Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

до драки. И, наконец, эта модель предусматривает разрешение конфликтов, которые не требуют безотлагательной «решаю­щей» победы».

Завершая обзор новой американской политологической тер­минологии, связанной с нашим соседом, необходимо отметить еще один свежий неологизм — учрежденная или влиятельная сила (Established Power). Он прозвучал на совместной конфе­ренции с министром иностранных дел Китая Яном Цзечи 5 сен­тября 2012 года из уст госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая задалась вопросом, что же произойдет, когда растущая сила (Rising Power), т. е. Китай, встретится с США. В связи с появлением дискуссий о грядущем упадке Соединенных Шта­тов, возможно, что эта «учрежденная сила» как раз и заинте­ресована в Китае в качестве донора для подпитывания своих жизненных сил. Realpolitik однозначно указывает на то, что происходит с одной силой, когда появляется другая.

Тем более, что Китай прекрасно осознает значение морского могущества и стратегических коммуникаций. В качестве при­мера можно привести цитату профессора Центра стратегиче­ских исследований Пекинского университета аэронавтики и астронавтики Чжана Ван Му из статьи «Sea Power и стратеги­ческие перспективы Китая», опубликованную еще в 2006 году, в которой рассматривались вопросы морской мощи, экономики и безопасности Китая. Он отмечал, что «Sea Power определила историческую судьбу народов... И Китай не является в этом ис­ключением». Поэтому противостояние Китая и США в Тихоо­кеанском регионе — это вопрос времени.


Савин Л. В.


ПЕРЕЛОМНЫЙ 2012-Й


Профессор Высшей военно-морской школы США и один из авторов концепции сетевых войн Джон Аркилла в недавнем выпуске издания «Foreign Policy» назвал свою статью до удив­ления откровенно: «Да, Россия — это наш главный геополи­тический враг»» (Yes, Russia Is Our Top Geopolitical Foe). Хотя публикация была, в основном, посвящена оправданию резкого высказывания Мита Ромни в адрес России и общим положе­ниям геополитического противоборства сил суши и сил моря, уходящим корнями еще в XIX век, стоит задуматься о возмож­ных геополитических катаклизмах и роли внешних сил в новой Большой Игре.

Если страны-соседи на Востоке — Украина и Беларусь — являются для нас, в принципе, хорошо понятными игроками, то ситуация в странах Центральной Азии более сложная.

В целом можно сказать, что 2012 год стал переломным в про­цессе переформатирования стратегического ландшафта Азии.

И хотя основные события разворачиваются в юго-восточной части континента, перемены неминуемо затронут и Централь­ную Азию. США продолжают рассматривать этот удаленный от береговой линии регион в качестве важного плацдарма для контроля как над Тихим океаном, где идет перегруппировка во­енных сил, так и над зоной Персидского залива, являющегося тем самым «горлышком», от которого зависят мировые постав­ки нефти.

Прежде всего, Вашингтон не упустит шанса «перекрыть кислород»      Пекину,      точнее,      поставки      энергоресурсов из


Казахстана и Туркменистана, а также возможности манипуляций в отношении проекта «Нового Шелкового Пути».

Это значит, что Белый дом будет играть и на китайских/анти­китайских интересах.

Следует учесть и интересы других геополитических игро­ков — Индии, Китая, Турции, стран Персидского залива и ЕС, а также противоречия между государствами этого региона. Ины­ми словами, будущее «мягкого подбрюшья Евразии», по опре­делению Збигнева Бжезинского, рождается сейчас, и для его формирования нужно учитывать ошибки прошлого.

Здесь достаточно вспомнить, как после распада Советского Союза бывшая партийная номенклатура начала строить нацио­нальные государства. Эффект «размораживания» привел тогда к вооруженным конфликтам на этнической и религиозной почве. (Особенно болезненно этот процесс проходил в Таджикистане.) Неопределенность курса России в эпоху Ельцина также не да­вала особого выбора постсоветским странам, которые обратили свой взгляд на Запад и часто именно там находили поддержку.

Одновременно с политической и экономической помощью в страны региона приходили и иностранные спецслужбы. Созда­вались агентурные сети.

