ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2223
Скачиваний: 2
до драки. И, наконец, эта модель предусматривает разрешение конфликтов, которые не требуют безотлагательной «решающей» победы».
Завершая обзор новой американской политологической терминологии, связанной с нашим соседом, необходимо отметить еще один свежий неологизм — учрежденная или влиятельная сила (Established Power). Он прозвучал на совместной конференции с министром иностранных дел Китая Яном Цзечи 5 сентября 2012 года из уст госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая задалась вопросом, что же произойдет, когда растущая сила (Rising Power), т. е. Китай, встретится с США. В связи с появлением дискуссий о грядущем упадке Соединенных Штатов, возможно, что эта «учрежденная сила» как раз и заинтересована в Китае в качестве донора для подпитывания своих жизненных сил. Realpolitik однозначно указывает на то, что происходит с одной силой, когда появляется другая.
Тем более, что Китай прекрасно осознает значение морского могущества и стратегических коммуникаций. В качестве примера можно привести цитату профессора Центра стратегических исследований Пекинского университета аэронавтики и астронавтики Чжана Ван Му из статьи «Sea Power и стратегические перспективы Китая», опубликованную еще в 2006 году, в которой рассматривались вопросы морской мощи, экономики и безопасности Китая. Он отмечал, что «Sea Power определила историческую судьбу народов... И Китай не является в этом исключением». Поэтому противостояние Китая и США в Тихоокеанском регионе — это вопрос времени.
Савин Л. В.
ПЕРЕЛОМНЫЙ 2012-Й
Профессор Высшей военно-морской школы США и один из авторов концепции сетевых войн Джон Аркилла в недавнем выпуске издания «Foreign Policy» назвал свою статью до удивления откровенно: «Да, Россия — это наш главный геополитический враг»» (Yes, Russia Is Our Top Geopolitical Foe). Хотя публикация была, в основном, посвящена оправданию резкого высказывания Мита Ромни в адрес России и общим положениям геополитического противоборства сил суши и сил моря, уходящим корнями еще в XIX век, стоит задуматься о возможных геополитических катаклизмах и роли внешних сил в новой Большой Игре.
Если страны-соседи на Востоке — Украина и Беларусь — являются для нас, в принципе, хорошо понятными игроками, то ситуация в странах Центральной Азии более сложная.
В целом можно сказать, что 2012 год стал переломным в процессе переформатирования стратегического ландшафта Азии.
И хотя основные события разворачиваются в юго-восточной части континента, перемены неминуемо затронут и Центральную Азию. США продолжают рассматривать этот удаленный от береговой линии регион в качестве важного плацдарма для контроля как над Тихим океаном, где идет перегруппировка военных сил, так и над зоной Персидского залива, являющегося тем самым «горлышком», от которого зависят мировые поставки нефти.
Прежде всего, Вашингтон не упустит шанса «перекрыть кислород» Пекину, точнее, поставки энергоресурсов из
Казахстана и Туркменистана, а также возможности манипуляций в отношении проекта «Нового Шелкового Пути».
Это значит, что Белый дом будет играть и на китайских/антикитайских интересах.
Следует учесть и интересы других геополитических игроков — Индии, Китая, Турции, стран Персидского залива и ЕС, а также противоречия между государствами этого региона. Иными словами, будущее «мягкого подбрюшья Евразии», по определению Збигнева Бжезинского, рождается сейчас, и для его формирования нужно учитывать ошибки прошлого.
Здесь достаточно вспомнить, как после распада Советского Союза бывшая партийная номенклатура начала строить национальные государства. Эффект «размораживания» привел тогда к вооруженным конфликтам на этнической и религиозной почве. (Особенно болезненно этот процесс проходил в Таджикистане.) Неопределенность курса России в эпоху Ельцина также не давала особого выбора постсоветским странам, которые обратили свой взгляд на Запад и часто именно там находили поддержку.
Одновременно с политической и экономической помощью в страны региона приходили и иностранные спецслужбы. Создавались агентурные сети.
