Файл: Левиафан выпуск 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

про — или анти-империалист, в зависимости от того, какое евроцентристское/расистское изложение используется (также см. главу 13 для полного обзора трех главных теорий МО).

Пещера: здесь будут драконы!

Итак, в свете всего этого я должен предупредить своего чита­теля, если он (она) еще не осознали, что путешествие в темную сторону теории МО, в прошлое и настоящее этой дисциплины, которое излагается в книге, не для малодушного и не для не­терпеливого! Для такого путешествия для повторного открытия потребуется передвигаться по огромному морю литературы, которой появилось так много, что мы можем назвать его так­же, как арабские моряки однажды назвали Атлантику, а именно «зеленое море тьмы», — в котором мы столкнемся со всеми ви­дами концептуальных драконов и странных существ, которые неизбежно противостоят самой идентичности дисциплины спо­собами, которые для некоторых читателей, несомненно, будут крайне неудобными и сложными. Действительно, такое путе-шествиеисследует темную сеть лабиринтов сырых подземных проходов и едва освещенных камер, которые существуют глу­боко под поверхностью теорий МО, в которых находят всевоз­можные лазейки, которые опускают исследователя в еще более глубокие скрытые камеры, каждая из которых в конечном итоге выявляет или отражает темную сторону того, что существует на поверхности. Есть даже случаи, когда изучение этих катакомб ведет в самую темную камеру, в которой находится портрет До­риана Грея, искаженное изображение которого обратно пропор­ционально четко очерченной фигуре, которая плавно дрейфует на поверхности при ярком свете дня. И именно в этом контексте важно обсуждение изображения обложки книги.

Известная как «Карта Мира в шутовском колпаке», эта очень загадочная картина была написана приблизительно в 1580 неиз­вестным живописцем (учитывая, что она проходит под именем Оронтеуса Финиуса, который на самом деле умер в 1555 году).


Изображение, можно сказать, работает на различных уров­нях смысла. Как отмечает один эксперт, шут является своего рода козлом отпущения, который притягивает к себе силы зла, безумия или неудачи, и, противостоя им, предотвращает их власть над обществом. [Как придворному шуту, ему] разреша­лось нарушать правила, говорить болезненные истины и из­деваться над власть имущими (Уитфилд 1994: 78). Применяя здесь некоторое интерпретационное право, мое использова­ние этой карты призвано передать не ту точку зрения, что мир сам по себе является совершенно иррациональным и опасным местом (значение, которое приписывает данной картине Уит-филд), но что различные европоцентристские концепции мира, найденные в рамках международной теории, в значительной степени в первую очередь создают это искаженное и зловещее изображение.

В 1974 году Арно Петерс создал свою радикальную проек­цию карты мира, которая стремилась исправить (европоцен­тристские) искажения, которыми страдают знаменитые карты Меркатора (а именно преувеличение Севера и недооценка раз­мера южных стран). Хотя идеальной карты мира не существу­ет, проекция Петерса/Петерса-Галла, конечно, свободна от ев­ропоцентристских искажений, обнаруженных у Меркатора. В любом случае, одна из самых веских причин для размещения «Карты Мира в шутовском колпаке» на обложке книги, это то, что размер северных континентов, особенно Северной Амери­ки и Европы, является даже более преувеличенным по отноше­нию к Южной Америке, Африке, Индии и Китаю, чем на карте Меркатора. Это важно потому, что такое искажение составляет самую суть видения мира, которая была построена европоцен­тристскими и расистскими теориями МО с 1760 по 2010 годы.

Чтобы завершить этот раздел, я заявляю, что идея книги может быть либо принята, так что мы можем двигаться вперед к подлинно светлому будущему, либо отвергнута неумолимо теми, кто предпочитает нападать на автора, а не интеллекту­


ально взаимодействовать с фактическими аргументами книги. Однако, в любом случае сопротивление идее, содержащейся в данной книге, послужит только тому, чтобы заморозить нас в существующем статус-кво европоцентристской теории и прак­тики МО, с его многочисленными сопутствующими проблема­ми, которые остаются нерешенными. И в качестве дополнения здесь следует отметить, что пока я буду использовать термины «Восток» и «Запад» на протяжении всей книги, это, несомнен­но, вызовет недоумение некоторых читателей и возражение, что Африка и Латинская Америка находятся географически не на Востоке, а на той же линии долготы, что Европа и Северная Америка соответственно. Но я использую эти термины потому, что они являются основополагающими в лексиконе евроцен-тризма/расизма и что, как таковые, они имеют значение вовсе не в географическом значении, но в идейном. Таким образом, в рамках евроцентризма и научного расизма, Восток и Запад являются концепциями, которые различаются не по географи­ческому признаку, но либо рациональностью/цивилизованно­стью, либо рациональностью/расовым разделением.

