стала оппонентом Великобритании.
В начале оппонентом была Франция, и по-разному развивались
эти отношения, но постепенно мы вышли на довольно ясное
противостояние: Новый Карфаген и Третий Рим.
земля и море у Карла шмитта
Немецкий философ, политолог и геополитик Карл Шмит,
посвятил проблематике талассократии и теллурократии фун-
даментальную работу, которая называется «Земля и море». Я
рекомендую две его работы, которые сразу вводят в курс дела:
«Планетарная напряжённость между Востоком и Западом» и
«Земля и море»
1
. В этих двух работах Шмитт описывает фило-
софское, метафизическое содержание Земли и Моря. Он назы-
вает Море Левиафаном (в смысле библейского морского чудо-
вища), а Сушу Бегемотом. Таким образом, он вводит еще одну
мифологическую пару — Бегемот бьется с Левиафаном. И вот
Левиафан, с точки зрения такой геополитической модели, и
есть талассократия, цивилизация моря, и это общий геополи-
тический концепт синонимичный тому ряду, который мы раз-
бираем сегодня. Море — это Левиафан, суша — это Бегемот.
Шмитт говорит о том, что представления о Земле и о Море зало-
жены намного глубже, чем анализ исторических особенностей
в противостоянии двух держав. Существуют базовые представ-
ления о происхождении людей из земли. Мы это видели в мифе
1
Сarl Schmitt “Der Nomos der Erde” , Koeln, 1950; “Land und Meer”,
Leipzig, 1942
169
о происхождении афинян. Этот миф о том, что первые люди ро-
дились из земли, распространен среди самых разных народов,
это и называется понятием «автохтонос». Когда мы говорим
об автохтонном населении, значит, мы говорим о рожденных
самой землей. Сегодня мы под этим словом понимаем людей,
которые проживают на этой земле, а вот в мифологическом кон-
тексте это означает «люди, рожденные этой землей». И Платон
предлагал обучать воинов совершенного города, совершенного
государства так, как будто бы они родились землей, чтобы они
ее больше любили и защищали лучше. Этот миф даже прагма-
тически осмыслялся философски, но во многих мифологиях он
рассматривался как теологический миф происхождения чело-
вечества, то есть, что люди родились из земли. Это есть и в на-
шем русском языке. Когда мы говорим мать — сырая земля, мы
подразумеваем в контексте именно прямые связи с землей. Но
Шмитт подчеркивает, что существуют еще автоталассические
теории происхождения, где люди происходят из рыб. Что на са-
мом деле предшественниками людей были выпавшие на берег
рыбы. Шмитт считает, что идея Фалеса, что все произошло из
воды, является философским оформлением этого древнего ав-
тоталассического мифа. Мы знаем, что у множества океанских
народов, народов Маори, народов мореплавателей, у многих
финикийских народов существуют мифы о том, что предками
людей были рыбы. Эта мифология воспроизведена в неомифо-
логии черного фантаста Говарда Филиппа Лавкрафта, которая
на новом уровне рециклирует эти автоталассические мифы,
свойственные очень многим древним культурам.
Шмитт задается вопросом: «В любом случае возникает во-
прос: что есть наша стихия? Мы дети земли или моря?». Это не
досужий вопрос, потому что мифы, которые мы проецируем на
наше происхождение, на самом деле обращены не в прошлое, а
в настоящее и в будущее. Кем мы себя мыслим, мыслим мы себя
автохтонами или автоталлассами. Свободны мы от корней, как
автоталлассы, или мы обязаны служить той земле, на которой
Дугин А. Г.
Взгляд на мир с позиции моря
170
Часть II. Евроцентризм
мы родились. Иными словами, мы патриоты или космополиты.
И это проецируется в наше глубинное историческое обоснова-
ние. Иными словами, теперь мы получаем еще одно измерение
геополитического концепта моря соответственно суши, которая
связана с антропологией, с глубинным определением человека,
с религией его собственного содержания. В одном случае чело-
век является выразителем земли, суши, автохтоном, и он есть
ни что иное, как момент этой суши. Момент развития моря не-
возможен, море постоянно меняется и поэтому возникает иная
антропология, открытая антропология, антропология открыто-
го общества, где человек есть переменная величина.
Антрополог Арнольд Гелен (1904 — 1976 гг.) назвал это
Mangelwesen. Человек — это существо, смысл которого опре-
деляется нехваткой, недостатком. У него нет его собственной
сущности. Это типичное современное развитие на антрополо-
гической модели представления об автоталлассическом про-
исхождение людей. Дальше Шмитт выражает те самые фун-
даментальные аспекты понимания Земли и Моря, на которых
строится геополитика. Он ссылается на геополитику, он счита-
ется одним из главных философов ХХ века, уже геополитики.
Шмитт пишет: «Всемирная история — это история борьбы кон-
тинентальных держав против морских держав и морских дер-
жав против континентальных держав». Адмирал Кастекс, фран-
цузский специалист по военной науке предпослал своей книге о
стратегии обобщающий заголовок: «Море против земли». Тем
самым он пребывает в русле давней традиции.
многоэтажность геополитики
Этот переход между мифологией, философией, первыми
обобщениями античных историков, историческими событиями
и современной стратегией, современным устройством мира, яв-
ляется самым поражающем воображение в геополитике. Геопо-
литика, с одной стороны, очень рациональная наука, она может
говорить о тех или иных торговых договорах, битвах, союзах,
воинах, о конфликтах, о дипломатических отношениях, об эко-