ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2338
Скачиваний: 4
дугин А. Г.
контргегемония в теории многополярного мира
Важнейшим аспектом Теории Многополярного Мира является концепт контргегемонии, изначально сформулированный в контексте критической теории Международных Отношений (МО). При переходе от критической теории к Теории Многополярного Мира1 (ТММ) этот концепт претерпевает определенные смысловые трансформации, которые необходимо разобрать более детально. Чтобы проделать это, необходимо еще раз напомнить основные положения теории гегемонии в критической теории.
Понимание «гегемонии» в реализме
Классические
реалисты используют термин «гегемония»
в относительном смысле, и понимают под
ним «фактическое и существенное
превосходство потенциала могущества
какой-то одной державы над потенциалом
остальных, чаще всего соседних».
Поэтому гегемония вполне может быть
региональным явлением, так как определение
того, является ли то или иное политическое
образование «гегемоном» зависит от
того, какой масштаб рассмотрения мы
применяем. В этом смысле этот термин
встречается уже у Фукидида, говорившего
о гегемонии Афин и о гегемонии Спарты
в ходе Пелопонесской войны, и 1
Дугин А. Г. Теория Многополярного
Мира. М., Евразийское Движение, 2012.
Понятие
гегемонии в критической теории полностью
основано на теории Антонио Грамши.
Сразу же следует разделить его значение
в грамшизме и неограмшизме от того, как
его понимает реалистское (и
неореалистское) направление в МО.
классический реализм пользуется им точно также вплоть до настоящего времени. Такое понимание гегемонии можно назвать «стратегическим» и «относительным».
В неореализме «гегемония» понимается в глобальном (структурном) контексте. Основное отличие от классического реализма состоит в том, что здесь «гегемония» не может рассматриваться как региональное явление; она всегда глобальна. В неореализме К. Уолтца утверждается баланс двух гегемоний (двухполюсный мир), как оптимальной структуры баланс сил в планетарном масштабе1. Р. Джилпин полагает, что гегемония вполне может сочетаться с однополярностью, то есть может существовать один глобальный гегемон (сегодня эту функцию выполняют США).
В обоих случаях гегемония у реалистов истолковывается как способ соотнесения между собой потенциала могуществ различных держав.
Понимание гегемонии у Грамши в корне отлично, и помещается в совершенно иной теоретической плоскости. Чтобы избежать неверного употребления термина в МО и, в особенно, в ТММ, следует несколько подробнее остановиться на политической теории Грамши, в контексте которой гегемония и рассматривается приоритетно в критической теории и ТММ. Кроме того, такой анализ позволит яснее увидеть концептуальный зазор между критической теорией и ТММ.
Гегемония в концепции Антонио Грамши
1
До конца «холодной войны» Уолтц брал
за образец противостояние США и СССР
как двух гегемоний. В настоящее время
он склоняется к идее новой биполярности,
где в противовес американскому гегемону
будут выступать Китай, как новый
претендент на второй полюс.
Антонио
Грамши основывает свою собственную
теорию, получившую в последствие название
«грамшизма», на основании переосмысления
марксизма и его практического воплощения
в исторической практике. Будучи
марксистом, Грамши уверен, что
социально-политическая история полностью
пре
допределена экономическим фактором. Как и все марксисты, он объясняет надстройку (суперструктуру, Aufbau) через базис (инфраструктуру, Basis). Буржуазное общество является квинтэссенцией классового общества, где процесс эксплуатации достигает своего наиболее концентрированного выражения в отношении к собственности на средства производства и в присвоении буржуазией прибавочной стоимости, возникающей в процессе производства. Неравенство в экономической сфере (базис) и главенство Капитала над Трудом является сущностью капитализма и предопределяет всю социальную, политическую и культурную семантику (надстройку). Этот тезис разделяют все марксисты, и в нем нет ничего нового или оригинального. Но далее Антонио Грамши задается вопросом: как была возможна пролетарская социалистическая революция в России, где с точки зрения самого Маркса (анализировавшего положение в Российской империи в XIX веке, но в прогностической перспективе) и с точки зрения классического европейского марксизма начала ХХ века объективное состояние базиса (неразвитость капиталистических отношений, малый процент городского пролетариата, преобладание аграрного сектора в совокупном ВВП страны, отсутствие буржуазной политической системы и т.д.) исключало саму возможность прихода к власти коммунистической партии. И, тем не менее, Ленин сделал это возможным и приступил к строительству социализма.
