ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2633
Скачиваний: 8
216
Часть II. Евроцентризм
восточного общества к западным цивилизационным нормам
и институтам (ячейки 2-3).Другой способ обозначить опре-
деление, основанное на этих трех ячейках, состоит в том, что
империализм влечет за собой универсализацию западной ци-
вилизации через культурное преобразование, а также через
формальный территориальный контроль; хотя в ячейке 1 это
достигается через применение принуждения, в то время как в
ячейках 2 и 3 отрицаются принудительные режимы империа-
лизма (с учетом Маркса и Милля, составляющих исключение)
1
.
Спорная часть, конечно, лежит в трехячейках справа (ячей-
ки 4-6), которые существовалив значительной частитеорий
МО впост-военную эру 1945 годаи особенно послеоконча-
ния холоднойвойны. Многие представители этихкатегорий-
будут отрицать, чтоони выступают заимпериализмилинео-
империализм. Главные теоретики стабильности, такие как
РобертДжилпин,например, противопоставляют «либеральную
гегемонию» «деспотичному империализму», почти также как
либеральные гуманисты и космополитические либералы рас-
сматривают гуманитарный интервенционизм как реализацию
мягкого «освободительного/неимпериалистического» замысла.
Такие заявления, однако, предполагают, что «империализм»
подразумевает не только формальное территориальное управ-
ление/завоевание, но, прежде всего, принудительную экономи-
ческую эксплуатацию колониальных жертв; следовательно, ли-
беральные гуманитарные интервенты искреннее заблуждаются
по поводу империалистического руководства.
Но империализм — в теории, а не практике — не должен
опираться на эксплуататорское определение, не в последнюю
очередь потому, что большинство, хотя ни в коем случае не
1
Стюарт Милль и Карл Маркс являются исключениями, которые в
общем-то подтверждают правило. Милль полагал, что деспотический
колонизм необходим, если неполноценные народы и расы в долгосрочной
перспективе будут находиться под давлением либеральных демократических
государств, в то время как Маркс, хотя и сетуя на насилие глобального
первоначального капитала, который влечет за собой империализм, тем не
менее, рассматривал его как политическую необходимость.
217
все, либеральные империалисты девятнадцатого и первой по-
ловины двадцатого века явно отрицали принудительный и экс-
плуатационный империализм. Действительно, это ненасиль-
ственное/неэксплуататорское определение являлось основным
положением для патерналистского евроцентризма, к которому
принадлежали Хобсон, Кобден, Энджелл, Мюррей, Вульф и
Циммерн, а также для расистских либералов, таких как Рейнх,
Ирланд, Сиджвик, Уилсон и Буэлл. Кроме того, зарождающаяся
концепция гуманизма опиралась на те подходы к империализ-
му, которые выступали за патерналистский вызов Восточным
«варварским обычаям», — как, например, объявление вне зако-
на индуистской практики Сати (самосожжение вдов) или китай-
ской практики бинтования ног девочкам. Действительно, такая
гуманитарная чуткость могла быть обоснованно экстраполи-
рована, чтобы представить самую сущность концепции девят-
надцатого века, которая заключалась в мягкой воспитательной
миссии, начиная с замены иррациональных диких и варварских
институтов — политических, социальных, экономических, гу-
манитарных и религиозных — и служила освободительным це-
лям для объекта вмешательства. Суть этой «мягкой» концепции
империализма была хорошо схвачена одним из ее адвокатов,
Рамсеем Мьюиром, еще в 1917 году:
Мы можем по праву и без колебаний продолжать использо-
вать эти термины [империализм и империя], при условии, что
мы всегда помним, что любое обоснование власти... должно
быть найдено не в расширении простой грубой силы, но в рас-
ширении и распространении... тех существенных элементов
жизни Западной цивилизации, которые были секретами ее силы
(Мьюир 1917/2010:4).
Или, как более точно выразился один из его современников в
1897 году, колонизируя Африку, Европа выполняет благородную
задачу — «а именно, поднять расу с нижнего уровня и вовлечь
ее в поток активного развития человечества»
1
.
1
Цитата Карла Петерса у Хокинса (1997: 204).
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
218
Часть II. Евроцентризм
Так как же это связано с более современным определени-
ем империализма, которое я привожу в ячейке 4? Обращаясь к
утверждению, что англосаксонская гегемония является одной
из форм либерального империализма, интересно отметить, что
в то время как Джилпин отвергает такое утверждение, дру-
гие защитники явно приравнивают гегемонию к благородным
проектам либерального империализма. Майкл Игнатьев отно-
сит гегемонию США к категории «облегченной империи»
1
и
видит в ней жизненно важную и благородную нравственную
цель обеспечения мирового порядка и прогресса. НайлФергю-
сон заинтересован в первую очередь в том, чтобы вытащить
«Е-Ворд» (Империю) из шкафа и растворить его в американ-
ской гегемонии — как он делает это с британской гегемонией
девятнадцатого века — с благородной либерально-имперской
целью, показывая США в качестве последней надежды на со-
хранение цивилизации и мирового порядка
2
. Другие, такие как
Роберт Каган, Чарльз Крауфаммер и Збигнев Бжезински вторят
Джилпину, называя это гегемоном или «Бегемотом с совестью»,
но, по сути, выступают в защиту той же либерально-имперской
политики, к которой призывают Фергюсон и Игнатьев. И все
же ирония, как я объясняю в главе 8, заключается в том, что
Джилпин открыто приравнивает гегемонию к благородной мис-
сии воспитания, которая лежит в основе практики Британской
империи. Несмотря на иронию, мы видим, что один и тот же фе-
номен одни защитники гегемонии называют «либеральной им-
перией», а другие — антиимпериалистической «гегемонией».
