ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2348
Скачиваний: 6
176
между РФ и Киргизией, согласно которым российские компании
будут вовлечены в реализацию проектов Камбар-Атинской ГЭС-
2 и Верхне-Нарынского каскада. При этом глава РФ Владимир
Путин дал четко понять, что Москва заинтересована в выработке
адекватной системы взаимодействия, контроля и раздела
ресурсов, которая устроит все стороны. Ясно, что на данный
момент Бишкек получил серьезные преимущества перед
соседями, и следует ожидать, что Ташкент, Астана и Душанбе
(Рогунская ГЭС) присоединятся к выработке взаимовыгодной
водной стратегии региона.
Геополитическое значение газа, нефти, урана и редкоземель-
ных металлов, которыми обладают страны Центральной Азии,
также формирует интерес внешних сил к воздействию на реги-
он. Здесь особую роль играет Туркмения. Текущие соглашения
с Россией и Китаем по поставкам углеводородов на данный мо-
мент срывают планы Запада по принципиальной переориента-
ции Ашхабада в направлении ЕС через Турцию. В августе с.г.
Анкара уже выступила с инициативой подорвать монополию
России по транзиту газа в Европу, переключив на себя постав-
ки из Туркмении, а также из Азербайджана. США пока удается
манипулировать мнением лишь по вопросу газопровода Тур-
кменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, несмотря на то, что в
проекте принимают участие компании из Китая, Южной Кореи
и ОАЭ.
Важно отметить, что все актуальные вопросы решаются
системно. Размещение военной силы РФ и ликвидация чужо-
го (американского) присутствия также обсуждаются в текущих
переговорах.
Игорь Шувалов ранее сообщил, что с Таджикистаном прак-
тически согласован вопрос продления договора о размещении
201-й сухопутной дивизии (самой крупной базы РФ за рубе-
жом). Визит Президента РФ Владимира Путина в Душанбе 5
октября с.г. окончательно поставил точки над «i». Продление
аренды на 30 лет и статус неприкосновенности российских во-
Стратегии в геополитической турбулентности
177
еннослужащих — это серьезная дипломатическая победа Мо-
сквы. Кроме того, будет развиваться сотрудничество и в нефте-
газовой сфере — «Газпром» займется осваиванием газоносных
участков, а Таджикистан сможет покупать российские нефте-
продукты без пошлины. Более деликатные вопросы, связанные
с гидроэлектроэнергетикой, будут прорабатываться с учетом
интересов и других региональных игроков.
Кстати, в этом году Всемирный банк пытался оказать давле-
ние на руководство Таджикистана, обещая помощь в строитель-
стве Рогунской ГЭС «в обмен на изгнание российской базы».
Не получилось!
В Киргизии Россия также сохранит свое присутствие, а это
четыре объекта — центр военной связи, база подводных испы-
таний, радиосейсмическая лаборатория и авиабаза. Более того,
они будут интегрированы и усилены, что в ситуации опера-
тивного обмена информацией и нестабильностью в соседнем
Афганистане будет способствовать контролю над обстановкой,
прежде всего, в самой Киргизии. И хотя Россия, со своей сторо-
ны, спишет часть киргизского долга, в данном случае геополи-
тические интересы важнее экономических. Поэтому продуман-
ные стратегические шаги в отношении каждого актора региона
и политическая воля будут играть важную роль и для будущего
региона, и для России, в том числе в вопросах безопасности.
К важнейшим угрозам здесь нужно отнести как рост воин-
ствующего исламизма, так и проблему наркотрафика, который,
главным образом, направлен в нашу страну. В этом отношении
дополнительную роль может сыграть ОДКБ как межгосудар-
ственная структура. Генеральный секретарь этой организа-
ции Николай Бордюжа на координационном совещании пред-
седателей комитетов по обороне и безопасности парламентов
стран ОДКБ 18 сентября с.г. в Армении уже заявил о необходи-
мости укрепления военной составляющей ОДКБ через ее ре-
формирование.
Савин Л. В.
Переломный 2012-й
178
Предложение Н. Бордюжи состояло в объединении всех
существующих компонентов — миротворческих сил, КСОР,
двусторонних группировок, сил быстрого развертывания в
Центрально-Азиатском регионе с включением коллективного
авиационного компонента.
