Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2319

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Абстрагируясь от этого, логическим следствием моего ут­верждения является следующее: дисциплина направлена на прославление и защиту западной цивилизации как высшего идеала и образца, на который стоит равняться в мировой по­литике; это означает принципиальный вызов укоренившимся убеждениям, одно из которых, в частности, касается гегемонии США, в том, что теория МО свободна от ценностных суждений


ценности по-настоящему важны, тем не менее, они всегда должны следовать, а не предшествовать позитивистскому анализу. В последующем выступлении он также произнес страстную и впечатляющую речь, касавшуюся множества нормативных проблем, которые включали в себя важность различных форм западной интервенции на «Юг». У меня сразу возник вопрос (хотя я и не осмелился его задать!): что если ценности, которых придерживаетесь вы и другие теоретики МО, исходят не из априорного позитивного метода свободы от ценностных суждений, а от базового евроцентристского метанарратива? Если это так, то претензия на научность/ рациональность, свободу от ценностных суждений просто не имеет права на дальнейшее существование. Хотя на самом деле мой риторический вопрос, как кажется, подтверждается страстными аргументами Кеохейна, что западный гуманитарный интервенционизм и программы структурной перестройки (приведем только два этих примера) были необходимы для того, чтобы изменить не-западный мир в сторону прогрессивного западного пути развития либерального капитализма и демократии. Он также добавил, отвечая более смелому, чем я, человеку, задавшему вопрос, что даже если это отдает нео-империалистским институционализмом, то все равно будет лучшим вариантом, чем альтернативная «политика злокачественного пренебрежения»25, которая просто не предоставляет отсталому Востоку привилегии в развитии по прогрессивному западному образцу!


и производит позитивное, универсальное объяснение мировой политики, которое применяется во всех ситуациях, несмотря на культурное и расовое различие. Выходит, что если посмотреть на проблему с позиции не евроцентризма, то большинство те­орий МО проводит ограниченный или местный анализ Запада, который маскируется под всеобщий.

3. «Миф о больших спорах» и переосмысление понятия столкновения в теории МО

Данный троп дисциплины заключается в том, что теория МО движется вперед посредством напряженных, но «здоро­вых» интеллектуальных столкновений, которые известны под названием «большие споры» и принимают форму манихейских героических сражений. Как считается, это и составляет фор­мирующую генеалогию дисциплины; таким образом, студенты могут получить представление о ней, всего лишь изучив эти великие битвы. Условно предполагается, что существовало три больших спора или даже четыре, если мы включим сюда так называемый «межпарадигмальный спор» 1970-х гг. Они вклю­чают в себя ряд дискуссий: между «реализмом и идеализмом» в межвоенный период26; между «историей и сайентизмом» в 1960-х гг.; между тремя лидирующими парадигмами в 1970-х гг. и между «позитивистами и постпозитивистами» в 1990-х гг. Мы не будем заострять здесь внимание на важности областей данных споров. Кроме того, я считаю, что если рассматривать эти дебаты с не евроцентристской точки зрения, то они пред­ставляются менее существенными и достаточно поверхностны­ми. Следствием моих аргументов является то, что за шумом и яростью манихейских «больших споров» скрывается гул бара­банов консенсуса практически всех сторон, касающихся защи­ты и прославления западной цивилизации в мировой политике. Более того, пока введение в дисциплину представляется через столкновение между радикально различными теориями, будь то


реализм, либерализм, марксизм или конструктивизм — выхо­дит, что при обзоре проблемы с не евроцентристской позиции, эти теории во многом проявляют незначительные отклонения от согласованного содержания евроцентристской темы.

4. «Миф суверенитета/анархии»

В частности, я полагаю, что империалистские евроцентрист-ские и расистские теории МО продвигают концепцию «фор­мальной иерархии», которые наделяют «гипер-суверенитетом» западные государства, а также отрицают суверенитет восточ­ной формы правления (например, в нео-империалистской те­ории МО после 1989 года) или предоставляют им «условный суверенитет», который может быть отменен, если не выполня­ются «цивилизационные» условия (например, в нео-империа-листской теории МО после 1945, а особенно после 1989 года). В отличие от анти-империалистских евроцентристских и ра­систских теорий МО, которые, как на первый взгляд кажется, уважают политическое самоопределение восточного устрой­ства, тем не менее, лишают его культурного самоопределения


