Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2654

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

166

Часть II. Евроцентризм

не в стратегии, дело в том глубинном начале, которое оживляет 

эти два типа цивилизаций. То есть, здесь могущество суши и 

могущество моря открывается как некоторая религиозная, ду-

ховная, метафизическая составляющая. 

Плавающий рим

Мы имеем дело с тем, что можно назвать «Translatio imperii» 

(лат.  —  «переход  империи»).  С  точки  зрения  христианской 

теории  империя  может  перемещаться.  Так  был  первый  Рим 

(Итальянский Рим), новый Рим (Константинополь), и русские 

добавили  еще  третий  Рим —  Москву.  Исходя  из  этой  идеи 

«translation imperii», переноса имперской инициативы, Рим мо-

жет быть разным. И вот как Рим исторически перемещается. Мы 

видели, что в эпоху пелопонесских войн сухопутный полюс — 

это Спарта, морской — это Афины, в эпоху пунических войн 

Карфагена и Рима, морским полюсом становится Карфаген, а 

сухопутным уже исторический Рим. Дальше продолжается это 

«translation imperii», т.е. дальше продолжается смещение, рас-

ползание по планете этих полюсов цивилизаций. Талассократия 

и теллулократия как бы ищут сквозь историю для себя точки, 

на которых они могли бы закрепиться. И вот одной из проме-

жуточных  стоянок  цивилизации  моря  была  Венеция,  которая 

построила свое могущество, свою Венецианскую Империю ис-

ключительно на этом талассократическом принципе. Это было 

даже символически закреплено в браке Дожа с морем, который 

обручался с морем бросая туда обручальное кольцо (Венециан-

ский дож). Это была цивилизация торговая, демократическая, 

олигархическая, построенная целиком и полностью на морской 

торговле и на морском могуществе. Напомню, что именно вене-

цианские купцы (дожи) переориентировали Четвертый кресто-

вый поход, который должен был направиться в Иерусалим для 

борьбы с мусульманами, на Византию. И, в конечном итоге, от 

рук крестоносцев, благодаря специфическому предложению ве-

нецианских дожей, пала Византия и была установлена Восточ-

ная Латинская Империя. Потому что крестоносцы задолжали за 


background image

167

постой венецианцам, когда они отправлялись на Ближний Вос-

ток в последний Четвертый крестовый поход, то, вместо того, 

чтобы платить эти невыносимые долги, венецианцы предложи-

ли им разграбить Византию. Мы, как православные, являемся 

наследниками этой замечательной венецианской идеи, посколь-

ку матрица нашей культуры, Византийской Империи — рели-

гия, православие (оплот православия был разграблен нещадно 

крестоносцами именно под таким доброжелательным предло-

жением венецианских купцов). С другой стороны в Европу Ве-

неция принесла протокапитализм, она принесла возрождение, 

дух капитализма, индивидуализма и торговли. На самом деле 

из  Венеции  идет  наступление  талассократии  на  все  Европей-

ское пространство, в том числе в свободные германские города, 

в  Голландию.  Это  была  одна  из  стоянок  Карфагенского  духа, 

жестко  противостоящего  духу  Рима.  Дальше,  временно,  на 

определенный период центром талассократии становится Гол-

ландия, Голландская Империя, которая создает свою торговую, 

военную, именно капиталистическую, демократическую систе-

му. Выходя из-под контроля католической сухопутной Испании, 

голландцы строят свой мир. 

Британия — царица морей

Но пиком современной талассократии является Великобри-

тания — создание морской Британской Империи, которое окон-

чательно закрепляется после семилетней войны с 1756-1763 гг. 

Но перед этим проходят ряд дуэлей с другими талассократиями. 

Побеждая последовательно Испанию, Францию, Голландию и 

постепенно  превращаясь  в  фундаментальную  талассократию 

нового времени. Итак, Британская Империя — это последний, 

по  такому  историческому  счету,  приход  Карфагена.  Карфаген 

возрождается из пепла. Та же самая цивилизация, которая со-

ставила славу Афинам, величие Карфагена, залог победы и тор-

жества Венеции. Сила и мощь Голландской морской империи, 

воплощается в Британской Империи, где процветают все прин-

ципы талассократии, о которых мы говорили. И демократия, и 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря


background image

168

Часть II. Евроцентризм

разделение властей, и торговый строй, и динамика социального 

развития,  расцвет  индустриального  производства,  повышен-

ное  внимание  к  материи,  и  тут  же  дух  карфагенских  купцов. 

Талассократический  смысл  Британской  Империи  становится 

осмысленным,  отрефлексированным  началом.  Англия  стано-

вится  владычицей  морей,  и  мы  имеем  дело  уже  с  последним 

историческим  приходом  Карфагена.  Карфаген  воплощается  в 

Великобританию, и дальше, практически создается новое усло-

вие распределения талассократии и теллурократии в мире. Мы 

знаем, что не сразу Россия стала оппонентом Великобритании. 

В начале оппонентом была Франция, и по-разному развивались 

эти  отношения,  но  постепенно  мы  вышли  на  довольно  ясное 

противостояние: Новый Карфаген и Третий Рим.