Определение империализма и анти-империализма в теории международных отношений

Теперь перейдем к финальной части концепции, с которой нужно ознакомиться перед тем, как начать наше путешествие. Помимо того, что свойства империализма и анти-империализ-ма занимают видное положение в этой работе, мне хотелось бы обозначить свою собственнуюконцепцию и определение и одновременно найти ключевую разделительную линию, кото­рая проходит между империалистической и анти-империали-стической теорией. В любом случае, это необходимо сделать, поскольку огромному объему литературы по империализму и анти-империализму в целом не хватает концептуальной точно­сти, в результате чего ученые часто не понимают друг друга, говоря об одной теме,таким образом, создавая всевозможную путаницу там, где на первый взгляд все кажется очевидным и


понятным.Впоследствии путаница усугубляется до такой сте­пени, что «империализм» становится весьма эмоциональным термином.

Здесь я противопоставлю два подхода к определению: «уз­кий евроцентристский» и «экспансивный постколониальный». Большинство современных евроцентристских теорий МО ох­ватывают узкое определение, которое дает большое простран­ство для маневра во время столкновения с империалистиче­ским надзором. Напротив, представители постколониальной теории стремятся полностью закрыть это пространство для ма­невра, предполагая, что евроцентризм по своей сути является империалистической, и используют чрезвычайно широкое или расширенное понятие империализма. Моя собственная пози­ция находится между этими двумя полюсами. Уточнение чув­ствительного, если не взрывного характера рассматриваемого вопроса, обязывает меня дать определение, которое, как я на­деюсь, будет принято моими читателями. Если же мое опреде­ление будет отклонено на этом моменте, то вся остальная часть книги потерпит крах после первого же препятствия. На рисунке 1.1 изображен концептуальный континуум, на котором указа­ны крайние понятия империализма, которые становится менее жесткими по мере движения вправо.

В ячейках 1-3 слева на рисунке 1.1 не дискуссионные, если дело касается определения империализма, поэтому консенсус может быть легко обеспечен. На первый взгляд общим является идея формального территориального контроля над колониями. Данная позиция изменяется от крайних принудительный (ячей­ка 1) до более мягких понятий «милостивой» патерналистской цивилизаторской миссии, которая влечет за собой формальный территориальный контроль и «культурное преобразование»


и

| Патернализм

Заметьте, что некоторые ученые описаны в более чем одной ячейке


Таблица 1.1 Континуум определений империализма, прошлое и настоящее


Ячейка 1

Ячейка 2

Ячейка 3

Ячейка 4

Ячейка 5

Ячейка 6

Формаль-

Формаль-

Формаль-

Нефор-

Нефор-

Нефор-

ная импе-

ная импе-

ная импе-

мальная

мальная

мальная

рия

рия

рия

либераль-

либераль-

либе-




ная импе-

ная импе-

ральная




рия

рия

империя

Полити-

Нацио-

Цивили-

Англо-

(R2P)

Универ-

че ск о е

нальная

заторская

саксон-

Обязан-

сализа-

подчине-

цивили-

миссия

ская геге-

ность за-

ция за-

ние, поли-

заторская

посред-

мония

щищать,

падной

тика сдер-

миссия/

ством


оберегать,

цивили-

живания,

культур-

междуна-


содей-

зации

покорение

ные пре-

родного


ствовать

и гло-

варваров

образова-

прави-


установ-

бальная


ния

тель-


лению де-

империя



ственного


мократии

либе-



протекто-


рально-



рата



демокра-






тическо-






го мира

Более насильственное

Менее насильственное

определение

определение

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Приме-






ры:

Гу м -

Кобден,

Хобсон,

Джил -

Слотер,


плович,

Брайт,

(Уилсон),

пин,

Икенбе-

(Ролз),

Ворд, Мэ-

Энджелл,

Буэл,

(Крас-

ри, (Те-

(Хелд),

хэн, Ма-

Милль,

Вульф,

нер),

сон), Уи-

(Тесон),

киндер,

Маркс,

Циммерн

Киндле-

лер, Рисс,

Фрид-

К.Пирсон,

Р ей н х,

(Краснер),

бергер,

Фин -

м ан,

Гит-

Ричи,

Хербст,

Каган,

немор,

Вольф,

лер, фон

Ирланд,

(Фукуяма)

Фергю-

(Ролз),

(Купер),

Тайтшке,

Сиджвик,


сон, Бзе-

(Хелд),

Руссетт,

Кидд,

(Уилсон)


жински,

Нуссбаум

Оуэн,

Спикман,



(Купер),


(Фукуя-

Хаусхо-



Игнатьев


ма)








Консенсус по определению Спор по определению


поэтому размещены в скобках.