Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2201

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

восточного общества к западным цивилизационным нормам и институтам (ячейки 2-3).Другой способ обозначить опре­деление, основанное на этих трех ячейках, состоит в том, что империализм влечет за собой универсализацию западной ци­вилизации через культурное преобразование, а также через формальный территориальный контроль; хотя в ячейке 1 это достигается через применение принуждения, в то время как в ячейках 2 и 3 отрицаются принудительные режимы империа­лизма (с учетом Маркса и Милля, составляющих исключение)29.

Спорная часть, конечно, лежит в трехячейках справа (ячей­ки 4-6), которые существовалив значительной частитеорий МО впост-военную эру 1945 годаи особенно послеоконча-ния холоднойвойны. Многие представители этихкатегорий-будут отрицать, чтоони выступают заимпериализмилинео-империализм. Главные теоретики стабильности, такие как РобертДжилпин,например, противопоставляют «либеральную гегемонию» «деспотичному империализму», почти также как либеральные гуманисты и космополитические либералы рас­сматривают гуманитарный интервенционизм как реализацию мягкого «освободительного/неимпериалистического» замысла. Такие заявления, однако, предполагают, что «империализм» подразумевает не только формальное территориальное управ­ление/завоевание, но, прежде всего, принудительную экономи­ческую эксплуатацию колониальных жертв; следовательно, ли­беральные гуманитарные интервенты искреннее заблуждаются по поводу империалистического руководства.

Но империализм — в теории, а не практике — не должен опираться на эксплуататорское определение, не в последнюю очередь потому, что большинство, хотя ни в коем случае не


все, либеральные империалисты девятнадцатого и первой по­ловины двадцатого века явно отрицали принудительный и экс­плуатационный империализм. Действительно, это ненасиль­ственное/неэксплуататорское определение являлось основным положением для патерналистского евроцентризма, к которому принадлежали Хобсон, Кобден, Энджелл, Мюррей, Вульф и Циммерн, а также для расистских либералов, таких как Рейнх, Ирланд, Сиджвик, Уилсон и Буэлл. Кроме того, зарождающаяся концепция гуманизма опиралась на те подходы к империализ­му, которые выступали за патерналистский вызов Восточным «варварским обычаям», — как, например, объявление вне зако­на индуистской практики Сати (самосожжение вдов) или китай­ской практики бинтования ног девочкам. Действительно, такая гуманитарная чуткость могла быть обоснованно экстраполи­рована, чтобы представить самую сущность концепции девят­надцатого века, которая заключалась в мягкой воспитательной миссии, начиная с замены иррациональных диких и варварских институтов — политических, социальных, экономических, гу­манитарных и религиозных — и служила освободительным це­лям для объекта вмешательства. Суть этой «мягкой» концепции империализма была хорошо схвачена одним из ее адвокатов, Рамсеем Мьюиром, еще в 1917 году:

Или, как более точно выразился один из его современников в 1897 году, колонизируя Африку, Европа выполняет благородную задачу — «а именно, поднять расу с нижнего уровня и вовлечь ее в поток активного развития человечества»1. 1        Цитата Карла Петерса у Хокинса (1997: 204).


Мы можем по праву и без колебаний продолжать использо­вать эти термины [империализм и империя], при условии, что мы всегда помним, что любое обоснование власти... должно быть найдено не в расширении простой грубой силы, но в рас­ширении и распространении... тех существенных элементов жизни Западной цивилизации, которые были секретами ее силы (Мьюир 1917/2010:4).


Так как же это связано с более современным определени­ем империализма, которое я привожу в ячейке 4? Обращаясь к утверждению, что англосаксонская гегемония является одной из форм либерального империализма, интересно отметить, что в то время как Джилпин отвергает такое утверждение, дру­гие защитники явно приравнивают гегемонию к благородным проектам либерального империализма. Майкл Игнатьев отно­сит гегемонию США к категории «облегченной империи»30и видит в ней жизненно важную и благородную нравственную цель обеспечения мирового порядка и прогресса. НайлФергю-сон заинтересован в первую очередь в том, чтобы вытащить «Е-Ворд» (Империю) из шкафа и растворить его в американ­ской гегемонии — как он делает это с британской гегемонией девятнадцатого века — с благородной либерально-имперской целью, показывая США в качестве последней надежды на со­хранение цивилизации и мирового порядка31. Другие, такие как Роберт Каган, Чарльз Крауфаммер и Збигнев Бжезински вторят Джилпину, называя это гегемоном или «Бегемотом с совестью», но, по сути, выступают в защиту той же либерально-имперской политики, к которой призывают Фергюсон и Игнатьев. И все же ирония, как я объясняю в главе 8, заключается в том, что Джилпин открыто приравнивает гегемонию к благородной мис­сии воспитания, которая лежит в основе практики Британской империи. Несмотря на иронию, мы видим, что один и тот же фе­номен одни защитники гегемонии называют «либеральной им­перией», а другие — антиимпериалистической «гегемонией».