Здесь свили гнезда и радикальные исламисты. Развернули свою деятельность западные неправительственные организации. И все эти структуры, хотя и разными методами, но привели к снижению роли государства в странах региона. А ослабление центральной власти неизбежно приводит к межэтническим трениям, которые, к сожалению, до сих пор происходят в регионе, особенно в Ферганской долине.
Цветные революции, которые всколыхнули и Центральную Азию, в первую очередь, Киргизию, заставили политическую элиту стран региона пересмотреть свое отношение к безусловной поддержке «демократических реформ», более внимательно относиться к геополитическим императивам. В Казахстане, например, были введены ограничения на выезд молодежи за ру
беж на учебу. Предпринять такие меры, как говорится, жизнь заставила. После возвращения домой молодые люди начинали пропагандировать либеральные ценности, что нередко шло вразрез с интересами своей страны.
Вообще, Казахстан — это, пожалуй, единственное государство Центральной Азии которое изначально следовало геополитическим принципам.
Нурсултан Назарбаев практически сразу же после распада СССР предложил новую модель интеграции на постсоветском пространстве. Остальные страны, можно сказать, действовали реактивно, а Узбекистан во внешней политике вообще следовал принципу изоляционизма.
К этому можно добавить, что США, решая в регионе свои задачи, в том числе, по формированию агентурных сетей, традиционно старались действовать дипломатическими методами. Неформальная сторона внешней политики при этом была ими упущена. Образовался разрыв, который сегодня вполне может заполнить Россия, используя и межгосударственные институты, например бизнес-структуры Шанхайской Организации Сотрудничества. Вполне реально для укрепления экономического сотрудничества применять и «мягкую силу». Таможенный Союз и Евразийский Союз сами по себе могут вызвать позитивную цепную реакцию. Так, Киргизия является очередным претендентом на вступление в ТС.
Таджикистан присматривается к таможенному соглашению, а министр иностранных дел Х. Захири заявил, что их страна присоединится к Таможенному Союзу, если в него вступит Киргизия.
Россия, судя по всему, правильно оценивает роль и значение этого региона в реализации своих стратегических задач. Она сделала очень важный шаг, выступив в качестве посредника между странами региона в решении таких чувствительных вопросов, как распределение водных ресурсов. 20 сентября с.г. в Бишкеке были подписаны соглашения по гидроэнергетике
между РФ и Киргизией, согласно которым российские компании будут вовлечены в реализацию проектов Камбар-Атинской ГЭС-2 и Верхне-Нарынского каскада. При этом глава РФ Владимир Путин дал четко понять, что Москва заинтересована в выработке адекватной системы взаимодействия, контроля и раздела ресурсов, которая устроит все стороны. Ясно, что на данный момент Бишкек получил серьезные преимущества перед соседями, и следует ожидать, что Ташкент, Астана и Душанбе (Рогунская ГЭС) присоединятся к выработке взаимовыгодной водной стратегии региона.
Геополитическое значение газа, нефти, урана и редкоземельных металлов, которыми обладают страны Центральной Азии, также формирует интерес внешних сил к воздействию на регион. Здесь особую роль играет Туркмения. Текущие соглашения с Россией и Китаем по поставкам углеводородов на данный момент срывают планы Запада по принципиальной переориентации Ашхабада в направлении ЕС через Турцию. В августе с.г. Анкара уже выступила с инициативой подорвать монополию России по транзиту газа в Европу, переключив на себя поставки из Туркмении, а также из Азербайджана. США пока удается манипулировать мнением лишь по вопросу газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, несмотря на то, что в проекте принимают участие компании из Китая, Южной Кореи
и ОАЭ.
Важно отметить, что все актуальные вопросы решаются системно. Размещение военной силы РФ и ликвидация чужого (американского) присутствия также обсуждаются в текущих переговорах.
Игорь Шувалов ранее сообщил, что с Таджикистаном практически согласован вопрос продления договора о размещении 201-й сухопутной дивизии (самой крупной базы РФ за рубежом). Визит Президента РФ Владимира Путина в Душанбе 5 октября с.г. окончательно поставил точки над Продление аренды на 30 лет и статус неприкосновенности российских во