ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2332
Скачиваний: 6
171
которые, согласно теории, выведут из строя радары дальнего
обнаружения и системы точного наведения, установленные
в глуби страны. Первоначальная «кампания по ослеплению»
должна быть поддержана более широкой воздушной и морской
атакой.
В среде китайских военных эта концепция вызвала бурю
негодования, в США ее раскритиковали из-за дороговизны, а
в странах Азии пришли к мнению, что подобный конфликт мо-
жет перерасти в ядерную войну. Тем не менее, несмотря на за-
верения Вашингтона о дружбе с Китаем на высоких встречах,
в этом году в США были проведены симуляционные игры, а
с партнерами из Южной Кореи, Японии и Филиппин военные
маневры на их территории, явно направленные против Китая.
Впрочем, в США есть сторонники и более умеренных мер,
выраженных термином «офшорное сдерживание» (синони-
мы — контроль и балансирование). Доктор Гэммс из Центра
стратегических исследований Национального Оборонного Уни-
верситета США ссылается на последнюю инструкцию Пента-
гона, где в отношении Китая указано, что США и Китай «име-
ют чрезвычайный интерес к миру и стабильности в Восточной
Азии и заинтересованы в создании совместных двусторонних
отношений».
Гэммс называет концепт «Сражение воздух-море» антите-
зисом стратегии и предлагает следующий вариант: «Согласно
предложению, «оффшорный контроль» позволяет снизить эска-
лацию и давление на лиц, принимающих решение, в то же время
уменьшая зависимость от космического и киберпространства и
сохраняя определенную прозрачность в условиях мира, кризи-
са и войны. Эта модель предназначена для замедления кризиса,
чтобы решения принимались не в течении секунд, а за недели.
Кроме того, «оффшорный контроль» предназначен для луч-
шего согласования стратегических требований с имеющимися в
наличии ресурсами, а также местом США и союзных войск, ис-
ходя из благоприятных тактических позиций, если дело дойдет
Савин Л. В.
Новая волна американской геополитики
172
до драки. И, наконец, эта модель предусматривает разрешение
конфликтов, которые не требуют безотлагательной «решаю-
щей» победы».
Завершая обзор новой американской политологической тер-
минологии, связанной с нашим соседом, необходимо отметить
еще один свежий неологизм — учрежденная или влиятельная
сила (Established Power). Он прозвучал на совместной конфе-
ренции с министром иностранных дел Китая Яном Цзечи 5 сен-
тября 2012 года из уст госсекретаря США Хиллари Клинтон,
которая задалась вопросом, что же произойдет, когда растущая
сила (Rising Power), т. е. Китай, встретится с США. В связи с
появлением дискуссий о грядущем упадке Соединенных Шта-
тов, возможно, что эта «учрежденная сила» как раз и заинте-
ресована в Китае в качестве донора для подпитывания своих
жизненных сил. Realpolitik однозначно указывает на то, что
происходит с одной силой, когда появляется другая.
Тем более, что Китай прекрасно осознает значение морского
могущества и стратегических коммуникаций. В качестве при-
мера можно привести цитату профессора Центра стратегиче-
ских исследований Пекинского университета аэронавтики и
астронавтики Чжана Ван Му из статьи «Sea Power и стратеги-
ческие перспективы Китая», опубликованную еще в 2006 году,
в которой рассматривались вопросы морской мощи, экономики
и безопасности Китая. Он отмечал, что «Sea Power определила
историческую судьбу народов… И Китай не является в этом ис-
ключением». Поэтому противостояние Китая и США в Тихоо-
кеанском регионе — это вопрос времени.
Стратегии в геополитической турбулентности
Савин Л. В.
ПЕРЕЛОМНЫЙ 2012-Й
Профессор Высшей военно-морской школы США и один
из авторов концепции сетевых войн Джон Аркилла в недавнем
выпуске издания «Foreign Policy» назвал свою статью до удив-
ления откровенно: «Да, Россия — это наш главный геополи-
тический враг»» (Yes, Russia Is Our Top Geopolitical Foe). Хотя
публикация была, в основном, посвящена оправданию резкого
высказывания Мита Ромни в адрес России и общим положе-
ниям геополитического противоборства сил суши и сил моря,
уходящим корнями еще в XIX век, стоит задуматься о возмож-
ных геополитических катаклизмах и роли внешних сил в новой
Большой Игре.
Если страны-соседи на Востоке — Украина и Беларусь —
являются для нас, в принципе, хорошо понятными игроками, то
ситуация в странах Центральной Азии более сложная.