Несомненно, фундаментальной аксиомой дисциплины яв­ляется то, что теория МО имеет дело с изучением и теорети-зацией отношений между суверенными государствами, суще­ствующими в анархическом мире. Также основополагающей аксиомой является, в частности, то, что анархия подразумевает суверенитет. Главная идея этой книги заключается в том, что все основные теории международных отношений последней четверти тысячелетия начинают свой анализ не с суверенного государства, а с социального анализа, где межгосударственные отношения являются производным от применения априорной концепции «социального стандарта цивилизации»27. Хотя и по-разному, теории МО по сути ориентированы на игровое поле юридически равноправных суверенных государств, но нерав­ное поле глобальной/цивилизационной иерархии и градации суверенитетов.


и требуют отказа от цивилизационной идентичности в пользу ассимиляции или культурного приспособления к западным ци-вилизационным нормам. Выходит, что западные государствам получают «полный суверенитет», в то время как восточному политическому устройству предоставляется лишь «ограничен­ный» или «неполный суверенитет». Таким образом, мы сталки­ваемся с концепцией «неофициальной иерархии» и градацией суверенитетов. Я уточняю эти вариации, поскольку они фор­мируют важную часть дискуссии, предпринимаемой в каждой главе (общее резюме представлено в 13 главе). В целом, идея о том, что теория МО связана с изучением и теоретизацией отно­шений между суверенными государствами, сосуществующими в анархическом мире, является четвертым мифом.

5. «Миф о глобализации»

«Мифом о глобализации» я не утверждаю то, что глобализации не существует. Я говорю здесь о совсем другом. В рамках дисциплины естественным образом предполагается, что проблема глобализации лишь недавно в той или иной форме стала занимать умы теоретиков. Но к своему удивлению я обнаружил, что во многих случаях, включая некоторых реалистов, теоретики МО с 1760 года делали значительный акцент на глобализации, даже если и использовали разные термины. Более того, я считаю, что глобализация была политически сконструирована различными способами. Таким образом, одно направление теории МО создает конструкт «глобализации как варварской угрозы», выраженный отчасти в расистском реализме и современном(после 1989 года) «западном реализме», расистском культурном реализме(до 1945 года) и евроцентристскомкультурном реализме (после 1989 года). Другое направление теории МО изобретает конструкт «глобализации как возможности для Запада переделать мир по западному образцу»: сюда входит патерналистский евроцентризм Маркса, Хобсона, Энджелла, Циммерна и Вульфа, а также либерально-империалистский наступательный расизм


Райнха, Ирланда, Сиджвика, Стронга, Вильсона и Кидда, а также в некоторых вариантах социалистических расизм/евроцентризм и в большей части расистский реализм. Примечательно, что этот троп находит свой современный эквивалент в манифесте патерналистского евроцентризма либеральной теории МО, включая сюда Ролза, Тесона, Фукуяму, Нуссбаума и многих других. Отметим, что с позиции не евроцентризма в рамках теории МО глобализация стала рассматриваться в качестве пятого мифа дисциплины относительно недавно, с тех пор, как он появился в той или иной форме в 1760 года.

6. «Миф теоретических великих традиций»

Этим я обращаюсь к позиции, которую ключевые теории — либерализм, реализм и марксизм — часто представляют с точки зрения антиисторических непрерывных «великих традиций», которые появились несколько столетий назад, если не тысячелетий в случае либерализма и реализма. На такое толкование умело ссылаются как на «эпическое представление» МО (Шмидт 1998a: гл.1). Так, например, реализм восходит к Тациту, затем обращается к Гоббсу и Макиавелли, чтобы достигнуть кульминации у Уолтса, Джилпина и Маршаймера, с помощью Кара и Моргентау. В процессе, все неоднородности становятся неотчетливыми, и каждый теоретик представляет изоморфные свойства. Ключевое изменение, которое я совершаю здесь, должно показать разнородные/полиморфные или разносторонние свойства главных теорий, в соответствии с чем, каждая теория формулируется в радикально различных и дискретных формах с течением времени — также как


Наконец, одним из ключевых результатов этой книги являет­ся неизбежность пересмотра всех главных теорий международ­ных отношений, что определенно приводит к альтернативным дискретным мировоззренческим концепциям, так как это нару­шает стандартную линейную идею относительно непрерывно­сти теоретических «великих традиций» сквозь время 28.