Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2301

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одержимость, когда над человеком и обществом возникает не­кое не осмысляемое им начало, которое начинает им управлять, оно его охватывает, и человек с обществом становятся одержи­мыми. Так вот, на определенном уровне развития культуры, по Фробениусу, происходит «Ergriffenheit».

Море, в данном случае, как особое явление охватывает, схва­тывает и подчиняет себе культуру и цивилизацию. И само Море диктует Афинам самые фундаментальные аспекты своего раз­вития, такие как: военную стратегию морского типа, «уаитикц», современную торговлю, политическую демократию.

Массимо Каччари, современный итальянский философ, который написал очень интересную книгу «Геофилософия»1, предлагает продолжить эту идею геополитического осмысле­ния значения суши и моря и предлагает рассмотреть филосо­фию, развивавшуюся именно в Афинах, как следствие влияния Моря, поскольку изменение морского рельефа он сравнивает с ноэзисом, базовым уровнем человеческого философствования на уровне еще феноменальном, не восходящем к логосу. То есть, логос рождается из Моря, греческого логос происходит из морских волн, как говорит Каччари.

Делез в последней книге с Феликсом Гваттари «Что такое философия?»2 говорит, что не случайно это зародилось у гре­ков, потому что идеи приползли как моллюски по дну Среди­земного моря, изменив свое концептуальное значение, кото­рое они имели в классических и более иерархичных культурах Египта, Анатолии или Ирана. Таким образом, портовое по­ложение Афин, непокорность афинской Европы перед лицом классических, сложных, вертикальных систем традиционного востока - это дух Моря восстающего на сушу. Морской пейзаж никогда не бывает одинаковым, он постоянно меняется. Так и демократическое афинское общество не выносит однозначных,


раз и навсегда данных сухопутных принципов и правил, кото­рыми вполне довольствуются жители Востока тысячелетиями.

Так формируется понятие талассократии. Перикл в своих речах говорит, что афинская демократия является проявлени­ем нашей морской природы, нашего города: открытость, демо­кратия, талассократия, торговля, рынок. Рынок, который дис­контирует все в цену. И мы говорим, что ликвидность — это возможность поменять товар на деньги. Ликвидность — это жидкость по латыни, морская стихия. Рынок и торговля это не просто сухопутная или морская торговля, всякая торговля име­ет в себе нечто талассократическое. Таким образом, концепт талассократии уже у Фукидида в противостоянии Спарты и Афин восходит на некий фундаментальный, метафизический уровень. Метафизика воды, метафизика моря становится одним из базовых понятий геополитики, которая конструируется, на­чиная с V века до нашей эры, в тот период, когда расцветает школа Платона и возникает греческая философия. Очень инте­ресно как мыслят фактор талассократии Платон и Аристотель. Оба осознают, что порт и море являются источником падения нравов. Морская стихия гибкая, она креативная, но безнрав­ственная. Нравственность — это следование классическим по­рядкам, поэтому и для Платона, и для Аристотеля идеалом яв­ляется Спарта, то есть теллурократия, а не талассократия. И в этом отношении неслучайно город — совершенное государство Платона, полис, должен стоять довольно далеко, как минимум на 80 километров от моря. Море несовместимо с идеальным по­литическим устройством, как говорит Платон. И в этом отноше­нии то же самое утверждает Аристотель: хорошо иметь выход к морю, но нужно отделить его от столицы, потому что это пре­бывание в капиталистической, демократической среде, а демо­кратию Аристотель считал наихудшей формой правления. Со­ответственно, эти вещи у них в философии связываются. И на самом деле, идеалом политики афинских философов являются не Афины, а противник Афин. К тому времени Пелопоннесская


война закончилась и напряжение спало, а противниками Афин в Пелопоннесской войне были спартанцы, что очень важно.

Прокл и история об Атлантиде

Спустя довольно много времени мы встречаем удивительно объемную метафизическую геополитику у неоплатонического философа Прокла. Это уже, соответственно, V — VI века на­шей эры. Это философ, еще продолжающий греческую антич­ность, языческий философ, не принимающий христианство, творящий в Афинах, который создает грандиозную неоплато­ническую философию, значение которой открывается только в двадцатом веке благодаря целому ряду философов, которые открыли Прокла, как, по сути дела, систематизатора всех тех философских учений, которыми мы восхищались в христиан­ское Средневековье и которые в значительной степени оказали решающие влияние на развитие, например, немецкой класси­ческой философии, а это почти вся философия девятнадцатого века.

