Файл: Левиафан выпуск 4.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2332

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

171

которые,  согласно  теории,  выведут  из  строя  радары  дальнего 

обнаружения  и  системы  точного  наведения,  установленные 

в  глуби  страны.  Первоначальная  «кампания  по  ослеплению» 

должна быть поддержана более широкой воздушной и морской 

атакой.

В  среде  китайских  военных  эта  концепция  вызвала  бурю 

негодования,  в  США  ее  раскритиковали  из-за  дороговизны,  а 

в странах Азии пришли к мнению, что подобный конфликт мо-

жет перерасти в ядерную войну. Тем не менее, несмотря на за-

верения Вашингтона о дружбе с Китаем на высоких встречах, 

в  этом  году  в  США  были  проведены  симуляционные  игры,  а 

с партнерами из Южной Кореи, Японии и Филиппин военные 

маневры на их территории, явно направленные против Китая.

Впрочем, в США есть сторонники и более умеренных мер, 

выраженных  термином  «офшорное  сдерживание»  (синони-

мы  —  контроль  и  балансирование).  Доктор  Гэммс  из  Центра 

стратегических исследований Национального Оборонного Уни-

верситета США ссылается на последнюю инструкцию Пента-

гона, где в отношении Китая указано, что США и Китай «име-

ют чрезвычайный интерес к миру и стабильности в Восточной 

Азии и заинтересованы в создании совместных двусторонних 

отношений».

Гэммс  называет  концепт  «Сражение  воздух-море»  антите-

зисом стратегии и предлагает следующий вариант: «Согласно 

предложению, «оффшорный контроль» позволяет снизить эска-

лацию и давление на лиц, принимающих решение, в то же время 

уменьшая зависимость от космического и киберпространства и 

сохраняя определенную прозрачность в условиях мира, кризи-

са и войны. Эта модель предназначена для замедления кризиса, 

чтобы решения принимались не в течении секунд, а за недели.

Кроме того, «оффшорный контроль» предназначен для луч-

шего согласования стратегических требований с имеющимися в 

наличии ресурсами, а также местом США и союзных войск, ис-

ходя из благоприятных тактических позиций, если дело дойдет 

Савин Л. В.

 Новая волна американской геополитики


background image

172

до драки. И, наконец, эта модель предусматривает разрешение 

конфликтов,  которые  не  требуют  безотлагательной  «решаю-

щей» победы».

Завершая обзор новой американской политологической тер-

минологии, связанной с нашим соседом, необходимо отметить 

еще один свежий неологизм — учрежденная или влиятельная 

сила (Established Power). Он прозвучал на совместной конфе-

ренции с министром иностранных дел Китая Яном Цзечи 5 сен-

тября 2012 года из уст госсекретаря США Хиллари Клинтон, 

которая задалась вопросом, что же произойдет, когда растущая 

сила (Rising Power), т. е. Китай, встретится с США. В связи с 

появлением дискуссий о грядущем упадке Соединенных Шта-

тов, возможно, что эта «учрежденная сила» как раз и заинте-

ресована  в  Китае  в  качестве  донора  для  подпитывания  своих 

жизненных  сил.  Realpolitik  однозначно  указывает  на  то,  что 

происходит с одной силой, когда появляется другая.

Тем более, что Китай прекрасно осознает значение морского 

могущества и стратегических коммуникаций. В качестве при-

мера  можно  привести  цитату  профессора  Центра  стратегиче-

ских  исследований  Пекинского  университета  аэронавтики  и 

астронавтики Чжана Ван Му из статьи «Sea Power и стратеги-

ческие перспективы Китая», опубликованную еще в 2006 году, 

в которой рассматривались вопросы морской мощи, экономики 

и безопасности Китая. Он отмечал, что «Sea Power определила 

историческую судьбу народов… И Китай не является в этом ис-

ключением». Поэтому противостояние Китая и США в Тихоо-

кеанском регионе — это вопрос времени.

Стратегии в геополитической турбулентности


background image

Савин Л. В.

ПЕРЕЛОМНЫЙ 2012-Й

Профессор  Высшей  военно-морской  школы  США  и  один 

из авторов концепции сетевых войн Джон Аркилла в недавнем 

выпуске издания «Foreign Policy» назвал свою статью до удив-

ления  откровенно:  «Да,  Россия  —  это  наш  главный  геополи-

тический враг»» (Yes, Russia Is Our Top Geopolitical Foe). Хотя 

публикация была, в основном, посвящена оправданию резкого 

высказывания  Мита  Ромни  в  адрес  России  и  общим  положе-

ниям геополитического противоборства сил суши и сил моря, 

уходящим корнями еще в XIX век, стоит задуматься о возмож-

ных геополитических катаклизмах и роли внешних сил в новой 

Большой Игре.

Если страны-соседи на Востоке — Украина и Беларусь — 

являются для нас, в принципе, хорошо понятными игроками, то 

ситуация в странах Центральной Азии более сложная.