В целом, я утверждаю, что то, что определяет американскую
гегемонию как «нео-империализм» или либеральный импе-
риализм, — как это воплощается скорее в теории, а не прак-
тике, — то, что, вмешиваясь в дела других государств она не
обязательно стремится усилить свой собственный националь-
ный интерес за счет других, но, прежде всего потому, что она
активно навязывает культурные преобразования не-западных
1
Игнатьев (2003а, 2003b, 2005).
2
Фергюсон (2002, 2004), см. также Мэллаби (2002).
219
государств к Западному стандарту цивилизации. Именно эта
интервенционистская ассимиляция, — которая намеренно ли-
шает идентичности Восточные общества с тем, чтобы изменить
их конфигурацию по более «прогрессивному» Западному об-
разцу — может быть определена как ключевой аспект империа-
лизма и нео-империализма. Но в свою очередь, то, что в первую
очередь лежит в основе этой ассимиляции и является, пожалуй,
ключевым свойством, которое связывает современную нео-им-
периалистическую теорию с большей частью традиционных
прототипов (представленных в ячейках 2 и 3) — это идея меж-
дународного патернализма.
Обращаясь теперь к рассмотрению ячеек 5 и 6, я утверждаю,
что данные ученые видят в международном патернализме дис-
курс благотворительности, а не эксплуатацию или угнетение,
где переходный субъект действует «от имени» слабого/низше-
го объекта таким образом, который, якобы, недоступен для по-
следнего. То, что практика такого вмешательства может иметь
негативные непредвиденные последствия, к делу не относится.
Большинство современных нео-империалистических теорий
вызывают именно такие рассуждения, возвращаясь к либераль-
ным мыслителям периода до 1945 года, которые приводили до-
воды в пользу мягкой миссии воспитания на том основании, что
только Запад может и должен поднять низшие народы/общества
(и это Бремя Белого Человека). Та же логика лежит в основе
большинства современных либеральных теорий МО, так, на-
пример, в «Законе народов» (1999) Джона Ральфа, где он гово-
рит о патерналистской «обязанности помочь» Третьему миру и
«неблагополучным обществам» (или «диким обществам», как
говорили в девятнадцатом веке). Во всех случаях ожидаемым
результатом, в теории, по крайней мере, является улучшение
благосостояния объектов вмешательства.
Таким образом, чтобы подвести итог этого обсуждения, из
чего же состоит империалистическая теория, стоит отметить,
что предположения о формальном территориальном контроле
не являются обязательными, учитывая, что, как справедливо
Джон Хобсон
Конструирование евроцентризма и МО
220
Часть II. Евроцентризм
утверждал Найл Фергюсон (2002, 2004) вслед за Галлахером и
Робинсоном (1953), империя может выражаться как формально,
так и неформально. Но, как я объясню ниже, многое зависит от
того, как определяется неформальный империализм. На данный
момент, тем не менее, в завершение я бы хотел отметить, что
империалистическая теория может обозначать эксплуатацион-
ный и/или репрессивный способ вмешательства, осуществля-
емого через формальный либо через неформальный контроль,
хотя в рамках большинства теорий МО она опирается на по-
нятие интервенционистского патернализма; дискурс, который
связывает теории Хобсона, Рейнха и Вильсона до 1945 года с
теориями Роулза, Тезона и Нуссбаума после 1989 года. Таким
образом, если читатель согласен с этим определением, то две
последние категории (ячейки 5 и 6) могут быть приняты в каче-
стве примеров империалистических/неоимпериалистических
теорий. Это определение империалистической теории логиче-
ски перетекает в мое определение анти-империалистической
теории, где последнее отрицает то, что является, с его точки
зрения, высокомерной патерналистской политикой имперского
вмешательства. Это верно для анти-империалистических тео-
рий, созданных до 1945 года Спенсером, Самнером, Джорда-
ном и Блэром, находящихся на стороне научного расизма, как
и анти-патерналистские евроцентристские теории Смита и
Канта. Таким образом, тема «патернализм против анти-патер-
нализма» является одной из ключевых разделительных линий
между империалистической и анти-империалистической тео-
рией, особенно в либерализме (как я продемонстрировал это в
своей работе). Это определение может расцениваться как обо-
снованное лишь некоторыми мыслителями, однако оно совсем
не приживется среди постколонистов, которые настойчиво по-
лагают, что все евроцентристские теории по своей сути импери-
алистические. В сущности, евроцентристские ученые, как пра-
вило, охватывают довольно узкое определение империализма,
которое приурочено к вопросам принудительной эксплуатации
и в значительной степени, хотя и не исключительно, формаль-