ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2658
Скачиваний: 8
156
Часть II. Евроцентризм
Одержимость, когда над человеком и обществом возникает не-
кое не осмысляемое им начало, которое начинает им управлять,
оно его охватывает, и человек с обществом становятся одержи-
мыми. Так вот, на определенном уровне развития культуры, по
Фробениусу, происходит «Ergriffenheit».
Море, в данном случае, как особое явление охватывает, схва-
тывает и подчиняет себе культуру и цивилизацию. И само Море
диктует Афинам самые фундаментальные аспекты своего раз-
вития, такие как: военную стратегию морского типа, «vαυτικη»,
современную торговлю, политическую демократию.
Массимо Каччари, современный итальянский философ,
который написал очень интересную книгу «Геофилософия»
1
,
предлагает продолжить эту идею геополитического осмысле-
ния значения суши и моря и предлагает рассмотреть филосо-
фию, развивавшуюся именно в Афинах, как следствие влияния
Моря, поскольку изменение морского рельефа он сравнивает с
ноэзисом, базовым уровнем человеческого философствования
на уровне еще феноменальном, не восходящем к логосу. То
есть, логос рождается из Моря, греческого логос происходит из
морских волн, как говорит Каччари.
Делез в последней книге с Феликсом Гваттари «Что такое
философия?»
2
говорит, что не случайно это зародилось у гре-
ков, потому что идеи приползли как моллюски по дну Среди-
земного моря, изменив свое концептуальное значение, кото-
рое они имели в классических и более иерархичных культурах
Египта, Анатолии или Ирана. Таким образом, портовое по-
ложение Афин, непокорность афинской Европы перед лицом
классических, сложных, вертикальных систем традиционного
востока - это дух Моря восстающего на сушу. Морской пейзаж
никогда не бывает одинаковым, он постоянно меняется. Так и
демократическое афинское общество не выносит однозначных,
1
Каччари М. Геофилософия Европы. Спб.: Издательство «ПНЕВМА»,
2011.
2
Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М.; Спб: -Алетейя, 1998.
157
раз и навсегда данных сухопутных принципов и правил, кото-
рыми вполне довольствуются жители Востока тысячелетиями.
Так формируется понятие талассократии. Перикл в своих
речах говорит, что афинская демократия является проявлени-
ем нашей морской природы, нашего города: открытость, демо-
кратия, талассократия, торговля, рынок. Рынок, который дис-
контирует все в цену. И мы говорим, что ликвидность — это
возможность поменять товар на деньги. Ликвидность — это
жидкость по латыни, морская стихия. Рынок и торговля это не
просто сухопутная или морская торговля, всякая торговля име-
ет в себе нечто талассократическое. Таким образом, концепт
талассократии уже у Фукидида в противостоянии Спарты и
Афин восходит на некий фундаментальный, метафизический
уровень. Метафизика воды, метафизика моря становится одним
из базовых понятий геополитики, которая конструируется, на-
чиная с V века до нашей эры, в тот период, когда расцветает
школа Платона и возникает греческая философия. Очень инте-
ресно как мыслят фактор талассократии Платон и Аристотель.
Оба осознают, что порт и море являются источником падения
нравов. Морская стихия гибкая, она креативная, но безнрав-
ственная. Нравственность — это следование классическим по-
рядкам, поэтому и для Платона, и для Аристотеля идеалом яв-
ляется Спарта, то есть теллурократия, а не талассократия. И в
этом отношении неслучайно город — совершенное государство
Платона, полис, должен стоять довольно далеко, как минимум
на 80 километров от моря. Море несовместимо с идеальным по-
литическим устройством, как говорит Платон. И в этом отноше-
нии то же самое утверждает Аристотель: хорошо иметь выход
к морю, но нужно отделить его от столицы, потому что это пре-
бывание в капиталистической, демократической среде, а демо-
кратию Аристотель считал наихудшей формой правления. Со-
ответственно, эти вещи у них в философии связываются. И на
самом деле, идеалом политики афинских философов являются
не Афины, а противник Афин. К тому времени Пелопоннесская
Дугин А. Г.
Взгляд на мир с позиции моря
158
Часть II. Евроцентризм
война закончилась и напряжение спало, а противниками Афин в
Пелопоннесской войне были спартанцы, что очень важно.
Прокл и история об атлантиде
Спустя довольно много времени мы встречаем удивительно
объемную метафизическую геополитику у неоплатонического
философа Прокла. Это уже, соответственно, V — VI века на-
шей эры. Это философ, еще продолжающий греческую антич-
ность, языческий философ, не принимающий христианство,
творящий в Афинах, который создает грандиозную неоплато-
ническую философию, значение которой открывается только
в двадцатом веке благодаря целому ряду философов, которые
открыли Прокла, как, по сути дела, систематизатора всех тех
философских учений, которыми мы восхищались в христиан-
ское Средневековье и которые в значительной степени оказали
решающие влияние на развитие, например, немецкой класси-
ческой философии, а это почти вся философия девятнадцатого
века.