Такое военное присутствие будет являться серьезным сдер-
живающим фактором как от возможной агрессии извне, так
и для попыток дестабилизации изнутри. Страны-соседи Цен-
трально-Азиатского региона также могут быть вовлечены в
конструктивный процесс, связанный с общей безопасностью.
Это, в первую очередь Иран, Китай и Индия. Евразийская дуга
нестабильности хотя и затрагивает Центральную Азию, однако
управляемый извне хаос можно пресечь, тем более, что у его
основного источника за океаном назрели свои серьезные про-
блемы.
Есть еще ряд других вопросов, которые требуют особых ре-
шений. Например, те же деструктивные сети, представляющие
собой сложную смесь экстремистов-салафитов, агентов запад-
ных спецслужб, зарубежных неправительственных организа-
ций, расплодившихся в Центральной Азии, нельзя подавить
только авторитарными методами. Хотя опыт России по борьбе с
терроризмом и экстремизмом салафитского толка на Северном
Кавказе, с определенными корректировками, может быть впол-
не применим и в Узбекистане, и в Казахстане, где в последнее
время происходят всплески насилия. Нужны и свои контрсети,
действующие по современной логике (без иерархии, жесткой
структуры и четких ограничений) и с учетом местной специфи-
ки.
События в Киргизии также свидетельствуют о возможной де-
стабилизации республики, которая может затронуть и соседние
страны. Более того, после вывода войск НАТО из Афганистана
есть угроза заполнения образовавшегося вакуума радикальны-
ми политическими силами типа «Талибан», а также увеличения
наркотрафика в сторону Российской Федерации. Следователь-
Стратегии в геополитической турбулентности
179
но, усиление региональной безопасности при участии России,
подразумевающее тесное сотрудничество по вопросам анти-
терроризма, контрабанды и контроля границ, является одним из
императивов для всех государств Центральной Азии.
Что касается методов «мягкой силы», то культурной и эко-
номической составляющих будет мало. Поощрение изучения
русского языка, пожалуй, является постоянной стратегиче-
ской задачей, однако в странах Центральной Азии и так пока
понимают «великий и могучий». Его знание подразумевает не
только возможность временного трудоустройства в России, что
в последнее время стало источником единственного и стабиль-
ного дохода для многих граждан Таджикистана, Киргизии и Уз-
бекистана, но и причастность к элите, как было на протяжении
всей советской истории.
Необходимо учитывать и новую природу взаимоотношений
в Центральной Азии, где происходит динамическое смешение
местных акторов, которые переосмысливают свою роль как на
горизонтальном, так и на вертикальном уровне стратегических
осей.
Экономические проекты вроде «Нового Шелкового Пути»
также могут способствовать широкой интеграции. Как вариант,
можно объединить патриотические силы нескольких стран для
выявления экстремистских элементов и противодействия им, а
также для выработки контркредо, т.е. конструктивной полити-
ческой программы действий. (Упомянутый ранее Бжезинский
не случайно назвал контркредо основной угрозой США в кон-
тексте роста антиглобалистских настроений по всему миру.)
Для выстраивания адекватных векторов должна анализиро-
ваться и дипломатия других стран в постсоветских республи-
ках. Например, усилившееся туркмено-китайское сотрудни-
чество в области энергоресурсов и инвестиций, тесные связи
Узбекистана и Афганистана, поступательное проникновение
Индии в Таджикистан.
Савин Л. В.
Переломный 2012-й
180
Все эти факторы тоже можно использовать с определенной
стратегической выгодой для России.
Гибкое балансирование, направленное на создание взаи-
мосвязанных микро-полюсов, которыми могут быть родовые
кланы, политические силы и всевозможные интеграционные
проекты, входящих в общее Большое интегрированное про-
странство Евразии региональных игроков, всесторонний учет
сетевой природы и номадической культуры нынешних регио-
нальных социумов, сохраняющих преемственность кочевых
традиций, — залог успешной внешней политики России в Цен-
тральной Азии.
Стратегии в геополитической турбулентности