Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2341

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нального роста спекулятивного финансового глобалистского капитала. Не стоит рассчитывать на то, что они сами по себе встанут на сторону контргегемонии и предложат какие-то пла­ны, тем не менее, они также могут рассматриваться как один из ресурсных компонентов в арсенале альянса контргегемонист-ских интеллектуалов внутри исторического пакта.

В качестве ресурса для контргегемонистских интеллектуа­лов так же могут выступить все традиционные религии, кото­рые, по сути своей, являются нон-либеральными, в противовес религиям либеральной направленности, которые в основе своей являются секулярными или релятивистскими, или, скажем, де-религизирующимися религиями.

Задача исторического контргегемонистского блока — объ­единить все эти ресурсы в глобальную сеть. В этом будет очень полезен концепт Массимо Каччари (Massimo Cacciari) «Архи­пелаг», который он применяет к Европе, но сама идея может быть распространена шире. Массимо Каччари утверждает, что межу универсалистским логосом и анархией атомарных иди­отов существует частный логос. Этот частный логос наряду с операциями с комплексностью Эдгара Морена, с операциями со сложными структурами, с нелинейными моделями, могут быть весьма полезными.

Это принципиальный вопрос, ведь используя сложную ком­плексную модель, появляется возможность для выстраивания диалога и интегрирования правых и левых в единый истори­ческий пакт, тогда как на данный момент они смотрят друг на друга сквозь прицел собственных тактик.

8. россия и гегемония

Россия сейчас является полем типичного трансформизмо и то, что принято называть путинизмом, является ничем иным как цезаризм. Ему противостоит внутренняя гегемония в лице белоленточной оппозиции и «Эхо Москвы», а также внешняя гегемония, которая давит на Россию извне. Между этими фак­торами балансирует цезаризм, который пытается играть с одной


стороны в модернизацию, а с другой стороны в консерватизм, пытаясь удержать власть любыми средствами. Это очень раци­онально и очень реалистично: никакой идеи, никакого миро­воззрения, никаких целей, никакого понимания исторического процесса, никакого телоса в таком правлении нет — это обыч­ный цезаризм, в его грамшистком понимании.

Противостояние цезаризма внутренней и внешней гегемо­нии вынуждает его двигаться в нужном для интеллектуалов контргегемонии направлении, но трансформизмо есть адапта­ционно-пассивная стратегия, это значит, что рано или поздно цель этого трансформизмо все-таки вскроет цезаризм. Посколь­ку гегемония наступает и извне и изнутри, любая модернизация объективно ведет, так или иначе, к усилению среднего класса, а средний класс — это враг государства, так же как буржуазия, капитализм, индивидуализм являются врагами и конкретного общества, и всего человечества в целом.

Как скоро падет цезаризм? Время показывает, что он может тянуть очень и очень долго. Теоретически он должен пасть, но он продолжает существовать, порой оказываясь достаточно успешным. Все зависит от того, удачно или неудачно осущест­вляется трансформизмо. Это обреченная пассивная арьергард­ная стратегия, но иногда самым парадоксальным образом она бывает весьма эффективна.

Совершенно очевидно, что если за последние 13 лет эта стратегия продержалась при такой общей идеологической все­ядности и прагматизме, то будет существовать и дальше, несмо­тря на возмущение со всех сторон, которое она вызывает. Тем не менее, стоит отметить, что именно удачное трансформизмо сохраняет государство от того, что его еще не уничтожили пред­ставители глобальной гегемонии.

Но этого недостаточно, требуется стратегия совершенно другого типа, контргегемонистская в своей сущности, в духе продвижения теории многополярного мира. Еще одной важной инициативой является глобальный революционный альянс, —


это довольно активная стратегия, которая может развиваться в России на параллельном уровне, будучи одновременно и рос­сийской, и глобальной, интернациональной. И даже если воз­никают какие-то противоречия с представителями глобального революционного альянса в Европе или в Америке, а есть и та­кие, и их не мало, то этот момент не должен никого смущать и тем более останавливать. Так как люди выбирают ту же самую контргегемонистскую этику вопреки тем обществам, в которых они живут.

В отвержении гегемонии не нужно ориентироваться на власть. Сейчас нам власть говорит «да» потому, что мы по отно­шению к гегемонии находимся с ней на одной стороне, мы про­тив гегемонии, и власть, так или иначе, против гегемонии. Но даже если бы гегемония восторжествовала в России, то эта си­туация не должна оказывать влияние на принятие решений кон-тргегемонистской интеллектуальной элиты, так как она должна двигаться во имя фундаментальных целей. Только ориентация исключительно на идею, на эсхатологию, на телос, на цель, а не на сиюминутные выгоды, может принести победу и успех.