Здесь свили гнезда и радикальные исламисты. Развернули свою деятельность западные неправительственные организа­ции. И все эти структуры, хотя и разными методами, но привели к снижению роли государства в странах региона. А ослабление центральной власти неизбежно приводит к межэтническим тре­ниям, которые, к сожалению, до сих пор происходят в регионе, особенно в Ферганской долине.

Цветные революции, которые всколыхнули и Центральную Азию, в первую очередь, Киргизию, заставили политическую элиту стран региона пересмотреть свое отношение к безуслов­ной поддержке «демократических реформ», более внимательно относиться к геополитическим императивам. В Казахстане, на­пример, были введены ограничения на выезд молодежи за ру­


беж на учебу. Предпринять такие меры, как говорится, жизнь заставила. После возвращения домой молодые люди начина­ли пропагандировать либеральные ценности, что нередко шло вразрез с интересами своей страны.

Вообще, Казахстан — это, пожалуй, единственное государ­ство Центральной Азии которое изначально следовало геополи­тическим принципам.

Нурсултан Назарбаев практически сразу же после распада СССР предложил новую модель интеграции на постсоветском пространстве. Остальные страны, можно сказать, действовали реактивно, а Узбекистан во внешней политике вообще следовал принципу изоляционизма.

К этому можно добавить, что США, решая в регионе свои задачи, в том числе, по формированию агентурных сетей, тра­диционно старались действовать дипломатическими методами. Неформальная сторона внешней политики при этом была ими упущена. Образовался разрыв, который сегодня вполне может заполнить Россия, используя и межгосударственные институты, например бизнес-структуры Шанхайской Организации Сотруд­ничества. Вполне реально для укрепления экономического со­трудничества применять и «мягкую силу». Таможенный Союз и Евразийский Союз сами по себе могут вызвать позитивную цепную реакцию. Так, Киргизия является очередным претен­дентом на вступление в ТС.

Таджикистан присматривается к таможенному соглашению, а министр иностранных дел Х. Захири заявил, что их страна присоединится к Таможенному Союзу, если в него вступит Кир­гизия.

Россия, судя по всему, правильно оценивает роль и значение этого региона в реализации своих стратегических задач. Она сделала очень важный шаг, выступив в качестве посредника между странами региона в решении таких чувствительных вопросов, как распределение водных ресурсов. 20 сентября с.г. в Бишкеке были подписаны соглашения по гидроэнергетике


между РФ и Киргизией, согласно которым российские компании будут вовлечены в реализацию проектов Камбар-Атинской ГЭС-2 и Верхне-Нарынского каскада. При этом глава РФ Владимир Путин дал четко понять, что Москва заинтересована в выработке адекватной системы взаимодействия, контроля и раздела ресурсов, которая устроит все стороны. Ясно, что на данный момент Бишкек получил серьезные преимущества перед соседями, и следует ожидать, что Ташкент, Астана и Душанбе (Рогунская ГЭС) присоединятся к выработке взаимовыгодной водной стратегии региона.

Геополитическое значение газа, нефти, урана и редкоземель­ных металлов, которыми обладают страны Центральной Азии, также формирует интерес внешних сил к воздействию на реги­он. Здесь особую роль играет Туркмения. Текущие соглашения с Россией и Китаем по поставкам углеводородов на данный мо­мент срывают планы Запада по принципиальной переориента­ции Ашхабада в направлении ЕС через Турцию. В августе с.г. Анкара уже выступила с инициативой подорвать монополию России по транзиту газа в Европу, переключив на себя постав­ки из Туркмении, а также из Азербайджана. США пока удается манипулировать мнением лишь по вопросу газопровода Тур­кменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, несмотря на то, что в проекте принимают участие компании из Китая, Южной Кореи

и ОАЭ.

Важно отметить, что все актуальные вопросы решаются системно. Размещение военной силы РФ и ликвидация чужо­го (американского) присутствия также обсуждаются в текущих переговорах.

Игорь Шувалов ранее сообщил, что с Таджикистаном прак­тически согласован вопрос продления договора о размещении 201-й сухопутной дивизии (самой крупной базы РФ за рубе­жом). Визит Президента РФ Владимира Путина в Душанбе 5 октября с.г. окончательно поставил точки над Продление аренды на 30 лет и статус неприкосновенности российских во­