Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2655

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161

«nec plus ultra» — дальше нельзя, дальше демоны, дальше вход 

в ад. Нет, давай в ад, вперед. Кстати, поразительно, что статуя 

свободы перед Нью-Йорком напоминает одну древнегреческую 

богиню. Обратите внимание на специфику ее головного убора 

с шипами. Так изображалась в Греции только одна богиня — 

Геката, богиня ада. Поэтому она с факелом в руках, ведь зачем 

факел  днем?  Это  богиня  ночи  и  богиня  ада.  Богиня,  которая 

живет  по  ту  стороны  столпов  Геракла.  Поразительно,  что  ее 

хотели  поставить  французские  архитекторы  во  Франции,  но 

поместили туда, где ей самое место, за пределы столпов Геракла, 

в цивилизацию, которая стерла «nec» с эгиды у столпов. Таким 

образом,  сквозь  такие  огромные  исторические  циклы  на 

уровне  многократного,  конечно,  иронического,  творческого, 

интеллектуального подразумевания, мы сталкиваемся с чередами 

символов, понятий, концептов, которые отражают современные 

стратегические  модели,  которыми  оперируют  современные 

холодные  эксперты,  совершенно  лишенные  чувства  юмора  и 

может даже философской подготовки, и философы древности, 

которые осмысляли эти соответствия в более мифологических 

терминах, но пытались высказать нечто очень похожее на то, с 

чем оперируют современные геополитики. 

Сакральная география школы ишрак

Итак,  следующая  тема —  это  сакральная  география.  В 

качестве  развития  понимания  особенности  качественного 

пространства можно привести противостояние между Востоком 

и  Западом  в  философии  иранского  платоника  Шихабуддина 

Яхъя  Сухраварди,  основавшего  мистическую  географию, 

которую  можно  назвать  предшественницей  геополитики,  где 

фигурирует Запад и Восток вещей, причем это тоже качественное 

понятие, как Суша и Море. Запад для Сухраварди это изгнание, 

практически, как и для Прокла, в сторону атлантизма, в сторону 

материи, в сторону менее лучшего мира, то есть, по сути дела, 

совсем не лучшего мира. И Восток вещей — Восток сакральной 

географии,  где  является  мир  истоков,  мир  озарения.  Так  вот 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря


background image

162

Часть II. Евроцентризм

человеческая  жизнь  и  судьба  индивидуума  с  точки  зрения 

Сухраварди  имеет  свою  цель:  уйти  из  западного  изгнания 

и  пробудиться,  найти  свой  путь  в  страну  Востока  и  уйти  из 

цивилизации моря, из талассократии, перейти в цивилизацию 

суши.  А  посредине  этого  Запада  и  Востока,  в  центре  мира, 

согласно Сухраварди, стоит Пурпурный Архангел. Одно крыло 

его белое, это восточное крыло, а другое затенено худшим из 

миров,  оно  красно-черное.  Вот  этот  Пурпурный  Архангел  с 

двумя  крыльями  находится  между,  это  как  столпы  Геракла  в 

картине Прокла. Точка перехода от мира моря в мир суши, от 

мира титанов или демонов в мир богов и ангелов. Там стоит 

страж  порога,  который  является  фигурой  фундаментально 

уравновешивающей эти два мира или границы между одним и 

другим. Вот путешествие с Запада на Восток, из талассократии 

в  теллурократию,  с  точки  зрения  Сухраварди  является 

экзистенциальной,  духовной,  религиозной,  мистической 

задачей человека. 

рим и Карфаген

Теперь переходим к Риму и Карфагену. Рим и Карфаген — 

это второе воплощение теллурократии (Рим) и талассократии 

(Карфаген).  Здесь  я  позволю  прочитать  фрагмент  текста  Гил-

берта Честертона, которого знают как автора детективов, хотя 

одновременно он был очень интересным философом, мыслите-

лем. Он описывал в духе качественной геополитики Карфаген 

и Рим. Карфаген, с его точки зрения, был воплощением талас-

сократии. Итак, мы сегодня говорим о позиции Моря. Карфаген 

означал выражение принципа «sea power» — морского могуще-

ства.  Вот  что  пишет  Честертон  :  «Я  назову  этот  конфликт — 

схваткой богов и бесов. На другом берегу Средиземного моря 

стоял  город,  называющийся  новым,  он  был  старше,  намного 

сильнее  и  намного  богаче  Рима,  но  был  в  нем  дух,  оправды-

вающий такое название. Он назывался новым, потому что был 

колонией, как Нью-Йорк или Новая Зеландия. Своей жизнью он 

был обязан энергией экспансии Тира и Дидона — крупнейших 


background image

163

коммерческих городов, и как во всех колониальных центрах в 

нем  царил  дух  коммерческой  наглости.  Карфагеняне  любили 

хвастаться, и похвала их была звонкой как монеты; например, 

они утверждали, что никто не может вымыть руки в море без их 

разрешения. Это было повторено потом Британской Империей. 