В целом, я утверждаю, что то, что определяет американскую гегемонию как «нео-империализм» или либеральный импе­риализм, — как это воплощается скорее в теории, а не прак­тике, — то, что, вмешиваясь в дела других государств она не обязательно стремится усилить свой собственный националь­ный интерес за счет других, но, прежде всего потому, что она активно навязывает культурные преобразования не-западных


государств к Западному стандарту цивилизации. Именно эта интервенционистская ассимиляция, — которая намеренно ли­шает идентичности Восточные общества с тем, чтобы изменить их конфигурацию по более «прогрессивному» Западному об­разцу — может быть определена как ключевой аспект империа­лизма и нео-империализма. Но в свою очередь, то, что в первую очередь лежит в основе этой ассимиляции и является, пожалуй, ключевым свойством, которое связывает современную нео-им-периалистическую теорию с большей частью традиционных прототипов (представленных в ячейках 2 и 3) — это идея меж­дународного патернализма.

Обращаясь теперь к рассмотрению ячеек 5 и 6, я утверждаю, что данные ученые видят в международном патернализме дис­курс благотворительности, а не эксплуатацию или угнетение, где переходный субъект действует «от имени» слабого/низше­го объекта таким образом, который, якобы, недоступен для по­следнего. То, что практика такого вмешательства может иметь негативные непредвиденные последствия, к делу не относится. Большинство современных нео-империалистических теорий вызывают именно такие рассуждения, возвращаясь к либераль­ным мыслителям периода до 1945 года, которые приводили до­воды в пользу мягкой миссии воспитания на том основании, что только Запад может и должен поднять низшие народы/общества (и это Бремя Белого Человека). Та же логика лежит в основе большинства современных либеральных теорий МО, так, на­пример, в «Законе народов» (1999) Джона Ральфа, где он гово­рит о патерналистской «обязанности помочь» Третьему миру и «неблагополучным обществам» (или «диким обществам», как говорили в девятнадцатом веке). Во всех случаях ожидаемым результатом, в теории, по крайней мере, является улучшение благосостояния объектов вмешательства.

Таким образом, чтобы подвести итог этого обсуждения, из чего же состоит империалистическая теория, стоит отметить, что предположения о формальном территориальном контроле не являются обязательными, учитывая, что, как справедливо


утверждал Найл Фергюсон (2002, 2004) вслед за Галлахером и Робинсоном (1953), империя может выражаться как формально, так и неформально. Но, как я объясню ниже, многое зависит от того, как определяется неформальный империализм. На данный момент, тем не менее, в завершение я бы хотел отметить, что империалистическая теория может обозначать эксплуатацион­ный и/или репрессивный способ вмешательства, осуществля­емого через формальный либо через неформальный контроль, хотя в рамках большинства теорий МО она опирается на по­нятие интервенционистского патернализма; дискурс, который связывает теории Хобсона, Рейнха и Вильсона до 1945 года с теориями Роулза, Тезона и Нуссбаума после 1989 года. Таким образом, если читатель согласен с этим определением, то две последние категории (ячейки 5 и 6) могут быть приняты в каче­стве примеров империалистических/неоимпериалистических теорий. Это определение империалистической теории логиче­ски перетекает в мое определение анти-империалистической теории, где последнее отрицает то, что является, с его точки зрения, высокомерной патерналистской политикой имперского вмешательства. Это верно для анти-империалистических тео­рий, созданных до 1945 года Спенсером, Самнером, Джорда­ном и Блэром, находящихся на стороне научного расизма, как и анти-патерналистские евроцентристские теории Смита и Канта. Таким образом, тема «патернализм против анти-патер-нализма» является одной из ключевых разделительных линий между империалистической и анти-империалистической тео­рией, особенно в либерализме (как я продемонстрировал это в своей работе). Это определение может расцениваться как обо­снованное лишь некоторыми мыслителями, однако оно совсем не приживется среди постколонистов, которые настойчиво по­лагают, что все евроцентристские теории по своей сути импери­алистические. В сущности, евроцентристские ученые, как пра­вило, охватывают довольно узкое определение империализма, которое приурочено к вопросам принудительной эксплуатации и в значительной степени, хотя и не исключительно, формаль­