Грамши осмысляет этот феномен как нечто фундаментально значимое и называет «ленинизмом». Ленинизм в его понимании есть авангардное опережающее действие политической надстройки (в лице коммунистической партии большевиков), консолидированной и решительной, по захвату политической власти. Как только это становится фактом, и революция оказывается успешной, следует стремительное развитие базиса, через достраивание ускоренными темпами тех экономических реальностей, которые не были реализованы при капитализме: индустриализация, модернизация, «электрификация», «народное
образование». Значит, делает вывод Грамши, в определенных обстоятельствах политическое (надстройка) способна опережать экономическое (базис). Коммунистическая партия может идти впереди «естественного» развития исторических процессов. Следовательно, ленинизм доказывает наличие определенной автономии надстройки в отношении базиса.
Но ленинизм, как его понимал Грамши, ограничивается областью политического сегмента надстройки — того, где действуют законы власти и решается проблема господства. Грамши утверждает, что в надстройке есть еще один важный сегмент, который не является политическим в полном смысле слова — то есть партийным и сопряженным напрямую с вопросами политической власти. Он называет это «гражданским обществом». Такое определение следует сопровождать пояснением: «гражданское общество в понимании А. Грамши», так как он вкладывает в это понятие смысл далеко не во всем совпадающий с тем, которым он наделен, например, в либеральных теориях. Гражданское общество, по Грамши, это область интеллектуальной деятельности в самом широком смысле, за вычетом из нее прямой политической (партийной, государственной, административной) активности. Гражданское общество — это зона развертывания интеллектуальных сторон общества, включающая в себя науку, культуру, философию, искусство, аналитику, журналистику и т.д. Для марксиста Грамши эта область, как и вся надстройка, конечно же, выражает закономерности базиса. Но... Ленинизм показывает, что, выражая закономерности базиса, в некоторых случаях надстройка, тем не менее, может действовать относительно автономно, идя на опережение процессов, развертывающихся в базисе. Опыт революции в России демонстрирует на историческом примере, как это реализуется в области политического сегмента надстройки. И здесь Грамши выдвигает гипотезу: если так обстоит дело в политической сфере надстройки, почему чему-то подобному не быть и в области «гражданского общества»? Отсюда и рождается грамшистская
1 «Можно
зафиксировать два крупных надстроечных
плана: тот, что можно назвать «гражданским
обществом», то есть совокупностью
организмов, обычно называемых «частными»,
и тот, который является «политическим
обществом», или государством. Им
соответствует функция «гегемонии»,
которую доминирующая группа осуществляет
во всем обществе, и функция «прямого
господства», или командования, которая
выражается в государстве, в «юридическом»
правительстве», писал Грамши. Грамши
А. Тюремные тетради. Часть первая. —
М.: Издательство политической литературы,
1991.
2 Зомбарт
Вернер. Буржуа М., Наука, 1994.
3 Гегель
Ф.Г. Феноменология духа. СПб.: Наука,
1992.
концепция
«гегемонии»1.
Она призвана показать, что в интеллектуальной
сфере (=«гражданское общество по Грамши»)
существует нечто аналогичное
экономическому дифференциалу (Капитал
vs
Труд) в базисе и политическому дифференциалу
в надстройке (буржуазные партии и
правительства
vs
пролетарские партии и правительства
— например, СССР). Этот третий дифференциал
Грамши и называет «гегемонией», то есть
совокупностью стратегий доминации
буржуазного сознания над сознанием
пролетарским в условиях относительной
автономии по отношению как к политике,
так и к экономике. Еще немецкий социолог
В. Зомбарт, исследуя социологию буржуа2,
показал, что комфорт может быть ценностью
как третьего сословия, которое его
относительно имеет, так и других
социальных слоев, которые его не
знают и не имеют. Гегель в «Феноменологии
духа»3
аналогичным образом говорил о том, что
Раб для самоосмысления пользуется
не своим сознанием, но сознанием
Господина. Этот пункт был положен
Марксом в основу развития коммунистической
идеологии. Грамши, продолжая эту цепочку
размышлений, приходит к выводу, что
принятие или отторжение гегемонии
(=структур буржуазного сознания) может
напрямую не зависеть ни от факта
принадлежности к буржуазному классу
(фактор базиса), ни от прямой политической
ангажированности в буржуазную (или
антибуржуазную) партийную или
административную систему. Быть на
стороне гегемонии или против нее есть,
по Грамши, дело свободного выбора
интеллектуала. Когда интеллектуал
сознательно осуществляет такой выбор,
он