Они зависели практически полностью от могучего флота, как те 

два порта, из которых они пришли, из Тира и Дидона. Карфаген 

вынес из Тира и Дидона исключительную торговую прыть, опыт 

мореплавания и многое другое. В новом городе, который рим-

ляне называли Карфагеном, как и в других городах финикий-

цев, главное божество называлось Молохом. Римляне не знали, 

что с ним делать. Пришлось обратиться к самым примитивным 

античным мифам, чтобы отыскать его слабое подобие Сатурна 

пожирающего.  Но  почитателей  Молоха  никак  нельзя  назвать 

примитивными, они жили в развитом и зрелом обществе и не 

отказывали себе ни в роскоши, ни в изысканности. Вероятно, 

они были намного цивилизованнее римлян» (подчеркнуто у Че-

стертона). « И Молох не был мифом, по крайней мере, питал-

ся он вполне реально. Эти цивилизованные люди задабривали 

темные  силы,  бросая  сотни  детей  в  пылающую  печь.  Чтобы 

это понять, попытайтесь себе представить, как Манчестерские 

дельцы при бакенбардах и цилиндрах отправляются по воскре-

сеньям полюбоваться поджариванием младенца. Почему прак-

тичные люди убеждены, что зло всегда побеждает? Что умен 

тот, кто жесток и даже дурак лучше умного, если он достаточ-

но подл? Почему им кажется, что честь это чувствительность, 

а  чувствительность  это  слабость?  Потому  что  они,  как  и  все 

люди, руководствуются своей верой. Для них, как и для всех, 

в основе основ лежит их собственное представление о природе 

вещей, о природе мира, в котором они живут. Они считают, что 

миром движет страх и поэтому сердце мира — зло. Они верят, 

что  смерть  сильнее  жизни,  и  поэтому  мертвое  сильнее  живо-

го. Вас удивит, если я скажу, что люди, которых мы встречаем 

на приемах и за чайным столом, тайные почитатели Молоха и 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря


background image

164

Часть II. Евроцентризм

Ваала. Но именно эти умные, практичные люди видят мир так, 

каким его видел Карфаген, в них есть та самая осязаемая грубая 

простота, из-за которой Карфаген пал. Он пал потому, что дель-

цы до безумия безразличны к истинному гению. Они не верят в 

душу, и потому, в конце концов, перестают верить в разум. Они 

слишком  практичны,  чтобы  быть  хорошими,  более  того  они 

так глупы, чтобы верить в какой-то там дух и отрицают то, что 

каждый солдат назовет духом армии. Одним словом, как могли 

понять человека они, так долго поклонявшиеся слепым вещам, 

деньгам, насилию и богам, жестоким как звери? И вот новости 

обрушились на них, на жителей Карфагена. Зола повсюду раз-

горелась в пламя, Ганнибал, предводитель Карфагенской армии 

разгромлен. Ганнибал свергнут. Сципион — римский полково-

дец, перенес войну в Испанию, он перенес ее в Африку. Под 

самыми воротами «золотого города» Ганнибал дал последний 

бой, проиграл его, и Карфаген пал, как никто еще не падал со 

времен Сатаны. От нового города осталось только имя, правда 

для этого понадобилась еще одна война и те, кто раскопал ту 

землю через много веков, нашли крохотные скелеты, целые сот-

ни, священные остатки худшей из религий. Карфаген пал, по-

тому что был верен своей философии и довел ее до логического 

конца, утверждая свое восприятие мира. Молох сожрал своих 

детей. Боги ожили снова, бесы были разбиты, их победили по-

бежденные. Можно сказать, что их победили мертвые. Мы не 

поймем славы Рима, ее естественности, ее силы, если забудем 

то, что в ужасе и унижении он сохранил нравственное здоровье, 

душу Европы. Он стал во главе империи именно потому, что 

он стоял один посреди развалин. После победы над Карфаге-

ном все знали или хотя бы чувствовали, что Рим представлял 

человечество  даже  тогда,  когда  был  от  него  отрезан.  Врагу,  а 

не сопернику отказывались поклоняться римляне и ненавидели 

дух ненависти, владевший Карфагеном». И последняя эмоци-

ональная фраза из этой длинной цитаты Честертона: «Смех и 

печаль соединяют нас с древними, нам не стыдно вспомнить о 


background image

165

них, и с нежностью мы видим сумерки над собинской фермой и 

слышим радостный голос домашних богов, когда Катул возвра-

щается домой в Сермион. Карфаген разрушен «Carthago delenda 

est». Вот в этом панегирике пуническим войнам Честертон вы-

ражает по-европейски поэтический дух того, что он видит как 

сущность талассократии. Поразительно, что если Фукидид ней-

трален в определении талассократии, то Прокл довольно холод-

но и философски описывает, что это атланты и титаны, конечно, 

представители бесов, демонов, титанов, но это не так уж плохо, 

потому что это не самое лучшее. У платоников не было слова 

«зла», зло для них было умалением добра. Был прекрасный гре-

ческий мир и был менее прекрасный, менее греческий талассо-

кратический мир Атлантиды. 

Здесь мы имеем дело с предельно жестким дуализмом Рима 

и Карфагена. Можно вспомнить сенатора Катона Старшего, ко-

торого часто высмеивали из-за того, что все свои речи в сена-

те  он  начинал  и  заканчивал  фразой  «Carthago  delenda  est».  В 

конечном итоге этот человек, над которым потешался римский 

плебс,  оказался  прав.  И  если  понять  что  такое  талассократия 

и теллурократия в метафизическом аспекте, то его предупреж-

дение  о  том,  что  необходимо  разрушить  этот  город,  сровнять 

его с землей, оказалось совершенно верным. Во-первых, его по-

слушали, во-вторых, Сципион победил Карфаген и, в-третьих, 

судьба мира (дальше об этом Честертон пишет) и судьба Рима, 

ставшего  территорией,  где  родился  спаситель  Христос,  (Че-

стертон был христианином), зависела от того, кто одержит эту 

фундаментальную победу, не просто одного государства, воюю-

щего с другим, а одной цивилизации, воюющей с другой циви-

лизацией; одного духовного начала, воюющего с другим духов-

ным началом; одной религии, воюющей с другой. Поэтому он 

и говорит, что дело в талассократии, в торговой цивилизации, 

в специфическом материале ориентации практического, эффек-

тивного мира, лежит в глубине религии. И у Рима был флот, и 

сам Ганнибал был предводитель сухопутных армий, дело уже 

Дугин А. Г.

 Взгляд на мир с позиции моря