В целом можно сказать, что 2012 год стал переломным в про-
цессе переформатирования стратегического ландшафта Азии.
И хотя основные события разворачиваются в юго-восточной
части континента, перемены неминуемо затронут и Централь-
ную Азию. США продолжают рассматривать этот удаленный
от береговой линии регион в качестве важного плацдарма для
контроля как над Тихим океаном, где идет перегруппировка во-
енных сил, так и над зоной Персидского залива, являющегося
тем самым «горлышком», от которого зависят мировые постав-
ки нефти.
Прежде всего, Вашингтон не упустит шанса «перекрыть
кислород» Пекину, точнее, поставки энергоресурсов из
174
Стратегии в геополитической турбулентности
Казахстана и Туркменистана, а также возможности манипуляций
в отношении проекта «Нового Шелкового Пути».
Это значит, что Белый дом будет играть и на китайских/анти-
китайских интересах.
Следует учесть и интересы других геополитических игро-
ков — Индии, Китая, Турции, стран Персидского залива и ЕС, а
также противоречия между государствами этого региона. Ины-
ми словами, будущее «мягкого подбрюшья Евразии», по опре-
делению Збигнева Бжезинского, рождается сейчас, и для его
формирования нужно учитывать ошибки прошлого.
Здесь достаточно вспомнить, как после распада Советского
Союза бывшая партийная номенклатура начала строить нацио-
нальные государства. Эффект «размораживания» привел тогда к
вооруженным конфликтам на этнической и религиозной почве.
(Особенно болезненно этот процесс проходил в Таджикистане.)
Неопределенность курса России в эпоху Ельцина также не да-
вала особого выбора постсоветским странам, которые обратили
свой взгляд на Запад и часто именно там находили поддержку.
Одновременно с политической и экономической помощью в
страны региона приходили и иностранные спецслужбы. Созда-
вались агентурные сети.
Здесь свили гнезда и радикальные исламисты. Развернули
свою деятельность западные неправительственные организа-
ции. И все эти структуры, хотя и разными методами, но привели
к снижению роли государства в странах региона. А ослабление
центральной власти неизбежно приводит к межэтническим тре-
ниям, которые, к сожалению, до сих пор происходят в регионе,
особенно в Ферганской долине.
Цветные революции, которые всколыхнули и Центральную
Азию, в первую очередь, Киргизию, заставили политическую
элиту стран региона пересмотреть свое отношение к безуслов-
ной поддержке «демократических реформ», более внимательно
относиться к геополитическим императивам. В Казахстане, на-
пример, были введены ограничения на выезд молодежи за ру-
175
Савин Л. В.
Переломный 2012-й
беж на учебу. Предпринять такие меры, как говорится, жизнь
заставила. После возвращения домой молодые люди начина-
ли пропагандировать либеральные ценности, что нередко шло
вразрез с интересами своей страны.
Вообще, Казахстан — это, пожалуй, единственное государ-
ство Центральной Азии которое изначально следовало геополи-
тическим принципам.
Нурсултан Назарбаев практически сразу же после распада
СССР предложил новую модель интеграции на постсоветском
пространстве. Остальные страны, можно сказать, действовали
реактивно, а Узбекистан во внешней политике вообще следовал
принципу изоляционизма.
К этому можно добавить, что США, решая в регионе свои
задачи, в том числе, по формированию агентурных сетей, тра-
диционно старались действовать дипломатическими методами.
Неформальная сторона внешней политики при этом была ими
упущена. Образовался разрыв, который сегодня вполне может
заполнить Россия, используя и межгосударственные институты,
например бизнес-структуры Шанхайской Организации Сотруд-
ничества. Вполне реально для укрепления экономического со-
трудничества применять и «мягкую силу». Таможенный Союз
и Евразийский Союз сами по себе могут вызвать позитивную
цепную реакцию. Так, Киргизия является очередным претен-
дентом на вступление в ТС.
Таджикистан присматривается к таможенному соглашению,
а министр иностранных дел Х. Захири заявил, что их страна
присоединится к Таможенному Союзу, если в него вступит Кир-
гизия.
Россия, судя по всему, правильно оценивает роль и значение
этого региона в реализации своих стратегических задач. Она
сделала очень важный шаг, выступив в качестве посредника
между странами региона в решении таких чувствительных
вопросов, как распределение водных ресурсов. 20 сентября с.г.
в Бишкеке были подписаны соглашения по гидроэнергетике