У Прокла в комментариях к Критию, расположенных в пер-
вой части «Комментариев к «Тимею»», речь идет о войне ат-
лантов и греков, которая была за двенадцать лет до Платона,
соответственно это мифологический рассказ, это история об
Атлантиде, которую, тем не менее, сообщает Платон. Платон
рассказывает о том, что согласно греческим мудрецам суще-
ствовал некий остров за пределом Гибралтарского пролива, то
есть в Атлантическом океане, и поэтому он назывался Атланти-
да. Атлантидой он назывался также потому что там, на Западе,
стоял титан Атлас, который держал небо, это точка, где небо
соприкасается с землей при заходе солнца и там, на западной
конечности ойкумены, то есть вселенной, стоял гигант Атлас.
Там находилось царство атлантов — королей Атлантиды, ко-
торые согласно Платону были потомками титанов. Кто жил в
течение того периода или, по крайней мере, в том описании,
которое дает Платон? Жили потомки богов, но, потомки бо-
гов — очень специальные афиняне согласно идеологическому
159
мифу о происхождении афинян. Они возникли из семени Гефе-
ста, который излил это семя, глядя на недоступную ему богиню
Афину-Палладу, и тогда из этого семени земля породила пред-
ков афинян. Это очень важные моменты для неоплатоников, по-
скольку Афина Паллада — мудрость, это мир умозрительных,
ум созерцаемых идей, недоступных и неприкасаемых, поэтому
она чистая и девственная богиня. Гефест — это Демиург, бог,
который творит формы и поэтому он творит эти формы, созер-
цая идеальные образцы, а потом эти формы из земли получают
свое материальное воплощение. Тем не менее, таковы афиняне
как раса философов, раса божественного происхождения, они
продукты семени Демиурга, но отражают в себе его желание и
стремление к божественной чистоте девы-идеи, Софии.
Таким образом, у Прокла греки — это потомки богов, а
атланты — потомки титанов. Расположены они в пространстве
сакральной географии, где все Средиземноморье рас-
сматривается как суша. И вот здесь Прокл является абсолютным
геополитиком. Он говорит, что Средиземное море — наше
внутреннее озеро, а не более того, вся эта территория —
это греческий эллинский мир, который представляет собой
сушу; здесь законы неизменности, постоянности, вертикали,
божественного света, это лучший из миров, он отделен от другого
мира. Для неоплатоников нет понятия зла, они считают, что есть
хорошее и менее хорошее. Так вот, хороший мир отделен от менее
хорошего столпами Геракла, то есть Гибралтарским проливом.
Там где заканчивается внутреннее озеро — Средиземное море
и начинается Атлантический океан, там некогда существовало
царство атлантов. И дальше, описывая и трактуя царство
атлантов, Прокл вспоминает все формы талассократии: там
процветали искусство, торговля, морской флот, демократия,
сочетание традиции и новации, такой экспансивной, постоянно
меняющейся стихии. То есть Прокл описывает нам онтологию
титанов: подвижных, активных, могущественных, но при
этом непостоянных, не осененных божественным логосом и
Дугин А. Г.
Взгляд на мир с позиции моря
160
Часть II. Евроцентризм
имеющих определенный дефицит солнечного аполлонического
начала. И вот эти потомки титанов — атланты нападают
на средиземноморских греков, переходят границы столпов
Геракла, которые являются главными в этой модели. Море
нападает на сушу, а суша отбивается. И это же Прокл описывает
как восстание демонов на богов, продолжение титаномахии,
но только в геополитике. Море хуже, чем суша, — говорит
Прокл. Торговая, демократическая, титаническая цивилизация
материи хуже, чем духовная цивилизация форм, цивилизация
идей, цивилизация богов. И поэтому столпы Геракла — это два
символических знака, два столба, которые символизировали
Гибралтарский пролив: один со стороны Европы, другой со
стороны Азии. На этих двух столбах Геракла была написана
очень важная эгида, очень важная надпись: «nec plus ultra» (по
латыни) — дальше нельзя. Почему дальше нельзя? Дальше
начинается цивилизация моря, дальше начинаются титаны,
дальше начинается вход в подземный мир, в мир мертвых,
дальше живут демоны, дальше живут торговцы, креативные
инноваторы, дальше живут представители иной, не греческой
цивилизации. И поэтому туда нельзя. И вот, борьба греков с
атлантами описывается Проклм как борьба теллурократии
греческой с атлантической талассократией. Теперь забегая
немного вперед, что означает символ доллара? Это символ
Соединенных Штатов Америки, которые находятся за столпами
Геракла, и как там может быть написано «проход закрыт», когда
они уже находятся «за»? На самом деле это старая американская
эмблема, где изображены столпы Геракла, а с эгиды стерто
слово «nec», там написано «plus ultra». Дальше, туда, в то
Атлантическое море, куда категорически был запрещен выезд
теллурократическим грекам. То есть, на самом деле связь
Атлантического океана, Североатлантического альянса и
американского долларового капитализма с вот этим вот мифом,
разбираемым Проклом самая прямая. Символ доллара — это
столпы Геракла, где написано: давай дальше — «plus ultra», не