В целом можно сказать, что 2012 год стал переломным в про-

цессе переформатирования стратегического ландшафта Азии.

И хотя основные события разворачиваются в юго-восточной 

части континента, перемены неминуемо затронут и Централь-

ную  Азию.  США  продолжают  рассматривать  этот  удаленный 

от береговой линии регион в качестве важного плацдарма для 

контроля как над Тихим океаном, где идет перегруппировка во-

енных сил, так и над зоной Персидского залива, являющегося 

тем самым «горлышком», от которого зависят мировые постав-

ки нефти.

Прежде  всего,  Вашингтон  не  упустит  шанса  «перекрыть 

кислород»  Пекину,  точнее,  поставки  энергоресурсов  из 


background image

174

Стратегии в геополитической турбулентности

Казахстана и Туркменистана, а также возможности манипуляций 

в отношении проекта «Нового Шелкового Пути».

Это значит, что Белый дом будет играть и на китайских/анти-

китайских интересах.

Следует  учесть  и  интересы  других  геополитических  игро-

ков — Индии, Китая, Турции, стран Персидского залива и ЕС, а 

также противоречия между государствами этого региона. Ины-

ми словами, будущее «мягкого подбрюшья Евразии», по опре-

делению  Збигнева  Бжезинского,  рождается  сейчас,  и  для  его 

формирования нужно учитывать ошибки прошлого.

Здесь достаточно вспомнить, как после распада Советского 

Союза бывшая партийная номенклатура начала строить нацио-

нальные государства. Эффект «размораживания» привел тогда к 

вооруженным конфликтам на этнической и религиозной почве. 

(Особенно болезненно этот процесс проходил в Таджикистане.) 

Неопределенность курса России в эпоху Ельцина также не да-

вала особого выбора постсоветским странам, которые обратили 

свой взгляд на Запад и часто именно там находили поддержку.

Одновременно с политической и экономической помощью в 

страны региона приходили и иностранные спецслужбы. Созда-

вались агентурные сети.

Здесь  свили  гнезда  и  радикальные  исламисты.  Развернули 

свою  деятельность  западные  неправительственные  организа-

ции. И все эти структуры, хотя и разными методами, но привели 

к снижению роли государства в странах региона. А ослабление 

центральной власти неизбежно приводит к межэтническим тре-

ниям, которые, к сожалению, до сих пор происходят в регионе, 

особенно в Ферганской долине.

Цветные революции, которые всколыхнули и Центральную 

Азию, в первую очередь, Киргизию, заставили политическую 

элиту стран региона пересмотреть свое отношение к безуслов-

ной поддержке «демократических реформ», более внимательно 

относиться к геополитическим императивам. В Казахстане, на-

пример, были введены ограничения на выезд молодежи за ру-


background image

175

Савин Л. В.

 Переломный 2012-й

беж на учебу. Предпринять такие меры, как говорится, жизнь 

заставила.  После  возвращения  домой  молодые  люди  начина-

ли пропагандировать либеральные ценности, что нередко шло 

вразрез с интересами своей страны.

Вообще, Казахстан — это, пожалуй, единственное государ-

ство Центральной Азии которое изначально следовало геополи-

тическим принципам.

Нурсултан  Назарбаев  практически  сразу  же  после  распада 

СССР предложил новую модель интеграции на постсоветском 

пространстве. Остальные страны, можно сказать, действовали 

реактивно, а Узбекистан во внешней политике вообще следовал 

принципу изоляционизма.

К этому можно добавить, что США, решая в регионе свои 

задачи, в том числе, по формированию агентурных сетей, тра-

диционно старались действовать дипломатическими методами. 

Неформальная сторона внешней политики при этом была ими 

упущена. Образовался разрыв, который сегодня вполне может 

заполнить Россия, используя и межгосударственные институты, 

например бизнес-структуры Шанхайской Организации Сотруд-

ничества. Вполне реально для укрепления экономического со-

трудничества применять и «мягкую силу». Таможенный Союз 

и Евразийский Союз сами по себе могут вызвать позитивную 

цепную  реакцию.  Так,  Киргизия  является  очередным  претен-

дентом на вступление в ТС.

Таджикистан присматривается к таможенному соглашению, 

а  министр  иностранных  дел  Х.  Захири  заявил,  что  их  страна 

присоединится к Таможенному Союзу, если в него вступит Кир-

гизия.

Россия, судя по всему, правильно оценивает роль и значение 

этого  региона  в  реализации  своих  стратегических  задач.  Она 

сделала  очень  важный  шаг,  выступив  в  качестве  посредника 

между  странами  региона  в  решении  таких  чувствительных 

вопросов, как распределение водных ресурсов. 20 сентября с.г. 

в  Бишкеке  были  подписаны  соглашения  по  гидроэнергетике