Исторический пакт интеллектуалов с открытой вертикаль­ной философией может быть солидарен с Российской Федера­цией в ее сегодняшнем состоянии как с одним из важнейшим элементов контрсоциального архипелага. Ядерная путинская Россия — это отличный остров этого архипелага, прекрасно подходящая для внешней революционной борьбы, замечатель­ная база для подготовки людей, которые должны продвигать эсхатологическую, глобально революционную деятельность в мировом масштабе. Это ценнейший инструмент, но и без него можно было бы продолжать то же самое. Надо искать контакты с Китаем, с Ираном, с Индией, с Латинской Америкой, с кон­тргегемонией в африканских странах, в азиатских странах, в Европе, в Канаде, в Австралии и т.д. Все недовольные являются потенциальными членами контргегемонистского архипелага: от государств до отдельных личностей.


Нельзя отождествлять две вещи: национальные интересы Российской Федерации, которые исчерпываются термином трансформизмо и глобальной контргегемонистской стратегией. Это разные вещи, поскольку контробщество заведомо экстерри­ториально и архипелагично.

Вопросы докладчику

Леонид Савин: Александр Гельевич, Роберт Кокс упоминает помимо трансформизмо и цезаризма такое явление как пассив­ная революция, которая происходит в контексте гегемонии. Как вы считаете, есть ли ее элементы в России и как они могут про­текать в других странах, можно ли считать это явление вызовом глобальной гегемонии?

Александр Дугин: Пассивная революция по Коксу, это, кста­ти, тоже грамшистский термин, есть некоторая подготовка ре­волюционной ситуации в том случае, когда политически и эко­номически для этого не достаточно предпосылок. Пассивная революция — это, можно сказать, выдуманная революция или придуманная революция. Но ведь все то, что создается, вна­чале кем-то придумывается. Поэтому я думаю, что пассивная революция тоже хороший термин, единственное, что он звучит по-русски немножко расслабляюще. Может использовать тер­мин воображаемая революция, революция, которую мы должны вообразить? У нас, в принципе, все довольны трансформизмо, все довольны гегемонией, все довольны, что их кормят, даже когда их не кормят. Все довольны и соответственно нет никаких условий, никакого потенциала для восстания, для революции, для антропологического и эсхатологического пробуждения. В этом случае речь об активной революции идти не может,но тем не менее, можно использовать термин пассивная революция, но в значении воображаемая революция. В эпоху когда воображе­ние в общем-то так или иначе в цене, воображаемая революция звучит не плохим и двусмысленным тезисом. С одной стороны это избавит нас от идиотского положения, когда мы призыва­ем спящих проснуться, а они только фырчат в ответ, при этом,


как минимум, чувствуешь себя глупо, призывая к революции. С другой стороны можно призывать к воображаемой революции,а вот это не так глупо, наоборот творчески и модно, если угодно. Мне кажется, что с психологической точки зрения лучше ис­пользовать термин воображаемая революция чем пассивная.

Леонид Савин: Вы сегодня еще упомянули контробщество, поскольку гражданское общество — это основа самой гегемо­нии, а оно базируется на консенсусе, на либеральном договоре, то соответственно контробщество не может быть гегемонист-ским. Скепсис в российском обществе к идеям гражданского общества, которое нам навязывают извне, как раз и есть про­явление потенциалов контргегемонистских импульсов.

Александр Дугин: Совершенно правильная мысль, потому что гражданское общество предполагает личную ответствен­ность в самоубийстве, причем в самоубийстве с этаким пост­твистом, с радостью сейчас я изменю свой пол, а потом разво-площусь и превращусь в химеру. Я очень этому ради делаю это по собственной воле, так должен говорит человек нормального гражданского общества. В данном случае пассивность наш ар­гумент, нужно саботировать гражданское общество, все его ин­ституты, все его идеи, превращая их в идиотизм. Но при этом, если нам предлагают объединиться в союз с велосипедистами, нужно объединяться, но нужно превращать союз велосипеди­стов в контргегемонистское гражданское общество, в контроб­щество, что б этот союз начал настаивать на взятии власти, требовать специальные русские крылатые велосипеды. Мне представляется, что саботаж гражданского общества и борьба с гражданским обществом со стороны гражданского общества, взрывая его изнутри, является правильной стратегией.