земля и море у Карла шмитта

Немецкий  философ,  политолог  и  геополитик  Карл  Шмит, 

посвятил  проблематике  талассократии  и  теллурократии  фун-

даментальную  работу,  которая  называется  «Земля  и  море».  Я 

рекомендую две его работы, которые сразу вводят в курс дела: 

«Планетарная  напряжённость  между  Востоком  и  Западом»  и 

«Земля и море»

1

. В этих двух работах Шмитт описывает фило-

софское, метафизическое содержание Земли и Моря. Он назы-

вает Море Левиафаном (в смысле библейского морского чудо-

вища), а Сушу Бегемотом. Таким образом, он вводит еще одну 

мифологическую пару — Бегемот бьется с Левиафаном. И вот 

Левиафан,  с  точки  зрения  такой  геополитической  модели,  и 

есть талассократия, цивилизация моря, и это общий геополи-

тический концепт синонимичный тому ряду, который мы раз-

бираем  сегодня.  Море —  это  Левиафан,  суша —  это  Бегемот. 

Шмитт говорит о том, что представления о Земле и о Море зало-

жены намного глубже, чем анализ исторических особенностей 

в противостоянии двух держав. Существуют базовые представ-

ления о происхождении людей из земли. Мы это видели в мифе 

1

    Сarl  Schmitt  “Der  Nomos  der  Erde”  ,  Koeln,  1950;  “Land  und  Meer”, 

Leipzig, 1942 


background image

169

о происхождении афинян. Этот миф о том, что первые люди ро-

дились из земли, распространен среди самых разных народов, 

это  и  называется  понятием  «автохтонос».  Когда  мы  говорим 

об  автохтонном  населении,  значит,  мы  говорим  о  рожденных 

самой землей. Сегодня мы под этим словом понимаем людей, 

которые проживают на этой земле, а вот в мифологическом кон-

тексте это означает «люди, рожденные этой землей». И Платон 

предлагал обучать воинов совершенного города, совершенного 

государства так, как будто бы они родились землей, чтобы они 

ее больше любили и защищали лучше. Этот миф даже прагма-

тически осмыслялся философски, но во многих мифологиях он 

рассматривался  как  теологический  миф  происхождения  чело-

вечества, то есть, что люди родились из земли. Это есть и в на-

шем русском языке. Когда мы говорим мать — сырая земля, мы 

подразумеваем в контексте именно прямые связи с землей. Но 

Шмитт подчеркивает, что существуют еще автоталассические 

теории происхождения, где люди происходят из рыб. Что на са-

мом деле предшественниками людей были выпавшие на берег 

рыбы. Шмитт считает, что идея Фалеса, что все произошло из 

воды, является философским оформлением этого древнего ав-

тоталассического мифа. Мы знаем, что у множества океанских 

народов,  народов  Маори,  народов  мореплавателей,  у  многих 

финикийских народов существуют мифы о том, что предками 

людей были рыбы. Эта мифология воспроизведена в неомифо-

логии черного фантаста Говарда Филиппа Лавкрафта, которая 

на  новом  уровне  рециклирует  эти  автоталассические  мифы, 

свойственные очень многим древним культурам. 

Шмитт задается вопросом: «В любом случае возникает во-

прос: что есть наша стихия? Мы дети земли или моря?». Это не 

досужий вопрос, потому что мифы, которые мы проецируем на 

наше происхождение, на самом деле обращены не в прошлое, а 

в настоящее и в будущее. Кем мы себя мыслим, мыслим мы себя 

автохтонами или автоталлассами. Свободны мы от корней, как 

автоталлассы, или мы обязаны служить той земле, на которой 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря


background image

170

Часть II. Евроцентризм

мы родились. Иными словами, мы патриоты или космополиты. 

И это проецируется в наше глубинное историческое обоснова-

ние. Иными словами, теперь мы получаем еще одно измерение 

геополитического концепта моря соответственно суши, которая 

связана с антропологией, с глубинным определением человека, 

с религией его собственного содержания. В одном случае чело-

век является выразителем земли, суши, автохтоном, и он есть 

ни что иное, как момент этой суши. Момент развития моря не-

возможен, море постоянно меняется и поэтому возникает иная 

антропология, открытая антропология, антропология открыто-

го общества, где человек есть переменная величина. 

Антрополог  Арнольд  Гелен  (1904 —  1976  гг.)  назвал  это 

Mangelwesen.  Человек — это существо, смысл которого опре-

деляется нехваткой, недостатком. У него нет его собственной 

сущности. Это типичное современное развитие на антрополо-

гической  модели  представления  об  автоталлассическом  про-

исхождение  людей.  Дальше  Шмитт  выражает  те  самые  фун-

даментальные аспекты понимания Земли и Моря, на которых 

строится геополитика. Он ссылается на геополитику, он счита-

ется одним из главных философов ХХ века, уже геополитики. 

Шмитт пишет: «Всемирная история — это история борьбы кон-

тинентальных держав против морских держав и морских дер-

жав против континентальных держав». Адмирал Кастекс, фран-

цузский специалист по военной науке предпослал своей книге о 

стратегии обобщающий заголовок: «Море против земли». Тем 

самым он пребывает в русле давней традиции. 

многоэтажность геополитики

Этот  переход  между  мифологией,  философией,  первыми 

обобщениями античных историков, историческими событиями 

и современной стратегией, современным устройством мира, яв-

ляется самым поражающем воображение в геополитике. Геопо-

литика, с одной стороны, очень рациональная наука, она может 

говорить о тех или иных торговых договорах, битвах, союзах, 

воинах, о конфликтах, о дипломатических отношениях, об эко-