У Прокла в комментариях к Критию, расположенных в пер­вой части «Комментариев к «Тимею»», речь идет о войне ат­лантов и греков, которая была за двенадцать лет до Платона, соответственно это мифологический рассказ, это история об Атлантиде, которую, тем не менее, сообщает Платон. Платон рассказывает о том, что согласно греческим мудрецам суще­ствовал некий остров за пределом Гибралтарского пролива, то есть в Атлантическом океане, и поэтому он назывался Атланти­да. Атлантидой он назывался также потому что там, на Западе, стоял титан Атлас, который держал небо, это точка, где небо соприкасается с землей при заходе солнца и там, на западной конечности ойкумены, то есть вселенной, стоял гигант Атлас. Там находилось царство атлантов — королей Атлантиды, ко­торые согласно Платону были потомками титанов. Кто жил в течение того периода или, по крайней мере, в том описании, которое дает Платон? Жили потомки богов, но, потомки бо­гов — очень специальные афиняне согласно идеологическому


мифу о происхождении афинян. Они возникли из семени Гефе­ста, который излил это семя, глядя на недоступную ему богиню Афину-Палладу, и тогда из этого семени земля породила пред­ков афинян. Это очень важные моменты для неоплатоников, по­скольку Афина Паллада — мудрость, это мир умозрительных, ум созерцаемых идей, недоступных и неприкасаемых, поэтому она чистая и девственная богиня. Гефест — это Демиург, бог, который творит формы и поэтому он творит эти формы, созер­цая идеальные образцы, а потом эти формы из земли получают свое материальное воплощение. Тем не менее, таковы афиняне как раса философов, раса божественного происхождения, они продукты семени Демиурга, но отражают в себе его желание и стремление к божественной чистоте девы-идеи, Софии.

Таким образом, у Прокла греки — это потомки богов, а атланты — потомки титанов. Расположены они в пространстве сакральной географии, где все Средиземноморье рас­сматривается как суша. И вот здесь Прокл является абсолютным геополитиком. Он говорит, что Средиземное море — наше внутреннее озеро, а не более того, вся эта территория — это греческий эллинский мир, который представляет собой сушу; здесь законы неизменности, постоянности, вертикали, божественного света, это лучший из миров, он отделен от другого мира. Для неоплатоников нет понятия зла, они считают, что есть хорошее и менее хорошее. Так вот, хороший мир отделен от менее хорошего столпами Геракла, то есть Гибралтарским проливом. Там где заканчивается внутреннее озеро — Средиземное море и начинается Атлантический океан, там некогда существовало царство атлантов. И дальше, описывая и трактуя царство атлантов, Прокл вспоминает все формы талассократии: там процветали искусство, торговля, морской флот, демократия, сочетание традиции и новации, такой экспансивной, постоянно меняющейся стихии. То есть Прокл описывает нам онтологию титанов: подвижных, активных, могущественных, но при этом непостоянных, не осененных божественным логосом и


имеющих определенный дефицит солнечного аполлонического начала. И вот эти потомки титанов — атланты нападают на средиземноморских греков, переходят границы столпов Геракла, которые являются главными в этой модели. Море нападает на сушу, а суша отбивается. И это же Прокл описывает как восстание демонов на богов, продолжение титаномахии, но только в геополитике. Море хуже, чем суша, — говорит Прокл. Торговая, демократическая, титаническая цивилизация материи хуже, чем духовная цивилизация форм, цивилизация идей, цивилизация богов. И поэтому столпы Геракла — это два символических знака, два столба, которые символизировали Гибралтарский пролив: один со стороны Европы, другой со стороны Азии. На этих двух столбах Геракла была написана очень важная эгида, очень важная надпись: «nec plus ultra» (по латыни) — дальше нельзя. Почему дальше нельзя? Дальше начинается цивилизация моря, дальше начинаются титаны, дальше начинается вход в подземный мир, в мир мертвых, дальше живут демоны, дальше живут торговцы, креативные инноваторы, дальше живут представители иной, не греческой цивилизации. И поэтому туда нельзя. И вот, борьба греков с атлантами описывается Проклм как борьба теллурократии греческой с атлантической талассократией. Теперь забегая немного вперед, что означает символ доллара? Это символ Соединенных Штатов Америки, которые находятся за столпами Геракла, и как там может быть написано «проход закрыт», когда они уже находятся «за»? На самом деле это старая американская эмблема, где изображены столпы Геракла, а с эгиды стерто слово «nec», там написано «plus ultra». Дальше, туда, в то Атлантическое море, куда категорически был запрещен выезд теллурократическим грекам. То есть, на самом деле связь Атлантического океана, Североатлантического альянса и американского долларового капитализма с вот этим вот мифом, разбираемым Проклом самая прямая. Символ доллара — это столпы Геракла, где написано: давай дальше — «plus ultra», не