Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2550

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156

Часть II. Евроцентризм

Одержимость, когда над человеком и обществом возникает не-

кое не осмысляемое им начало, которое начинает им управлять, 

оно его охватывает, и человек с обществом становятся одержи-

мыми. Так вот, на определенном уровне развития культуры, по 

Фробениусу, происходит «Ergriffenheit».

Море, в данном случае, как особое явление охватывает, схва-

тывает и подчиняет себе культуру и цивилизацию. И само Море 

диктует Афинам самые фундаментальные аспекты своего раз-

вития, такие как: военную стратегию морского типа, «vαυτικη», 

современную торговлю, политическую демократию. 

Массимо  Каччари,  современный  итальянский  философ, 

который  написал  очень  интересную  книгу  «Геофилософия»

1

предлагает  продолжить  эту  идею  геополитического  осмысле-

ния значения суши и моря и предлагает рассмотреть филосо-

фию, развивавшуюся именно в Афинах, как следствие влияния 

Моря, поскольку изменение морского рельефа он сравнивает с 

ноэзисом, базовым уровнем человеческого философствования 

на  уровне  еще  феноменальном,  не  восходящем  к  логосу.  То 

есть, логос рождается из Моря, греческого логос происходит из 

морских волн, как говорит Каччари. 

Делез  в  последней  книге  с  Феликсом  Гваттари  «Что  такое 

философия?»

2

 говорит, что не случайно это зародилось у гре-

ков, потому что идеи приползли как моллюски по дну Среди-

земного  моря,  изменив  свое  концептуальное  значение,  кото-

рое они имели в классических и более иерархичных культурах 

Египта,  Анатолии  или  Ирана.  Таким  образом,  портовое  по-

ложение  Афин,  непокорность  афинской  Европы  перед  лицом 

классических,  сложных,  вертикальных  систем  традиционного 

востока - это дух Моря восстающего на сушу. Морской пейзаж 

никогда не бывает одинаковым, он постоянно меняется. Так и 

демократическое афинское общество не выносит однозначных, 

1

   Каччари М. Геофилософия Европы. Спб.: Издательство «ПНЕВМА», 

2011.

2

   Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М.; Спб: -Алетейя, 1998.


background image

157

раз и навсегда данных сухопутных принципов и правил, кото-

рыми вполне довольствуются жители Востока тысячелетиями. 

Так  формируется  понятие  талассократии.  Перикл  в  своих 

речах  говорит,  что  афинская  демократия  является  проявлени-

ем нашей морской природы, нашего города: открытость, демо-

кратия,  талассократия,  торговля,  рынок.  Рынок,  который  дис-

контирует  все  в  цену.  И  мы  говорим,  что  ликвидность —  это 

возможность  поменять  товар  на  деньги.  Ликвидность —  это 

жидкость по латыни, морская стихия. Рынок и торговля это не 

просто сухопутная или морская торговля, всякая торговля име-

ет  в  себе  нечто  талассократическое.  Таким  образом,  концепт 

талассократии  уже  у  Фукидида  в  противостоянии  Спарты  и 

Афин  восходит  на  некий  фундаментальный,  метафизический 

уровень. Метафизика воды, метафизика моря становится одним 

из базовых понятий геополитики, которая конструируется, на-

чиная с V века до нашей эры, в тот период, когда расцветает 

школа Платона и возникает греческая философия. Очень инте-

ресно как мыслят фактор талассократии Платон и Аристотель. 

Оба осознают, что порт и море являются источником падения 

нравов.  Морская  стихия  гибкая,  она  креативная,  но  безнрав-

ственная. Нравственность — это следование классическим по-

рядкам, поэтому и для Платона, и для Аристотеля идеалом яв-

ляется Спарта, то есть теллурократия, а не талассократия. И в 

этом отношении неслучайно город — совершенное государство 

Платона, полис, должен стоять довольно далеко, как минимум 

на 80 километров от моря. Море несовместимо с идеальным по-

литическим устройством, как говорит Платон. И в этом отноше-

нии то же самое утверждает Аристотель: хорошо иметь выход 

к морю, но нужно отделить его от столицы, потому что это пре-

бывание в капиталистической, демократической среде, а демо-

кратию Аристотель считал наихудшей формой правления. Со-

ответственно, эти вещи у них в философии связываются. И на 

самом деле, идеалом политики афинских философов являются 

не Афины, а противник Афин. К тому времени Пелопоннесская 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря


background image

158

Часть II. Евроцентризм

война закончилась и напряжение спало, а противниками Афин в 

Пелопоннесской войне были спартанцы, что очень важно.

Прокл и история об атлантиде

Спустя довольно много времени мы встречаем удивительно 

объемную метафизическую геополитику у неоплатонического 

философа Прокла. Это уже, соответственно, V — VI века на-

шей эры. Это философ, еще продолжающий греческую антич-

ность,  языческий  философ,  не  принимающий  христианство, 

творящий в Афинах, который создает грандиозную неоплато-

ническую  философию,  значение  которой  открывается  только 

в двадцатом веке благодаря целому ряду философов, которые 

открыли  Прокла,  как,  по  сути  дела,  систематизатора  всех  тех 

философских учений, которыми мы восхищались в христиан-

ское Средневековье и которые в значительной степени оказали 

решающие  влияние  на  развитие,  например,  немецкой  класси-

ческой философии, а это почти вся философия девятнадцатого 

века. 

У Прокла в комментариях к Критию, расположенных в пер-

вой части «Комментариев к «Тимею»», речь идет о войне ат-

лантов  и  греков,  которая  была  за  двенадцать  лет  до  Платона, 

соответственно  это  мифологический  рассказ,  это  история  об 

Атлантиде,  которую,  тем  не  менее,  сообщает  Платон.  Платон 

рассказывает  о  том,  что  согласно  греческим  мудрецам  суще-

ствовал некий остров за пределом Гибралтарского пролива, то 

есть в Атлантическом океане, и поэтому он назывался Атланти-

да. Атлантидой он назывался также потому что там, на Западе, 

стоял  титан  Атлас,  который  держал  небо,  это  точка,  где  небо 

соприкасается с землей при заходе солнца и там, на западной 

конечности ойкумены, то есть вселенной, стоял гигант Атлас. 

Там  находилось  царство  атлантов —  королей  Атлантиды,  ко-

торые согласно Платону были потомками титанов. Кто жил в 

течение  того  периода  или,  по  крайней  мере,  в  том  описании, 

которое  дает  Платон?  Жили  потомки  богов,  но,  потомки  бо-

гов — очень специальные афиняне согласно идеологическому 


background image

159

мифу о происхождении афинян. Они возникли из семени Гефе-

ста, который излил это семя, глядя на недоступную ему богиню 

Афину-Палладу, и тогда из этого семени земля породила пред-

ков афинян. Это очень важные моменты для неоплатоников, по-

скольку Афина Паллада — мудрость, это мир умозрительных, 

ум созерцаемых идей, недоступных и неприкасаемых, поэтому 

она чистая и девственная богиня. Гефест — это Демиург, бог, 

который творит формы и поэтому он творит эти формы, созер-

цая идеальные образцы, а потом эти формы из земли получают 

свое материальное воплощение. Тем не менее, таковы афиняне 

как раса философов, раса божественного происхождения, они 

продукты семени Демиурга, но отражают в себе его желание и 

стремление к божественной чистоте девы-идеи, Софии. 

Таким  образом,  у  Прокла  греки —  это  потомки  богов,  а 

атланты — потомки титанов. Расположены они в пространстве 

сакральной  географии,  где  все  Средиземноморье  рас-

сматривается как суша. И вот здесь Прокл является абсолютным 

геополитиком.  Он  говорит,  что  Средиземное  море —  наше 

внутреннее  озеро,  а  не  более  того,  вся  эта  территория — 

это  греческий  эллинский  мир,  который  представляет  собой 

сушу;  здесь  законы  неизменности,  постоянности,  вертикали, 

божественного света, это лучший из миров, он отделен от другого 

мира. Для неоплатоников нет понятия зла, они считают, что есть 

хорошее и менее хорошее. Так вот, хороший мир отделен от менее 

хорошего столпами Геракла, то есть Гибралтарским проливом. 

Там где заканчивается внутреннее озеро — Средиземное море 

и начинается Атлантический океан, там некогда существовало 

царство  атлантов.  И  дальше,  описывая  и  трактуя  царство 

атлантов,  Прокл  вспоминает  все  формы  талассократии:  там 

процветали  искусство,  торговля,  морской  флот,  демократия, 

сочетание традиции и новации, такой экспансивной, постоянно 

меняющейся стихии. То есть Прокл описывает нам онтологию 

титанов:  подвижных,  активных,  могущественных,  но  при 

этом  непостоянных,  не  осененных  божественным  логосом  и 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря


background image

160

Часть II. Евроцентризм

имеющих определенный дефицит солнечного аполлонического 

начала.  И  вот  эти  потомки  титанов —  атланты  нападают 

на  средиземноморских  греков,  переходят  границы  столпов 

Геракла,  которые  являются  главными  в  этой  модели.  Море 

нападает на сушу, а суша отбивается. И это же Прокл описывает 

как  восстание  демонов  на  богов,  продолжение  титаномахии, 

но  только  в  геополитике.  Море  хуже,  чем  суша, —  говорит 

Прокл. Торговая, демократическая, титаническая цивилизация 

материи хуже, чем духовная цивилизация  форм, цивилизация 

идей, цивилизация богов. И поэтому столпы Геракла — это два 

символических  знака,  два  столба,  которые  символизировали 

Гибралтарский  пролив:  один  со  стороны  Европы,  другой  со 

стороны  Азии.  На  этих  двух  столбах  Геракла  была  написана 

очень важная эгида, очень важная надпись: «nec plus ultra» (по 

латыни) —  дальше  нельзя.  Почему  дальше  нельзя?  Дальше 

начинается  цивилизация  моря,  дальше  начинаются  титаны, 

дальше  начинается  вход  в  подземный  мир,  в  мир  мертвых, 

дальше  живут  демоны,  дальше  живут  торговцы,  креативные 

инноваторы, дальше живут представители иной, не греческой 

цивилизации.  И  поэтому  туда  нельзя.  И  вот,  борьба  греков  с 

атлантами  описывается  Проклм  как  борьба  теллурократии 

греческой  с  атлантической  талассократией.  Теперь  забегая 

немного  вперед,  что  означает  символ  доллара?  Это  символ 

Соединенных Штатов Америки, которые находятся за столпами 

Геракла, и как там может быть написано «проход закрыт», когда 

они уже находятся «за»? На самом деле это старая американская 

эмблема,  где  изображены  столпы  Геракла,  а  с  эгиды  стерто 

слово  «nec»,  там  написано  «plus  ultra».  Дальше,  туда,  в  то 

Атлантическое море, куда категорически был запрещен выезд 

теллурократическим  грекам.  То  есть,  на  самом  деле  связь 

Атлантического  океана,  Североатлантического  альянса  и 

американского долларового капитализма с вот этим вот мифом, 

разбираемым  Проклом  самая  прямая.  Символ  доллара —  это 

столпы Геракла, где написано: давай дальше — «plus ultra», не